Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

расширения видов и ассортимента производимой продукции; возможность позиционирования произведенной продукции) и потребителей (приобретение экологически чистой продукции отечественных производителей; цены от производителя» (ниже, чем на рынке), что для потребителей с невысокими доходами является возможностью удовлетворения потребностей в продовольственной продукции). Данное направление развития инфраструктуры рынка продукции козоводства имеет и явные недостатки, к которым можно отнести периодический характер проведения ярмарок; территориальная ограниченность ярмарочной торговли, что создает неодинаковые условия доступа к местам проведения ярмарок для потребителей, живущих в данном районе и в отдаленных районах (в отношении населения с невысокими доходами); недостаточная информированность о проведении ярмарок; небольшие объемы реализации для производителей; недостаточная оснащенность торговых мест складскими помещениями и холодильным оборудованием (продажа с машин). Очевидно, что для развития ярмарочной торговли необходимо широкое оповещение населения о времени и месте проведения ярмарок, в том числе посредством Интернета.

В.В. Воробьева, И.Н. Донских Совершенствование организации оказания медицинской помощи жителям сельских населенных пунктов Алтайского края

Медицинская помощь в Российской Федерации основана на принципах охраны здоровья населения страны. Один из основополагающих принципов здравоохранения - соблюдение преемственности и единства в оказании медицинских услуг населению сельской и городской местностей.

Основными факторами качества медицинской помощи в сельских населенных пунктах, в том числе труднодоступных, являются удаленность от центральной районной больницы, необходимость оплаты транспортных расходов в условиях низких доходов населения, ограниченность возможностей фельдшерско-акушерских пунктов и коечного фонда центральной районной больницы, специфика образа жизни сельских жителей.

Одним из главных условий эффективного функционирования здравоохранения является оптимальная структура сети медицинских организаций с четко выстроенной логистикой оказания медицинской помощи. Под влиянием административно-территориальных особенностей в регионе сформировалась разветвленная сеть медицинских организаций, которая полностью покрывает сельские территории края, включая малочисленные населенные пункты. Эта сеть сложилась исторически, долгое время сохраняется, несмотря на деградацию населенных пунктов. При формировании потребности в объектах здравоохранения и планировании сети медицин-

ских организаций учитывались климатические и географические особенности, уровень транспортной доступности медицинских организаций, плотность населения, особенности демографического состава, уровень и структура заболеваемости, сформировавшаяся градостроительная структура и перспективная система расселения1.

Ключевым направлением в развитии инфраструктуры здравоохранения в сельских территориях является оптимизация логистики медицинской помощи на основе выстраивания эффективной трехуровневой системы здравоохранения с обеспечением всего цикла медицинской помощи от профилактики и ранней диагностики до интенсивного лечения.

В крае функционируют 173 медицинских организации, среди них преобладают небольшие по мощности ЦРБ со значительным количеством обособленных подразделений первичной медико-санитарной и доврачебной помощи.

Медицинская помощь жителям сельских территорий оказывается 877 фельдшерско-акушерскими пунктами, 208 врачебными амбулаториями, 5 районными, 9 участковыми больницами, 4 центрами общей врачебной практики и 59 центральными районными больницами.

Таблица 1

Сеть медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению в Алтайском крае

Численность жителей, чел. Число населенных пунктов Количество медицинских организаций

ФА Пы домовые хозяйства врачебные ам-булато-рии участковые больницы районные больницы поликлиники ЦРБ центры общей практики

От 1 до 100 422* 77 114

От 101 до 300 473 392 34

От 301 до 1000 436 322 112 2

От 1001 до 2000 166 86 76 3 1

Свыше 2000 92 21 4 4 59 4

* в том числе 27 - без населения.

1 Адриановская Т.Л. Медицинское обслуживание в сельской местности как межотраслевая социальная проблема. - Ростов н/Д, 2016. - 117 с.

В период модернизации сеть была качественно преобразована. 46 участковых больниц перешли в статус врачебных амбулаторий или общеврачебных практик с дневными стационарами. Мощность дневных стационаров, развернутых на их базе, в 2 раза превысила мощность сокращенных коек участковых больниц, более половины из которых составляли койки сестринского ухода.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»1 утверждены критерии, согласно которым в населенных пунктах должны быть открыты амбулатории, центры общей врачебной практики, фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты. Данным нормативно-правовым актом регламентировано также оказание первичной медицинской помощи при выездной работе.

Таблица 2

Динамика сети структурных подразделений сельских медицинских организаций

Форма структурного подразделения 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Домовые хозяйства - 41 42 18 140 148

Фельдшерско-акушерские пункты 929 912 904 896 881 877

Сельские врачебные амбулатории 171 186 191 192 213 208

Офисы ОВП - - - - 3 4

Участковые больницы 62 44 40 39 9 9

Сельские населенные пункты с числом жителей более 2000 человек должны иметь на территории врачебную амбулаторию для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи. В сельских поселениях с числом жителей от 1000 до 2000 человек и удаленностью от ближайшей медицинской организации менее 6 км организуются ФАПы или ФЗПы, если расстояние более 6 км, - врачебная амбулатория или центр общей врачебной практики.

1 Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012г. N° 543н (в ред. от 30 сентября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. -2012 г. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.

В поселениях с числом жителей от 301 до 1000 человек создаются фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАП) или фельдшерские здравпункты (далее - ФЗП) вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.

В сельских населенных пунктах с числом жителей от 100 до 300 человек первичная медицинская помощь оказывается посредством ФАПов или ФЗПов, если расстояние до ближайшей медицинской организации превышает 6 км. Если расстояние менее 6 км, то возможно предоставление первичной медико-санитарной помощи в виде выездных форм работы или организуются домовые хозяйства для оказания первой помощи.

В селах с числом жителей до 100 человек медицинскую помощь обеспечивают выездные бригады либо домовые хозяйства, которые осуществляют организацию оказания первой помощи населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью. Домовые хозяйства обеспечиваются средствами связи, связью с территориальным центром медицины катастроф, доступом к сети Интернет, аптечками.

Кроме того, в целях обеспечения доступности медицинской помощи данным нормативным актом определены требования по размещению медицинских организаций и их структурных подразделений с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи.

Так, медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в экстренной форме, размещаются с учетом транспортной доступности в пределах 60 минут. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в неотложной форме, размещаются с учетом транспортной доступности, не превышающей 120 минут.

Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, размещаются с учетом шаговой доступности, не превышающей 60 минут.

Одним из вопросов обеспечения доступности медицинской помощи является обеспеченность кадрами. В целом обеспеченность врачами в медицинских организациях сельской местности по-прежнему на треть ниже обеспеченности городских медицинских организаций. Но за последние годы в результате реализации различных программ, направленных на поддержку медицинских работников, кадровая ситуация сельского здравоохранения меняется в положительную сторону.

Обеспеченность врачами в целом по краю в 2016 г. снизилась по отношению к уровню 2015 г. и составила 36,6 на 10 тыс. населения (2015 г. -36,8) (РФ 2015 г. - 37,2, СФО - 37,7). Отмечается незначительное снижение обеспеченности врачами клинических специальностей с 22,7 в 2015 г.

до 22,6 в 2016 г. (все показатели обеспеченности рассчитаны на 10 тыс. соответствующего населения).

Реализация программы «Земский доктор» способствовала росту обеспеченности врачами в сельской местности, которая в 2016 г. составила 21,5 (2015 г. - 20,2). Вместе с тем данный показатель остается в 1,5 раза ниже, чем в городах, так, в 2016 г. продолжается тенденция снижения обеспеченности врачебными кадрами до 30,1 (2015 г. - 31,0; 2014 г. - 31,8). В среднем по России обеспеченность врачами городского населения выше обеспеченности сельского в 2,6 раза.

Доля врачей, работающих в сельской местности, составляет 23,6%; среднего персонала - 31,3% от общего количества медицинских работников.

Особенности разветвленной сети сельского здравоохранения, где основным специалистом является средний медицинский работник, отражаются на соотношении врачей и среднего персонала, которое в целом по краю составило 1,0:2,7, в городской местности - 1,0:2,6, в сельской местности - 1,0:3,6.

72,5 72,7 71 1

2014 г 2015 г 2016 г

□ Врачи ■ Средгаймедицинский персонал

Рис. 1. Укомплектованность кадрами медицинских организаций в сельской местности Алтайского края, %

Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения связаны не только с дефицитом медицинских работников по ряду специальностей, но и со сформировавшимися диспропорциями в отрасли, а именно дисбалансом в

укомплектованности штатов медицинских организаций, расположенных в

12 3

сельской местности и в городах1'2'3.

С целью повышения эффективности работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению, повышения доступности и качества медицинской помощи населению края на основе рационального использования материально-технических и кадровых ресурсов, необходимо обеспечить проведение следующих мероприятий4:

- оптимизация сети медицинских организаций путем укрупнения центральных районных больниц, что позволит повысить финансовую устойчивость медицинских организаций, а также решить кадровую проблему с узкими специалистами;

- своевременное проведение диспансеризации и профилактических осмотров обеспечит снижение заболеваемости, инвалидности и будет способствовать сохранению трудоспособности граждан;

- укрепление материально-технической базы и оснащение современным медицинским оборудованием межрайонных центров на базе крупных центральных районных больниц;

- широкое внедрение институтов общей врачебной практики, что обеспечит взрослое и детское население медицинской помощью, сократив кадровый дефицит участковых врачей;

- оптимизация службы скорой медицинской помощи путем укрупнения подразделений с поэтапным созданием единой диспетчерской по приему вызовов от жителей края при обеспечении станций скорой медицинской помощи современным санитарным транспортом и средствами связи;

- организация кабинетов неотложной помощи с целью уменьшения нагрузки на отделения скорой медицинской помощи;

- развитие службы санитарной авиации обеспечит возможность проведения своевременной медицинской эвакуации из труднодоступных территорий региона с доставкой пациентов в специализированные больницы;

1 Полухина М.Г. Обеспеченность сельского населения объектами здравоохранения на федеральном, региональном и местном уровнях // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 4. -С. 90-93.

2 Донских И.Н., Валецкая Т.И. Обеспеченность здравоохранения сельских территорий Алтайского края медицинскими работниками // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: сб. статей / под ред. И.А. Панарина. - Вып. 12-13. - Барнаул: АЗБУКА, 2016. - С. 246250.

3 Добречева А.С. Модели финансирования здравоохранения в Российской Федерации // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2015. - N° 13. - С. 88-91.

4 Степчук М.А., Пинкус Т.М., Господынько Е.М. Особенности оказания первичной медико-санитарной помощи в сельской и городской местности // Научные ведомости Белгородского ун-та. - 2011. - № 22. - С. 162-178.

- развитие телемедицинских технологий с возможностью консультации как медицинских работников, работающих в сельских больницах, так и наиболее «сложных» пациентов;

- совершенствование выездных форм оказания медицинской помощи путем соблюдения этапности оказания медицинской помощи, начиная от специалистов ФАП и заканчивая профильными специалистами ведущих медицинских организаций края;

- развитие службы мобильных фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах, не имеющих на своей территории медицинских организаций и не укомплектованных медицинскими кадрами;

- организация работы по подбору уполномоченных домовых хозяйств для оказания первой помощи в населенных пунктах, не имеющих на своей территории медицинских организаций и их структурных подразделений совместно с муниципальными властями;

- развитие межведомственных взаимодействий по организации медицинской помощи жителям «анклавных» территорий через заключение Соглашений между соседними ЦРБ;

- развитие государственно-частного партнерства в части привлечения инвестиций на ремонт и строительство объектов здравоохранения и приобретения дорогостоящей медицинской техники;

- расширение объемов стационарзамещающих технологий;

- расширение возможностей врачебно-диспетчерской службы в сельских территориях;

- пролонгирование программ по привлечению медицинских кадров в сельские медицинские организации.

В.В. Воробьева, А.А. Карташевич, Д.А. Волков, О.В. Агеева, К.В. Скульбеда

Оценка структурных сдвигов валового регионального

продукта

Преобразования всех систем сводятся в первую очередь к изменению структуры, в частности, к изменению числа элементов, связей и отношений между ними. Меняясь, структура детерминирует качество системы. В связи с этим требуется углублять анализ структурности, поскольку он дает ответ на вопрос об адекватности преобразований и эффективности функционирования систем. Таким образом, структурная политика должна рассматриваться как основной элемент государственного регулирования экономики в отношении к отдельным отраслям, секторам и видам экономической деятельности.

Разработка методики исследования структурных сдвигов в последние годы является актуальным направлением, что подтверждается научными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.