JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 343.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-229-233 EDN: https://elibrary.ru/vtmpqp NIION: 2003-0059-6/23-868 MOSURED: 77/27-003-2023-06-067
Совершенствование предупредительной практики в системе противодействия наркопреступности и наркотизации населения
Александр Викторович Симоненко
Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия, al8071959@yandex.ru
Аннотация. Дана общая оценка состояния, проанализированы тенденции развития наркопреступности и наркоситуации в России. Рассмотрены основные проблемы и недостатки предупредительной правоохранительной практики в данной сфере. Представлены основные направления совершенствования механизмов превенции наркопреступности и наркотизации населения.
Ключевые слова: наркопреступность, технологии, наркоситуация, наркотизация, незаконный оборот наркотиков, криминология
Для цитирования: Симоненко А. В. Совершенствование предупредительной практики в системе противодействия наркопреступности и наркотизации населения // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 229-233. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-229-233. EDN: VTMPQP.
Original article
Improving preventive practices in the system ofcountering drug crime and drug addiction ofthe population
Alexander V. Simonenko
Krasnodar University ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Krasnodar, Russia, al8071959@yandex.ru
Abstract. The article gives a general assessment of the situation and analyzes trends in the development of drug crime and the drug situation in Russia. The main problems and shortcomings of preventive law enforcement practice in this area are considered. The main directions of improving the mechanisms of drug crime prevention and drug addiction ofthe population are presented.
Keywords: drug crime, technologies, drug situation, drug addiction, illegal drug trafficking, criminology For citation: Simonenko A. V. Improving preventive practices in the system of countering drug crime and drug addiction ofthe population. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia. 2023;(6):229-233. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-229-233. EDN: VTMPQP.
Проблемы наркотизации населения и наркопреступности являются острыми для многих государств. От их решения напрямую зависят жизнь и здоровье граждан, их криминализация и виктимизация, в конечном счете, национальная безопасность. Процессы наркотизации населения и наркопреступность тесно взаимосвязаны, характеризуются взаимным влиянием и вмещают в себя, помимо социальных, целый спектр правоохранительных проблем.
Наркотизация обусловливает повышенную викти-мизацию и криминализацию лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения. В свою очередь наркопреступность обеспечивает функционирование широко развитой наркоиндустрии, правоохранительные и социальные последствия которой связаны
© Симоненко А. В., 2023
главным образом с массовым вовлечением в сферу оборота наркотических средств молодежи в качестве сбытчиков и потребителей.
Указанные процессы значительно интенсифицируются благодаря встраиванию в преступные механизмы информационно -телекоммуникационных технологий, с помощью которых обеспечиваются криминальная бизнес-коммуникация и проведение финансовых операций. Технологии социальной инженерии позволяют представителям наркобизнеса вербовать новых работников, технологии маркетинга и рекламы обеспечивают распространение наркотиков среди населения и расширение рынка их сбыта.
Необходимость противодействия указанным тенденциям нашла свое отражение и в положениях Стра-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733. Среди прочего к числу угроз национальной безопасности указанным документом отнесены:
• деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотиков;
• появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием инновационных коммуникационных и других технологий;
• увеличение предложений на рынке сбыта (в целях незаконного потребления) синтетических наркотиков, произведенных на территории Российской Федерации с применением веществ, часто используемых при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ и находящихся в законном обороте, рост спроса на такие наркотики;
• использование новейших финансовых инструментов в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств, а также применение новых способов оплаты наркотиков;
• масштабное использование сети Интернет для пропаганды незаконного потребления наркотиков;
• недостаточная эффективность организации профилактической деятельности, социальной реабилитации больных наркоманией и ресоци-ализации наркопотребителей, ограниченное использование потенциала негосударственных организаций при реализации антинаркотической политики.
Названные угрозы находятся под пристальным вниманием руководства страны. Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что «по-прежнему ключевой задачей органов внутренних дел остается противодействие незаконному обороту наркотиков...», и потребовал «искать более эффективные методы и технические решения в борьбе с наркоугрозой» [1].
Несмотря на положительные тенденции, о которых на расширенном заседании коллегии МВД России [2] доложил Министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев, общая ситуация с наркотизацией и наркопреступностью в России по-прежнему остается сложной. Для минимизации ее остроты криминологическая наука способна выработать и предложить комплекс рекомендаций, направленных на совершенствование и развитие предупредительной практики в данной сфере.
Несмотря на то, что наркопрофилактика по-
прежнему выступает не главной формой деятельности правоохранительных органов, а гипертрофия мер уголовно-правового воздействия вытесняет на второй план профилактическую работу, именно в области превентивной практики заложен наибольший потенциал противодействия наркопреступности и наркотизации населения. Остановимся на наиболее перспективных направлениях наркопрофилактики, которые способны существенно повысить качество антикриминальной практики в данной сфере.
1. Антинаркотическая пропаганда. Данное направление антикриминальной практики совсем недавно получило глубокое теоретическое обоснование [3]. Представлены правовые и теоретические основы антикриминальной пропаганды, ее система, уровни и технологии осуществления [4; 5]. Данный теоретический фундамент позволяет выстроить эффективную систему антинаркотической пропаганды на базе основных субъектов наркопрофилактики - органов внутренних дел, здравоохранения и образования. Причем каждый из этих субъектов способен обеспечить формирование своего сегмента общегосударственной системы антинаркотической пропаганды с учетом стоящих перед названными органами задач их кадрового и ресурсного потенциала.
Руководство МВД России уделяет значительное внимание развитию указанного направления. Выступая на заседании Государственного антинаркотического комитета, Министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев обратился к вопросу о мерах повышения эффективности антинаркотической пропаганды в современной цифровой среде. Глава ведомства подчеркнул, что наряду с запретительными мерами необходимо существенно увеличить объем контента, направленного на неприятие наркотиков и укрепление традиционных ценностей [6].
Совершенствование данного направления требует реализации новых подходов в подготовке кадров, формирования соответствующих компетенций субъектов наркопрофилактики. До сих пор такая работа на системной основе не проводилась. Вместе с тем значительный опыт подобной работы имеется у специалистов Краснодарского университета МВД России. Так, кафедрой уголовного права и криминологии впервые в системе ведомственного образования были реализованы два уникальных образовательных проекта, направленных на формирование компетенций сотрудников органов внутренних дел по осуществлению антинаркотической пропаганды.
Криминологами университета были разработаны и реализованы программы повышения квалификации сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на тему «Антинаркотическая пропаганда и ее осуществление сотрудниками полиции», сотрудников подразделений по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних и по противодействию экстремизму территориальных органов МВД России на тему «Предупреждение распространения криминальной идеологии в сети Интернет» [7; 8].
JURISPRUDENCE
2. Участие общественности в наркопрофилактике. С учетом сложности задач, которые стоят перед правоохранительными органами в рассматриваемой сфере, значительной нагрузки по реализации ими репрессивных функций особое значение для совершенствования предупредительной деятельности имеет привлечение сил общественности для решения профилактических задач. Данные опроса 29 специалистов в сфере наркопрофилактики из числа руководителей подразделений органов внутренних дел демонстрируют, что далеко не везде в полной мере используется потенциал общественности в указанных целях. В свою очередь криминологами университета были подробно разработаны необходимые теоретические основы и прикладные решения, позволяющие интенсифицировать работу в этом направлении [9; 10].
Здесь важно эффективное взаимодействие правоохранительной системы с различными институтами гражданского общества: средствами массовой информации, молодежными, волонтерскими, религиозными, благотворительными организациями. Эффективно решается проблема освобождения людей от наркотической зависимости путем постмедицинской социальной реабилитации, возвращения к нормальной, полноценной жизни. Сегодня в регионах России действуют несколько сотен негосударственных реабилитационных центров.
Особую помощь органам внутренних дел в осуществлении наркопрофилактики способны оказать представители студенческого сообщества, курсанты ведомственных образовательных организаций. Опираясь на их усилия, можно существенно интенсифицировать работу по наркопрофилактике в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования, противодействию наркопропаганде и рекламе наркотиков, вовлечению в незаконный наркооборот.
3. Технологизация процесса наркопрофилактики. Ранее мы неоднократно отмечали, что современная антинаркотическая практика слабо ориентирована на профилактическую деятельность. Это обусловлено комплексом как объективных, так и субъективных причин. Объективные причины вызваны отсутствием обоснованных критериев оценки эффективности мер предупреждения наркопреступности, профессиональной деятельности лиц, его осуществляющих, отставленным во времени положительным эффектом, нормативной и организационной неопределенностью форм и методов профилактической работы, проблемами кадрового и ресурсного обеспечения наркопрофилактики. Субъективные причины лежат в плоскости излишнего консерватизма и инертности правоохранительной системы, не допускающей изменений устоявшихся стереотипов организации правоохранительной деятельности [11].
Названные проблемы явно демонстрируют потребность в разработке прикладных антинаркотических технологий, которые обеспечат трансляцию криминологических знаний в практическую деятельность. Здесь необходимо сближение эмпирического опыта
и научных исследований при решении практических проблем, регистрации и критической оценке проб и ошибок. Таким образом, частные криминологические теории через технологию подвергаются апробированию, проходят проверку практикой, благодаря чему обеспечиваются поиск ошибок и их оценка [12].
Указанные технологии могут использоваться в управленческой, исследовательской, экспертной, консультационной деятельности. Однако ее стержневым компонентом выступает нормативная характеристика, определяющая правовые основы функционирования и развития правоохранительных институтов. Основным механизмом реализации технологических решений криминологов в правоохранительной практике выступает правотворческая и правоприменительная деятельность. Созданные криминологами технологические решения, модели, разработанные показатели должны получить нормативное закрепление и в ряде случаев могут быть реализованы лишь в процессе правоприменения.
Антинаркотические технологии должны транслироваться в правоохранительную практику субъектами, имеющими специальную криминологическую подготовку на уровне специалитета. Они должны быть способны создавать и обеспечивать реализацию прикладных антинаркотических технологий в правоохранительной практике, как с позиций процессов управления, так и с точки зрения теоретической и эмпирической составляющей. Их профессиональная деятельность должна быть основана на криминологическом мышлении, без чего невозможно профессионально воспринимать ни одну из практических сторон правоохранительной деятельности в сфере контроля преступности и правонарушений. Способность разрабатывать и реализовывать антинаркотические технологии в практике противодействия преступности должна выступать в качестве обязательного квалификационного требования к специалисту в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
4. Социальное проектирование. Отдельные правоохранительные проблемы в области наркопрофилактики далеко не всегда могут быть успешно разрешены в рамках текущей правоохранительной деятельности. В этом случае субъекты наркопрофилактики могут использовать инструмент социального проектирования. Его суть состоит в конструировании системы правоохранительных действий, направленных на минимизацию факторов наркотизации и наркотической криминализации, воздействие на которые иными (традиционными) инструментами неэффективно. В криминологических исследованиях данное направление получило необходимое развитие и обоснование [13].
Вместе с тем проведенные исследования показывают низкую востребованность данного инструмента предупредительной антинаркотической практики. Отдельные антинаркотические проекты реализуются без участия специалистов органов внутренних дел, не охватывают собой правоохранительной антинаркотической тематики и зачастую сводятся только к проблемам педагогического, психологического и медицинского характера.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
5. Антинаркотическое программирование и планирование. Проведенный анализ документов программно-целевого планирования на федеральном и особенно на региональном и местном уровнях показывает, что вопросы наркопрофилактики часто остаются на периферии программ профилактики правонарушений. Значительные недостатки в области антикриминального программирования фиксируют и специальные криминологические исследования [14]. Среди них значительная пассивность субъектов наркопрофилактики, слабое взаимодействие с органами региональной и местной власти, разрабатывающими документы программно-целевого планирования. Вместе с тем данное направление антинаркотической правоохранительной практики позволяет существенно повысить ресурсное обеспечение антинаркотических мероприятий, привлечь к их реализации профессиональных субъектов.
Изучение плановой документации по организации профилактической работы различных субъектов наркопрофилактики показало достаточно низкий уровень включенности в них антинаркотических мероприятий, которые к тому же зачастую имеют несистемный, разовый характер, охватывают собой довольно ограниченный круг лиц, составляющих целевую аудиторию запланированных профилактических мероприятий.
При осуществлении планирования следует не только обеспечить системность проведения профилактических мероприятий, но и учитывать параметры охвата ими целевой аудитории.
Общей проблемой программных и плановых документов в данной сфере является поверхностный анализ ситуации, который ложится в основу разработки мер наркопрофилактики. Такая работа, как правило, основывается на статистических показателях, осуществляется без проведения дополнительных диагностических и мониторинговых мероприятий [15; 16].
Наибольшим недостатком антинаркотического программирования и планирования следует считать формальную оценку эффективности запланированных и реализованных мероприятий.
Несмотря на имеющиеся проблемы и недостатки рассматриваемого инструмента антинаркотической практики, антинаркотическое программирование и планирование позволяет обеспечить качественную координацию и взаимодействие субъектов наркопрофилактики, их совместное участие в минимизации криминогенных факторов в данной сфере.
Направления совершенствования предупредительной практики в системе противодействия наркопреступности и наркотизации населения, отраженные в данной статье, не следует считать исчерпывающими. Их дальнейшая разработка и актуализация позволят создать необходимый теоретический базис для совершенствования антинаркотической правоохранительной практики.
Список источников
1. Выступление Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании коллегии
МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/70744 (дата обращения: 11.09.2023).
2. Выступление Министра внутренних дел РФ
B. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/70744 (дата обращения: 11.09.2023).
3. Грибанов Е. В. Теоретико-правовые основы и технология антинаркотической пропаганды // Наркоконтроль. 2023. № 3. С. 15-18.
4. Грибанов Е. В. Теория антикриминальной пропаганды : место в криминологической науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2023. № 1. С. 14-21.
5. Грибанов Е. В. Теоретические основы антикриминальной пропаганды // Общество и право. 2023. № 2 (84). С. 9-14.
6. Под председательством Владимира Колокольцева состоялось заседание Государственного антинаркотического комитета. URL.: https://mvdmedia.ru/news/official/ pod-predsedatelstvom-vladimira-kolokoltseva-sostoyalos-zasedanie-gosudarstvennogo-antinarkoticheskog/ (дата обращения: 11.09.2023).
7. В университете разработан и проведен новый курс повышения квалификации по вопросам антинаркотической пропаганды. URL: https:// xn--dlalsn.xn--blaew.xn--plai/Press-sluzhba/ Novosti/item/38455343 (дата обращения: 11.09.2023).
8. В университете провели курс по вопросам предупреждения распространения криминальной идеологии в сети Интернет. URL: https ://xn--dlalsn.xn--blaew.xn--plai/Press-sluzhba/Novosti/item/37742931 (дата обращения: 11.09.2023).
9. Хомутов М. В. Предупреждение преступлений социально ориентированными некоммерческими организациями : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2021. 233 с.
10. Хомутов М. В., Грибанов Е. В. Использование полицией возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2022. № 2 (56). С. 6-11.
11. Симоненко А. В., Грибанов Е. В. Культура противодействия преступности в деятельности органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4.
C. 121-122.
12. Симоненко А. В., Грибанов Е. В. Криминологические технологии и инженерия: место в науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2016. № 1 (55). С. 121-127.
13. Грибанов Е. В. Технологии социального проек-
JURISPRUDENCE
тирования в предупреждении преступлений // Уголовная политика и культура противодействия преступности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2021. С. 139-143.
14. Грибанов Е. В. Проблемы формирования и развития технологий планирования и программирования предупреждения преступлений // Уголовная политика и культура противодействия преступности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. Краснодар, 2018. С. 216-219.
15. Ильницкий А. С. Противодействие криминальной идеологии в сети Интернет : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2022. 213 с.
16. Соловьев В. С. Криминогенный потенциал социального сегмента сети Интернет: методика оценки и меры нейтрализации : монография. М. : Юрлитинформ, 2017. 175 с.
References
1. Speech by the President of the Russian Federation V. V. Putin at an extended meeting of the board of the Russian Ministry of Internal Affairs. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/70744 (accessed: 11.09.2023).
2. Speech by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation V. A. Kolokoltsev at an extended meeting of the board of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/70744 (accessed: 11.09.2023).
3. Gribanov E. V. Theoretical and legal foundations and technology of anti-drug propaganda // Narcocontrol. 2023. № 3. P. 15-18.
4. Gribanov E. V. The theory of anti-criminal propaganda : its place in criminological science and its significance for law enforcement practice // Society and law. 2023. №1.P. 14-21.
5. Gribanov E. V. Theoretical foundations of anticriminal propaganda // Society and law. 2023. № 2 (84). P. 9-14.
6. A meeting of the State Anti-Drug Committee was held under the chairmanship of Vladimir Kolokoltsev. URL: https://mvdmedia. ru/news/official/pod-predsedatelstvom-vladimira-kolokoltseva-sostoyalos-zasedanie-
gosudarstvennogo-antinarkoticheskog/ (accessed: 11.09.2023).
7. The university has developed and conducted a new advanced training course on anti-drug propaganda. URL: https://xn—dlalsn.xn—blaew. xn--plai/Press-sluzhba/Novosti/item/38455343 (accessed: 11.09.2023).
8. The university conducted a course on preventing the spread of criminal ideology on the Internet. URL: https://xn~dlalsn.xn—blaew.xn~plai/ Press-sluzhba/Novosti/item/37742931 (accessed: 11.09.2023).
9. Khomutov M. V. Crime prevention by socially oriented non-profit organizations : dis. ... candidate oflaw. Krasnodar, 2021. 233 p.
10. Khomutov M. V., Gribanov E. V. Use by the police of the possibilities of socially oriented nonprofit organizations in the prevention of crimes // Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA. 2022. № 2 (56). P. 6-11.
11. Simonenko A. V., Gribanov E. V. Culture of combating crime in the activities of internal affairs bodies // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 4. P. 121-122.
12. Simonenko A. V., Gribanov E. V. Criminological technologies and engineering : place in the science and law enforcement practice meaning // Society and law. 2016. № 1 (55). P. 121-127.
13. Gribanov E. V. Technologies of social design in crime prevention // Criminal policy and culture of combating crime : proc. of the Intern, sci. and practical conf. Krasnodar, 2021. P. 139-143.
14. Gribanov E. V. Problems of formation and development of technologies for planning and programming crime prevention // Criminal policy and culture of combating crime: proc. of the Intern, sci. and practical conf. : in 2 vols. Krasnodar, 2018. P. 216-219.
15. Ilnitsky A. S. Countering criminal ideology on the Internet : diss. ... candidate oflaw. Krasnodar, 2022. 213 p.
16. Soloviev V. S. Criminal potential of the social segment of the Internet: assessment methodology and neutralization measures : monograph. Moscow : Yurlitinform, 2017. 175 p.
Информация об авторе
А. В. Симоненко - начальник Краснодарского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.
Information about the author A. V. Simonenko - Chief of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 09.10.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 01.12.2023.
The article was submitted 09.10.2023; approved after reviewing 15.11.2023; accepted for publication 01.12.2023.