Научная статья на тему 'Формирование экономической Стратегии государства: реалии агропромышленного комплекса и прогнозно-плановая методология'

Формирование экономической Стратегии государства: реалии агропромышленного комплекса и прогнозно-плановая методология Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ЭМБАРГО / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ИМПОРТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / FOOD EMBARGOES / PLANNING / FORECASTING / FOOD SECURITY / FOOD INDEPENDENCE / IMPORT / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушенева Юлия Ивановна

В статье приведен анализ влияния продовольственного эмбарго на развитие агропромышленного комплекса России. Дается оценка развитию этой отрасли, а также определяющим его плановым и прогнозным документам. Приведены рекомендации по планированию и прогнозированию развития сельского хозяйства с учетом норм законодательства и внешнеторговых запретов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the economic strategy of the state: realities of the agribusiness and the forecasting and planning methodology

The article presents the analysis of the impact of the food embargo on the development of agro-industrial complex of Russia. The author evaluates the development of the industry and its basic planning and forecasting documents. Recommendations for planning and forecasting the development of agriculture, taking into account the norms of law and trade bans, are given.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической Стратегии государства: реалии агропромышленного комплекса и прогнозно-плановая методология»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 338.43.02(47):338.439.5:339.562:338.246.025

Ю.И. Бушенева

Формирование экономической стратегии государства: реалии агропромышленного комплекса и прогнозно-плановая методология

В статье приведен анализ влияния продовольственного эмбарго на развитие агропромышленного комплекса России. Дается оценка развитию этой отрасли, а также определяющим его плановым и прогнозным документам. Приведены рекомендации по планированию и прогнозированию развития сельского хозяйства с учетом норм законодательства и внешнеторговых запретов.

The article presents the analysis of the impact of the food embargo on the development of agro-industrial complex of Russia. The author evaluates the development of the industry and its basic planning and forecasting documents. Recommendations for planning and forecasting the development of agriculture, taking into account the norms of law and trade bans, are given.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственное эмбарго, планирование, прогнозирование, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, импорт, импортозамещение.

Key words: agro-industrial complex, food embargoes, planning, forecasting, food security, food independence, import, import substitution.

Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» [19] установил запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, стран Европейского Союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегии на год. Под продовольственное эмбарго* 1 попали мясные, рыбные, молочные продукты, овощи и корнеплоды, фрукты и орехи, творог и сыры и др. Длительность запрета была увеличена в 2015 г. Указом Президента РФ от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» [20].

Конкретный перечень товаров, которые попали под продовольственные санкции, разработан Правительством РФ и нормативно закреплен в постановлении от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 и от

© Бушенева Ю.И., 2015

1 Более подробно о понятии эмбарго, его видах см. [3, с. 17-28].

7

24 июня 2015 г. № 320» [6]. Постановление претерпело ряд изменений, в частности, одно из них было внесено уже 20 августа 2014 г. в результате анализа рынков сельскохозяйственной продукции, когда стало понятно, что по ряду товаров в России отсутствует собственное производство или количество аналогов, производимых в России, явно недостаточно. В итоге из первоначального перечня были исключены такие товарные группы, как мальки рыб, безлактозная молочная продукция, семена, витаминно-минеральные комплексы и др.

Действие эмбарго в течение года позволяет подвести определенные итоги и сделать первичные выводы о влиянии эмбарго на состояние российской экономики в целом и ее агропромышленного комплекса в частности.

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства в январе-августе 2015 г. находился на уровне 63,2 % к уровню 2014 г. (16961 млн долл. США), и составил 14,4 % от общего объёма импорта. Для сравнения в январе-августе 2014 г. импорт товаров по указанной статье составлял 13,9 %.

Общий объём товарооборота со странами Европейского союза в январе-августе 2015 г. сократился на 34,1 % от уровня января-августа 2014 г., данный показатель в отношении США уменьшился на 29,1 %.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о снижении объема товарооборота между Россией и другими государствами в целом, а также являются следствием уменьшения показателей импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и общего объема товарооборота со странами Европейского союза и США. Такая ситуация связана прежде всего с достаточно непростыми внешнеполитическими условиями, в которых происходит взаимодействие хозяйствующих субъектов. Очевидно, что сократился и объем импортируемого продовольствия из европейских стран и США.

Главной целью введенного продовольственного запрета выступает формирование эффективного агропромышленного комплекса в России, который способен обеспечить продовольственную безопасность граждан государства. Основным инструментом ее достижения является развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства.

Нацеленность планов развития сельского хозяйства страны на импортозамещение была отражена еще в Государственной программе развития агропромышленного комплекса в 2008-2012 гг. [7], и стала приоритетом при осуществлении государственной аграрной политики в соответствии с последующей программой на 2013-2020 гг. [8]. Выделение импортозамещающих технологий в качестве приоритетных было обусловлено серьезной ситуаций, которая сложилась к 2008 г., когда, несмотря на осуществление приоритетного нацио-

8

нального проекта «Развитие АПК», импорт продовольствия вырос на 21 % при росте отечественного аграрного хозяйства на 2,8 %; импорт продовольствия составил 21 млрд долл., тогда как сельскохозяйственные хозяйства производили продукции на 23 млрд долл. [2, с. 20]. С 2012 г. ситуация усугубилась в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию, что привело к вытеснению с внутреннего рынка импортными товарами продукции отечественного производителя [18, с. 27].

В связи с этим чрезвычайно важно ответить на вопрос: насколько эффективно и как быстро в нашей стране будет обеспечена продовольственная безопасность в результате введения эмбарго. Данные статистики позволяют дать позитивную оценку при ответе на поставленный вопрос. В исследованиях справедливо отмечается, что сокращение импорта продуктов питания приводит к стимулированию роста собственного производства [4, с. 110]. Если объем импорта продовольственных товаров в Россию за январь-август 2015 г. сократился на 36,8 % и составил 16961,0 млн долл. США (1004,2 млрд р.1), то объем сельскохозяйственного производства возрос на 1,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составил 2451,8 млрд р.

По товарным позициям особенно уменьшился импорт растительного масла (на 69,5 %), сыров и творога (на 47,7 %), мяса птицы (на 44,6 %); увеличился импорт пальмового масла (на 29,2 %), сухого молока и сливок (на 6,6%), сгущенного молока и сливок (на 3,3 %).

В то же время в сельскохозяйственном производстве России к концу сентября 2015 г. зерна было собрано на 1,5 % меньше, чем к этому же периоду 2014 г., на 0,7 % меньше обмолочено семян подсолнечника, в то же время сахарной свеклы накопано на 28 % больше. В январе-августе 2015 г. в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой на 5,1 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., яиц - на 1,8 % больше, молока на 0,4 % меньше. Объем реализации продукции сельского хозяйства в январе-августе 2015 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года по ряду показателей: мяса - на 7,2 %, яиц - на 3,2 %, молока на 3,4 % [5].

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что по ряду товарных групп произошло снижение показателей импорта, тогда как не по всем из них наблюдается рост сельскохозяйственного производства (в частности, это касается растительного масла, молочной продукции), что может являться угрозой для продовольственной безопасности России.

1

' Рассчитано в соответствии с данными среднего номинального курса доллара США к рублю по данным [17].

9

Продовольственная безопасность выступает одним из ключевых вопросов для существования любого государства. К этому понятию есть два подхода [1, с. 2]. В соответствии с первым подходом безопасность - это развитие отечественного производства, которое гарантирует независимость от импорта продовольствия. Согласно второму подходу делается акцент на доступности продовольствия с позиции доходов и потребностей населения, что в конечном итоге обеспечивает социальную стабильность государства. Доктрина продовольственной безопасности [21], принятая в 2010 г., объединяет эти два подхода. В документе под продовольственной безопасностью понимается состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость России, гарантируется доступность продовольствия и соответствие его нормам законодательства России о качестве продукции в объемах не меньше рациональных норм потребления продовольствия, необходимого для активного и здорового образа жизни. Также документ дает определение продовольственной независимости, которое трактуется как устойчивое производство в государстве пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов. Указанные пороговые значения приведены в табл. 1 в сравнении с показателями, достигнутыми в ходе сельскохозяйственного развития РФ и плановыми показателями Государственной программы РФ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [8].

Таблица 1

Удельный вес отечественного продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, необходимый для обеспечения продовольственной безопасности [12, 21]

Виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Годы Целевой показатель Государственной программы в 2014 году Пороговые значения Доктрины

2010 2011 2012 2013 2014

Зерно 99,4 99,3 98,8 98,4 98,9 99,5 95,0

Масло растительное 76,6 78,0 83,6 81,3 84,4 83,0 80,0

Сахар (из сахарной свеклы) 57,6 62,4 77,9 84,6 81,7 79,3 80,0

Картофель 96,3 95,3 96,8 97,5 97,4 98,2 95,0

10

Продолжение табл. 1

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 79,7 79,9 78,9 76,5 77,4 81,0 90,0

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 71,4 73,4 74,8 77,3 82,3 78,9 85,0

В 2014 г. показатели программы [8] по удельному весу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства в общем объеме ресурсов были исполнены по показателям производства растительного масла, сахара, мяса и мясопродуктов; не были исполнены показатели по зерну, картофелю. Пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности РФ в 2014 г. были превышены по зерну, растительному маслу, сахару и картофелю. Не были достигнуты пороговые значения по молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам.

В целом доля импорта в составе потребляемого продовольствия имела тенденцию к сокращению. Так, если в 2010 г. Россия импортировала около 35 % сельхозпродукции и продовольствия, то в 2014 г. этот показатель составил около 20 %, в основном он формировался за счет импорта фруктов, ягод, плодов, овощей, сыров, сухого молока. В 2014 г. импорт молока и молочных продуктов составлял около 22,6 %, мяса и мясопродуктов - 17,7 %. В 2015 г. Россия имеет все шансы достичь значительных показателей сельскохозяйственного производства при грамотной экономической аграрной политике и дальнейшей реализации мер по импортозамещению продукции сельскохозяйственного производства.

Но ситуация в современном российском сельскохозяйственном производстве остается непростой. Катастрофическое положение агропромышленного комплекса, которое создалось в 1990 гг., до сих пор имеет самые существенные последствия для развития страны. Так, масштаб сокращения сельскохозяйственного производства был таким большим, что уровень аграрного производства 1990 г. Россия по ряду показателей достигла только в середине 2000-х гг., а по отдельным показателям не достигла и к настоящему времени (рис. 1) [2, с. 5].

11

wwvm

i

i i i i i i i i

2005 год 2010 год 2011 год 2012 год I Продукция сельского хозяйства (1990 г. = 100%)

I Продукция растениеводства (1990 г. = 100%)

I Продукция животноводства (1990= 100%)

2013 год 2014 год

Рис. 1. Динамика производства продукции сельского хозяйства в РФ

(1990 г. = 100%) [12]

Основными проблемами в сфере агропромышленного комплекса являются:

1) значительное технологическое и техническое отставание сельскохозяйственного производства в России от ведущих государств мира; большая часть предприятий в этой сфере вынуждена применять морально устаревшие производственные мощности, которые характеризуются незначительной производительностью, неэргономичностью и повышенной энергоемкостью;

2) несовершенство рынка сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия; отсутствие стабильных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, в первую очередь для крестьянских (фермерских) хозяйств; несправедливость в распределении дохода от реализации сельскохозяйственной продукции между производителями и продавцами; отставание уровня заработной платы в сфере сельского хозяйства (53 % от среднего уровня по экономике);

3) негативное влияние жестких условий членства России во Всемирной торговой организации; отечественная продукция при существующих тенденциях может быть вытеснена с внутреннего рынка более дешевыми иностранными продуктами, поступление которых часто обеспечивается демпинговыми решениями [14].

12

Тем не менее за последнее десятилетие в государстве происходит рост объемов производства продукции аграрного сектора. Так, производство сельскохозяйственной продукции в целом в 2014 г. увеличилось в 3,44 раза по сравнению с 2004 г. (рис. 2). Особо можно отметить успехи в растениеводстве, птицеводстве и свиноводстве. В итоге и в кризисный 2009 г., и в засушливый 2010 г. был отмечен рост сельхозпроизводства (на 1 %).

Рис. 2. Производство сельскохозяйственной продукции в 2004-2014 гг.,

трлн р. [5]

Во многом имеющиеся показатели сельскохозяйственного производства роста обеспечены благодаря достаточно активной государственной поддержке агропромышленного комплекса, в частности через приоритетный национальный проект «Развитие АПК», получивший свое развитие в 2006-2008 гг. После окончания его действия вступила в силу Государственная программа развития сельского хозяйства (2008-2012 гг.) [7]. С 2013 г. начался новый этап реформирования сферы национального сельского хозяйства в результате принятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. В целом современное планирование развития агропромышленного комплекса опирается на целый ряд документов (табл. 2).

13

Таблица 2

Плановые и прогнозные документы в сфере агропромышленного комплекса, переработки сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольствием в России

Документ Характеристика

Федеральный закон от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства» [23] Устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области развития сельского хозяйства. В качестве способов поддержки отрасли со стороны Правительство РФ каждые 5 лет будет разрабатывать Государственную программу развития сельского хозяйства. Каждый год до 15 мая органу власти, который ответственен за реализацию программы, необходимо опубликовать Национальный доклад о ее реализации

Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г. от 17 ноября 2008 г. [15] В 2013-2020 гг. запланирован переход аграрного сектора экономики к устойчивому режиму развития при существенном укреплении позиции России на рынках продовольствия в мире

Доктрина продовольственной безопасности РФ [21] Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения безопасным и качественным продовольствием, значительная доля которого является национальным продуктом. Дается оценка удельного веса национального продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. Основные риски при обеспечении продовольственной безопасности являются: макроэкономические, агроэкологические технологические и внешнеторговые

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы [8] Цели программы - обеспечение продовольственной независимости России и повышение конкурентоспособности национальной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Планируется обеспечить ежегодный прирост инвестиций в отрасль в размере 4,5 %. На реализацию программы планируется потратить из федерального бюджета около 1,5 трлн р., из регионального 777,5 млрд р.

Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ [13] Цель - создание необходимых условий для модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности, создания нового технологического уклада, решения социальных и финансово-экономических проблем в этой отрасли К 2020 г. планируется реализация более 50 инвестиционных проектов

14

Продолжение табл. 2

Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 гг. и на период до 2020 г. [9] Цель - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Общий объем финансирования программы составляет около 299 млрд р., в том числе из федерального бюджета 90,4 млрд р., регионального бюджета -150,6 млрд р., внебюджетных источников - 58 млрд р.

Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. [16] Предполагается создать условия для инвестирования в производство витаминов, ферментных препаратов, пробиотиков, а также отдельных продуктов (диетических, обогащенных витаминами и т. д.)

Источник: собственная разработка по данным справочно-правовой системы «Гарант».

Табл. 2 показывает наличие значительного числа документов в сфере планирования развития сельскохозяйственного производства. Наличие серьезной плановой работы является, безусловно, важным условием стратегического и тактического развития агропромышленного комплекса. Но в то же время основным недостатком в данной сфере выступает отсутствие системной целостности в осуществлении планирования. Это же замечание следует отнести и к прогнозированию развития сельскохозяйственного производства, которое осуществляется на основании следующих документов (табл. 3).

Таблица 3

Прогнозные документы в сфере развития агропромышленного комплекса России и их основные показатели

Документ Характеристика

Прогноз социальноэкономического развития РФ на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. [11] До 2017 г. планируется стабильная динамика роста агропромышленного комплекса. Прогнозируется среднегодовой темп роста производства в данной сфере на уровне 2,9-3,3%, в пищевой промышленности - 3-4%

Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2030 г. [10] До 2030 г. сохранится динамика поступательного развития сельскохозяйственного сектора. Рост производства сельскохозяйственной продукции в 2030 г. по отношению к 2011 г. составит 30-47 % в зависимости от реализованного сценария. К 2030 г. ожидается увеличение экспорта российского продовольствия в 3 раза по сравнению с 2011 г.

Источник: собственная разработка по данным справочно-правовой системы «Гарант».

15

Для осуществления системной результативной плановой работы в государственной системе управления в 2014 г. был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ» [22], который призван устранить основные проблемы в сфере макроэкономического планирования и прогнозирования. Согласно его нормам к 1 января 2017 г. необходимо разработать целый комплекс документов стратегического планирования, а также изменить действующие документы, в том числе и в сфере сельскохозяйственного производства.

С учетом изложенных в статье тезисов о функционировании агропромышленного комплекса в условиях продовольственного эмбарго целесообразно скорректировать плановую и прогнозную работу в сфере развития сельскохозяйственного производства по следующим основаниям:

1) необходимо продолжать регулярную плановую работу по определению будущих перспектив развития сельского хозяйства при координации работы ведущих ведомств в данной сфере (Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики);

2) в основополагающем плановом документе страны - будущей Стратегии социально-экономического развития государства - необходимо уделить значительное внимание планированию и прогнозированию в сфере агропромышленного комплекса, детально прописать достижимые и конкретные цели его развития, плановые нормы; показатели других планов, программ и прогнозов в сфере агропромышленного комплекса должны быть четко увязаны с показателями Стратегии;

3) приоритетом в формировании планов развития сельского хозяйства должна стать продовольственная безопасность страны в контексте, изложенном в Доктрине продовольственной безопасности России [21]; при этом следует расширить перечень видов продовольствия, по которым Россия должна увеличить отечественное производство и обеспечить большую степень продовольственной независимости, в частотности, это рыбная продукция, фрукты, овощи, иные плоды;

4) необходимо спланировать и спрогнозировать развитие агропромышленного комплекса при различных вариантах развития внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации и применения санкционных мер; в планы и прогнозы развития сельскохозяйственной отрасли должны быть заложены различные варианты временных рамок существования протекционистской политики государства в виде продовольственного эмбарго;

5) планирование развития сельскохозяйственного комплекса страны должно быть нацелено на преодоление существенных недостатков развития данной сферы (технического и технологического отставания, несовершенства сельскохозяйственных рынков, низкой

16

конкурентоспособности российской продовольственной продукции с рядом зарубежных аналогов);

6) необходимо регулярное проведение мониторинга состояния отрасти и выполнения плановых показателей; следует регулярно корректировать плановые и прогнозные показатели для получения заинтересованными структурами и лицами, принимающими решения оперативной информации о состоянии агропромышленного комплекса;

7) следует создать единый документ - Стратегию развития агропромышленного комплекса, подчиненную общей Стратегии развития страны, которая объединит в себе плановые и прогнозные перспективы развития агропромышленного комплекса, переработки сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольствием в России для единства, системности и целостности плановой и прогнозной работы.

Список литературы

1. Барсукова С.Ю. Доктрина продовольственной безопасности РФ: оценка

экспертов // Индивидуальный исследовательский проект № 10-01-0056 «Модели поведения участников продовольственных рынков в рамках реализации доктрины продовольственной безопасности РФ» при поддержке Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ». Электронный ресурс. - URL:

http://www.hse.ru/data/2012/10/06/1244332021.pdf (дата обращения: 20.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Барсукова С.Ю. Неформальные способы реализации формальных намерений, или как реализуется Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Препринт WP4/2007/02. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 56 с.

3. Бушенева Ю.И. Торговое эмбарго как инструмент государственного внешнеэкономического и внешнеполитического регулирования // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Сер. Экономика. - 2015. - № 3. - С. 17-28.

4. Зайцев А. А. Государственная поддержка аграрного производства РФ в условиях экономических санкций // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: V междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под общ. ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Н.М. Космачева. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 109-115.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Электронный ресурс. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.10.2015).

6. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (ред. от 16.09.2015) «О мерах по реализации указов Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320» // Собр. законодательства РФ. - 2014. -№ 32. - Ст. 4543.

7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // Собр. законодательства рФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4080.

8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Собр. законодательства рФ. - 2012. - № 32. - Ст. 4549.

17

9. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 16.01.2015) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» // Собр. законодательства РФ. - 2013. - № 30 (ч. II). - Ст. 4110.

10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на пе-

риод до 2030 года, составленный Министерством экономического развития РФ. Электронный ресурс. - URL: http://government.ru/media/files/

41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 25.10.2015).

11. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, составленный Министерством экономического развития РФ. Электронный ресурс. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/201409261 (дата обращения: 25.10.2015).

12. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2015 № 803-р «Об утверждении национального доклада о ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы» // Собр. законодательства РФ. - 2015. - № 20. - Ст. 2930.

13. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года» // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 18. -Ст. 2246.

14. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2014 г. № 1071-р «Об утверждении Национального доклада о ходе и результатах реализации в 2013 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы» // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 26 (ч. II). - Ст. 3608.

15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

16. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 г. № 1873-р «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года» // Собр. законодательства РФ. - 2010. -№ 45. - Ст. 5869.

17. Статистика Центрального банка РФ. Электронный ресурс. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/ex_rate_ind_15.htm&pid (дата обращения: 10.10.2015).

18. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Импортозамещение как фактор роста региональной экономики // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. -2014. - № 5(28). - С. 26-36.

19. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 32. - Ст. 4470.

20. Указ Президента РФ от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 26. - Ст. 3878.

21. Указ Президента РФ от 30.01.2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» // Собр. законодательства РФ. -2010. - № 5. - Ст. 502.

22. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 26. - Ст. 3378.

23. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О развитии сельского хозяйства» // Собр. законодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 27.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.