Научная статья на тему 'Совершенствование охраны прав и законных интересов потерпевшего органами внутренних дел'

Совершенствование охраны прав и законных интересов потерпевшего органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕРПЕВШИЙ / VICTIM / ОХРАНА / PROTECTION / УГОЛОВНО&SHY / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / LEGAL PROTECTION / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / LEGAL DEFENCE / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / CRIMINAL&SHY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Н. Э.

В статье предлагаются пути совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере охраны потерпевших от преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мартыненко Н. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Protection of Rights and Victim’s Legal Interests by Internal Affairs Agencies

The following article considers different ways of development of protection of rights in the sphere of victim’s protection from various crimes.

Текст научной работы на тему «Совершенствование охраны прав и законных интересов потерпевшего органами внутренних дел»

н.э. мартыненко,

заместитель начальника кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений, кандидат юридических наук, доцент

(Академия управления МВД россии)

N.E. MARTYNENKo,

Deputy Chief, Department of Criminal Policy and organization of Crime Prevention,

Candidate of Law, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of russia)

уДк 343.988

Совершенствование охраны прав и законных интересов потерпевшего органами внутренних дел

Development of protection of Rights

and victim's Legal interests by internal Affairs Agencies

В статье предлагаются пути совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере охраны потерпевших от преступлений.

Потерпевший, охрана, уголовно-правовая охрана, уголовно-правовая защита, органы внутренних дел.

The following article considers different ways of development of protection of rights in the sphere of victim's protection from various crimes.

Victim, protection, criminal-legal protection, criminal-legal defence, internal affairs agencies.

По данным официальной статистики, ежегодно в Российской Федерации совершается в среднем 2 млн преступлений и, соответственно, около 1,5 млн физических и юридических лиц оказываются потерпевшими (2008 г. - 2 340 375; 2009 г. - 2 241 710; 2010 г. -2 062 937; 2011 г. - 1 924 192; 2012 г. - 1 895 970; 2013 г. - 1 822 767; 2014 г. - 1 819 811 [11].

Основная нагрузка по охране прав и законных интересов потерпевших от преступлений возложена на органы внутренних дел. Подтверждением тезиса о том, что органы внутренних дел являются основным звеном охраны прав и законных интересов потерпевших от преступлений, является количество поданных в органы внутренних дел заявлений, сообщений о совершенных правонарушениях. Так, в 2008 г. органами внутренних дел было рассмотрено 11 199 289 заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, в 2009 г. - 22,79 млн (+6 %); в 2010 г. - 23,88 млн (+4,8 %); в 2011 г. - 24,61 млн (+3,1 %); в 2012 г. - 26,24

млн (+6,6 %); в 2013 г. - 28,35 млн (+7,5 %) и в 2014 г. - 29 288 546 млн [11].

Кроме того, ежегодно органами внутренних дел выявляется больше преступлений, чем другими правоохранительными органами, вместе взятыми, что подтверждают статистические данные, приведенные ниже (табл.).

В 2014 г. на долю органов внутренних дел пришлось 89 % выявленных преступлений от всех зарегистрированных.

Необходимость реализации конституционного положения об охране прав потерпевшего [1, ст. 52] требует прежде всего надлежащего правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, осуществляющих охрану прав потерпевших как на федеральном, так и региональном уровнях.

На федеральном уровне для повышения эффективности охраны прав потерпевших в изменении нуждаются законы и иные нормативные правовые акты, направленные на профилактику правонарушений. К числу таких законов

S H

и о X

л

<

и

H

к

И

о X

л

<

и

H

s

X

<

а

X о о

са <

а С

и <

ш о а С

и S SS

и и

У

s

I—

о <

о X

s s s

а ss

75

S н и о X

л

<

и н к

И

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

м

<

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

0

1 S

2 S а bS

Таблица

Количество преступлений, выявленных сотрудниками правоохранительных органов в 2014 г.

Правоохранительные ведомства РФ Количество преступлений, зарегистрированных в отчетный период

Следственный комитет 23 989

МВД 1 949 912

ФСБ 10 576

ФСКН 84 774

ФТС 1 924

ФСИН 1 207

ФССП 71 471

МЧС 2 653

Всего 2190 578

76

относится Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» № З-ФЗ [2]. Представляется, что полиция должна быть наделена правом объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений в отношении потерпевших от преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов внутренних дел. Для реализации данного предложения потребуется внести соответствующие изменения в ст. 13 «Права полиции» Федерального закона «О полиции».

Для повышения эффективности охраны прав потерпевших представляется необходимым расширить полномочия полиции, включив в них охрану и защиту потерпевших от преступлений. Для этого предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 1 «Назначение полиции» и изложить ее в следующей редакции: «Полиция предназначена для охраны жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане, лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, а также для охраны потерпевших и их государственной защиты».

Внесение данных изменений позволит, во-первых, реализовать положение ст. 52 Конституции Российской Федерации об охране потерпевших от преступлений. Во-вторых, замена термина «защита» на «охрана» расширяет сферу деятельности полиции, так как охрана включает в себя предупреждение преступных посягательств, в том числе и на потерпевших, а защита возможна с момента совершения преступления.

Кроме того, предупреждение преступлений является одним из основных направлений деятельности полиции [2, п. 2 ч. 1 ст. 2].

В-третьих, включение в задачи полиции государственной защиты потерпевших связано с тем, что это является одним из направлений деятельности полиции [2, п. 11 ч. 1 ст. 2].

Совершенствование норм Федерального закона «О полиции» неизбежно приведет к необходимости внесения соответствующих изменений и в нормативные правовые акты МВД России.

Так, если в Наставлении о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [8] говорилось о том, что объектами профилактической деятельности являются и граждане, которые, судя по их поведению, могут стать пострадавшими, то в пришедшей на смену этому Наставлению Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (далее — Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [9], указание на виктимо-логическую профилактику отсутствует вообще. Нет в ней и положений в об охране потерпевших от преступлений.

В то же время именно органы внутренних дел являются основной силой, организующей и обеспечивающей охрану общественного порядка, сохранившей профилактические возможности и хотя бы в какой-то мере осуществляющей превентивные мероприятия по отношению к потенциальным жертвам на обслуживаемой территории [10].

Понятие «потерпевший» в Инструкции упоминается единожды в качестве объекта виктимологической профилактики органов дознания. Так, в п. 14.4 закреплено положение о том, что сотрудники подразделений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дознания осуществляют профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения. Учитывая, что в приказе регламентируется профилактическая деятельность участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудников патрульно-постовой службы полиции и ряда других подразделений органов внутренних дел, а также содержится комплекс мер профилактического характера (правовая пропаганда, проведение профилактических мероприятий и т. д.), все это может быть использовано для охраны потерпевших от преступлений. Однако положение об охране потерпевших от преступлений нуждается в закреплении в вышеуказанном приказе.

Остановимся на вопросах правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, осуществляющих охрану прав потерпевших на региональном уровне.

Поскольку уголовное законодательство находится в ведении РФ [1, ст. 71], говорить о его совершенствовании в части охраны потерпевших на уровне субъектов РФ вряд ли возможно.

Отсутствие закона о профилактике правонарушений на федеральном уровне привело к тому, что каждый субъект РФ разрабатывает свою программу по профилактике правонарушений. На региональном уровне действуют более чем 130 законов (целевых программ) субъектов РФ по профилактике правонарушений. Объединяет эти программы то, что в них вообще ничего не говорится о потерпевших. В этих программах не содержится мер, направленных на профилактику правонарушений в отношении потерпевших, их охрану и виктимологическую профилактику.

Так, в Республике Мордовия до недавнего времени действовала Республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений на 2011-2015 годы [6]. Задачи программы были направлены на наращивание усилий государственных и общественных институтов в борьбе с преступностью, снижение уровня преступности и т. д. Одной из задач являлось создание условий для своевременного и наиболее полного возмещения причиненного государству ущерба. А вот почему в задачу не входило возмещение ущерба иным лицам (причем не только физическим, но и юридическим), не совсем ясно. Относительно охраны потерпевшего, оказания ему какой-либо помощи в программе положений не содержалось. Аналогичным образом подготовлены и программы по профилактике правонарушений в других субъектах РФ.

На территории Калужской области действует долгосрочная целевая Комплексная программа профилактики правонарушений в Калужской области (2013-2017 годы) [4]. Ее цель - снижение криминализации общества путем профилактики правонарушений, недопущение вовлечения в преступность новых лиц. Задачи программы имеют узкую направленность: профилактику подростковой преступности и противодействие вовлечению несовершеннолетних и молодежи в совершение правонарушений; профилактику правонарушений, связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции; снижение уровня рецидивной преступности; обеспечение социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; предупреждение возникновения ситуаций, представляющих опасность для жизни, здоровья, собственности граждан, за счет активизации и повышения эффективности профилактической деятельности. О потерпевших в данной программе ничего не сказано.

На территории Республики Карелия действует долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений в Республике Карелия на 2012-2016 годы» [5]. Так же, как и в предыдущей программе, ни цели программы, ни ее задачи не содержат понятия «потерпевший». Программа имеет цель: создание условий для снижения количества правонарушений, предупреждения террористических проявлений, представляющих опасность для жизни, здоровья и собственности граждан, на территории Республики Карелия и формализованные задачи: совершенствование системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством и алкоголизмом, преступностью, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией; на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества.

Невключение понятия «потерпевший» в число объектов профилактической деятельности, отсутствие положений о необходимости его охраны мы напрямую связываем с уголовной политикой государства. В связи с тем, что охрана потерпевших от преступлений не является приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел, отсутствует необходимость включать ее в региональные программы.

Представляется, что охрана прав потерпевших от преступлений могла бы получить правовое закрепление в разделе задач приведенных выше программ.

В комплекс мер, направленных на охрану потерпевших, представляется возможным включить следующие.

S н и о X

л

<

и н к

И

о X

л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

о X S 2 S а

iC

77

S н и о X

л

<

и н к

И

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

л

<

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

0

1 S

S а bS

78

1. Формирование уважительного и внимательного отношения к потерпевшему.

В системе мер борьбы с преступностью одно из центральных мест занимает осуществление правосудия по уголовным делам. Оно охватывает выявление преступлений, их раскрытие, назначение виновным справедливых наказаний. В этой системе потерпевший нужен только для того, чтобы инициировать этот процесс. Поэтому правоохранительные органы не заинтересованы во внимательном отношении к потерпевшему, что противоречит ряду международных документов [3].

Нельзя не отметить, что издаваемые в настоящее время приказы МВД России не в полной мере отражают назревшую необходимость создания более «комфортных» условий для граждан, в том числе ставших потерпевшими от преступлений, в случае их обращения в органы внутренних дел с заявлениями и сообщениями [7].

2. Выявление фактов укрытия преступлений от регистрации и необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела.

Чем больше граждан остается безнаказанными и их противоправные действия не получают уголовно-правовой оценки, тем больше потерпевших остается без необходимой уголовно-правовой охраны и защиты.

Политика Министерства внутренних дел Российской Федерации последнего десятилетия была направлена на ужесточение учетно-регистрационной дисциплины. В директивах Министра внутренних дел Российской Федерации, устанавливающих приоритетные направления деятельности органов внутренних дел МВД России и внутренних войск МВД России, неоднократно указывалось на необхо-

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС Гарант.

3. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. № 40/34 // Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 2002.

4. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексная программа профилактики правонарушений в Калужской области (2013—2017 годы)»: постановление Правительства Калужской области от 5 апреля 2013 г. № 175 // СПС Гарант.

5. О долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в Республике Карелия на 2012—2016 годы»: постановле-

димость укрепления учетно-регистрационной дисциплины как основного фактора, определяющего уровень доверия населения к органам правопорядка.

3. Повышение уровня раскрываемости преступлений.

Низкий уровень раскрываемости преступлений также не способствует реализации конституционного права потерпевшего на охрану, не позволяет возместить вред потерпевшему, тем более, что РФ не ратифицировала Европейскую Конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений, и в случае, если не установлено лицо, совершившее преступление, либо оно не имеет средств для возмещения ущерба, права потерпевшего не восстанавливаются. Раскрываемость преступлений в 2008 г. составила 53,7 %; в 2009 г. — 55,8 %; в 2010 г. - 54,5 %; в 2011 г. - 54,5 %; в 2012 г. - 54,4 %; в 2013 г. - 56,1 %; в 2014 г. -52,4 % [11].

Низкий уровень раскрываемости ведет к уменьшению выявления лиц, совершивших преступления, на 2,9 % в 2009 г.; 8,9 % в 2010 г.; 6,3 % в 2011 г.; 2,9 % в 2012 г. В 2013 г. отмечен незначительный рост данного показателя (+0,2). В 2014 г. этот показатель уменьшился по сравнению с 2013 г. еще на 1,2 %.

Невысокий уровень раскрываемости в конечном счете ведет к нарушению прав потерпевших на возмещение причиненного вреда и сказывается на их негативном отношении к работе правоохранительных органов.

Таким образом, совершенствование деятельности органов внутренних дел в сфере охраны потерпевших от преступлений во многом зависит от правового обеспечения этой работы.

ние правительства Республики Карелия от 3 декабря 2012 г. № 360-П // СПС Гарант.

6. О Республиканской комплексной программе по усилению борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений на 2011-2015 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 г. № 512 (утратил силу) // СПС Гарант.

7. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 // СПС Гарант.

9.

Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с «Наставлением о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», «Положением о координационно-методическом совете Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 11 августа 1998 г. № 490 (утратил силу) // СПС КонсультантПлюс. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с

«Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 // СПС КонсультантПлюс.

10. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: учебник / под общ. ред. М.В. Назарки-на, Е.Ю. Титушкиной. М., 2013.

11. Статистический сборник ГИАЦ МВД России (2008-2014). М., 2015.

Тел.: 8 (499) 150-54-64

S н и о X

л

<

и н к

И

:|S

о X

л

<

и н S

X

<

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X о о

са <

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

о X S

S а

iC

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.