Научная статья на тему 'Совершенствование правовых средств контроля к профессиональному статусу оценщика'

Совершенствование правовых средств контроля к профессиональному статусу оценщика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / УСЛУГА / КАЧЕСТВО / ОЦЕНОЧНАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситдикова Любовь Борисовна, Незнамова Алла Андреевна

В статье рассмотрено совершенствование правовых средств контроля к профессиональному статусу оценщика в сфере оказания оценочных услуг. Выявлено, что обязательные требования к саморегулируемой организации, в части контроля за качеством выполнения ее членами работ и технических регламентов при их выполнении, действующим законодательством не предусмотрены. Автор предлагает возможные пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the legal controls to the professional status of the valuer

The article analyzes the development of the legal control of self-regulation in the provision of valuation services. It is revealed that the mandatory requirements for self-regulatory organization, in terms of control over the quality of performance by its members of work and technical regulations when they are implemented, the current legislation is not provided. The author offers possible solutions to this problem.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правовых средств контроля к профессиональному статусу оценщика»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАТУСУ ОЦЕНЩИКА

Ситдикова Любовь Борисовна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: декан, заведующая кафедрой. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: юридический факультет, кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: LBSitdikova@mail.ru

Незнамова Алла Андреевна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: extrimallo4ka@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрено совершенствование правовых средств контроля к профессиональному статусу оценщика в сфере оказания оценочных услуг. Выявлено, что обязательные требования к саморегулируемой организации, в части контроля за качеством выполнения ее членами работ и технических регламентов при их выполнении, действующим законодательством не предусмотрены. Автор предлагает возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: оценка, саморегулирование, услуга, качество, оценочная услуга.

IMPROVING THE LEGAL CONTROLS TO THE PROFESSIONAL STATUS OF THE VALUER

Sitdikova Lubov Borisovna, Dr of law, Professor. Position: Dean, Head of chair. Place of employment: Russian state social University. Department: law faculty, civil law disciplines chair. E-mail: LBSitdikova@mail.ru

Neznamova Alla Andreevna. Position: senior lecturer. Place of employment: Russian state social University. Department: civil law disciplines chair. E-mail: extrimallo4ka@yandex.ru

Annotation: The article analyzes the development of the legal control of self-regulation in the provision of valuation services. It is revealed that the mandatory requirements for self-regulatory organization, in terms of control over the quality of performance by its members of work and technical regulations when they are implemented, the current legislation is not provided. The author offers possible solutions to this problem.

Keywords: assessment, self-regulation, service quality assessment service.

В настоящее время уже сложилась достаточно стабильная и разветвленная система саморегулирования во многих отраслях экономической деятельности. Так, по сведениям Минэкономразвития России, по состоянию на декабрь 2015 г. в Российской Федерации насчитывается 1154 саморегулируемые организации, из них 719 саморегулируемых организаций - в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в саморегулируемых организациях. За период с

2010 по 2015 г. общее количество саморегулируемых организаций увеличилось почти в 1,8 раза [2].

Под саморегулированием понимается «самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил» ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о саморегулировании).

В рамках общеэкономического и отраслевого подходов саморегулирование можно рассматривать как особый институт регулирования рынков без вмешательства государства, который предусматривает установление формальных правил, регулирующих хозяйственную деятельность экономических агентов (субъектов) в конкретной сфере бизнеса, а также создание механизмов, направленных на обеспечение соблюдения этих правил, в рамках которого объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением регулятора.

Согласно Закону о саморегулировании в состав саморегулируемой организации (далее - СРО) оценщиков может входить любое физическое лицо, обладающее полной дееспособностью, застраховавшее свою ответственность. Иных субъектов оценочной деятельности законодатель не предусматривает. Также необходимо отметить, что момент возникновения правосубъектности оценщика определяется моментом приобретения им статуса субъекта оценочной деятельности, то есть внесением сведений об оценщике в реестр членов СРО, что является правоустанавливающим фактом.

В ст. 2 Закона о саморегулировании [1] поставлена задача относительно повышения качества выполнения работ и оказания услуг, которая должна была разрешаться самими саморегулируемыми организациями (далее - СРО) через разработку, установление стандартов, правил осуществления различных видов деятельности и организацию контроля за их исполнением членами СРО. При этом следует отметить, что Закон «Об оценочной деятельности» (далее - Закон об оценке) практически ежегодно претерпевает ряд изменений, отражаемых в его все новых редакциях - соответствующих федеральных законах, что свидетельствует не только о незрелости его изначальной версии и недостаточной компетенции разработчиков, но и об активном участии в последующей его разработке профессионального оценочного сообщества. Однако, уделив значительное внимание вопросам организации новой формы регулирования оценочной деятельности и усиления имущественной ответственности оценщика Закон об оценке ввел изменения и в определении ряда базовых терминов, таких как «оценочная деятельность», «субъект оценочной деятельности», «объект оценки», а также определил требования к договору на проведение оценки и обязанности оценщика как един-

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ

Ситдикова Л.Б. Незнамова А.А.

ственного «субъекта оценочной деятельности». Предоставляя право физическому лицу, осуществлять оценочную деятельность, законодатель в п. 1 ст. 4 Закона об оценке устанавливает определенные условия для него, только при наличии, которых он может приобрести статус оценщика: это членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, и наличие договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности.

Статья 24 Закона об оценке в п. 1 устанавливает правило о возможности членства оценщика только в одной СРО. Это связано с тем, что оценщик при осуществлении своей деятельности должен руководствоваться как основными требованиями к профессии, так и дополнительными, разработанными СрО оценщиков для своих членов. В случае принадлежности оценщика к разным СРО оценщиков, мы можем получить неравнозначные требования к профессии оценщика, и нарушение их, соответственно породит определенный конфликт между профессиональными объединениями. Для того чтобы стать членом СРО оценщиков, в п. 2 ст. 24 Закона об оценке указаны обязательные условия: наличие у кандидата в оценщики документа о высшем профессиональном образовании в области оценочной деятельности или свидетельства о профессиональной переподготовке в области оценочной деятельности; отсутствие судимости за преступления экономической направленности, а также за средние, тяжкие и особо тяжкие преступления. Введение ограничения на профессию для людей с судимостью, конечно, ограничивает конституционное право на выбор профессии. Такие ограничения, как правило, законодательно вводятся на те сферы деятельности, где предполагается ответственность сотрудников в большей мере, чем на прочих специальностях. Оценочная деятельность требует от оценщика повышенную ответственность перед потребителями оценочных услуг, так как в случае наличия недобросовестности в процессе оказания услуг последствия для заинтересованных лиц могут быть значительными. Поэтому законодатель и вводит определенные ограничения на профессию для категории лиц, к которым применялись меры уголовного преследования.

Законодатель предоставляет право СРО оценщиков устанавливать дополнительные требования, связанные с профессиональной деятельностью оценщиков к кандидатам в члены СРО. Однако данный контроль за членами саморегулируемых организаций со стороны самих организаций и надзирающих органов отсутствует.

Анализ доступной информации по правилам и условиям приема в члены СРО оценщиков показывает, что, как правило, СРО ограничиваются только законодательным установлением правил о членстве. Однако некоторые СРО оценщиков воспользовались правом, изложенным в п. 4 ст. 24 Закона об оценки и внесли самостоятельно разработанные дополнительные требования. Так СРО оценщиков «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» в качестве дополнительного условия при приеме в ее члены, требует предоставления рекомендации для вступления. Рекомендовать кандидата в члены СРО должны не менее двух членов данного СРО имеющие стаж членства более трех лет или региональное представительство СРО [3].

В качестве законодательного пожелания остаются пока и положения п. 3 ст. 21.2. Закона об оценке, которые предоставляют право для СРО оценщиков устанавливать в качестве дополнительного условия о членстве требования о наличии квалификационного аттестата у кандидата в оценщики или у члена СРО. После проверки документов представленных в СРО оценщиков от кандидата в ее члены, коллегиальный орган управления СРО оценщиков принимает решение об их соответствии или несоответствии предъявляемым требованиям к ее членам.

Следует заметить, что анализ выборочных данных о порядке приема в члены СРО оценщиков, размещенных на официальных сайтах СРО оценщиков, показывает определенные элементы формализма в подходе к наделению статусом оценщика физических лиц. Формализм заложен в перечне пакета документов, который должен представить кандидат в оценщики в СРО оценщиков. Во всех проанализированных порядках и условиях приема в члены СРО оценщиков, в разных комбинациях, кандидат, помимо определенных законодательством документов, дополнительно в обязательном порядке должен предоставить документы, подтверждающие наличие договора обязательного страхования, оплату вступительного, членского взноса и взнос в компенсационный фонд СРО. Если кандидат в оценщики желает организовать свою деятельность в качестве работника по найму, через заключение трудового договора с юридическим лицом, то в правилах приема дополнительно к вышеперечисленным документам требуют представить заверенные работодателем копии документов, подтверждающие трудовые отношения с работником - кандидатом в оценщики. Таким образом, физическое лицо, желающее стать оценщиком, без решения о приеме в члены СРО должен застраховать профессиональную ответственность и оплатить все финансовые обязательства перед СРО. Непонятно и требование представить копии трудовых договоров с юридическим лицом о приеме на работу в качестве оценщика без вступления в СРО оценщиков. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что органы управления СРО оценщиков, в нарушение порядка наделения физического лица статусом оценщика, определенного в п. 4, 5 ст. 24 Закона об оценке формально подходят к проверке возможности физического лица осуществлять оценочную деятельность.

В целях недопущения формального подхода СРО оценщиков в наделении физического лица статусом оценщика, следует внести дополнение в п. 5 ст. 24 Закона об оценке: «...до принятия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения о принятии лица в члены саморегулируемой организации оценщиков, запрещается требовать представления от такого лица договора обязательного страхования ответственности и внесения установленных саморегулируемой организацией оценщиков взносов».

Вышесказанное позволяет выделить в качестве одного из принципов определяющих правовой статус оценщика - это принцип профессионального характера оценочной деятельности. Данный принцип характеризуется такими требованиями как: наличие профессиональной квалификации позволяющей оказывать оценочную услугу (пп. 1 п. 2 ст. 24 Закона об оценке -наличие специального образования соответствующей специальности оценщика); отсутствие оснований для ограничений на профессию (пп. 2 п. 2 ст. 24 Закона об

оценке - отсутствие судимости за преступления экономической направленности, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления); обязательное членство в профессиональном сообществе оценщиков (п. 1 ст. 4 Закона об оценке -обязательное членство в СРО оценщиков, п. 1 ст. 24 -требование о членстве только в одном СРО оценщиков, п. 3 ст. 21.2 и п. 4 ст. 24 Закона об оценке - соответствие дополнительным требованиям к членству в СРО).

Значительные изменения в законодательстве по оценочной деятельности, а также внедрение дополнительных стандартов должны отражаться и в обучающих программах, успешное прохождение которых является необходимым и обязательным требованием для осуществления оценочной деятельности. Однако обязательность прохождения курсов переподготовки или аттестации для оценщиков, как правило, СРО оценщиков не устанавливают. Самое большее, что требуется от оценщика, для успешного членства в организации это уплачивать взносы, показывать страховое свидетельство и документ о получении образовании. Некоторые СРО при составлении годового отчета требуют от оценщика представлять, при наличии, сведения об участии в работе семинаров и прочих мероприятиях связанных с оценочной деятельностью[4, с.23].

Вышесказанное позволяет говорить об отсутствии системы по подержанию высокого профессионального уровня среди субъектов оценочных услуг. В этой связи следует вспомнить существовавшее до недавнего времени обязательность профессиональной переподготовки один раз в три года по программам повышения квалификации, как условие для допуска к оценочной деятельности. Тем не менее, несмотря на слабую нормативную разработанность, принцип профессионализма исполнителя услуги весьма существенен для обеспечения высокого качества оказания оценочных услуг.

Исследование правила личного исполнения договора оказания оценочных услуг, позволяет обратить внимание, на характерное нарушения свойственное субъектам оценочной деятельности. Так специалистами в области оценочной деятельности приводятся факты, когда при наличии в штате оценочной организации двух оценщиков работающих по трудовому договору, количество отчетов об оценке выполненных ими превышает все разумные величины. Это говорит о привлечении оценочной организацией к исполнению договора оценки иных специалистов, которые не имеют статус оценщика, но выполняют все расчетные работы, которые затем в виде отчета об оценке подписывает штатный оценщик. Таким образом, минимизируются требования к профессиональному статусу оценщика: не надо иметь специальное образование, оплачивать страховой полис и взнос в компенсационный фонд СРО оценщиков. Введение нормативных обязательных требований в содержание реестра членов СРО оценщиков, позволяет отслеживать участие оценщиков в выполнении своих функциональных обязанностей - составлении отчетов об оценке. Анализ содержания ряда реестров СРО оценщиков показывает, что большинство членов СРО с момента введения отчетности по выполнению отчетов об оценке, не участвуют в оценочной деятельности, в то время как имеется небольшой круг оценщиков, которые в своих отчетах указывают о проведенной ими оценке того или иного объекта с частотой раз в два-три дня.

Говорить о личном участии оценщика в оказании оценочных услуг не приходиться. Соответственно, такой важный принцип, влияющий на качество оказания оценочных услуг, как обязанность личного исполнения в оценочной деятельности на практике нивелирован. Кроме того, отсутствие результатов о проведении оценки в отчетах об оценке или их малое количество у большего числа оценщиков зарегистрированных в реестре СРО оценщиков характеризует низкий профессиональный уровень большинства оценщиков. Полагаем, что невозможно поддерживать высокий профессиональный уровень оценщиков без достойной конкуренции на рынке оценочных услуг. В целях исключения формального подхода к осуществлению СРО контроля за своими членами, следует рекомендовать ограничивать количество членов СРО верхним пределом исходя из разумности количества членов и способности осуществлять функции СРО. Данные ограничения могут устанавливаться как федеральными законами, регулирующими сферу оказания оценочных услуг, так и стандартами (правилами) разработанными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, передавая саморегулируемым организациям функции контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций - в сфере оказания оценочных услуг, а также функции привлечения к ответственности за допущенные нарушения, законодатель императивными нормами регламентировал во многом формы осуществления указанных функций, тем самым обеспечив относительное единообразие действий всех саморегулируемых организаций при определении форм, сроков, методов контроля, при установлении санкций за выявленные нарушения что, с одной стороны, позволит избежать злоупотреблений со стороны саморегулируемых организаций в отношении своих членов, а также недостаточно жесткого и полного контроля, но с другой стороны - ограничивает развитие и формирование института саморегулирования в сфере оказания оценочных услуг, ограничивая его рамками, заданными государством.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

2. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 2 (ч. II). Ст. 458

3. Сайт Ассоциации саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» г. Москва URL: http://www.nkso.ru (дата доступа: 20.11.2016).

4. Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. № 9 (105).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.