УДК 338.451(571.62)
проблемы и перспективы управления энергосбережением и направления повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях
с. и. борталевич,
кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности E-mail: bsi@esbit. burnet. ru
Байкальский государственный университет экономики и права
Энергосбережение — основной элемент современной концепции развития энергетики. В статье рассматриваются проблемы и предлагаются направления повышения эффективности управления энергосбережением на примере г. Улан-Удэ. Исследуется положительный опыт управления энергосбережением в промышленности передовых стран, адаптация которого может обеспечить значительную экономию затрат на производство и потребление энергоресурсов.
Ключевые слова: энергосбережение, развитые страны, экономия, затраты, производство, потребление, энергоресурсы.
Актуальность повышения эффективности управления энергосбережением и повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях обусловлена тем, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который составляет более 40 % (403 млн т условного топлива, т у. т.) от уровня потребления энергетических ресурсов.
Энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации (далее — ВВП) в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5—3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран.
Россия — одна из немногих стран, которые являются энергоизбыточными, а следовательно, и энергонезависимыми, что не способствует бережному отношению к энергоресурсам. Россия располагает 32 % мировых разведанных запасов газа, 13 — нефти, 25 % — угля. Современная российская экономика энергорасточительна, что существенно снижает ее конкурентоспособность.
По энергоэффективности Россия занимает 12-е место в мире, несмотря на то, что в последние годы энергоемкость российской экономики достаточно быстро уменьшалась.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. не менее чем на 40 % по отношению к уровню 2007 г. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года планируется сокращение к 2030 г. удельной энергоемкости ВВП более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе использования программно-целевых методов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных муниципальных образований [11].
В России существует многоуровневая и разветвленная нормативно-правовая база, которая в том числе поддерживает институциональные основы для разноплановой энергосберегающей деятельности. Но регулирование энергосбережения в секторе конечного энергопотребления в стране заметно отстает от нормативно-правового оснащения энергосбережения и реального опыта зарубежных стран.
Регионы России как субъекты энергосберегающей политики обладают ограниченными возможностями и ресурсами в налаживании инфраструктуры энергосбережения (нормативной, методической, программной, тарифной, фискальной, финансовоэкономической) для целей стимулирования энергоэффективности в конечном производственном энергопотреблении. Объективно это полномочия и задача федерального уровня. Однако реальный опыт по стимулированию энергоэффективности принадлежит как раз регионам [3].
К 2010 г. в 48 субъектах РФ были приняты региональные законы об энергосбережении; на территории 47 российских субъектов реализовывалось более 600 целевых программ, действовали 80 центров, агентств, некоммерческих партнерств и 24 фонда энергосбережения [13].
Энергосбережение относится к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.
Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи сырья в труднодоступных районах и строительства новых энергообъектов, но и за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов — больших и малых поселениях.
Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения — это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача — определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение [5].
Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных образований — улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др. [6].
Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения
земельных участков под новое строительство объектов генерации, отчуждение санитарно-защитных зон и т. д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии.
Решение задач повышения энергоэффективности на сегодняшнем этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, также совпадает с большинством стратегических целей государства и хозяйствующих субъектов.
Экономия энергии — это эффективное использование энергоресурсов за счет применения инновационных решений, которые осуществимы технически, обоснованы экономически, приемлемы с экологической и социальной точек зрения, не изменяют привычного образа жизни. Это определение было сформулировано на Международной энергетической конференции (МИРЭК) ООН [7].
Энергосбережение в любой сфере сводится по существу к снижению потерь энергии. Анализ потерь в сфере производства, распределения и потребления электроэнергии показывает, что большая часть потерь — до 90 %—приходится на сферу энергопотребления, тогда как потери при передаче электроэнергии составляют лишь 9—10 %. Поэтому основные усилия по энергосбережению сконцентрированы именно в сфере потребления электроэнергии.
Основная роль в увеличении эффективности использования энергии принадлежит современным энергосберегающим технологиям. Энергосберегающая технология — новый или усовершенствованный технологический процесс, характеризующийся более высоким коэффициентом полезного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) [8].
Внедрение энергосберегающих технологий в хозяйственную деятельность как предприятий, так и частных лиц на бытовом уровне является одним из важных шагов в решении многих экологических проблем — изменения климата, загрязнения атмосферы (например, выбросами от ТЭЦ), истощения ископаемых ресурсов и др.
Основная проблема состоит в том, что в стране отсутствует система мониторинга и информационного сопровождения проектов и программ повышения энергоэффективности. По своей сути проекты и связанные с ними меры поддержки и стимулирования энергосбережения имеют общественный контекст, так как затрагивают процессы перераспределения (прямо или косвенно) общественных ресурсов в пользу энергосбережения. Из-за этого эффективность проектов, связанных
с энергосбережением, не может сводиться лишь к локализованному в формате того или иного проекта соотнесению затрат на сбережение используемых энергоресурсов и стоимости энергоснабжения.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и социальной сферы города, роста экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и повышения уровня благоустройства городских территорий, повышения эффективности управления муниципальным имуществом [10].
Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов [12].
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1) комплексным характером проблемы, затрагивающей интересы и ресурсы не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения, и необходимостью координации совместных усилий;
2) необходимостью эффективного расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития муниципальных образований;
3) необходимостью согласованного обеспечения выполнения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленных на федеральном, республиканском и местном уровнях;
4) недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимостью софинан-сирования из федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных источников [11].
Основные риски определяются следующими факторами:
• ограниченностью источников финансирования
и неразвитостью механизмов привлечения
средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
• неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью рынка энергосервисных услуг;
• зависимостью от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынков энергетических ресурсов.
Основными вариантами решения проблемы являются:
1) точечное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других актуальных сферах и направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования за счет реализации высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в долгосрочной перспективе.
Второй вариант является оптимальным и отражает основные тенденции и подходы к комплексному решению проблемы, провозглашенные на федеральном уровне. Каждый муниципалитет должен разработать и осуществлять программу энергосбережения. Для этого муниципалитет должен иметь компетентный и полномочный орган, ответственный за ее разработку и осуществление.
Сформулируем основные направления энергосберегающей политики муниципалитета:
1) энергоаудит—организация учета использования энергоресурсов (маркировка зданий социальной сферы, энергетические паспорта жилых домов);
2) энергосберегающие мероприятия, различные по масштабам, затратам и срокам (утепление дверей подъездов, замена остекления в местах общего пользования, регулирование тепловых режимов, установка современных тепловых пунктов, устранение утечек воды, замена труб, установка современных осветительных систем, термореновация зданий);
3) координация участников рынка энергосбережения (потребители услуг, производители энергооборудования, монтажные организации, энергосервисные компании, инвесторы);
4) выделение долгосрочных целевых средств на энергосбережение в городском бюджете;
5) привлечение банковских кредитов и средств из других источников;
6) организация выставок и переговорных площадок;
7) пропаганда и воспитание культуры потребления среди различных категорий населения (через организацию конкурсов и тренингов, систему поощрений и штрафов).
Следует отметить, что энергосберегающая политика, основанная на нормативно-правовой базе федерального, регионального и местного уровня, особенно важна для северных муниципалитетов, само выживание которых в суровых климатических условиях остро зависит от полного и своевременного обеспечения энергоресурсами.
В России значение и польза энергосбережения пока не проникли в сознание большинства людей, и они, так же как и большинство компаний, инвесторов и должностных лиц, не желают рисковать, вкладывая деньги, время и силы в мероприятия по энергосбережению. Отсутствие инициативы на индивидуальном уровне порождает бездействие всего общества, в котором нет убеждения в необходимости конкретных действий по повышению энергоэффективности.
К основным причинам существенного отставания показателей реального энергосбережения от контрольных показателей, предусматриваемых документами федерального уровня, можно отнести:
• отсутствие мотивации и реальных стимулов к энергосбережению (правовых, экономических и др.);
• отсутствие должной финансовой поддержки со стороны государства программ и крупных мероприятий по энергосбережению. Без целевых инвестиций для предприятий и внебюджетных фондов такие программы являются непосильной ношей;
• трата основных средств не на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности, а на решение текущих вопросов (на «латание дыр») вследствие высокой степени износа (более 50 %) энергетического оборудования;
• преобладание у производителей и поставщиков энергии заинтересованности не в снижении затрат у потребителей, а в увеличении объемов сбыта;
• отсутствие четко отлаженной системы управления энергосбережением и формирования у населения навыков энергосберегающего образа жизни;
• лоббирование поставщиками энергии и энергоресурсов энергозатратного менталитета российской экономики.
Один этот далеко не полный перечень барьеров на пути повышения энергоэффективности показывает характер задач, стоящих перед государственными органами управления всех уровней, перед руководителями фирм, предприятий и учреждений, перед населением.
Следует также иметь в виду, что вследствие некой виртуальности этого специфического энергоресурса — потенциала энергосбережения — и сильной распределенности (рассредоточенности) нет его материального ощущения. Это требует дополнительных усилий для мобилизации всего общества на активные действия по энергосбережению.
Экономика и бюджетная сфера г. Улан-Удэ характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации (табл. 1).
Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач устойчивого развития города.
Муниципальное образование характеризуется практически полным отсутствием газификации. В топливно-энергетическом балансе основой является уголь.
Система электроснабжения г. Улан-Удэ характеризуется пониженной надежностью и энергодефицитом. Выработка собственной электроэнергии в муниципальном образовании осуществляется на ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14» (филиал «Генерация Бурятии»). Большая часть объема электрической энергии, потребляемой на территории г. Улан-Удэ, поступает из энергосистемы Иркутской области. Имеющийся дефицит мощ-
Таблица 1
Структура потребления топлива г. Улан-Удэ
Энерге- тический ресурс Затрачено на нужды теплоснабжения, тыс. т у. т. Выработано тепла, Гкал/год
Всего В том числе на ТЭЦ В том числе в котельных
Газ 0,0615 311 — 311
Мазут 19,142 102 244 31 941 70 303
Уголь 532,667 2 956 680 2 574 917 381 762
Источник: [11]
Таблица 2
Структура и объемы передачи и потребления основных видов энергетических ресурсов
на территории г. Улан-Удэ
Потребитель Доля в суммарном объеме потребления, %
Электрическая энергия Тепло Холодная вода Горячая вода
Жилищно-коммунальная сфера 17,8 60,5 39,7 73,6
Население 35,6
Промышленно сть 7,6 21,3 53,4 16,3
Муниципальные учреждения 11,5 16,3 6,8 9,6
Сельское хозяйство 0,1 — —
Транспорт 3,7 — —
Строительство 2,9 — —
Городское освещение 1,2 — —
Прочие 19,5 1,9 — 0,5
Всего... 100 100 100 100
Источник: [11].
ности покрывается за счет перетоков из Иркутской энергосистемы.
Основная выработка тепловой энергии осуществляется на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 ОАО «ТГК-14» (филиал «Генерация Бурятии»), муниципальных котельных, переданных в доверительное управление ОАО «ТГК-14» (филиал «Улан-Удэнский энергетический комплекс»), частных и ведомственных котельных.
Суммарное потребление электрической и тепловой энергии на территории муниципального образования в топливном эквиваленте составило в 2009 г. более 719,10 тыс. т у. т. Общий объем потребления воды в 2009 г. составил 36,96 млн м3 (по данным МУП «Водоканал»), горячей воды — 8,35 млн м3 (табл. 2).
Суммарный потенциал энергосбережения в г. Улан-Удэ оценивается: тепловой и электрической энергии 75,08—166,42тыс. т у. т.; холодной и горячей воды — 2 774,90—5 956,87тыс. м3 (см. рисунок).
Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат местного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов города. В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо. Это обусловливает высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке и реализации согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории г. Улан-Удэ и, прежде всего, в органах местного самоуправления и организациях с участием муниципального образования.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и социальной сферы города, роста экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и повышения уровня благоустройства городских территорий, повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
В 2009 г. объем собственной выработки электрической энергии на генерирующих мощностях ОАО «ТГК-14» (филиал «Генерация Бурятии») составил 210,9 млн кВт • ч, объем выработки тепловой энергии — 2 606,9 тыс. Гкал. При этом более половины произведенной электрической энергии (123,2 млн кВт • ч) пошло на собственные нужды ОАО «ТГК-14» (филиал «Генерация Бурятии»), в том числе на выработку тепловой энергии. Полезный отпуск составил 81,8 млн кВт • ч.
Общее количество трансформаторных подстанций ОАО «ТГК-14» (филиал «Улан-Удэнский энергетический комплекс») — 10 ед., мощность установленных на них трансформаторов составляет от 630 до 2 500 кВ • А. Износ оборудования трансформаторных подстанций составляет 60 %, а загрузка трансформаторов в среднем 90 %.
Общее количество трансформаторных подстанций ОАО «Улан-Удэ-Энерго» 6—10 кВ — 673 ед. общей мощностью 365,4 кВ • А, износ оборудования составляет 80 %, а загрузка трансформаторов в среднем 62 %. На 23 подстанциях внедрена автоматизированная система контроля и учета расхода энергетических ресурсов (далее — АСКУЭ).
Рис. 1. Прогноз производства и потребления электрической и тепловой энергии в зависимости от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, тыс. кВт • ч Источник: [11].
На территории города насчитывается 2 497,6 км электрических сетей с износом 64,3 %, из которых:
1) сети городского освещения — 528,78 км с износом 25,9 %;
2) сети ОАО «Улан-Удэ-Энерго» 0,4 кВ — 1 059,47 км с износом 64,3 %; сети 10 кВ — 909,36 км с износом 64,3 %.
Объем потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в 2009 г. составил 309,5 млн кВт.
Система автоматического контроля, учета и управления комплексом трансформаторных подстанций и электрических сетей в городе отсутствует. Городская система передачи электрической энергии также характеризуется общей нехваткой мощностей на трансформаторных подстанциях, работающих в режиме предельных нагрузок при общем износе до 90 % [11].
Для снижения потерь электрической энергии при ее транспортировке необходим ввод в эксплуатацию новых электросетей, модернизация существующих сетей, проведение мероприятий по ремонту и замене оборудования как на узловых подстанциях, так и на самих электросетях, с учетом передовых разработок по энергосбережению.
Из всего сказанного следует необходимость проведения основных мероприятий в системе производства и передачи электрической энергии:
1) проведение обязательного энергетического обследования энергоснабжающих организаций, что позволит разработать пообъектные энергосберегающие мероприятия;
2) разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности для энергоснабжающих организаций, включая разработку технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих мероприятий;
3) перекладка линий электропередач 0,4 кВт и замена их на линии СИП-4;
4) установка автоматического регулирования и обогрева подстанций и РП, утепления дверей;
5) установка в производственных помещениях и административных зданиях энергосберегающих светильников;
6) замена окон в производственных и административных зданиях с целью уменьшения потерь;
7) ремонт системы отопления (замена радиаторов, труб, ремонт элеваторных узлов) с целью уменьшения теплопотерь;
8) замена масляных трансформаторов на сухие;
9) внедрение систем АСКУЭ в многоквартирных жилых домах и частном секторе.
Перспективными являются следующие мероприятия:
• реконструкция схемы выдачи тепловой мощности Улан-Удэнской ТЭЦ-1 с учетом энергосберегающих технологий;
• ремонт и модернизация существующих генерирующих мощностей, внедрение современного энергетически эффективного оборудования и технологий.
Республика Бурятия обладает достаточным потенциалом для развития возобновляемых источников энергии (солнечной, гидро-, ветровой, геотермальной энергии) и альтернативных видов топлива. Несмотря на определенный опыт использования солнечных энергосберегающих коллекторов для горячего водоснабжения и отопления, применение возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива недостаточно развито как на территории республики, так и в г. Улан-Удэ.
Город Улан-Удэ во исполнение основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.. утвержденных распоряжением Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р, должен увеличить объемы производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии к уровню 2009 г.:
• в 2010 г. — до 1,5 %, или 50,4 млн кВт • ч;
• в 2015 г. — до 2,5 %, или 84,1 млн кВт • ч;
• в 2020 г. — до 4,5 %, или 151,3 млн кВт • ч.
В г. Улан-Удэ перспективным направлением по увеличению объемов производства и потребления электрической энергии с использованием возобнов-
ляемых источников энергии является применение солнечной энергии (средняя годовая суммарная солнечная радиация в городе составляет более 3,3 кВт • ч/ м2 в день), небольшой потенциал имеет применение ветровой энергии (среднегодовая скорость ветра 2,3 м/с). Актуальна также реализация на территории г. Улан-Удэ проекта по созданию пилотной биогазовой установки на основе использования органических отходов, древесного угля, отходов лесного и деревообрабатывающего комплексов [11].
Показателен мировой опыт энергосбережения. Например, в Германии программа по энергосбережению хорошо работает и дает результаты потому, что эффективно используются и стимулируются региональные и городские программы энергосбережения. Так, владельцы домов, совершившие вложения в энергосбережение зданий, могут для покрытия своих затрат увеличивать арендную плату. Известен случай, когда Конституционный суд Германии оправдал повышение владельцем арендной платы на 43 %, тогда как по закону повышение не могло превышать 11 % вложенных инвестиций. Большое внимание в настоящее время правительство Германии уделяет развитию возобновляемых видов энергии. Предполагается, что их доля возрастет к 2020 г. с 10 до 20 %.
Для усовершенствования системы энергосбережения и обеспечения надлежащей энергоэффективности уже существующих объектов с марта 2005 г. в КНР введен новый стандарт для электротоваров—коэффициент энергетической эффективности ЕЕК [4].
Как и в Германии, в КНР большое внимание уделяется возобновляемым источникам энергии, например, 28.02.2005 Всекитайским народным собранием был принят закон о возобновляемой энергетике (ВЭ). Инициатором разработки этого закона выступили Энергетическое бюро Национальной комиссии по вопросам развития и реформ (НКРР — бывший Госплан) КНР, Центр обследований возобновляемой энергетики НИИ энергетики КНР и Всекитайская ассоциация возобновляемой энергетики.
Основными целями закона являются: определение роли ВЭ как неотъемлемой части национальной программы энергосбережения и развития энергетики в целом; устранение препятствий на пути развития рынка ВЭ; создание рыночного пространства для развития ВЭ; учреждение финансовых основ, в том числе механизма гарантий для развития ВЭ; создание атмосферы социальной поддержки развитию ВЭ [4].
Соответствующий раздел по развитию ВЭ включен в одиннадцатую пятилетнюю Програм-
му социально-экономического развития КНР на 2006—2010 гг. На реализацию плана правительства по дальнейшему развитию электроэнергетики Китая на базе возобновляемых источников энергии предусмотрены затраты в сумме свыше 180 млрд долл. Планируется, что результатом таких капиталовложений должен стать в 2020 г. рост доли электроэнергии, вырабатываемой на базе возобновляемых источников, с 7 до 15 % [4].
Политика Китая в отличие от других стран, уделяющих большое внимание энергосбережению, является наиболее стратегически направленной. Из 45 стран мира, имеющих законодательно определенные показатели развития ВЭ (все 25 стран ЕС, США и Канада), Китай входит в десятку развивающихся стран. Его цель — получать в 2010 г. 10 % энергии из источников ВЭ (в том числе большие ГЭС) общей мощностью 60 ГВт (в 2005 г. — 37 ГВт). Для этого предусмотрено финансирование из государственного бюджета КНР в объеме 700 млн долл. ежегодно.
В Японии ведущая роль в проведении политики энергосбережения принадлежит государству. Законодательная база энергосбережения основывается на двух законах: о рационализации потребления энергии (1979 г.) и о содействии энергосбережению (1993 г.)
В систему государственного управления энергосбережением Японии входят Комитет по реализации энергетической политики, Совет по форсированию экономии энергии и сырья, созданные в 1997 г., а также министерства промышленности и внешней торговли, строительства, транспорта, финансов. Именно система взаимодействия государственных институтов позволяет государству эффективно разрабатывать новые эффективные направления энергосбережения, а также отслеживать выполнение разработанных мероприятий. Связующим звеном между правительством и промышленностью является Японский центр энергосбережения (ЯЦЭ), а созданию энергоэффективного оборудования путем выделения правительственных средств и расширения сотрудничества в технологических исследованиях со стороны промышленности способствует Организация по развитию энергетических и промышленных технологий (№00) [11]. Это очень важная цепочка регулирования отношений между правительством и промышленностью. В России центра энергосбережения вообще не существует и, соответственно, не существует прямой связи
для закупки предприятиями энергоэффективного оборудования. Система взаимоотношений между правительством Японии и промышленностью хорошо урегулирована, скоординированной работе способствуют четко разработанные функции и обязанности. Так, Комитет по реализации энергетической политики и Совет по форсированию экономии энергии и сырья определяют основные направления энергосбережения, а надзор за реализацией политики и программ энергосбережения является функцией Центра энергосбережения и организации по развитию энергетических и промышленных технологий.
Бюджетное финансирование программ энергосбережения в год составляет около 630 млн долл. Большая часть средств идет на разработку новых энергосберегающих технологий. Причем около 10 % средств уходит на оказание помощи промышленным предприятиям в определении возможностей оптимизации производства и потребления энергии.
Заслуживает внимания экономическое стимулирование энергосбережения в Японии. Система стимулирования предусматривает:
1) снижение налога на прибыль, эквивалентную 7 % от стоимости приобретенного энергоэффективного оборудования (налоговая льгота не должна превышать при этом 20 % от суммы налога, подлежащего уплате);
2) специальные нормы амортизации энергоэффективного оборудования (амортизация составляет до 30 % стоимости оборудования в год его приобретения в дополнение к обычным нормам амортизации);
3) льготные кредиты под 3—4 % годовых Японского банка развития и других финансовых институтов за счет средств, аккумулированных на Специальном нефтяном счете;
4) использование облигаций Фонда улучшений в промышленности для финансирования крупных эффективных источников тепла, включая ТЭЦ [11].
Вопросы стимулирования энергосберегающих мероприятий в Соединенных Штатах определяются и регулируются законом об энергетической политике, который вступил в силу 05.08.2005. Закон определяет основные направления долгосрочной политики США в энергетической сфере и направлен не только на создание условий для более эффективного использования традиционных энергоносителей, но и на стимулирование развития
новых технологий в этой отрасли. По предварительным подсчетам бюджетного управления Конгресса США, на протяжении 2006—2015 гг. применение этого закона приведет к повышению прямых затрат бюджета на 1,6 млрд долл. и уменьшит его доходы на 12,3 млрд долл. [4].
Нормативно-правовая база США по вопросам энергосбережения наиболее емкая. За последнее время было принято более 20 федеральных законов, относящихся к энергосбережению. Показателен закон «О национальной энергетической политике», принятый в 1992 г. и содержащий 30 разделов и 308 статей.
Первым и основополагающим разделом этого закона является «Энергетическая эффективность». Его 50 статей разбиты на 7 подразделов: здания, энергосистемы, стандарты энергетической эффективности на приборы и оборудование, промышленность, помощь штатам и местным органам управления, энергетический менеджмент в федеральных агентствах и т. д. Каждый подраздел является одной из федеральных программ энергосбережения. Например, в подразделе «Здания» каждый штат принуждается к приведению в соответствие федерального и местного СНиПов, причем разрешается принятие местных более энергоэкономичных требований и норм. Правительству поручается разработка методики энергетической сертификации зданий. Создается сеть центров энергетически эффективного освещения зданий, призванных выступать в том числе и демонстрационными зонами высокой энергетической эффективности.
В этом и других разделах указаны условия, объемы и сроки финансирования из федерального бюджета каждого направления энергосбережения. На повышение эффективности использования энергии в зданиях направлены не только законодательные акты, но и добровольное соглашение между федеральными органами и владельцами зданий. Примером может служить программа «Зеленые огни», реализуемая Агентством по охране окружающей среды, которое подписывает соглашение на обследование и последующую модернизацию освещения частного здания. Зданию с энергетически эффективным освещением присваивается логотип «Зеленые огни», позволяющий реализовать экономически выгодные меры по освещению здания и последующей его модернизации.
Бюджетное финансирование программ энергосбережения достигает 25—28 % годового гражданского бюджета министерства энергетики. Госу-
дарственные расходы на реализацию политики повышения энергоэффективности составляют 2,5—3 долл. на одного человека (в России эти затраты в 75 раз меньше). Государственные усилия и рыночные механизмы экономии привели за последние 25 лет к снижению энергоемкости внутреннего валового продукта США на 33 % [11].
В США и Японии уделяется наибольшее внимание законодательной стороне энергосбережения. В этих странах не экономят федеральные бюджетные средства на реализацию политики энергосбережения.
Страной, создающей достаточный запас энергоносителей, является Канада, хотя она и считается богатой природными ресурсами, обладая значительными залежами нефти и газа. С учетом федеративного устройства Канады и в соответствии с положениями Конституции Канады основная часть вопросов, связанных с регулированием энергетического рынка, относится к компетенции территорий и провинций. Федеральное регулирование энергетического сектора сосредоточено на внедрении общих основ эффективности и безопасности функционирования отрасли и обеспечивается соответствующей законодательной базой, включающей около 30 законов [4].
С 1985 г. механизм обеспечения энергетической безопасности страны определяется законом «О распределении энергоносителей в случае чрезвычайных ситуаций», предусматривающим, в частности, действия, направленные на сохранение энергетических источников на территории Канады в случае введения чрезвычайного положения, вызванного ограничением поставок или неурядицами на рынке, которые могут повлиять на национальную безопасность, благосостояние и экономическую стабильность Канады.
Этим законодательным актом создан Совет по распределению энергоносителей, к компетенции которого относятся вопросы введения чрезвычайного положения и подготовки программы обязательного распределения энергоносителей.
Экономия и рациональное использование энергоресурсов — одно из приоритетных направлений экономической политики Венгерской Республики. Это естественно, поскольку с учетом импорта топлива доля импорта в общем балансе потребляемых энергоресурсов превышает 75 %, что делает страну в значительной степени зависимой от внешних поставщиков и является главным фактором развития экономики всей страны.
Экономия энергоресурсов в Венгрии также является одним из факторов улучшения состояния окружающей среды, повышения уровня конкурентоспособности. Удельные энергозатраты на производство продукции стоимостью 1 тыс. долл. в 3 раза превышают средние показатели по Евросоюзу [4].
Венгерские специалисты считают, что наиболее эффективным стимулятором энергосбережения является тарифно-ценовая политика, которая основывается на рыночных началах. При этом эксперты отмечают, что достижение весомых результатов в данной сфере возможно только при наличии надлежащим образом подготовленной и реализованной государственной политики.
К разработке и реализации конкретных программ в этой сфере побуждают и действующие международные обязательства страны. Согласно директивам Еврокомиссии Венгрия обязана до 2010 г. довести долю использования биотоплива в общем объеме топлива до 2 %, а долю использования биотоплива в объеме горючего для транспортных средств — до 4 %. При присоединении к Киотскому протоколу Венгрия взяла на себя обязательство на протяжении 2008—2012 гг. снизить объем выбросов парниковых газов на 6 % по сравнению с уровнем 1985—1990 гг. В соответствии с требованиями Еврокомиссии предполагается введение более жестких строительных норм и системы обязательной паспортизации энергозатратности.
Хотя энергорасточительство в странах Восточной Европы относится к числу основных проблем, влияющих на конкурентоспособность их продукции в мире, реального пристального внимания к реализации энергосберегающих программ в этих странах не наблюдается [3].
В ряде стран приняты основополагающие документы по проблеме энергосбережения («Об энергосбережении» [Украина], «Энергетический закон» [Чехия] и др.), созданы органы государственного управления. Но разработка основных направлений энергосбережения остается за различными министерствами, а практическая реализация энергосберегающей политики передается таким органам государственной власти, как Государственный комитет по энергосбережению (Украина), Чешское энергетическое агентство, Румынское агентство по энергосбережению и др.
Как правило, в решении вопросов энергосбережения участвуют органы энергонадзора. Возрастание доли работ по энергосбережению в органах энергонад-
зора ярко проявилось на Украине, которая переименовала Энергонадзор в Государственную инспекцию по энергосбережению. Во всех странах осуществляется государственная финансовая поддержка рационального использования энергоресурсов, порой достигая уровня развитых стран (в Чехии примерно 1 долл. на человека). Однако пяти лет, в течение которых разворачивается работа по энергосбережению, недостаточно, чтобы ощутить устойчивое снижение энергоемкости внутреннего валового продукта.
Проведенный анализ позволяет заключить, что в США разработана самая обширная нормативноправовая база. Структура управления энергосбережением состоит из Конгресса как законодательного органа в области энергосбережения, администрации президента, осуществляющей общее руководство разработкой политики энергосбережения, министерства энергетики и других министерств и агентств, занимающихся проблемами энергосбережения. Наиболее действенной структурой в реализации политики энергосбережения обладает Япония, где хорошо отлажен механизм экономического стимулирования энергосбережения.
Очевидно, решающим стимулом к наращиванию эффективной массы энергосберегающих проектов и реализации потенциала энергосбережения может стать усиление административного давления на энергопотребляющий сектор экономики через введение системы федеральных и региональных стандартов энергоемкости. Как показывает опыт зарубежных стран, именно административное регулирование в рамках политики энергосбережения позволило достигнуть наибольших результатов в снижении энергоемкости экономики. При этом энергосберегающая политика в целом должна быть комплексной и включать как административные, так и экономические меры стимулирования.
Список литературы
1. Башмаков И. А. Потенциал энергосбережения в России // Энергосбережение. 2009. № 1. С. 28—36.
2. Гуд С. Эффективная политика энергосбережения // Хибинский вестник, 2006. 27 июля. № 30 (887). С. 3.
3. Данилов О. Л. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях: учеб. пособие. М.: МЭИ, 2005.
4. Информационные материалы об опыте разработки энергетической политики и энергосбе-
регающих мероприятий в странах мира // ЭСКО. 2006. № 9.
5. Михайлов С., Гордукалов А.« Наступление» на проблему повышения энергоэффективности // Мировая энергетика. 2008. № 1 (49).
6. Новикова Т. С. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2005.
7. Новицкий А. А. Стимулирование энергосбережения: международный опыт // «Российский Дальний Восток: вектор развития до 2025 года». Материалы науч.-практической конф. (25 ноября 2008 г., Хабаровск): сбор. статей / РАН, Дальневосточное отделение, Институт экон. исследований. Хабаровск, 2009.
8. Новицкий А. А. Стимулирование энергосбережения: теоретические аспекты, сравнительный опыт успешных стран // Прогнозирование эффективности социально-экономических преобразований в территориальных системах / под ред. А. Г. Шеломенцева, В. Д. Калашникова. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
9. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
10. Об утверждении временного порядка предоставления и использования средств, предусмотренных на финансирование энергосберегающих мероприятий потребителей электрической энергии филиала «Хабаровскэнергосбыт» открытого акцио-
нерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» и потребителей тепловой энергии филиала «Хабаровская теплосетевая компания» открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»: постановление губернатора Хабаровского края от 06.05.2004 N° 121 (в ред. от 25.06.2007 № 91 и от 15.10.2007 № 146).
11. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности г. Улан-Удэ до 2020 года: муниципальная целевая программа, утвержденная постановлением администрации г. Улан-Удэ от 30.07.2010 № 338.
12. РюминаЕ. В. Ущерб от экологических нарушений: больше вопросов, чем ответов // Экономика природопользования. 2010. № 4.
13. Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры Российской Федерации. (Версия № 2 от 12.12.2007).
14. Улавливание и хранение двуокиси углерода. Специальный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата. 2005. URL:
http://www. ipcc. ch/pdf/special-reports/srccs/ srccs_spm_ts_rn. pdf.
15. Энергоэффективность в России: скрытый резерв // Отчет, подготовленный экспертами Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и Центра по эффективному использованию энергии. 2008.
16. California Standard Practice Manual: Economic Analysis of Demand Side Programs and Projects. URL: http://drrc. lbl. gov/pubs/CA-SPManual-7-02.pdf.