Научная статья на тему 'Совершенствование организации и качества технологического образования на технолого-экономическом факультете СГПА'

Совершенствование организации и качества технологического образования на технолого-экономическом факультете СГПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунасыпов Ильдар Мухтарович

During the last 25 years the activities at the engineering-economics department of Sterlitamak State Pedagogical Academy has been aimed at the development of engineering education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATION AND QUALITY OF THE ENGINEERING EDUCATION AT THE ENGINEERING-ECONOMICS DEPARTMENT OF SSPA

During the last 25 years the activities at the engineering-economics department of Sterlitamak State Pedagogical Academy has been aimed at the development of engineering education.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации и качества технологического образования на технолого-экономическом факультете СГПА»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СГПА

Технолого-экономический факультет Стерлитамакской государственной педагогической академии - один из самых больших как в рамках академии, так и среди вузов России, ведущих подготовку по данным специальностям. На протяжении 25 лет его деятельность направлена на реализацию технологического образования. Оно является компонентом отечественного профессионального и общего образования, интегрирует продуктивный опыт учащихся и студентов в различных видах деятельности, прежде всего, проектной, конструкторской, раскрывает созидательные ресурсы, формирует у них целостное отношение к труду, творческие способности, позволяющие эффективно решать стандартные и нестандартные технологические задачи. От качества технологического образования учащихся напрямую зависит экономическое благосостояние нашей страны. Именно поэтому подготовке студентов факультета технологии и предпринимательства, будущих учителей технологии в нашей академии уделяется огромное внимание. Не будем скрывать, что в настоящее время проблем в этом направлении, наверное, больше чем решений, но главное на сегодняшний день - мы имеем четкий стратегический план развития факультета, имеем четкие, реально выполняемые задачи, которые частично уже реализованы.

В послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в апреле 2007 года говорится: «Перед нами стоит задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. В связи с этим хочу особо подчеркнуть необходимость создания эффективной системы исследований в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании».

Подготовка кадрового потенциала для решения экономических и научно-технических задач, стоящих перед нашей страной должна начинаться с общеобразовательной школы, с изучения образовательной области «Технология».

Важность изучения технологии в школе отмечалась в резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке» саммита Большой восьмерки, проведенного в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 года, где говорилось: «Мы будем содействовать внедрению высоких стандартов, особенно в сфере изучения математики, естественных наук, технических, прикладных наук и иностранных языков на всех уровнях образования».

В нашей стране образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В последние годы становится все более ясной важность формирования технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения, технологической культуры учащихся - культуры преобразующей деятельности, необходимой при выборе любой профессии от токаря до врача, учителя, программиста. Поэтому резко возрастает роль учителя технологии, который сам готов к реализации целей технологического образования.

Наш факультет образован в 1984 году, когда впервые порог СГПИ перешагнули будущие учителя труда. За эти годы были выпущены более четырех тысяч высококвалифицированных специалистов, которые трудятся, как в системе образования, так и на производстве, в предпринимательстве, в органах государственного управления во всех уголках нашей республики и страны.

Путь развития, пройденный факультетом, заслуживает уважения и внимания. Первый прием составил 50 студентов дневной формы обучения, через год к ним добавились студенты заочного обучения. Вводились новые специальности и формы обучения. В

разные годы мы готовили учителей общетехнических дисциплин, труда и черчения, учителей труда и основ экономических знаний, учителей труда и физической культуры, учителей технологии и предпринимательства, учителей экономики. С 2001 года получена лицензия на подготовку студентов по специальности «Менеджмент организации», в 2006 году прием осуществлен по специальности «Управление персоналом», а в 2008 году пролицензирована новая специальность - «Профессиональное обучение».

В настоящее время на факультете обучаются 900 студентов дневного обучения (из них 500 студентов на контрактной основе) и более 700 студентов заочного обучения (6 лет и 4 года), из которых около 500 также на контрактной основе.

Студенты нашего факультета всегда славились своими достижениями. Внесли большой вклад в развитие студенческих строительных отрядов, руководили зональным штабом имени Салавата Юлаева, организовали первый в истории зимний строительный отряд. Наши студенты строили различные объекты в республике и далеко за ее пределами (в Астраханской области на БайкалоАмурской магистрали и.т.д.). Развито было самоуправление, и многие вопросы решались непосредственно студенческим активом.

Усилиями преподавателей и студентов развивалась и крепла материальная база факультета. Многие дипломные работы имели практическую направленность, ряд работ демонстрировались на ВДНХ СССР, где в экспозиции «Народное образование» удостоились наград.

Студенты факультета всегда добивались отличных результатов в спорте, в частности в спортивном ориентировании (К. Теренин, А. Ахметшин, Р. Хисамов), биатлону (И. Ишмурзин - мастер спорта СССР, чемпион СССР), по прыжкам в высоту (А. Макурин - мастер спорта международного класса), по военно-прикладному многоборью (Р. Хамитов, А. Гарин - мастера спорта СССР), по боксу (Д. Баранов - мастер спорта СССР), гандболу, волейболу и т.д. В спартакиаде среди факультетов академии мы традиционно занимаем призовые места. Студенты нашего факультета активно участвуют в различных творческих видах деятельности. Фестивали «Студенческая весна» стали традиционной возможностью проявить свой творческий потенциал: мы неоднократно становились лауреатами этого мероприятия.

На факультете ведется подготовка по трем специальностям: «Технология и предпринимательство», «Менеджмент организации», «Управление персоналом», и с 2008 года начнется подготовка по

специальности «Профессиональное обучение». Ведется подготовка к переходу на двухуровневое обучение и открытие бакалавриата и магистратуры по трем специальностям.

Обучение осуществляют шесть кафедр:

- кафедра технологии (зав. кафедрой - к.п.н., доцент С.Ю. Широкова);

- кафедра экономики и менеджмента (зав. кафедрой - к.э.н., д.п.н., профессор С.Д. Чуркин);

- кафедра машиноведения и информационных технологий (зав. кафедрой - к.п.н., доцент С.М. Анохин);

- кафедра общетехнической подготовки (зав. кафедрой - к.п.н., доцент Е.Ю. Кучинская);

- кафедра психологии управления и маркетинга (зав. кафедрой

- д.псх.н., профессор Т.Д. Дубовицкая);

- кафедра экономических дисциплин и бухучета (зав. кафедрой

- к.э.н., доцент Е.Н. Бизяркина).

На факультете работает около 75 преподавателей (вместе с совместителями) из них 7 докторов наук, профессоров и 35 кандидатов наук, доцентов. Причем, 24 преподавателя - выпускники нашего факультета.

Со дня открытия факультета работают преподаватели: заслуженный работник высшей школы д.п.н., профессор С.Д. Чуркин (с 1986 по 1996 год - декан факультета); доцент В.Ф. Кардаш (1985 -1986 годы - исполняющий обязанности декана факультета); старшие преподаватели Ф.М. Ибрагимова и Л.И. Строева. С 1989 года работает выпускник факультета к.п.н., доцент И.М. Мунасыпов, который возглавляет факультет с 2002 года.

На высоком уровне на факультете организована учебная, научная и воспитательная работа. В 2003 году успешно проведена аккредитация и лицензирование специальностей факультета. Ежегодно проводятся всероссийские научно-практические конференции с участием ученых и преподавателей со всей страны. Студенты систематически выезжают на олимпиады в крупнейшие вузы России (Москва, Хабаровск, Архангельск и т.д.), где занимают высокие места и становятся дипломантами. Работы студентов стабильно отмечаются дипломами, и результаты научной деятельности регулярно публикуются в различных сборниках.

Многие достойные выпускники ежегодно приглашаются для работы на факультет и направляются в аспирантуры ведущих вузов страны; в настоящее время обучаются 14 аспирантов.

В 2005 году было проведено заседание УМО России в области менеджмента, где приняли участие крупные ученые во главе с заместителем председателя УМО д.э.н., профессором Е.М. Коротковым. Ведется совместная работа с УМО России по технологии, заместитель председателя УМО доктор физ.-мат. наук, профессор Ю.Л. Хотунцев в 2006 году возглавлял государственную аттестационную комиссию на нашем факультете.

Проводится большая совместная работа по улучшению качества подготовки учителей технологии в Республике Башкортостан с Уфимским государственным педагогическим университетом, с Бир-ской социально-гуманитарной академией, ВЭГУ, органами народного образования городов (Стерлитамака, Салавата, Ишимбая) и районов (Кугарчинского, Хайбуллинского, Мелеузовского, Стерлитамак-ского, Аургазинского и других).

Многое делается в плане повышения квалификации учителей технологии, специалистов в области менеджмента и управления. За эти годы улучшилось материальное состояние факультета: имеется пять мультимедийных компьютерных классов, один компьютерный класс дипломного проектирования, оснащенные лаборатории с новейшим оборудованием, учебные мастерские со всем необходимым станочным парком.

Конечно же, эти успехи радуют нас, но мы ни на минуту не забываем о тех проблемах, которые предстоит еще решить. К ним мы относим переход на двухуровневую подготовку, совершенствование качества технологического образования через поиск новых инновационных форм и методов обучения, через внедрение в практику обучения личностно ориентированного, компетентностного подходов, совершенствования материально-технической базы, расширение связи факультета со средними и специальными учебными учреждениями, производственными предприятиями.

ABSTRACT

During the last 25 years the activities at the engineering-economics department of Sterlitamak State Pedagogical Academy has been aimed at the development of engineering education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.