Совершенствование организационно-функциональной структуры управления потреблением энергоресурсов на железнодорожном транспорте
Симак Роман Сергеевич
к.э.н., доцент, Омский государственный университет путей сообщения, [email protected]
Саттаров Рашит Саляхетдинович
к.э.н., доцент, Омский государственный университет путей сообщения, [email protected]
В работе обосновывается необходимость повышения энергоэффективности железнодорожного транспорта и предлагаются мероприятия совершенствованию организационно-функциональной структуры управления потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в холдинговой компании «РЖД». Описывается вертикаль управления на железных дорогах, осуществляемая через топливно-энергетические центры, которые образованы за счет реорганизации бывших дорожных теплотехнических отделов и при дальнейшем реформировании компании обеспечат единую техническую политику в области управления энергопотреблением.
Предлагается авторское решение по повышению эффективности и обоснованности управления потребеле-нием энергоресурсов в стационарной энергетике на железнодорожном транспорте на основе использования современных информационных систем.
Предлагаемые информационные системы (АРМ Теплотехник) должны войти в организационно-функциональную структуру управления потреблением ТэР и обеспечить прозрачное регулирование процесса расчетного нормативного лимитирования ресурсов в энергетическом секторе холдинговой компании «Российские железные дороги». Ключевые слова: подвижной состав, энергоэффективность, эксплуатационные расходы, информационные системы, топливно-энергетические ресурсы
В соответствии с энергетической стратегией России [1] на период до 2030 года определено, что энергетический сектор должен содействовать воспроизводству человеческого капитала (через развитие энергетической инфраструктуры и предоставление энергетических товаров и услуг по социально доступным ценам, обеспечение устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и повышение качества жизни граждан страны, в том числе занятых в энергетическом и смежных секторах), а также способствовать переходу к новой модели пространственного развития, опирающейся на сбалансированное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.
Ключевое значение для развития экономики России имеет понятие транспортной инфраструктуры, включающей как составную часть и железнодорожный транспорт, который является основной транспортной системой нашей страны, а в некоторых случаях и единственным видом транспорта, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров на территории России.
Российские железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они обеспечивают удовлетворение потребностей в перевозках населения, экономики и государства в целом [2].
Из всего грузооборота перевозок в России по всем видам транспорта, около 40,4% приходится на железнодорожный транспорт [3]. В России из всех железнодорожных перевозок 98,4% приходится на железнодорожные перевозки ОАО «РЖД», 1,6% - на перевозки грузов промышленным железнодорожным транспортом [3]. По пассажирообороту транспорта общего пользования (27,2%) железные дороги ОАО «РЖД» уступают только воздушному транспорту (36,8%) [3].
Все вышеперечисленное свидетельствует о большом значении железнодорожного транспорта для экономики России, а, следовательно, и говорит о серьезном энергопотреблении сотен предприятий, входящих в структуру ОАО РЖД.
В целом при объеме производства электрической энергии в России в размере около 1054,8 млрд. кВтч [4], железнодорожный транспорт, только на тягу поездов расходует 40,7 млрд. кВтч, что составляет около 4% от общего объема производства электроэнергии в стране.
Поэтому повышение энергоэффективности железнодорожного транспорта является одной из приоритетных задач отрасли, решение которой позволит повысить конкурентноспособность отрасли, по сравнению с другими видами транспорта, а, следовательно, и получить определенный социально-экономический эффект от сдерживания тарифов на пассажирские перевозки [6,7,8].
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 N 512-р «Об утверждении государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» [7] предполагается определение долгосрочной политики в части стоимости транспортных услуг и обеспечения своевременного предоставле-
© £
Ю
5
2
сч сч £
Б
а
2 ©
ния грузовых вагонов для вывоза угля, возможности установления по отдельным экспортным направлениям долгосрочных железнодорожных тарифов на срок не менее 3 - 5 лет.
Выполнить данное положение невозможно без оптимизации эксплуатационных расходов (таблица 1), существенную долю в которых занимают затраты на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) [9, 10].
Для оптимизации расхода топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте принята энергетическая стратегия[9].
Основной особенностью энергетической политики железнодорожного транспорта, его железных дорог и предприятий на перспективу и важнейшим приоритетом энергетической стратегии отрасли в целом является всемерное топливо- и энергосбережение с одновременным повышением эффективности потребления этих ресурсов.
Ориентация на максимальное снижение потерь и повышение энергетической эффективности оборудования и технологий во всех энергопотребляющих процессах и технологических циклах даёт весьма ощутимые результаты.
В рамках реализации Энергетической стратегии в компании выстроена система управления потреблением топливно-энергетических ресурсов (рисунок 1)координируемая управлением планирования и нормирования материально-технических ресурсов.
Вертикаль управления на железных дорогах осуществляется через топливно-энергетические центры, которые образованы за счет реорганизации бывших дорожных теплотехнических отделов и при дальнейшем реформировании компании обеспечат единую техническую политику в области управления энергопотреблением.
Организована системная работа Центральной топливно-энергетической комиссии - одного из инструментов управле-
Таблица 1
Эксплуатационные расходы ОАО РЖД за 2014 год (млрд руб.) [5]
Рис. 2. Структурно-функциональная схема АРМ Теплотехник
ния практической реализацией Энергетической стратегии во всех структурных подразделениях компании.
Для повышения эффективности работы дорожных топливно-энергетических центров разработана при участии автора программа АРМ Теплотехник [11].
Программа позволяет существенно упростить процесс нормирования расхода тепловой энергии за счет детализированного интерфейса и ведения единой базы данных по всему предприятию.
На рисунке 2 представлена структурно-функциональная схема АРМ Теплотехник.
На рис. 3 представлены экранные формы программы.
Внедрение разработанной системы на уровне линейных железнодорожных предприятий позволит обеспечить обоснованный уровень потребления тепловой энергии на нетехнологические нужды в стационарной теплоэнергетике.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» / Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, N 48, ст. 5836.
2. Гапанович В.А., Енифан-
>5
5 -
л
п;
х
ш =Г
л
I й) с О
а
>
л
X
<и
09 О
а >
т >5
ш
л
I
и а о
а >
*
О <
О
и
к га
х ^
-е-
£ ^
0 а £
V
1 Л
с; га I
О ^
г
т >
9
Согласование объема работы
Сшлаотвамиегеидною плана расхода ТЭР
Ан ал и а рас* ода ТЭР на тягу поездов
Согласование объёма рэсоты
ЦУНР
Объём работы
Согласование сводного плана расхода ТЭР для жел езной дороги
организация работы по оформлению программу энергоснабжения
Ра сч ёт нор м удел ьного расхода ТЭР и анализ их использования натягу поездов
Функциональные хозяйства железной дороги
■■{ Распределение \ лимитов
[ энергопотребления
АРМ Теплотехник
Линейные структурные подразделения
Согласование нормативов технологически* потерь 9/1екгро)нер1ии по потребителям
• Норма расходе тэрпо технологическим процессам
• Нормы технологических потерь ТЭР
• Контроль исполнения норм рзскодя ТЭР
*0ргэнизацир энергозудита
Исполнительные органы власти субъекта РФ
Согласование тарифов и нормативов потерь
Рис. 1. Организационно-функциональная структура управления потреблением ТЭР в холдинговой компании «РЖД»
Рис. 3. Экранные формы программы «АРМ Теплотехник»
сч cJ £
Б
а
2 ©
цев С.Н., Овсейчук В.А. Энергетическая стратегия и электрификация российских железных дорог / Под ред. Г.П. Кутового - М.: Эко-Пресс, 2012. - 196 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./ Росстат. - М., 2012. - 786 с.
4. Промышленность России. 2012: Стат.сб./Росстат - М., 2012. - 445 с.
5. Годовой отчет ОАО «Российские железные дороги» за 2014 год / URL: http://ir.rzd.ru/ static/public/ ru?STRUCTURE_ID=32 (дата запроса информации -16.02.2016).
6. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, N 48, ст. 5711
7. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 512-р «Об утверждении государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» / Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1739.
8. Гапанович В.А. Энергоэффективность - путь к снижению затрат и к экологической безопасности / Железнодорожный транспорт, №8, 2014. С. 22-25.
9. Энергетическая стратегия холдинга Российские железные дороги на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года/ Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 15.12.2011 г. № 2718р.
10. Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.12.2011 №2828р «О совершенствовании системы учета результатов выполнения Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД».
11. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2011610635 от 11.01.2011.
Improvement of organizational and functional structure of control of energy consumption for railway transport
Simak R.S., Sattarov R.S.
Omsk State Transport University
The work substantiates the necessity of improving the efficiency of rail transport and activities for the improvement of organizational and functional management structure of the consumption of fuel and energy resources (FER) in the holding company «Russian Railways».
Describes the vertical control on Railways conducted through the energy centers, which are formed through the reorganization of former departments of thermal road and in the further reform of companies will provide a unified technical policy in the field of energy management.
Author offers solution to improve the efficiency and validity of management consumption of energy in stationary power engineering in railway transport on the basis of use of modern information systems.
The proposed information system (ELTs]) must fit in the organizational and functional management structure of the consumption of energy resources and to ensure transparent regulation of the process of calculation of the normative of limiting resources in the energy sector holding company «Russian Railways».
Keywords: rolling stock, energy efficiency, operational
expenditures, information systems, energy resources
References
1. Decree of the RF Government of 13.11.2009 N 1715-r «On the Energy Strategy of Russia until 2030» / Collection of the legislation of the
Russian Federation, 30.11.2009, N 48, Art. 5836.
2. Gapanovich VA Enifantsev SN Ovseychuk VA Energy strategy and electrification of Russian railroads / Ed. GP Kutovoy - M .: Eco-Press, 2012. - 196 p.
3. Statistical Yearbook. 2012: Stat.sb. /
Rosstat. - M., 2012. - 786 p.
4. Industry of Russia 2012: Stat.sb. /
Rosstat - M., 2012. - 445 c.
5. Annual report of JSC «Russian Railways» in 2014 / URL: http:// ir.rzd.ru/static/public/ ru?STRUCTURE_ID=32 (date of request for information - 16.2.2016).
6. Federal Law of 23.11.2009 N 261-FZ
«On energy saving and energy efficiency improvements and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» / «Collection of the legislation of the Russian Federation», 30.11.2009, N 48, Art. 5711
7. Decree of the RF Government of 03.04.2013 N 512-p «On approval of the state program» Energy efficiency and energy development «/ Collection of the legislation of the Russian Federation, 08.04.2013, N 14, Art. 1739.
8. Gapanovich VA Energy efficiency - a
way to reduce costs and environmental safety / Rail transport, №8, 2014. S. 22-25.
9. Holding Energy Strategy of Russian
Railways for the period up to 2015 and up to 2030 / Approved. Order of JSC «Russian Railways» from 15.12.2011, № 2718r.
10. JSC «Russian Railways» Order of 29.12.2011 №2828r «On improving the system for recording the results of the implementation of energy conservation programs and energy efficiency of» Russian Railways «.
11. Certificate of state registration of the computer №2011610635 from 11.01.2011.