Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ФИРМ ОДНОДНЕВОК С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ФИРМ ОДНОДНЕВОК С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ФИРМЫ ОДНОДНЕВКИ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / БЕЛО ВОРОТНИЧКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / УХОД ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понамарева Анастасия Николаевна

Автор научной публикации рассматривает особенности негативного проявления «фирм-однодневок», как одного из элементов теневой экономики. Особое внимание, по мнению автора, заслуживают криминальные схемы и участие в них сотрудников хозяйствующих субъектов. Раскрытие таких схем позволит в дальнейшем предложить методы и структурные элементы по совершенствованию выявления фирм однодневок. Автор определяет, что международный опыт не менее важен в раскрытии преступных схем по уходу от уплаты налогов с фирмами однодневками. Автор отмечает, что для всех государств свойственна проблема учета теневой экономики. Действующие методы предотвращения данного явления зачастую обходят стороной преступное сообщество и как следствие тому эволюционируют, что позволяет преступникам расширять масштабы деятельности, вовлекая в неё новые элементы. Для России теневая экономика выступает, как весьма актуальная проблема, поскольку в процессе проведения экономических реформ масштабы теневого сектора экономики существенно возросли. Невозможность осуществления учета размеров теневой экономики, с позиции автора, вызывает снижение сведений о производстве ВВП в сравнении с информацией о его использовании, так как нелегально произведенные товары и доходы расходуются на легальное накопление и преумножение капитала. Характер и масштабы работы в области выявления фирм-однодневок могут колебаться в значительном диапазоне. Автор подчеркивает, что каждая компания не застрахована от появления внутренних угроз со стороны неквалифицированного персонала и недобросовестного руководящего состава, а также от недобросовестной конкуренции, криминала, форс-мажорных ситуаций и прочих видов внешних угроз. С этой целью требуется сформировать методы совершенствования выявления фирм однодневок, как ключевой угрозы экономической безопасности организации. Адаптация таких организаций под разные сектора экономики и виды хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, несущих ущерб от фирм-однодневок, актуализирует рассматриваемую проблематику статьи. Вследствие этого автором предлагается раскрытие криминальных схем фирм-однодневок и выделение их главных секторов, сегментов деятельности. Автор отмечает, что обращение к мировому опыту поможет сформировать четкие методики и предложения по совершенствованию практики выявления фирм однодневок. Одним из предложений автора научный публикации является создание квалифицированной службы безопасности в организации, основной целью которой выступает своевременное обнаружение и нейтрализация причин и условий, способных нанести ущерб предприятию, в том числе фирмами-однодневками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PRACTICE OF IDENTIFYING FLY-BY-NIGHT COMPANIES, TAKING INTO ACCOUNT INTERNATIONAL EXPERIENCE

The author of a scientific publication considers the features of the negative manifestation of "one-day firms" as one of the elements of the shadow economy. Particular attention, according to the author, deserves criminal schemes and the participation of employees of business entities in them. Disclosure of such schemes will allow us to propose methods and structural elements for improving the identification of one-day firms in the future. The author determines that international experience is no less important in uncovering criminal tax evasion schemes with one-day firms. The author notes that the problem of accounting for the shadow economy is characteristic of all states. The existing methods of preventing this phenomenon often bypass the criminal community and, as a result, evolve, which allows criminals to expand the scope of activities, involving new elements in it. For Russia, the shadow economy is a very urgent problem, since in the process of economic reforms, the scale of the shadow sector of the economy has increased significantly. The impossibility of taking into account the size of the shadow economy, from the position of the author, causes a decrease in information about the production of GDP in comparison with information about its use, since illegally produced goods and incomes are spent on legal accumulation and increase of capital. The nature and scope of work in the field of identifying one-day firms can vary widely. The author emphasizes that every company is not immune from the emergence of internal threats from unskilled personnel and unscrupulous management, as well as from unfair competition, crime, force majeure and other types of external threats. To this end, it is required to form methods for improving the identification of one-day firms as a key threat to the economic security of the organization. The adaptation of such organizations to different sectors of the economy and types of economic activities of economic entities that suffer damage from fly-by-night firms actualizes the issues under consideration in the article. As a result, the author proposes the disclosure of criminal schemes of one-day firms and the allocation of their main sectors, segments of activity. The author notes that the appeal to world experience will help to form clear methods and proposals for improving the practice of identifying one-day firms. One of the proposals of the author of the scientific publication is the creation of a qualified security service in the organization, the main purpose of which is the timely detection and neutralization of causes and conditions that can harm the enterprise, including one-day firms.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ФИРМ ОДНОДНЕВОК С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today/issue-5-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/42ECVN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Понамарева, А. Н. Совершенствование практики выявления фирм однодневок с учетом международного опыта / А. Н. Понамарева // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https://esj. today/PDF/42ECVN522.pdf

For citation:

Ponamareva A.N. Improving the practice of identifying fly-by-night companies, taking into account international experience. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 42ECVN522. Available at: https://esj.today/PDF/42ECVN522.pdf (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Понамарева Анастасия Николаевна

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Факультет «Экономики и бизнеса» Магистрант E-mail: nasstassi@mail.ru

Научный руководитель: Райлян Алексей Иванович

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Кандидат юридических наук, доцент E-mail: araylyan@fa.ru

Совершенствование практики выявления фирм однодневок с учетом международного опыта

Аннотация. Автор научной публикации рассматривает особенности негативного проявления «фирм-однодневок», как одного из элементов теневой экономики. Особое внимание, по мнению автора, заслуживают криминальные схемы и участие в них сотрудников хозяйствующих субъектов. Раскрытие таких схем позволит в дальнейшем предложить методы и структурные элементы по совершенствованию выявления фирм однодневок. Автор определяет, что международный опыт не менее важен в раскрытии преступных схем по уходу от уплаты налогов с фирмами однодневками. Автор отмечает, что для всех государств свойственна проблема учета теневой экономики. Действующие методы предотвращения данного явления зачастую обходят стороной преступное сообщество и как следствие тому эволюционируют, что позволяет преступникам расширять масштабы деятельности, вовлекая в неё новые элементы. Для России теневая экономика выступает, как весьма актуальная проблема, поскольку в процессе проведения экономических реформ масштабы теневого сектора экономики существенно возросли. Невозможность осуществления учета размеров теневой экономики, с позиции автора, вызывает снижение сведений о производстве ВВП в сравнении с информацией о его использовании, так как нелегально произведенные товары и доходы расходуются на легальное накопление и преумножение капитала. Характер и масштабы работы в области выявления фирм-однодневок могут колебаться в значительном диапазоне. Автор подчеркивает, что каждая компания не застрахована от появления внутренних угроз со стороны неквалифицированного персонала и недобросовестного руководящего состава, а также от недобросовестной конкуренции, криминала, форс-мажорных ситуаций и прочих видов внешних угроз. С этой целью требуется сформировать методы совершенствования выявления фирм однодневок, как ключевой угрозы экономической безопасности организации. Адаптация таких организаций под разные сектора экономики и виды хозяйственной деятельности

хозяйствующих субъектов, несущих ущерб от фирм-однодневок, актуализирует рассматриваемую проблематику статьи. Вследствие этого автором предлагается раскрытие криминальных схем фирм-однодневок и выделение их главных секторов, сегментов деятельности. Автор отмечает, что обращение к мировому опыту поможет сформировать четкие методики и предложения по совершенствованию практики выявления фирм однодневок. Одним из предложений автора научный публикации является создание квалифицированной службы безопасности в организации, основной целью которой выступает своевременное обнаружение и нейтрализация причин и условий, способных нанести ущерб предприятию, в том числе фирмами-однодневками.

Ключевые слова: экономическая безопасность; теневая экономика; фирмы однодневки; мировое сообщество; противодействие коррупции; бело воротничковая преступность; внутренний контроль; система внутреннего контроля; уход от уплаты налогов

Введение

Экономика любого государства представляет собой синтез нелегальной и легальной экономической деятельности, при этом теневая экономика действует вместе с легальной и в некоторых случаях не уступает ей по своему объёму. Особо актуальна указанная проблема в области совершенствования практики выявления фирм однодневок с учетом международного опыта. Ведь такое проявление теневой экономики, как «фирма-однодневка» влечет за собой ущерб государству, недостачу налогов и снижает доверие населения как к правоохранительным органам, так и к правящим элитам.

Актуальность работы заключается в увеличении значения развития теневой экономики в России и других странах. В настоящее время теневая экономика является одной из наиболее серьезных проблем, решением которой должны заниматься все страны. Внедрение рыночных механизмов в кризисный период послужило одной из главных причин ее расцвета. В связи с этим достаточно большое количество хозяйствующих субъектов ушло «в тень».

Объект исследования — фирмы-однодневки.

Предмет исследования — система организационно-управленческих и экономико-правовых отношений, появляющихся в ходе противодействия криминальной и теневой экономике при обеспечении экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Цель исследования состоит в совершенствовании практики выявления фирм однодневок с учетом международного опыта.

1. Методы и материалы

Методологическим основанием научной публикации выступает общность современных способов синтеза и анализа, диалектический и системный подходы, экономико-статистический анализ, способы аналогий, экспертных и сравнительных оценок и проч.), опирающиеся на комплекс управленческих и экономических дисциплин, а также смежных с ними сфер знаний.

Согласно цели данного исследования в работе ставятся следующие задачи:

• исследовать теоретические основы появления фирм однодневок, их влияние на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта;

• провести анализ преступных схем с применением фирм-однодневок;

• подготовить мероприятия по усовершенствованию механизма экономическом безопасности от возможного влияния теневой экономики и дать оценку их экономической эффективности.

Теоретическим основанием исследования выступили работы российских и иностранных исследователей, в которых довольно обстоятельно и глубоко изучались проблемы теневой экономики и экономической безопасности, а также были использованы достижения исследователей в сфере экономической теории, истории учений экономических, методологии экономических современных исследований. Исследованию вопросов теневых отношений уделено довольно большое внимание и на территории России, и в прочих государствах.

Среди более известных иностранных исследователей требуется назвать отечественных исследователей, как: Антипина Д.П. [1], Коварда В.В. [2], Кандыбко Н.В. [3], Рощупкина А.А.

[4].

Большой вклад в изучение сути, характера и структуры теневой экономики и в теорию экономической отечественной безопасности внесли такие ученые России, как: В.И. Авдийский

[5], В.М. Безденежных [6], О.И. Герман [7], А.В. Родионов [8], О.В. Карсунцева [9].

Одновременно с этим по отношению к современному этапу в недостаточной степени системно исследованы теоретико-методологические факторы выявления фирм однодневок с учетом международного опыта.

2. Результаты и обсуждения

Экономика любого государства представляет собой синтез нелегальной и легальной экономической деятельности, при этом теневая экономика действует вместе с легальной и в некоторых случаях не уступает ей по своему объёму. Особо актуальна указанная проблема для России.

Теневой экономикой именуют хозяйственную деятельность, развивающуюся вне учета и контроля со стороны государства, а вследствие этого не находит отражения в официальной статистике. Данный сектор экономики в различных государствах носит разные названия: в литературе Франция — «неформальная», «подземная» экономика; в литературе Италии — «подводная», «тайная»; в англоязычной литературе — «подпольная», «неофициальная», «скрытая»; в немецкой литературе — «теневая».

Для типологизации разновидностей деятельности теневой, как правило, берутся 3 критерия: их связь с «белой» (официальной, «первой») экономикой, а также объекты и субъекты экономической работы. С позиции можно выделить 3 сектора экономики теневой: «вторая» («беловоротничковая»), «серая» («неформальная») и «черная» («подпольная») [9].

Таблица 1

Критерии экономики теневой [10]

Главные признаки «Вторая» экономика теневая «Серая» экономика теневая «Черная» экономика теневая

Субъекты Менеджеры официального («белого») экономического сектора Занятые неофициально Преступники профессиональные

Объекты Перераспределение доходов без производства Производство обычных услуг и товаров Производство дефицитных и запрещенных услуг и товаров

Связи с «белой» экономикой Является неотрывной от «белой» Является относительно самостоятельной Является автономной по отношению к «белой»

«Вторая» экономика теневая — это скрываемая экономическая работа сотрудников «белой» экономики на своих местах работы, запрещенная законом, которая становится причиной скрытого перераспределения прежде сформированного национального дохода. Респектабельные люди («белые воротнички»), входящие в состав руководства, чаще всего занимаются этой деятельностью. Вследствие этого данную разновидность экономики теневой также именуют «беловоротничковой». С позиции общества, главным образом, данный вид теневой экономики не производит новых услуг либо товаров, а выгоды одних людей от неё возникают за счет потерь иных людей [11].

«Серая» экономика теневая — экономическая деятельность законом разрешена, однако не регистрируется (чаще всего малый бизнес) по производству и реализации обычных услуг и товаров. Указанный сектор экономики теневой действует более автономно в отношении «белой» экономике, в отличие от «беловоротничкого» сектора. В данном секторе самостоятельные производители уклоняются сознательно от учета официального, отказываясь нести затраты, которые связываются с получением лицензий, уплатой налогов и др., или отчет о подобном виде деятельности вообще не предусматривается.

«Черная» экономика теневая (экономика преступности организованной, сектор подпольный) — экономическая деятельность, которая запрещена законом, которая связана с производством и реализацией запрещенных услуг и товаров. Данный сектор в значительной степени является обособленным от экономики официальной. В широком понимании под подпольным сектором понимают все виды работ, которые в полном объеме выведенные из экономической нормальной жизни, так как они принимаются как несовместимые с нею, которые разрушают её. Данной деятельностью может выступать не исключительно базирующееся на насилии перераспределение (грабежи, вымогательство, кражи), а помимо этого процесс производства услуг и товаров, которые разрушают общество (к примеру, рэкет и наркобизнес). В современных трудах внимание сконцентрировано на экономике организованной преступности, работе преступников профессиональных [12].

С одной стороны, теневая экономика появилась в качестве реакции на факт государственного регулирования, поскольку оно невозможно без определенных ограничений, а неправильные ограничения становятся причиной их нарушения, наиболее часто в тех случаях, когда это представляется выгодным. Из-за недостатков в государственном управлении появляются разные виды теневой экономики — например, уклонение от налогов. Основными недостатками, провоцирующими появление теневой экономики, являются повышенный уровень налогов и бюрократизация управления. Однако следует понимать, что даже в государстве с идеальной системой управления невозможно полностью ликвидировать теневую экономику. В данном случае будут лишь минимизированы ее масштабы. Часть населения будет уклоняться от уплаты налогов, даже если налоговая ставка будет незначительной. Государству необходимо разрабатывать и проводить в жизнь правовые нормы и методические указания для того, чтобы ограничивать теневой сектор экономики. Например, в таких странах, как США и Германия, уменьшению масштабов теневой экономики способствует аудит и ужесточение наказаний. В Австрии, однако, сокращение прямого налогового бремени не ведёт к сокращению теневого сектора [13].

С другой стороны, экономика теневая появилась и вследствие природы самой рыночной экономики. Рыночное хозяйство формируется на фетише прибыли, обожествлении получаемого дохода. «Этика протестантская» и иные формы социального самоограничения могут уменьшать желание получения наживы, однако не устранить полностью. Вследствие этого, когда появляется возможность «взять куш», некоторые отдельные лица (либо целые группы людей) довольно нередко отбрасывают в сторону интересы долгосрочные общества ради быстрой своекорыстной выгоды. При этом чем меньше развиты в обществе этические

нормы, которые осуждают столкновения с законодательством, тем более возможно такое поведение. Стремление получить наживу любым методом является в особенности свойственной для «подпольной» и «беловоротничковой» теневой экономики.

Большая часть фирм, имеющих признаки «фирм-однодневок», создаются «под заказ» конкретных людей для решения их конкретных задач. Одновременно с этим существует сеть организаций, готовых предоставить услуги по временному использованию «однодневок».

Существуют следующие способов получить в распоряжение «фирму-однодневку»:

1. Самый простой способ, обычно даже не требующий привлечения каких-либо помощников, — учредить дочернюю компанию (рис. 1).

Подразумевается ситуация, в которой компания официально решает зарегистрировать новую организацию, где она будет являться учредителем. После этого формируются фиктивные отношения между организацией-учредителем и дочерней организацией.

Рисунок 1. Привлечение фирмы-однодневки посредством прямого учреждения [14]

Но это способ опасен тем, что при выявлении официально засвидетельствованной непосредственной связи между налогоплательщиком и фиктивной организацией в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ налоговые долги однодневки могут быть взысканы с самого налогоплательщика.

2. Наиболее типичный способ заполучить «однодневку» — зарегистрировать ее на некое физическое лицо, которое одновременно станет руководителем организации и ее главным бухгалтером (рис. 2). В дальнейшем от его имени будут оформляться необходимые операции (подписание договоров и иных оправдательных документов, доверенностей, необходимых для «обналички» и т. п.).

Рисунок 2. Привлечение фирмы-однодневки посредством регистрации на физическое лицо [14]

42ECVN522

Формально в данном случае организация-налогоплательщик к вновь созданному юридическому лицу не имеет никакого отношения. Находятся люди, которые готовы зарегистрировать фирму на себя. Они знают заранее, что получат за это вознаграждение, а принимать участие в деятельности этой фирмы не будет необходимости.

Важно отметить, что может грозить персональная ответственность тем лицам, которые решают зарегистрировать фирму с целью уклонения от уплаты налогов. Именно по этой причине недобросовестные налогоплательщики подыскивают стороннее лицо, на которое можно зарегистрировать фирму-однодневку. Чаще всего к данным мерам прибегают люди, оказавшиеся в затруднительном финансовом положении.

Вариант регистрации «однодневки» на стороннее физическое лицо привлекателен своей простотой. Однако в данном случае есть и риски: например, показания, которые может дать руководитель. В случае если руководитель при опросе налоговым органом отречется от взаимоотношений с возглавляемым им контрагентом, у налогового органа очень велики шансы доказать недобросовестность налогоплательщика.

Налогоплательщик вынужден либо рисковать, занимаясь подделкой документов, либо самостоятельно искать физическое лицо, которое согласится на учреждение «однодневки». Однако многие предприниматели предпочитают не рисковать, а использовать другой способ: приобрести готовую фирму.

Значительный спрос на «фирмы-однодневки» уже достаточно давно стал причиной того, что на территории России возникла целая сеть структур, которая занимается созданием фиктивных компаний «под ключ» и оказанием «помощи» в создании на их основе налоговых схем (рис. 3).

Рисунок 3. Привлечение фирмы-однодневки в формк покупки готовой фирмы [15]

Приобретение несуществующих товаров, работ, услуг — самый распространенный и самый опасный способ сэкономить, хорошо известный налоговым органам (рис. 4). Суть этой схемы до крайности проста.

В данном случае заключается договор между налогоплательщиком и фирмой-однодневкой на предоставление маркетинговых, консультационных и иных услуг. Денежные средства, по договору начисленные на счет «однодневки», снимаются в тот же день либо на следующий день как бы на хозяйственные нужды. Затем за минусом комиссии средства

передаются руководству налогоплательщика. Используемая фирма достаточно быстро исчезает, не уплачивая налоги [16].

Рисунок 4. Заказ фиктивных услуг у фирмы-однодневки [15]

В описанном случае получателем необоснованной налоговой выгоды может выступать, в зависимости от фактически сложившихся экономических условий, как производитель, так и конечный продавец.

Другой вид налоговых схем по взаимодействию с «однодневкой» заключается в оформлении договора на исполнение каких-либо работ и связана с привлечением фиктивного подрядчика (рис. 5).

Данная схема позволяет обналичить средства со счета налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщик может получить налоговый вычет по НДС. Использовать данную схему могут далеко не все. Только те, у кого возникает необходимость в оплате работ для собственных нужд или кто сам выполняет подрядные работы для своих клиентов, может использовать эту схему [17].

Рисунок 5. Схема с привлечеием фиктивного субподрядчика [17]

Специфика данной темы заключается в особенности договора на выполнение определенного вида работ. Согласно пункту 4 статьи 38 НК России работами с целью налогообложения признается деятельность, итоги которой обладают материальным выражением и могут реализоваться для удовлетворения потребностей компании и (либо) физических лиц. Исходя из этого, можно прийти к выводу о том, что итог выполнения договоров — конкретное материальное выражение.

В остальном данная схема не отличается от фиктивного оказания услуг. В обоих случаях мнимый субподрядчик получает денежные средства и обналичивает их. Выплаченные суммы сокращают по налогу на прибыль налоговую базу, а «входной» НДС — базу налоговую по данному налогу [18].

На первый взгляд, риск обнаружения фиктивных субподрядных договоров достаточно мал. Именно по этой причине данная схема является довольно распространенной.

Ещё одной схемой является проведение фиктивных сделок во внешнеэкономической деятельности. Данная схема используется для уменьшения объема взимаемого налога с реально проведенной операции. Чаще всего схема применяется в случае ввоза или вывоза капитала. Самый распространенный пример фиктивной операции — «псевдоэкспорт». Суть заключается в следующем: при исполнении контракта, якобы предусматривающего экспорт товара, последний таможенную границу не пересекает. Он реализуется внутри страны, а при уплате налогов используется предусмотренная льгота по налогу на добавленную стоимость. Реализацию данной схемы можно подробнее рассмотреть на примере турецкой компании, производившей нижнее белье. Товар был фиктивно оформлен как вывезенный из страны для нелегального возврата НДС. В действительности, товар, который был экспортирован, представлял собой куски ткани. Позднее было выявлено, что компания, в адрес которой производилась отгрузка товара, была создана с целью фиктивной продажи товаров за границей. Это также наносит значительный ущерб бюджету страны [19].

Помимо этого, стоит рассмотреть и те схемы, которые связаны с импортом товаров. Их особая актуальность обуславливается увеличением импорта за последние полгода.

Рисунок 6. Объемы импорта за последние полтора года [20]

Так, в связи с увеличением импорта особенно актуальной стала схема, в которой цены на импортируемые товары завышаются, иными словами — «трансферпрайсинг» (включение в

схему расчетов оффшорной компании, с целью намеренного искажения ценообразования и сокрытия налогов [21].

Рисунок 7. Схема трансферпрайсинга [21]

Данная схема позволяет компании А (производителю) избежать законного обложения налогом на прибыль. Покупатель (компания С) получает к зачету завышенный НДС и другие косвенные налоги. Получается, что компания В должна уплатить большинство налогов, однако, будучи оффшорной компанией, она не подлежит налогообложению. Таким образом, разница, получившаяся в результате искажения ценообразования, не подлежит налогообложению и в виде денежных или иных средств распределяется между участниками сделки.

Заключение фиктивного договора поставки продуктов с фирмой-однодневкой — ещё один известный вид схем, используемый недобросовестными налогоплательщиками. Данная схема также позволяет облегчить бремя налогов по НДС и налогу на прибыль компании и получить неучтенную наличность (рис. 6).

Рисунок 8. Схема с фиктивной поставкой товаров [21]

Несуществующими товарами, согласно пункту 3 статьи 38 НК, является имущество, которое предназначено для реализации или реализуется. Итогом договора, заключенного в рамках данной схемы, является наличие определенного товара на балансе компании. Однако в большинстве случаев никто не заботится о фактическом наличии имущества на балансе.

Еще одна возможность фиктивных поставок базируется на включении в цепь поставок от производителя до конечного потребителя «однодневки», при помощи которой товар проходит транзитом (рис. 7).

Рисунок 9. «Посредническая» схема [21]

Налоговиками отмечено, что схема с применением «серых» посредников свойственна при реализации товара с низкой себестоимостью. В данной схеме производитель реализует товар «компании-однодневке» с минимальной наценкой (отталкиваясь от которой и происходит уплата налогов). В дальнейшем «однодневка» реализует ту же продукцию лицу, который осуществляет сбыт конечным потребителям, но уже со значительной наценкой (что дает возможность последнему заметно повысить затраты и величину вычетов налоговых по НДС). Следовательно, что производитель (оптовик), «серый» посредник и продавец конечный оплачивают налоги по минимальному размеру, а главная налоговая нагрузка ложится на «однодневку», которая налоги не платит [22].

Непосредственное сотрудничество налогоплательщика с «черной» «однодневкой» налоговыми органами просто распознаётся и поэтому является довольно опасным.

Сущность схемы довольно проста: вместо того, чтобы прямо выполнять закупки товара у продавца (производителя), покупатель потенциальный включает в цепь посредника-«компанию-однодневку», который как бы оказывает услуги ему по приобретению продукции согласно договору комиссии либо агентирования. Экономия по налогу на прибыль и НДС может быть достигнута при помощи перечисления средств «фирме-однодневке» (естественно, с дальнейшей «обналичкой») в роли агентского либо комиссионного вознаграждения.

Таким образом, стоить уделить особое внимание работе службы экономической безопасности на предприятии. Экономический эффект от создания службы экономической безопасности выражается в:

• привлечении как можно большего количества покупателей с целью увеличения доходов компании;

• повышении уровня производительности труда персонала;

• расширении использования новых производственных технологий и повышении ресурс отдачи [22].

Существующие методики оценки эффективности создания службы экономической безопасности в производственных предприятиях предоставляют возможность оценить ее при помощи 3-х методов:

• по достигнутому уровню экономической эффективности вследствие внедрения проекта;

• по критерию соответствия уровня службы экономической безопасности определенным требованиям;

• по оценке уровня влияния отдельных элементов экономической безопасности на работу всего предприятия в целом.

Используя первую методику, рекомендуем определить экономическую эффективность службы экономической безопасности по следующей формуле:

ЭЭсмк = Щ (1)

Ду ' (1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где А — дополнительные доходы, полученные за счет увеличения выручки предприятия, в результате создания службы экономической безопасности;

Я£/ — расходы, связанные с разработкой и внедрением проекта.

По нашему мнению, к проблеме оценки эффективности деятельности и вклада службы экономической безопасности в получение дополнительной выручки за счет увеличения числа покупателей требуется подходить со стороны экспертных оценок.

Оценка экспертных мнений специалистов и руководителей показала, что часть вклада работы службы экономической безопасности в увеличение числа покупателей составляет 5 %.

В общем случае бюджет проекта по внедрению службы экономической безопасности складывается из:

• стоимости организации службы экономической безопасности (приобретение оборудования, ремонт помещения и проч.);

• стоимости обучения коллектива компании.

Очень важно учитывать и опыт других стран при решении данного вопроса. Так, активная борьба с фирмами-однодневками и фиктивными предприятиями проводится в западных странах. В странах ЕС в законодательстве был принят реестр собственников компаний. В данный реестр включена информация об экономических субъектах, которые относятся к владельцам бизнеса.

Целью создания реестра является борьба с отмыванием доходов, полученных нелегальным путём. Государственные чиновники Евросоюза убеждены, что можно выявить существующие фирмы-однодневки за счет раскрытия информации о бенефициарах бизнеса. Это, в свою очередь, позволит ограничить тенденцию уклонения от уплаты налогов.

Отдельно стоит акцентировать на мерах Австралии: в стране введён гарантийный депозит для борьбы с фирмами-однодневками. Гарантийным депозитом является платеж налогоплательщика, учитывающий текущие и будущие налоговые обязательства. Он вносится в случае, если органы налогового администрирования Австралии считают, что данное

Вестник Евразийской науки 2022, №5, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today

предприятие зарегистрировано для ограниченной предпринимательской деятельности, имеющей фиктивную характеристику.

Гарантийный депозит проводится предприятиями, подозреваемыми в феникс-схеме. По этой схеме налогоплательщик целенаправленно заявляет о своем банкротстве и ликвидирует организацию. Это обуславливается желанием уйти от обязательств по выплате заработной платы сотрудникам, уклонением от уплаты налогов и погашением кредиторских обязательств перед кредиторами.

Опыт США также необходимо проанализировать при совершенствовании российской практики. Так, в США применяется экономическая доктрина. Данной доктриной накладываются ограничения по налоговым льготам и стимулированию для тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых выходит за рамки положений Налогового кодекса. Кроме того, в США были разработаны и судебные доктрины. В них закреплены механизмы по борьбе с фирмами-однодневками. К таким доктринам относятся:

• доктрина «преобладания сущности над формой»;

• доктрина «пошаговых сделок»;

• доктрина «фиктивных сделок».

Главным критерием ухода от данных ограничений для предприятий является предоставление информации о том, что совершаемая сделка изменяет экономическое положение бизнеса и не направлена на занижение суммы налога более 40 %. В противном случае на фирму-однодневку накладывается крупный штраф органами налогового администрирования либо она вообще может быть ликвидирована.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что очень важно использовать все возможные механизмы для усиления экономической безопасности страны. Это обеспечит осуществление эффективной экономической деятельности как государства в целом, так и отдельных компаний. Особенно важно, чтобы руководство компаний этому вопросу уделяло внимание, контролировало работу организации и уровень затрат корпоративных ресурсов.

Выводы

В настоящее время для любой экономической системы характерно существование фирм-однодневок в рамках развития теневой экономики. Различаются они лишь масштабом распространения. Само по себе распространение теневой экономики является серьезной угрозой. Оно может подорвать экономическую безопасность государства.

Теневая экономика — это феномен, требующий особого внимания и изучения. Ее структура достаточно разнообразна, поэтому универсального определения теневой экономики не существует. В структуру входят различные виды деятельности, которые не включаются в ВВП и не учитываются официальной статистикой. Так, данные виды деятельности находятся вне правового поля.

Для фирм-однодневок характерно уклонение от уплаты налогов. Тем самым они могут наносить серьезный ущерб экономики: бюджетные доходы государства снижаются, и это приводит к тому, что важнейшие сферы экономики не получают необходимого финансирования. Это, в свою очередь, отражается и на населении и официальном бизнесе, поскольку увеличивается налоговая нагрузка на них.

В связи с серьезной конкуренцией и распространением теневой экономики, хозяйствующим субъектам, функционирующим в России, необходимо позаботиться о своей экономической безопасности. Особенно актуальным это стало в настоящее время из-за накладываемых санкций и повышенных общественно-политических, технологических, валютных и других рисков.

Необходимо разработать такую систему, которая позволяла бы не только быстро и эффективно реагировать на возникающие угрозы, но и прогнозировать их. При наличии такой слаженной системы, хозяйствующий субъект может сконцентрироваться на стратегическом развитии и стимулировании инновационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина Д.П. Основные направления для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки. — 2022 № 1. — URL: https://esi.todav/PDF/46ECVN122.pdf.

2. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасности России в условиях расширения процесса глобализации // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 1. — URL: https://esi.todav/PDF/15ECVN120.pdf.

3. Кандыбко Н.В., Денисов Д.Б., Петрошенко А.И. Второй «оптимизационный пакет» в государственных закупках для обеспечения обороны: упрощение как новый виток развития? // Вестник Евразийской науки. — 2021 № 5. — URL: https://esi .today/PDF/07ECVN521.pdf.

4. Рощупкина А.А., Сидорина Т.В. Система региональных показателей экономической безопасности // Вестник Евразийской науки, 2019 № 3, https://esj.today/PDF/17ECVN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. Авдийский В.И., Бауэр В.П. Экономическая безопасность в системе трансформации мировой финансовой архитектуры // Эффективное антикризисное управление. 2010. № 1. С. 42-48.

6. Безденежных В.М., Родионов А.С. Проактивный риск-ориентированный подход в сценарном планировании деятельности хозяйствующих субъектов [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 6. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/proaktivnvv-risk-orientirovannyv-podhodvstsenamom-planirovanii-deyatelnosti-hozyaystvuyuschih-subektov (дата обращения: 10.03.2022).

7. Герман О.И., Бобровская Т.В. Развитие человеческого капитала как фактор обеспечения экономической безопасности // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 2. — URL: https://esi.todav/PDF/93ECVN219.pdf.

8. Родионов А.В., Круть А.А. Экономическая безопасность развития предпринимательской деятельности в контексте обеспечения роста темпов импортозамещения // Вестник Евразийской науки. — 2018 № 5. — URL: https://esj .today/PDF/93ECVN518.pdf.

9. Карсунцева О.В., Буркина Т.А. Промышленный комплекс в контексте обеспечения экономической безопасности региона // Вестник Евразийской науки, 2020 № 5, https://esj.today/PDF/08ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

10. Кулик Ю.П. Теневая экономика и коррупция как угрозы экономической безопасности государства // Российская экономика: взгляд в будущее. — 2016. — С.699-708.

11. Кулик Ю.П. Характеристика состояния и тенденции развития теневой экономики России на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы.

— 2016. — Т. 11. — № 1. — С. 38-45.

12. Малис Н. и др. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов //Финансовый журнал. — 2014. — № 1 (19). — С. 81-90.

13. Крохичева ГЕ., Архипов ЭЛ., Хачатурян (Баздикян) М.Ю., Статов В.В., Лобова А.М. Технологическое предпринимательство в системе экономической безопасности // Вестник Евразийской науки. — 2018 № 1. — URL: https://esj .today/PDF/70ECVN118.pdf.

14. Бархатова Е.Н., Вакутин А.А. Вопросы отграничения мошенничества в сфере предпринимательства от смежных составов преступлений и гражданско-правовых деликтов // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 82-90. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=42384574.

15. Мирончик А С., Боровков А.А. Неисполнение договорных обязательств как признак мошенничества в сфере предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2017. № 3. С. 92-100. URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/neispolnenie-dogovornyhobyazatelstv-kak-priznak-moshennichestva-v-sferepredprinimatelskoy-deyatelnosti.

16. Пильщикова А.А., Храмченко А.А., Коврякова Е.А. Теневая экономика России // Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа.

— 2018. — С. 209-214.

17. Страхов И.А. Осуществление контроля за соблюдением правил внутреннего контроля противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Вестник Евразийской науки. — 2021 № 6. — URL: https://esj .today/PDF/74ECVN621.pdf.

18. Мельник Д.Ю. Базовые элементы и основные составляющие экономической безопасности банка // Вестник Евразийской науки, 2018 № 4, https://esj .today/PDF/ 13ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

19. Заря И.В. Общественное благосостояние в контексте обеспечения национальной экономической безопасности // Вестник Евразийской науки, 2018 № 4, https://esj.today/PDF/01ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

20. Щербакова Т.А., Архипов Э.Л. Модель обеспечения экономической безопасности компаний в рыночных условиях // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 6. — URL: https://esj.today/PDF/76ECVN620.pdf.

21. Смирнова О.П. Особенности обеспечения экономической безопасности в технологически сопряженных видах деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, № 1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/80EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

22. Филиппов Е.В. Масштабы теневой экономики в России. Основные формы и сферы теневой экономики // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. — 2018. — С. 268-274.

Ponamareva Anastasia Nikolaevna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: nasstassi@mail.ru

Academic adviser: Raylyan Aleksey Ivanovich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: araylyan@fa.ru

Improving the practice of identifying fly-by-night companies, taking into account international experience

Abstract. The author of a scientific publication considers the features of the negative manifestation of "one-day firms" as one of the elements of the shadow economy. Particular attention, according to the author, deserves criminal schemes and the participation of employees of business entities in them. Disclosure of such schemes will allow us to propose methods and structural elements for improving the identification of one-day firms in the future. The author determines that international experience is no less important in uncovering criminal tax evasion schemes with one-day firms. The author notes that the problem of accounting for the shadow economy is characteristic of all states. The existing methods of preventing this phenomenon often bypass the criminal community and, as a result, evolve, which allows criminals to expand the scope of activities, involving new elements in it. For Russia, the shadow economy is a very urgent problem, since in the process of economic reforms, the scale of the shadow sector of the economy has increased significantly. The impossibility of taking into account the size of the shadow economy, from the position of the author, causes a decrease in information about the production of GDP in comparison with information about its use, since illegally produced goods and incomes are spent on legal accumulation and increase of capital. The nature and scope of work in the field of identifying one-day firms can vary widely. The author emphasizes that every company is not immune from the emergence of internal threats from unskilled personnel and unscrupulous management, as well as from unfair competition, crime, force majeure and other types of external threats. To this end, it is required to form methods for improving the identification of one-day firms as a key threat to the economic security of the organization. The adaptation of such organizations to different sectors of the economy and types of economic activities of economic entities that suffer damage from fly-by-night firms actualizes the issues under consideration in the article. As a result, the author proposes the disclosure of criminal schemes of one-day firms and the allocation of their main sectors, segments of activity. The author notes that the appeal to world experience will help to form clear methods and proposals for improving the practice of identifying one-day firms. One of the proposals of the author of the scientific publication is the creation of a qualified security service in the organization, the main purpose of which is the timely detection and neutralization of causes and conditions that can harm the enterprise, including one-day firms.

Keywords: economic security; shadow economy; fly-by-night firms; world community; anti-corruption; white-collar crime; internal control; internal control system; tax evasion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.