Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка специалистов / сфера туризма / учебная программа / управление в сфере туризма / университет / производство / обучение на рабочем месте / индустрия туризма / specialist training / tourism industry / curriculum / tourism management / universi-ty and industry / workplace-based learning / tourism industry

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жавзандулам Ц.

В статье рассматриваются возможности совершенствования подготовки специалистов в сфере туризма. Автор подчеркивает, что учебная программа университетов по обучению студентов в сфере туризма должна учитывать особенности внешней среды и собственно самого направления туристической дея-тельности. Образование в области туризма должно носить прагматичный характер и готовить специалистов, максимально отвечающих потребностям общества в целом и туристической отрасли в частности. Кроме того, при разработке программы необходимо учитывать предложения и потребности представителей этой отрасли. В качестве методологических оснований рассматриваются системный и практико-ориентированный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жавзандулам Ц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TRAINING OF SPECIALISTS IN ACCORDANCE WITH THE NEEDS OF THE TOURISM INDUSTRY

The article marks the need for enhancing the training of specialists in the tourism industry. The author stresses out the importance of designing university curricula that con-sider the unique characteristics of the external environment and the direction of tourism ac-tivity. The goal of tourism education should be to prepare pragmatic specialists who can meet the needs of society and the industry. To achieve this, it is essential to involve industry representatives in curriculum development to ensure that their proposals and needs are con-sidered. The article explores the potential for improving practical training for tourism stu-dents in Mongolia through the widely used method of workplace-based learning, which helps bridge the gap between theory and practice. The study is grounded on systemic and practice-oriented approaches.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

Научная статья УДК 378.016:796.5

DOI: 10.18101/2307-3330-2023-2-60-66

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

© Жавзандулам Ц. преподаватель, Университет <OTYraH»

Монголия, 14200, г. Улан-Батор, Бага тойруу, 44 javzandulamtseveendorj@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются возможности совершенствования подготовки специалистов в сфере туризма. Автор подчеркивает, что учебная программа университетов по обучению студентов в сфере туризма должна учитывать особенности внешней среды и собственно самого направления туристической деятельности. Образование в области туризма должно носить прагматичный характер и готовить специалистов, максимально отвечающих потребностям общества в целом и туристической отрасли в частности. Кроме того, при разработке программы необходимо учитывать предложения и потребности представителей этой отрасли. В качестве методологических оснований рассматриваются системный и практико-ориентированный подходы.

Ключевые слова: подготовка специалистов, сфера туризма, учебная программа, управление в сфере туризма, университет, производство, обучение на рабочем месте, индустрия туризма.

Для цитирования

Жавзандулам Ц. Совершенствование подготовки специалистов в соответствии с потребностями в сфере туризма // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 2. С. 60-66.

Введение. Туризм — одна из ведущих отраслей будущего нашей страны, поэтому необходимо уделить внимание знаниям и умениям профессиональных кадров. Количество университетов в Монголии, специализирующихся на программах гостеприимства и туризма по всему миру, увеличивается. Поэтому многие университеты начали согласовывать свои учебные программы и модули с потребностями индустрии туризма.

Туризм является одним из немногих и крупнейших секторов, который последовательно поддерживает основные цели устойчивого развития. Исследователи сходятся во мнении, что индустрия туризма является трудоемкой отраслью услуг, управление которой зависит от квалифицированного персонала. Образование в области туризма является инвестицией не только для выпускников, но и для заинтересованных сторон. Несмотря на достигнутый прогресс в образовании в области туризма, остается несколько серьезных пробелов. В этом исследовании был проведен контент-анализ, начиная с изучения соответствующих документов, анализа, обобщения, сравнения, наблюдения, и заканчивая GAP и системным анализом.

Знания и уровень образования работников, менеджеров и предпринимателей в сфере туризма важны для его развития. Однако отсутствие систематических знаний у работников или предпринимателей в туристическом бизнесе является препятствием для развития данной отрасли.

Одним из показателей конкурентоспособности туристического бизнеса являются знания и навыки персонала. Были критические замечания по поводу отсутствия профессиональных навыков у студентов, получивших диплом в области туризма. Причина критики связана с отсутствием реальной среды обучения. Это связано с тем, что содержание образовательных программ вузов не может быть адаптировано к потребностям отрасли. Поэтому для повышения профессионального мастерства выпускников возникает необходимость пересмотреть учебную программу, ее содержание и методы. В обеспечении профессиональными навыками важную роль играет не только вуз, но и работодатели.

Изменения в туристическом интересе, качестве обслуживания, экологических проблемах, расширенном использовании технологий, нерегулируемом туристическом образовании и неадекватном кадровом обеспечении являются наиболее примечательными [7]. Образовательные учреждения стремятся дать студентам необходимые навыки для удовлетворения потребностей отрасли, что пока им не удается [1].

Образование в области туризма не может быть устойчивым, если учебная программа по туризму игнорирует потребности индустрии туризма. Для достижения устойчивого развития необходимо преодолеть разрыв между академическими исследованиями в области туризма и индустрией туризма [5]. По-прежнему существует несоответствие между предлагаемым учебными заведениями образованием в области туризма на уровне менеджмента и потребностями туристической индустрии.

Учебная программа по туризму представляет собой набор общих и управленческих знаний и навыков в области туризма, которые передаются студентам с использованием систематического подхода для развития выпускников, которые могут в ближайшем будущем возглавить туристический бизнес [4].

В дополнение к навыкам трудоустройства образовательные учреждения в области туризма и гостеприимства должны готовить студентов не только к работе на других, но и на себя. Другими словами, сформировать менталитет и навыки открытия бизнеса. Создание программ обучения предпринимательству будет в значительной степени способствовать повышению квалификации студентов и увеличению числа выпускников, заинтересованных в туристическом бизнесе после окончания учебы.

В прошлом были выявлены проблемы и недостатки разработчиков учебных программ по туризму, и этим вопросам было уделено внимание. Пандемия принесла серьезные проблемы с внедрением учебных программ. В таблице 1 показано, что исследователи изучили причины различий в результатах программ, реализованных в прошлом, и проблемы, с которыми сталкиваются программы.

Таблица 1

Проблемы и разница учебной программы по туризму

Проблемы Исследователи Тема и направление

Проблемы Айикору (Ayikoru, 2015); Дредж и др. (Dredge et al., 2015); Дредж и др., (Dredge et al., 2013); Лоус ба Скотт, (Laws and Scott, 2015); Вилсон ба Хайдт (Wilson and Heidt, 2013) Качество образования: - эффективные методы обучения и преподавания; - важность исследований и подготовки

Разница Хадсон (Hudson, 2013); Маринакоу, Гиушмпасоглоу (Marinakou and Giousmpasoglou, 2015); Пенфолд и др. (Penfold et al., 2012); Вангенгэ и Нафухо (Wangenge and Nafukho, 2011)

Проблемы Мин и др. (Min et al., 2016); Гурсой и др. (Gursoy et al., 2012); Октадиана и Чон (Oktadiana and Chon, 2017) Содержание программы: - формулировка знаний и навыков в соответствии с отраслевыми ожиданиями (разница между профессиональным и академическим подходами)

Разница Хидаят (Hidayat, 2012); Трайб (Tribe, 2015)

Проблемы Берк (Burke, 2018); Лю (Liu, 2015); Райли (Riley, 2011); Шелдон и др. (Sheldon et al., 2011) Проблемы с человеческими ресурсами: - навыки выпускников; - стремление к работе и карьере

Разница Лю (Liu, 2015)

Проблемы Сигала ба Христ (Sigala and Christou, 2014); Али и др. (Ali et al., 2014) Потребности в информационных и коммуникационных технологиях

Согласно теоретическим исследованиям необходимо улучшить подготовку кадров в сфере туризма. Учебная программа должна отражать тесную связь между академической подготовкой и рабочим местом. В результате сотрудничества будет создана программа обучения на рабочем месте и появится возможность поддерживать друг друга.

Обучение на рабочем месте. Благодаря обучению на рабочем месте (WBL) учащийся развивает отношения, знания, навыки, понимание, поведение, привычки и отношения на основе опыта, полученного в обоих местах, тем самым создавая возможности для обучения в реальной жизни.

Исходя из опыта многих стран, внедривших обучение на рабочем месте в систему высшего образования, необходимо поддерживать региональные и ведущие отраслевые ассоциации работодателей для создания работающей системы. Этот метод ученичества давно апробирован в таких странах, как Австрия, Германия и Швейцария, путем дуального обучения, и его результаты доказаны. В классической модели ученичества социальные партнеры и участвующие предприятия вносят свой вклад как в разработку, так и в

реализацию программы. В программе обучения на рабочем месте их роли одинаковы.

В Германии наблюдается самая высокая доля программ двойного бакалавриата, сочетающих опыт работы в компании. Большинство студентов участвуют в двойных программах, которые сочетают в себе эти стажировки. Количество программ обучения на рабочем месте растет более быстрыми темпами, чем традиционные программы обучения. Программы двойного диплома в области делового администрирования часто основаны на практике. В Германии около 700 компаний-партнеров участвуют в программе двойной занятости для получения высшего образования. Программа двойного делового администрирования в области управления туризмом существует уже более 25 лет.

Результаты исследования. В исследование были включены 5 государственных и 5 негосударственных вузов, реализующих учебную программу профессионального бакалавриата «Менеджмент в туризме», соответствующую потребностям отрасли.

Анализ разница высшего образования и индустрии туризма

Рис. 1. Модель с пятью отличиями (Источник: Зопиатис, 2004)

На рисунке 1 показаны 5 типов различий между индустрией туризма и сотрудничеством университетов:

1) различия между теоретическим опытом и воображением учебных заведений и студентов;

2) разрыв между теорией и практикой комплектования студентов;

3) различия, не соответствующие реальному опыту студентов и туристической деятельности,

4) разрыв, вызванный несоответствием учебной программы вуза и производственных нужд;

5) различия возникают из-за того, что учебное заведение плохо обучает студентов.

В ходе исследования выявлено, как университеты Монголии удовлетворяют потребности отрасли с помощью этой модели:

Разница 1 25% — теоретическое понимание туризма и знанием иностранных языков

Разница 2 42% — в учебной программе преобладают академические знания

Разница 3 56% — не подходят для работы из-за отсутствия профессиональных навыков

Разница 4 63% — сотрудничество между университетами и туристическими компаниями является недостаточным

Разница 5 58% вузов ограничивают стажировку 3-5 кредитами и имеют короткую продолжительность, соответственно

Исследование показывает, что различия 2, 3, 4 и 5 могут быть достигнуты путем работы с работодателями для достижения положительных результатов. Но первое различие может быть решено внутри университета. В целом это показывает, что университеты должны сотрудничать с туристическими компаниями и профессиональными ассоциациями, что улучшит профессиональные навыки студентов. Более того, для согласованности теории и практики целесообразно внедрять программы, подходящие для среды обучения, программу обучения на рабочем месте. Согласно исследованию университеты должны проявлять больше инициативы в практическом применении научных знаний, в том числе в развитии бизнеса. Существует также реальная необходимость служить обществу, предлагая решения проблем, стоящих перед отраслью.

Учитывая современное положение туристического образования и международный опыт, необходимо радикально обновить учебную программу по туризму. Сотрудничество с туристическими предприятиями для развития навыков, которые университеты не могут предоставить, может быть правильным решением. Поэтому в качестве основы для пересмотра учебной программы по туризму предлагается следующая модель (рис. 2).

Модель, предложенная автором, обеспечит более тесное сотрудничество между университетом и промышленностью, а также даст возможность непрерывного развития профессиональной программы туризма. Таким образом, цель подготовки специалистов, отвечающих требованиям рабочего места, будет достигнута.

Практические навыки будут дополнительно усовершенствованы за счет обучения в реальной учебной среде под руководством опытного тренера. Имеются широкие возможности для приобретения профессиональных знаний посредством аудиторных и онлайн-обучений. Университеты и работодатели будут совместно разрабатывать программы для проверки теоретических знаний на практике и создания новых знаний. Программа обучения является основой подготовки компетентного специалиста. Поэтому стоит обратить внимание на следующие моменты:

• Представители вуза и отрасли совместно определяют содержание обучения.

• Рассеять преобладание аудиторных занятий и увеличить практическую подготовку.

• Организация стажировок на базе туристических компаний.

• Сделать учебную программу высшего туристического образования гибридной.

• Создание модели партнерства между государством, университетами и туристическими компаниями.

профессиональный НАВЫК

профессиональная ПРОГРАММА

профессиональный ЗНАНИЯ

специалист

Рис. 2. Обучение на рабочем месте

Заключение. В последние годы причиной отсутствия повышения результатов обучения в сфере туризма является практическое обучение. Неспособность университета удовлетворить потребности работодателей так или иначе связана с учебной программой.

К сожалению, образовательная деятельность большинства вузов не соответствует потребностям бизнеса, что наталкивает вывести сотрудничество между организациями и университетами на новый уровень и реформировать учебную программу. Выходом из этой ситуации является разработка программы обучения без отрыва от производства, пришло время изменить систему обучения.

Литература

1. Аворньо Р. Преодоление разрыва между индустрией туризма и высшими учебными заведениями, предлагающими туризм в Гане: пример Кейп-Кост // Европейский научный журнал. 2013. № 2(12). С. 312-320. Текст: непосредственный.

2. Айикору М., Трайб Дж., Эйри Д. Чтение неолиберализма образования в сфере туризма раскрыто // Анналы исследований в области туризма. 2009. № 36(2). С. 191-221. Текст: непосредственный.

3. Кунвар Р. Р. Образование в области туризма, учебные пространства, производство знаний и дисциплинарный плюрализм // Журнал туризма и гостеприимства. 2018. № 9(1). Текст: непосредственный.

4. Лю Х. Х. Образование в области туризма: Использование карт учебных программ для сокращения разрыва между обучением и подачей заявления // Revista de Cercetare Si Interventie Sociala. 2015. № 49(6). P. 127-138. Текст: непосредственный.

5. Ноубл А. С., Кваме А. Преодоление разрыва между образованием в сфере гостеприимства/туризма и индустрией гостеприимства/туризма в Гане // Международный журнал исследований в области гуманитарных и социальных наук. 2015. № 2(7). С. 114120. Текст: непосредственный.

6. Туристское образование в индустрии туризма как залог конкурентоспособности / Г. Романова, С. Романов, А. Попов, Р. Кушевская // Международный обзор менеджмента и маркетинга. 2016. № 6(1). С. 107-113. Текст: непосредственный.

7. Чой Ю. Г., Квон Дж., Ким В. Влияние отношения и опыта веселья на рабочем месте на поведение сотрудников: основное внимание уделяется поколению Y в индустрии гостеприимства: международный журнал современного гостиничного менеджмента. 2013. № 25(3). С. 410-427. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 27.04.2023; одобрена после рецензирования 13.05.2023; принята к публикации 22.05. 2023.

IMPROVING THE TRAINING OF SPECIALISTS

IN ACCORDANCE WITH THE NEEDS OF THE TOURISM INDUSTRY

Javzandulam Ts. Lecturer,

Etugen University

29 Beijing St., Ulaanbaatar 14200, Mongolia j avzandulamtseveendoij @gmail. com

Abstract. The article marks the need for enhancing the training of specialists in the tourism industry. The author stresses out the importance of designing university curricula that consider the unique characteristics of the external environment and the direction of tourism activity. The goal of tourism education should be to prepare pragmatic specialists who can meet the needs of society and the industry. To achieve this, it is essential to involve industry representatives in curriculum development to ensure that their proposals and needs are considered. The article explores the potential for improving practical training for tourism students in Mongolia through the widely used method of workplace-based learning, which helps bridge the gap between theory and practice. The study is grounded on systemic and practice-oriented approaches.

Keywords: specialist training, tourism industry, curriculum, tourism management, university and industry, workplace-based learning, tourism industry.

For citation

Javzandulam Ts. Improving the Training of Specialists in Accordance with the Needs of the Tourism Industry. Bulletin of Buryat State University. Education, Personality. Society. 2023; 2: 60-66 (in Russ.)

The article was submitted 27.04.2023; approved after review 13.05.2023; accepted for publication 22.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.