СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К.В. Вахрушева
(Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет)
Научный руководитель - д.э.н., профессор Н.Ф. Газизуллин (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет)
В работе рассматривается сущность действующего в Санкт-Петербурге механизма использования земельных ресурсов, оценивается эффективность его функционирования в современных условиях, а также предлагаются рекомендации по совершествованию организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами Санкт-Петербурга.
Введение
Механизм использования земельных ресурсов в целом представляет собой систему, позволяющую управлять городскими землями. Составляющими механизма являются первичный учет земельных участков города, их постоянный мониторинг и порядок использования земельных участков. Под порядком использования земельных участков понимаются организационные механизмы передачи различного рода прав на земельные участки:
• передача земельных участков в бесплатное пользование (в основном, для органов государственной власти для обеспечения выполнения их функций);
• продажа земельных участков;
• передача земельных участков в аренду (долгосрочную и краткосрочную).
На сегодняшний день можно сказать, что в Санкт-Петербурге существует законодательно регулируемая система управления земельными ресурсами, что не мешает властям города изменять порядок функционирования системы под конкретные проекты под воздействием конъюнктуры политико-экономической ситуации в городе. К основным недостаткам системы относится серьезная зависимость принимаемых решений от чиновников на местах, что порождает субъективизм в управлении городскими землями. Подробному рассмотрению данного вопроса посвящена первая часть работы.
Анализ эффективности функционирования механизма управления земельными ресурсами Санкт-Петербурга, проведенный во второй части работы, показывает, что данный механизм не вполне отлажен и не может обеспечить баланса интересов различных групп населения в ходе использования городских земель.
Основным тезисом сформулированных в третьей части работы рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами Санкт-Петербурга является приоритет сдачи земельных участков в аренду, а не продажа прав собственности на них. Ограничения по использованию городских земель должны быть законодательно зафиксированы и одинаковы для арендаторов и собственников. Право заключения договоров краткосрочной аренды целесообразно передать на муниципальный уровень, а долгосрочной - оставить в компетенции исполнительной власти субъекта Федерации, обеспечив максимальную объективность при принятии решений.
1. Механизм использования земельных ресурсов в Санкт-Петербурге
Функции по управлению земельными ресурсами Санкт-Петербурга разграничены между достаточно большим количеством органов государственной власти города.
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) управляет и распоряжается государственным недвижимым имуществом, находящимся в собственности Санкт-Петербурга и Российской Федерации (в рамках полномочий, предоставленных ему как территориальному органу Минимуществом России). Основными задачами КУГИ в области земельных отношений являются:
• осуществление приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга;
• осуществление юридических действий, связанных с разграничением государственной собственности;
• учет государственного имущества в реестре государственной собственности Санкт-Петербурга;
• распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;
• контроль использования и сохранности государственного имущества Санкт-Петербурга;
• защита имущественных прав Санкт-Петербурга.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (КЗРиЗ) осуществляет учет и мониторинг объектов недвижимости всех форм собственности, государственный контроль за использованием и охраной земель, ведет Государственный земельный кадастр.
Открытое акционерное общество «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга») осуществляет продажу государственных земельных участков и прав аренды на него.
Основной функцией ГУ «Управление инвестиций» (УИ) является подготовка документации по земельным участкам для проведения торгов, организационное, экспертное и юридическое сопровождение инвестиционных проектов.
Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) осуществляет организацию разработки и согласования градостроительной документации, определяющей стратегию развития Санкт-Петербурга и функциональное зонирование территорий города, а также участвует в подготовке предложений по выбору земельных участков для всех видов градостроительной деятельности.
Первичный учет земельных участков в России согласно Федеральному закону «О государственном кадастре объектов недвижимого имущества в РФ» предполагает создание кадастра недвижимости, в котором фиксируется площадь, план земельных участков на местности, функциональное использование участков, вид прав на участки [1]. Система кадастрового учета едина на всей территории России и является привилегией управлений на местах федеральных органов власти (Федерального агентства кадастра объектов недвижимости).
В Санкт-Петербурге кадастровый учет земельных участков начался еще до принятия федерального закона в 1995 году. А с 2006 года в соответствии с федеральным законодательством проводится реорганизация. Системой кадастрового учета теперь занимаются три структуры: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петербургу, городской комитет и кадастровая палата. При этом процесс внесения в кадастр всего земельного фонда Санкт-Петербурга еще далек от завершения. Это происходит по той причине, что кадастровый учет участка необходим при смене прав на этот участок и производится по заявлению собственника. Следовательно, процесс первичного учета земельных ресурсов растягивается во времени.
Помимо первичного учета, для управления землями города необходим постоянный мониторинг земельных участков, т. е. своевременное внесение любых изменений, касающихся участков (площадь, вид прав на участок, субъект прав и др.), в кадастр. Эту деятельность должны выполнять районные подразделения Управления городского кадастра недвижимости. Сейчас такая деятельность ведется нерегулярно и не во всех
районах города. Передача прав на использование земельных участков передается посредством продажи или сдачи в аренду (рис. 1).
Предоставление земель государственной собственности физическим и юридическим лицам
В аренду
В бессрочное
(бесплатное)
пользование
В собственность
- под строительство
- под зданиями в частную собственность
- бывшие в бессрочном пользовании
- без права капитально строительства
- по «короткому
краткосрочную
- под капитальное строительство
- земли предприятий
долгосрочную
- органам государственной власти для выполнения их функций
пакету» с правом капитального строительства
Рис. 1. Общая схема предоставления земель государственной собственности физическим и юридическим лицам [2]
Продажа прав аренды земель и продажа земель в собственность на инвестиционных условиях (под строительство) осуществляется согласно закону Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» [3]. При этом конкретные условия проведения торгов претерпевали со временем существенные изменения.
Сейчас предоставление земель для строительства происходит:
• посредством торгов (открытого или закрытого аукциона или конкурса). Проведение торгов на право жилищного строительства возможно только в форме аукциона;
• целевым предоставлением (лицам, имеющим право об установлении сервитута для прокладки инженерной инфраструктуры; на праве бессрочного пользования в соответствии с уставными целями; под жилищное строительство при условии передачи городу не менее 10 % жилого фонда, сверх установленной платы; в соответствии с целевыми программами развития города и специальными соглашениями; единственному участнику несостоявшихся торгов).
Порядок предоставления земельных участков под строительство целевым назначением устанавливается в Постановлении Правительства СПб № 1592 и графически изображен на рис. 2. Инвестор, желающий получить земельный участок в аренду (в собственность участки по целевому назначению не предоставляются), должен обратиться в ГУ «Управление инвестиций» (если проект промышленного назначения, то в Городское агентство по промышленным инвестициям) с заявлением на рассмотрение возможности реализации его инвестиционного проекта. Далее УИ направляет запросы в функциональные комитеты для получения принципиальных согласий на размещение объекта. По итогам делается сводное заключение о возможности или невозможности реализации предложенного проекта. Далее, если принято положительное заключение, готовится пакет документов, который УИ вместе с заключением о соответствии документации требованиям передает в Комитет по строительству для подготовки проекта Постановления Правительства СПб о предоставлении земельного участка целевым назначением. Согласование проекта и устранение разногласий производится на совещании у вице-губернатора
Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства.
Рис. 2. Схема целевого предоставления земельных участков под строительство [4]
Порядок предоставления земельных участков под строительство посредством проведения торгов установлен в Постановлениях Правительства № 167 (под жилищное строительство) и № 405 (по «короткому пакету» - на право разработки документации в аренду на 6 лет с правом продления договора на 49 лет). Иллюстрирующая этот порядок схема изображена на рис. 3.
Рис. 3. Порядок предоставления земельных участков под строительство посредством
проведения торгов
Чтобы выставить земельный участок на торги, необходимо подготовить по нему комплект разрешительных документов на строительство объекта определенных характеристик. Управление инвестиций направляет соответствующие запросы в различные комитеты в целях получения заключений о возможности или невозможности строительства на конкретном участке. В случае положительных заключений полный пакет документов УИ направляет в Комитет по строительству, который осуществляет проверку документов и готовит проект Постановления Правительства на проведение торгов. Далее пакет документов вместе с Постановлением Правительства направляется в КУГИ, а потом в ОАО «Фонд Имущества» для организации самих торгов. Торги могут проходить в форме закрытого или открытого аукциона или конкурса (для жилищного строительства - только аукциона), где победителем становится участник, предложивший наибольший размер арендной платы.
2. Оценка эффективности функционирования механизма использования земельных ресурсов Санкт-Петербурга
Сложившаяся система управления земельными ресурсами Санкт-Петербурга пока выполняет только одну задачу - привлечение в город больших объемов инвестиций, что, несомненно, повышает экономическое развитие города, но не способствует установлению прозрачных отношений между всеми участниками земельных отношений в городе и поддержанию экологического равновесия. В проигрыше, к примеру, остались представители малых и средних строительных компаний, которым приходится доказывать свою состоятельность на аукционах, и горожане, страдающие от уплотнительной застройки в своих дворах.
Целевое предоставление земельных участков, по сути, является несправедливым по отношению к остальным участникам рынка, поскольку ограничивает их возможности претендовать на разработку выбранного участка. Недовольство таким порядком высказывали многие строительные компании. В итоге, не отказавшись от такого порядка вовсе, правительство Петербурга существенно ограничило случаи, при которых передача целевым назначением возможна. В основном, такой привилегией сейчас могут воспользоваться только крупные стратегические инвесторы, проект которых оказывает прямое влияние на социально-экономическое развитие города. В таком случае соглашение о реализации крупных инвестиционных проектов (как правило, не менее 3 млрд. руб.) принимается индивидуально между правительством города и инвестором. Примером тому может быть инвестиционный проект «Балтийская Жемчужина» или «Газпром-Сити».
Анализируя порядок предоставления земельных участков посредством торгов, можно сделать вывод о том, что итоговое решение о предоставлении земли под строительство должно быть объективным, если у каждого из субъектов согласования есть четкие инструкции, на которые они опираются при написании заключений. Но поскольку сейчас не приняты правила землепользования и застройки, в рамках которых должны разрабатываться более детальные инструкции для каждого вовлеченного в процесс согласования проектов органа власти, то решения порой оказываются субъективными. Именно в целях устранения субъективности во взглядах на форму и цели использования земель был принят Генеральный план Санкт-Петербурга [5], в котором точно разграничены функциональные зоны города и определены возможности по их использованию. Сейчас, по сути, единственным недостатком является отсутствие законодательно утвержденных правил землепользования и застройки, которые бы добавили упорядоченности при рассмотрении проекта строительства.
Отказ от конкурсов, на которых происходил предварительный отбор участников по установленным конкурсной комиссией критериям, в жилищном строительстве как самом прибыльном добавил прозрачности в механизм и сравнял условия для большинства потенциальных инвесторов. Хотя, на мой взгляд, проводить определенный отсев компаний с плохой финансово-экономической отчетностью и репутацией на строительном рынке необходимо в целях обеспечения качественной реализации проектов.
Изначально предполагалось продавать права аренды земельных участков под строительство и реконструкцию с наличием полного комплекта разрешительной и согласительной документации на проведение работ. Но такая форма показалась городской власти малоэффективной из-за большой нагрузки на соответствующие комитеты, медленной подготовки документов и, как следствие, малых объемов предоставляемых земельных участков. Поэтому в 2004 году было решено проводить торги по упрощенной схеме - предоставлять земельные участки на инвестиционных условиях с неполным комплектов документов сроком на 6 лет. Такая процедура имела целью упростить работу городской администрации, ускорить процесс сдачи в аренду участков, переложив работу и ответственность за сбор необходимых документов на арендаторов. При этом победитель аукциона получает право на заключение договора аренды земельного участка сроком на 6 лет, свободного от прав третьих лиц, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории Санкт-Петербурга, предоставляемого в целях разработки в установленном порядке градостроительной документации о застройке территории, определения возможности строительства, а также разработки проектной документации.
Договор аренды земельного участка предусматривает право арендодателя продлевать срок действия аренды на 49 лет в случае, если арендатором в установленные сроки выполнены инвестиционные условия.
Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую величину годовой арендной платы за земельный участок. Годовая величина арендной платы, определенная по результатам аукциона в долларах США, оплачивается победите-
лем аукциона в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на день проведения аукциона. Величина годовой арендной платы остается неизменной на весь 6-летний срок действия договора аренды земельного участка. Это время отводится на реализацию инвестиционного проекта, после чего администрация Санкт-Петербурга обязуется заключить с инвестором долгосрочный договор аренды.
Первые торги на право аренды земельных участков из собственности Санкт-Петербурга по «короткому пакету» состоялись в мае 2004 года. Такой порядок использования земельных участков предполагает, что победитель получит землю в аренду на срок 6 лет, внесет по 30 % стоимости земли в течение первых трех лет, а остальные три года будет выплачивать по три с небольшим процента оставшейся суммы. Если в течение трех лет строительство на выданном участке не начнется, арендную ставку для инвестора повысят в два раза. Этот шаг должен был стать дополнительным стимулом для того, чтобы не было спекуляций на земельном рынке. По «короткому пакету», в основном, выставляются участки большой площади. В частности, на первых торгах инвесторам предложили два участка по 10 га в районе Шувалово-Озерки и два участка в районе метро «Проспект Большевиков». По истечении шести лет земельные участки либо передаются инвестору в долгосрочную аренду на 49 лет или, если позволяет закон, выкупаются в собственность.
В упрощенном виде схема «короткого» пакета подразумевает, что претендентам известны только кадастровый номер и площадь участка, имущественно-правовой статус, разрешенное функциональное использование, общая площадь застройки и начальная цена (арендная ставка). При этом «короткий» пакет не содержит заключения о качестве грунтов, экологических согласований, технических условий на подключение к инженерным сетям. Подобная недостаточность исходной информации об объектах, с одной стороны, вынуждает участников торгов идти на определенный риск и, с другой -значительно затрудняет оценку участков, реализуемых по «короткому» пакету.
Отсутствие или недостаток данных об оцениваемом объекте недвижимости предполагает четкую идентификацию соответствующих рисков, их учет и квалифицированную оценку. К основным рискам «короткого» пакета принято относить: риск экономической неэффективности, отсутствие положительных инженерно-технических заключений, наличие неурегулированных имущественно-правовых проблем, риск оспаривания отчета об оценке и результатов торгов и т.д. Так, например, риск экономической неэффективности связан с неопределенностью технико-экономических показателей проекта из-за отсутствия градостроительного регламента и, прежде всего, точного объема застройки. В настоящее время выдаваемые Комитетом по градостроительству и архитектуре оценки объемов возводимых зданий слишком приблизительны, чтобы на их основе производить достаточно точные расчеты экономической эффективности проектов.
Городская администрация считает, что тоже рискует, продавая земельные участки по «короткому» пакету. К таким рискам власти относят, например, вероятность того, что в итоге на участке не будет ничего построено или что через несколько лет цена земли значительно вырастет и, просто перепродав право аренды, инвестор не только компенсирует свои затраты, но и получит прибыль. Недовольство инвесторов также вызывает довольно напряженный график оплаты 6-летней аренды: 90 % за первые три года - когда еще, может быть, даже не начато строительство. Таким образом, «короткий» пакет, условно говоря, отсекает от участия в торгах мелкие и средние компании, не располагающие для этого значительными свободными средствами, поскольку кредит в банке таким компаниям взять практически невозможно, так как земельный участок, переданный по «короткому пакету», нельзя оформить в залог.
Как итог, за 2004-2005 годы по «короткому» пакету удалось реализовать 76 участков. Для сравнения: за 2005 год было заключено 470 договоров аренды (см. таблицу). Такой показатель оценивают по-разному: власти города считают введение нового по-
рядка весьма успешным, а застройщики Петербурга скептически относятся к такой форме, опасаясь рисков неэффективности проектов.
2003 2004 2005
общая площадь земельных участков, предоставленных в аренду на инвестиционных условиях, тыс. кв. м. 1205 11879,9 12178,4
количество договоров аренды земельных участков, предоставленных на инвестиционных условиях, ед. 972 914 470
Таблица. Количество договоров аренды земельных участков, предоставленных на инвестиционных условиях, и площадь по этим договорам [6]
Как видно из таблицы, с введением нового порядка предоставления земельных участков в аренду на инвестиционных условиях количество заключенных договоров в 2005 году существенно снизилось (почти в 2 раза), хотя размер общей площади по этим договорам остался практически неизменным и даже несколько увеличился. Это говорит об увеличении выставляемых на торги участков земли, что подтверждается заключением крупных инвестиционных договоров, например, квартала застройки «Балтийская жемчужина». Такие тенденции существенно снижают возможности небольших петербургских фирм-застройщиков на приобретение прав аренды. Взамен им на городской рынок постепенно приходят более «богатые» московские и иностранные компании.
Как видно из таблицы, больше всего договоров заключалось именно для застройки. Активно шел процесс торгов прав аренды земельных участков для проведения изыскательских работ (в том числе по «короткому пакету»). Число реконструируемых объектов в 2005 году увеличилось всего на 24 единицы.
Помимо предоставления участков в аренду на инвестиционных условиях, существует краткосрочная аренда без права капитального строительства. Наиболее актуальна эта форма для малого и среднего предпринимательства. За 2005 год 780 земельных участков сдано в аренду не для целей капитального строительства (площадь, переведенная в аренду - 1844,7 тыс. кв. м.) [6]. Порядок сдачи в аренду в таких случаях не регулируется специальными законами и осуществляется в общем порядке при обращении потенциального арендатора в районное управление КУГИ. Некоторые упрощения предусмотрены в программах поддержки малого бизнеса в части предоставления им в аренду недвижимого имущества, в том числе и земельных участков, находящегося в собственности Санкт-Петербурга.
3. Рекомендации по совершенствованию оганизационно-экономического механизма использования земель Санкт-Петербурга
Для начала необходимо отметить, что в данной работе изложены только предложения по упорядочению механизма предоставления земель в аренду, поскольку, на мой взгляд, приоритетной формой предоставления городских земель физическим и юридическим лицам должна быть аренда. Пример зарубежных стран показывает, что массовая передача земель в частную собственность создает сложности для ее эффективного использования, поэтому за рубежом начался обратный процесс - выкуп земель в государственную собственность. Следовательно, необходимо сделать вывод об ограничении продажи государственной земли или установлении жестких правил использования земельных участков собственниками, предусмотрев систему штрафов за их несоблюдение. Санкт-Петербургу не стоит ради краткосрочной экономической выгоды пренебрегать социальными и экологическими последствиями от, возможно, нерационального использования городской земли.
До сих пор все усилия Правительства Санкт-Петербурга шли на максимизацию денежных поступлений в бюджет города от продажи и сдачи в аренду земельных участков города. При этом зачастую соглашались несколько изменять функциональное назначение неликвидных земель только для того, чтобы появились желающие платить за эту землю, тем более что Генеральный план города с четким разделением земель по функциональному назначению приняли только в конце 2005 года. Сложившуюся в Санкт-Петербурге систему управления городскими землями необходимо оптимизировать, упрощая механизм ее функционирования. В Петербурге власти настолько запутали порядок предоставления земель в аренду при минимальном информировании населения, что законопроекты и акты Правительства и комитетов последних лет направлены только на упорядочение созданной системы. Основой для оптимального землепользования в городе должны стать ограничения по использованию земельных участков -как сданных в аренду, так и находящихся в собственности. Приоритет должен быть отдан арендным отношениям, а размер годовой арендной платы необходимо приблизить к годовой ставке земельного налога для аналогичной территории, но не превышать ее. Что касается механизма предоставления земель в аренду, то его необходимо оптимизировать посредством внесения изменений в нормативно-правовые акты.
Для краткосрочной аренды необходимо законодательно прописать, на сколько лет может быть заключен договор краткосрочной аренды земельного участка (например, до 5 лет) и Постановлением Правительства установить порядок предоставления в краткосрочную аренду. На мой взгляд, целесообразно передать право заключать договора краткосрочной аренды на муниципальный уровень, поскольку это, во-первых, позволит разгрузить соответствующие комитеты при Правительстве Санкт-Петербурга (в том числе районные управления КУГИ), что ускорит процедуру оформления договоров, во-вторых, пополнит местные бюджеты и, в-третьих, будет эффективнее учитывать интересы местных жителей. Первое является чрезвычайно важным для предпринимателей, желающих арендовать земельный участок, второе даст дополнительную возможность для социально-экономического развития муниципалитетов, а третье позволит избегать конфликтных ситуаций, социальной напряженности и сбалансировать интересы жителей и города в целом. При этом оформление земель государственной собственности в муниципальную собственность не обязательно - можно заключить договор о передаче права управления отдельными земельными участками (например, придомовыми территориями, дворовыми, внутриквартальными) на муниципальный уровень, обязывающее отчислять определенную сумму от полученных доходов в бюджет города.
Предоставление земельных участков в долгосрочную аренду под любое строительство необходимо осуществлять посредством аукциона, а дополнительные условия (например, высотный регламент, строительство инфраструктуры, благоустройство прилежащей территории, строительство паркинга вблизи дома и др.) изначально закладывать в требования к проектной документации. В таком случае обеспечиваются равные условия для всех потенциальных инвесторов, а система предоставления становится более понятной и эффективной благодаря включению обязательных необходимых характеристик объекта на стадии проектной подготовки.
Продажу прав аренды по «короткому пакету» следует пересмотреть, поскольку ее введение было обусловлено только большой нагрузкой на органы государственной власти при подготовке документов и стимулированием скорейшей продажи прав аренды земельных участков. Такая система ограничила возможности малых и средних компаний, поскольку в основном осуществлялась в отношении участков большой площади и требовала больших первоначальных затрат на подготовку документации. В качестве альтернативного варианта можно предложить следующий порядок: чтобы разгрузить органы государственной власти при подготовке полного пакета документов, к этой деятельности на коммерческих началах привлекать сторонние проектные бюро (возможно, на кон-
курсной основе - проведение аукционов на право подготовки документации), и потом на земельные участки с подготовленной документацией устраивать аукционы в общем порядке. Это позволит обеспечить рациональное использование каждого земельного участка, отслеживать его состояние на всех этапах и сделать систему более справедливой.
Заключение
Анализ эффективности функционирования механизма использования земельных ресурсов Санкт-Петербурга, проведенный в данной работе, показал, что система управления городскими землями требует совершенствования, поскольку не обеспечивает объективности при принятии решений об использовании того или иного участка и не достаточно прозрачна. Основные выводы могут быть сведены к следующим рекомендациям по совершенствованию механизма управления земельными ресурсами Санкт-Петербурга:.
• Территория города должна быть разделена на отдельные участки разного функционального назначения (данная процедура уже проведена и законодательно закреплена в Генеральном плане Санкт-Петербурге). При этом законодательно должны быть закреплены и ограничения по использованию земель в границах функциональных зон (например, высотный регламент, условия строительства и т. п.).
• Приоритет по форме использования городскими землями целесообразно отдать арендным отношениям, нежели прямой продаже земельных участков.
• Предоставление земельных участков в долгосрочную аренду необходимо осуществлять только посредством аукциона, а условия использования выставленных на аукцион земель прописывать в проектной документации, которая является неотъемлемой частью при передаче прав долгосрочной аренды. К подготовке пакета проектной документации целесообразно привлекать сторонние проектные бюро в целях снижения нагрузки на соответствующие органы государственной власти.
• Право заключения договоров краткосрочной аренды городских земель необходимо передать на муниципальный уровень, что позволит сократить время, затрачиваемое на заключение таких договоров, более оперативно и эффективно распоряжаться выделенными земельными участками.
Литература
1. Федеральный закон «О государственном кадастре объектов недвижимого имущества в РФ» от 02.01.2000 № 28-ФЗ.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
3. Закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» от 17.06.2004 № 282-43.
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции» от 21.09.04 № 1592.
5. Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» от 22.12.2005 № 728-99.
6. Ясинская А. Земельные качели: между арендой и собственностью. // НиСП, № 09 (393). 2006. С. 10-11.