Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СМЕТА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ОБМЕННЫЕ И НЕОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турищева Татьяна Борисовна

Цель исследования заключается в разработке практических рекомендаций, касающихся развития и усовершенствования организации и методики учета и контроля доходов и расходов автономных учреждений. Научная новизна проведенного исследования включает в себя предложения, касающиеся улучшения и формализации процедур классификации и соответственно учета доходов и расходов автономных учреждений по обменным и необменным операциям, также обоснованы направления повышения качества процедур внутреннего контроля за выполнением сметы за счет сосредоточения внимания на выполнении показателей государственного заказа, на отчетности о результатах выполнения сметы и обоснованности определения объемов внебюджетных поступлений. В результате установлено, что в современных условиях реформирования государственного сектора экономики России критически необходимым является рост эффективности систем учета и контроля в деятельности автономных учреждений за счет улучшения их организации, усовершенствования процедур получения и анализа данных, применения инновационного аналитического инструментария, способного обеспечивать выбор наиболее оптимальных вариантов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Турищева Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATION AND METHODS OF ACCOUNTING AND CONTROL OF INCOME AND EXPENSES OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS

The purpose of the study is to develop practical recommendations for the development and improvement of the organization and methods of accounting and control of income and expenses of autonomous institutions. The scientific novelty of the study includes proposals for improving and formalizing the classification procedures and, accordingly, accounting for the income and expenses of autonomous institutions for exchange and non-exchange operations, also substantiated the directions for improving the quality of internal control procedures for the implementation of estimates by focusing on the implementation of indicators of the state order, reporting on the results of the implementation of the estimate and the validity of determining the volume of extrabudgetary receipts. As a result, it was found that in modern conditions of reforming the public sector of the Russian economy, it is critically necessary to increase the effectiveness of the impact of accounting and control systems on the activities of autonomous institutions by improving their organization, accelerating the speed of obtaining initial data, using innovative analytical tools that can ensure the selection of the most optimal options management.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

которых появлялись сведения об их эффективности 8 профилактике и борьбе с корона 8 и русом [1]. 8 итоге, цены на лекарственные препараты, оказались показателем не только эпидемической катастрофы, но и экономического кризиса.

В настоящее время лекарства продолжают дорожать. Это обусловлено ускорением инфляционных процессов во всем мире, которое вызвала по большей части антикризисная политика американского и европейского регуляторов, буквально заваливающих экономику напечатанными деньгами.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Для России все еще сохраняется слабая обеспеченность населения лекарственными препаратами, доступность которых зависит от цен на медикаменты и их ассортимента. Одна из самых сложных проблем последнего десятилетия в фармакологии связана с отечественным сырьем. Все интермедианты в России -импортные.

2. Еще одной серьезной проблемой является запутанное и несвязанное регулирование всей сферы. С 2020 года появился дополнительный фактор роста цен на лекарства - ажиотажный спрос населения. Цены на медикаменты за первый квартал показали один из самых высоких темпов роста среди основных групп непродовольственных товаров. В настоящее время лекарства продолжают дорожать. Это обусловлено ускорением инфляционных процессов во всем мире.

3. На фоне пандемии коронавируса в России возникла острая нехватка лекарств: их не

успевают ни производить в нужном объеме, ни поставлять. 2020 год со всеми его вызовами стал проверкой на прочность для дистрибуторского звена.

4. Система маркировки не влияет на доступность лекарств. Перевод системы мониторинга движения лекарств в уведомительный режим устранил трудности с партиями маркированной продукции,возникавшие раньше из-за неполной готовности.

Литература:

1. Микаелнм А. Аналитики назвали регионы с нам большим ростом цен на лекарства [Электронный ресурс].-- URL: https://fitiexpertiza.ru/press-service/ re sea rches/2021 /ros t-tsen-na~!ekarstva/

2. Откуда есть пошел дефицит лекарств в России.

- URL: https://udrn-info.ru/artide/general/20-11 2020/otku da-est- poshel-defitsit lekarstv v- rossii

3. Полтавская E. Нездоровый ажиотаж: почему в российских аптеках не хватает лекарств // Известия [Электронный ресурс]. - URL: hStps://¡Z.ru/ 108643 5/е í е n а- ро! ta v s kai а / n ez d о го vy i -a z h i otaz h-pochemu v-rossiiskikh-aptekakh ne-khvataet-íekarstv

А. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 мая 2009 г. N 277н "Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты" (с изме пениями и дополнениями) [Электронный ресурс].

- Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http:// hase.garant.ru/4188416/#ixzz7196PtWEf

5. Росстат увеличил число товаров и услуг, оцениваемых при расчете инфляции/Официальный сайг Федеральной службы государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/ document/110908

6. Фармацевтический рынок России: годовой отчет 2020/ Group DSM [Электронный ресурс]. - URL: https://dsm.ru/upload/iblo с k/cf9/cf90a 8 be 2 be6374d 6.3 бсбс сб5 bc96860.pdf

OJ О OJ

-0 0-LQ

ТХ. ¡-*—

X ш

О

о т

CA 2

S

105

IMPROVING THE ORGANIZATION AND METHODS OF ACCOUNTING AND CONTROL OF INCOME AND EXPENSES OF A UTONOMOUS INS TITIJTIONS

Turfs hcheva Tatyana Borisovna, PhD of Economics, Associate Professor,; Department accounting and taxation, Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor, Department of accounting, analysis and audit, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

The purpose of the study is to develop practical recommendations for the development and improvement of the organization and methods of accounting and control of income and expenses of autonomous institutions. The scientific novelty of the study includes proposals for improving and formalizing the classification procedures and, accordingly, accounting for the income and expenses of autonomous institutions for exchange and non-exchange operations, also substantiated the directions for improving the quality of internal control procedures for the implementation of estimates by focusing on the implementation of indicators of the state order, reporting on the results of the implementation of the estimate and the validity of determining the volume of extrabudgetary receipts. As a result, it was found that in modern conditions of reforming the public sector of the Russian economy, it is critically necessary to increase the effectiveness of the impact of accounting and control systems on the activities of autonomous institutions by improving their organization, accelerating the speed of obtaining initial data, using innovative analytical tools that can ensure the selection of the most optimal options management.

Keywords: autonomous institution; income; expenses; accounting policy; financing; budget; planning; estimate; off-budget receipts; exchange and non-exchange transactions; classification.

DO! 10.24923/2222-243X.2021 -40.20

УДК 336.146 ВАК РФ 08,00, К

1 Турищева Т.Б., 2021

5

UJ

S

О UJ

X о

X

о te со

106

ТУРИЩЕВА Татьяна Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского учета и налогообложений, Российский экономический у ниве реи ге г имени Г. В. Плеханова, доцент Депар тамен та аудита и корпоративной отчетности, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Цель исследования заключается в разработке практических рекомендаций, касающихся развития и усовершенствования организации и методики учета и контроля доходов и расходов автономных учреждений. Научная новизна проведенного исследования включает в себя предложения, касающиеся улучшения и формализации процедур классификации и соответственно учета доходов и расходов автономных учреждений по обменным и необменным операциям, также обоснованы направления повышения качества процедур внутреннего контроля за выполнением сметы за счет сосредоточения внимания на выполнении показателей государственного заказа, на отчетности о результатах выполнения сметы и обоснованности определения объемов внебюджетных поступлений. В результате установлено, что в современных условиях реформирования государственного сектора экономики России критически необходимым является рост эффективности систем учета и контроля в деятельности автономных учреждений за счет улучшения их организации, усовершенствования процедур получения и анализа данных, применения инновационного аналитического инструментария, способного обеспечивать выбор наиболее оптимальных вариантов хозяйствования. Ключевые слова: автономное учреждение; доходы; расходы;учетная политика; финансирование; бюджет; планирование; смета; внебюджетные поступления; обменные и необменные операции; классификация.

Введение

В современных, динамичных условиях развития рыночных отношений, на фоне усиления конкуренции и роста дефицита финансовых ресурсов в государственном секторе осложняется процесс управления деятельностью бюджетных учреждений, в том числе и автономных [1]. Наличие кризисных явлений в экономике, нестабильность и регулярные потрясения выдвигают на первый план необходимость решения главной проблемы - оптимизации использования государственных фондов, важность которой особенно возрастает на фоне общего негативного тренда увеличения расходов бюджета.

Б данном контексте не подлежит сомнению тот факт, что эффективное использование средств государства является одной из важнейших составляющих выполнения бюджета для всех органов власти, подвластных структур, министерств и ведомств.

Указанное требует совершенствования как форм и методов централизованного финансового контроля деятельности автономных учреждений, так и усиления внимания к формированию подсистемы децентрализованного внутреннего контроля, что в свою очередь предусматривает необходимость преодоления ряда препятствий, связанных с повышением качества, полноты и достоверности данных финансовой отчетности, на основе которой принимаются управленческие решения в сфере государственных финансов, в частности, что касается доходов и расходов автономных учреждений.

Как известно, в общей системе учета и контроля автономных учреждений именно учет доходов и расходов является самым сложным и ответственным направлением обеспечения их деятельности [2]. Принимая во внимание данные обстоятельства, актуализируется поиск новых научно-методических подходов к совершенствова-

нию организационного и функционального механизмов управления, формирования и использования финансовых ресурсов автономных учреждений. Важно также четко обосновать направления совершенствования учета выделяемых бюджетных средств для своевременного введения информационно-аналитических систем, что позволит на практике отслеживать состояние бухгалтерских счетов, осуществлять контроль доходов, целевое назначение расходуемых средств, а также оперативно формировать финансовую отчетность,

В связи с этим актуальность данного исследования определяется тем, что доходы автономных учреждений воплощают в себе основной источник их деятельности, а расходы позволяют анализировать ее эффективность и рациональность использования бюджетных ассигнований, поэтому соответствующая организация учета и контроля указанных объектов определяет результативность деятельности автономного учреждения.

Цель проводимого исследования предопределила следующие задача, 1) сформулировать предложения, касающиеся усовершенствования классификации и соответственно учета доходов и расходов автономных учреждений по обменным и необменным операциям; 2) разработать рекомендации по усовершенствованию учетной политики автономного учреждения; 3) обосновать направления улучшения процедур внутреннего контроля за выполнением сметы.

Методы исследования- методологической основой исследования является диалектический метод познания. Аналитический и системный методы использованы для установления связи системы бухгалтерского учета в автономных учреждениях с процессами трансформации управления доходами и расходами. Методы формальной логики и моделирования позволили сформулировать рекомендации по усовершенствованию организации учета доходов и расходов автономного учреждения, построению эффективной системы внутреннего контроля, а также его организации.

Теоре ти ческа я база исследования в кл ю ч ае т в себя работы A.A. Васильченко [3], О.В. Скрип-киной, А.Н. Минашкиной [4], Л.П. Ворониной |5J, A.C. Чулкова [б], Г.Т. Гафуроаой, ПН.Нотфул-линой [7], Roth Käthe [8], J. Albert [9].

Высоко оценивая научный потенциал указанных ученых, необходимо указать на нерешенность многих теоретических и практических вопросов организации учета и контроля доходов и расходов на уровне автономных

учреждений, оценки их результативности и эффективности. Так, отдельного внимания заслуживают направления модернизации учетно-контрольного обеспечения управления деятельностью автономных учреждений за счет повышения эффективности использования ресурсов и управления альтернативами на основе внедрения инновационных технологических достижений. Также недостаточно внимания учеными уделяется проблемам перевода системы учета доходов и расходов со стационарной в квазистационарную, направленную на прогнозирование и предупреждение негативных последствий деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в обеспечении достижения автономными учреждениями вследствие внедрения в практическую деятельность разработанных рекомендаций положительных результатов в вопросах повышения уровня оперативности и информативности учетных данных для нужд управления, а также повышения эффективности контроля за расходованием ресурсов.

Основная часть

Основной задачей бухгалтерского учета в процессе деятельности автономного учрежде-ния является обеспечение полного, точного и своевременного отражения всех хозяйственных операций, в том числе доходов и расходов [10]. Традиционно, учет доходов и расходов автономного учреждения осуществляется в соответствии с принятой учетной политикой, от детализации и качества составления которой зависит эффективность контроля за наличием и движением бюджетных средств, а также результативность функционирования учреждения в целом.

Изучение практики деятельности автономных учреждений в России, свидетельствует о том, что зачастую в учетных политиках не детализируются конкретные источники получения средств, а именно федеральный или местный бюджет, бюджетные и внебюджетные доходы. Однако данный аспект является критически важным, т.к. от этого будет зависеть на каком именно счете будут учитываться те или иные доходы. Кроме того, следует в приказе об учетной политике автономного учреждения указать процесс определения финансового результата, а также раскрыть информацию об инвентаризации, порядке осуществлении проверки подведомственных учреждений с заданной периодичностью как эффективного инструмента улучшения учета и контроля доходов и расходов.

Отдельный акцент необходимо сделать на том, что 8 2018 г. Приказом Министерства финансов России от 27 февраля 2018 г. N 32н был утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", однако до сих пор вопрос отнесения той или иной операции к категории обменной или необменной является двояким. Так, если главным признаком считать выполнение автономным учреждением возложенных на него функций, то безвозмездные поступления, предназначенные для таких целей, должны быть отнесены к доходам от обменных операций. Аналогично, учитывая этот признак, доходы от выявленных учреждением излишков материальных ценностей, ненужной тары, комплектующих,сырья, запасных частей, которые могут быть реализованы, должны относиться к доходам от необменных операций.

По мнению автора, исходя из сущности операций автономных учреждений, целесообразно было бы основным критерием законодательно определить именно наличие или отсутствие факта обмена в результате проведенной операции и соответствующим образом откорректировать сопутствующие законодательные акты с целью устранения противоречий. Также, руководствуясь данной логикой, следует отнести излишки, выявленные в результате инвентаризации, к доходам от необменных операций, поскольку по сути указанная операция соответствует безвозмездному получению активов, несмотря на то, что проведенные операции не предусматривают обмена на другие активы или денежные средства, 8 таблице представлена разработанная автором классификация доходов и расходов автономного учреждения по обменным и необменным операциям согласно критерию наличия или отсутствия факта обмена.

В процессе проведения оценки доходов в соответствии с национальным законодательством следует обратить внимание на тот факт, что доход от обменных операций отражается в бухгалтерском учете по стоимости активов, которые были получены или подлежат получению. В том случае, если доход от выполне-

ния работ или оказания услуг невозможно достоверно определить, то он оценивается в размере понесенных расходов, которые подлежат возмещению. Прочие доходы по обменным операциям (доходы от реализации не оборотных активов (за исключением недвижимого имущества) курсовых разниц, обязательств, не подлежащих погашению и т.д.) оцениваются в сумме признанного дохода. Доход, который получен в ходе осуществления необменной операции оценивается по фактической стоимости полученных денежных средств. Если его фактическая стоимость не может быть установлена, тогда используется справедливая стоимость.

Таблица - Классификация операций, которые определяют доходы и расходы автономного учреждения по обменным и необменным операциям

Операции

Обменные Необменные

Доходы Расходы Доходы Расходы

Получены бюджетные ассигнования на текущие расходы учреждения Начислены расходы на оплату труда Получены налоговые, неналоговые поступления Перечислено трансферты (субсидии, социальные выплаты)

Реализована продукция, работы, услуги, имущество учреждения Получены услуги, приняты работы в ходе основной или хозяйственной Бесплатное получение активов (услуг, работ) Бесплатно розданы, переданы активы физическим, юридическим лицам

деятельности Поступившие средства, являются по сути трансфертами Уплачены налоговые и неналоговые платежи

Виновным лицом возмещены убытки Использованы и списаны материальные активы Получены спонсорские, благотворительные взносы и другая Уменьшена стоимость нефинансового актива или уменьшено его

Начислены дивиденды, проценты,роялти Начислена амортизация гуманитарная помощь, подарки полезность

Начислена арендная плата Начислены финансовые расходы Получены суммы штрафов, неустойки, пени Начислены расходы от курсовых разниц

Повышена стоимость нефинансового актива в пределах предыдущей уценки или предыдущего уменьшения полезности Отражено выбытие финансовых инвестиций. Списана производственная себестоимость продукции, работ, услуг Обязательства, которые не подлежат погашению (кроме кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности) Выявлена недостача в результате инвентаризации

На следующем этапе исследования рассмотрим более подробно направления усовершенствования контроля за доходами и расходами автономных учреждений.

Как известно, контроль доходов и расходов автономных учреждений осуществляется путем проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых и других обязательств. В ходе этих операций оценивается и контролируется правильность ведением учета, составления достоверной бухгалтерской отчетности; проводится анализ хозяйственной деятельности; предоставляются консультации по вопросам налогового, финансового и прочего хозяйственного законодательства [11 ].

Также контроль учета доходов и расходов автономного учреждения проводится в процессе анализа выполнения сметы. Проверка соблюдения законодательства при составлении и исполнении сметы по сути является одним из важнейших контрольных мероприятий, в ходе которого анализируется:

1) выполнение показателей государственного заказа: например, статистические данные офактическомобъеме предоставленных услуг, фактической численности контингента, который пользуется услугами автономного учреждения, состояние обеспеченности определенными материальными ценностями;

2) отчетность о результатах выполнения сметы. 8 частности, отклонения между показателями утвержденных ассигнований, фактических и кассовых расходов может свидетельствовать о необоснованно проведенных расчетах необходимых ассигнований, что является основанием для тщательной проверки расчетов по определенным кодам экономической классификации.

По мнению автора, в процессе анализа контроля доходов и расходов также особое внимание необходимо уделить вопросу обоснованности определения объемов внебюджетных поступлений. Для этого целесообразно проанализировать соответствующие расчеты доходной части внебюджетного фонда сметы, которые должны составляться автономным учреждением по каждому источнику доходов. При отсутствии соответствующих расчетов или недостаточности данных следует проверить другие документы, подтверждающие запланированные в смете объемы поступлений. При этом необходимо учесть, что за основу этих расчетов должны приниматься такие показатели, как: объем предоставления тех или иных платных услуг, а также другие расчетные показатели {площадь помещений и стоимость оборудования и другого имущества, сдаваемых в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т.п.), размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с законодательством; прогнозный объем возврата средств в бюджет, имеющих целевое назначение. В то же время, следует учесть, что соответствующие показатели должны приводиться в объеме, указанном в расчете, и полностью отвечать показателям бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

1. Насущной необходимостью в современных условиях реформирования государственного сектора экономики России является повышение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.

2. В статье сформулированы предложения и рекомендации, касающиеся усовершенствования учетной политики автономного учреждения, классификации доходов и расходов как результата обменной или необменной операции, проведения внутреннего контроля сметы и поступления внебюджетных доходов.

Примечания:

1. Седей А Р. О нововведениях в сфер» учетной политики бюджетной организации // Экономика и социум. - 2019. № 9 (64). - С. 276-279.

2. Чайковская Л.А. Особенности бухгалтерского учета в автономных медицинских учреждениях // Бухучет в здравоохранении. - 2019. - № б. - С. 35-40,

3. Васильченко А,А. Планирование доходов и рас ходов автономного учреждения //Теория и практика современной науки. - 2020. - № 9(63). - С 52-56.

4. Скрипкина О.В., Мииашкина А.Н. Внутренняя отчетность автономного учреждения //Управленческий учет. - 2018,- №2.-С. 76-81.

5. Воронина Л.П. Управление финансами учреждений здравоохранения // Муниципалитет; экономика и управление. 2019. - № 3 (28). - С. 57-67.

6. Чулков А.С. Финансирование капитальных вложений в бюджетных и автономных учреждениях здравоохранения: современные тенденции // Бухучет в здравоохранении. - 2018. - № 8. - С, 52-61.

/. Гафурова Г .Т., Нотфуллииа Г.Н. Сравнительный анализ организационных и финансовых условий деятельности автономных и бюджетных учреждений в контексте результативности бюджетной реформы //Финансы и кредит. - 2019. - Т. 25. - N° 1 (781).-С. 114-129.

8. Canadian public finance: explaining budgetary institutions and the budget process in Canada / Genevie?ve TeMier; translated by Kaithe Roth. [oronto; Buffalo: University of Toronto Press, 2019. 237 p.

9. Albert, J.-L Changing over from indépendant financîal institutions to independent budgetary institutions//Gestion& finances publiques: la revue. 2019. Numéro 4; pp 30-37.

10.Витютина T.A., Оськина H.В, Особенности веде ния учета, анализ и совершенствование расчетов с дебиторами и кредиторами в автономном учреждении // Калужский экономический вест ник. - 2018. - № 4. - С. 13-19.

11.Луганская С.Г. Бюджетное прогнозирование и планирование государственного задания и су б сидии на финансовое обеспечение его выполнения в государственных бюджетных и автономных учреждениях // Экономика: вчера, сегодня, завт ра, - 2018. - Т. 8. - № 6А. - С 198-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.