Научная статья на тему 'Комплексный подход к выпуску продукции соответствующего качества на оборонных предприятиях'

Комплексный подход к выпуску продукции соответствующего качества на оборонных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
741
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ВЫПУСК / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЕ / САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ / СТАНДАРТ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / QUALITY / PRODUCTION / OUTPUT / INDUSTRY / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ENTERPRISE / SANCTIONS / IMPORT SUBSTITUTION / CONFORMITY ASSESSMENT / STANDARD / INDUSTRY STRUCTURE / TECHNOLOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баурина Светлана Борисовна, Назарова Елена Владимировна

Цель: раскрыть сущность комплексного подхода к выпуску продукции гарантированного качества на оборонных предприятиях России в условиях импортозамещения. Методы: ведущим методом исследования выступает анализ отраслевой структуры и технологического потенциала оборонных предприятий, позволяющий выявить системные проблемы их функционирования. Результаты: обозначены причины низкого уровня и системные проблемы обеспечения качества продукции оборонной промышленности. Конкретизированы специальные отраслевые стандарты, предназначенные для предприятий, выпускающих и поставляющих продукцию для оборонного комплекса России. Представлена структура отчета оборонного предприятия, по комплексной оценке, а также способности разрабатывать и выпускать продукцию соответствующего качества. Научная новизна: в статье предложен комплекс мер в сфере нормативно правового регулирования, в области оценки соответствия и в сфере стандартизации, направленных на снижение воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество разрабатываемой, изготавливаемой и эксплуатируемой продукции ОПК. Материалы статьи представляют практическую ценность для специалистов и руководителей предприятий ОПК при разработке стратегий развития; экспертов аналитических групп при подготовке тематических обзоров и информационно-аналитических исследований тенденций развития отечественного рынка ОПК;организаций, осуществляющих образовательную деятельность при разработке качественных современных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере ОПК; в работе государственных органов при выработке рекомендаций для целей оборонной и промышленной политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATED APPROACH TO MANUFACTURING PRODUCTS OF APPROPRIATE QUALITY AT DEFENSE PLANTS

Purpose: to reveal the essence of an integrated approach to the production of guaranteed quality products at the defense enterprises of Russia in terms of import substitution. Methods: the leading method of research is the analysis of the sectoral structure and technological potential of defense enterprises, the identification of systemic problems of their functioning. Results: systemic problems and causes of the low level of quality of defense industry products are identified. Specified industry-specific standards for companies producing and supplying products for the defense complex of Russia. The structure of the report of the defense enterprise on a comprehensive assessment of the ability to develop and produce products of appropriate quality is presented. Scientific novelty: the article proposes a set of measures in the field of regulatory, conformity assessment and standardization aimed at reducing the impact of factors that adversely affect the quality of the developed, manufactured and operated products of the defense industry. The materials of the article are of practical value for specialists and managers of defense enterprises in the development of development strategies; experts of analytical groups in the preparation of thematic reviews and information-analytical studies of trends in the development of the domestic market of defense; on courses of professional retraining and advanced training of economists and specialists in the field of defense industry; in the work of state bodies in the development of recommendations for the purposes of defense and industrial policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к выпуску продукции соответствующего качества на оборонных предприятиях»

УДК 330:005.6

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0014

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВЫПУСКУ ПРОДУКЦИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО КАЧЕСТВА НА ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© 2019

Баурина Светлана Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики промышленности Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: baurinaaa@yandex.ru) Назарова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (125190, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 80 Г, e-mail: e.nazarova@list.ru)

Аннотация. Цель: раскрыть сущность комплексного подхода к выпуску продукции гарантированного качества на оборонных предприятиях России в условиях импортозамещения. Методы: ведущим методом исследования выступает анализ отраслевой структуры и технологического потенциала оборонных предприятий, позволяющий выявить системные проблемы их функционирования. Результаты: обозначены причины низкого уровня и системные проблемы обеспечения качества продукции оборонной промышленности. Конкретизированы специальные отраслевые стандарты, предназначенные для предприятий, выпускающих и поставляющих продукцию для оборонного комплекса России. Представлена структура отчета оборонного предприятия, по комплексной оценке, а также способности разрабатывать и выпускать продукцию соответствующего качества. Научная новизна: в статье предложен комплекс мер в сфере нормативно - правового регулирования, в области оценки соответствия и в сфере стандартизации, направленных на снижение воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество разрабатываемой, изготавливаемой и эксплуатируемой продукции ОПК. Материалы статьи представляют практическую ценность для специалистов и руководителей предприятий ОПК при разработке стратегий развития; экспертов аналитических групп при подготовке тематических обзоров и информационно-аналитических исследований тенденций развития отечественного рынка ОПК;организаций, осуществляющих образовательную деятельность при разработке качественных современных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере ОПК; в работе государственных органов при выработке рекомендаций для целей оборонной и промышленной политики Российской Федерации.

Ключевые слова: качество, продукция, выпуск, промышленность, оборонно-промышленный комплекс, предприятие, санкции, импортозамещение, оценка соответствия, стандарт, отраслевая структура, технологический потенциал

AN INTEGRATED APPROACH TO MANUFACTURING PRODUCTS OF APPROPRIATE

QUALITY AT DEFENSE PLANTS

© 2019

Bаurina Svetlana Borisovna, candidate of economic sciences, associate Professor of the industrial Economics Department Plekhanov Russian economic University (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36, e-mail: baurinaaa@yandex.ru) Nazarova Elena Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department of Economic theory and world economy Moscow University for Industry and Finance «Synergy» (125190, Russia, Moscow, Leningradskypr., 80G, e-mail: e.nazarova@list.ru)

Abstract. Purpose: to reveal the essence of an integrated approach to the production of guaranteed quality products at the defense enterprises of Russia in terms of import substitution. Methods: the leading method of research is the analysis of the sectoral structure and technological potential of defense enterprises, the identification of systemic problems of their functioning. Results: systemic problems and causes of the low level of quality of defense industry products are identified. Specified industry-specific standards for companies producing and supplying products for the defense complex of Russia. The structure of the report of the defense enterprise on a comprehensive assessment of the ability to develop and produce products of appropriate quality is presented. Scientific novelty: the article proposes a set of measures in the field of regulatory, conformity assessment and standardization aimed at reducing the impact of factors that adversely affect the quality of the developed, manufactured and operated products of the defense industry. The materials of the article are of practical value for specialists and managers of defense enterprises in the development of development strategies; experts of analytical groups in the preparation of thematic reviews and information-analytical studies of trends in the development of the domestic market of defense; on courses of professional retraining and advanced training of economists and specialists in the field of defense industry; in the work of state bodies in the development of recommendations for the purposes of defense and industrial policy of the Russian Federation.

Keywords: quality, production, output, industry, military-industrial complex, enterprise, sanctions, import substitution, conformity assessment, standard, industry structure, technological potential

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время экономика России находится в сложном положении. Этому способствует, как затянувшийся экономический кризис, так и политические разногласия между государствами. Европейский Союз и США применили в отношении России пакет санкций, затем поэтапно добавлялись дополнительные санкционные ограничения, которые коснулись наиболее конкурентоспособных отраслей: в частности, оборонно-промышленного комплекса [1, с. 33]. Проблемы и сложности экономики России проявляются не только в замедлении,

а порой и снижении, объемов производства, взаимных неплатежах, но и в качественных характеристиках производимой промышленной продукции.

Технический уровень оборудования и технологии отечественного производства, как правило, существенно ниже, чем в индустриально развитых странах [2]. Оправдать затраты на инвестиции в модернизацию производства и создание новых технологий будет возможно только при условии выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом у потребителя.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи - представить научному сообществу суть

Baurina Svetlana Borisovna, Nazarova Elena Vladimirovna AN INTEGRATED APPROACH TO MANUFACTURING ..

комплексного подхода к выпуску продукции гарантированного качества на оборонных предприятиях России в условиях импортозамещения. Материал статьи призван способствовать профессиональному росту научно-педагогических работников и задавать направление для про-ектно-исследовательских работ молодых ученых.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Оборонная промышленность России отличается исключительно высокой наукоемкостью (рисунок 1, 2). Ее передовые научные исследования и разработки создают эффект перелива технологий в другие отрасли национальной экономики [3, с. 208].

Рисунок 1 - Отраслевая структура предприятий ОПК России

Рисунок 2 - Производственно-технологический потенциал предприятий ОПК России

Обилие санкционных мер в отношении ряда оборонных предприятий России, разорванные связи со многими производителями комплектующих военной техники поставили многих производителей в затруднительное положение [4].

Однако, имеют место и примеры успешной деятельности в сложившихся условиях. Так, американская Defense News говорит о холдинге «Алмаз-Антей», который специализируется на выпуске зенитных систем. На данный момент он занимает 11-е место среди крупнейших в мире производителей вооружений, а за минувший год сумел увеличить свой оборот более чем на 10%. Еще более ощутимых успехов достигли холдинг «Вертолеты России» (оборот увеличен на 16,3%) и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (плюс 48,6% к обороту) (http://www.defensenews.com/).

В 2018 году российский оборонно-промышленный комплекс успешно справился с очередным этапом выполнения гособоронзаказа. Кроме того, Россия сумела продемонстрировать всему миру новейшие средства вооружения, созданные руками российских оборонщи-

ков и на десятилетия, опередившие конкурентов на военно-технологическом поле. Сейчас военные заводы, оборонные предприятия и конструкторские бюро нацелены на эффективное выполнение задач, определенных новой «Государственной программой вооружения на 2018-2027 годы».

Пожалуй, самым важным критерием, по которому можно было бы оценить работу отечественной оборонки, являются боевые и эксплуатационные качества её продукции. В этом смысле отличным отчётом о проделанной работе можно считать антитеррористическую операцию в Сирии. В ходе боевых действий прекрасно показала себя боевая, транспортная, дальняя, специальная и другая авиация, причём речь идёт не только о самих самолётах, но и о «начинке» - средствах связи, ави-онике, вооружениях и так далее.

В целом деятельность государственных корпораций, интегрированных структур и организаций ОПК по обеспечению качества изготавливаемой продукции военного и гражданского назначения позволяет в основном удовлетворять требования государственного заказчика в процессе ее эксплуатации [5]. Это достигается функционированием систем управления качеством, единой методологической основой которых является совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов, участников системы, включая средства и механизмы обеспечения единства измерений. При этом предприятия ОПК ориентированы на достижение целевых ориентиров и показателей выполнения государственного оборонного заказа и государственных программ социально-экономического развития в различных секторах (отраслях) экономики [6]. Снижение количества отказов продукции (из расчета на одно гарантийное изделие) в последние годы свидетельствует о повышении результативности функционирования систем менеджмента изготовителей (поставщиков) продукции.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил РФ ...» [7], актов и решений Правительства Российской Федерации по обеспечению выполнения поименованного Указа Президента Российской Федерации осуществляется переход на новые условия размещения и исполнения государственного оборонного заказа, совершенствуется организационная структура оборонно-промышленного комплекса и расширяются его возможности.

На федеральном уровне принимаются меры государственной поддержки изготовителей продукции, демонстрирующих стабильное качество, совершенствуются и реализуются требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе и в сфере государственного оборонного заказа, актуализируются нормативные и технические документы, в которых устанавливаются обязательные требования к продукции и процессам ее проектирования, изготовления, эксплуатации, методам испытаний (измерений), а также показатели качества [8, с. 420].

Вместе с тем на качество разрабатываемой, изготавливаемой и эксплуатируемой продукции оказывает влияние множество причин:

- несоответствие нормативной правовой базы в области качества современной организационной структуре субъектов управления качеством, обусловленное переходом на новые условия размещения и исполнения государственного оборонного заказа, а также сложившимся экономическим условиям;

- система менеджмента и политика государственных корпораций, интегрированных структур и организаций оборонно-промышленного комплекса в области обеспечения качества не адаптирована к современным условиям размещения и исполнения государственного оборонного заказа;

- сокращение объемов и процедур контроля качества изделий (работ) в ходе технологических операций изготовления изделий и их испытаний со стороны субъектов управления качеством, в том числе в целях минимизации расходов по государственным контрактам (договорам) [9];

- низкий уровень развития научно-методического обеспечения контроля и технологий контроля и управления качеством изделиями на различных этапах жизненного цикла из-за прекращения научных разработок и внедрения перспективных технологий, передовых форм и методов обеспечения, контроля и управления качеством соответствующего или перспективного изделия;

- отсутствие в организациях ОПК и у потребителей продукции полной и актуальной информации о фактических показателях ее качества;

- износ технологического и измерительного оборудования в организациях ОПК. Системы измерений и методики измерений, функционирующие на предприятиях ОПК, и применяемый парк средств измерений, необходимых для разработки, контроля измеряемых параметров особо ответственных технологических операций и управления такими процессами, морально устарели, изношены и не обеспечивают функциональной точности измерений, не позволяют дистанционно формировать результаты отклонений несоответствия продукции от установленных требований;

- несовершенство СМК государственных корпораций, интегрированных структур ОПК и входящих в них организаций. Указанные организации при существующих возможностях не обеспечивают внедрения в системы менеджмента качества инженерных методик построения «встроенного качества» (одобрения процессов производства поставщиков (РРАР), перспективного планирования качества продукции и плана управления потоками процесса (APQP), анализа видов и последствий потенциальных отказов (FMEA), анализа измерительных систем (MSA), статистического управления процессами (SPC), снижения отклонений в процессах производства электронных компонентов (Six Sigma), а также проведения ежедневных уровневых аудитов (LPA) на производстве и у поставщиков комплектующих изделий в рамках сопровождаемых сделок), что существенно снижает эффективность систем управления качеством [10];

- низкое качество комплектующих изделий, материалов, сырья и элементной базы, применяемых при изготовлении финальных изделий и поставляемых различными уровнями производственной кооперации. Причинами такого положения являются недостаточная эффективность функционирования подразделений контроля качества указанных поставщиков. При этом правовая и нормативная база не позволяют головным исполнителям осуществлять по единым требованиям контроль процессов производства и управления качеством у поставщиков;

- отсутствуют правовые механизмы: поощрения исполнителей государственных контрактов за обеспечение стабильного бездефектного производства поставляемой продукции, что не создает условий для дополнительной мотивации предприятий ОПК и их сотрудников к сдаче продукции заказчику с первого предъявления; компенсаций для предприятий ОПК непредвиденных расходов, обусловленных необходимостью обеспечения требуемого уровня качества, поскольку затраты на ремонт гарантийных изделий по причине отказов превышают затраты по предупреждению и устранению «брака» в ходе изготовления;

- низкая эффективность управления деятельностью в сфере стандартизации оборонной продукции со стороны уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Однако, стоит отметить, что для предприятий, выпускающих и поставляющих продукцию для оборонного комплекса, разработаны специальные отраслевые стандарты: ГОСТ РВ 0015-002-2012

«Система разработки и постановки на производство военной техники. Система менеджмента качества. Общие требования» [11], ГОСТ РВ 0015-003-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок проверки систем менеджмента качества организаций, выпускающих оборонную продукцию». Выполнение требований стандартов гарантирует разработку, поставку и обслуживание продукции, соответствующей требованиям к поставкам военной техники, обеспечивает надежность продукции, а также включает мероприятия по оценке рисков и защите государственной тайны;

- крайне низкие темпы обновления фонда документов по стандартизации (менее 1% при потребности не менее 10%), большую часть которых составляют стандарты, принятые 25-30 лет назад), в том числе по причине недостаточного финансирования разработки и актуализации документов по стандартизации;

- дефицит квалифицированных кадров технических специальностей, необходимых для системного внедрения инновационных направлений развития в области качества и пр.

Системы управления качеством, которые разрабатываются и внедряются сегодня - это драйвер перехода к цифровому производству, цифровому предприятию [12, с. 390]. Так, объединенная судостроительная корпорация представила свой практический опыт в построении корпоративной системы менеджмента качества на первом научно-практическом форуме «Вопросы качества продукции военного и гражданского назначения организаций оборонно-промышленного комплекса» («Качество ОПК - 2018»), проходившем в Нижнем Новгороде (февраль, 2018). Опыт корпорации можно считать уникальным, так как ее структура не является вертикально-интегрированной, в связи с чем была создана процессная модель системы мониторинга качества отличная от существующих практик как по форме, так и по содержанию.

На показатели снижения качества выпускаемой продукции постоянно обращает внимание Рособоронзаказ при проверках предприятий, работающих на Государственный оборонный заказ (ГОЗ) и имеющих сертификат соответствия СМК. Этот факт объясняется тем, что:

- формальным подходом к проверке соблюдения некоторых требований (многие эксперты, проводящие оценку СМК предприятий, недостаточно компетентны в соответствующих технических областях);

- выборочный характер проверок выполнения требований, что не позволяет в полной мере оценить качество разработки и производства выпускаемой продукции;

- в ряде стандартов не предусмотрены конкретные формы и показатели, позволяющие оценить качество разработки и производства выпускаемой продукции [13].

Для комплексной оценки способности предприятий ОПК разрабатывать и выпускать продукцию соответствующего качества предлагается использовать опыт ведомственных проверок, совместив их с оценкой соответствия СМК.

Высокое качество изделий предопределяется техническими, экономическими и социальными факторами, которые закладываются и обеспечиваются на различных стадиях жизненного цикла изделия [14, с. 168].

Для предприятий, выпускающих продукцию в рамках ГОЗ, стадии разработки и производства продукции являются определяющими. Поэтому началом жизненного цикла продукции условно считают формирование исходных требований к ней. В отчет предприятия на представление комиссии, по комплексной оценке, способности предприятий ОПК разрабатывать и выпускать продукцию соответствующего качества рекомендуем включать следующие основные разделы.

Состояние ресурсов (п. 6 ГОСТ РВ 15.002). Оценка

Baurina Svetlana Borisovna, Nazarova Elena Vladimirovna AN INTEGRATED APPROACH TO MANUFACTURING ..

состояния ресурсов включает оценку состояния кадровых ресурсов, оснащенность современным технологическим оборудованием, средствами испытаний, контроля и измерений, организацию финансирования работ по обеспечению разработки и производства, а также выполнение требований по охране труда и условиям производства и др.

Качество разработок (п.п. 7.1-7.4 ГОСТ РВ 15.002). При проверке выполнения данного требования должны учитываться процессы обеспечения качества разработок, включающие технологический контроль конструкторской документации (КД), оценку новых технологических процессов, анализ характера несоответствий, изменений, вносимых в КД и технологическую документацию (ТД) по результатам установочной серии, в процессе серийного производства, процессы обеспечения качества выполнения технологических процессов, а также качество технологического оборудования и др.

Обеспечение качества при опытном и серийном производстве (п. 7.5 ГОСТ РВ 15.002) включает отработку КД и ТД, проведение аттестации и проверки на технологическую точность оборудования, укомплектованность рабочих мест инструментом и приспособлениями, информацию по отклонениям от приемки серийных изделий отделом технического контроля (ОТК) и ВП, организацию и ведение работ по оценке надежности изготовляемых изделий, анализ повторяющихся несоответствий изделий, выявленных при приемочном контроле ОТК и ВП, по результатам эксплуатации, ведение работ по авторскому, гарантийному и техническому надзору и др. Эти позиции также следует оценивать при комплексной проверке предприятия.

Обеспечение качества выполнения технологических процессов производства (п.п. 7.3.1, 7.5.1 ГОСТ РВ 15.002). Следует убедиться в качестве выполнения технологических процессов, которое обеспечивается наличием технологических инструкций и маршрутных карт, использованием исправного и настроенного технологического оборудования и оснастки, соответствующей квалификацией обученного персонала, выполняющего данный технологический процесс, применением качественных материалов, имеющих паспорт (сертификат) и прошедших входной контроль.

Организация и проведение контроля качества изделий при их производстве и порядок проведения испытаний и приемки изделий (пп. 7.3, 7.5, 7.6, 8.2.4 ГОСТ РВ 15.002). Объектами контроля качества в процессе производства являются заготовки, составные части изделия (детали, сборочные единицы и комплекты) и готовые изделия (материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, технологические процессы, КД и ТД) [15]. Для контроля качества на предприятии должны применяться входной, операционный и приемочный контроль продукции. Необходимы следующие категории контрольных испытаний: предъявительские; приемосдаточные; периодические; типовые.

Информацию, необходимую для оценки способности предприятия разрабатывать и выпускать продукцию соответствующего качества и формы ее представления, следует заранее направлять на предприятия, которым предстоит комплексная проверка, для подготовки предприятием отчета комиссии. Выводы о способности предприятия разрабатывать и выпускать продукцию соответствующего качества следует делать на основании оценки функционирования СМК предприятия с учетом представленной информации. Результативность СМК, процессов СМК и показатели должны иметь тенденцию к увеличению за рассматриваемый период времени, например за три года

В целях снижения воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество разрабатываемой, изготавливаемой и эксплуатируемой продукции ОПК, целесообразно принять комплекс следующих мер.

В сфере нормативного правового регулирования:

- проработать вопросы внесения изменений в законодательство Российской Федерации о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части возможности установления в конкурсной документации повышенных значений коэффициентов значимости критериев, характеризующих качество продукции, закупаемой для нужд обороны и безопасности государства, в целях снижения риска заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который существенно снижает цену контракта на этапе конкурса за счет требований к качеству продукции. Данный подход целесообразно распространить в отношении закупаемых услуг по сертификации (включая инспекционный контроль) систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, включая комплектующие изделия, сырье и материалы, а также деятельность по разработке, производству, реализации, испытанию, утилизации и хранению боеприпасов [16];

- утвердить на федеральном уровне правила сертификации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу и (или) систем менеджмента качества указанных организаций. Указанные правила будут применяться, в случае если такая форма оценки соответствия предусмотрена государственным контрактом (контрактом). Это позволит сделать процедуры оценки соответствия продукции транспарентными, открытыми и ограничит деятельность недобросовестных хозяйствующих субъектов в части выдачи сертификатов соответствия без проведения испытаний и (или) с нарушением установленных процедур;

- государственным корпорациям и иным интегрированным структурам ОПК утвердить стратегии обеспечения качества продукции и управления системами менеджмента качества.

В сфере оценки соответствия:

- рекомендовать системам добровольной сертификации, выполняющим работы по подтверждению соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, и (или) системам менеджмента качества создать постоянно действующий общественный совещательный орган - экспертный совет представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации и сертификации в указанной сфере. Создание названного совета будет способствовать повышению доверия к результатам сертификации продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, и систем менеджмента качества за счет внедрения указанными системами добровольной сертификации требований и процедур, установленных в группе стандартов серии AS/EN 9104 Международной авиакосмической группы по качеству (IAQG), регламентирующих аспекты систем менеджмента качества аэрокосмической отрасли;

- рекомендовать государственным корпорациям и интегрированным структурам ОПК ежегодно рассматривать вопросы, касающиеся деятельности по обеспечению бездефектного производства, итоги рекламационной работы, а также реализации утвержденной в интегрированной структуре политики в сфере управления системами менеджмента качества и методов бережливого производства, направленных на обеспечение стабильного производства продукции, соответствующей заданным требованиям государственного заказчика (заказчика).

В сфере стандартизации:

- организовать и провести оценку научно-технического уровня документов по стандартизации оборонной продукции (полнота требований стандарта к степени соответствия требованиям заказчика и (или) технологическому уровню производства);

- утвердить программы разработки документов по стандартизации, необходимых для нормативно-технического обеспечения перехода с 2023 г. на технологии компьютерного проектирования и моделирования при разработке перспективной и высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, в первую очередь образцов вооружения, военной и специальной техники;

- проработать вопрос применения механизма «опережающего нормирования» с повышением оперативности принятия и качества разработки современных стандартов, а также разработки мер по повышению эффективности существующих форм государственно-частного партнерства в области стандартизации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На сегодняшний день, для решения вопросов качества вооружений и военной техники (ВВТ) нужны не просто сертификация и контроль со стороны заказчика, необходима комплексная система обеспечения гарантированного качества оборонной продукции, которая смогла бы объединить военно-техническую политику и требования государственных заказчиков, контроль и надзор за выполнением технических регламентов и требований военных стандартов, метрологическое обеспечение и процедуры испытаний продукции, независимое подтверждение соответствия [17].

Проведенное исследование свидетельствует о наличии серьезных проблем обеспечения качества продукции военного назначения.

Помимо выявленных проблем и причин низкого уровня качества производимой продукции, стоит обратить внимание на недостаточный уровень квалификации кадров российских промышленников, обусловленный современными требованиями и закономерностями функционирования мировой экономики, и активным внедрением инновационных промышленных технологий.

Значительная доля усилий руководителей госкорпораций и крупных предприятий должна быть сконцентрирована на изучении передового практического опыта обеспечения качества ведущих зарубежных производителей промышленной продукции и активном его использовании.

Велика и роль сферы российского образования, которая также заинтересована в подготовке квалифицированных конкурентоспособных кадров.

В итоге, повышение результативности процессов по обеспечению качества и повышению удовлетворенности потребителей будет обеспечено эффективными управленческими решениями, реализуемыми в практической деятельности, что естественным образом скажется на приросте положительных результатов в перспективе от функционирования систем менеджмента качества на промышленных предприятиях России.

Недооценка значения качества промышленной продукции и необходимость систематической и целенаправленной работы по его повышению ведет к потере позиций российских предприятий во многих ключевых отраслях. Осознав стратегическую направленность проблемы качества, выбрав и внедрив на предприятии ту или иную систему менеджмента качества, можно рассчитывать на эффективность и стабильность бизнеса.

В заключении, хотелось бы отметить, что решение, обозначенных в данной статье проблем, безусловно должно иметь системный комплексный характер. Существует некоторая степень закрытости и ограниченности доступа к анализу реальной ситуации на предприятиях оборонной промышленности России. Однако, учитывая значимость «оборонки» для целостного развития экономики, стоит продолжать активно исследовать и анализировать положение дел в данных отраслях, особо выделяя вопросы обеспечения качества производимой продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Савченко Е. О. Особенности развития компаний ВПК США в текущих условиях: тенденции и перспективы //Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2016. Т. 5. № 1. С. 29-34.

2. Baurina S. B., Nazarova E. V., Savchenko E. O., Golubev A. A. Ensuring the quality of defense industry products of Russia in the conditions of import substituition // International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies («FarEastCon») (Vladivostok, Russky Island, 2-4 October 2018)

3. Baurina S. B., Nazarova E. V., Savchenko E. O. The problem of ensuring industrial products quality in Russia // Journal of Business and Retail Management Research. 2017. T. 12. № 1. PP 206-214

4. Сергеев В. Е., Давыдов А. Н., Барабанов В. В. Проблемы обеспечения качества продукции оборонно-промышленного комплекса [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://cals.ru/sites/default/files/ downloads/conf/conf-11-mpnt.pdf

5. Баранов Н. А. Некоторые проблемы обеспечения качества продукции при выполнении государственного оборонного заказа // Вестник качества. 2009. № 4. С. 3-5.

6. Макарова Н. С. Совершенствование системы обеспечения качества продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса // Материалы Международной научно-технической конференции. — М.: Прогресс, 2018. — С. 67-74.

7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и модернизации оборонно-промышленного комплекса» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/70170938/. — Загл. с экрана.

8. Баурина С. Б. Проблемы обеспечения качества промышленной продукции в оборонно-промышленном комплексе России //Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы V международн. научно-практ. конф. 17.05.2017 г.., Москва, РЭУ им. Г. В. Плеханова. — Berlin: West-Ost-Publishing house, 2017. — С. 418-423.

9. Научно-практический форум «Вопросы качества продукции военного и гражданского назначения организаций оборонно-промышленного комплекса» («Качество ОПК — 2018»). Итоговая резолюция [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://www.sds-vr.ru/index. php?id=409

10. Казаков В. Г., Ольхов П. В. О системах оценки результативности, функционирующих на предприятиях ОПК систем менеджмента качества, соответствующих требованиям ГОСТР ИСО 9001 и ГОСТ РВ 0015-002 и необходимости определения направлений их совершенствования // Менеджмент. Вооружение. Качество. 2017. № 3(53). [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://www.sds-vr.ru/assets/ docs/MVK/2017/3_1.pdf

11. ГОСТ РВ 0015—002—2012 Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/gost—rv-0015—002—2012. — Загл. с экрана.

12. Баурина С. Б., Назарова Е. В. Концептуальный подход к обеспечению качества продукции // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10 (ч.3). С.390-392.

13. Маянский В. Д. Стратегия управления качеством в ОПК и влияние сертификации СМК на качество продукции военного назначения // Менеджмент. Вооружение. Качество. 2015. № 4(46) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://www.sds-vr.ru/assets/ docs/MVK/2015/4_1.pdf

14. Савченко Е. О. Информационная база обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017. № 5 (95). С. 167-174.

15. Bayneva I. I. Features of optical modeling in educational and scientific activity / Journal of Fundamental and Applied Sciences (J. Fundam. Appl. Sci), 2017. 9 (1S), 41-48.

16. Назарова Е. В. Сычева Е. И., Егорова Н. Е. и др. Теоретико-методологические аспекты инновационной деятельности организации: монография / под ред. О.Е. Рязановой. — Москва: ИИУ МГОУ, 2016. С. 88

17. Guerra, L. Sousa, S.D. Nunes, E.P. Statistical process control automation in the final inspection process: An industrial case study // IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management, 2016

Статья поступила в редакцию 18.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.