Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РФ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ВЛАСТИ / МОДЕЛИ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ / PARLIAMENTARY CONTROL / AUTHORITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) AUTHORITIES / MODELS OF PARLIAMENTARY CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чайко С.Е.

Статья посвящена вопросам систематизации практики парламентского контроля в субъектах Российской Федерации. Автор доказывает несовершенство и фрагментарный характер данной практики. В целях дальнейшего совершенствования парламентского контроля в субъектах Российской Федерации автор предлагает принятие рамочного закона о парламентском контроле в субъектах Российской Федерации, раскрывает его основные положения. Данные рекомендации могут быть дополнены также развитием институционального взаимодействия субъектов парламентского контроля в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF PARLIAMENTARY CONTROL IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the systematization of the parliamentary control practice in the authorities of the Russian Federation. The author proves the imperfection and fragmentary nature of this practice. In order to further improve parliamentary control in the authorities of the Russian Federation, the author proposes the adoption of a framework law on parliamentary control in the authorities of the Russian Federation, reveals its main ideas. These recommendations can also be supplemented by the instruments of institutional interaction between the subjects of parliamentary control in the regions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РФ»

УДК 328

Чайко С.Е.

студент магистратуры 3 курса Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации,

Россия, Москва СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В

СУБЪЕКТАХ РФ

Аннотация: Статья посвящена вопросам систематизации практики парламентского контроля в субъектах Российской Федерации. Автор доказывает несовершенство и фрагментарный характер данной практики. В целях дальнейшего совершенствования парламентского контроля в субъектах Российской Федерации автор предлагает принятие рамочного закона о парламентском контроле в субъектах Российской Федерации, раскрывает его основные положения. Данные рекомендации могут быть дополнены также развитием институционального взаимодействия субъектов парламентского контроля в регионах.

Ключевые слова: парламентский контроль, субъект Российской Федерации, законодательные (представительные) органы власти, модели парламентского контроля

Chaiko S. E. master's student 3 courses

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Russia, Moscow

IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF PARLIAMENTARY CONTROL IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: The article is devoted to the systematization of the parliamentary control practice in the authorities of the Russian Federation. The author proves the imperfection and fragmentary nature of this practice. In order to further improve parliamentary control in the authorities of the Russian Federation, the author proposes the adoption of a framework law on parliamentary control in the authorities of the Russian Federation, reveals its main ideas. These recommendations can also be supplemented by the instruments of institutional interaction between the subjects of parliamentary control in the regions.

Keywords: parliamentary control, authority of the Russian Federation, legislative (representative) authorities, models of parliamentary control

Парламентский контроль представляет собой деятельность законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации своих контрольных полномочий, установленных федеральными законами, конституциями или (уставами) субъектов и региональным законодательством в отношении органов исполнительной

власти, с целью выявления, как и профилактики нарушений законодательства, с их стороны. А также принятию к ним мер, обеспечивающих устранение таких нарушений, как непосредственно самими парламентами, так и через специально созданные ими органы контроля133. Сферы применения парламентского контроля над исполнительной властью, сложившиеся на региональном уровне, можно сгруппировать в следующие тематические группы:

- за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ,

- в бюджетно-финансовой и экономической сферах,

- в сфере государственного управления,

- за выстраиванием отношений с другими субъектами РФ,

- за использованием имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, а также выполнением программ и планов социально-экономического развития.134

Сравнительный анализ применения нормативных правовых актов в сфере обеспечения парламентского контроля в субъектах Российской Федерации позволяет говорить о наличии регионального творчества, с точки зрения закрепления и применения форм контроля. Функции парламентского контроля в ряде субъектов РФ закреплены непосредственно в конституциях (уставе) республики или субъекта Российской Федерации. Применяется регулирование отдельных аспектов контроля на уровне специального нормативного правового акта. Фрагментарное регулирование парламентского контроля закреплено в регламенте законодательного (представительного) органа.

В этой связи, согласно анализу, не выявлены формы реализации контрольных полномочий. Хотя в качестве традиционных явлений в этой сфере, прежде всего, можно считать заседания парламента, его комитетов и комиссий, иных рабочих органов, проводимых в формате слушаний. В процессе проведения таких мероприятий приглашаются должностные лица органов исполнительной власти, заслушиваются доклады и отчеты регионального правительства и министров о своей деятельности. Используется практика постановки вопросов (форма "правительственного часа"). Реже проводятся парламентские (депутатские) расследования. Более активно используется форма парламентских (депутатских) запросов. Редко, по особо резонансным проблемам, создаются специальные временные комиссии для проведения проверок с вынесением результатов для обсуждения в законодательном региональном парламенте.

Вместе с тем, в принятых в регионах документах закреплен и более широкий круг полномочий, которые можно использовать для обеспечения

133 Макоев А.В., Хамуков А.В. Институт парламентского контроля над исполнительной властью в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 5.

134 Спиридонов А.А. Парламентский контроль в Российской Федерации: Научно-практ. пособие. М.: Издание Государственной Думы, 2011.

парламентского контроля. В том числе: принятие решений по устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля; депутатские проверки; подготовка ежегодного доклада о состоянии законодательства и внесение его на рассмотрение законодательного органа субъекта РФ; конференции, «круглые столы», семинары и другие мероприятия по вопросам контроля; обращение с иском, соответственно, в суд или арбитражный суд в случаях нарушений законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, повлекших нанесение субъекту РФ ущерба; обращение о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в невыполнении или ненадлежащем выполнении законов и иных нормативных правовых актов.

По мнению автора, несмотря на пятилетие действия известного федерального закона «О парламентском контроле»,135 в практической работе в регионах существует немало проблем в области регулирования парламентского контроля на уровне субъектов Российской Федерации. В частности, это простое «дублирование» нормы из федерального законодательства в региональные, в т.ч. нормативные акты регионального уровня. Это нечеткость разграничения полномочий или отсутствие принципа «системности» в изложении формы и методов осуществления парламентского контроля. В связи с этим возникает вопрос о потребности гармонизации правового регулирования парламентского контроля в субъектах Российской Федерации, а также унификации его основных принципов и видов, имея ввиду достижение его целей. Требуется унифицировать применяемый понятийный аппарат, используемый в региональных политических практиках.

Этого можно достичь, приняв рамочный федеральный закон с условным названием «Об основах парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон по авторскому замыслу мог бы отразить основополагающие положения о субъектах и объектах парламентского регионального контроля, а также о наиболее эффективных видах и формах его осуществления на уровне регионов, местных сообществ. Эти нормы могли бы применяться как непосредственно, так и путем дальнейшей детализации при расширении сферы их применения в региональном законодательстве. Принятие специального закона о парламентском контроле способствовало бы совершенствованию в субъектах Российской Федерации этой работы. Могли бы быть более точно регламентированы механизмы осуществления основных форм парламентского контроля. Практика здесь имеет затруднения. Об этом свидетельствуют также трудности прохождения в Государственной Думе законопроекта «О государственном контроле (надзора) и муниципальном контроле».

135 См. Федеральный Закон «О парламентском контроле», от. 7.05.2013 г., № 77

В предлагаемом автором законопроекте необходимо закрепление исчерпывающего перечня субъектов парламентского контроля и их точная регламентация. В том числе:

1. Основной субъект, ответственный за выполнение процедур парламентского контроля и подготовку законопроектов по результатам осуществления контрольных полномочий. Важно определить рабочий орган законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Субъекты, участвующие в парламентском контроле в соответствии со своими полномочиями:

а) палаты (при наличии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

б) комитеты, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Указание (выделение) специальных субъектом обеспечения отдельных видов парламентского контроля: как финансового, тот же контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации, являющийся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля)и подотчетным законодательному (представительному) органу региональной власти.

Было бы оправданным закрепление в рамочном законе характера решений по результатам осуществления контрольных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Здесь можно было бы использовать следующую классификацию решений по результатам контрольных мероприятий: - об отсутствии нарушений; - необходимости дополнительного изучения материалов; - о наличии факта совершения нарушения; - о выражении недоверия лицам, замещающим государственные должности; - о направлении материалов в прокуратуру в субъекте Российской Федерации.

Решения о фактах совершения нарушения могли бы быть основанием для принятия постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором могут содержаться рекомендации руководителям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и/или органов местного самоуправления в субъекте РФ о принятии мер по устранению выявленных и типичных нарушений, а также привлечении должностных лиц к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Автор исследования также обусловливает необходимость изменения норм законодательства в части привлечения к участию в парламентском контроле Уполномоченного по правам человека в части расширения круга субъектов парламентского контроля, которые взаимодействуют с

Уполномоченным в процессе реализации парламентского контроля. Важно их правовое закрепление в качестве опосредованных участников обеспечения парламентского контроля и в таких действиях, Уполномоченного, как: - выступление с докладом в случае грубого или массового нарушения конституционных прав и свобод человека; -направление ежегодных докладов о своей деятельности; - направление специальных докладов; - направление предложений по обеспечению прав и свобод граждан. Указанные изменения будут способствовать тому, чтобы законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения информации, поступившей от Уполномоченного, эффективнее применял уже выполненную «проверенную» работу для более эффективного принятия практических решений в регионе.

Таким образом вытекает оптимизация модели парламентского контроля в регионах на основе полученной практики и проработки единой концепции регулирования и осуществления парламентского контроля. Важен учёт регламентного обеспечения возможностей и компетенции в сфере регулирования и осуществления парламентского контроля при реализации его субъектами Российской Федерации.

Использованные источники:

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) [электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О парламентском контроле: Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Макоев А.В., Хамуков А.В. Институт парламентского контроля над исполнительной властью в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 5.

4. Парламентское право России: Учебное пособие / Под редакцией Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 2003.

5 Спиридонов А.А. Парламентский контроль в Российской Федерации: Научно-практ. пособие. М.: Издание Государственной Думы, 2011. 6. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.