Научная статья на тему 'Совершенствование планирования: эффект бюджетирования'

Совершенствование планирования: эффект бюджетирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PLANNING / THE BUDGET / THE BUDGETING / THE AUTOMATED SYSTEMS OF BUDGETING / FINANCIAL RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стерлядев С. А., Паранина К. А.

В статье исследуется инструмент бюджетирования и его влияние на предприятия, также проблемы, которые затрудняют внедрение бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perm National Research Polytechnic University Planning improvement: budgeting effect

The author studies the budgeting tool and its impact on businesses also the problems that impede the budgeting implementation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование планирования: эффект бюджетирования»

С. А. Стерлядев, соискатель, К. А. Паранина, соискатель,

кафедра экономики и управления на предприятии, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ: ЭФФЕКТ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

На сегодняшний день большинство предприятий сталкиваются с такой проблемой, как низкая эффективность. Для того чтобы повысить эффективность предприятия, необходимо устранить проблемы организации в кратчайшие сроки. С этим успешно может справиться бюджетирование.

Процесс бюджетирования представляет собой сложный комплекс научной и практической деятельности. Уровень его организации на предприятиях существенно влияет на ход работы фирмы.

Бюджетирование — это инструмент финансового планирования на предприятии; оно позволяет повысить эффективность и качество управленческой работы, усилить режим экономии материальных и финансовых ресурсов, выявить причины отклонений тех или иных показателей деятельности предприятия1.

Для учета и ведения финансовой отчетности система бюджетирования является первоклассным помощником. Не нужно заполнять, а также хранить -большое количество документов в печатной и рукописной форме, так как вся информация находится в электронном виде. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что бюджетирование эффективно внедряется и используется на предприятиях, ведь это сложный и дли-

Нельзя с уверенностью утверждать, что бюджетирование

эффективно внедряется и используется на предприятиях, ведь это сложный и длительный процесс.

тельный процесс. Одна из основных причин неудачного внедрения бюджетирования заключается в том, что некоторые предприятия подходят к данной теме не комплексно, решая лишь конкретные задачи, например, контроль над движением денежных средств. Практика показывает, что для эффективного планирования целесообразно формировать все основные формы бюджетов, такие как: бюджет продаж (Бп); график поступления денежных средств от продаж (Гпдсотп); бюджет производства (Бпр); бюджет закупок (Бз); график оплаты денежных средств за материалы (Годсзам); бюджет прямых затрат на оплату труда (Бпзна-от); график погашения задолженности по оплате труда (Гпзпоот); бюджет накладных расходов (Бопнр); бюджет коммерческих расходов (Бкр); бюджет управленческих расходов (Бур); бюджет доходов и расходов (Бдр); бюджет движения денежных средств (Бддс); инвестиционный бюджет (Иб); финансовый бюджет (Фб); мастер бюджет актив (БАкт); мастер бюджет пассив (БПас) (рис. 1).

В настоящее время внедрение системы бюджетирования на предприятии позволяет: 1) обеспечить прозрачность и предсказуемость потока денежных средств, усилить контроль руководства за движением денежных средств;

№ 5 (23) МАЙ 2012

БАкт

Бопнр

Бкр

Бур

Бдр

Бддс

Бп Гпдсотп

1

Бпр

1

Бз Годсзам

4

Бпзнаот Гпзпоот

Иб

Фб

БПас

Рис. 1. Блок-схема составления бюджетов на предприятии

2) увеличить эффективность использования и одновременно снизить риск управления свободными денежными средствами;

3) консолидировать деятельность всех структурных подразделений и направить ее на достижение целей компании;

4) обеспечить мотивацию и усилить ответственность менеджеров среднего звена, передав им ряд управленческих задач.

Для того чтобы система бюджетирования эффективно работала и «безболезненно» внедрилась на предприятии, все большее количество организаций поручают этот процесс экспертам в данной области. Но во время внедрения бюджетирования на предприятии возникают проблемы, которые затрудняют весь процесс внедрения. К таким проблемам можно отнести:

а) плохо структурированная нормативная база: отсутствие единства в определении понятий «бюджет» и «бюджетирование»; нехватка на предприятиях информации о

затратах на производство продукции, отсутствие многих необходимых для планирования нормативов (или применение устаревших);

б) завышенные ожидания эффекта от внедрения информационных технологий, корпоративных информационных систем;

в) пассивность руководства и персонала предприятия при внедрении изменений и завышенные ожидания эффекта от привлечения внешних консультантов. Внедрение может быть успешным только при общей заинтересованности высшего менеджмента

предприятия и наличии «центров компетенции» — квалифицированных специалистов с достаточными полно мочиями;

г)боязнь социаль ных конфликтов, неже лание проводить опти мизацию организацион ных структур;

д) неготовность ме

Ценность системы бюджетирования заключается в том, что она помогает создать благоприятные условия для мотивации персонала на достижение конкретных коммерческих результатов.

ныи вопрос на предприятиях, так как не все фирмы могут выдержать наши рыночные условия. А применение системы бюджетирования позволяет «держаться» на рынке и в даль-неишем развиваться.

Тем самым, выделяют следующие преимущества бюджетного

неджмента компании к длительным и сложным процессам организационных и управленческих изменении2.

По мнению авторов, для того чтобы устранить данные проблемы, необходимо утвердить единые правила, на основе которых будет строиться система бюджетирования; нужно стремиться к тому, чтобы эти правила работали, и эффективность их зависит от деиствии директора фирмы.

Раздумывая над внедрением системы бюджетирования на предприятии, руководитель, прежде всего, должен озадачиться вопросами мировоззренческого плана (теми, что, на первый взгляд, с новоИ системой управления никак не связаны). Например, насколько он доверяет своим коллегам, и не превратится ли предоставление некоторой бюджетной самостоятельности в бесконечные проверки правильности использования этой самой самостоятельности.

Общаясь с руководством компаний, авторы пришли к выводу: те организации, которые уже внедрили бюджетирование — с успехом его используют и совершенствуют. Кроме того, повышают свои знания в данной области, проходя различные курсы. На сегодняшний день — это актуаль-

планирования в рыночных нестабильных условиях:

Ежемесячное планирование бюджетов структурных подразделений, что дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем иные существующие системы бухгалтерского учета. Например, для Пермской компании «Регион-Лес» внедрение бюджетирования позволило быстро отслеживать и принимать решения по управлению затратами. Директор организации говорит о том, что при хорошей системе бюджетирования возможно контролировать деятельность сотрудников и спрашивать с них же в рамках их ответственности; следить за состоянием фирмы.

Предоставление большей самостоятельности структурным подразделениям в расходовании своих средств в рамках утвержденных месячных бюджетов, что повышает заинтересованность персонала в успешном выполнении установленных заданий. Например, компания «Модус» мотивирует своих работников с помощью выполненных ими поручений и задач. По итогам рабочего периода, сотрудники, отвечающие за определенную задачу, показывают, что они выполнили на сегодняшний день, а что

№ 5 (23) МАЙ 2012 ДИСКУССИЯ V

1 >|- ^ \ 1V 1/-\ ^ I I журнал научных публикаций

еще предстоит сделать. С учетом этого веса и количества выполненных поручений рассчитывается итоговый показатель, который влияет на общую результативность сотрудника.

Осуществление режима строгой экономии денежных средств предприятия. Например, организация «Фаворит» существует на пермском рынке 4 года. Предприятие переживало не лучшие финансовые моменты, но благодаря внедрению бюджетирования фирма отслеживает все свои денежные потоки3.

При постановке бюджетирования необходимо не только разработать методологию, но и заняться его организацией. Методология бюджетирования заключается в разработке бюджетных форм мастер-бюджета компании и центра финансовой ответственности. Организация бюджетирования заключается в назначении ответственных за составление бюджетов, входящих в мастер-бюджет, разработке взаимодействия центров финансовой ответственности (структурных подразделений) при постановке бюджетирования и разработке регламента бюджетирования и документооборота.

Выделяют такие центры финансовой ответственности:

Таблица 1

Закрепление бюджетов за основными подразделениями, центрами финансовой ответственности и должностями

Подразделение ЦФО Должность Бюджет

Отдел планирования и учета продаж Центр затрат Менеджер по продажам Бп

Производственный отдел Центр затрат Начальник отдела Бпр

ОМТС Центр закупок Начальник отдела Бз, Годсзам

Отдел сбыта Центр дохода Начальник отдела Гпдсоп

Отдел труда и з/п Центр затрат Начальник отдела Бпзнаот, Гпзпоот

Планово-экономический отдел Центр затрат Начальник отдела Бопнр

Экономист менеджер Бкр, Бур, Бдр

Финансовый отдел Центр затрат Специалист по финансовым операциям Фб, Бддс

Центр инвестиций Специалист по инвестиционной деятельности Иб

Бухгалтерия Центр затрат Главный бухгалтер МБА, МБП

1) центр по доходам, включающий такие службы, как маркетинговая, коммерческая и иные службы;

2) центр по расходам, объединяющий проектные, производственные, ремонтные и иные службы;

3) центр прибыли, состоящий из финансовых, плановых и экономических управлений;

4) центр по инвестициям, включающий управление технического развития предприятия, службы по работе с персоналом и др.

На предприятии ООО «Ростэк. Управление подрядных работ» (далее ООО «Ро-стэк. УПР») города Перми закрепление бюджетов за основными подразделениями выглядит таким образом: (табл. 1).

С

Данное предприятие использует современное программное обеспечение «1С Предприятие» Программа оптимизирует работу персонала, делает ее быстрой и качественной. «1С Предприятие» является простым и мощным инструментом учета, планирования и анализа хозяйственной деятельности фирмы.

После внедрения бюджетирования каждый из работников предприятия занимается своими бюджетами. Ценность системы бюджетирования заключается в том, что она помогает создать благоприятные условия для мотивации персонала на достижение конкретных коммерческих результатов.

По словам генерального директора компании ООО «Ростэк. УПР», бюджетирование — это «палочка выручалочка», которая может позволить планировать деятельность предприятия, автоматически отслеживать, выполняются ли планы, также позволяет оперативно управлять затратами и достигать целенаправленно финансовые результаты.

Директор компании «Люкс» считает, что бюджетирование дает, во-первых, возможность выявить и снизить вероятность риска. Во-вторых, повысить гибкость и обеспечить приспособляемость к изменяющимся условиям. В-третьих, повысить эффективность деятельности организации, благодаря координированию процессов.

Таким образом, авторы считают, что научная новизна выполненной статьи заключается в том, что предложенные преимущества бюджетирования, а также применение программного обеспечения — позволяют решить задачи комплексного

финансового управления; повысить эффективность предприятия. А проблемы, возникающие при внедрении бюджетирования, легко устранимы.

По мнению авторов, бюджетирование сегодня — это новый инструмент выстраивания финансовых отношений. Бюджет — это не цель, а средство достижения целей организации. Хорошо отлаженная система бюджетирования позволяет оперативно реагировать на проблемы фирмы, кроме того, мотивирует персонал. Создание и внедрение системы бюджетирования в компаниях позволяет повысить эффективность управления и прозрачность деятельности, ввести строгий учет и контроль расходования средств и оптимизировать затраты.

Для того чтобы бюджет исполнялся, во-первых, нужно внедрить процедуры, которые обеспечат достижение плановых показателей: управление договорами, управление платежами, управление чрезвычайными событиями и резервами, авторизация хозяйственных операций, проверка их на соответствие бюджету, оперативное планирование и учет, корректировка бюджета. Во-вторых, существенно облегчить планирование, анализ и контроль бюджетов поможет автоматизация процесса бюджетирования.

Таким образом, бюджетирование необходимо постоянно совершенствовать. Искать новые идеи по его использованию и внедрению. Общаться по данным вопросам с квалифицированными специалистами. Внедрять на своем предприятии новые программные продукты. Огромный плюс бюджетирования состоит в том, что директор компании в любой момент может посмотреть данные о бюджетах. Будь он на работе или же где-то в другом месте. Интернет и программное обеспечение без проблем помогут ему в этом. Бюджетирование — это шаг вперед к успешной деятельности компании, к ее дальнейшему развитию. \

1. Стерлядев С. А. Лекция // Инфатек [Электронный ресурс] URL: http://www.sterlyadev.com/page4.php (дата обращения: 08.03.2012).

2. Дронченко О. Принципы эффективного бюджетирования // Финансовый директор. 2002. № 5. С. 17.

3. Бухалков М. И. Планирование на предприятии: учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.