Концепция механизма измерения и оценки показателей энергоэффективности инфраструктуры транспортного комплекса на основе синергического взаимодействия функциональных подсистем железнодорожного транспорта
Симак Роман Сергеевич
канд. экономических наук, доцент Омский государственный университет путей сообщения [email protected]
В работе предлагается концепция механизм измерения и оценки показателей энергоэффективности инфраструктуры транспортного комплекса на основе синергического взаимодействия функциональных подсистем железнодорожного транспорта с использованием системы энергоэкономической паспортизации. При участии автора была проведена комплексная паспортизация предприятий железных дорог - филиалов ОАО «РЖД» и разработана система энергоэкономической паспортизации, которая позволила сформировать энергоэкономические паспорта на уровне структурных подразделений и дороги, а также провести оперативную оценку правильности заполнения паспортов структурными подразделениями в процессе работы.
Результаты апробации позволили выявить неэффективные структурные подразделения, где удельный расход топливно-энергетических ресурсов по одним и тем же направлениям работы отличался от смежных предприятий в несколько раз. Это позволило построить шкалу ранжирования предприятий по эффективности расходования топливно-энергетических ресурсов по всем направлениям деятельности и установить признаки неэффективности в соответствии с порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов ОАО «РЖД». Ключевые слова: подвижной состав, энергоэффективность, эксплуатационные расходы, информационные системы, топливно-энергетические ресурсы
Составление энергетических паспортов предприятий является частью системы организационно-технических мер, направленных на энергосбережение. Необходимость построения системы управления затратами и снижения потребления топливно-энергетических ресурсов обусловлена энергетической стратегией ОАО «РЖД» на перспективу до 2030 года [1,2].
Для оценки возможностей данного потенциала предлагается система энергоэкономической паспортизации железных дорог.
Энергоэкономический паспорт (ЭЭП), в отличие от просто энергетического паспорта предназначен не только для формирования сведений о потреблении топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) структурного подразделения (СП) железной дороги - филиала ОАО «РЖД», но и для создания базы для планирования затрат на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для будущих периодов в системе бюджетного управления ОАО «РЖД» [3, 4].
Синергический эффект от использования эЭп заключается в возрастании эффективности работы системы в результате интеграции в рамках одной концепции технических и финансовых показателей в соответствии с порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности ОАО «РЖД» [5].
Основной акцент в ЭЭП сделан на представление показателей потребления топливно-энергетических ресурсов структурным подразделением в разрезе статей действующей номенклатуры доходов и расходов ОАО «РЖД». Поэтому энергоэкономические паспорта являются важным дополнением к обычным энергетическим и позволяют детально спланировать объемы потребления топливно-энергетических ре, как в целом, так и по отдельным видам работ, видам деятельности, на уровне структурного подразделения, службы, а также железной дороги - филиала ОАО «рЖд» [6].
При участии автора была проведена комплексная паспортизация предприятий ряда железных дорог - филиалов ОАО «РЖД» и разработана система энергоэкономической паспортизации включающая в себя:
1) Программу «АРМ Энерго-экономика» (зарегистрировано в отраслевом фонде алгоритмов и программ, свидетельство №12084 от 11.01.2009).
2) Базу данных системы энергоэкономической паспортизации (свидетельство о государственной регистрации базы данных, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, свидетельство №2016620384 от 25.03.2016).
3) Автоматизированное рабочее место энергоэкономическая паспортизация ж.-д. (АРМ ЭЭПЖД), свидетельство о государственной регистрации базы данных, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, свидетельство №2016614429 от 22.04.2016).
О £
ю
5
2 а
6
сч из £
Б
а
2 о
Данная система (рис. 1) позволила сформировать энерго-эконо-мические паспорта на уровне структурных подразделений и дороги для нескольких филиалов ОАО «РЖД», а также провести оперативную оценку правильности заполнения паспортов структурными подразделениями в процессе работы. Полученный опыт свидетельствует о сложности формирования энергоэкономических паспортов, о наличии определенного количества ошибок, которые допускают ответственные лица структурных подразделений при заполнении паспортов (рис. 2).
Результаты апробации позволили выявить неэффективные структурные подразделения, где удельный расход топливно-энергетических ресурсов по одним и тем же направлениям работы отличался от смежных предприятий в несколько раз (рис. 3 и 4).
Значение уровня энергоэффективности предприятия предлагается определять соотношением удельного расхода топливно-энергетических ресурсов и объемов выполняемой работы в разрезе статей затрат (видов работ) из порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности ОАО «РЖД».
Для итоговой оценки энергоэффективности структурных подразделений ОАО «РЖД» была сформирована шкала ранжирования уровней энергоэффективности от 1до 5 (в порядке возрастания значимости). Результаты ранжирования представлены на рисунке 23. Большая часть предприятий попала в зону умеренной и высокой энергоэффективности, но есть и отдельные предприятия, требующие анализа причин неэффективности.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» / Собрание законодатель-
Рис. 1. Экранные формы системы «АРМ Энерго-экономика»
Восточно- \1 гл,;I" Дадьнгвмгоч ш ЗОкко- Свердловская Горьиовская Слкад и всиад Красноярская СнСнрясм Сибирская Уральская
Рис. 2. Количество замечаний, выявленных при анализе энерго-экономичес-ких паспортов структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД»
1 900 ООО ■
£ воо ооо 8 700 ооо 8 0оооооо
£ £500 000
£400 ооо
| 300 000 ® 200 000 й юоооо
□
□
С? <о
бо.оо §
50,00
¡г
40,00 1 £
30,00 О а о. ю ?
20,00 *
Ж
10.00 Г
0,00 >
О) СМ
С 5 5
Предприятие
□Объем работ, 10000 т-км брутто — Удельный расход, кг/10000 т-км брутто
Рис. 3. Анализ потребления дизельного топлива по статье «3301. Работа тепловозов в грузовом движении»
ства РФ, 30.11.2009, N 48, ст. 5836.
2. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 N 512-р «Об утверждении государственной программы «Энерго-
эффективность и развитие энергетики» / Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1739.
3. Гапанович В.А., Енифан-цев С.Н., Овсейчук В.А. Энерге-
7 ООО ООО
„6 000 ООО о
£ 5,5 000 000
Щ а
| ^ А 000 ООО
i *3 ООО ООО й
о g 2 ООО ООО 1 ООО ООО
о
п
пш
Щтах
130.00 160,00 140,00 120,00 100.00 80,00 60.00 40,00 20,00 0,00
и
d I
S s.
Il
II
□ Обьем работ, ЮОООТ'КМ брутто
Предприятие
™ Удельный расход, кВт-ч/10000 т-км брутто
Рис. 4. Анализ потребления электроэнергии по статье «3301. Работа электровозов в грузовом движении»
Рис. 5. Поле распределения оценки энергоэффективности деятельности предприятий ОАО «РЖД»
тическая стратегия и электрификация российских железных дорог / Под ред. Г.П. Кутового - М.: Эко-Пресс, 2012. - 196 с.
4. Энергетическая стратегия холдинга Российские железные дороги на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года/ Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 15.12.2011 г. № 2718р.
5. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, N 48, ст. 5711
6. Гапанович В.А. Энергоэффективность - путь к снижению затрат и к экологической безопасности / Железнодорожный транспорт, №8, 2014. С. 22-25.
Improvement of organizational and functional structure of control of energy consumption for railway transport Simak R.S.
Omsk State Transport University
This paper proposes the concept of the mechanism of measurement and evaluation of energy efficiency indicators of transport infrastructure on the basis of the synergistic interaction of functional subsystems of railway transport with the use of energy-economic certification.
With the participation of the author has been conducted and certification of the enterprises of Railways -branches of JSC «RZD» and developed a system of certification of energy saving which helped to formulate the energy-economic passports for the level of structural units and roads, as well as to conduct a rapid assessment of the correctness of filling of passports of structural divisions in the process.
The results of testing allowed to identify inefficient structural units, where the specific consumption of fuel and energy resources on the same areas of work different from the related businesses several times. This allowed us to construct a scale ranking of enterprises on the efficiency of spending of fuel and energy resources in all areas of activities and establish evidence of inefficiency in accordance with the procedure of separate accounting of revenues, expenses and financial results of JSC «RZD».
Keywords: rolling stock, energy efficiency, operational
expenditures, information systems, energy resources
References
1. The order of the Government of the
Russian Federation from 11/13/ 2009 N 1715-p «About Energy strategy of Russia for the period till 2030» / Collection of the legislation of the Russian Federation, 11/30/ 2009, N 48, Art. 5836.
2. The order of the Government of the
Russian Federation from 4/3/2013 N 512-p «About approval of a state program «An energy efficiency and development of power» / Collection of the legislation of the Russian Federation, 4/8/2013, N 14, Art. 1739.
3. Gapanovich V.A, Enifantsev S.N.,
Ovseychuk V.A Energy strategy and electrification of Russian Railways / Under the editorship of G. P. Kutovy
- M.: What Press, 2012. - 196 pages.
4. Energy strategy of holding Russian
Railways for the period till 2015 and on prospect till 2030 / Utv. the order of JSC RZhD from 12/15/2011 No. 2718r.
5. The federal law from 11/23/2009 N
261-FZ «About energy saving and about increase of energy efficiency and about modification of separate legal acts of the Russian Federation» / «Collection of the legislation of the Russian Federation», 11/30/2009, N 48, Art. 5711
6. Gapanovich V.A. An energy efficiency
- a way to cost reduction and to an ecological safety / the Rail transport, No. 8, 2014. Page 22-25.
О À
es
S
if
2 a
m