Научная статья на тему 'Совершенствование политики управления запасами организации (на примере огуп Карталинское ПРСД)'

Совершенствование политики управления запасами организации (на примере огуп Карталинское ПРСД) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЗАПАСЫ / ЛОГИСТИКА / ТМЦ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / MANAGEMENT / INVENTORY / LOGISTICS / GOODS AND MATERIALS / AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куракова К.В., Гарипов Р.И.

В статье рассмотрены аспекты управления запасами на предприятии и методические подходы к определению норм запасов. Проведена комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности ОГУП Карталинское ПРСД: организационная и экономическая характеристика предприятия, анализ структуры и динамики запасов предприятия. Предлагаются пути совершенствования политики управления запасами ОГУП Карталинское ПРСД: организация автоматизированного учета запасов предприятия, автоматизация процесса инвентаризации, организация внутреннего и внешнего документооборота, сокращение себестоимости оказываемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MANAGEMENT POLICIES OF RESERVES (FOR EXAMPLE OGUP KARTALINSKAYA PRSD)

The article discusses aspects of inventory management in the enterprise and methodical approaches to the definition of inventory norms. The complex estimation of financial and economic activity OGUP Kartalinskaya PRSD: organizational and economic characteristics of the company, analysis of the structure and dynamics of the company stock. Ways of improving inventory management policy OGUP Kartalinskaya PRSD: the organization of the automated account of stocks of the enterprise, automate the inventory process, organization of internal and external workflow, reducing the cost of services rendered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование политики управления запасами организации (на примере огуп Карталинское ПРСД)»

УДК 656

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОГУП КАРТАЛИНСКОЕ ПРСД)

К.В. КУРАКОВА, ОУВОЮУИУИЭ, г. Челябинск, Россия

e-mail: kartaly74@yandex.ru Р.И. ГАРИПОВ, ОУ ВО ЮУИУИЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: garipov_robert@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены аспекты управления запасами на предприятии и методические подходы к определению норм запасов. Проведена комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности ОГУП Карталинское ПРСД: организационная и экономическая характеристика предприятия, анализ структуры и динамики запасов предприятия. Предлагаются пути совершенствования политики управления запасами ОГУП Карталинское ПРСД: организация автоматизированного учета запасов предприятия, автоматизация процесса инвентаризации, организация внутреннего и внешнего документооборота, сокращение себестоимости оказываемых услуг.

Ключевые слова: управление, запасы, логистика, ТМЦ, автоматизация.

В условиях современной рыночной экономики менеджеры, руководство предприятия и сотрудники финансовой служб, снабжения и сбыта, стремятся к эффективному управлению движением материальных и финансовых ресурсов. Выявляют излишние запасы ресурсов с целью определения возможности их реализации, предупреждают возможность появления дефицитных позиций по товарно-материальным ценностям. При избыточном запасе требуется более высокие удельные капитальные вложения, при недостаточном запасе удельные капитальные вложения снижаются, но риск дефицита возрастает. Для любого из указанных крайних случаев характерны значительные

экономические потери.

Запас это страховка от ненадежных поставщиков, от неточного планирования, неграмотного управления и плохих прогнозов, поэтому чем точнее прогноз спроса на продукцию, тем меньше закладываемый страховой запас.

Максимизация запасов предполагает, что чем больше запасов у предприятия, тем более успешным оно является. Высокая степень зависимости от поставщиков, потребителей, прочих контрагентов, полностью приводит к необходимости максимизации запаса. Риск может быть велики настолько, что потеря покупателей более чем вероятна при снижении уровня запасов. При сильно нестабильной

окружающей среде, неблагоприятной политической ситуации и в некоторых других случаях максимизация товарных запасов является лучшим способом управления запасами.

Оптимизация запасов балансирует между минимизацией и максимизацией запасов. В данной стратегии строится прогноз, от которого зависит уровень страхового запаса. Поэтому эффективное управление запасами согласно этому принципу невозможно без адекватной системы управления запасами.

Повышая точность прогноза на несколько процентов, возможно значительно снизить средства, замороженные в страховых запасах.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы предприятием ОГУП

Карталинское ПРСД с целью совершенствования политики управления запасами предприятия и дальнейшего улучшения экономических результатов деятельности предприятия.

Карталинское областное государственное унитарное предприятие по ремонту и содержанию автомобильных дорог (ОГУП Карталинское ПРСД), было создано на основании Постановления Губернатора Челябинской области 11 февраля 1999 года, для обеспечения деятельности Главного управления

дорожного хозяйства, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Местонахождение: Россия, Челябинская область, город Карталы, улица Юбилейная 7-А Сеть автомобильных дорог общего пользования, обслуживаемых предприятием имеет протяженность: 1139,626км

(Карталинский куст - 345,755 км., Брединский куст — 399,097км, Кизильский куст — 394,774км) в том числе с асфальтобетонным, чернощебеночным, щебеночным и грунтовым покрытием.

Все запасы на предприятия, характеризуются двойственностью природы - обладают как положительными, так и отрицательными свойствами. Данное обстоятельство

предопределяет необходимость SWOT-анализа запасов. SWOT-анализ - это один из самых распространенных видов анализа, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы. [2, С.22]

С точки зрения своей роли в производственно-коммерческой деятельности, SWOT-анализ может рассматриваться как элемент логистического менеджмента.

Общий SWOT-анализ состояния запасов ОГУП Карталинское ПРСД представлен в таблице1 .

Таблица 1

SWOT-анализ состояния запасов ОГУП Карталинское ПРСД

Положительно Отрицательное

е влияние влияние

Внутрення 8 W

я среда АВС - метод - Отсутствие

контроля программного

товарно- обеспечения по

материальных управлению запасами

запасов - Ограниченност

ь складских площадей

- Искажение

информации по

запасам

Внешняя О Т

среда Независимость - Зависимость от

от сторонних арендуемой техники и

торговых машин

организаций в - Нарушение

поставке сырья режима поставок на

и материалов объекты строительства

для

выполнения

работ

Strengths - (сильные стороны) - на предприятии ОГУП Карталинское ПРСД контроль и учет запасов на складах основывается на методе АВС, который позволяет выделить наиболее важные запасы, категории А и В, тем самым сосредотачивая на них процесс контроля, что позволяет экономить время и ресурсы.

Метод ABC состоит в том, что вся номенклатура располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций номенклатуры одного наименования на складе.

При этом цену единицы умножают на количество их на складе, и список составляется в порядке убывания этих величин. Затем в группу А относят все наименования в списке, сумма стоимостей которых составляет 75-80% от суммарной стоимости всего запаса, в группу В - 10-15%, в группу С - 5-10%.

Однако все расчеты и распределение номенклатур специалисты ОГУП Карталинское ПРСД осуществляют вручную или с помощью Microsoft Office Excel.

Weaknesses - (слабые стороны) - на предприятии нет специализированного программного обеспечения по управлению складами, отчеты и документация заполняются вручную с помощью электронных таблиц, что делает процесс управления запасами на складах долгим и трудоемким.

В 2014году число сырья и материалов на складе предприятии увеличилось в сорок, увеличилась загруженность складских помещений до 93% (рисунок 1), при этом численность ответственного за учет складских помещениях персонала не увеличилась.

Рисунок 1. Динамика счета 10 «Материалы» ОГУП Карталинское ПРСД за 2013-2015 гг.

Не автоматизированный процесс учета, искажает информацию о наличии и состоянии имеющихся запасов, как и выборочная инвентаризация, так как проведение полной инвентаризации может привести к остановке работы склада или производства в целом.

Opportunities - (возможности) - ОГУП Карталинское ПРСД полностью независимо от поставщиков. С 2014 года изменением к уставу № 5, одним из основных видов деятельности предприятия стало производство дорожно-строительных материалов для выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. ОГУП Карталинское ПРСД самостоятельно разрабатывает и добывает щебень, камень, песок и глину для строительных работ, изготавливают запасные части и комплектующие для машин и оборудования, выращивают продукты питания для столовой.

Threats - (угрозы) - к 2015 году число основных средств предприятия сократилось на 45% (15415 тыс.руб.) (рисунок 2).

40000 30000 20000 10000 о

2013г. 2014г. 2015г.

■ Основные средства □ Отложенные налоговые активы

Рисунок 2. Динамика внеоборотных активов ОГУП Карталинское ПРСД за 2013-2015 гг., тыс.руб.

В 2014 году 46 объектов основных средств были ликвидированы, в основном машинное и офисное оборудование, прочий

производственный, хозяйственный инвентарь и другие виды основных средств. В 2015 году на баланс было принято три основных средства.

Данные о наличии, износе и движении ОС служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия.

Таблица 2

Оценка износа основных средств ОГУП Карталинское ПРСД 2013-2015гг.

Наименование 2013г. 2014г. 2015г.

показателя

Коэффициент обновления(Коб ОС) 0,00039 0 0,01

Коэффициент выбытия ОС 0,42 0,55 0,59

(Квыб ОС)

Коэффициент износа (Ки ОС) 0,72 0,79 0,83

Коэффициент 0,28 0,21 0,17

годности (Кг

ОС)

Из-за высокой степени износа собственных основных средств (таблица 2) ОГУП Карталинское ПРСД вынуждено арендовать

технику у сторонних организаций для добычи щебня, доставки материалов и проведения ремонтно-строительных работ, что значительно увеличивает себестоимость.

Специалистам предприятия не удается точно спрогнозировать плановую себестоимость, вследствие чего возникает чрезмерная экономия ресурсов по статьям затрат, а по некоторым видам готовой продукции перерасход.

Это можно увидеть при анализе выполнения плана по себестоимости всей продукции в разрезе отдельных статей калькуляции, представим соответствующие данные в таблице 3.

Таблица 3

Справка - расчет себестоимости выпущенной

продукции ОГУГ Карталинское ПРСД 2013-2015г.

Планова я себестои мость, руб Фактиче ская себестои мость, руб Отклонение фактической себестоимости от плановой

Абсол ютное, руб. Относител ьное, %

201 3г. 9592656, 36 3197226, 95 639542 9,41 33,32

201 4г. 1460657 3 4810015, 43 840058 0,93 32,93

201 5г. 2841733, 04 2189638, 62 2638,91 77,05

Динамика себестоимости

фактической и плановой выпущенной продукции отрицательна, в 2015 году плановая себестоимость снизилась на 71%, фактическая на 32%.

Рисунок 3. Динамика плановой и фактической себестоимости ОГУП Карталинское ПРСД в 2013-2015гг.

Предприятие неоднократно сталкивается с судебными исками в свой адрес, из-за нарушений условия договора, не выполнения в установленный срок работ из-за нарушения режима поставок материалов на объект строительства. Это связанно с тем что ОГУП Карталинское ПРСД использует свой щебень с разрабатываемого карьера, который зачастую значительно уделен от места проведения дорожных работ.

В 2016 году ОГУП Карталинское ПРСД, планирует закончить работы по обслуживанию

автомобильной дороги направлением Магнитогорск - Агаповка - Карталы, тендер на выполнение заказа был выигран в августе 2015 года, на конец отчетного периода выполнено 36% ремонтных работ.

Начало трассы соответствует

существующего километража автодороги Магнитогорск - Агаповка - Карталы, протяженность участка 183 км, площадь обслуживаемого объекта 40000 м2., сметная стоимость по контракту 175515,605 тыс.руб.

Ожидаемая выручка предприятия в 2016 году от выполнения данного заказа 178981,01 тыс.руб., в 2015 году выручка за выполнение контракта составила 69802,590 тыс.руб., что составило 39% от всей выручки предприятия в 2015году.

Для устройства дополнительного слоя основания используется фракционный щебень фракций 20 - 40мм, и щебеночная смесь фракции 5-20мм, для устройства основания используется фракционный щебень 0-20 мм, добываемый и перерабатываемый ОГУ Карталинское ПРСД с 2014 года на Карталинском месторождении ГАББРО, принадлежащем Региональному

Автодорожному комплексу.

ОГУП Карталинское ПРСД несет большие затраты на доставку щебня до места проведения дорожно-строительных работ, следствии чего значительно увеличивается себестоимость. Из-за нехватки основных средств для перевозки материалов и высокой степени износа имеющихся ОС, ОГУП Карталинское ПРСД арендует технику у ООО ТехноПарк, ЗАО Южуралавтобан, ЗАО Южуралмост, увеличиваются расходы на ГСМ для доставки машин, оборудования и материалов до места проведения работ.

В ходе SWOT-анализа, анализа структуры и динамики запасов ОГУП Карталинское ПРСД, было выявлено ряд проблем связанных с политикой управления запасами предприятия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Загруженность складских помещений - в 2014 году вместе с резким увеличением себестоимости материалов, в шесть увеличилось их количество на складах. Вследствие чего вытекает вторая проблема

- Увеличение периода оборачиваемости запасов предприятия - в 2014г. оборачиваемость запасов увеличилась на 71%. Вместе с тем увеличились и другие показатели оборачиваемости.

- Увеличение периода оборачиваемости

дебиторской задолженности - в два раза по сравнению с показателями в 2013 году.

- Высокая себестоимость добываемого щебня для ремонтно-строительных работ.

Для решения выявленных проблем может быть предложено ряд мер:

- Организация автоматизированного учета запасов предприятия;

- Автоматизация процесса инвентаризации;

- Организация внутреннего и внешнего документооборота;

- Сокращение себестоимости, за счет изменения стоимости щебня используемого в производстве.

Организация автоматизированного учета запасов предприятия, с помощью внедрения программного обеспечения 1С:Предприятие 8. 1С-Логистика: Управление сладом 3.0.

Данная система позволит:

- оптимизировать использование площади складов;

- сократить затраты на хранение ТМЦ на складе;

- сократить время проведения всех складских операций;

- сократить количество ошибочных складских операций;

- повысить точность учета товара;

- избежать потерь, связанных с ограниченным сроком реализации товара;

Использование данного программного обеспечения позволяет вести учет товаров, сырья, топлива и прочих и рассчитывать стоимость оказанных услуг по различным критериям, автоматические рассчитывать плановую себестоимость продукции и оказанных услуг.

Также внедрение ПО позволяет вести учет любого количества складов и зон внутри склада, в любой момент точно определить местонахождение и количество ТМЦ на складе во всех возможных единицах хранения, в разрезе сроков годности, партий и серийных номеров.

Система позволяет добиться наиболее оптимального размещения товара в соответствии с АВС - классификацией.

Важным критерием является простота адаптации к условиям работы складского комплекса, учитывая что предприятие уже использует системы 1С Бухгалтерия предприятия 8 3.0 и 1С: Зарплата и управление персоналов 2.5, разработанные на одном

интерфейсе «Такси»

Стоимость системы 1С: Предприятие 8. 1С-Логистика: Управление складом 3.0 - 37800 (тридцать семь тысяч восемьсот) рублей.

1С:Франчайзи ЦПП «Баланс-Сервис» внедрит систему 1С: Предприятие 8. 1С-Логистика: Управление складом 3.0 на предприятии за 100 часов, стоимость часа работы специалистов 1С:Франчайзи ЦПП «Баланс-Сервис» 1080 (тысяча восемьдесят) рублей.

Таким образом стоимость внедрения составит 145800 (сто сорок пять тысяч восемьсот) рублей, время внедрения до полного функционирования 100 часов.

Предложенная к внедрению система 1С: Предприятие 8. 1С-Логистика: Управление складом 3.0 поддерживает работу с различными типами оборудования: радиотерминалами сбора данных, принтерами этикеток, сканерами штрих-кода, что помогает автоматизировать процесс проведения инвентаризации ТМЦ и ОС.

Проведение полной инвентаризации может привести к полной остановке работы склада или производства. Поэтому на сегодняшний день инвентаризация производится выборочно, без остановки деятельности предприятия, что не позволяет объективно оценивать количество и состояние ТМЦ на складе и износ ОС.

Избирательный пересчет ТМЦ на складе во время рабочего цикла, с использованием системы позволяет полностью избежать перерыва в работе.

Системой предусмотрены следующие типы инвентаризации:

- Инвентаризация конкретной ячейки или группы ячеек по требованию оператора или с заданной периодичностью

- инвентаризация всех ячеек, в которых находится определенная товарная позиция;

- инвентаризация произвольной области склада;

- инвентаризация пустых ячее);

- контроль состава грузов.

Любой штрихкод может быть распечатан на обычном принтере или же на специализированном принтере этикеток.

Для формирования штрихкодов необходимо установить элемент управления 1С:Печать штрихкодов, который ежемесячно поставляется на дисках ИТС-ПРОФ по имеющийся у препдриятия подписке, а также приобрести терминалы сбора данных по одному в 10 подразделений.

Оптимальным по своим параметрам и стоимости терминал сбора данных Motorola MC5590/ MC5590 Enterprise Digital Assistant (EDA) - это рация, VoIP телефон, КПК, сканер штрих-кодов и фотокамера в одном мобильном устройстве. Очень легкий -315 грамм, компактный и эргономичный из серии рабочих цифровых терминалов Symbol MC.

По мнению разработчика Терминал MC5590 характеризуется высокой скоростью окупаемости вложенных в него средств. Одно устройство MC5590 заменяет, как минимум, пять обычных устройств, что существенно уменьшает затраты.

Предназначенный для работы в течение пяти-семи лет, коммуникатор MC5590 обладает сроком службы в три раза больше, чем обычный карманный компьютер, благодаря чему обеспечивается сохранность средств,

вложенных в аппарат и программное обеспечение.

Стоимость одного терминала сбора данных MC5590 66715 (шестьдесят семь тысяч шестьсот пятнадцать) рублей.

1С:Франчайзи ЦПП «Баланс-Сервис» внедрит систему штрихкодирования на предприятии за 15 часов, стоимость часа работы специалистов 1С:Франчайзи ЦПП «Баланс-Сервис» 1080 (тысяча восемьдесят) рублей.

Таким образом стоимость внедрения составит 683350 (шестьсот восемьдесят три тысячи триста пятьдесят рублей) рублей, время внедрения до полного функционирования 50 часов.

Организация внутреннего и внешнего документооборота с помощью внедрение сервиса 1С-электронный документооборот (ЭДО). В рамках договора на информационно-технологическое сопровождение версии ПРОФ между ОГУП Карталинское ПРСД и 1С Франчайзи ЦПП «Баланс-Сервис», у предприятия есть возможность бесплатно внедрить сервис 1С - ЭДО.

Использование электронного

документооборота "1С-ЭДО" позволяет обмениваться юридически значимыми документами в электронном виде через Интернет, а также поможет избежать ошибок связанных с человеческим фактором, за счет автоматического формирования документов. Сокращаются затраты на ведение документооборота (оплата труда, бумаги, картриджей, место хранения документов и пр.), поскольку все документы формируются и

отправляются в электронном виде (общее снижение издержек предприятия на 2%). Сокращается время обмена документами с контрагентами на 75%, что существенно сократит размер дебиторской задолженности и период ее оборота. [1]

Время внедрения до полного функционирования 10 часов.

Для увеличения прибыли прибыльности предприятия, возможно снизить себестоимость за счет снижения, себестоимости используемого щебня, для дорожно-строительных работ трассы Магнитогорск - Агаповка - Карталы.

В 4,5 км, от трассы располагается Гумбейский щебеночный завод. Завод расположен на территории Агаповского района Челябинской области, с. Новобурановка, ул. Заводская в 36 км от г. Магнитогорска.

С железнодорожной станцией Гумбейка связан железнодорожной веткой

протяженностью 4,6 км, автомобильной дорогой с примыканием к трассе Магнитогорск -Челябинск.

Закупочная стоимость щебня необходимой фракции Гумбейского щебеночного завода значительно ниже, себестоимости добываемого и перерабатываемого щебня на Карталинском месторождении ГАББРО. Стоимость по индивидуальному заказу щебеня фракции: 2040мм. -270 руб.т., 5-20 - 380 руб.т, 0-20 - 380 руб.т.

Доставку до места ремонтных работ будет осуществлять компания ООО «Урал-Ресурс» , располагающаяся в городе Магнитогорск. На предприятии имеются 15 самосвалов Scania Р 380, грузоподъемностью 40 тонн, стоимость перевозки груза одним самосвалом - 80 руб./км.

I 2016г. До предлож! мероприятий

2016г. После пред/1 мероприятий

Общая стоимоть щебня

Рисунок 4. Динамика стоимости щебня в результате внедрения мероприятий ОГУ Карталинкое ПРСД, руб.

Закупая щебень на Гумбейском щебеночном заводе, и доставляя до места работ его компанией ООО «Урал-Ресурс», сократит расходы на щебень на 49%, экономия составит 3839033,061 руб., т.е. себестоимость выпаленных работ ОГУП Карталнское ПРСД в

прогнозном 2016г. составит

Внедрение предложенных мероприятий по организации автоматизированного учета сократит себестоимость работ предприятия на 3%, вследствие чего чистая прибыль более чем в три раза.

Рисунок 5. Динамика выручки и себестоимости ОГУ Карталинкое ПРСД, руб. в прогнозном году

Если предприятие, выполнив план работ на 2016 год, закончит выполнение обязательств по контракту на обслуживание автомобильной дороги направлением Магнитогорск-Карталы, сократив себестоимость, чистая прибыль организации увеличится в разы, на 57833,12 тыс. руб.

Рисунок 6. Динамика оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности ОГУП Карталинское ПРСД в прогнозном году.

В прогнозном году показатели оборачиваемости сократятся: оборачиваемость запасов с 25,75 до 11,25, оборачиваемость дебиторской задолженности со 118, 56 до 43,54, оборачиваемость кредиторской задолженности с 49,75 до 19,50.

Денежный цикл, отражающий количество дней, которое проходит с момента приобретения сырья и до момента продажи продукции, сократится га 41% с 94,56 до 35,29, что благоприятно отразится эффективности управлении оборотным капиталом предприятия.

Таким образом предложенные мероприятия, а именно организация автоматизированного учета запасов предприятия; автоматизация процесса инвентаризации; организация внутреннего и внешнего документооборота; сокращение

себестоимости, за счет изменения стоимости щебня используемого в производстве, приведут к увеличению уменьшению периода оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, а также к росту

выручки, что впоследствии позволит предприятию обновить технопарк основных средств.

Список литературы

1. Складской учет материально-производственных запасов [Электронный ресурс] / Н.Н. Ларасоцкая. - Режим доступа: http://www.logistics.rU/manufacturing/9/17/i20_28498p0.htm

2. Экономический анализ в аудите [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.В. Мельник, В.Г. Когденко. - М.: Юнита-Дана, 2012г. - 544с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=118551

IMPROVING MANAGEMENT POLICIES OF RESERVES (FOR EXAMPLE OGUP

KARTALINSKAYA PRSD)

K.V. KURAKOVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: kartaly74@yandex.ru R.I. GARIPOV, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: garipov_robert@mail.ru

Abstract

The article discusses aspects of inventory management in the enterprise and methodical approaches to the definition of inventory norms. The complex estimation of financial and economic activity OGUP Kartalinskaya PRSD: organizational and economic characteristics of the company, analysis of the structure and dynamics of the company stock. Ways of improving inventory management policy OGUP Kartalinskaya PRSD: the organization of the automated account of stocks of the enterprise, automate the inventory process, organization of internal and external workflow, reducing the cost of services rendered.

Keywords: management, inventory, logistics, goods and materials, automation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.