Научная статья на тему 'Совершенствование организационно- экономических механизмов управления региональным потребительским рынком'

Совершенствование организационно- экономических механизмов управления региональным потребительским рынком Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ORGANIZATIONAL & ECONOMIC RELATIONS / MAINSTREAMS OF CONSUMER MARKET'S DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / REGIONAL CONSUMER MARKET / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич, Данилова Вероника Андреевна

Предложены подходы к совершенствованию механизма формирования организационно-экономических отношений управления региональным потребительским рынком. Проведен SWOT-анализ социально-экономических факторов развития потребительского рынка Московской области. Определены цели и приоритетные направления развития потребительского рынка. Сформулированы основные задачи совершенствования управления потребительским рынком. Предложены направления региональной политики управления развитием предпринимательства в сфере потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич, Данилова Вероника Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers approaches to improving the formation mechanism of organisational and economic relations in managing the regional consumer market. The authors have done SWOT-analysis of social and economic factors of the Moscow Region consumer markets development and determined aims and priorities of the consumer markets development. They have formulated major tasks of improving the consumer markets management and offered regional policy directions for managing the entrepreneurship development in the sphere of consumer market.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно- экономических механизмов управления региональным потребительским рынком»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.46

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ РЫНКОМ

Данилов Андрей Анатольевич, кандидат географических наук, доцент

Данилова Вероника Андреевна, кандидат экономических наук, доцент,

[email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article offers approaches to improving the formation mechanism of organisational and economic relations in managing the regional consumer market. The authors have done SWOT-analysis ofsocial and economic factors of the Moscow Region consumer market's development and determined aims and priorities of the consumer market's development. They have formulated major tasks of improving the consumer market's management and offered regional policy directionsfor managing the entrepreneurship development in the sphere of consumer market.

Предложены подходы к совершенствованию механизма формирования организационно-экономических отношений управления региональным потребительским рынком. Проведен SWOT-анализ социально-экономических факторов развития потребительского рынка Московской области. Определены цели и приоритетные направления развития потребительского рынка. Сформулированы основные задачи совершенствования управления потребительским рынком. Предложены направления региональной политики управления развитием предпринимательства в сфере потребительского рынка.

Ключевые слова: региональный потребительский рынок, организационно-экономические отношения, SWOT-анализ, направления развития потребительского рынка

Keywords: regional consumer market, organizational & economic relations, SWOT-analysis, mainstreams of consumer market's development

Оценка социально-экономических особенностей регионального потребительского рынка (РПР) явилась основанием для разработки механизма совершенствования организационно-экономических отношений при управлении региональным потребительским рынком. По нашему мнению, данный механизм должен строиться на основании реализации региональной «политики выравнивания». В современной практике получили большое распространение два основных подхода к построению государственной региональной политики: «политика выравнивания» уровней развития регионов (Германия) и «теория полюсов роста» (Франция), однако проведенный анализ фактической ситуации на региональном потребительском рынке нам позволяет сделать

вывод о том, что сама логика его развития ведет к формированию «полюсов роста». Это, в свою очередь, приводит к усилению дифференциации между городами и районами, что является скорее негативной тенденцией, которая усиливает социальную напряженность в обществе.

Совершенствование механизма формирования организационно-экономических отношений управления региональным потребительским рынком, учитывающего социально-экономические особенности его развития, состоит из ряда этапов (рис. 1).

На первом этапе «Разработка «образа будущего», который предполагает построение общей схемы управления РПР в будущем, необходимо наладить постоянное и полное взаимодействие системы регионального управления

Существующая система гарантий развития региональной экономики

1 этап. Раз работка «образа будущего», т.е. построение общей схемы управления РПР в будущем

2 этап.Разработка целей и задач управления развитием РПР

I

Предлагаемая с истем а гарант ий развития региональной экономики

3 этап. Создание моделей и анализ существующих социально-экономически х особенностей развити я РПР

1 1

5 этап. Совершенствование организационно-экономических отношений при управлении РПР

4 этап. Перепроектировани е существующих отношений управления развитием РПР

Рис. 1. Совершенствование механизма формирования организационно-экономических отношений управления региональным потребительским рынком

и системы управления потребительским рынком. Пока указанное взаимодействие носит эпизодический и частичный характер.

Одновременно и система регионального управления, и система управления потребительским рынком оказывают управленческие воздействия на население региона, причем они могут носить рассогласованный характер и противоречить друг другу (например, повышение цен в магазинах и проводимая региональными властями социально-экономическая политика по росту благосостояния граждан).

Поэтому названные системы управления должны согласовывать собственные воздействия и на рынке осуществлять реализацию уже сбалансированных, выверенных и согласованных управленческих решений.

Необходимо переходить к сетевым методам управления. Тогда механизм совершенствования управления развитием потребительского рынка региона в современных условиях должен опираться на следующие принципы:

• обеспечение единства экономического пространства региона;

• принцип создания равных условий экономического развития территорий (городов и районов);

• принцип свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и информации;

• принцип эффективной защиты экономической среды независимо от внутренних административных границ;

• принцип равных правовых условий для свободы экономической деятельности;

• принцип равноправия хозяйствующих субъектов;

• принципы оказания государственной помощи (специальные меры поддержки). Стратегическими направлениями управления развитием потребительского рынка должны являться:

• социально-экономическое развитие территорий;

• развитие инфраструктуры потребительского рынка;

• сбалансированное развитие различных сфер потребительского рынка. Оперативными целями управления в области потребительского рынка на среднесрочную перспективу будут:

• создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению предпринимательской деятельности в рамках тенденций социально-экономического развития потребительского рынка;

• увеличение общего количества действующих субъектов потребительского рынка;

• увеличение вклада предприятий потребительского рынка в ВРП, в налоговые доходы бюджета, в численность привлекаемых наемных работников;

• реализация населению товаров и услуг надлежащего качества.

На втором этапе «Разработка целей и задач управления развитием РПР» проводится спецификация основных целей и задач управления развитием РПР. Актуальность данного пункта обусловлена противоречием, которое присутствует в региональной экономике. В статье 2 Конституции РФ провозглашено: «Человек,

его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Однако с точки зрения теории региональной экономики население региона воспринимается как трудовые ресурсы, а реализация гарантий населению обосновывается как необходимая составляющая обеспечения надлежащего качества трудовых ресурсов.

С точки зрения теории развития потребительских рынков, население воспринимается как субъект отношений, возникающий по поводу удовлетворения нужд потребителей или продавцов. При этом недостаточно освещается проблема необходимого развития населения региона как совокупности индивидов, чьи права и свободы являются высшей ценностью при развитии как государства, так и региона, а система регионального управления должна обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поэтому главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей всего населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Тогда управление потребительским рынком становится одним из основных элементов регионального управления, в котором формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности — удовлетворение гарантий населению региона. К наиболее значимым региональным интересам удовлетворения данного вида гарантий относятся:

Таблица 1

SWOT-анализ социально-экономических факторов развития потребительского рынка

Московской области

I. Сильные стороны II. Слабые стороны

1. наличие устойчивой положительной тенденции в развитии регионального потребительского рынка; 2. высокие темпы роста потребительского рынка: 3. высокий уровень влияния регионального потребительского рынка на обеспечение занятости населения в регионе; 4. активное развитие в регионе таких различных перспективных организационных форм торговли и обслуживания населения, как супермаркеты, торговые центры, получают развитие гипермаркеты и т. п. 1. разбалансированость темпа роста оборота потребительского рынка и темпов роста доходов населения; 2. высокая дифференциация в уровне доходов населения; 3. преобладание доли оплаты труда в структуре основных доходов населения; 4. высокая дифференциация в развитии потребительского рынка не только между городами и районами, но также и между областным центром и другими городами

III. Возможности IV. Угрозы

1. существенные зависимости между пространственными закономерностями изменения численности населения, его доходов и развитием потребительского рынка; 2. значительное влияние регионального потребительского рынка на занятость и уровень доходов населения в регионе; 3. как в городах, так и в районах региона при возрастании численности населения и уровня занятых возрастает совокупный доход и совокупный спрос 1. высокий удельный вес импорта в структуре потребительских товаров; 2. значительная доля реализуемых товаров не отвечает требованиям качества; 3. наличие устойчивой многолетней тенденции на увеличение разницы в доходах между населением городов и районов, а также по видам экономической деятельности; 4. присутствие высокой дифференциации в развитии инфраструктуры потребительского рынка между территориями региона

• соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

• наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

• потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

• наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

• стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации и др. На третьем этапе «Создание моделей и анализ существующих социально-экономических особенностей развития РПР» производится исследование текущей ситуации развития РПР. Работа по созданию и анализу существующих социально-экономических особенностей развития РПР имеет самостоятельное значение независимо от дальнейших действий по совершенствованию системы управления, так как позволяет установить имеющиеся ресурсы модернизации системы управления и определить «узкие» места, преодоление которых приведет к оптимизации существующей системы управления.

Методической основой для реализации данного этапа могут стать методика комплексной оценки потребительского рынка, учитывающая методы сравнительного, структурного, корреляционно-регрессионного анализа, рейтинговой оценки и т. д. и позволяющая выявить закономерности его эволюционных трансформаций и определить социально-экономические особенности развития, а также влияния потребительского рынка на занятость в регионе, которая позволяет планировать управленческие воздействия на рынок с целью уменьшения безработицы и роста доходов населения.

Комплексное исследование современного состояния потребительского рынка Московской области позволило авторам провести SWOT-анализ социально-экономических факторов его развития (см. табл. 1).

Выделение данных факторов позволяет определить приоритеты совершенствования системы управления региональным потребительским рынком, которые определяются выявленной социально-экономической проблематикой региональной экономической системы.

Приоритетными направлениями развития потребительского рынка в рамках организационно-экономического механизма управления рынком должны являться:

• производство импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров широкого потребления;

• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

• развитие объектов инфраструктуры потребительского рынка;

• развитие стационарной и выездной торговли товарами местных производителей;

• внешнеэкономическая деятельность;

• торговая деятельность, связанная с поставкой продукции (работ, услуг) на экспорт;

• развитие систем продвижения товаров и услуг;

• модернизация системы обеспечения занятости населения и др.

Четвертый этап «Перепроектирование существующих отношений управления развитием РПР». С учетом региональных интересов формируются и активизируются цели, принципы и методы регионального управления.

К основным принципам современного регионального управления как совокупности принципов целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, относятся принципы децентрализации, партнерства, субсидиарное, мобильности и адаптивности и, наконец, принцип выделенной компетенции.

Смена общественных отношений в России, переход на рыночную основу развития, заложенную в первую очередь в развитии потребительского рынка, приводит к трансформации методологических положений эффективного развития региона.

Осуществление в России рыночных реформ предоставляет реальные возможности для глубокой социальной ориентации экономики, связанной с ростом производства и развитием рынка потребительских товаров и услуг населению, расширением их ассортимента и повышением качества. Глобализация экономических связей, процессы самоорганизации, продолжающийся рост благосостояния населения регионов, вызывающие потребность в более качественных товарах и услугах, в развитии новых форматов и бизнес-процессов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, требуют более эффективного социально-ориентированного потребительского рынка.

В связи с формированием новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления потребительским рынком, органов власти всех уровней с участ-

никами потребительского рынка возникает необходимость разработки новых эффективно действующих механизмов регулирования потребительского рынка, способствующих согласованному взаимодействию всех его участников, что в свою очередь формирует систему приоритетных направлений развития, которая призвана обеспечить положительные результаты функционирования всех его составляющих.

Основными задачами реализации предлагаемого механизма управления должны быть:

• обеспечение благоприятного предпринимательского климата путем снятия нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию бизнеса;

• оказание субъектам потребительского рынка реальной финансово-имущественной и организационно-методической поддержки со стороны государства;

• обеспечение предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и обучающими услугами;

• создание системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами региональными товаропроизводителями, на муниципальные, региональные, федеральные и международные рынки;

• создание и развитие объектов инфраструктуры;

• поддержка приоритетных направлений развития малого бизнеса в городах и районах области.

Пятый этап «Совершенствование организационно-экономических отношений в процессе управления РПР». Сейчас в сфере потребительского рынка происходят положительные изменения. Если вчера предпринимателя интересовала только прибыль, полученная с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки, то сегодня его волнуют стабильность работы и реальные перспективы развития. В последнее время растет число фирм, оказывающих разнообразные услуги населению, а также деловые и профессиональные услуги в сфере производства и управления. Постепенно происходит переориентация бизнеса из сферы торговли в сферу услуг и производства.

Интересы бизнеса и власти только при поверхностном взгляде кажутся противоположными. Если взглянуть внимательнее, то становится ясно, что интересы у бизнеса и власти одни — создание комфортных условий для развития хозяйственной инициативы

населения и деловой активности субъектов предпринимательства.

Поэтому для выдерживания конкуренции на рынке товаров региональным властям необходимо предпринять меры по стимулированию развития следующих направлений:

• осуществление товаропроизводителями постоянного технического прогресса по ассортиментному перечню продукции, освоению новых конкурентоспособных товаров и производств с применением высокотехнологичного оборудования;

• совершенствование дизайна выпускаемой продукции, упаковки и представлению ее потребителю;

• применение опыта высокотехнологичных корпораций (отечественных и зарубежных) в плане продвижения товаров и «завоевание» потребительского рынка в городе и за его пределами;

• применение схемы создания совместных предприятий в виде «предприятие-производитель» — «предприятие оптовой торговли», «предприятие розничной торговли», «предприятие-сельхозпроизводитель», «предприятие-переработчик» — «предприятие торговли» и др.

С точки зрения развития рынка труда, особое значение имеют три сегмента управления развитием потребительского рынка:

1) формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;

2) регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);

3) система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов; разработка активных программ развития рынка труда; разделение ответственности между регионами и федеральным правительством). Рассмотрим пути повышения эффективности отечественного рынка труда. Кроме оздоровления экономической конъюнктуры и выхода из кризиса, это, прежде всего, более активная государственная политика как непосредственно в сфере занятости, так и в области доходов. До настоящего времени государственная политика на рынке труда была ориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую оче-

редь, на материальную поддержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей региональной экономики.

Нужно выработать концепцию и программу регионального регулирования в области занятости, в том числе с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы.

Она должна включать, как минимум, пять основных подпрограмм:

• стимулирование роста занятости на предприятиях потребительского рынка;

• создание общественных работ для безработных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• содействие найму;

• социальная поддержка безработных;

• регулирование международной миграции кадров.

Поэтому сегодня поддержка потребительского рынка как системы отношений по повышению эффективности использования трудовых ресурсов со стороны органов местного самоуправления должна решать следующие задачи:

• обеспечить благоприятные и стабильные условия для функционирования торговой деятельности;

• оказать поддержку тем, кто желает начать предпринимательскую деятельность и развить собственное дело;

• обеспечить защиту прав и безопасность личности и собственности.

Решение поставленных задач должно строиться на следующих принципах:

• принцип партнерства подразумевает согласование социально-экономических интересов субъектов реализации политики поддержки хозяйствующих субъектов, населения, органов местного самоуправления;

• принцип системности означает, что объект реализации политики поддержки рассматривается как система взаимосвязанных составных элементов социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне;

• принцип готовности означает степень подготовленности участников политики поддержки предпринимательства к ее разработке и реализации.

Успех даже тщательно разработанной политики во многом определяется рядом объек-

тивных и субъективных факторов, из которых складывается понятие готовности. Так, органы местного самоуправления должны осознать, что на данном этапе интересы состоят в проведении самостоятельной экономической политики, направленной, в частности, на подъем коммерческого предпринимательства.

Необходимо активизировать такую составляющую регионального управления, как управление развитием малого предпринимательства. Основными проблемами, сдерживающими развитие предпринимательства, являются:

• отсутствие доступных для предприятий кредитных ресурсов;

• недостаточное развитие системы имущественной поддержки;

• трудности сбыта;

• трудности подбора квалифицированных кадров на выполнение договорных обязательств партнерами.

Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса должна оставаться одним из основных механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Малый бизнес неоднороден как по видам экономической деятельности, так и по уровню своего развития и, следовательно, нуждается в различных механизмах финансовой поддержки, позволяющих наиболее эффективно достигать целей развития малого предпринимательства.

Кроме того, требуют решения вопросы предоставления льгот по аренде помещений в первую очередь для производственных предприятий, оформления аренды земельных участков, выделяемых под строительство, и ряд других вопросов.

Для предприятий, начинающих производственную деятельность, важно предусмотреть льготы по налогообложению. В частности, освобождение предприятий на первые три года от уплаты налогов даст возможность предпринимателям, осуществляющим деятельность в приоритетных направлениях развития малого бизнеса, укрепить положение предприятия на рынке Московской области, стабилизировать работу предприятий.

В региональной политике управления развитием предпринимательства в сфер потребительского рынка должны быть следующие направления:

• совершенствование законодательства в направлении развития предпринимательства;

• развитие финансовой составляющей внешней среды;

• стимулирование и интегрирование малых предприятий с крупными;

• осуществление на конкурсной основе финансовой поддержки малых предприятий, при оказании которой приоритет отдается успешно развивающимся малым предприятиям;

• развитие инфраструктуры малого предпринимательства через организацию постоянно действующей выставки малых предприятий региона;

• создание благоприятных инвестиционных условий;

• обеспечение развития инновационного предпринимательства;

• активизирование участия предпринимателей в процессах разработки и принятия нормативно-правовых актов, касающихся развития предпринимательства;

• повышение социальной ответственности малого бизнеса на взаимовыгодных условиях. Органами власти Московской области

должны создаваться такие условия, чтобы бизнес был ориентирован на решение конкретных задач региона, направленных на улучшение условий жизни людей.

Одним из механизмов, устанавливающих социальную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности, является сертификация. Сертификация устанавливает возможность осуществления деятельности с учетом предъявляемых законодательством требований соответствия определенным стандартам.

Сертификация не означает появление дополнительного контроля. Это своего рода аудиторская и консультационная помощь. Ведь многие предприниматели нарушают те или иные нормы, потому что не знакомы с существующими требованиями. Задача экспертов — разъяснить некоторые правила, обратить внимание на обнаруженные несоот-

ветствия и указать пути их устранения.

Важным элементом такой системы является осуществление постоянного мониторинга органами региональной власти развития субъектов предпринимательства, предусматривающего оперативный анализ состояния региональных рынков сбыта продукции предприятий. Результаты, полученные в ходе проведения мониторинга, позволят реализовать маркетинговые мероприятия по продвижению продукции и услуг субъектов малого предпринимательства путем предоставления им информации о наиболее актуальных на сегодняшний день рынках сбыта продукции, приобретении сырья основных средств, а также рекомендаций для размещения производств по районам области.

Поддержку местных товаропроизводителей также целесообразно осуществлять через содействие в реализации продукции по региональному заказу, продвижение инвестиционных проектов, организацию совместной выста-вочно-ярмарочной деятельности, финансовую поддержку, через субсидирование процентной ставки за кредит при организации новых видов продукции, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, направленными на производство новых видов продукции перерабатывающих отраслей экономики.

В связи с формированием новых экономических отношений, сменой системы управления потребительским рынком, с изменением взаимоотношений властных структур между собой, органов власти всех уровней с участниками потребительского рынка между собой возникает необходимость разработки новых эффективно функционирующих моделей управления потребительским рынком, способствующих согласованному взаимодействию всех участников рынка, что в свою очередь требует формирования адекватной системы координации потребительского рынка, которая призвана стать инструментом защиты интересов всех его участников.

Литература

1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: Ростов н/Д: 2000.

2. Азикова С.Г. Структуризация и типология структур в региональной экономике / С.Г. Азикова, А.Б. Шогенов // Региональная экономика. 2008. № 21 (78).

3. Лапаева М.Г., Корабейников И.Н., Макеева Е.Н. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики: Монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009.

4. Садченко К.В. Законы экономической эволюции. М.: Дело и Сервис. 2007.

5. ЦыпкинЮ.А. Менеджмент / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов. М.: Мир, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.