Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РФ ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РФ ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водные биологические ресурсы / рыбное хозяйство / правовое регулирование / оценка размера ущерба / браконьерство / незаконная добыча водных биоресурсов / aquatic biological resources / fishery / legal regulation / damage assessment / poaching / illegal extraction of aquatic bioresources

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л.Н. Хасанова, Н.Г. Курамшина

Несовершенство нормативно-правовой базы Российской Федерации по оценке ущерба водным биологическим ресурсам является одной из причин их истощения. В статье приводится карта основных мест добычи водных биоресурсов, исследуется динамика добычи водных биоресурсов в период с 2017 по 2021 год, анализируются изменения в Методике определений последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE REGULATORY FRAMEWORK OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR ASSESSING DAMAGE TO AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

The imperfection of the regulatory and legal framework of the Russian Federation on the assessment of damage to aquatic biological resources is one of the reasons for their depletion. The article provides a map of the main places of aquatic bioresources extraction, studies the dynamics of aquatic bioresources extraction in the period from 2017 to 2021, analyzes changes in the Methodology for determining the consequences of negative impact on the state of aquatic biological resources and their habitat.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РФ ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РФ ПО ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ

Л.Н. Хасанова, студент Н.Г. Курамшина, д-р биол. наук, профессор Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-4-252-257

Аннотация. Несовершенство нормативно-правовой базы Российской Федерации по оценке ущерба водным биологическим ресурсам является одной из причин их истощения. В статье приводится карта основных мест добычи водных биоресурсов, исследуется динамика добычи водных биоресурсов в период с 2017 по 2021 год, анализируются изменения в Методике определений последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Ключевые слова: водные биологические ресурсы, рыбное хозяйство, правовое регулирование, оценка размера ущерба, браконьерство, незаконная добыча водных биоресурсов.

Рыбоводство и рыболовство являются важнейшими факторами продовольственной безопасности Российской Федерации (Россия, РФ), богатой рыбными водными биологическими ресурсами (ВБР). Вклад страны в общемировую добычу ВБР достигает около 5 млн тонн, что равняется примерно 3%. В настоящее время объем продукции аквакультуры в России растет, однако составляет всего лишь 17% от общего объема добычи водных биоресурсов. Развитие отрасли направлено на сокращение объема добычи дикого ресурса и увеличение доли аквакультуры в обеспечении потребностей в рыбных продуктах.

Антропогенные факторы, такие как загрязнение воды промышленными и бытовыми стоками, перегрузка водных ресур-

сов из-за неправильного использования, изменение гидрологического режима рек и озер из-за строительства плотин и гидроэлектростанций, влияют на экологическое состояние водных объектов.

Наметилась положительная динамика сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты РФ: в 2017 году объем сброса составил 13590,6 млн м3, а в 2022 году - 11325,8 млн м3 (рис. 1). Количество загрязненных сточных вод снизилось всего на 16,7%. Это ухудшает качество воды, снижает уровень кислорода, приводит к изменению температуры и химического состава воды [1]. Происходит усугубление состояния водных биоресурсов и их видового разнообразия.

Рис. 1. Динамика сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Российской Федерации [2]

Наблюдается положительная динамика добычи водных биологических ресурсов в пресноводных водоемах Российской Федерации: в 2017 году добыча составила

234619 тонн, а в 2022 году - 240049 тонн (рис. 2). За данный период добыча ВБР увеличилась лишь на 2%.

Рис. 2. Динамика добычи водных биологических ресурсов в пресноводных водоемах Российской Федерации [3]

В России есть много поверхностных и пресных водоемов, но они часто служат местом сброса промышленных сточных вод, в то время как морская вода является более чистой. Страна обладает большим

количеством внутренних и внешних морей. Ключевым регионом по добыче водных биологических ресурсов является Дальневосточный федеральный округ (ДФО) (рис. 3).

Рис. 3. Основная добыча водных биологических ресурсов в Российской Федерации [4]

В 2021 году добыча водных биоресурсов в ДФО увеличилась на 13,1% в сравнении с 2017 годом. В Дальневосточном бассейне за 2017-2021 годы 96% вылова

ВБР приходится на 4 региона: Камчатский край (44%), Приморский край (22%), Сахалинская область (19%) и Хабаровский край (12%) (табл. 1).

International Journal о/Humanities ап<! ЫаШт1 Баепеез, уо1. 11-4 (86), 2023

Таблица 1. Динамика добычи водных биологических ресурсов в Российской Федера-

ции, тыс. тонн [5]

Территория 2017 2018 2019 2020 2021 Прирост (сокращение) в 2021 к 2017,%

Дальневосточный Федеральный округ: 3259,2 3612,7 3537,3 3670,5 3685,8 13,1

- Камчатский край 1288,0 1670,1 1580,8 1549,3 1710,8 32,8

- Приморский край 724,3 743,2 757,4 846,5 779,9 7,7

- Хабаровский край 398,8 384,7 415,4 444,4 449,3 12,7

- Сахалинская область 721,0 674,2 656,5 703,2 629,7 -12,7

Итого по Российской Федерации 4951,7 5109,8 4983,3 4974,8 5053,4 2,1

Для успешного функционирования рыбного хозяйства необходимым является соблюдение нормативно-законодательной базы по состоянию вод. Действующее законодательство в Российской Федерации предусматривает определенную оптимизацию условий рыболовства и рыбоводства. Правовую основу составляют: ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» [6-9]. Несоблюдение законодательства в этой области может привести к серьезным последствиям для экологии. Причиной таких нарушений выступает:

1. Незнание законов: некоторые люди могут не знать или неправильно интерпретировать законы и правила, касающиеся рыболовства и рыбоводства;

2. Экономические мотивы: некоторые люди могут нарушать законы, чтобы получить больше прибыли от рыболовства или рыбоводства, например, ловя больше рыбы, чем разрешено, или используя запрещенные методы лова;

3. Недостаток контроля: в некоторых случаях недостаточный контроль со стороны правоохранительных органов может побуждать людей к нарушениям;

4. Игнорирование экологических последствий: некоторые люди могут нарушать законы из-за игнорирования эколо-

гических последствий своих действий, например, перелов рыбных запасов или разрушение местообитаний рыб.

Природно-ресурсный и экологический аспекты очень важны для разработки государственной политики в области рыбного хозяйства. Необходимо обеспечить высокий уровень правовой поддержки отношений, связанных с добычей, сохранением и использованием водных биологических ресурсов. Одним из основных направлений государственной политики в концепции развития рыболовства является целесообразное использование и охрана ВБР, что может быть обеспечено решением следующих проблем:

- организация рационального использования водных биологических ресурсов с учетом рыболовства;

- совершенствование системы сохранения водных биологических ресурсов и эффективного мониторинга состояния водных биологических ресурсов и мест их обитания;

- развитие искусственного производства водных биоресурсов [10].

В настоящее время определение ущерба ВБР осуществляется на основании «Методики определений последствий негативного воздействия», утвержденной Приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 мая 2020 года №238 (далее - Методика №238) [11]. Данная методика применима в случае нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в результате стихийных бедствий, аномальных природных явлений, аварийных ситуаций природного и техногенного характера. Ранее для оценки ущерба применялся Приказ Росрыболовства № 1166 от 25 ноября 2011 года (далее - Методика №1166) [12], но

опыт применения Методики №1166 вы- ведены изменения, которые представлены явил недочеты для корректирования. В в таблице 2. связи с этим в Методике №238 были про-

Таблица 2. Изменения в Методике определений последствий негативного воздействия

на ^ состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания [11,12]

№ Изменения Методика №238 Методика №1166

1 Расширен и конкретизирован список видов планируемой деятельности, не требующей расчета ущерба водным биоресурсам. Пункты 7,19 Пункт 21

2 Расширен и конкретизирован список исходных данных для проектирования. Пункты 8.2-8.4 Пункты 33,36

3 Добавлены виды работ, не требующие моделирования распространения взвеси. Пункт 9 -

4 Зафиксированы количественные характеристики воздействия в зонах повышенной концентрации взвешенных веществ, обобщенные на основании литературных данных. Пункт 12 -

5 Добавлены пункты, регламентирующие действия при выявлении последствий негативного воздействия на водные биоресурсы в ходе экологического мониторинга. Пункты 14,15 -

6 Изменен порядок суммирования вреда для разных групп организмов. Пункт 16 Пункт 39

7 Зафиксированы коэффициенты глубины воздействия на поверхность. Пункт 19 -

8 Зафиксированы периоды естественного восстановления лесных насаждений в разных типах экосистем. Пункт 28 -

9 Уточнены признаки, указывающие на необходимость создания или модернизации производственных мощностей в качестве компенсационного мероприятия. Пункт 32 Пункт 32

10 Добавлена формула расчета прироста рыбопродуктивности в случае восстановления среды обитания (мест нереста и размножения, зимовки, нагула, путей миграции). Пункт 36 -

Представленные изменения направлены на улучшение оценку негативного воздействия различных видов деятельности на водные биологические ресурсы, что позволяет более точно рассчитать ущерб при планировании хозяйственной деятельности. Это в свою очередь способствует принятию более взвешенных и обоснованных решений в сфере охраны окружающей среды и рационального использования водных биоресурсов.

Водные биоресурсы являются одним из наиболее подверженных преступным посягательствам видов ресурсов. Одной из основных проблем является неоднозначность определения понятия «браконьерская добыча ВБР». Существует множество различных трактовок этого термина, что влияет на разнообразие подходов к его определению. Некоторые исследователи считают, что браконьерская добыча должна рассматриваться как преступление, а другие считают ее административным правонарушением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. № 1321 «Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам» были утверждены таксы в денежном выражении, по которым исчисляется вред, причиненный водным биологическим ресурсам, в целях квалификации по ст. 256 УК РФ, а также в целях исчисления вреда, подлежащего возмещению [13].

Существует проблема недостаточной эффективности контроля и надзора за рыболовством. Несмотря на наличие законодательства, многие рыбаки продолжают заниматься незаконной добычей водных биоресурсов, так как контроль со стороны правоохранительных органов остается недостаточным. Таким образом, следует усилить надзор за рыболовством и обеспечить более эффективное привлечение к ответственности нарушителей.

Библиографический список

1. Мусина, С.А. Разработка мероприятий по снижению воздействия сточных вод урбанизированной территории на окружающую среду / С.А. Мусина, Н.Р. Зубаиров // Наука, образование, производство в решении экологических проблем (Экология-2020): материалы XVI Международной научно-технической конференции, в 2-х томах, посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Уфа, 22 апреля 2020 года. Том 1. - Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. - С. 333-337. -ББК МКХТ2.

2. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты: Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (дата обращения 10.10.2023).

3. Рыбный промысел во внутренних водоемах: экономический и социальный аспекты развития / К.В. Колончин, С.Н. Серегин, Е.В. Закшевская, А.И. Богачев // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2021. - № 9 (78). - С. 101-119. - Б01 10.33938/219-101. - ББК ^^ОТМУ.

4. Рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока // Восточный центр государственного планирования. - Москва, 2022. - С. 34.

5. Улов рыбы, добыча других водных биоресурсов: ЕМИСС Государственная статистика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/43941 (дата обращения: 15.10.2023).

6. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. - 2002.

7. Федеральный закон от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства РФ. - 2004.

8. Постановление Правительства РФ от 29.04.2013 №380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» // Собрание законодательства РФ. - 2013.

9. Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» // Собрание законодательства РФ. - 2013.

10. Шепель В.А., Сенаторов К.Ю. Проблемы правового регулирования охраны биологических ресурсов в Саратовском водохранилище // Наука и Просвещение: студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза, 2022 - С. 89-91.

11. Приказ Росрыболовства № 238 от 6 мая 2020 г. «Об утверждении Методики определений последствий негативного воздействия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания и разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния» (Зарегистрирован Минюстом 05 марта 2021 г.).

12. Приказ Росрыболовства от № 1166 от 25 ноября 2011 г. «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» (Зарегистрирован Минюстом 05 марта 2012 г.) (утратил силу с 17.03.2021 на основании приказа Росрыболовства от 01.04.2020 № 176).

13. Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 №1321 «Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам» // Собрание законодательства РФ. - 2018.

IMPROVING THE REGULATORY FRAMEWORK OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR ASSESSING DAMAGE TO AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

L.N. Khasanova, Student

N.G. Kuramshina, Doctor of Biological Sciences, Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The imperfection of the regulatory and legal framework of the Russian Federation on the assessment of damage to aquatic biological resources is one of the reasons for their depletion. The article provides a map of the main places of aquatic bioresources extraction, studies the dynamics of aquatic bioresources extraction in the period from 2017 to 2021, analyzes changes in the Methodology for determining the consequences of negative impact on the state of aquatic biological resources and their habitat.

Keywords: aquatic biological resources, fishery, legal regulation, damage assessment, poaching, illegal extraction of aquatic bioresources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.