Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ИМПОРТИРУЕМЫХ В РОССИЮ В НЕСОБРАННОМ ИЛИ РАЗОБРАННОМ ВИДЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ИМПОРТИРУЕМЫХ В РОССИЮ В НЕСОБРАННОМ ИЛИ РАЗОБРАННОМ ВИДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИМПОРТ / ТОВАРЫ В НЕСОБРАННОМ ИЛИ РАЗОБРАННОМ ВИДЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона А.А., Солоницына А.С.

В современных условиях, под давлением санкционных ограничений со стороны недружественных государств, остро встает проблема импорта в Россию товаров в несобранном или разобранном виде. При этом таможенные органы сталкиваются с необходимостью поиска оптимальных условий для того, чтобы прохождение через границу таких товаров было более быстрым и менее трудозатратным для участника ВЭД. Авторами представлены в виде диаграммы Исикавы основные проблемы таможенного декларирования и таможенного контроля импортируемых товаров в несобранном или разобранном виде. Выявленные в ходе проведения исследования проблемы позволили авторам предложить методику применения механизма условного выпуска к изучаемой категории товаров для тех декларантов, которые подтвердили в таможенных органах свой низкий уровень таможенного риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворона А.А., Солоницына А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF REGULATORY LEGAL REGULATION OF CUSTOMS CONTROL OF GOODS IMPORTED TO RUSSIA IN UNASSEMBLED OR DISASSEMBLED FORM

In modern conditions, under the pressure of sanctions restrictions from unfriendly states, the problem of importing goods to Russia in an unassembled or disassembled form is acute. At the same time, customs authorities are faced with the need to find optimal conditions for the passage of such goods across the border to be faster and less labor-intensive for a foreign trade participant. The authors present in the form of an Ishikawa diagram the main problems of customs declaration and customs control of imported goods in unassembled or disassembled form. The problems identified during the study allowed the authors to propose a methodology for applying the conditional release mechanism to the studied category of goods for those declarants who confirmed their low level of customs risk in the customs authorities.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ИМПОРТИРУЕМЫХ В РОССИЮ В НЕСОБРАННОМ ИЛИ РАЗОБРАННОМ ВИДЕ»

БИТ 2022 Том 6 № 3 (23) УДК 339.543

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ИМПОРТИРУЕМЫХ В РОССИЮ В НЕСОБРАННОМ ИЛИ РАЗОБРАННОМ ВИДЕ Ворона А.А., Солоницына А.С. Северо-Западный институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

IMPROVEMENT OF REGULATORY LEGAL REGULATION OF CUSTOMS CONTROL OF GOODS IMPORTED TO RUSSIA IN UNASSEMBLED OR DISASSEMBLED FORM

Vorona A.A., Solonitsyna A.S.

North-West Institute of Management branch of Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

Аннотация

В современных условиях, под давлением санкцион-ных ограничений со стороны недружественных государств, остро встает проблема импорта в Россию товаров в несобранном или разобранном виде. При этом таможенные органы сталкиваются с необходимостью поиска оптимальных условий для того, чтобы прохождение через границу таких товаров было более быстрым и менее трудозатратным для участника ВЭД. Авторами представлены в виде диаграммы Исикавы основные проблемы таможенного декларирования и таможенного контроля импортируемых товаров в несобранном или разобранном виде. Выявленные в ходе проведения исследования проблемы позволили авторам предложить методику применения механизма условного выпуска к изучаемой категории товаров для тех декларантов, которые подтвердили в таможенных органах свой низкий уровень таможенного риска.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль, импорт, товары в несобранном или разобранном виде.

Abstract

In modern conditions, under the pressure of sanctions restrictions from unfriendly states, the problem of importing goods to Russia in an unassembled or disassembled form is acute. At the same time, customs authorities are faced with the need to find optimal conditions for the passage of such goods across the border to be faster and less labor-intensive for a foreign trade participant. The authors present in the form of an Ishi-kawa diagram the main problems of customs declaration and customs control of imported goods in unassembled or disassembled form. The problems identified during the study allowed the authors to propose a methodology for applying the conditional release mechanism to the studied category of goods for those declarants who confirmed their low level of customs risk in the customs authorities.

Keywords: customs authorities, customs control, import, goods in unassembled or disassembled form.

В нормативных правовых документах в сфере таможенного дела регламентированы понятия различных категорий товаров, которые перемещаются через таможенную границу ЕАЭС. Однако, определение товаров в несобранном или разобранном виде не регламентируется ни одним нормативным правовым документом несмотря на то, что подобные товары достаточно часто импортируются в Российскую Федерацию.

Ученые-исследователи и практики активно рассматривают вопрос, связанный с импортом товаров несобранном или разо-

бранном виде. Так, например в статье Сло-мовой Д.Н. и Целищева А.В. [1] рассмотрена схема совершения таможенных операций в отношении товаров, поставляемых в разобранном или несобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершённом. Субботин Ю.Б. [2] в своей статье анализирует проблемные аспекты практики таможенного контроля товаров, поставляемых в незавершенном, разобранном виде. Акишева Т.А. [3] раскрывает особенности идентификации и классификации многокомпонентных товаров, а также отражена специфика декларирования данных товаров при ввозе на таможенную территорию

ЕАЭС. Анализ различных научных исследований и характеристик изучаемой категории товаров позволил сделать вывод о том, что товары, импортируемые в Россию в несобранном или разобранном виде, обладают общими и частными признаками. Основным общим признаком товаров, импортируемых в Россию в несобранном или разобранном виде, является то, что они ввозятся в виде компонентов (деталей), собрав которые, участник ВЭД получает готовый многокомпонентный товар, который обладает конкретными потребительскими свойствами и декларируется под одним общим кодом в соответствии с ТН ВэД ЕАЭС [5].

Для декларирования компонентов товара под одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС декларанту необходимо выполнить следующие условия, которые регламентированы ТК ЕАЭС:

- в отношении компонентов товара декларантом получено в таможенных органах решение о классификации компонентов под одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС (решение получается по усмотрению декларанта перед фактическим помещением многокомпонентного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);

- декларирование компонентов товара осуществляется в одной ЭДТ как готовый многокомпонентный товар в одном уполномоченном ЦЭД;

- компоненты многокомпонентного товара импортируются в Россию по одному

внешнеторговому контракту в адрес одного российского декларанта.

Исходя из этого, компоненты многокомпонентного товара декларант имеет право поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением двух законных схем:

- задекларировать компоненты товара как отдельные товары под разными кодами ТН ВЭД ЕАЭС;

- задекларировать компоненты товара как готовый многокомпонентный товар под одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

По статистическим данным ФТС России в 2021 году в товарной структуре товаров, импортированных в Россию в несобранном или разобранном виде, преобладало оборудование (см. рис. 1).

Преимуществом декларирования компонентов товара под одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС является то, что в отношении готовых многокомпонентных товаров применяется более низкая ставка ввозной таможенной пошлины. Следовательно, задекларировав компоненты товара под одним кодом, российский декларант имеет возможность минимизировать свои таможенные расходы и сократить срок окупаемости импортированного оборудования.

Не смотря на все преимущества декларирования компонентов многокомпонентных товаров под одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС практика российских импортеров показывает, что в данной сфере таможенного дела есть проблемы, которые затрудняют процесс таможенного декларирования и таможенного контроля изучаемой категории товаров. Основные проблемы таможенного декларирования и таможенного контроля импортируемых товаров в несобранном или разобранном виде представлены на рис. 2 в виде диаграммы Исикавы.

Одной из проблем импорта в Россию товаров в несобранном или разобранном виде является то, что российские компании

Рис. 1. Товарная структура товаров, импортированных в Россию в несобранном или разобранном виде, в 2021 году [4]

Рис. 2. Проблемы таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, импортируемых в Россию в

несобранном или разобранном виде

до фактического помещения многокомпонентного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не имеют право начать сборку такого товара в планомерном режиме на территории своего производства (исключение составляют УЭО). Это приводит к увеличению срока окупаемости многокомпонентного товара, поскольку его целевое использование растягивается во времени. Что касается УЭО, то данная категория участников ВЭД имеет низкий уровень таможенного риска и УЭО разрешается применять условный выпуск многокомпонентного товара, при условии, что такой товар будет использоваться в производственных целях УЭО. Иными словами, УЭО имеет право сначала импортировать компоненты товара, осуществить их сборку, начать эксплуатацию и только потом поместить многокомпонентный товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

С целью упрощения таможенного декларирования и таможенного контроля импортируемых в Россию товаров в несобранном или разобранном виде, предлагается применять к изучаемой категории товаров условный выпуск для тех декларантов, которые подтвердили в таможенных органах свой низкий уровень таможенного риска

(для добросовестных декларантов, которые полностью соблюдают положения таможенного законодательства страны при импорте товаров). При этом, условный выпуск товаров, импортируемых в Россию в несобранном или разобранном виде, для добросовестных декларантов будет состоять из следующих основных этапов:

Этап 1. Ввоз в Россию первого компонента многокомпонентного товара.

Этап 2. Подача в таможенные органы статформы на ввезенный компонент (ввезенные компоненты) товара для того, чтобы таможенные органы могли начать учет импорта готового многокомпонентного товара в Россию.

Этап 3. Начало сборки многокомпонентного товара на территории декларанта.

Этап 4. Ввоз в Россию последнего компонента многокомпонентного товара.

Этап 5. Завершение сборки многокомпонентного товара на территории декларанта и ввод товара в эксплуатацию.

Этап 6. Помещение собранного многокомпонентного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления под одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

Для применения данного алгоритма таможенного декларирования товаров, импортируемых в Россию в несобранном или

разобранном виде, декларанту будет необходимо пройти процедуру таможенного аудита, то есть, документально подтвердить свой низкий уровень таможенного риска. Иными словами, цель применения таможенного аудита для добросовестных декларантов изучаемой категории товаров заключается в смещении акцента в сторону условного выпуска товаров и минимизировании сроков начала эксплуатации готового многокомпонентного товара со стороны декларанта. Применение условного выпуска многокомпонентных товаров в совокупности с таможенным аудитом мотивирует российских участников ВЭД полностью выполнять свои обязанности перед таможенными органами и декларировать компоненты многокомпонентного товара под одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС без признаков недостоверного декларирования, что в свою очередь будет повышать эффективность таможенного контроля.

Стоит отметить, что при проведении таможенного аудита декларантов товаров, ввозимых в Россию в несобранном или разобранном виде, уполномоченное лицо (отдельное структурное подразделение таможенных органов или независимая коммерческая организация) будет изучать весть доступный перечень информации о декларанте, как о российском юридическом лице:

- срок осуществления декларантом ВЭД и количество ЭДТ, поданных декларантом в таможенные органы за весь период своей деятельности;

- коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, под которыми ранее декларировались многокомпонентные товары со стороны декларанта;

- страны, в которых зарегистрированы иностранные контрагенты проверяемого декларанта;

- объем таможенных платежей, уплаченных декларантом за период своей деятельности;

- факт прохождения или не прохождения декларантом иных форм государственного контроля;

- факты привлечения декларанта товаров к административной ответственности как юридического лица;

Список литературы

- применение декларантом в системе учета многокомпонентных товаров программного обеспечения (автоматизация учета) и т.д.

По результатам проведения таможенного аудита таможенные органы будут принимать решение о присвоении декларанту многокомпонентных товаров низкого уровня таможенного риска, что позволит российским декларантам без получения статуса УЭО получать в таможенных органах условный выпуск изучаемой категории товаров. Для применения данного совершенствования таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с несобранном или разобранном виде, предлагается регламентировать Федеральный закон (иной НПА), который бы отражал в себе применение таможенного аудита для тех декларантом многокомпонентных товаров, которые хотят получить условный выпуск товаров. В Федеральном законе предлагается регламентировать:

- перечень многокомпонентных товаров, к которым возможно применение условного выпуска, например, товары из 84 группы ТН ВЭД ЕАЭС;

- алгоритм проведения таможенного аудита участников ВЭД, которые хотят применять условный выпуск многокомпонентных товаров;

- критерии, по которым участники ВЭД будут получать низкий уровень таможенного риска;

- порядок принятия таможенными органами результатов таможенного аудита участников ВЭД с дальнейшим применением условного выпуска многокомпонентных товаров и т.д.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить проблемы, таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, импортируемых в Россию в несобранном или разобранном виде. Авторами предпринята попытка решения этих проблем за счет практического использования предложенной методики применения механизма условного выпуска к изучаемой категории товаров для тех декларантов, которые подтвердили в таможенных органах свой низкий уровень таможенного риска.

1. Сломова Д.Н., Целищев А.В. Перспективы автоматизации контроля и учета товаров, перемещаемых в разобранном или несобранном виде// В

сборнике: Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2018. С. 140-143.

2. Субботин Ю.Б. Интерпретация товара в незавершенном, разобранном виде для таможенных целей// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1 (69). С. 167-170.

3. Акишева Т.А. Особенности совершения таможенных операций при ввозе многокомпонентных товаров в разобранном виде на таможенную территорию ЕАЭС // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. сборник статей

XVII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 64-67.

4. Внешняя торговля России. [Электронный ресурс] URL: customs.gov.ru/statistic.

5. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс] URL: eec.eaeunion.org/comission/direction/trade/catr/ ett/default.php.

Поступила в редакцию 30.07.2022

Сведения об авторах:

Ворона Анастасия Александровна - доцент кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат экономических наук e-mail: anastasiya_o@mail.ru.

Солоницына Александра Сергеевна - Специалист по таможенным операциям ПАО «Сургутнефтегаз»; преподаватель кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления -филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: sashakirihi@yandex.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.