Научная статья на тему 'Совершенствование организации специальной технической подготовки сотрудников УИС на основе внедрения инновационных образовательных технологий'

Совершенствование организации специальной технической подготовки сотрудников УИС на основе внедрения инновационных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PENAL SYSTEM / SPECIAL EQUIPMENT / IT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

в статье раскрывается значение внедрения инновационных образовательныхтехнологий для совершенствования организации специальной технической подготовки сотрудников УИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENTOF SPECIAL TECHNICAL SKILLS TRAININGOF PENAL STAFF UNDERTHEINTRODUCTION OFINNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY

the article deals with improvement of special technical skills training of penal staff under the introduction of innovative educational technology.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации специальной технической подготовки сотрудников УИС на основе внедрения инновационных образовательных технологий»

YAK 343.83 s.S. YEPIFANOV*

EEK6-M09.022 IMPROVEMENT OF SPECIAL TECHNICAL

SKILLS TRAINING OF PENAL STAFF UNDER THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация: в статье раскрывается значение внедрения инновационных образовательныхтехнологий для совершенствования организации специальной техническойподготовкисотрудниковУИС.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, специальнаятехника, информационныетехнологии

СТАНИСЛАВ

СТАНИСЛАВОВИЧ

ЕПИФАНОВ*

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Annotation: the article deals with improvement of special technical skills training of penal staff under the introduction of innovative educational technology.

Key words: penal system, special equipment, IT.

Результаты научных исследований показывают, что среди комплекса факторов, затрудняющих использование специальной техники в целях предупреждения правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), наиболее значительны такие, как отсутствие необходимых теоретических знаний и практических навыков работы с техническими средствами (указали 24,9 % опрошенных нами сотрудников УИС) и, как следствие, недооценка персоналом возможностей использования специальной техники в обеспечении правопорядка (22,4 %). Последние говорят о необходимости совершенствования обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России правовым, организационным, тактическим и методическим основам использования специальной техники.

Следует отметить, что в условиях реализации Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, необходимостиподготовки для УИС высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимымидля профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, организация образовательного процесса невозможна без активного внедрения инновационных образовательных технологий.

В общем виде образовательные технологии по дисциплине «Специальная техника» можно определить как совокупность методов и процессов, направленных на предоставление и, следовательно, получение обучаемыми систематизированных знаний, умений и навыков по вопросам правового регулирования, организации, тактики и методики применения специальных технических средств в целях предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и иных

* Кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности (Академия ФСИН России)

E-mail: [email protected].

Педагогика

Педагогика

правонарушений в учреждениях, исполняющих наказания, розыска лиц, совершивших побег, уклоняющихся от отбывания наказания.

Современные образовательные технологии по дисциплине «Специальная техника» обусловлены процессом информатизации, внедрением программных средств визуального представления и обработки информации, позволяющих реализовать идею компьютеризированногообуче-ния и контроля знаний курсантов и слушателей. Кроме того, в современных моделях специальных технических средств, стоящих на вооружении оперативных подразделений и применяемых в образовательном процессе, используются цифровые методы обработки и представления аудио-, фото- и видеоинформации.

За счет информационных технологий появляются широкие возможности наглядно демонстрировать курсантам и слушателям тезисы лекций, необходимые графические изображения, а также фотографии, видеофрагменты каких-либо технических средств, принципов их функционирования, методов применения, моделирования виртуальной работы приборов или устройств. Кроме того, мультимедийные технологии на практических занятиях позволяют создать виртуальную модель оперативно-служебной ситуации с целью постановки задач применения технических средств, отработки вариантов действий в ходе проведения оперативнорозыскных и режимных мероприятий с использованием специальной техники.

Наличие современного компьютера с необходимым программным обеспечением, большого экрана, средств фиксации и обработки аудио-, фото- и видеоинформации, графики и анимации позволяет в пределах учебной аудитории посредством мультимедийных технологий моделировать работу ситуационного центра, осуществляющего мониторинг хода проведения оперативно-розыскных, режимных и специальных мероприятий.

Вместе с тем реальное применение современных образовательных технологий в учебном процессе, по нашему мнению, невозможно без создания надлежащей материально-технической базы образовательного процесса по дисциплине «Специальная техника», включающей в себя оборудованныесовременными техническими средствами аудитории и лаборатории, учебные рабочие места, необходимыедля практического обучения курсантов и слушателей.

В рамках реализации проводимых нами исследований по совершенствованию технической подготовки курсантов и слушателей на базе

кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России была создана и внедрена в учебный процесс оперативно-техническая лаборатория. Она представляет собой отдельно выделенную аудиторию, аттестованную в соответствии с режимом секретности. Лаборатория оснащена сертифицированной компьютерной техникой, позволяющей обрабатывать закрытую информацию и организованной в виде автоматизированных рабочих мест для обучения и контроля знаний курсантов и слушателей по вопросам применения специальных технических средств. Кроме того, в лаборатории имеются рабочие места для отработки слушателями навыков эксплуатации различных приборов и устройств, изучения методов их применения. Одно из центральных мест в лаборатории занимает учебное рабочее место «Кабинет оперативного работника», оснащенное сертифицированной компьютернойтех-никой, аппаратурой связи, а также средствами для оперативной аудио- и видеозаписи.

Перечень современных образовательных технологий, применяемых при преподавании дисциплины «Специальная техника», достаточно обширен, используется в комплексе на разных этапах обучения курсантов и слушателей. Он включает в себя как традиционные технологии (автоматизированное обучение и контроль, видеофильмы, деловые игры), применяемые нами при преподавании специальной техники на протяжении последних пятнадцати лет, так и инновационные методы, ставшие возможными ввиду создания современной материально-технической базы и внедрения компьютерных технологий. Все информационное наполнение (содержание презентаций, тестов, обучающих программ, мультимедийных составляющих и др.) создано нами самостоятельно на базе традиционно используемых для данных целей программных оболочек.

Можно выделить следующие технологии, ре-комендуемыенами для использования при преподавании предмета «Специальная техника».

1. Обучающе-контролирующие программы по закрытой тематике которые представляют слушателю на экране компьютера порцию информации на заданную тему в виде текста, графика, фото- и видеоизображения. После нажатия слушателем на кнопку ввода или автоматически через определенный промежуток времени появляется вопрос по теме только что прочитанного информационного кадра. Если слушатель отвечает верно, то появляется следующая страница учебной информации. Если от-

вет был неверным, то повторяется предыдущий информационный кадр, а после него опять следует вопрос, но уже другой, выбираемый из совокупности вопросов, относящихся к данной информационной странице. По окончании работы программа выставляет оценку.

2. Тестовые компьютерные программы по специальной технике позволяют осуществлять контроль знаний слушателей с выставлением оценки по отдельным темам учебной дисциплины «Специальная техника» при отработке не-удовлетворительнойоценки, сдаче контрольных работ, рубежного контроля, зачета.

3. Презентации потоковых лекций применяются с целью визуализации информации различного вида, преподаваемой лектором для слушательской аудитории.

4. Электронные учебники, которые имеют возможность вывода не только текстовой информации, содержание которой сгруппировано по принципу гипертекста, но и графиков, фото-и видеофрагментов по актуальным темам практического применения технических средств. Имеется возможность подключения тестирования по темам курса.

5. Электронные учебные пособия по отдельным темам, позволяющие демонстрировать фото- и графические изображения различных специальных технических средств с указанием технических характеристик. Их содержание выполнено также в виде страниц гипертекста.

6. Учебные видеофильмы и видеосюжеты целесообразно использовать для подкрепления теоретических положений применения различных видов технических средств и методов по всем темам практических занятий.

7. Создание собственных учебных видеофильмов рекомендуется при наличии соответствующих технических средств видеозаписи, освоении преподавателями компьютерных программ. Посредством таких видеофильмов, созданных самостоятельно, появляется возможность оперативного ознакомления курсантов и слушателей с новыми техническими средствами. Видеофильмы также могут быть использованы для анализа и закрепления положительного опыта проведения практических занятий.

8. Использование учебного рабочего места «Кабинет оперативного работника» для проведения практических занятий по оперативно-розыскной специализации. Суть методики его применения в том, что на практических занятиях слушатели, находясь в роли оперативного сотрудника исправительного учреждения, имеют возможность отрабатывать практические задачи,

связанные с осуществлениемоперативно-розыск-ных мероприятий, в том числе с использованием специальных технических средств для негласного получения информации, которыми оборудовано данное рабочее место. Аппаратура учебного места позволяет выводить видео- и аудиоинформацию на любое средство отображения, включая телевизор, плазменную панель, жидкокристаллический экран портативного БУБ, дисплей компьютера. Действия слушателей, находящихся в «Кабинете оперативного работника», могут наблюдать и анализировать остальные члены учебной группы либо визуально, находясь в этой же аудитории, за счет прозрачных стен рабочего места, либо из соседней аудитории по-средствомтелевизионной трансляции, в том числе по радиоканалу. В последнем случае остальная масса обучаемых может наблюдать за действиями и переговорами участников по телевизору или плазменной панели.

9. Лабораторный метод применяется с целью приобретения обучаемыми практических навыков эксплуатации различных технических средств с разделением учебной группы на подгруппы (микрогруппы). Слушатели изучают основы работы с аппаратурой непосредственно в аудитории на рабочем месте по определенным заданиям, сконцентрированным в подготовленном для этих целей практикуме, в котором содержатся задания по различным видам оперативно-технических средств, находящихся в распоряжении обучаемых, а также изложена методика выполнения этих заданий. Заметим, что слушатели приобретают умения в эксплуатации аппаратуры, стоящей на вооружении оперативных подразделений.

10. Принятие комплексного зачета по специальной технике в режиме телемоста осуществляется следующим образом. Зачет проходит в оперативно-технической лаборатории. Организуется видеосвязь через телевизоры двух аудиторий. Посредством телевидения преподаватель не по алфавитному списку, а произвольно осуществляет вызов одного конкретного слушателя для сдачи зачета. Учебная группа находится в соседней аудитории и наблюдает за действиями лица, сдающего зачет, по телевизору. Преподаватель, находясь в оперативно-технической лаборатории, на большом экране также наблюдает всю учебную группу. Зачет по специальной технике проходит в несколько этапов, следующих непрерывно, один за другим, включающих в себя теоретические и практические вопросы. На первом этапе преподаватель проверяет у слушателя в тетради нали-

Педагогика

Педагогика

чие конспектов всех лекций и отработанных вопросов на семинарских и практических занятиях. При их отсутствии слушатель к зачету не допускается, а при наличии - слушатель переходит ко второму этапу. Ему предлагается сесть за компьютер и пройти тестирование по зачетной программе. Если слушатель получает неудовлетворительную оценку, то зачет считается несданным. Если по результатам теста получена положительная оценка, то слушатель переходит к третьему этапу зачета. Ему предлагается с помощью компьютера выбрать вариант практического задания. Компьютер выбирает вид практического задания случайным образом и отображает его на экране. Практическое задание связано с методикой настройки и эксплуатации конкретных технических средств, которые находятся в лаборатории на рабочих местах. В соответствии с заданием слушатель сразу приступает к его выполнению на техническом средстве, тем самым показывая умение работать с аппаратурой. При действиях, оцениваемых преподавателем как неправильные, зачет считается несданным.

11. Проведение практических занятий на местности по применению технических средств в форме деловых игр, имитирующих ситуации оперативно-служебной деятельности, имеет целью максимально приблизить слушателей к практике, закрепить навыки уверенной работы с техническими средствами.

12. Мультимедийное обеспечение практических занятий с целью постановки задач и моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности выступает важным фактором, позволяющим максимально повысить интерес обучаемых к образовательному процессу, обосновать важность технической подготовки, приблизиться к реальной оперативной обстановке, а в некоторых случаях продемонстрировать перспективные технологии оперативной работы.

Нами разработано мультимедийное обеспечение проведения деловой игры по отработке слушателями навыков применения радиосвязи на местности в процессе операции по розыску и задержанию осужденных, совершивших побег. На занятие отводится 4 учебных часа. На базе оперативно-технической лаборатории организуется штаб по розыску. При постановке задачи на большом экране отображаются фотографии осужденных, совершивших побег из исправительного учреждения, с их вымышленными установочными данными. При этом демонстрируются изображения не реальных, а виртуальных лиц, которые пред-

варительно сделаны с помощью программы «Фоторобот». Затем на экране появляется анимационная схема, показывающая возможности мониторинга систем охраны, надзора, в том числе основанная на средствах спутниковой связи. Наведение курсором на изображение космического спутника активизирует мультимедийный видеоролик, имитирующий на экране работу спутника, а также системы навигации по определению района вероятного нахождения осужденных с целью встречи с сообщниками. После этого уточняется фотография данной местности, слушателям ставится оперативно-служебная задача: выдвинуться в данный район, осуществить блокирование и задержать разыскиваемых лиц. При этом им необходимо организовать мобильный штаб на базе служебного автобуса, выставить пешие посты наблюдения, установить устойчивую связь на местности в районе проведении операции. На экране преподаватель уточняет задачи участников операции, демонстрирует слушателям анимационную картинку, отображающую карту-схему местности (города и лесопарка), мультипликационное движение передвижного узла связи (автобуса) к месту, выставление постов наблюдения, схему связи, процесс обмена информацией. Затем слушателей инструктируют по правилам поведения на постах и выполнению обязанностей. Уяснив свои задачи, они получают радиостанции, направляются из учебной аудитории в автобус и совместно с преподавателем убывают из академии в район проведения учебной операции.

Предварительно распределенные наряды слушателей доставляют автобусом к месту дислокации. Ходом проведения операции руководит, как правило, командир учебной группы с передвижного узла связи (мобильного командного пункта), выдавая по радиоканалу управляющие команды. Впоследствии все происходит согласно сценарию деловой игры и вводных, поступающих от преподавателя, находящегося вместе с командиром группы и его помощником на мобильном узле связи. Таким образом, основная часть занятия проводится на обозначенной ранее местности в приближенной к реальной форме. По окончании отработки задач группа возвращается в академию, в штаб по проведению операции (лабораторию), где анализируются действия участников деловой игры, выставляются оценки. В случае недостаточно активной работы слушателя на занятии или выявления его неподготовленности в процессе занятия с целью окончательно-

го установления уровня знаний обучаемый проходит дополнительное тестирование на компьютере по практическим и теоретическим вопросам.

Как видим, указанные инновационные технологии в своей основе предполагают активные формы обучения, преследуя цель максимально приблизить обучаемого на занятиях к практической деятельности, ситуациям, возникающим в сфере применения специальной техники в учреждениях, исполняющих наказания.

Необходимо чтобы выпускник, придя в практические органы, мог применять специальную технику без дополнительного ее освоения. Имеется в виду не только умение нажимать на кнопки того или иного прибора и устройства, но и наличие у выпускника знаний и навыков реализации методов правомерного применения технических средств при проведении оперативно-розыскных, режимных мероприятий, соответствующегодо-кументального оформления факта и результатов использования специальной техники.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.