Совершенствование нормативного регулирования идентификации человека по признакам измененной внешности
Матюшкина Анастасия Валерьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) E-mail: m.valli79@mail.ru
Улайкина Юлия Сергеевна,
студент, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
E-mail: ul.1995@list.ru
Правовые последствия изменения внешности не получили широкого освещения в отечественной юридической науке. Предметом исследования стали ситуации правового и криминалистического вакуума, когда речь идет о необходимости поиска человека по признакам внешности в ситуации ее изменения с применением современных пластико-хирургических процедур. В качестве цели обозначена разработка предложений по внесению возможных изменений в действующее законодательство, криминалистические и судебно-экспертные методики, касающихся регламентации действий и ожидаемых последствий по изменению внешности.
В качестве выводов авторами предложено следующее. Во-первых, закрепить законодательно и на уровне методик экспертных исследований понятие «существенного изменения внешности». Во-вторых, разработать саму методику оценки изменений внешности. В-третьих, нормативно закрепить положение о том, что в случае изменения внешности более чем на 75% проводить медицинскую экспертизу с целью идентификации лица, заключение которой может служить основным документом при решении вопроса о замене паспорта по данному основанию.
Методологической базой исследования стали методы сравнительного, статистического, правового анализа, а также метод ситуационно-криминалистического поиска.
Ключевые слова: габитоскопия, идентификация человека по признакам внешности, измененная внешность, замена паспорта, портретная идентификация.
В современном мире процедуры по изменению внешности уже не являются чем-то новым и удивительным. Если раньше людям было чуждо и страшно ложиться под нож хирурга, то в современных условиях изменение внешности приобрело массовый характер, что подтверждается огромным количеством статистических данных.
В настоящее время основным «поставщиком» статистической информации по исследуемой теме является Международное общество пластической и эстетической хирургии (ISAPS), по данным которого ежегодно в мире проводится около 17 млн операций по изменению внешности, при этом более половины из них подразумевают существенное изменение внешности посредством хирургического вмешательства. Кроме того, ISAPS отмечает, что с 2016 по 2019 год количество манипуляций с внешностью увеличилось более чем на 33% [5]. Разумно было бы предположить, что в период пандемии Covid-19 (2020-2021 г.), количество манипуляций с внешностью уменьшилось. Однако, как показывает статистика, этого не произошло. Более того, в период пандемии спрос на процедуры по изменению внешности вырос еще на 20%. Видя такую статистику невольно задаешься вопросом, чем же обусловлен рост операций по изменению внешности?
В научной литературе и в Интернет-пространстве есть огромный массив предполагаемых причин роста количества пластических операций, начиная от навязанного соцсетями стандарта красоты и заканчивая внутренними переживаниями человека относительно своей внешности. Хотелось бы остановиться на причинах, которые изложила в своей работе Т.А. Солодова. В качестве таковых автор рассматривает 1) относительную доступность операций по изменению внешности; 2) стремительное развитие этого направления медицины; 3) возрастающий спрос на услуги такого рода, причинами которого чаще всего является желание устранить либо свести к минимуму последствия перенесенной травмы; 4) психологические проблемы, связанные с недовольством собственной внешностью; 5) потребность публичных людей сохранить привлекательную внешность и т.д. Кроме того, она подчеркивает, что для криминалистики важной причиной изменения внешности является тот факт, что с помощью таких манипуляций повышается возможность преступника избежать уголовного преследования [9, с. 204]. По мнению же самих пластических хирургов, популярность процедур по изменению внешности возросла в связи с «желанием людей инвестировать в свой имидж».
5 -о
сз
<
Как уже можно было заметить, изменение внешности в настоящее время не является редким явлением. Изменяя внешность человек пытается решить ряд проблем, однако не всегда задумывается над предполагаемыми последствиями. Например, человек с измененной внешностью может столкнуться с проблемами, связанными с идентификацией его личности, а правоохранительные органы - с поиском и опознанием преступников. Следует отметить, что правовые последствия изменения внешности не получили широкого освещения в отечественной юридической науке. В связи с этим их рассмотрение является особо актуальным.
Прежде чем переходить к рассмотрению обозначенных проблем, необходимо определить, что подразумевает под собой изменение внешности.
Т.А. Солодова под изменением внешности понимает «совокупность индивидуальных, устойчивых, изменённых под влиянием естественных процессов либо в результате целенаправленного воздействия, характеристик внешности конкретного человека, способная отображаться в памяти людей и на материальных средствах фиксации» [9, с. 201].
В медицине операции по изменению внешности разграничены на 3 категории: 1) операции, связанные с исключительно медицинскими показаниями (к данной категории относятся операции, связанные, например, с восстановлением кожных покровов лица после обширных ожогов,); 2) операции, связанные с исключительно эстетическими представлениями пациента о собственной внешности (например, изменение контуров лица с эстетическими целями); 3) операции комплексного типа, производимые как по медицинским показаниям, так и с эстетическими целями (например, протезирование ушной раковины, ринопластика) [6, с. 17].
В криминалистике изменение внешности делят на два вида: патологическое и косметическое. Патологическое изменение внешности означает безвозвратное изменение лица, вызванное различными видами заболеваний организма. К таким заболеваниям относят: 1) акромегалию (проявляется в увеличении носа, ушей, нижней челюсти, толщины губ, надбровных дуг, скул и лица в целом); 2) стедиострофию (проявляется в виде опухоли, способной сместить глазное яблоко); 3) ринофи-му (проявляется в виде значительного увеличения нижней части носа, появления на ней бугров, вследствие чего эта часть носа принимает уродливые очертания) [11, с. 115].
Косметическое изменение внешности означает искусственное изменение лица с целью скрыть врождённые аномалии лица или устранения последствий заболеваний, искажающих лицо чело— века. Косметическое изменение внешности пред-2 полагает применение методов косметической й (пластической) операции, с помощью которых ° могут быть удалены морщины на лбу, веках, ще-ав ках, исправлены формы ушных раковин, изменена
форма носа, хирургически устранена «заячья губа» и т.д. Для данной работы интерес будут представлять именно косметические изменения.
В целях исследования проблем, связанных с изменением внешности человека, представляется целесообразным поделить их на две группы: первую группу будут составлять проблемы, связанные с защитой прав граждан, изменивших внешность, вторую группу - проблемы, связанные с поиском и опознанием преступников с измененной внешностью. Начать хотелось бы именно с первой группы проблем.
Как уже было отмечено, человек изменивший свою внешность, может даже не предполагать какие последствия привнесет этот факт в его жизнь. При этом последствия могут быть как безобидными, так и весьма серьезными. Представим такую ситуацию: человек изменил внешность посредством пластической операции в другой стране, прошел реабилитацию, и, наконец, пришло время лететь домой, в свою страну. Однако все мы знаем, что для того, чтобы пересечь границу необходимо пройти стандартную процедуру, а именно паспортно-визовый контроль, суть которого заключается в проверке документов и удостоверении личности. Человек, изменивший внешность может не пройти данную процедуру, поскольку фото в его загранпаспорте не будет совпадать с действительной внешностью, в результате чего человек может быть задержан. В предложенных обстоятельствах человеку будет необходимо обратиться в российское консульство, находящееся на территории страны пребывания и ждать замены документов. В данном случае мы видим пример безобидного, но неприятного последствия. Стоит отметить, что такая ситуация в законодательстве никак не урегулирована.
Рассмотрим еще одну ситуацию, которая в том числе может вытекать и из первой проблемы. Данная ситуация связана с заменой паспорта гражданина Российской Федерации.
В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по поводу выдачи, замены и утраты паспорта является Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации». В данном акте закреплено, что основаниями для замены паспорта является: 1) достижение 20-летнего или 45-летнего возраста; 2) изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения; 3) изменение пола; 4) непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие нарушения элементов защиты бланка паспорта, в результате которого невозможно установить подлинность такого бланка и обеспечить защиту от изменения нанесенной на него информации, повреждения, нарушающего целостность бланка паспорта (отсутствие страницы или
ее части, предназначенной для внесения отметок и (или) записей), и (или) износа (повреждения), при котором невозможно однозначно визуально определить наличие или содержание всех или отдельных указанных в паспорте сведений и реквизитов (фамилия, имя, отчество, дата (число, месяц, год) и (или) место рождения, пол, наименование органа, выдавшего документ, номер или серия документа, дата выдачи документа), машиночитаемой записи либо фотографии; 5) обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей; 6) и иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации [2].
Как можно заметить, изменение внешности как основание замены паспорта в данном акте не предусмотрено. Однако если зайти на официальный сайт МВД в сети Интернет или на портал «Госуслуги», то можно увидеть, что изменение внешности как основание замены паспорта гражданина РФ там предусмотрено. При этом указывается, что изменение внешности должно быть существенным. Возникают следующие вопросы: в каком нормативном акте предусмотрено данное основание и что подразумевает под собой существенное изменение внешности? Разберемся с поставленными вопросами.
В настоящее время существенное изменение внешности как основание для замены паспорта гражданина РФ предусмотрено подп. 11 п. 85 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 № 773, зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 N 62009) [3]. Несмотря на то, что в данном акте указанное основание закреплено, никакой его конкретизации там нет, а именно не указаны точные критерии существенного изменения внешности человека, которые могут или должны послужить причиной для замены паспорта. Отсутствие таких критериев означает, что только сам обладатель указанного документа может решить, следует ли его заменить по данному основанию или нет. Возникает некая коллизия.
При сложившейся ситуации сотрудники, занимающиеся вопросами замены паспорта гражданина РФ, не могут отказать лицу в замене паспорта по данному основанию. Тем не менее российское законодательство устанавливает уголовную ответственность для сотрудников паспортно-визовой службы за незаконную выдачу паспорта (ст. 292.1 УК РФ) [1], поэтому при оформлении паспорта они всегда должны быть уверены, что меняют паспорт именно тому человеку, который за данной услугой обращается. Возникает вопрос: как же сотруднику понять, что пришел именно Иванов И.И. (условно), а не Петров П.П., ведь внешность изменена, причем существенно?
Чтобы разобраться с данным вопросом необходимо снова обратиться к вышеуказанному Административному регламенту. Данный акт приводит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по замене паспорта. К ним относятся: заявление, свидетельство о рождении, две личные фотографии, а также документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте (например, документы воинского учета; свидетельства о заключении/ расторжении брака; свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста), реквизиты квитанции об уплате государственной пошлины [3].
Логично было бы предположить, что для того, чтобы удостовериться действительно ли человек изменил внешность, сотрудникам необходимо требовать от таких лиц медицинские документы (в частности, в них могут быть указаны отличительные особенности, наличие шрама и т.д., то есть то, что помогло бы им идентифицировать человека). Однако, как можно заметить, медицинские документы не входят в вышеуказанный перечень. Более того, документы медицинского характера не упомянуты и в перечне документов, представление которых отнесено Административным регламентом на усмотрение самого заявителя.
Подобный пробел в законодательстве порождает последствия как для самого лица, чей паспорт подвергается замене, так и для сотрудника, занимающегося заменой указанного документа.
Представим следующую ситуацию: человек пришел менять паспорт в связи с изменением внешности, при этом он предоставил только те документы, которые необходимы с точки зрения вышеуказанного Административного регламента. Сотрудник ему документ заменил, а в результате выяснилось, что этот человек - мошенник, а все документы (в том числе паспорт, который в дальнейшем заменили), который он предоставил были найдены им на улице. В результате такой замены, он оформил множество кредитов на лицо, чей паспорт был заменен.
В данном примере мы видим, что последствия будут как для лица, чей паспорт подвергся замене, так и для сотрудника, который осуществил такую замену, весьма неприятными. И вызваны они отсутствием в законодательстве точных критериев существенного изменения внешности человека и необходимости предоставления медицинских документов.
Решение данной проблемы видится в следующем. Во-первых, закрепить понятие «существенного изменения внешности». Во-вторых, определить методику оценки изменений внешности. В-третьих, в случае изменения внешности более чем на 75% проводить медицинскую экспертизу с целью идентификации лица, заключение которой может служить основным документом при решении вопроса о замене паспорта по данному основанию.
Разобравшись с первой группой проблем, необходимо перейти к рассмотрению проблем вто-
5 -о
сз
<
рой группы. Напомним, что вторую группу составляют проблемы поиска и опознания преступников с измененной внешностью. В рамках данной группы будут раскрыты два вопроса - предъявление для опознания лиц с измененной внешностью и портретная идентификация лиц с измененной внешностью.
Относительно вопроса о предъявлении для опознания лиц с измененной внешностью поясним следующее. Несмотря на то, что данная тема изучена в научной литературе практически до мельчайших подробностей, один момент остался незатронутым.
Когда мы говорим об осуществлении соответствующего следственного действия с лицом, не подвергшимся пластическим операциям (или с наличием небольших пластических изменений, не меняющих внешность существенно), то никаких вопросов и затруднений по поводу проведения такого следственного действия у квалифицированных дознавателей и следователей не возникает. Однако когда лицо меняет свою внешность существенно даже у опытных специалистов может возникнуть ряд вопросов и трудностей, о чем и будет сказано в рамках исследования данной проблемы.
Как отмечает в своей работе И.Н. Усков, такая проблема может быть вызвана ситуацией, когда опознающее лицо не сможет узнать субъекта, причастного к событию преступления [10, с. 135]. В этом случае, достоверность результатов опознания будет сомнительна, тем самым негативно скажется на результатах предварительного следствия и может привести к прекращению расследования данного уголовного дела.
Решение подобной проблемы видится в разработке методических рекомендаций по производству опознания лиц, изменивших внешность.
Т.А. Солодова, например, предлагает в качестве одной из рекомендаций рассмотреть возможность введения дополнительных этапов на подготовительной стадии производства опознания [9, с. 201].
Одним из таких этапов является этап «изучения обстоятельств, свидетельствующих о виде и уровне изменения внешности», который будет предшествовать допросу опознающего и результатом которого будет являться определение наличия либо отсутствия оснований производства предъявления для опознания. Субъект расследования на данном этапе должен определить изменялись ли элементы, которые наиболее отчетливо запомнились наблюдателю. Для этого, по мнению Т.А. Солодовой, ему необходимо совершить ряд действий: 1) оценить возможность возникновения естественных изменений внешности опознаваемого лица (в случае, если прошло значительное количество времени после совершения престу-— пления); 2) провести освидетельствование опо-2 знаваемого с целью выявления возможного налиму чии признаков, свидетельствующих об изменении ° внешности; 2.1) в случае их наличия провести до-^ прос с целью выявления фактов, свидетельству-
ющих об обнаруженных признаках измененной внешности, а также запросить медицинские документы из учреждения, оказавшего данному лицу услуги по изменению внешности о проведенных процедурах; 3) осуществить поиск фотографии лица до момента изменения внешности и приобщить его к уголовному делу[9, с. 206]. Указанный подход позволит получить необходимую и процессуально зафиксированную информацию для реализации следующего этапа рассматриваемой стадии.
Второй этап, который выделил автор - «соотнесение содержания показаний потенциального опознающего с информацией о виде и степени изменения внешности». По задумке Т.А. Солодовой, он будет проводиться после допроса опознающего и будет заключаться в сравнении содержания описанного в показаниях опознающего лица мысленного образа с видом изменения и его закономерными последствиями. Результатом такого сравнения может быть установление следующих ситуаций: 1) изменению подвергались элементы, не упомянутые опознающим лицом в ходе допроса; 2) изменялись элементы внешности как названные, так и не названные в процессе допроса; 3) осуществлены изменения тех элементов внешности, которые наиболее полно запомнились опознающему. Установления результата весьма важно, так именно от него будет зависеть доказательственное значение данного следственного действия [9, с. 205].
Мы поддерживаем предложение Т.А. Солодовой по внесению данных этапов, поскольку их внедрение действительно предостережет субъектов расследования от вышеуказанной ситуации и значительно посодействует в расследовании уголовного дела. Кроме того, предлагаем дополнить ее предложение привлечением специалиста в области габитоскопии и портретной экспертизы, специальные познания которого могут сыграть ключевую роль в идентификации лица с измененной внешностью.
Однако и у специалиста в области распознавания признаков внешности человека могут возникнуть объективные трудности при работе с измененной внешностью. Например, проблема связана с составлением фоторобота. В настоящее время, как отмечает Т.С. Растатурова, методика составления фоторобота устарела и не соответствует современным реалиям. В частности, она указывает на то, что фотороботы составляются без учета современных возможностей изменения внешности, что негативно влияет на процесс поиска лица на основании указанного портрета [8, с. 1098].
В данном случае речь идет о следующих ситуациях: представим, что необходимо найти преступника, заведомо зная, что у него вследствие пластической операции на подбородок появилась ярко выраженная асимметрия лица. При составлении словестного портрета у лица его составляющего просто не будет такой характеристика (наброска, макета элемента такой внешности) чтобы составить портрет, в результате чего он не будет достоверным.
Решение вышеуказанной проблемы видится в более широком использовании современных достижений медицины в габитоскопии и их внешнего проявления в анатомических признаках. В частности, необходимо дополнять программы фотороботов макетами изменившихся в ходе пластических операций и косметических процедур (например, контурная пластика губ) элементов внешности человека.
Хотелось бы еще затронуть проблему, связанную с внедрением высокотехнологичных процессов в криминалистическую действительность. Ни для кого не секрет, что в настоящее время весьма успешно функционируют системы автоматического распознавания лиц, более того, они активно внедряются в повседневную жизнь человека. Автоматическая система распознавания лица представляет собой систему, позволяющую автоматически идентифицировать или верифицировать человека по фото, видео или вживую. Для распознавания используют искусственные нейро-сети, которые считывают и анализируют уникальные черты человеческого лица, а затем сверяют их с базой. Такие системы, как правило, используются правоохранительными органами для поиска преступников, их устанавливают в местах массового скопления людей (метро, аэропорты и т.д.) с целью обеспечения безопасности, а также применяют для поиска пропавших детей. Это только лишь часть задач, которые решаются с помощью данных систем. Тем не менее для данного исследования интерес составляет применение таких систем именно для поиска преступников.
Во многих исследованиях, в частности, в работах С. Филатовой и Е. Быкадоровой, подчеркивается неэффективность систем «умного» видеонаблюдения для поиска преступников с измененной внешностью. По мнению авторов, для того, чтобы автоматическая система распознавания лица тебя не идентифицировала достаточно изменить всего один элемент внешность - нос (расширить его или же изменить спинку носа) [4, с. 68].
Кроме того, с внедрением подобных систем встал вопрос, как можно «обойти» видеораспознавание без применения пластических операций. Так, например, 1Т-специалистом компании «Яндекс» был разработан грим, который помогает обмануть такую систему, а вьетнамские специалисты установили, что обмануть видеораспознавание можно надев всего лишь 3D-маску. Такие маски разработаны специалистами из Великобритании и Японии. Они были названы «гиперреалистичными», поскольку в точности копировали человеческое лицо. Интересным является тот факт, что в 2015 году в такой маске преступник из Великобритании обманул людей на миллионы фунтов. В настоящее время отмечают, что продажа гиперреалистичных масок может привести к их использованию не только для сокрытия лица от вышеназванных систем, но и в преступных целях [4, с. 69].
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что изменение внешности посредством медицинских операций уже не новелла современного ми-
ра, а обыденная реальность. Потребность в пластической хирургии возросла так быстро, что правовая регламентация этой сферы деятельности человека в который раз осталась позади.
С последствиями измененной внешности сталкиваются как сами люди, прибегшие к медицинскому вмешательству (например, при замене паспорта или прохождении паспортно-визового контроля), так и правоохранительные органы (например, субъекты расследования при проведении следственного действия). Не справляются с задачей идентификации человека по признакам измененной внешности и современные системы автоматического распознавания лиц. Пути решения указанных проблем есть, и отдельные из них нами указаны, а значит, решить их можно, и разработать соответствующие механизмы регламентации изученных процессов должны ведомственные органы и сам законодатель.
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
2. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 15.07.2021) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ. 1997». № 28. Ст. 3444.
3. Приказ МВД России от 16.11.2020 № 773 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 № 62009)
4. Быкадорова Е.В. Влияние следов пластических операций на лице при розыске преступников // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего. 2021. № 3. С. 67-71.
5. Глобальная статистика ISAPS// ISAPS [Электронный ресурс]. URL: https://www.isaps.org/ medical-professionals/isaps-global-statistics/ (дата обращения: 23.10.2021).
6. Карпов О.Э., Епифанов С.А., Христофоро-ва Е.И. Цифровые технологии идентификации личности: правовые последствия изменения внешности вследствие медицинских процедур // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2018. № 1. С. 16-18.
7. Не только девушки: Что главное в пластической хирургии - бизнес, красота, медицина? //
5 -а
сз
<
Коммерсантъ, 03.12.2020. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4576823 (дата обращения: 28.10.2021)
8. Растатурова Т.С. Особенности криминалистического исследования внешности человека / Т.С. Растатурова // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1098-1100.
9. Солодова Т.А. Особенности следственной идентификации лиц с измененной внешностью // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 201-207.
10. Усков И. Н. О влиянии косметической коррекции внешности на идентификацию личности при производстве опознания и судебно-портретной экспертизы. // Энциклопедия судебной экспертизы: Научно-практический журнал. 2017. № 2 (13) С. 131-136.
11. Фокин Е.С. Влияние фотографических факторов на отображение признаков внешности // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2017. № 19. С.114-116.
IMPROVING THE NORMATIVE REGULATION OF HUMAN IDENTIFICATION ON THE BASIS OF ALTERED APPEARANCE
Matyushkina A.V., Ulaykina Yu.S.
Middle Volga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
The legal consequences of a change in appearance have not received wide coverage in domestic legal science. The subject of the study was the situation of a legal and forensic vacuum when it comes to the need to search for a person by signs of appearance in a situation of its change using modern plastic-surgical procedures. The goal is to develop proposals for introducing possible changes to the current legislation, forensic and forensic methods related to the regulation of actions and the expected consequences of changing the appearance.
The authors suggest the following as conclusions. First, to legislate and at the level of expert research methods the concept of "significant change in appearance". Secondly, to develop the very methodology for assessing changes in appearance. Thirdly, to fix the normative provision that in case of a change in appearance by more than 75%, conduct a medical examination in order to identify a person, the conclusion of which can serve as the main document when deciding whether to replace a passport on this basis.
The methodological basis of the study was the methods of comparative, statistical, legal analysis, as well as the method of situational forensic search.
Keywords: habitoscopy, identification of a person based on appearance, altered appearance, replacement of a passport, portrait
identification.
References
1. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ dated June 13, 1996 (as amended on July 1, 2021) (as amended and supplemented, effective from August 22, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 06/17/1996, No. 25, art. 2954.
2. Decree of the Government of the Russian Federation of July 8, 1997 No. 828 (as amended on July 15, 2021) "On approval of the Regulations on the passport of a citizen of the Russian Federation, a sample form and description of a passport of a citizen of the Russian Federation" // "Collected Legislation of the Russian Federation. 1997». No. 28. Art. 3444.
3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 16, 2020 No. 773 "On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the provision of public services for the issuance, replacement of passports of a citizen of the Russian Federation, proving the identity of a citizen of the Russian Federation on the territory of the Russian Federation" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on December 31 .2020 No. 62009)
4. Bykadorova E.V. Influence of traces of plastic surgery on the face in the search for criminals // Interdisciplinary research: the experience of the past, the possibilities of the present, the strategies of the future. 2021. № 3. pp. 67-71.
5. Global statistics ISAPS// ISAPS [Electronic resource]. URL: https://www.isaps.org/medical-professionals/isaps-global-statistics/ (accessed 23.10.2021).
6. Karpov O.E., Epifanov S.A., Khristoforova E.I. Digital technologies for personal identification: legal consequences of changes in appearance due to medical procedures. Bulletin of the National Medical and Surgical Center. N.I. Pirogov. 2018. No. 1. pp. 16-18.
7. Not only girls: What is the main thing in plastic surgery - business, beauty, medicine? // Kommersant, 03.12.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4576823 (date of access: 28.10.2021).
8. Rastaturova T.S. Features of forensic research of human appearance / T.S. Rastaturova // Young scientist. 2015. No. 11 (91). pp. 1098-1100.
9. Solodova T.A. Features of the investigative identification of persons with a changed appearance // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 1. pp. 201-207.
10. Uskov I.N. On the influence of cosmetic correction of appearance on the identification of a person in the production of identification and forensic portrait examination. // Encyclopedia of Forensic Science: Scientific and Practical Journal. 2017. No. 2 (13) pp. 131-136.
11. Fokin E.S. Influence of photographic factors on the display of signs of appearance // Bulletin of KhGU im. N.F. Katanov. 2017. No. 19. pp. 114-116.
СЧ CM