Научная статья на тему 'Разработка системы бухгалтерского учета доходов и расходов в НИИ аграрного профиля в условиях применения плана счетов коммерческих организаций'

Разработка системы бухгалтерского учета доходов и расходов в НИИ аграрного профиля в условиях применения плана счетов коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Учет доходов и расходов / научные учреждения аграрного профиля / план счетов коммерческих организаций / нематериальные активы / ACCOUNTING OF INCOMES AND EXPENSES / SCIENTIFIC INSTITUTIONS OF AGRARIAN PROFILE / CHART OF ACCOUNTS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS / INTANGIBLE ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасенко О. Н.

В данной статье рассматривается возможность применения научными бюджетными учреждениями плана счетов коммерческих организаций. Отражены основные видения автора этапов формирования системы учета доходов и расходов, которая позволяет накапливать информацию по аналитическим признакам от всех видов деятельности научных учреждений аграрного профиля. В статье рассмотрена корреспонденция счетов по отражению доходов и расходов, а также результатов интеллектуальной деятельности НИИ аграрного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ACCOUNTING SYSTEM FOR INCOME AND EXPENDITURE IN AGRICULTURAL RESEARCH INSTITUTE IN THE CONTEXT OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS' ACCOUNTS CHART APPLICATION

In this article, the possibility of using the chart of accounts of commercial organizations by scientific budget institutions is being considered. The main visions of the author of stages of formation of system of the accounting of the income and expenses which allows accumulating information on analytical signs from all kinds of activity of scientific institutions of an agrarian profile are reflected. In article correspondence of accounts on reflection of the income and expenses, and also results of intellectual activity of scientific research institute of an agrarian profile is considered.

Текст научной работы на тему «Разработка системы бухгалтерского учета доходов и расходов в НИИ аграрного профиля в условиях применения плана счетов коммерческих организаций»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-03.14

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В НИИ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАНА СЧЕТОВ

КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

DEVELOPMENT OF ACCOUNTING SYSTEM FOR INCOME AND EXPENDITURE IN AGRICULTURAL RESEARCH INSTITUTE IN THE CONTEXT OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS' ACCOUNTS CHART APPLICATION

Тарасенко О.Н., кандидат экономических наук, доцент Tarasenko O.N., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», Воронеж, Россия

Voronezh State Agrarian University named after Peter the Great, Voronezh, Russia

E-mail: sunton@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается возможность применения научными бюджетными учреждениями плана счетов коммерческих организаций. Отражены основные видения автора этапов формирования системы учета доходов и расходов, которая позволяет накапливать информацию по аналитическим признакам от всех видов деятельности научных учреждений аграрного профиля. В статье рассмотрена корреспонденция счетов по отражению доходов и расходов, а также результатов интеллектуальной деятельности НИИ аграрного профиля.

ABSTRACT

In this article, the possibility of using the chart of accounts of commercial organizations by scientific budget institutions is being considered. The main visions of the author of stages of formation of system of the accounting of the income and expenses which allows accumulating information on analytical signs from all kinds of activity of scientific institutions of an agrarian profile are reflected. In article correspondence of accounts on reflection of the income and expenses, and also results of intellectual activity of scientific research institute of an agrarian profile is considered.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Учет доходов и расходов, научные учреждения аграрного профиля, план счетов коммерческих организаций, нематериальные активы.

KEY WORDS

Accounting of incomes and expenses, scientific institutions of agrarian profile, chart of accounts of commercial organizations, intangible assets.

В настоящее время многие бюджетные учреждения в той или иной форме занимаются хозяйственной деятельностью: сдают в аренду часть имеющейся площади и оборудования, оказывают различные услуги населению и организациям по профилю своей деятельности. Некоторые НИИ на коммерческих условиях реализуют опытные образцы своих разработок и даже организуют цеха по выпуску этой продукции и службы для ее реализации потребителям и т. п.

В некоторых бюджетных организациях операции коммерческого характера занимают значительное место, а иногда являются основой всей осуществляемой деятельности.

В подобных случаях эти организации по согласованию с вышестоящим органом полностью переходят на типовой план счетов для коммерческих организаций. Правда, при этом возникают сложности при составлении отчетности, адаптированной, естественно, к плану счетов бюджетных организаций. Но гораздо проще раз в квартал

составить отчет, используя взаимосвязь счетов типового плана счетов для коммерческих организаций и бюджетного плана счетов, чем ежедневно вести учет по счетам, которые в значительной мере уже не отражают характер деятельности данной организации.

Так, М.З. Пизенгольц в статье «Учет в бюджетных организациях, ведущих хозяйственную деятельность» [15] выделял возможности перехода с бюджетного плана счетов на типовой для коммерческих организаций.

Так как большинство научно-исследовательских институтов Российской академии сельскохозяйственных наук в силу специфики своей деятельности (научные разработки) в большинстве случаев связаны с производством сельскохозяйственной продукции, которая после подведения итогов опытов и соответствующих разработок, как правило, поступает в реализацию.

Даже выведение новых сортов растений и пород животных в конечном счете завершается тем, что результаты исследований передаются (реализуются) соответствующим хозяйствам для массового тиражирования.

В силу специфики своей деятельности НИИ РАСХН вынуждены были перейти еще в начале 90-х годов с бюджетного плана счетов на типовой план счетов коммерческих организаций. Даже институты теоретического профиля имели поступления как от реализации своих разработок, так и от прочих видов деятельности. Так, Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии (ВНИИВВиМ) г. Покров Владимирской области помимо чисто теоретических исследований осуществляет производство разрабатываемых препаратов и их реализацию, т. е. несет расходы на производство соответствующих препаратов, получает доходы от их реализации с выведением финансовых результатов деятельности. Естественно, что в институте, как и в других институтах РАСХН, вынуждены были перейти на типовой план счетов бухгалтерского учета коммерческих организаций.

Несомненно, не все удачно решено в этих планах счетов. Однако одно является бесспорным: жизнь настоятельно требует привязки типового плана счетов коммерческих организаций к особенностям бюджетных организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Мы присоединяемся к точке зрения М.З. Пизенгольца [15], что чисто бюджетный план счетов должен применяться в государственных органах управления и других бюджетных организациях (суды, прокуратура и др.), профиль которых несовместим с ведением хозяйственной деятельности.

Однако, все-таки ведение бухгалтерского бюджетного учета в соответствии с бюджетным планом счетов в большей степени нацелено на контроль со стороны государства, а для формирования качественной прозрачной отчетности на уровне исследуемых научных учреждений аграрного профиля, занимающихся хозяйственной деятельностью, существующая единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, по нашему мнению, не отражает в значительной мере специфику и характер деятельности каждой организации в отдельности.

В настоящее время действующий для бюджетных организаций план счетов бухгалтерского учета сильно загроможден (счет имеет 26 знаков), а следовательно, учетная система не позволяет накапливать информацию по аналитическим признакам от всех видов деятельности научных учреждений аграрного профиля. В данных учреждениях возникает необходимость учитывать доходы и расходы по различным видам деятельности (бюджетной и приносящей доход деятельности), а также управление затратами должно осуществляться с максимальным аналитическим разрезом по темам и этапам НИОКР, что план счетов для бюджетных учреждений не предполагает. Эта проблема становится решаемой при переходе на план счетов для коммерческих организаций.

Также, в специальной экономической литературе [15] обосновываются варианты перехода с бюджетного плана счетов на типовой план счетов для коммерческих организаций.

Поэтому, научно-исследовательским учреждениям аграрного профиля можно сделать попытку перехода на коммерческий план счетов, тем более что такой опыт уже существует.

В соответствии с данным вариантом учета особое внимание необходимо обратить на учет средств финансирования исследуемых учреждениях.

Как было отмечено ранее, получение средств финансирования, как и выручки, на наш взгляд, направлено на увеличение капитала, но если получен нулевой финансовый результат или убыток, то в данной ситуации наблюдается поступление активов, не приведшее к увеличению капитала. Международным бухгалтерским стандартом № 20 «Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи» установлено, что если гранты оказываются для финансирования затрат, то они связаны с доходами и признаются в отчетности отчетного периода, вычитаются из соответствующих им затрат. В России в соответствии с требованиями ПБУ 13/ 2000 «Учет государственной помощи» [6] бюджетное финансирование коммерческими организациями учитывается в составе доходов будущих периодов. Таким образом, бюджетные ассигнования могут соответствовать этому определению, даже если получение указанных средств не всегда приводит к увеличению капитала, что свойственно для бюджетных учреждений.

Подтверждением данного вывода можно признать требования 25 Главы Налогового кодекса РФ, в которой косвенно признается, что целевые поступления и средства целевого финансирования являются доходом в терминологии Главы 25 Налогового кодекса РФ, так как они приведены в перечне ст.251 НК РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». [12]

Считаем, что основные учетные категории должны быть едины и не могут в одной отрасли учетной практики применяться, а в другой нет. Важно достичь единства основных учетных категорий и применения их в учете как бюджетных, так и в коммерческих предприятиях. Взаимосвязь учетных категорий «средства, полученные в порядке санкционирования» и «доходы», действующих на стадии формирования информации о финансовом обеспечении деятельности научно-исследовательских учреждений, вызывает необходимость их комплексного использования в практике учета. При этом должна учитываться как сама специфика функционирования бюджетных ассигнований и доходов от реализации, так и сферы их действия. Если этого не будет, функционирование категорий в процессе учетной деятельности не окажет положительного влияния на результаты деятельности системы учета, то есть на достоверность и правдивость отчетной информации.

Действующая в области бухгалтерского учета законодательно-нормативная база не содержит единой методики учета расходования средств для бюджетных учреждений. Научные учреждения негосударственного сектора экономики соблюдают требования Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а бюджетные учреждения — положения Инструкции №162н. [16] Единым требованием является обособленный учет поступления и расходования средств, полученных в порядке санкционирования расходов, состав этих средств в указанных инструкциях не идентичен, также отсутствуют условия их принятия к бухгалтерскому учету. Отсутствие внутрисистемных научных разработок и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в научной сфере вызвали существенные различия в подходе к вопросам постановки бухгалтерского учета

Негосударственные научные учреждения ведут бухгалтерский учет средств целевого финансирования на счете 86 «Целевое финансирование», в характеристике которого они определены как:

• средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения;

• средства, поступившие от других организаций и лиц;

• другие средства.

Данная группировка не содержит единого классификационного признака: средства финансирования разделены как по назначению использования, так и по источнику образования. Отсутствие четкой детализации негативно сказывается на формировании информации и составлении отчетности о поступивших средствах финансирования.

В настоящее время источников несколько, поэтому любые операции, напрямую не связанные с конкретным источником, должны учитываться обособленно.

Таким образом, подразделение операций на два вида: по бюджетной и предпринимательской деятельности, с выделением на субсчетах отличительных признаков, не решает проблему отражения прочих доходов и расходов учреждения и не способствует прозрачности финансовых потоков бюджетных учреждений. В обозначенной группировке, с одной стороны, содержится единый классификационный критерий - источники образования средств, с другой, он не применяется при отражении данных на счетах бухгалтерского учета. Завуалированные под целевые поступления доходы все равно остаются доходами с точки зрения Налогового кодекса РФ.

Коммерческие организации ведут бухгалтерский учет средств целевого финансирования, опираясь на инструкцию по применению плана счетов, утвержденную Приказом Минфина РФ №94н. Установленный в инструкции порядок отражения в учете информации о поступлении средств целевого финансирования содержит явное противоречие основным бухгалтерским принципам, а именно «принципу начисления». В инструкции определено, что полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий средства целевого назначения отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Таким образом, требования инструкции позволяют осуществлять данную бухгалтерскую запись только по факту получения средств целевого финансирования, то есть, не раньше, чем эти средства поступят в учреждение. Тем не менее, учреждение может начать реализацию какой-либо программы и до того, как поступят целевые средства на ее осуществление, если зафиксирована договоренность между финансирующей стороной и учреждением-получателем этих средств.

Нам представляется учитывать средства финансирования по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в момент наступления даты, когда финансирующая сторона обязана передать средства учреждению, а не по факту поступления (оплаты) данных средств.

Однако данная методика учета расходов за счет средств целевого финансирования не адаптирована применительно к деятельности некоммерческих организаций. В современных условиях поступления некоммерческих организаций состоят не только из средств целевого финансирования, но и из поступлений от предпринимательской деятельности, для учета которых и предусмотрены счета 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы». Поэтому в специальной литературе существуют различные точки зрения относительно учета расходов, на счетах 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Одни специалисты в области учета [2,13]считают, что счета 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы» предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности коммерческой организации. В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы приводят к уменьшению экономических выгод организации. Следовательно, расходы за счет средств целевого финансирования не являются расходами по обычным видам деятельности, и положения ПБУ 10/99 на данные расходы не распространяются.

Другие ученые считают [4,5,7], что если средства целевого финансирования поступают в некоммерческую организацию и направляются на ведение основной деятельности, то отражать данные средства на счетах 20 и 26 можно. Только расходы, непосредственно связанные с ведением уставной деятельности, необходимо отражать

двумя способами: на счете 20 «Основное производство» (субсчет 1 «Расходы по бюджетной деятельности учреждения») с последующим отнесением на счет 86 «Целевое финансирование» или непосредственно на счете 86 "Целевое финансирование".

Порядок учета расходов по бюджетной деятельности при этом рекомендуется отразить в учетной политике некоммерческой организации.

На наш взгляд, данные счета должны быть синтетическими, так как к каждому счету при такой группировке имеется возможность ввести субсчета, например, к счету «Расходы по бюджетной деятельности учреждения» в научных учреждениях можно открыть аналитические счета:

- 20.1.1 «Расходы учреждения по выполнению НИР»;

- 20.1.2 «Расходы учреждения по изготовлению и испытанию опытных образцов новой научно-технической продукции»;

- 20.1.3 «Расходы по содержанию патентов».

В исследуемых бюджетных учреждениях учет расходов должен осуществляться в соответствии с КОСГУ по статьям и подстатьям расходов. Однако, для формирования достоверных данных о стоимости создаваемой научной продукции необходимо, на наш взгляд, отражать специфику научно-исследовательских учреждений аграрного сектора по рекомендуемой номенклатуре расходов.

При этом дальнейший аналитический учет должен вестись в разрезе каждой научно-исследовательской темы в соответствии с «Программой фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития агропромышленного комплекса РФ» по статьям утвержденной для нее сметы расходов. Это усилит контроль расходов и позволит внутренним и внешним пользователям получать информацию, необходимую для осуществления оперативного и стратегического управления научным учреждением.

При осуществлении приносящей доход деятельности в научно-исследовательских учреждениях, считаем возможным учитывать расходы от этой деятельности на субсчете 20.2 «Расходы по приносящей доход деятельности» с выделением следующего аналитических счетов:

- 20.2.1 «Расходы по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам»;

- 20.2.2. «Расходы на производство и реализацию семян сортов высших репродукций».

Для целей бухгалтерского учета базовыми элементами классификации доходов и расходов выбраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия:

- Доходы (расходы) от основной деятельности, т.е. деятельности, направленной на проведение научно-исследовательских работ.

- Доходы (расходы) от прочих поступлений, т.е. деятельность, приносящая доходы научным учреждениям и не относящаяся к основной деятельности.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций доходы, полученные от основной деятельности будут отражаться на субсчете 90.1 «Поступление вознаграждения (роялти) от предоставления прав на патенты», а доходы, полученные от предпринимательской деятельности - на субсчете 90.2 «Выручка от реализации товаров, работ, услуг».

Доходы и расходы по прочим видам платной деятельности предполагается учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Так к данному счету можно открыть следующие субсчета:

- 91.1 «Доходы от прочей деятельности, непосредственно не связанной с профилирующей деятельностью учреждения»

- 91.2 «Расходы от прочей деятельности, непосредственно не связанной с профилирующей деятельностью учреждения».

Разработанная классификация доходов учитывает систематичность получения доходов и взаимосвязь их с основным видом деятельности научно-исследовательского учреждения.

Расходы исследуемых учреждений должны быть сгруппированы таким образом, чтобы обеспечивалась взаимосвязь, и прослеживалось соответствие расходов и доходов учреждения. Отразим предлагаемую номенклатуру аналитических счетов доходов и расходов в научно-исследовательских учреждениях аграрного профиля в таблице 1.

В ходе проведенного диссертационного исследования, было выявлено, что исключительное право патентообладателя на селекционное достижение (или изобретение), в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету должно признаваться в качестве нематериального актива.

Таблица 1 - Взаимосвязь предлагаемых аналитических счетов по учету доходов и расходов в научно-исследовательских учреждениях аграрного профиля

Расходы Объекты учета Доходы

Счет 20 «Основное производство» субсчет 1 «Расходы по уставной деятельности учреждения» Выполнение незавершенных НИОКР по основной (уставной) деятельности в соответствии с предложенным вариантом выделения аналитических объектов учета по этапам проведенных научно-исследовательских работ Счета.86 «Целевое финансирование», 90 «Продажи», 91.1 «Прочие доходы»

20.1.1 «Расходы учреждения по выполнению НИР» (расходы по статьям ЭКР)

20.1.2 «Расходы учреждения по изготовлению и испытанию опытных образцов новой научно-технической продукции» (расходы по статьям ЭКР) Счет 90 субсчет 1 «Поступление вознаграждения (роялти) от предоставления прав на патенты»

20.1.3 «Расходы по содержанию патентов»: расходы на амортизацию основных средств и НМА, расходы учреждения по прочим услугам (услуги патентного поверенного при регистрации исключительных прав, оплата патентных пошлин)» Законченные и оформленные результаты интеллектуальной деятельности (патенты)

Счет 20 субсчет.2 «Расходы по предпринимательской деятельности» 1.Осуществление работ на хоздоговорной основе по созданию научно-технической и другой продукции по заказам потребителей 2.Производство и реализация семян элиты, фабричных семян сельхозпроизводителям Счет 90 субсчет 2 «Выручка от реализации товаров, работ, услуг»

20.2.1 «Расходы по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам»; 20.2.2. «Расходы на производство и реализацию семян сортов высших репродукций» (расходы по статьям ЭКР)

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Расходы от прочей деятельности, непосредственно не связанной с уставной деятельностью учреждения» (расходы по статьям ЭКР) 1. Деятельность обособленных подразделений, отделов, участков, не связанная напрямую с основной деятельностью учреждения 2. Экспорт и импорт основной и побочной продукции: приборов, препаратов, инструментов, диагностикумов, лицензий 3. Осуществление сертификационной, лицензионной 4.Организация редакционно-издательской деятельности; организация международных конференций, съездов, симпозиумов и др. Счет 91 субсчет 1 «Доходы от прочей деятельности, непосредственно не связанной с уставной деятельностью учреждения»

Таблица 2 - Предлагаемая корреспонденция счетов по отражению доходов и расходов от бюджетной и приносящей доход деятельности для НИИ аграрного профиля

№ пп Содержание операции Дебет Кредит

1. Получено финансирование 76 51 66 88

2. Произведены фактические расходы НИИ по статьям экономической классификации расходов 20.1.1«Расходы учреждения по выполнению НИР»; 20.1.2«Расходы учреждения по изготовлению и испытанию опытных образцов новой научно-технической продукции»; 20.1.3 «Расходы по содержанию патента 10 70 69 23 26 25 76

3. Списаны расходы по фактической стоимости работ на финансовый результат НИИ 90.1 «Поступление вознаграждения (роялти) от предоставления прав на патенты» 20.1.1«Расходы учреждения по выполнению НИР» 20.1.2«Расходы учреждения по изготовлению и испытанию опытных образцов новой научно-технической продукции» 20.1.3 «Расходы по содержанию патента»

90.2 «Выручка от реализации товаров, работ, услуг». 20.2.1 «Расходы по выполнению НИОКР по договорам» 20.2.2 «Расходы на производство и реализацию семян сортов высших репродукций»

4. Списаны расходы по прочим видам деятельности на финансовый результат НИИ 91.1«Доходы от прочей деятельности, непосредственно не связанной с профилирующей деятельностью учреждения» 91.9 91.2 «Расходы от прочей деятельности, непосредственно не связанной с профилирующей деятельностью учреждения 99

5. Отражено направление средств целевого финансирования на покрытие фактических расходов по содержанию организации 86 90.1 «Поступление вознаграждения (роялти) от предоставления прав на патенты»

6. Принят к бухгалтерскому учету нематериальный актив 08 04 98 08

7. Начислена амортизация по нематериальным активам (НМА) 20.1.3 «Расходы по содержанию патента 05

8. Произведена оплата патентных пошлин 20.1.3 «Расходы по содержанию патента 76

9. Начислены лицензионные платежи 76 98

10. Доля доходов будущих периодов в виде поступивших роялти в отчетном периоде зачисляется в доходы отчетного периода 98 90.1 «Поступление вознаграждения (роялти) от предоставления прав на патенты»

11. Определен финансовый результат по видам предпринимательской деятельности 99 90.2 «Выручка от реализации товаров, работ, услуг». 91.1«Доходы от прочей деятельности, непосредственно не связанной с профилирующей деятельностью учреждения

Таким образом, постановку на баланс нематериальных активов, выраженных в патентах на селекционные достижения, изобретения в НИИ аграрного профиля, оцененных по доходному подходу, следует отразить записью: Дебет 08 «Вложения во

внеоборотные активы», Кредит 98 «Доходы будущих периодов», Дебет 04 «Нематериальные активы», Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При учете такого специфического объекта, как нематериальные активы учреждения несут следующие виды расходов: оплата патентных пошлин и начисление амортизации по НМА.

Начисленная амортизация по нематериальным активам будет отражаться записью: Дебет 20.1.3 «Расходы по содержанию патента», Кредит 05 «Амортизация нематериальных активов».

Также, в течение каждого отчетного периода НИИ должен оплачивать государству патентные пошлины на поддержание патентов, при этом данный вид расходов списывается на счет 20.1.3 «Расходы по содержанию патента»: Дебет 20.1.3 «Расходы по содержанию патента», Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Так как в сельском хозяйстве производственный цикл длится определенное количество времени, а доходы от передачи прав на патенты учреждения получают не сразу, то начисленные лицензионные платежи считаем целесообразным отражать с применением счета 98 «Доходы будущих периодов»: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

Доля доходов будущих периодов в виде поступивших роялти в отчетном периоде зачисляется в доходы отчетного периода следующей проводкой: Дебет 98 «Доходы будущих периодов», Кредит 90.1 «Поступление вознаграждения (роялти) от предоставления прав на патенты».

Отразим основные хозяйственные операции по учету доходов и расходов от бюджетной и приносящей доход деятельности НИИ аграрного профиля с применением плана счетов коммерческих организаций в таблице 2.

Таким образом, нам представляется возможным для применения в научно-исследовательских учреждениях аграрного профиля предложенный вариант учета доходов и расходов с использованием плана счетов коммерческих организаций.

Однако, по нашему мнению, в целом, при разработке нового типового плана счетов для коммерческих организаций целесообразно с учетом всего накопленного опыта учета в бюджетных организациях, занимающихся хозяйственной деятельностью, выделить в нем специальный раздел по таким хозяйственным операциям.

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алейникова М.Ю. Учет операций по санкционированию расходов в бюджетном учреждении / М.Ю. Алейникова // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2016. - № 11. - С. 29-34.

2. Андреева И.О. Сравнительная характеристика бюджетного и коммерческого учёта. Анализ расчётов с внебюджетными фондами в муниципальном бюджетном учреждении / И.О. Андреева, И.Ф. Пильникова // Молодежь и наука. - 2016. - № 5. -С. 169.

3. Васюткина Л.В. Основные положения организации бухгалтерского учета бюджетных учреждений / Л.В. Васюткина, Е.С. Погорельцева, Г.В. Куликова // «Актуальные проблемы учета, анализа и аудита в социальной сфере». Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. - 2016. -С. 16-22.

4. Вахрушина М.А. Управленческий учет как современная учетная парадигма бюджетных учреждений / М.А. Вахрушина // Учет. Анализ. Аудит. - 2016. - № 1. -С. 74-89.

5. Вейнбендер Т.Л. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях / Т.Л. Вейнбендер // Монография. - Тюмень. - 2015.

6. Все положения по бухгалтерскому учету. Тексты с изменениями и дополнениями по состоянию на 2016.- М: Эксмо-Пресс, 2016 г.- 224с.

7. Горлова О.Ю. Методические аспекты учета доходов и расходов в бюджетных учреждениях / О.Ю. Горлова // «Современные взгляды на учетно-аналитические и финансово-экономические проблемы». - 2016. - С. 49-52.

8. Дьяченко Е. Ю. Развитие бухгалтерского учета и финансового контроля в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12 / Е. Ю. Дьяченко // Воронеж , - 2013 -227 с.

9. Жуклинец И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / И.И. Жуклинец // Учебник и практикум. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.). -Москва, - 2015.

10. Короткова Н.В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит нематериальных активов в бюджетном учреждении / Н.В. Короткова // Молодежь и наука. - 2016. - № 4. -С. 147.

11. Короткова Н.В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит нематериальных активов в бюджетном учреждении / Н.В. Короткова, Л.М. Стахеева // Молодежь и наука. -2016. - № 5. - С. 194.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая (с изм. и доп.)). -М.:КноРус, - 2015. - 1040 с.

13. Наскина А.С. Бухгалтерский учет в бюджетном учреждении / А.С. Наскина // «Инновации, технологии, наука». Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 178-180.

14. Неделько Г. В. Организация бухгалтерского учета в автономных учреждениях высшего профессионального образования: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12 / Г. В Неделько // Москва, - 2011. - 206 с.

15. Пизенгольц М.З. Учет в бюджетных организациях, ведущих хозяйственную деятельность / М.З. Пизенгольц // Бухгалтерский учет. - 2002. - №6.

16. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. № 94н (в ред. От 08.11.2010) [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

17. Пономарева Н.В. Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных учреждений в России: проблемы и приоритеты развития в рамках МСФО общественного сектора / Н.В. Пономарева, Н.В. Акимова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1 (54). - С. 424-428.

18. Попова А. Д. Управленческий учет и внутренний контроль доходов и расходов в бюджетных образовательных учреждениях: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12 / А. Д. Попова // Ростов-на-Дону , - 2015 - 211 с.

19. Сабирова А.Н. Особенности бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях / А.Н. Сабирова, Ю.А. Котлова // «Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века». Сборник научных статей. - Хабаровск, - 2016. - С. 141-144.

20. Чайковская Л.А. Принятие к учету результатов интеллектуальной деятельности и прав на них при бюджетном финансировании: проблемы и пути решения / Л.А. Чайковская // Право интеллектуальной собственности. - 2016. - № 2. - С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.