6. Кочкина Е.С. Женщины в российских органах власти // Общественные науки и современность. 2009. № 1. С. 173-183.
7. Мангейм Дж., Рич Р. Методы исследования в политической науке. М., 2008.
8. Попкова Л.Н. Политическое участие женщин и гендерная политика // Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы международной научной конференции. Иваново, 15-16 сентября 2012 г. Ч. 2: Социология, политология, юриспруденция. Экономика. Иваново, 2011. С. 112-117.
9. Якунин В.И., Сулакшин С.С. О значении факторного анализа при формировании государственной политики // Власть. 2006. № 9. С. 31-49.
10. Skjeje H. The Rhetoric of Difference: On Women's Inclusion into Political Elites // Politics and Society. 2011. № 2. P. 243-263.
М.В. Фёдорова
совершенствование подходов к формированию имиджа новосибирской области в сети интернет
Автор обозначает актуальные задачи, связанные с развитием современной имиджевой стратегии новосибирской области в сети интернет, что позволит сделать регион узнаваемым на федеральном уровне. представлены предложения правительству новосибирской области как наиболее значимому актору формирования имиджа региона.
Ключевые слова: формирование имиджа региона, имиджевая стратегия региона, новосибирская область, блог губернатора, региональная имиджелогия.
Существует много разночтений в классификациях имиджа, в суждениях относительно его природы и функциональной роли, коммуникативной сущности. Сегодня имидж - универсальная категория, применимая к любому объекту [2, с. 50]. В то же время, имидж обязательно должен представлять собой систему, учитывающую обратную связь с аудиторией.
Несомненно, работа по формированию, поддержке и оптимизации имиджа ведется сегодня не только для организаций и персон, но и для
государств, а также регионов стран и мира. Глобализация рынков и мето- ^ „ дов деловой активности, развитие глобальных информационных комму- х § никаций, мощных систем поддержки решений обусловили резкий рост щ | значимости работы все большего числа структур и организаций по созда- 3 нию имиджа. *
При формировании имиджа региона как в целом, так и в сети Интер- 2 нет, необходимо учитывать первостепенные задачи и цели, достижение которых необходимо для объекта имиджмейкинга: позиционирование объекта, формирование благоприятного имиджа объекта, поддержание и возвышение этого имиджа, корректировка и изменение имиджа, ориентировка на конкурента, отстройка от него [5, с. 142].
Имидж страны складывается из имиджа ее больших и малых городов. И иностранцы, приезжая в Россию, знакомятся, прежде всего, с ее городами и регионами, и именно на основе этих впечатлений составляют себе представление о России в целом.
Профессионально выстроенный имидж региона способствует активному развитию и процветанию территории. При этом имиджевая привлекательность региона зависит не только от его реального социально-экономического и культурного потенциала, но и от того, как этот потенциал используется. Сегодня, в условиях рыночной экономики, идет жесткая конкуренция за инвестиции и человеческий капитал, и успех региональной стратегии развития во многом зависит от имиджевой политики органов власти. Эффективная имиджевая политика региона позволяет ему активно привлекать инвестиции и профессионалов.
Имидж региона - это его стереотипизированный образ в массовом сознании. В этом образе слиты воедино представления людей по поводу социокультурных, исторических, социально-экономических, политических и других особенностей данной территории. При этом субъективное представление каждого человека о регионе может складываться как на основе конкретных личных впечатлений, так и опосредованным образом, из материалов масс-медиа, литературных и кинематографических источников, на основе рассказов очевидцев, слухов и домыслов [7, с. 214]. Таким образом, имидж региона имеет многослойную структуру - образ одного и того же региона в сознании разных людей может серьезно различаться.
В условиях информационного общества успех региона в значительной степени зависит от его имиджа, а необходимым фактором конкурентоспособности региона становится генерируемое регионом и иными значимыми акторами информационно-коммуникативное пространство региона.
Среди актуальных задач, связанных с развитием современной имиджевой стратегии Новосибирской области в сети Интернет, выделим следующие: необходимо разработать концепцию позиционирования своего имиджа в сетевом пространстве; проводить работу по укреплению региональной идентичности граждан путем активизации исторической памяти, привлечения внимания к историческим датам, культурным и научным достижениям региона в сети Интернет; активизировать работу по распространению в сети Интернет, в том числе на федеральных и международных интернет-ресурсах, информации о регионе, его достопримечательностях, особенностях, уникальности; привлечь внимание к выставкам, конференциям, форумам (международный форум «Интерра», «Форум Снега», «Технопром» и др.) с привлечением известных деятелей федерального и международного уровня; развивать систему местных коммуникаций, активизировать региональное медиа-пространство, где важно продвигать перспективные идеи развития региона в самых разных ракурсах на различных Интернет-площадках; повышать привлекательность региона для перспективных инвесторов, привлекать в регион новые предприятия путем выстраивания грамотной и комплексной политики в сети Интернет; увеличивать объем информации о туристических зонах на территории Новосибирской области в интернет-пространстве; привлекать внимание федеральной власти к проблемам и достижениям региона в сети Интернет; привлекать жителей к решению региональных проблем на интернет-площадках путем формирования механизмов обратной связи и обсуждения (форумы, гостевые книги, доступ к социальным сетям и др.).
Эксперты разработали ряд современных критериев оценки имиджевой привлекательности региона, среди которых: имиджевая история региона; индекс цитируемости региона в федеральных и региональных средствах массовой информации; инвестиционная привлекательность региона; исторические аспекты развития региона; присутствие региональных ВИП-персон в федеральном информационном поле; оценка региона со стороны лидеров общественного мнения; туристическая привлекательность региона; международный имидж региона; межрегиональные связи (города-побратимы, экономическое сотрудничество); участие в международных, российских и региональных выставках, ярмарках; индекс появления в Интернет-сфере [4, с. 294].
Между тем, грамотно выстроенная имиджевая политика позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность региона, увеличить финансовые поступления минимум на 20%. Но эффективный брендинг возможен только тогда, когда положительный имидж региона
формируют идеи и образы, которые разделяет большинство граждан, ^ „ живущих в этом регионе, и эти образы их вдохновляют. Региональным 1 § властям важно понять: образ территории нельзя произвольно сконстру- щ | ировать, он должен иметь социокультурные и исторические корни, опи- 3 раться на реальный социально-экономический потенциал края. Форми- * рование имиджевой стратегии должно проводится ведущими экспертами 2 региона: историками, культурологами, экономистами, политологами, социологами, архитекторами и строителями [1, с. 512].
В ходе исследования мы выяснили, что имиджевая политика региона должна быть направлена на формирование узнаваемого бренда территории. Бренд региона - это его уникальный яркий позитивный образ, обусловленный оригинальными социокультурными особенностями территории, ставший широко известным общественности.
В настоящее время одним из узнаваемых брендов Новосибирска является «Столица Сибири», но сейчас на этот бренд начинает также претендовать активно развивающийся Красноярский край. И если Правительством Новосибирской области поставлена задача позиционировать регион как инвестиционно привлекательный, инновационный регион, научный и культурный центр, то для достижения этих целей необходимо разработать соответствующие новые узнаваемые и уникальные бренды. Эффективное использование указанных технологий позволило бы прорвать «информационный кокон» на федеральном уровне, сделать регион узнаваемым на федеральном уровне по определенным брендам.
Важно убедить региональную элиту, что территориальный брендинг должен носить модернизационный характер, помогая стране интегрироваться в мировое коммуникационное пространство с помощью профессионального пиара, яркой рекламы и достижений современного искусства. При этом проект по брендированию региона должен быть долгосрочным.
Таким образом, важно закрепить в общественном сознании идею о том, что территориальный брендинг - это не самоцель, он должен служить инструментом для повышения качества жизни местных жителей, способствовать росту производственных и экспортных способностей региона.
Главная цель брендинга Новосибирской области - налаживание взаимопонимания и взаимодействия между властью и гражданами, живущими в одном информационном и географическом пространстве, создание территориальной идентичности. Опираясь на современную научную базу, используя новейшие технологии брендинга, Новосибирская область способна выйти на новый уровень в своем экономическом и социально-политическом развитии и внести важный вклад в развитие имиджа России в целом.
С другой стороны, если будет решен данный аспект проблемы, граждане, стихийно публикующие новости, видео- и иные материалы на различных интернет-ресурсах, идентифицирующие себя с регионом, положительно оценивающие различные элементы окружающей действительности, могут увеличить этот эффект, запуская в сеть больше положительного контента о регионе.
Новосибирская область исторически обретала свой специфический, самобытный образ как в силу объективных: географических, ресурсных, этнических особенностей, так и в силу целей и ценностей, существовавших в советскую эпоху. В итоге сформировался устойчивый, достаточно яркий и убедительный образ Столицы Сибири, крупной транспортной артерии, научного центра, культурной столицы Сибири, промышленного города. Поскольку этот образ базировался на реальных характеристиках, постоянно подпитывался процессами экономической, социальной, духовной сфер, он стал существенным фактором в решении большого круга региональных задач.
Исследование направлений формирования имиджа Новосибирской области позволило выявить определенные проблемы и сформулировать предложения Правительству Новосибирской области как наиболее значимому актору формирования имиджа региона.
1. Правительству региона необходимо преодолеть так называемый «информационный кокон», сквозь который на федеральный уровень фактически не пробиваются местные новости, что способствует разобщенности регионов. Рекомендуется взять как можно более значимое событие единственного проекта и, грамотно распределив силы, прорвать им информационный кокон. На один день в году для какой-либо целевой аудитории Новосибирск должен оказаться привлекательнее любого другого в мире.
2. Необходимо дополнить перечень мероприятий долгосрочной целевой программы «Маркетинговое продвижение Новосибирской области на 2013-2015 годы», в котором продвижение региона посредством интернет-технологий занимает на сегодняшний день 1%, мероприятиями по работе, направленной на формирование имиджа в Интернет-пространстве.
3. Усовершенствовать официальный сайт Правительства Новосибирской области в части создания иноязычной версии сайта на английском и немецком языке, а также предоставления пользователям возможности для обратной связи (форумы, гостевые книги, формы для отправки писем, опросы и т.д.). В остальных регионах они появились ранее. Благодаря развитию техологий Web 2.0 любой житель региона, имеющий доступ к сети, может быть и получателем, и отправителем информации, а также
вступать в коммуникацию с другими участниками сетевого взаимодейст- ^ „ вия, рассчитывая на обратную связь. Пользователь Интернета теперь х § нуждается не просто в возможности выступать пассивным потребителем щ | информации, а участвовать в формировании имиджевого контента для 3 региона, в котором он живет. *
4. Правительству Новосибирской области может быть рекомендовано 2 усилить продвижение в интернет-пространстве делового портала NewSib, созданного Правительством Новосибирской области в рамках маркетингового продвижения Новосибирской области. Данный портал соответствует всем критериям, предъявляемым к эффективности сайта. Однако на официальном сайте Правительства Новосибирской области нет ни одной ссылки на данный ресурс, в поисковых системах данный сайт должен быть одним из первых при запросе «Новосибирская область».
5. Использование блогов для формирования имиджа региона все чаще встречается на современном этапе развития Интернета и региональной имиджеологии. Губернатор региона как первое лицо напрямую формирует имидж региона.
Что касается Губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, то ситуация складывается сложно. До 2011 г. у него был блог на ресурсе Politline.ru, однако писал он в него редко, с 2011 г. этот ресурс недоступен.
В 2011 г. Пресс-служба губернатора заверила, что блог губернатор будет вести самостоятельно на новом сайте, где можно будет ознакомиться с основными выступлениями, комментариями губернатора по самым актуальным вопросам, посмотреть новости о рабочем графике главы региона, а также фоторепортажи. Читателям сайта представится возможность оставлять комментарии, а после регистрации на сайте -возможность задать вопрос Юрченко. «Если говорить именно о блоге, не обещаю, что буду часто делать записи, но точно гарантирую, что любой материал, написанный от моего лица за моей подписью, не будет плодом труда никого другого кроме меня самого - в свой блог буду писать сам, хоть и не часто» [1], - процитировала Юрченко его пресс-служба. Однако реализация данного проекта не завершилась успехом, т.к. в настоящее время по данному адресу находится сайт, не имеющий отношения к губернатору Новосибирской области. Указанный пример подтверждает, что такой ресурс, как блогосфера, обладающий прекрасным потенциалом для создания положительного имиджа региона первым лицом, не используется Правительством Новосибирской области.
В условиях непредсказуемости отражения в блогосфере и социальных сетях тех или иных аспектов, влияющих на имидж региона, полностью контролировать этот процесс невозможно, но можно играть роль коор-
динатора коммуникации и контролировать формирующийся образ путем «постфактумной коррекции».
6. В рамках настоящего исследования была рассмотрена наиболее популярная социальная сеть «В контакте». По запросу «Новосибирская область» найдено 409 сообществ. Одно из сообществ создано Правительством Новосибирской области «О Новосибирской области официально», в рамках данного сообщества публикуются официальные новости, формирующие благоприятный имидж Новосибирской области. Однако хочется отметить, что количество участников сообщества составляет 785 человек, то есть 0,02% от населения области, 0,06% от пользователей социальной сети «Вконтакте», указавшим в контактных данных г. Новосибирск. Полученные данные свидетельствуют о том, что несмотря на то, что Правительством Новосибирской области создано сообщество в рамках неофициального Интернет-ресурса, направленное на формирование благоприятного имиджа региона, оно не является результативных ввиду несущественного количества участников - акторов, которые сформируют образ Новосибирской области.
7. Также в рамках настоящего исследования нами был проведен контент-анализ видео-ресурса YouTube, аудитория которого составляет около 2 млрд. человек ежедневно по всему миру. По запросу «Новосибирск» было получено около 68100 страниц, для сравнения: Москва -около 8 360 000 страниц, Санкт-Петербург - около 279 000, Екатеринбург - около 75 800 страниц. Для проведения анализа были выбраны 100 самых популярных видеороликов про Новосибирск. Результаты показали, что 50% данных роликов формируют отрицательный имидж Новосибирской области (ДТП, криминал, плохое оказание услуг), 17% - формируют нейтральное отношение (мероприятия, путешествия), и 33% - положительное. При условии, что данный ресурс является очень популярным, было бы правильно выкладывать больше роликов, оказывающих влияние на положительное формирование имиджа региона, помимо тех, которые появляются стихийно.
8. Помимо применения интернет-технологий для формирования имиджа региона, необходимо строительство и усовершенствование интернет-коммуникаций в районах области, т.к. в ходе исследования установлено, что на формирование имиджа в сети Интернет не может не оказать косвенного влияния тот факт, что количество пользователей Интернета в городе Новосибирске составляет 57% от общего количества населения города, в районах области - не более 30%. Причем качество и скорость интернет-соединения не позволяет большинству пользователей в районах области являться акторами данного процесса. А в ряде террито-
рии (около 10-15%) вообще отсутствует возможность быть пользователя- ^ „ ми Интернета в связи с отсутствием интернет-коммуникаций. х §
Указанные рекомендации позволят решить тот круг проблем по фор- щ J мированию положительного имиджа в сети Интернет с точки зрения i эффективности используемых интернет-ресурсов, их продвижения. Фор- * мирование имиджа Новосибирской области в официальных источниках s направлено на позиционирование региона, обладающего высоким инновационным, промышленным и аграрным потенциалом, постоянно растущим уровнем инвестиционной привлекательности, развитой системой науки и образования, неоспоримыми достижениями в культуре и спорте.
Библиографический список
1. Новый блог губернатора Новосибирской области // NetNews.by. Новости Байнета. Новости Рунета. URL: http://netnews.by/2011/12/16/novyj-blog-gubematora-novosibirskoj-oblasti_11609/#axzz2np4Akjwq (дата обращения: 23.02.2014).
2. Перелыгина Е. Исследование имиджа в русле PR и социальной психологии // Советник. 2013. № 7 (91). С. 50-54.
3. Почепцов Г. Г. Имиджелогия: теория и практика. М., 2009.
4. Таранова Ю.В. Имиджмейкинг региона: схема анализа сайта регионов // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. М., 2010. C. 293-295.
5. Тульчинский Г.Л. PR-фирмы: технология и эффективность. СПб., 2011.
6. Федулова В.В. Информационные и коммуникационные технологии в контексте политики // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 1. С. 112-116.
7. Шерстобитов А.С. Стратегии и модели сетевой коммуникации в современном обществе // Общество знания: от идеи к практике: Кол. монография: в 3-х ч. Ч. 2: Социальные коммуникации в обществе знания / Под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. СПб., 2009. С. 213-218.