Библиографический список
1. Галазов А. Взаимные интересы России и Кавказа требуют выработки долговременной государственной программы комплексного развития всего региона // Независимая газета. — 1997. — 8 октября.
2. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Под. ред. В.А. Тишков. — М., 1996. — С. 48 — 62.
3. Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты : сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Ма-лашенко. — М. : Моск. Центр Карнеги, 1997. — С. 228.
4. Тощенко Ж.Т. Этнография: История и Современность. Социологические очерки / Ж.Т. Тощенко ; Росс. гос. гум. ун-т. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2003. — 432 с.
5. Ямсков А.Н. Этнический конфликт :проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова, А.Малашенко. — М. : Моск. Центр Карнеги. — М., 1997. — С. 207.
ДЗАНХОТОВА Альбина Алиевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, соискатель кафедры социологии и политологии.
Статья поступила в редакцию 30.05.2008 г.
© А. А. Дзанхотова
уДк 65015 Д. И. ЧЕРНЯВСКИЙ
Омский государственный технический университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ____________________________________
На основании проведенных исследований предложены мероприятия по совершенствованию управления качеством продукции на промышленном предприятии. Произведена оценка эффективности внедрения системы менеджмента качества на примере полиграфического предприятия г. Омска. Полученные результаты рекомендуются для использования на предприятиях г. Омска и Сибирского федерального округа.
Ключевые слова: управление, управление качеством.
В условиях рыночных отношений на любых предприятиях актуальность управления качеством продукции определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, которое может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Качество в настоящее время является одним из наиболее используемых терминов, но в то же время это наиболее сложная, емкая и универсальная категория, содержащая целый ряд специфических особенностей и аспектов.
Качество продукции или услуги, как один из важнейших показателей эффективности работы предприятия, не имеет однозначной трактовки, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Например, в международных стандартах серии 9000 качество определяется как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В ряде других зарубежных литературных источниках качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество определяется как пригодность к эксплуатации. В условиях рынка и конкуренции разные страны мира воспринимают высокое качество продукции или услуг как самый значимый источник национального богатства. Таким образом, создание и внедрение на предприятии эффективно действующих систем управления качеством продукции или
услуг в настоящее время является одной из актуальных задач.
Для разработки таких систем управления качеством продукции или услуг необходима система менеджмента качества (СМК), охватывающая все стороны деятельности предприятия: управленческие и производственные функции, производственные и организационные структуры, трудовые и социальные процессы, информационные системы и т.д. Конечно, главное направление разработки СМК должно охватывать детали, узлы, сборочные единицы и готовые изделия (товарную продукцию).
Во многих случаях к решению о разработке и внедрении СМК высшее руководство предприятия приходит не по своему желанию, а его вынуждают потребители продукции, отечественные и иностранные партнеры, нормативно-правовые акты РФ и других стран, международное сотрудничество. Отсутствие или неэффективно работающая СМК приводит к тому, что потребители прекратят потреблять изделия данного предприятия, которые не соответствуют своему назначению, имеют непривлекательный дизайн, отличаются недолговечностью или требуют частого ремонта, особенно в тех случаях, когда есть возможность приобрести более качественные и привлекательные изделия, пусть даже по более высокой цене. Сокращение сбыта продукции и снижение или полное отсутствие прибыли фактически вынуждают
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009
предприятие принимать решение о повышении качества продукции или услуг, т.е. о разработке и внедрении СМК. Тогда перед руководством предприятия возникает проблема разработки планов внедрения СМК, подбор кадров, определения методологии разработки СМК, сроков осуществления программы и т.д.
На всех промышленных предприятиях существует служба контроля качества продукции, которая в административном отношении, как правило, не подчиняется производственному аппарату, который она контролирует. Практически всегда данную службу возглавляет руководитель, имеющий большой производственный опыт. Ее главная задача добиться такого согласования различных производственных процессов, при которых соблюдались бы как качество впускаемых изделий, так и экономически обоснованные нормы объемов производства, и технические нормы. В функцию контроля качества входит также и инспекция качества продукции.
На первый взгляд, наиболее приемлемой кандидатурой на пост руководителя СМК является руководитель службы контроля качества продукции предприятия. Однако задачи СМК гораздо шире, чем у службы контроля качества продукции, и большой производственный опыт работы руководителя может оказаться не положительным, а скорее, отрицательным фактором. Это связано с тем, что по своей сути служба контроля качества продукции на предприятии, как контрольная служба, изначально вступает в конфликтные отношения с производственными подразделениями, как сдатчиками своей продукции. Иными словами это аналог рыночной ситуации, когда продавец стремится продать товар подороже, а покупатель стремится купить товар подешевле. Если контролер не выявил дефекты продукции, значит, он плохо работал.
Скорее всего, службу СМК на предприятии должен возглавлять человек, понимающий весь комплекс проблем стоящих перед предприятием, при внедрении и поддержании СМК. Наилучшей кандидатурой для данной должности является управленец, который имеет опыт работы директором или первым заместителем директора крупного промышленного предприятия, в котором сочетаются теоретические знания и практический опыт.
По своему организационному положению служба СМК должна непосредственно подчиняться первому заместителю руководителя предприятия (главному инженеру), так как вопросы, поднимаемые этой службой, обязательны для исполнения всеми подразделениями предприятия.
Система менеджмента качества на предприятии важна не сама по себе, она необходима для производства качественной продукции. Хотя СМК касается всех подразделений предприятия, наибольшее внимание необходимо уделить следующим структурам промышленного предприятия.
1. Производственные подразделения предприятия. Фактически СМК создается для помощи производственным подразделениям в организации выпуска качественных изделий. Известно старое правило «Контроль качества не создает качество, его создает производство». Главная задача СМК разработать такую систему, при которой ответственность за осуществление выпуска качественной продукции несут все лица, принимающие непосредственное участие в процессе производства.
2. Служба сбыта предприятия. Служба сбыта непосредственно связана с потребителями, поэтому она играет главную роль в установлении стандартов ка-
чества продукции. Работники службы сбыта потребность в СМК, ощущают наиболее остро, по сравнению с представителями других служб предприятия.
3. Служба материально-технического снабжения. Готовая продукция не может быть лучше материалов, из которых она изготовлена. В СМК предприятия должны быть наиболее полно и четко отражены технические требования и другие критерии, предъявляемые к покупным материалам, сырью и комплектующим изделиям.
4. Конструкторская и технологическая службы предприятия. Требования СМК должны быть воплощены в технических характеристиках изделия, чертежах и спецификациях.
В силу своего служебного положения высшее руководство осознает необходимость внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Однако для среднего и особенно низшего управленческого звена свойственно стремление к быстроте производства, что влечет за собой минимально допустимый уровень качества продукции. При этом требования СМК по ведению разнообразной документации в дополнении к основным производственным функциям данных руководителей могут повлечь не только раздражение, но и отторжение как явное, так и скрытое, идей заложенных в СМК. Поэтому основной задачей руководителей СМК предприятия, является формирование интереса и заинтересованности среднего и низшего управленческого персонала к задачам СМК. Они должны стать составной частью данной системы и управлять и направлять рабочих к достижению выпуска качественной продукции. Это означает, что даже при выполнении напряженного производственного задания средний и низший управленческий персонал сможет прервать производство для устранения возникших отклонений в процессе выпуска качественной продукции.
Основным звеном по выпуску качественной продукции являются рабочие. Никакая система менеджмента качества никогда не будет иметь успеха до тех пор, пока все рабочие сами не убедятся в необходимости выпуска качественной продукции. Когда рабочие чувствуют ответственность за качество выполняемой ими работы, тогда можно быть уверенным в том, что конечная продукция будет отвечать требованиям, предъявляемым СМК.
В конечном счете внедрение СМК необходимо для повышения эффективности работы предприятия, и, для повышения его прибыльности. Любые действия по внедрению СМК приводят к расходам материальных, финансовых, интеллектуальных и других видов ресурсов. Поэтому процесс внедрения СМК необходимо рассматривать как инвестиционный процесс с проведением соответствующих расчетов. Оценим эффективность внедрения СМК на примере конкретного предприятия. В силу ограниченности объема статьи рассмотрим малое производственное предприятие по производству полиграфической продукции, г. Омск.
Производственное предприятие имеет в своем составе четыре производственных подразделения, которые обеспечивают полный производственный цикл: репроцентр (участок допечатной подготовки), участок трафаретной печати и спецотделки, участок оперативной полиграфии (ксерокопирование, тиражирование и цифровая печать), участок офсетной печати. Наличие собственного профессионального оборудования делает возможным быстрое и качественное изготовление любой полиграфической и сувенирной продукции, включая допечатную подготовку, печать тиража, спецотделки и постпечатные работы.
Виды технического контроля на предприятии
№ п/п Классификационные признаки Виды и формы технического контроля
1 Этап производственного контроля Входной Операционный Приемочный
2 Полнота охвата изделий контролем Сплошной Выборочный
3 Степень связи с объектом контроля по времени Периодический Непрерывный
4 Назначение контроля Контроль годности изделий Контроль качества продукции Контроль устойчивости процесса
5 Расположение контрольных пунктов Скользящий Стационарный
6 Характер контроля Активный (предупредительный) Пассивный (заградительный)
7 Метод определения показателей качества Расчетный Измерительный Экспертный Социологический
8 Организационные формы выявления и предупреждения Летучий Кольцевой Статистический Текущий
9 Исполнители Самоконтроль Контроль мастеров Контроль ОТК
Таблица 2
Удельный вес брака готовой продукции
№ п/п Причины брака Удельный вес, %
1. Механические свойства (плотность материала, износоустойчивость). 29,7
1.1. химический состав печатного материала 22,5
1.2. содержание присадок 2,6
1.3. обработка материалов 4,6
2. Свойства красящих веществ 32,8
2.1. химический состав красящих веществ 26,2
2.2. наличие закрепителей 4,6
2.3. производитель 2
3. Качество красящей основы оснастки. 9,4
3.1. сдвиг осей печати в пределах ТУ 4,4
3.2. печатные уклоны 2,4
3.3. выступ от среза заусенца по линии разъема печати 2,6
4. Механическая обработка 28,1
4.1. вид используемого оборудования: 14,9
4.2. качество оборудования 6,8
4.3. квалификация рабочего 6,4
Полиграфическая продукция предприятия представляет собой: визитки, бланки, конверты, календари всех типов, листовки, плакаты, буклеты, стикеры, блокноты, брошюры.
Фирма производит сувенирную продукцию с фирменной символикой заказчика — футболки, бейсболки, флаги и флажки, кружки, открывалки, визитни-цы, планинги, ежедневники, ручки, брелоки. Кроме этого, на предприятии можно заказать спецотделки,
применяемые к готовой продукции — УФ-лакирова-ние сплошное и выборочное, скругление углов, ламинирование, вырубка, тиснение.
Система управления качеством продукции на предприятии включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009
Перечень составляющих элементов затрат на качество
Разделы Элементы затрат Стоимость затрат, руб.
Затраты на предупредительные мероприятия
1. Управление качеством — Затраты на планирование системы качества. 10210
— Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта. —
2. Управление процессом — Затраты на установление средств управления процессом. —
— Затраты на изучение возможностей процесса. —
— Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу 8324
3. Контрольное и измерительное оборудование — Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов). 2144
— Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов). 2322
— Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции. 1421
— Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов). 2144
4. Обеспечение качества поставок — Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки. 4350
— Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов. 8965
— Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества. —
5. Аудит системы качества — Затраты на внутренний аудит качества. 2130
6. Программа улучшения качества — Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество. 1325
7. Обучение вопросам качества — Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества. 4362
Затраты на контроль
1. Проверки и испытания — Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций. 3640
2. Проверки и испытания поставляемых материалов — Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня. 2341
— Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов. 3652
3. Материалы для тестирования и проверок — Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях. 6540
— Стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю. 7654
4. Контроль процесса — Оплата труда персонала, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях. 8650
5. Прием продукции заказчиков — Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой. 10621
— Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи. 8932
6. Проверка сырья и запасных частей — Затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами. 4720
7. Аудит продукта — Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту. 11356
— Затраты на все испытания на надежность, проводимые на произведенных изделиях. 10432
— Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами 5300
Внутренние затраты на дефект
1. Отходы — Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества, и затраты на их утилизацию и вывоз. 18635
2. Переделки и ремонт — Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству по средством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим. 15436
— Затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта. 1324
3. Анализ потерь — Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству. 6320
4. Взаимные уступки — Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям. 1320
5. Снижение сорта — Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям. 6920
6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков — Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались негодными. 5830
Внешние затраты на дефект
1. Продукция, не принятая потребителем — Затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию. 6320
— Затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции. 4380
2. Гарантийные обязательства — Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода. 11632
3. Жалобы — Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции. 5960
— Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя. 4650
— Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций. —
Итого 218118
Таблица 4
Достижение бездефектного выпуска продукции в период с 01.12.07 г. по 1.06.08 г.
Необходимые действия Дата начала Дата завершения Ответственные Метод воздействия
1. Выявить для закупаемого материала наиболее качественный 01.12.07 12.03.08 Заместитель по производству Методом исследований
2. Ограничить число поставщиков 15.03.08 20.05.08 Ответственный за снабжение Используя данные исследований.
3. Использовать новейшие технологии в полиграфическом производстве 15.04.08 20.05.08 Заместитель по производству, инженеры по новой техники Используя данные исследований.
4. Обучение персонала: от высших руководит. до работников 01.03.08 20.05.08 Директор, зам. директора по производству. Направление на курсы повышения квалификации
5. Осуществить мотивирование работников материальными стимулами 01.05.08 20.05.08 Директор, Зам. по пр-ву. Используя данные исследований.
6. Ввести количественные показатели для оценки качества труда 01.04.08 20.05.08 Специалист по качеству Уровень сдачи продукции с первого предъявления.
7. Реклама 01.12.07 20.05.08 Отдел рекламы Участие в выставках, конкурсах
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
В результате внедрения СМК на данном предприятии была разработана система управления качеством продукции, которая включала следующие положения.
1. Задачи руководства (политика в области качества, организация).
2. Система документации и планирования.
3. Документация требований и их выполнимость.
4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).
5. Качество во время закупок (документация, контроль).
6. Обозначение изделий и возможность их контроля.
7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009
Сводная таблица экономической эффективности, руб.
№ п/п Наименование мероприятия Затраты Эффект
1. Достижение бездефектного выпуска продукции 161000 174494
2. Внедрение контрольных листов 1500 32718
3. Внедрение контрольных карт 2000 54530
Итого 164500 261742
8. Проверка качества (входные проверки, меж-операционный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
9. Контроль за испытательными средствами.
10. Корректирующие мероприятия.
11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
12. Документирование качества.
13. Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
14. Обучение.
15. Применение статистических методов.
16. Анализ качества и систем принимаемых мер.
Отделом технического контроля предусмотрен
комплексный контроль качества на предприятии. Данный вид предусматривает контроль качества на всех этапах, начиная от проверки поступающих материалов поставщиков допосле продажного контроля.
В качестве основных объектов технического контроля на предприятии рассматриваются:
— поступающие со стороны основные и вспомогательные материалы;
— полуфабрикаты, получаемые со стороны;
— рукописи и оригиналы, поступающие из издательств;
— техническая документация;
— технологические процессы, операции, режимы их выполнения;
— полуфабрикаты, передаваемые из цеха в цех или с участка на участок;
— технологическая дисциплина в процессе производства;
— состояние оборудования и инструментов;
— готовая продукция и др.
Виды технического контроля качества продукции приведены в табл. 1. По результатам проведения технического контроля получены данные, табл. 2.
В результате проведенного анализа затрат на введение СМК на предприятии получены данные отдельных элементов затрат, приведенные в табл. 3. Таким образом видно, что на предприятии затраты на качество составляют довольно большую статью расходов. Это говорит о том, что компания уделяет довольно большое внимание контролю качества своей продукции с целью повышения конкурентоспособности и расширения рынка сбыта.
Рассмотрим процесс достижения бездефектного производства на основании планирования задач по достижению бездефектного выпуска продукции, табл. 4.
Кроме внедрения процесса достижения бездефектного производства продукции на предприятии ввели контрольные листы по видам дефектов продукции, а также контрольные карты, сигнализирующие о нарушении производственного процесса. Сводные данные эффективности проведенных мероприятий приведены в табл. 5.
Таким образом, можно отметить, что средства направленные на улучшение управления качеством продукции, позволяют получить эффект на рассматриваемом полиграфическом предприятии в соотношении 1:(1,08 — 21,8). В целом соотношение между затратами и экономическим эффектом составит 1:1,59.
Данные результаты получены для небольшого производственного (полиграфического) предприятия. Для крупного промышленного предприятия получить необходимые данные значительно сложнее, ввиду большего распределения параметров по всему предприятия. Однако такую работу необходимо проводить для получения конкретного значения экономического эффекта, который позволит оценить реальные результаты труда руководителей, служащих, инженерно-технического персонала и рабочих по внедрению системы менеджмента качества на промышленном предприятии.
Библиографический список
1. Аршакуни, В.Л. Новые правила сертификации производств / В.Л. Аршакуни, В.В. Устинов // Сертификация. — 2005. — № 1.
2. Варепо, Л.Г. Основы стандартизации и управления качеством в полиграфии: учебник / Л.Г. Варепо, В.В. Офицеров, И.В. Нагорнова. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 455 с.
3. Окрепилов, В.В. Управление качеством : учеб. пособие для вызов / В.В. Окрепилов. — СПБ. : Наука, 2000. — 520 с.
ЧЕРНЯВСКИЙ Дмитрий Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры менеджмента.
Статья поступила в редакцию 26.03.2009 г.
© Д. И. Чернявский