Совершенствование профессиональной готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к работе в условиях инклюзивного образования
Котова Г. Л.,
кандидат педагогических наук, руководитель научного отдела АНО НМЦ «СУВАГ», Москва, Россия,
Ильяшенко Е. Г.
кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник АНО НМЦ «СУВАГ», Москва, Россия,
Малышев К. В.,
кандидат философских наук, научный сотрудник Департамента науки и инноваций ФГБОУВПОМГГУ им. М.А. Шолохова,
Москва, Россия,
Аннотация: В статье определены направления совершенствования повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций, способствующие формированию их профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изменения в российском образовании, произошедшие за последнее двадцатилетие, смена подходов и парадигм, появление на отечественном образовательном поле новых феноменов, таких как инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, диктуют необходимость совершенствования и повышения качества подготовки педагогических кадров.
Мониторинг состояния и развития образовательных организаций, проведенный в рамках реализации проекта «Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с современными требованиями модернизации образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, показал, что, повторяя ошибку США 70-х - 80-х годов ХХ в., отечественная образовательная инклюзия развивается сегодня без серьезной специальной подготовки педагогов, психологов и специалистов системы образования к работе в условиях инклюзивного образования. Педвузы и педколледжи не владеют сегодня технологиями подготовки к работе в условиях инклюзивного образования ни учителей массовой школы, ни специальных педагогов, ни педагогов дошкольных образовательных организаций.
В настоящее время актуализируется проблема совершенствования профессиональной готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования.
Профессиональная готовность как готовность к конкретной профессиональной деятельности определяется сущностью свойств и состояний личности; это не набор определенных качеств личности, а интегративная характеристика, где личностные качества находятся в динамическом взаимодействии друг с другом и психическими
состояниями.
К проблеме профессиональной готовности и подготовки педагога в разное время и с различных позиций в своих работах обращались С.Н. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалева, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе и др. Так, В.А. Сластенин рассматривает подготовку педагога через его «установку на работу в школе», «сформированность профессионально-значимых качеств личности», «соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности» (Сластенин В.А., 2014, с. 29). Профессиональная готовность, по его мнению, имеет статус целевого ориентира профессиональной подготовки и является условием обеспечения качества педагогической деятельности специалиста.
Рассматривая содержание профессиональной готовности педагогов, можно утверждать, что говорить об отвечающем определенным требованиям уровне профессиональной подготовки педагога можно только при наличии у него соответствующих знаний, умений, сформированности внутреннего мира личности (его способностей, представлений о самом себе, своих профессиональных качествах, результатах собственной деятельности).
Требования к педагогу дошкольной образовательной организации, работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе образовательной инклюзии, складываются из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, включающих набор профессиональных компетенций (дидактические, коммуникативные, перцептивные, организаторские компетенции, выражающиеся в способности стимулировать развитие познавательных интересов воспитанников, устанавливать педагогически целесообразные отношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, планировать образовательную деятельность, познавать и объективно оценивать педагогические ситуации процессы).
Результаты исследований, проведенных в рамках проектов ФЦПРО на 2011-2015 гг., свидетельствуют, что новые задачи и направления развития образования обусловливают особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов (Коростелев Б.А., Ильяшенко Е.Г., 2014., с. 7).
Успех внедрения и результативности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в значительной степени зависит от мастерства педагогов, от максимального и полного проявления ими своих возможностей и способностей, от оптимального выбора каждым педагогической технологии, наиболее соответствующей его индивидуальным особенностям (Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л., 2014, с. 5-6).
Современная ситуация требует от педагога постоянной работы по повышению профессиональной компетентности, а именно:
- повышения уровня психолого-педагогической культуры;
- развития новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;
- совершенствования процесса самопознания и рефлексии;
- профилактики «синдрома эмоционального выгорания»;
- формирования мировоззренческих и деятельностных основ личностно ориентированного взаимодействия учителя с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса и т.д.
Педагогический процесс в современной дошкольной образовательной организации -это процесс, ориентированный на идеи субъектности, диалогичности, гуманности и гуманитарности, принципы здоровьесбережения, культуро-, природо-, социобразности и сопровождения ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира (О.С. Газман, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Н.Н. Михайлова, С.Ф. Юсфин и др.). Успешность реализации обозначенных идей зависит от готовности педагога к качественному выбору из существующего многообразия содержания и способов организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами
педагогического процесса и моделей построения развивающей среды.
Эффективное внедрение инклюзивного образования немыслимо без психологической готовности педагогов к использованию инклюзивных подходов и средств в своей профессиональной деятельности.
Психологическая готовность к деятельности в условиях образовательной инклюзии - важнейшее качество педагога, без которого невозможно достичь ни эффективности инклюзивного образования, ни высокого уровня педагогического мастерства.
Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзии можно определить как целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание принципов образовательной инклюзии, способов их применения в практике дошкольного образования), аффективного (положительное отношение к инклюзии, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельностного компонентов.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Особую значимость для правильной организации инклюзивного образовательного процесса имеет самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость, позволяющие предупредить конфликтные ситуации в отношениях между воспитанниками, между детьми и педагогом.
Важнейшей составляющей психологической готовности педагога, работающего в инклюзивном детском саду, безусловно, является готовность к оказанию помощи как интегральное личностное качество, включающее толерантность, милосердие, умение сопереживать (эмпатию), педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, рефлексию, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения (педагогическая интуиция); креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической деятельности.
В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который, является стержневым, своего рода направляющим образованием. Мотивация выступает как ведущий фактор, поскольку реализация деятельности, умений, знаний возможны только при наличии мотива и смысла. При этом следует учитывать, что наличие мотивационной готовности само по себе не говорит о наличии психологической готовности к деятельности, но существование последней невозможно без первой.
Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности. Потребность в том или ином виде деятельности, в организации социального взаимодействия в профессиональной среде, в совершенствовании личности как специалиста с целью реализации потребностей в творческой деятельности представляет собой активный стимул развития личности в целом, в том числе и средствами профессии.
Под «мотивационной готовностью» следует понимать готовность личности педагога к трансформации деятельности, изменению мотивов, определяющих эту деятельность при встрече со значимой информацией. Именно в мотивационной готовности к восприятию определенной информации, в том числе и диагностической, проявляется борьба личности за расширение того, что составляет для нее реальность и
действительность.
Исходя из вышеизложенного, психологическую готовность педагогов к реализации инклюзивного образования можно определить как комплексное состояние личности, основанное на ее психологических, нравственных и профессиональных качествах, обеспечивающее полноценную способность педагога реализовывать инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях.
Признаками психологической готовности педагога к реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста являются:
- наличие потребностей, целей в определенном виде деятельности;
- уверенность в своих силах;
- достаточный уровень работоспособности;
- своевременное реагирование на изменение условий деятельности;
- определенная направленность и управляемость психической деятельностью при выполнении необходимых действий;
- готовность к оказанию помощи и поддержки.
Охарактеризуем уровни психологической готовности педагогов к внедрению инклюзивного обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:
К высокому уровню можно отнести наличие самоактуализации личности, способность субъекта реализовывать свои ценности в поведении, высокую степень независимости ценностей и поведения личности от воздействия извне, гибкость поведения, коммуникабельность, высокий уровень креативности, высокую адаптивность к новым условиям, высокий уровень мотивации к успеху, склонность к риску, наличие сформированных знаний, умений в сфере инноваций.
Средний уровень психологической готовности отличают средний уровень мотивации личности к успеху, склонность к риску, средняя степень креативности, способность к адаптации, наличие базовых знаний и умений в сфере инноваций, средний творческий потенциал, средняя степень самоактуализации.
К низкому уровню относятся низкий уровень мотивации личности к успеху, отсутствие или низкая степень склонности к риску, невыраженный творческий потенциал, отсутствие или низкий уровень знаний, умений в области инноваций, низкая способность к адаптации, зависимость ценностей поведения от внешнего влияния, начальная степень самоактуализации, инертность, отсутствие стремления к приобретению новых знаний.
Повышению уровня психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации будут способствовать следующие педагогические условия:
1) выбор в качестве перспективной цели формирования психологической готовности педагогов к использованию инноваций;
2) создание специально организованной образовательной среды как системы интеграции инноваций, позволяющей использовать различные формы и стратегии освоения знаний и развивать самостоятельную познавательную учебную деятельность.
Для достижения высокого уровня психологической готовности,необходимо принятие комплекса мер, включающего:
- внесение соответствующие изменения в содержание подготовки педагогических кадров в вузах и колледжах;
- организацию планомерной профессиональной переподготовки уже работающих педагогов;
- систематическое проведение курсов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников.
Проведенная исследовательская работа позволила нам наметить основные направления совершенствования повышения квалификации педагогов.
Первое направление, - это организация образовательного процесса, обеспечивающего целенаправленное формирование профессиональной готовности к осуществлению инклюзивного обучения, ориентированного на развитие необходимых компетенций для осуществления образовательной деятельности в новых условиях, на развитие профессионально-педагогической направленности, превращение ее в ведущий мотив, в черту личности педагога, что, в конечном счете, является базисом для психологической готовности к реализации педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования.
Второе направление связано с необходимостью совершенствования программно-методического обеспечения повышения квалификации, изменению подходов к его разработке.
В основе любой целенаправленной педагогической деятельности лежит образовательная программа, которая и определяет целевые установки, пути, методы и средства формирования профессиональной готовности.
Мы считаем, что в основе эффективного компетентностного рефлексивного повышения квалификации, должны лежать модульные технологии, обеспечивающие:
- возможность быстрой и адекватной коррекции образовательных программ в соответствии с изменениями социального заказа;
- возможность создания новых программ на базе существующих;
- адаптивность к уровню предварительной подготовки обучающихся;
- повышение активности как обучающихся, повышая их мотивацию к приобретению знаний, так и преподавателей.
Цель модульного обучения при повышении квалификации педагогов, работающих в системе инклюзии, заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития требуемых навыков путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям специалистов и уровню их квалификации посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной образовательной траектории.
Определяющей чертой модульного обучения является адаптивность, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность слушателей и формировать коммуникативные навыки. Все эти составляющие модульного обучения, призваны помочь педагогам, работающим в системе инклюзии, соответствовать требованиям, выдвигаемым к уровню их профессиональной подготовки.
Одной из особенностей разработки содержания программы повышения квалификации педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, выступает обязательный анализ проблем и трудностей, возникающих как у педагогов, причем как у только начинающих свою педагогическую деятельность, так и у педагогов с большим опытом работы. Именно выявление затруднений позволяет выбирать перечень вариативных модулей и их содержание при формировании модульной программы повышения квалификации.
Третьим направлением совершенствования повышения квалификации педагогов, работающих в системе инклюзии, способствующим формированию психологической готовности, является изменение подходов к технологиям, формам и методам обучения.
Актуальный сегодня компетентностный подход требует перехода от репродуктивной передачи знаний к активизации деятельности слушателей посредством особых, активных методов обучения.
На наш взгляд, активные формы и методы обучения педагогов обладают большим потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в выборе методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью активных методов обучения можно развить различные ключевые и профессиональные компетенции - способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.
Специфика инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения. Следовательно, профессиональная подготовка и повышение квалификации современного педагога дошкольной образовательной организации должны быть направлены на формирование специальных умений для работы с детьми с психофизическими нарушениями и психологической готовности овладевать этими умениями. Совершенствованию профессиональной готовности педагогов будет способствовать внедрение инновационных дополнительных профессиональных программ, организация стажировки, в процессе которой специалисты на практике будут осваивать необходимые умения и навыки, формировать компетенции.
Наличие подготовленных педагогов дошкольной образовательной организации, обладающих профессиональной готовностью к реализации инклюзивного образования, позволит достичь одну из важнейших целей государственной политики - обеспечение полноценного образования, интеграции в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. 2013. Педагогика. М.
Коростелев Б.А., Ильяшенко Е.Г. 2014. Основные направления повышения квалификации педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы специального образования: тенденции, противоречия, приоритеты: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (14 марта 2014 г.). М.
Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л. Основные направления механизмов реализации инклюзивного образования в современных образовательных организациях // Актуальные проблемы специального образования: тенденции, противоречия, приоритеты: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (14 марта 2014 г.). М.