Научная статья на тему 'Совершенствование организации планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом'

Совершенствование организации планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / PLANNING / FORECASTING / PLANNING AND FORECASTING ACTIVITY / PROGRAM OF INDUSTRIAL AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN / INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядин Саябек Таттибекович, Курманбаева Сауле Танирбергеновна, Зиядина Жадыра Таттибековна, Ибраева Алия Кабышевна

Рассмотрены проблемы совершенствования организации планирования в управлении промышленным комплексом Казахстана. Раскрыты содержание процессов долгосрочного планирования и прогнозирования, функции госорганов по совершенствованию планово-прогностической деятельности в управлении промышленным комплексом. По результатам исследования сделаны выводы и предлагаются мероприятия по совершенствованию организации планирования в управлении промышленным комплексом. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: планово-прогнозная деятельность в промышленном комплексе является ключом к выполнению долгосрочных стратегических программ индустриально-инновационного развития страны; планово-прогнозная деятельность является сложным процессом, от качества которой зависит эффективность развития промышленности и государственного сектора экономики в целом; регулирование планово-прогнозной деятельности в промышленном комплексе Казахстана осуществляет Комитет промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. В этот орган входят функции по совершенствованию системы планово-прогностических органов. В Казахстане органом, осуществляющим консультационные услуги по рационализации планово-прогнозной документации, является АО «Казахстанский институт развития индустрии». В функции института также входят координация развития промышленности и прогнозирование основных тенденций развития отраслей промышленности. Однако в целях совершенствования организации планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом необходимо провести следующие мероприятия: создать в каждом регионе страны независимые консультативные центры по предоставлению услуг планирования и прогнозирования управления промышленным комплексом региона, на основе независимых консультативных центров создать экспертные учреждения по проведению независимых экспертиз планов по реализации стратегических программ развития региональной промышленности, к разработке региональных прогнозов, планов, программ привлекать специалистов предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиядин Саябек Таттибекович, Курманбаева Сауле Танирбергеновна, Зиядина Жадыра Таттибековна, Ибраева Алия Кабышевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PLANNING AND FORECASTING IN THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL COMPLEX

The issues of improvement of planning in the management of the industrial complex of Kazakhstan are discussed. The content of long-term planning and forecasting is revealed. The functions of government agencies to improve planning and forecasting activities in the management of industrial complex are discussed and the measures on the improvement are proposed. The following is concluded: planning and forecasting activity in the industrial complex is the key to the implementation of long-term strategic programs of industrial-innovative development of the country; planning and forecasting activity is a complex process and it determines the efficiency of the development of the industry and the public sector of economy as a whole. The regulation of the planning and forecasting activity in the industrial complex of Kazakhstan is performed by the Committee of Industry of the Ministry of Industry and New Technologies of the Republic of Kazakhstan. This agency exercises the functions to improve the system of planning and forecasting agencies; consulting services in the field of planning and forecasting documentation are offered by Kazakhstan Industry Development Institute. The Institute also coordinates the industrial development and forecasting of the main trends in industrial development. The following should be implemented to improve the organization of planning and forecasting in industrial complex management: independent advisory centers should be established in each region of the country to offer services in planning and forecasting in industrial complex management; based on independent advisory centers, expert institutions should be established to conduct independent evaluation of the plans on the implementation of strategic development of the regional industry; the specialists of enterprises should be involved in the development of regional forecasts, plans and programs.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом»

УДК 338.2

С.Т. Зиядин, С.Т. Курманбаева, Ж.Т. Зиядина, А.К. Ибраева S.T. Ziyadin, S.T. Kurmanbayeva, Zh.T. Ziyadina, A.K. Ibrayeva

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

IMPROVEMENT OF PLANNING AND FORECASTING IN THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL COMPLEX

Ключевые слова: планирование, прогнозирование, планово-прогностическая деятельность, программа индустриально-инновационного развития Казахстана, промышленный комплекс.

Рассмотрены проблемы совершенствования организации планирования в управлении промышленным комплексом Казахстана. Раскрыты содержание процессов долгосрочного планирования и прогнозирования, функции госорганов по совершенствованию планово-прогностической деятельности в управлении промышленным комплексом. По результатам исследования сделаны выводы и предлагаются мероприятия по совершенствованию организации планирования в управлении промышленным комплексом. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: планово-прогнозная деятельность в промышленном комплексе является ключом к выполнению долгосрочных стратегических программ индустриально-инновационного развития страны; планово-прогнозная деятельность является сложным процессом, от качества которой зависит эффективность развития промышленности и государственного сектора экономики в целом; регулирование планово-прогнозной деятельности в промышленном комплексе Казахстана осуществляет Комитет промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. В этот орган входят функции по совершенствованию системы планово-прогностических органов. В Казахстане органом, осуществляющим консультационные услуги по рационализации планово-прогнозной документации, является АО «Казахстанский институт развития индустрии». В функции института также входят координация развития промышленности и прогнозирование основных тенденций развития отраслей промышленности. Однако в целях совершенствования организации планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом необходимо провести следующие мероприятия: создать в каждом регионе страны независимые консультативные центры по предоставлению услуг планирования и прогнозирования управления промышленным комплексом региона, на основе независимых консультативных центров создать экспертные учреждения по проведению независимых экспертиз

планов по реализации стратегических программ развития региональной промышленности, к разработке региональных прогнозов, планов, программ привлекать специалистов предприятий.

Keywords: planning, forecasting, planning and forecasting activity, Program of industrial and innovative development of Kazakhstan, industrial complex.

The issues of improvement of planning in the management of the industrial complex of Kazakhstan are discussed. The content of long-term planning and forecasting is revealed. The functions of government agencies to improve planning and forecasting activities in the management of industrial complex are discussed and the measures on the improvement are proposed. The following is concluded: planning and forecasting activity in the industrial complex is the key to the implementation of long-term strategic programs of industrial-innovative development of the country; planning and forecasting activity is a complex process and it determines the efficiency of the development of the industry and the public sector of economy as a whole. The regulation of the planning and forecasting activity in the industrial complex of Kazakhstan is performed by the Committee of Industry of the Ministry of Industry and New Technologies of the Republic of Kazakhstan. This agency exercises the functions to improve the system of planning and forecasting agencies; consulting services in the field of planning and forecasting documentation are offered by Kazakhstan Industry Development Institute. The Institute also coordinates the industrial development and forecasting of the main trends in industrial development. The following should be implemented to improve the organization of planning and forecasting in industrial complex management: independent advisory centers should be established in each region of the country to offer services in planning and forecasting in industrial complex management; based on independent advisory centers, expert institutions should be established to conduct independent evaluation of the plans on the implementation of strategic development of the regional industry; the specialists of enterprises should be involved in the development of regional forecasts, plans and programs.

Зиядин Саябек Таттибекович, д.э.н., ассоц. проф., декан финансово-экономического фак-та, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, г. Семей, Республика Казахстан. Е-mail: ertis [email protected].

Ziyadin Sayabek Tattibekovich, Dr. Econ. Sci., Assoc. Prof., Dean, Dept. of Finance and Economy, Kazakh Innovative University of Humanities and Law, Semey, Republic of Kazakhstan. E-mail: ertis_ [email protected].

Курманбаева Сауле Танирбергеновна, ст. преп., каф. «Финансы и учет», Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, г. Семей, Республика Казахстан. E-mail: mmarat84@ inbox.ru.

Зиядина Жадыра Таттибековна, преп., каф. «Финансы и учет», Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, г. Семей, Республика Казахстан. E-mail: ziyadina17 @mail.ru. Ибраева Алия Кабышевна, ст. преп., каф. «Финансы», Государственный университет им. Шака-рима, г. Семей, Республика Казахстан. E-mail: [email protected].

Kurmanbayeva Saule Tanirbergenovna, Asst. Prof., Chair of Finance and Accounting, Kazakh Innovative University of Humanities and Law, Semey, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]. Ziyadina Zhadyra Tattibekovna, Asst., Chair of Finance and Accounting, Kazakh Innovative University of Humanities and Law, Semey, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]. Ibrayeva Aliya Kabyshevna, Asst. Prof., Chair of Finance, State University named after Shakarim, Se-mey, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected].

Постановка проблемы

Совершенствование организации планирования в управлении промышленным комплексом является проблемной задачей как для регионов, так и для государства в целом. Указанная проблема решается путем повышения эффективности систем планово-прогностической деятельности уполномоченных государственных органов по управлению промышленным комплексом.

Теоретическим и методологическим аспектам проблем планирования и прогнозирования на предприятии уделено внимание в работах Л.Е. Басовский, Ф.Л. Шарова, Т.Г. Морозовой, А. В. Пикулькина, В.И. Куш-лина, Н.А. Волгина, Р. Гусейнов [1-5] и др. Вместе с тем ряд аспектов теоретического, методологического характера стратегического прогнозирования и планирования развития управления промышленного комплекса в условиях рыночной экономики в литературе на сегодня рассмотрен недостаточно.

Целью исследования являются разработка методических основ организации планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом на основе инновационных технологий и выработка соответствующих рекомендаций.

Основные результаты исследования

Для промышленного комплекса Казахстана на современном этапе наиболее эффективным является развитие долгосрочного планирования. Причинами тому являются разработка и утверждение системы индикаторов для достижения целей планирования в промышленном комплексе. При этом долгосрочное планирование промышленного комплекса возможно как на региональном уровне, так и на республиканском.

Сегодня в условиях рыночной экономики и нестабильности финансового сектора экономики планирование в управлении промышленным производством является сложным и рискованным процессом. Качественная разработка перспективного плана реализует стратегические проблемы промышленного комплекса, связанные с:

- повышением менеджмента качества структуры производства;

- своевременным внедрением инноваций в промышленность;

- созданием эффективных интегрированных структур;

- иными стратегическими проблемами.

Однако разработка качественного плана

невозможна без системы прогнозирования промышленного комплекса. При этом система прогнозирования содержит четкие и целенаправленные процессы прогнозирования. Само прогнозирование включает два этапа. В первый этап входит разработка прогноза НТП промышленности государства или региона. На втором этапе составляется прогноз наиболее перспективных направлений динамики техники и технологии, а также определяются приоритетные производства.

Далее на основе проведенного исследования технологий, техники и выбора приоритетных производств составляется долгосрочный план развития производственного комплекса.

Реализация долгосрочного плана напрямую зависит от выбора методик его реализации. На практике существует методика путем дифференциации заданий долгосрочного плана на несколько периодов (в основном период разбивается по годам). Тем самым обеспечиваются непрерывность процесса планирования, своевременная корректировка планов в случае изменения рыночной ситуации.

В процессе применения вышеуказанной методики уполномоченные государственные органы составляют долгосрочный план с разбивкой заданий плана по периодам. При этом важным является определить объем выполняемых работ для каждого этапа реализации плана. Также нужно определить срок, необходимый для назначенного исполнителя указанных работ.

Однако составление такого плана невозможно без эффективной планово-прогностической деятельности в управлении промышленным комплексом. В целях совершенствования планово-прогностической деятельности необходимо вести изменения в двух направлениях:

- совершенствование системы планово-прогностических органов;

- рационализация структуры планово-прогностических документов.

В первом направлении приоритетной задачей является усиление роли консультативного аппарата в структуре планово-прогностических органов всех уровней. Основную роль в реализации планово-прогностического процесса на государственном уровне осуществляет Комитет промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, а на региональном — структурные управления и отделы при акиматах областей и районов.

В Казахстане планированием и прогнозированием процессов индустриально-инновационного развития и также анализом современного состояния стратегических программ развития промышленного комплекса занимается АО «Казахстанский институт развития индустрии» (АО «КИРИ»), далее — институт [6].

Согласно уставу АО «КИРИ», институт осуществляет следующие виды деятельности:

1) проведение исследований в сфере индустриальной политики, модернизации и диверсификации казахстанских производств, повышения конкурентоспособности обрабатывающих секторов промышленности и индустрии туризма;

2) проведение исследований теоретических, методологических и практических вопросов развития промышленности и индустрии туризма;

3) проведение исследований экономических факторов реструктуризации отраслей промышленности, индустрии туризма и развития межотраслевой кооперации, разработка мер по стимулированию и поддержке реструктуризации и межотраслевой кооперации в промышленности, индустрии туризма;

4) проведение исследований экономических факторов диверсификации производств, объектов туризма и развития кластеров, разработка мер по стимулированию и поддержке диверсификации производств, объектов туризма и развитию кластеров;

5) разработка технико-экономических обоснований создания и схем территориального размещения новых производств и объектов туризма, экспертных заключений по инвестиционным проектам, концепций формирования и развития региональных производственных систем, туристской и промышленной инфраструктуры;

6) подготовка предложений по обеспечению интеграции сегментов отраслей промышленности и индустрии туризма Казахстана в мировые производственно-хозяйственные системы, по развитию международ-

ного сотрудничества в сфере промышленности и туризма;

7) участие в разработке законопроектов, отраслевых программ, мастер-планов и планов мероприятий государственных органов по вопросам развития промышленности и индустрии туризма;

8) разработка методик и практических руководств для оценки и мониторинга экономических показателей развития промышленности и индустрии туризма;

9) подготовка предложений по оптимальному размещению производств, развитию кластеров, созданию специальных экономических и индустриальных зон;

10) прогнозирование основных тенденций развития отраслей промышленности и индустрии туризма;

11) оказание информационно-аналитических и консультационных услуг в области развития приоритетных секторов экономики;

12) участие в мониторинге исполнения отраслевых программ в сфере индустриально-инновационной деятельности;

13) оказание услуг уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по разработке и актуализации единой карты приоритетных товаров и услуг;

14) оказание услуг уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по анализу экономической эффективности карты индустриализации;

15) содействие казахстанским предприятиям и организациям в создании новых производств с привлечением передовых технологий.

Анализ функций института показывает, что АО «КИРИ» осуществляет консультацию в области развития приоритетных секторов экономики и прогнозирования основных тенденций развития отраслей промышленности.

Данные функции предусматривают необходимость личного участия специалистов института по оказанию услуг при разработке планово-прогностических документов на местах по регионам, а также дистанционной связи через систему «Интернет» в портале электронного правительства Казахстана.

В целях реализации второго направления совершенствования планово-прогнозной деятельности институт может выполнять следующие услуги:

- составление программ прогноза и планирования и сопроводительных документации;

- координация составления планово-прогнозных документов госорганов на местах;

- обеспечение сбалансированности данных разработок и обобщение их в едином про-

гнозе, плане социально-экономического развития региона.

Однако на практике становятся очевидными проблемы по независимому контролю или консультированию планово-прогнозной деятельности специалистов института и госорганов на местах.

Выводы и предложения

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) планово-прогнозная деятельность в промышленном комплексе является ключом к выполнению долгосрочных стратегических программ индустриально-инновационного развития страны;

2) планово-прогнозная деятельность является сложным процессом, от качества которой зависит эффективность развития промышленности и государственного сектора экономики в целом;

3) регулирование планово-прогнозной деятельности в промышленном комплексе Казахстана осуществляет Комитет промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. В этот орган входят функции по совершенствованию системы планово-прогностических органов;

4) в Казахстане органом, осуществляющим консультационные услуги по рационализации планово-прогнозной документации, является АО «Казахстанский институт развития индустрии». В функции института также входят координация развития промышленности и прогнозирование основных тенденций развития отраслей промышленности.

Однако в целях совершенствования организации планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом необходимо провести следующие мероприятия:

1) создать в каждом регионе страны независимые консультативные центры по предоставлению услуг планирования и прогнозирования управления промышленным комплексом региона;

2) на основе независимых консультативных центров создать экспертные учреждения по проведению независимых экспертиз-планов по реализации стратегических программ развития региональной промышленности;

3) к разработке региональных прогнозов, планов, программ привлекать специалистов предприятий;

4) в целях обеспечения информацией регионов необходимо внедрить качестве основного инструментария отдельный электронный сайт Комитета промышленности в сети Интернет. В функции сайта будет входить представление широкого спектра аналитической, прогнозной, нормативно-правовой информации, а также информация о государственных закупках.

В целом государственное регулирование планирования и прогнозирования в управлении промышленным комплексом заключается обеспечении своевременного внедрения новых передовых систем прогнозирования и планирования, не только аналитических, но и оптимизационных.

Библиографический список

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 260 с.

2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / под ред. Ф.Л. Шарова. - М.: МИЭП, 2007. - 96 с.

3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 279 с. (Серия «Профессиональный учебник: Экономика»).

4. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. - М.: Экономика, 2000. - 735 с.

5. Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад - Восток - Россия: учеб. пособие. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004. - 552 с.

6. Интернет-ресурс комитета промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан http://www.comprom.kz.

7. Lawrence J. Introduction to Neural Networks: Design, Theory and Applications. California Scietific Software Press, Nevada City, 1994.

8. Строков А.И., Зиядин С.Т. Теоретические аспекты финансового механизма устойчивого развития малых предприятий / / Вестник РГТЭУ. - 2013. - № 3. - С. 63-69.

References

1. Basovskii L.E. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka: uchebnoe posobie. - M.: Infra-M, 2010. - 260 s.

2. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka: uchebnoe posobie / pod red. F.L. Sharova. - M.: MIEP, 2007. - 96 s.

3. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka: ucheb. posobie dlya vuzov / pod red. T.G. Morozovoi, A.V. Pikul'kina. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: YuNITI-DANA, 2003. -279 s.

4. Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoi ekonomiki: uchebnik / pod obshch. red. V.I. Kushlina, N.A. Volgina. - M.: Ekonomika, 2000. - 735 s.

5. Guseinov R. Istoriya mirovoi ekonomiki: Zapad - Vostok - Rossiya: ucheb. posobie. -Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel'stvo, 2004. - 552 s.

6. Internet-resurs Komiteta promyshlennosti Ministerstva industrii i novykh tekhnologii Res-publiki Kazakhstan http://www.comprom.kz.

7. Lawrence J. Introduction to Neural Networks: Design, Theory and Applications.

California Scietific Software Press, Nevada City, 1994.

В. Strokov A.I., Ziyadin S.T. Teoreticheskie aspekty finansovogo mekhanizma ustoichivogo razvitiya malykh predpriyatii // Vestnik RGTEU. — 2013. — № 3. — S. 63-69.

+ + +

УДК 336.22:338.242

Е.Б. Кожевников, О.П. Осадчая Ye.B. Kozhevnikov, O.P. Osadchaya

ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫМИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ «ЗЕРНО-СОЮЗ»)

THE ISSUES OF CORPORATE TAX MANAGEMENT BY INTEGRATED AGRO-INDUSTRIAL COMPANIES (CASE STUDY OF ZERNO-SOYUZ INTEGRATED AGRO-INDUSTRIAL COMPANY)

-V-

Ключевые слова: корпоративное налоговое управление, интегрированные агропромышленные структуры, дерево проблем корпоративного налогового управления.

В условиях современного налогового законодательства актуальным становится вопрос повышения эффективности корпоративного налогового управления. Особо остро он проявляется при агропромышленной интеграции, поскольку именно в ее условиях, при сочетании различных режимов налогообложения и использовании налоговых льгот, наилучшим образом достигается налоговый синергетический эффект. Важным условием повышения эффективности корпоративного налогового управления агропромышленными интегрированными бизнес-структурами является определение ключевых (корневых) проблем его функционирования. Объектом исследования выступила интегрированная агропромышленная группа «ЗЕРНО-СОЮЗ», состоящая из участников, специализирующихся на выращивании сельскохозяйственных культур, и участников, занимающихся мукомольным производством. Корпоративный налоговый портфель представлен тремя основными режимами налогообложения: общим режимом налогообложения, упрощенной системой налогообложения и системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Применив метод причинно-следственных цепочек, установлена иерархиче-

ская связь проблем налогового управления исследуемой корпорации и построено дерево проблем корпоративного налогового управления интегрированной агропромышленной группой «ЗЕРНО-СОЮЗ», выявлены ключевые проблемы и корневые причины рассмотренных проблем. Причинно-следственные связи позволяют проследить иерархическую взаимосвязь проанализированных проблем и системный характер их влияния на эффективность корпоративного налогового управления, что предполагает их системное и комплексное решение.

Keywords: corporate tax management, integrated agro-industrial companies, problem tree of corporate tax management.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Under the conditions of current tax legislation the issue of increasing the efficiency of corporate tax management becomes a topical one. Particularly, its topicality emerges in agro-industrial integration because it is there when different taxation schemes and tax abatements combine, and the tax synergetic effect is best achieved. An important requirement for increasing the efficiency of corporate tax management by agro-industrial integrated business entities is the definition of the key problems of their functioning. The research subject is Zerno-Soyuz integrated agro-industrial group which comprises the participants specializing in crop growing and the participants engaged in flour milling. The corporate tax portfolio includes three ba-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.