«Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Ермачков Глеб Романович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Аспирант кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Тел.: +7 (929) 369 06-17.
E-mail: gl.ermachkov@gmail.com.
Смердин Александр Николаевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
E-mail: alexandr. smerdin@omgups.com.
Сидоров Олег Алексеевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Применение нейронных сетей при моделировании системы токосъема на электрифицированных железных дорогах [Текст] / А. С. Голубков, Г. Р. Ермачков и др. // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2018. - № 1(33). - С 69 - 79..
Ermachkov Gleb Romanovich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Post-graduate student of the department «Electricity supply of railway transport», OSTU. Phone: +7 (929) 369 06-17. E-mail: gl.ermachkov@gmail.com.
Smerdin Alexander Nikolaevich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Candidate of Technical Sciences, associate professor of the department «Electricity supply of railway transport», OSTU.
E-mail: alexandr.smerdin@omgups.com.
Sidorov Oleg Alekseevich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation. Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the department «Electricity supply of railway transport», OSTU.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Yermachkov G.R., Smerdin A.N., Golubkov A.S., Sidorov O.A. Application of neural networks at simulation of a system of current collection on electric railways. Journal of Transsib Railway Studies, 2018, vol. 1, no 33, pp. 69 - 79 (In Russian).
УДК 629.064.5
А. Л. Каштанов, Н. Г. Ананьева
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье дана характеристика текущего состояния в электросетевом комплексе нетягового электроснабжения железнодорожного транспорта. Показаны основные недостатки существующей системы учета электроэнергии в распределительных сетях 0,4 - 10 кВ. Рассмотрены основные направления по инновационному развитию электросетевого комплекса нетяговой энергетики, в том числе направленные на повышение энергоэффективности процесса преобразования, передачи и потребления электрической энергии за счет управления режимами работы распределительных сетей. Приведено описание основных принципов построения «Цифрового района электроснабжения».
Ключевые слова: электросетевой комплекс, железнодорожный узел, учет электроэнергии, оперативно-технологическое управление.
Alexey L. Kashtanov, Nadezda G. Ananieva
Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation
ELECTRICAL DISTRIBUTION NETWORKS OF RAILWAY JUNCTIONS.
PROBLEMS AND SOLUTIONS
Abstract. The article describes the current state of railway non-traction electric power supply system in the electric grid complex. The main drawbacks of the existing electricity metering system in 0.4-10 kV distribution networks are shown. The main directions of non-tractive electric grid complex innovative development are considered, including directed to increase the efficiency of electric energy transformation, transmission and consumption processes due to the management of distribution networks operating modes. The basic principles of "Digital district power supply" constructing are given.
Keywords: power grid complex, railway junction, electric energy measuring, operational and technological control.
Холдинг «Российские железные дороги» является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России. В 2017 г. потребление ОАО «РЖД» только электрической энергии составило 49,9 млрд кВт-ч, т. е. 4,6 % от объема электропотребления в России. Главным видом деятельности холдинга являются перевозки, поэтому основной объем энергоресурсов расходуется на тягу поездов. При этом нужно помнить о том, что без надежной работы структурных подразделений дирекции инфраструктуры, а следовательно, и нетяговой энергетики невозможна нормальная работа железнодорожного транспорта в целом.
В 2016 г. была актуализирована Энергетическая стратегия ОАО «РЖД», устанавливающая основные принципы развития энергетики железнодорожного транспорта [1 - 3]. Если внимательно изучить приоритетные задачи стратегии, то можно увидеть, что значительная их часть напрямую затрагивает систему нетягового энергоснабжения. В число таких задач входят
минимизация рисков сбоев в энергообеспечении подразделений функциональных филиалов;
оптимизация затрат в стационарной энергетике;
качественное улучшение структуры управления потреблением ТЭР, выработкой и транспортировкой энергоресурсов на основе использования современных информационных технологий, систем учета, прогрессивных методов нормирования и мониторинга потребления ТЭР;
оснащение энергосетевого комплекса холдинга эффективными техническими средствами и автоматизированными технологическими системами;
гармоничное и эффективное взаимодействие холдинга с субъектами энергетического рынка страны и производителями энергоресурсов;
усиление работы с электросетевыми компаниями и системным оператором по синхронизации действий в части обеспечения надежности энергоснабжения железных дорог, в том числе при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций.
Функционирование энергосистемы РФ основано на сочетании действующей под государственным контролем технологической и коммерческой инфраструктуры, с одной стороны, и взаимодействующих между собой, в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и сбыт электроэнергии (рисунок 1) [4].
Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям - участникам оптового рынка. Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям. Купля и продажа электроэнергии и мощности генерирующими компаниями, сбытовыми организациями, сетевыми организациями и крупными потребителями осуществляется в соответствии с установленными постановлением Правительства Российской Федерации № 643 от 24.10.2003 «Правилами
работы оптового рынка электроэнергии и мощности» и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности.
Рисунок 1 - Структурная схема функционирования рынка электрической энергии
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № Зб-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (2011 г.) группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается. Таким образом, совмещение в пределах одной ценовой зоны естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными не допускается, в то же время в конкурентных видах деятельности объединение разных видов деятельности возможно (например, генерирующая компания может владеть сбытовыми организациями, но не может владеть сетями).
Электроэнергетический комплекс «РЖД» находится в условиях сложного взаимодействия с различными хозяйствующими субъектами и разделен по видам деятельности, в том числе на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и услуги по передаче электроэнергии сторонним потребителям.
Совмещение данных видов бизнеса вызывает проблему для ОАО «РЖД» в виде несоблюдения в полной мере требований действующего законодательства в части раздельного учета затрат по электросетевой деятельности и технологическому присоединению потребителей к электросетям.
Работы, выполняемые в рамках энергетического обследования структурных подразделений ОАО «РЖД», позволили получить фактическую картину дел, сложившуюся в стационарной электроэнергетике железнодорожного транспорта.
Во-первых, усредненные потери электрической энергии при ее передаче железнодорожным потребителям составили:
- за девять месяцев 2014 г. 333,8 млн кВт- ч (6,8 % от объема электроэнергии, предъявленного стационарным потребителям ОАО «РЖД»);
- в 2015 г. 366,6 млн кВт- ч (7,83 %);
- в 2016 г. 371,5 млн кВт- ч (7,87 %);
- в 2017 г. 327,0 млн кВт- ч (7,22 %).
Основной причиной сохранения уровня потерь с одновременным снижением норматива по объему услуг при передаче электроэнергии, что в свою очередь приводит к повышению издержек ОАО «РЖД», является «старение» оборудования. Анализ текущего состояния устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии, показал, что более 15000 объектов основных средств имеет 100 %-ный финансовый износ (по состоянию на 1 января 2017 г.). Причиной данного положения является недостаточность капитальных вложений в реконструкцию устройств электроснабжения, непосредственно не обеспечивающих перевозочный процесс.
Во-вторых, масштабные инвестиционные проекты по внедрению автоматизированных систем учета электрической энергии бесспорно позволили значительно повысить эффективность энергосетевой и энергосбытовой деятельности. Но при этом до настоящего времени не реализованы базовые функции анализа и управления электропотреблением по их данным, да и сама система учета зачастую не выполняет полностью даже своего прямого назначения -организации достоверного учета электроэнергии.
В-третьих, одним из приоритетных и инновационных направлений электроэнергетики является развитие «цифровых распределительных сетей» (далее - Цифровой РЭС), реализованных на принципах Smart Grid систем, с целью повышения надежности электроснабжения, снижения времени ликвидации аварий, сокращения недоотпуска электрической энергии и оптимизации эксплуатационных затрат [5, 6]. Основные этапы внедрения технических средств и условия построения Цифрового РЭС представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Обобщенная структура построения Цифрового РЭС
Существующее оборудование электросетевого комплекса ОАО «РЖД» не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к «цифровым сетям». Учитывая значительный фактический износ устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии, и необходимость их замены, в рамках инвестиционного проекта «Обновление оборудования и устройств электроснабжения» следует обеспечить соответствие внедряемого оборудования современным технологиям.
Далее более подробно рассмотрим основные проблемы, имеющие место в распределительных сетях нетяговой энергетики, и возможные пути их решения.
Организация работ в распределительных сетях нетяговой энергетики. В соответствии с энергетической стратегией перед ОАО «РЖД» в рамках развития электросетевого комплекса необходимо решение следующих задач:
обеспечение надежности электроснабжения потребителей, участвующих в перевозочном процессе;
соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области электроэнергетики и предоставления услуги по передаче электрической энергии сторонним потребителям;
повышение клиентоориентированности при предоставлении услуг по передаче электрической энергии сторонним потребителям;
обеспечение соответствия требованиям стандартов отнесения к электросетевым организациям.
Электросетевой комплекс железнодорожного узла имеет сложную с точки зрения организации структуру. Выполнение работ в условиях большого количества оборудования, возможных схем и режимов его работы требует наглядности всего технологического процесса. При этом оперативное управление объектами электросетевого хозяйства железнодорожных узлов ограничено уровнем источников питания (например, тяговые или центральные распределительные подстанции). Информацию о том, в каком режиме работают распределительные сети (например, схема питания, количество работающих трансформаторов, схем секционирования подстанций), можно получить только со слов персонала, обслуживающего районы электроснабжения.
Сложность в организации работ вызывает отсутствие выверенной базы данных по потребителям с указанием их установленной мощности и привязкой к трансформаторным подстанциям. Это в свою очередь делает невозможным достоверную оценку свободной мощности на объектах стационарного электроснабжения инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД», расчет режимов работы электросетей и, в том числе, достоверное определение технических и коммерческих потерь электрической энергии, оптимальный выбор мест установки энергосберегающих устройств и оценку эффективности их работы [7].
Все это влияет на надежность и эффективность работы электросетевого комплекса и снижает оперативность выявления и устранения аварийных режимов работы.
Поскольку внедрение БСЛВЛ-систем дорого, а создание мнемосхем требует ручной прорисовки электросетевых объектов и оборудования и не всегда удобно при оперативных переключениях, решением может стать внедрение приложений, позволяющих формировать коммутационные и геоинформационные модели объектов электросетевого хозяйства. Такое приложение позволит
создавать модели электрической сети с использованием символов условного графического обозначения объектов: распределительных и трансформаторных подстанций, линий электропередач, разъединителей, выключателей и т. д.;
отображать оперативную информацию о режимах работы распределительной сети;
формировать базы данных по оборудованию и абонентам с привязкой их к трансформаторным подстанциям и многое другое.
Организация системы учета электрической энергии в распределительных сетях железнодорожных узлов. В рамках организации системы учета приоритетными направлениями повышения доходов от услуг по передаче электрической энергии сторонним потребителям являются
оснащение информационно-измерительными комплексами точек поставки/покупки электроэнергии по границам балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «РЖД», в первую очередь напряжением 0,4 кВ, где на отдельных участках уровень потерь электроэнергии значительно превышает расчетные значения;
совершенствование системы учета электроэнергии, потребляемой структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД».
Как уже было сказано, внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии железнодорожных узлов и розничного рынка электроэнергии позволило значительно повысить достоверность учета [8, 9]. Однако в условиях постоянно проводимой в ОАО «РЖД» структурной реорганизации (например, выделение ОАО «СТМ-Сервис», «ТМХ-Сервис», «РесурсАвтотранс») система учета электроэнергии не всегда оперативно реагирует на происходящие изменения и не позволяет организовать достоверный коммерческий учет электроэнергии. Расход электроэнергии при этом определяется договорными значениями или вообще ошибочно перераспределяется по различным структурным подразделениям. Все это приводит к тому, что возрастают фактические коммерческие потери электроэнергии, снижается эффективность системы анализа приема и распределения электроэнергии как в распределительных сетях железнодорожного узла в целом, так и в обособленных структурных подразделениях в отдельности.
Следствием разделения функций обслуживания распределительных сетей и организации учета электроэнергии является несогласованность в работе дистанций электроснабжения и дирекций по энергообеспечению «Трансэнерго». Например, это проявляется в том, что отсутствует единая база абонентов с привязкой их к точкам поставки электроэнергии. Как показывает практика, получить достоверную информацию о потребителях и трансформаторных подстанциях, от которых они получают питание, не всегда возможно. Встречаются случаи, когда название объектов в базе данных «Трансэнерго» не соответствует действительности, что в свою очередь вызывает путаницу при идентификации объекта, например, в рамках энергетического обследования структурных подразделений ОАО «РЖД».
Важную роль в повышении достоверности учета электроэнергии в распределительных сетях железнодорожных узлов играет уровень подготовки специалистов линейных подразделений «Трансэнерго», т. е. контроллеров.
Замена индукционных счетчиков на электронные повысила достоверность учета электроэнергии и позволила устранить типичные причины недоучета электроэнергии у потребителей, например, такой, как обратный порядок чередования фаз напряжения. При этом достаточно вариантов недоучета электроэнергии, характерных и для электронных счетчиков. К ним можно отнести также:
- неверный выбор коэффициента трансформации трансформаторов тока &г.т (согласно ПУЭ он должен быть в пределах 20 - 80 %);
- изменение в сторону уменьшения из-за межвитковых замыканий;
- включение одного из элементов счетчика в противофазе;
- обрыв в токовой цепи счетчика;
- плохой контакт, что увеличивает сопротивление токовой цепи;
- короткое замыкание токовой цепи у электронных счетчиков.
Таким образом, для повышения эффективности работ по повышению достоверности определения отпущенной электроэнергии необходимо обеспечить контролеров линейных отделов «Трансэнерго» приборами для определения правильности схем подключения счет-
чиков и обучить их методикам поверки приборов учета электроэнергии. Для поддержания соответствующего квалификационного уровня необходимо организовать периодическую переаттестацию работников линейных отделов «Трансэнерго» и обеспечить систематический контроль эффективности их работы.
Повышение энергоэффективности процесса преобразования, передачи и потребления электрической энергии за счет управления режимами работы распределительных сетей. Как уже было сказано, третьим основным этапом внедрения технических решений по построению Цифрового РЭС является разработка и реализация комплексной системы оперативно-технологического и ситуационного управления. По данному этапу можно выделить два направления развития:
внедрение и расширение функциональных возможностей систем телемеханики и телеуправления (автоматизация процессов управления распределительными сетями посредством внедрения цифровых интеллектуальных коммутационных аппаратов и технологий);
разработка и внедрение автоматизированных систем анализа режимов работы распределительных сетей [10].
Первое направление требует значительных инвестиций, связанных с закупкой инновационного цифрового оборудования. Его реализация целесообразна только в случае полной модернизации распределительных сетей железнодорожного узла.
Второе направление вполне реализуемо при существующем оборудовании и действующей схеме электроснабжения железнодорожных узлов. Примером такого развития может быть внедрение автоматизированных рабочих мест метролога, реализующих функции контроля и анализа системы учета электроэнергии и автоматизацию расчетов режимов работы объектов электросетевого хозяйства.
Учитывая фактическое положение дел, сложившееся в распределительных сетях системы нетягового электроснабжения (высокий уровень коммерческих потерь электроэнергии, неудовлетворительное состояние устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии), а также задачи, поставленные перед ОАО «РЖД» в рамках развития электросетевого комплекса, требуется качественное улучшение структуры управления, в том числе комплексной системы мониторинга, оперативно-технологического и ситуационного управления приема и распределения электроэнергии.
Список литературы
1. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 14 декабря 2016 г. - № 2537р. - 76 с.
2. Каштанов, А. Л. Актуализация энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» [Текст] / А. Л. Каштанов, М. М. Никифоров, А. А. Комяков // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: Материалы науч. конф. / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2015. - С. 141 - 147.
3. Никифоров, М. М. О работе по актуализации энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года [Текст] / М. М. Никифоров, А. Л. Каштанов, А. А. Комяков // Повышение энергетической эффективности наземных транспортных систем: Материалы междунар. научн.-практ. конф. / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2016. - С. 159 - 165.
4. Пугина, О. А. Организационно-правовая структура электроэнергетики в России [Текст]: Учебное пособие / О. А. Пугина / Тамбовский гос. техн. ун-т. - Тамбов, 2014. -80 с.
5. Черемисин, В. Т. Совершенствование методов и средств управления транспортом и распределением электроэнергии в системах электроснабжения стационарных потребителей
железных дорог: Монография [Текст] / В. Т. Черемисин, Е. А. Третьяков / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2017. - 169 с.
6. Основные положения концепции интеллектуальной энергосистемы с активно-адаптивной сетью / НТЦ ФСК ЕЭС. - М, 2012. - 51 с.
7. Подход к оценке эффективности работы энергосберегающих устройств в сетях электроснабжения железнодорожных узлов с учетом производственных и климатических факторов [Текст] / А. А. Комков, В. В. Эрбес и др. // Приборы и методы измерений, контроля качества и диагностики в промышленности и на транспорте: Материалы всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2013. -С.257 - 263.
8. Каштанов, А. Л. Повышение эффективности контроля электропотребления на тягу поездов и нетяговые нужды по данным АСКУЭ: Монография [Текст] / А. Л. Каштанов, М. М. Никифоров, И. Ю. Норкин / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2010. -118 с.
9. Черемисин, В. Т. Технико-экономический аспект внедрения АСКУЭ на железнодорожном транспорте [Текст] / В. Т. Черемисин, М. М. Никифоров, А. Л. Каштанов // Железнодорожный транспорт. - 2007. - № 3. - С. 51 - 53.
10. Каштанов, А. Л. Автоматизированный программный комплекс по контролю и управлению энергопотреблением в границах железнодорожного узла по данным АСКУЭ [Текст] / А. Л. Каштанов, А. А. Комяков, И. Ю. Норкин // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - № 2(2). - С. 71 - 76.
References
1. The energy strategy of «Russian Railways» holding for the period until 2020 and for the future until 2030 [Energeticheskaya strategiya holdinga «Rossijskie zheleznye dorogi» na period do 2015 goda i na perspektivu do 2030 goda]. Approved by the decree of JSC Russian Railways on December 14, 2016, no. 2537 р, 76 p.
2. Kashtanov A. L., Nikiforov M. M., ^myakov A. A. Update of the energy strategy of «Russian Railways» [Aktualizatsiya energeticheskoy strategii kholdinga «Rossiyskiye zheleznyye dorogi»]. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii posvyashchennoy Dnyu rossiyskoy nauki (Materials of the scientific-practical conference devoted to the Day of Russian Science). Omsk, 2015, pp. 141 - 147.
3. Nikiforov M. M., Kashtanov A. L., ^myakov A. A. On the work on updating the energy strategy of «Russian Railways» holding for the period until 2020 and for the future until 2030 [O rabote po aktualizacii energeticheskoy strategiya holdinga «Rossijskie zheleznye dorogi» na period do 2015 goda i na perspektivu do 2030 goda]. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii: «Pov-ishenie energeticheskoy effektivnosty nazemnyh transportnyh system» (Materials of the scientific-practical conference: «Increase of energy efficiency of land transport systems»). Omsk, 2016, pp. 159 - 165.
4. Pugina O. A. Organizatsionno-pravovaya struktura elektroenergetiki v Rossii [Organizational and legal structure of the electric power industry in Russia]. Tambov: TGTU Pub.l, 2014, 80 p.
5. Cheremisin V. T., Tretyakov E. A. Sovershenstvovaniye metodov i sredstv upravleniya transportom i raspredeleniyem elektroenergii v sistemakh elektrosnabzheniya statsionarnykh po-trebiteley zheleznykh dorog [Perfection of methods and means for managing transport and electric power distribution in the power supply systems of stationary railroad consumers]. Monograph. Omsk: OSTU, 2017, 169 p.
6. Osnovnyye polozheniya kontseptsii intellektual'noy energosistemy s aktivno-adaptivnoy set'yu [The main provisions of the concept of an intelligent power system with an active-adaptive network]. M.: NTC Federal Grid Company of Unifed Energy System, 2012. - 51 p.
86 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 1(33) ОП1 я
— — 2U IО
7. Komyakov A. A., Erbes V. V., Kashtanov A. L., Sungkvyn Ch. Approach to the assessment of the efficiency of energy-saving devices in power supply networks of railway junctions, taking into account production and climatic factors [Podkhod k otsenke effektivnosti raboty ener-gosberegayushchikh ustroystv v setyakh elektrosnabzheniya zheleznodorozhnykh uzlov s uchetom proizvodstvennykh i klimaticheskikh faktorov]. Materialy nauchno-prakticheskoj kon-ferencii: «Pribory i metody izmereniy, kontrolya kachestva i diagnostiki v promyshlennosti i na transporter (Materials of the scientific-practical conference: «Instruments and methods of measurement, quality control and diagnostics in industry and transport»). Omsk, 2013, pp. 257 - 263.
8. Kashtanov A. L., Nikiforov M. M., Norkin I. Yu. Povysheniye effektivnosti kontrolya el-ektropotrebleniya na tyagu poyezdov i netyagovyye nuzhdy po dannym ASKUE [Increasing the effectiveness of the electric power consumption for traction and non-traction needs control using the ASKUE data]. Monograph. Omsk: OSTU, 2010, 118 p.
9. Cheremisin V. T., Nikiforov M.M., Kashtanov A. L. Technical and economic aspect of the introduction of ASKUE in railway transport [Tekhniko-ekonomicheskiy aspekt vnedreniya ASKUE na zheleznodorozhnom transporte]. Zheleznodorozhnyj transport - Railway transport. 2007, no. 3, pp. 51 - 53.
10. Kashtanov A. L., Komyakov A. A., Norkin I. Yu. Automated software package for monitoring and managing of the electric power consumption n within the boundaries of the railway junction using the ASKUE data [Avtomatizirovannyy programmnyy kompleks po kontrolyu i uprav-leniyu energopotrebleniyem v granitsakh zheleznodorozhnogo uzla po dannym ASKUE]. Izvestiya Transsiba - Transsib Railway Studies. 2010, no. 2 (2). pp. 71 - 76.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Каштанов Алексей Леонидович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, начальник научно-производственной лаборатории «Энергосбережение и энергоэффективность на ж.-д. транспорте», доцент кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 44-39-23.
E-mail: kesh-al@rambler.ru
Ананьева Надежда Геннадьевна
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Программист кафедры «Автоматика и системы управления», аспирант, ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-05-89
E-mail: nadyushaa@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Kashtanov Alexey Leonidovich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx av., Omsk, 644046, Russia. Cand.Tech.Sci., Head of Research and Production Laboratory «Energy saving and energy efficiency on the railway Transport», The Senior Lecturer Of Chair «Theo-retical Electrical Engineering», OSTU. Phone: +7 (3812) 44-39-23. E-mail: kesh-al@rambler.ru
Ananieva Nadezda Gennadievna
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx av., Omsk, 644046, Russia. Graduate student of department «Automation and control systems», OSTU.
Phone:+7 (3812) 31-05-89 E-mail: nadyushaa@mail.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Каштанов, А. Л. Электрические распределительные сети железнодорожных узлов. Проблемы и пути их решения [Текст] / А. Л. Каштанов, Н. Г. Ананьева // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2018. - № 1(33). - С. 79 - 87.
Kashtanov A. L., Ananieva N. G. Electrical distribution networks of railway junctions. Problems and solutions. Journal of Transsib Railway Studies, 2018, vol. 33, no 1, pp. 79 - 87 (In Russian).