ХРОНИКА
УДК 614.2: 615.849: 616-006 (093.3) (470.41) Н008
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ VIII СЪЕЗДА ОНКОЛОГОВ И РАДИОЛОГОВ СНГ И ЕВРАЗИИ)
Игорь Владимирович Фёдоров'-3*, Рустем Шамильевич Хасанов2,3
'Казанская государственная медицинская академия, 2Республиканский клинический онкологический диспансер, г. Казань, 3Приволжский филиал Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина, г. Казань
В сентябре 2014 г. в Казани прошёл VIII съезд онкологов и радиологов стран СНГ и Евразии. Перед конгрессом, в работе которого приняли участие около 3000 врачей, было поставлено несколько важных задач — информирование широкого круга специалистов о последних достижениях в области онкологии и радиологии, подведение итогов и обсуждение результатов многолетних исследований в данной области знаний, обсуждение вопросов обучения и переподготовки медицинских кадров стран СНГ и Евразии.
В работе съезда приняли участие ведущие онкологи и радиологи стран Содружества: академик Российской академии наук (РАН) М.И. Давыдов (РФ, Москва), академик Национальной академии наук (НАН) Азербайджана и РАН Д.А. Алиев (Азербайджанская Республика), академик РАН А.М. Гранов (РФ, Санкт-Петербург), академик НАН Украины В.Ф. Чехун (Украина, Киев), академик РАН Е.Ц. Чойнозонов (РФ, Томск), академик РАН Ю.Н. Соловьёв (РФ, Москва), профессор З.Х. Хусейнов (Республика Таджикистан, Душанбе), профессор К.Ш. Нур-газиев (Республика Казахстан, Алматы), профессор Ф.Ш. Ахметзянов (РФ, Казань), профессор Е.И. Сигал (РФ, Казань) и многие другие.
Съезд начался с конкурса молодых учёных, в котором приняли участие несколько десятков начинающих онкологов и радиологов СНГ. В ходе форума работа шла в рамках 26 специализированных секций, охватывающих широкий круг вопросов: от организации службы противораковой борьбы (Жылкайдарова А.Ж., Алматы; Каприн А.Д., Москва; Хасанов Р.Ш., Казань) до высокотехнологичных методов диагностики и лечения в онкологии (Абенова М.Т., Астана; Тодоров С.С., Ростов), от инноваций в лучевой диагностике и терапии (КиЬеэ J., Прага; Блинов В.С., Екатеринбург) до специфики работы детского онколога (Мустафаев Т.К., Ташкент; Бондаренко С.Б., Москва). Каждую секцию возглавлял ведущий специалист в данной области знаний, на каждом из 26 заседании было сделано 8-10 докладов, которые завершались ответами на вопросы и дискуссией. Молодые специалисты активно участвовали в обсуждении насущных проблем онкологии.
Большой интерес вызвали заседания, посвя-щённые экспериментальной и фундаментальной
Адрес для переписки: [email protected]
онкологии (Галицкий В.А., Киев; Бойчук С.В., Казань). Значительная часть сообщений была посвящена разработке новых противоопухолевых препаратов и предупреждению рецидивов заболеваний (Литвинова Т.М., Минск; Панкратов А.А., Москва). Продолжительная дискуссия сопровождала сообщения о противоопухолевой активности наноразмерных веществ (Бель-ская Л.В., Омск).
Традиционный интерес среди онкологов вызвали секции, посвящённые лечению опухолей пищевода и желудка. Среди выступлений был сделан акцент на анализе отдалённых результатов хирургического лечения данной патологии, а также на терапии ранних послеоперационных осложнений и предупреждении неудач (Арзыку-лов Ж.А., Алматы; Исаев И.Г., Баку; Сигал Е.И., Казань). Значительное внимание на данных секциях было уделено паллиативному лечению пациентов при нерезектабельных опухолях, стен-тированию и энтеральному питанию больных (Екимов Ю.Н., Великий Новгород; Иванов А.И., Казань).
Оживлённую дискуссию вызвали доклады по онкогинекологии и онкоурологии. Участники секции активно обсуждали роль хирургии и химиотерапии в лечении опухолей данной локализации (Панов А.В., Казань; Демешко П.Д., Минск).
В первый же день работы съезда отдельная секция была посвящена вопросам обучения и переподготовки кадров в онкологии. Во вступительном докладе руководитель заседания, член-корреспондент Российской академии медицинских наук (РАМН) И.В. Поддубная (Москва) подчеркнула важность разработки новых современных программ обучения врачей-онкологов, значимость информационного обеспечения молодых специалистов, а также необходимость создания центров обучения новым технологиям. В своём выступлении докладчик отметила, что, несмотря на широкое распространение в медицине различных симуляторов, обучение врачей непосредственно у постели больного остаётся основным и незаменимым способом подготовки клиницистов высокого уровня.
В докладе, сделанном П.Ю. Балашовым (Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена, Москва), были представлены кадровые ресурсы онкологической
Казанский медицинский журнал, 2014 г., том 95, №6
службы Российской Федерации. Отмечено, что Субъектами Российской Федерации разработаны и приняты региональные кадровые программы, предусматривающие повышение квалификации кадров, устранение недостатка врачей и медицинских сестёр. При этом дефицит онкологов составляет 39% и компенсируется высоким коэффициентом совместительства — 1,7, что негативно влияет на качество диагностики, лечения, диспансерного наблюдения пациентов, отражается на показателе смертности. В то же время в рамках Национального проекта «Здоровье» с 2009 г. более 3500 медицинских работников прошли повышение квалификации, более 800 — профессиональную переподготовку. Отток медицинских работников из онкологической службы, по мнению авторов, — явление не исключительное и характерное для всей некоммерческой части отрасли, что в первую очередь связано с несоответствием уровня оплаты труда его напряжённости и психоэмоциональным нагрузкам.
М.Ю. Рыков [Российский онкологический научный центр (РОНЦ) им. Н.Н. Блохина, Москва] проанализировал результаты подготовки специалистов, занимающихся созданием венозного доступа в онкологии (установка подключичных катетеров и венозных портов). Обучение включало занятие в операционных с демонстрацией техники установки катетеров в сочетании с теоретическим курсом или только теоретические занятия. Во второй группе методику освоили полностью лишь 11 (7,4%) врачей. В первой группе эффективность обучения была значительно выше, что доказывает необходимость преподавания непосредственно у постели больного. Важность квалифицированного обучения такой, казалось бы, относительно несложной процедуре, как подключичная катетеризация, подтверждает тот факт, что в ряде онкологических клиник в 50% случаев по вине осложнений, связанных с установкой и эксплуатацией подключичных катетеров, нарушались программы противоопухолевого лечения.
Сотрудники Онкологического центра Республики Таджикистан Ш.З. Хабибулаев и Й.М. Ну-ридинов представили особенности преподавания онкологии в медицинском университете города Душанбе на основании тестирования студентов. Они полагают, что тестовая система проверки знаний на клинических кафедрах имеет ряд недостатков: она несовершенна, не позволяет объективно оценивать знание студентами общих вопросов онкологии и поэтому нуждается в модернизации.
В.Г. Черенков (Новгородский государственный университет) сравнивал опыт использования традиционных и информационных технологий преподавания онкологии в вузе. По его мнению, никакие новые информационные технологии не могут заменить практическую работу студента
непосредственно в отделениях, оснащённых современными методиками, и у постели больного.
Опыт казанской школы онкологов в области последипломного образования представлен докладом И.В. Фёдорова (Приволжский филиал РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАН). Выступление было посвящено принципам краткосрочного обучения врачей новым технологиям в онкологии и хирургии методом «из рук в руки». Проанализированы отдалённые результаты обучения более 4000 специалистов на протяжении последних 22 лет. Выявлено, что из 1600 опрошенных у 76% дальнейшая деятельность была успешной — все они после прохождения специализации в течение года начали оперировать малоинвазивны-ми методами, используя полученные знания на практике. Однако остальным 24% по различным причинам не удалось реализовать полученные навыки.
По мнению авторов, именно реализуемость полученных знаний на практике после прохождения специализации служит основным критерием эффективности обучения врачей хирургическим дисциплинам. При этом в основу переподготовки врачей должны быть положены следующие принципы.
1. Обучение должно быть краткосрочным (1-2 недели) и интенсивным (8-9 часов работы ежедневно).
2. Количество курсантов в группе не должно превышать 5-6 человек.
3. В основу обучения должна быть положена «живая хирургия» — ежедневная работа в операционной: ассистирование и присутствие на хирургических вмешательствах.
4. Преподаватели должны обладать собственным практическим опытом в данной области знаний. Кроме того, необходимо иметь возможность организовать поток тематических больных в операционной для обучения курсантов «из рук в руки». Именно сопричастность к новым технологиям, а не учёная степень и формальная должность преподавателя имеет первостепенное значение для эффективного обучения врачей хирургическим специальностям.
Опыт работы VIII съезда онкологов и радиологов стран СНГ и Евразии, прошедшего в сентябре 2014 г. в Казани, показал возрастающий интерес врачебного сообщества к проблеме диагностики и лечения опухолей человека. С одной стороны, это связано со значительными успехами, достигнутыми онкологами планеты в последнее десятилетие в лечении злокачественных заболеваний, с другой — с увеличением возможностей финансирования противоопухолевых программ со стороны общества и государства. На съезде было подчёркнуто первостепенное значение развития вузовского и последипломного медицинского образования в деле диагностики и лечения онкологических заболеваний.