УДК: 336.346
Акмуллаева З. Р.
магистрант
Крымский инженерно-педагогический университет
Научный руководитель: Ваниева М. Р.
д.э.н., доцент
кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Крымский инженерно-педагогический университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ
В статье раскрыта методика проведения учета, анализа и контроля расчетов с бюджетом, показан анализ расчетов с бюджетом.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый учет, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, подоходный налог, акцизы, налоговый кредит, налоги и сборы, расчеты по начислению налогов, аудит расчетов с бюджетом.
В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс. Налоги оказывают влияние на факторы общественного производства и социальные группы. Работники свою заработную плату расходуют на приобретение товаров и услуг, уплату налогов. Таким образом налоги влияют на экономику по уровню оплаты труда. Размер налога предопределяет уровень оплаты труда, в которую включены налоговые платежи, влияют на уровень совокупного спроса, на развитие производства. Налоги являются обязательным платежом в бюджет. Можно сказать, что налоги возвращаются налогоплательщикам в форме финансирования из бюджета. Налогоплательщики, в основном, выплачивают налоги самостоятельно, но при нарушении установленных норм налогообложения применяют принуждение и финансовые и штрафные санкции [1].
Нормативные документы при ведении учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам: законы, налоговый кодекс, гражданский кодекс, положения, план счетов.
Цель статьи исследование норм организации учета расчетов с бюджетом, разработать теоретико-методологические аспекты формирования и оценки систем внутреннего и внешнего контроля; методик внутреннего и внешнего контроля расчетов с бюджетом на базе интеграции бухгалтерского финансового и налогового учета для обеспечения гармонизации интересов налоговых органов и налогоплательщиков.
Задачи: Изучить основы и правовое регулирование учета расчетов с бюджетом, рассмотреть организацию учета расчетов, выявить недостатки учета и рассмотреть пути совершенствования учета и расчетов с бюджетом.
Налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные и местные. Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин [2].
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) — в ведомости № 7 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета) [3].
Функции налогов — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Выделяют следующие функции налогов:
1. фискальная;
2. регулирующая;
3. социальная;
4. контрольная.
Налог — система, состоящая из самостоятельных, имеющих юридическое значение элементов налога.
Элементы налога:
1. Обязательные элементы (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога);
2. Факультативные элементы (порядок удержание и возврат неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы);
3. Дополнительные элементы (предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад, получатель налога).
В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [4].
Информационное обеспечение анализа расчетов по налогам и сборам основывается на данных бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности, источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Группы налогов: налоги, уплачиваемые из выручки (косвенные налоги); налоги, относимые на расходы по реализации; налоги, уплачиваемые из прибыли. На заключительном этапе анализа структуры и динамики налоговых и неналоговых платежей оценивается степень участия кредиторской задолженности по налогам и сборам в формировании имущества.
Важным этапом анализа является проведение факторного анализа наиболее значимых видов налогов. Основными источниками информации при этом являются налоговые декларации (расчеты) по налогам, уплачиваемым исследуемой организацией, в частности по налогу на добавленную стоимость, налогу на недвижимость и на прибыль [1].
Одним из решений совершенствованию бухгалтерского учета по налогам и сборам — упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет. Но, так как эти налоговые рычаги являются основным источником поступлений в бюджет, отмена данных платежей неосуществима и возможно только при их замене иными источниками.
Важный вопрос — снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, это возможно при условии роста доходов населения. Большим недостатком бухгалтерского учета считается принцип двойного налогообложения при формировании цены. В основном налоги, исчисляемые от суммы реализации продукции, налоги накладываются на налог, что влечет увеличение издержек, себестоимости, то есть увеличение цен.
Большим минусом считается, когда устанавливают большие ставки налогов предприятиям, получающим дотации от государства. Посредством налоговых льгот государство может также стимулировать наиболее важные виды деятельности, как в экономическом, так и в социальном аспекте, инновационный бизнес, что послужит в дальнейшем снижению цен [5].
Необходимыми преобразованиями налогов на доходы и прибыль являются:
а) четкое определение субъектов, попадающих в сферу действия этих налогов, налогоплательщики должны разделяться на резидентов и нерезидентов с четким закреплением правил налоговой юрисдикции государства;
б) расширение налоговой базы, в т. ч. за счет сокращения вычетов из облагаемого дохода и уточнения состава издержек по осуществлению коммерческой деятельности;
в) сохранение единых унифицированных для всех видов деятельности и налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка взимания и ставок налога на прибыль [6].
При совершенствовании бухгалтерского учета по налогам и сборам необходимо развивать методику учета налога на добавленную стоимость. Многие отечественные и зарубежные экономисты предлагают повысить налог на землю и сделать его одним из основных в налоговой системе, мотивируя это тем, что земля является неэластичным с точки зрения предложения фактором производства, предложение земли постоянно, и при введении налога общий спрос на землю не изменится. В данном случае весь налог полностью оплачивается собственником фактора, характеризующегося неэластичным предложением. Налог на землю в условиях рыночной экономики не искажает экономическую эффективность, так как налог на чистую экономическую ренту (которым он является) не повлияет на экономическую ситуацию. В качестве одного из направлений совершенствования налоговой системы может быть введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости. Для совершенствования и оптимизации как бухгалтерского, так и налогового учета по налогам и сборам необходимо провести автоматизацию данных операций [7].
За методами вычисления налоги можно разделить таким образом:
Кадастровый (таблица, справочник) — объекты налогообложения делятся на группы по определенному признаку, группы заносятся в справочники, у каждой группы индивидуальная ставка налога. Такой метод характеризуется тем, что размер налога не зависит от прибыльного и объекта. Пример такого налога — налог с владельцев транспортных средств. Зависит от объема двигателя средства не зависимо от используется ли транспортное средство или простаивает.
По декларации.
Декларация — документ, где плательщики приводят расчет дохода и налог из дохода. Чертой метода то, что уплата налога производится после получения дохода. Пример, налог на прибыль.
Из источника выплаты дохода, который уменьшается на сумму налога. Пример, подоходный налог, платится предприятием, где работает физическое лицо. Перед выплатой заработной платы из суммы удерживается подоходный налог, затем его перечисляют в бюджет, остальная сумма выплачивается рабочему.
У каждого вида налогов существуют специфические черты, функциональное назначение, каждый налог занимает индивидуальное место в налоговой системе. Роль налога зависит от принадлежности к группе в соответствии с классификацией налогов.
Классификация налогов определяется по признакам: по форме налогообложения, по экономическому содержанию объекта, в зависимости от уровня государственных структур, которые их устанавливают.
По форме налогообложения делят на две группы: прямые и непрямые.
Прямые налоги устанавливают непосредственно плательщикам, и они выплачиваются за счет доходов плательщиков, сумма налога зависит от размера объекта налогообложения.
Непрямые налоги предусмотрены в ценах товаров и услуг и выплачиваются за счет ценовой надбавки, размер прямо не зависит от его доходов.
По экономическому содержанию объекта налоги делят на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.
Налоги на доходы состоят из доходов физических и юридических лиц, объекты налогообложения — заработная плата и другие доходы, прибыль или валовой доход предприятий.
Налоги на потребление выплачиваются при использовании. Они исправляются в форме непрямых налогов.
Налоги на имущество устанавливаются в зависимости движимого или недвижимого имущества.
По уровню государственных структур, которые устанавливают налоги, налоги бывают общегосударственные и местные. Общегосударственные налоги устанавливают высшие органы власти, они являются обязательными на всей территории страны. Местные налоги устанавливают местные советы народных депутатов [8].
Налоговый учет выполняет следующие функции:
• информационную — предоставляет информацию, которую используют внешние и внутренние пользователи. Реализуется с помощью налоговых расчетов путем постоянного фиксирования, документирования хозяйственных операций, которые были совершены. Предоставляется лицам, имеющим право на это;
• контрольную — при всех этапах бухгалтерского учета. Необходимо при приобретении товаров и услуг проверить надежность поставщика, правомерность договора поставки, все счета, реквизиты, выделение НДС, процесс поставки и его соответствие требованиям договора, дальнейшее движение ценностей в организации как поступают на склад, как хранятся на складе, как расходуются, их реализация, какие были потери, или недостачи.
Бухгалтерская налоговая информация — это основа для контроля и проверки выполнения планов по пополнению бюджетов, также считается основой для внутреннего и внешнего аудита [5].
Налоговый учет — система обобщения информации, с ее помощью определяется налоговая база по налогу на прибыль, основываясь на данные первичных документов, которые сгруппированы по порядку, который предусмотрен Налоговым кодексом.
Налоговый учет является основой для формирования полной и соответствующей информации о учете с целью налогообложения налогами и сборами, которые были осуществлены налогоплательщиками за отчетный (налоговый) период, является также основой обеспечения пользователей информацией, которая необходима для контроля правильности расчета и своевременной выплаты в бюджет [3].
Налоги и сборы в Российской Федерации делятся на федеральные, региональные и местные.
При составлении налоговой отчетности заполняют декларации и делают расчеты по налогам, которые организация или физическое лицо обязано выплатить.
Федеральные налоги и сборы:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на доходы физических лиц;
• налог на прибыль организаций;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• водный налог;
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
• государственная пошлина.
Региональные налоги:
• налог на имущество организации;
• транспортный налог;
• налог на игорный бизнес.
Местные налоги:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц.
Налоговый учет и отчетность претерпевают постоянные изменения. Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» [2].
Налоговая система является главным рычагом рыночной экономики, играет роль главного инструмента для влияния государства на развитие хозяйства, с его помощью определяются приоритеты экономического и социального развития. Таким образом, необходимо, адаптация налоговой системы к новым общественным отношениям, ее соответствие мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. , несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Литература
1. Бочаров, В. В. Комплексный финансовый анализ / В. В. Бочаров. — М. : Питер,
2008.
2. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет : учебное пособие / Н. П. Кондраков. — М. : ИНФРА М, 2007.
3. Соловьев, И. Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения / И. Н. Соловьев // Налоговый вестник. — 2007. — №9.
4. Бухгалтерский учет в потребительской кооперации : Учебник В 2 т. — Т. 1. / П. Г.Пономаренко, Н. В.Пузенко, Н. Г.Уварова, О. В.Уханова; Под общ. ред. П. Г.Пономаренко. — 2-е изд., перераб. — Мн. : Выш. шк., 2010.
5. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам// BUHUCHETA.net [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.refbuhuchet.ru/referattext-3310-1.html
6. Лабынцев, Н. Т., Кислая, И. А. Специфика налогового аудита: цели, задачи, исходная информация / Н. Т. Лабынцев, И. А. Кислая // Аудиторские ведомости. — 2008. — №4.
7. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Подольского. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2008.
8. Агеева, Ю. Б., Агеева, А. Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера / Ю. Б. Агеева, А. Б. Агеева. — М. : Бератор-Пресс, 2009.