Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ И ПУТЕЙ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ И ПУТЕЙ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / БЕНЧМАРКИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тишкова А.А.

В статье рассматриваются мероприятия по совершенствованию оценки финансовой устойчивости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EVALUATION AND WAYS TO STRENGTHEN FINANCIAL SUSTAINABILITY

The article examines measures to improve the assessment of financial sustainability

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ И ПУТЕЙ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ»

влияет на трудовую мотивацию персонала.

Пока не пройдет ситуация нестабильности, общение руководителя с сотрудниками должно носить регулярный характер - еженедельно или ежемесячно. Это могут быть отчетные совещания, письма от руководства, отчеты по результатам деятельности компании за период (на основе отчетов сотрудников). Делать это несложно при условии, что в компании существует система отчетности. Регулярное информирование коллектива о том, что антикризисные меры и совместная работа приносят результат, мотивирует людей на преодоление сложностей.

Использованные источники:

1. Московая П. Управление персоналом - путь к успеху // Управление персоналом- 2015.- №5.- С.28-29.

2. Патрушев В.Д., Калмакан Н.А.: Удовлетворенность трудом. - М., 2014.-178с.

3. Хрипач В.Я. Материальное стимулирование. - Мн.: Мисанта, 2013. - 115с

УДК 338.1

Тишкова А.А. студент

Тюменский государственный университет

Россия, г. Тюмень СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ И ПУТЕЙ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются мероприятия по совершенствованию оценки финансовой устойчивости

Ключевые слова: анализ, бенчмаркинг, бизнес-процесс, оценка

Tishkova A.A. student

Tyumen state University, Tyumen IMPROVING THE EVALUATION AND WAYS TO STRENGTHEN FINANCIAL SUSTAINABILITY

Annotation: the article examines measures to improve the assessment of financial sustainability

Key words: analysis, benchmarking, business process, evaluation

В настоящее время финансовую устойчивость отечественные и зарубежные ученые рассматривают как глобальную проблему. Финансовая устойчивость компании представляет собой способность погашать свои обязательства в определенный срок, а также сохранять финансовое положение, управляя ей в долгосрочной перспективе.

Значение методов и моделей оценки финансовой устойчивости предприятия стремительно растет с каждым годом. На это влияют ограниченность финансовых ресурсов, рост инфляции и иные экономические факторы. Поэтому так важно совершенствовать пути

укрепления финансовой устойчивости. Этим и обусловлена актуальность темы исследования.

Существует множество путей укрепления финансовой устойчивостью компании. Так, в последнее время все больше компаний по всему миру параллельно с использованием традиционных методов повышения финансовой устойчивости предприятия разрабатывают и внедряют программы повышения доходности и оптимизации уже имеющихся затрат в компании. Основная цель таких программ - выявить резервы по снижению операционных расходов и повышению доходности компании.

В результате исследования литературных источников, выделим мероприятия по совершенствованию оценки финансовой устойчивости, путем разработки и внедрения программы повышения доходности и оптимизации затрат в компании.

Первый этап - определение и проведение анализа основных и вспомогательных действующих бизнес-процессов с потенциально наибольшим эффектом сокращения затрат.

Второй этап - проведение внутреннего и внешнего бенчмаркинга.

Согласно А.И. Пилипенко, бенчмаркинг представляет собой сравнительный анализ эффективности деятельности организации и ее основных конкурентов, по результатам которого разрабатывается стратегия повышения финансовой устойчивости [4, с.105].

В процессе внутреннего бенчмаркинга анализируется текущая ситуации в производственных активах и мероприятий, которые проводятся менеджментом с целью повышения эффективности активов в разделе основных бизнес-процессов.

В рамках внешнего бенчмаркинга происходит отбор сопоставимых по размерам и характеристикам, например, российских и европейских компаний. Основные показатели: выручка от продажи товаров, работ и услуг, EBITDA, чистая прибыль, объем строительства, объем реализации, а также технические показатели, которые отражают степень и качество продукции/услуги [4, с.106].

Третий этап - проведение анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, в также структуры затрат компании. Цель проведения данного анализа - выявить проблемные области функционирования предприятия и определить предварительный перечень гипотез по вероятности оптимизации затрат.

Согласно, З.Ш. Магамедовой, в отечественных и зарубежных подходах отличается структура анализа финансового состояния. Так, структура анализа основных показателей деятельности организации состоит из:

- анализа структуры затрат и выделения статей, которые можно сократить;

- анализа показателей деятельности согласно перечню статей затрат, которые выделены для анализа, формирования предварительных гипотез по снижению затрат;

- анализа запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

- составления перечня бизнес-процессов, а также проведения анализа определения возможности сокращения наиболее проблемных статей затрат [3, с.441].

Согласно результатам проведенного анализа основных финансовых показателей деятельности и структуры затрат предприятия, на последнем этапе можно выделить ряд бизнес-процессов для дальнейшего анализа, чтобы составить инициативы по сокращению затрат и определения потенциального экономического эффекта от их внедрения.

Оптимизацию расходов стоит рассматривать только в рамках внутрипроизводственных (контролируемых) факторов снижения операционных расходов. Внепроизводственные (неконтролируемые) факторы снижения операционных расходов (рыночные цены, курсы валют, ставки налогов и т.д.), на которые компания не может оказать непосредственное влияние, рассматривать не стоит.

В свою очередь, инициативы разделяют на быстрые, которые нацелены на скорый результат, и стратегические и среднесрочные инициативы, реализация которых позволяет повышать экономическую эффективность как в долгосрочной, так и среднесрочной перспективах [1, с.405].

Однако, можно отметить несколько универсальных инициатив, включаемые в программу повышения доходности и оптимизации затрат любого предприятия, которые призваны укрепить уровень ее финансовой стабильности за счет:

- оптимизации затрат (текущие расходы);

- признания нерентабельности бизнеса и отказа от него;

- вовлечения в производственный процесс недогруженных мощностей в организации;

- автоматизации технологических процессов;

- внедрения новых технологий;

- реализации программы обновления, а также модернизации основных производственных фондов, в том числе использования инновационных технологий;

- реализации программы, которая способна повысить надежность основных производственных фондов;

- внедрения реинжиниринга бизнес-процессов, организационной структуры, структуры бизнеса (портфеля активов);

- корпоративной реструктуризации (сокращения уровней управления);

- нормирования административно-управленческого персонала [1, с.406].

Заключительным этапом разработки программы для повышения доходности и оптимизации затрат становится оценка реального экономического эффекта от снижения расходов в компании. Относительно вида принимаемой инициативы в целях программы, расчет экономического эффекта должен быть дифференцирован.

Методами контроля реализации программы повышения доходности и оптимизации затрат могут являться ежемесячные отчеты руководящим органам предприятия о результатах внедрения каждой инициативы, а также контроль основных показателей по инициативам на основе данных управленческой отчетности.

Следовательно, вместе с традиционными методами укрепления финансовой устойчивости предприятия, процесс разработки и внедрения программы по повышению доходности и оптимизации затрат позволяет менеджменту организации посредством снижения расходов и поиска резервов способствует не только увеличению итоговой прибыли компании, но и укрепляет финансовую устойчивость предприятия в целом.

Функции системы управления оборотными средствами комплекса хозяйствующих субъектов включают все функции системы управления оборотными средствами предприятия и ряд специфических: планирование совокупной потребности комплекса в оборотных средствах, определение структуры источников средств на создание оборотных средств, привлечение внешних источников финансирования, регулирование межхозяйственных товарно-денежных потоков внутри комплекса.

Так одним из мероприятий по снижению дебиторской задолженности, может стать факторинг, который является наилучшей альтернативой банковскому кредиту, что обусловлено рядом причин. Во-первых, при заключении договора факторинга не возникает необходимости поиска материальных активов для залога, так как в качестве залога выступает дебиторская задолженность. Во-вторых, перед началом финансирования дебиторской задолженности банком или факторинговой компанией проводиться проверка дебиторов: платежная дисциплина, кредитная история, деловой репутации и пр.

Таким образом, у компании, при внедрении факторинга, появляется информация для принятия решений, а именно управленческих по работе с дебиторской задолженностью и целесообразности проведения операций с теми или иными дебиторами предприятия.

Следует также отметить, что факторинг необходим, поскольку имеется большая часть дебиторской задолженности сроком от 60 дней и выше. Для подобных компаний достаточно остро стоит не только проблема управления дебиторской задолженностью, но и проблема недостатка оборотных средств.

Преимущества факторинга перед банковским кредитом для предприятий заключаются в следующем:

- отсутствует необходимость представления залога;

- факторинг выступает инструментом краткосрочного финансирования, позволяющим избежать кассовых разрывов;

- не требуется длительной - кредитной истории;

- возможно проведение факторингового финансирования в текущем режиме, то есть по мере возникающей потребности;

- полученные в результате факторинга денежные средства находятся в

обороте и способствуют новым продажам.

Переложение части забот о дебиторской задолженности на банк-фактор является хорошим вариантом оптимизации бизнеса [5, а208].

Для оценки средней скорости роста продаж можно использовать показатель сглаженного темпа роста продаж за длительный период времени (метод скользящего среднего). Также проанализировать периоды быстрого роста и спада продаж и попытаться выявить причины. Цель такого анализа -выявление клиентов, по которым колебания объема продаж в максимальной степени зависят от проблем с ликвидностью [2, а146].

В ходе анализа необходимо отсечь колебания продаж, связанные с сезонностью, а также объективными факторами (сокращение бизнеса и т. п.), поскольку стимулирование клиентов в такой ситуации не приведет к увеличению чистого денежного потока

Финансовые потоки эффективно перераспределяют за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности и возобновления финансирования запасов.

Дебиторскую задолженность можно считать активом в том случае, когда есть вероятность ее погашения, то есть рано или поздно будут получены денежные средства от должника.

Минимизация просроченной задолженности - это один из эффективных способов по управлению дебиторской задолженности, который осуществляется при помощи метода реализации продукции на условиях предоплаты и метода стимулирования заказчиков, который заключается в предоставлении им скидок за предоплату (например, при предоплате предоставляется скидка в размере 5%).

Можно рекомендовать внедрение применения методологии ранжирования дебиторов по степени надежности и применения соответствующей им кредитной политики, которая тесно связана с предыдущим методологическим подходом. В научной литературе выделяется множество подходов к группировке покупателей-должников [5, ^210].

Следовательно, имеет смысл создать специальный отдел или службу в структуру, которая анализировала бы историю взаимоотношений с покупателями и также вела бы рейтинг заказчиков по таким признакам, как:

- надежные/ненадежные(сомнительные);

- постоянные/разовые;

- перспективные/ случайные;

- крупные/средние (мелкие).

В зависимости от рейтинга, перспективности и надежности формировать взаимовыгодные условия кредитования.

Цель оптимизации обязательств: найти такую золотую середину, которая максимизировала бы чистый денежный поток от операционной деятельности, принимая во внимание эффект дополнительного прироста (сокращения) затрат, связанного с производством дополнительных единиц

продукции.

При возрастании влияния этих рисков кредитная политика компании должна формироваться более консервативно и сдержанно.

При управлении дебиторской задолженностью возможно использование аренды имущества дебитора, которое предполагает, что должник временно передает часть своего имущества в распоряжение и пользование кредитора в счет имеющихся долгов.

Следовательно, управление обязательствами нужно проводить, не только руководствуясь краткосрочными целями поддержания ликвидности и снижения затрат на обслуживание задолженности, но и с точки зрения стратегического развития предприятия. Такое управление должно производится путем обеспечения наиболее выгодных для покупателей условий приобретения товара (политика кредитования и стимулирования клиентов), синхронизации периода оборачиваемости задолженности с клиентами, анализа динамики чистого дисконтированного денежного потока в течение производственного цикла.

Описанный подход автоматически приведет к сокращению затрат на обслуживание задолженности и повышению ликвидности, однако этот эффект будет несколько отложен во времени по сравнению со стандартными методами краткосрочной оптимизации дебиторской задолженности.

Подводя итоги, отметим, в статье рассмотрены мероприятия по совершенствованию финансовой устойчивости. Так было предложено использование программ по повышению доходности и оптимизации затрат. Использование бенчмаркинга путем сравнения финансовых показателей с конкурентами, способно выявить причины сложившегося финансового состояния, определить стратегию успешного развития и конкурентоспособности.

Внедрение факторинга позволит значительно снизить дебиторскую задолженность. Выполнив предложенные мероприятия, можно значительно укрепить финансовую устойчивость организации.

Использованные источники:

1. Конвисаров А.Г., Даниловских Т.Е Российский и Зарубежный подходы к анализу финансового состояния предприятия / А.Г. Конвисаров //Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4. - С. 405406.

2. Конорева Т.В., Кальницкая А.О. Совершенствование методики финансовой устойчивости организаций / Т.В. Конорева, А.О. Кальницкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №8-1. -С.145-147.

3. Магамедова З.Ш., Волкова Н.В. Направления совершенствования оценки финансовой устойчивости предприятия // З.Ш. Магамедова, Н.В. Волкова // Неделя науки СПБПУ. - 2016. - С.440-442.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.