УДК 338.24:796.028 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-242-253
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
О.Н. Вишнякова, Р.Р. Рендикова
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
Аннотация
Цель исследования - анализ системы нормативно-правового регулирования спортивной инфраструктуры во взаимосвязи с динамикой развития сферы ФКиС и разработка предложений по ее совершенствованию.
Методы и организация исследования. Результаты получены на основе синтеза системного и процессного подходов, научного анализа. В основу положены приоритеты государственной политики, исследование актуальных проблем формирования и актуализации нормативно-правовой основы развития сферы физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. В России активно развивается сфера физической культуры и спорта (ФКиС), реализуются специальные отраслевые программы, проводятся международные спортивные мероприятия. Это требует повышения эффективности управления спортивной инфраструктурой РФ и совершенствования системы нормативно-правового регулирования в части дефиниции основных понятий и принятия управленческих решений по вопросам строительства новых и реконструкции существующих спортивных объектов.
В статье рассматривается нормативно-правовое обеспечение спортивной инфраструктуры Российской Федерации, предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего ее развитие. Проведенное исследование выявило, что на данный момент не существует централизованной базы данных, которая содержит актуальную информацию о спортивных объектах страны. Более того, нет четких нормативных требований к использованию и внедрению цифровых технологий в вопросе развития спортивной инфраструктуры. Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования развития спортивной инфраструктуры, разработка новых подходов к классификации спортивных объектов и внедрение цифровых инструментов менеджмента позволят обеспечить эффективность механизмов управления социально-экономическим потенциалом сферы ФКиС в целом. Заключение. В перспективе нормативно-правовое регулирование должно учитывать современные вызовы и тенденции развития сервисной экономики, такие как цифровизация, устойчивое развитие, клиентоцен-трированность и инклюзивность. Это позволит разрабатывать многофункциональные технико-экономические решения и создавать конкурентоспособную спортивную инфраструктуру, способную удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон в условиях меняющейся социальной и экономической среды. Ключевые слова: спортивная инфраструктура, физическая культура и спорт, объект спорта, спортивные сооружения, нормативно-правовое регулирование объектов спорта.
IMPROVEMENT OF NORMATIVE-LEGAL REGULATION OF SPORTS INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT
O.N. Vishnyakova, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3989-2002 R.R. Rendikova, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2568-0431
Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia Abstract
Purpose of the research is to analyze the system of normative-legal regulation of sports infrastructure in relation to the dynamics of development of the physical education and sports sector and to develop proposals for its improvement.
Methods and organization of the research. The results are obtained on the basis of the synthesis of system and process approaches, scientific analysis. The basis is the priorities of state policy, the study of current problems
of formation and actualization of the normative-legal framework for the development of the sphere of physical culture and sports.
Results of the research and their discussion. The sphere of physical culture and sport (PCS) is actively developing in Russia, special industry programs are implemented and international sports events are held. This requires increasing the efficiency of sports infrastructure management in the Russian Federation and improving the system of normative-legal regulation in terms of defining the basic concepts and making management decisions on the construction of new sports facilities and reconstruction of existing ones.
The article considers the regulatory and legal support of the sports infrastructure of the Russian Federation and offers recommendations for improving the legislation governing its development. The conducted research revealed that at the moment there is no centralized database that contains up-to-date information about sports facilities in the country. Moreover, there are no clear regulatory requirements for the use and implementation of digital technologies in the development of sports infrastructure. Improving the normative-legal framework for regulating the development of sports infrastructure, developing new approaches to classifying sports facilities and introducing digital management tools will ensure the effectiveness of mechanisms for managing the socio-economic potential of the physical education and sports sector.
Conclusion. In the future, the regulatory framework should take into account modern challenges and trends in the development of the service economy, such as digitalization, sustainable development, customer centricity and inclusiveness. This will enable the development of multifunctional technical and economic solutions and the creation of competitive sports infrastructure capable of meeting the needs of all stakeholders in a changing social and economic environment.
Keywords: sports infrastructure, physical education and sports, sports facilities, sports venues, normative-legal regulation of sports facilities.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях ориентированного на цифровизацию развития сферы физической культуры и спорта специалисты отмечают недостаточность развития актуальных управленческих инструментов и разночтения отдельных моментов нормативно-правового обеспечения. В частности, Министерство спорта РФ, которое является одним из основных распорядителей средств федерального бюджета, включая средства, выделяемые на строительство спортивных сооружений, не обладает полнотой релевантной информации по объектам спорта, находящимся на территории Российской Федерации. Кроме того, официальные статистические данные о численности занимающихся, мощности, загруженности спортивных сооружений, оказывающих физкультурные и спортивно-оздоровительные услуги, не всегда согласуются между собой, затруднены по верификации [13]. Существуют проблемы получения и проверки информации от коммерческих физкультурно-спортивных организаций (ФСО). В настоящее время осуществляется разработка архитектуры и формирование интегрированных баз данных для вывода отраслевых информационных сервисов на единый портал государственных услуг. К примеру, с 2022 года
внедряется государственная информационная система «ФГИС Спорт». Актуализируются Всероссийский реестр объектов спорта, цель которого — систематизировать данные о количестве, назначении и состоянии объектов спорта (ст. 31.1 Федеральный закон от 04.12.2007 №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте)), статистические данные отчета 1-ФК, в котором, в частности, подлежат учету спортивные сооружения с учетом городской и рекреационной инфраструктуры [5, 30], и др. Однако аналитики отмечают некоторую несогласованность данных, наличие двойного учета, что не позволяет адекватно и в динамике оценивать реальный спрос населения и обеспечить загрузку спортивных объектов.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на основе анализа актов нормативно-правового регулирования развития отрасли, ситуации в реализации приоритетов государственной политики в области развития ФКиС, методов сравнительного анализа. В процессе работы нашли свое применение системный подход, методы экспертного анализа и аналитических оценок, принципы
организации информационного обеспечения отраслевых экосистем. Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБОУ ВО Поволжский ГУФКСиТ №777-00022-24-00 по теме: «Методологические основы развития спортивной инфраструктуры Российской Федерации». В качестве объекта исследования выступает процесс регулирования развития спортивной инфраструктуры РФ. Предметом исследования является совокупность организационных-правовых и экономических отношений субъектов экосистемы сферы ФКиС.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Как показал проведенный нами анализ, физической активностью и спортом в России в 2023 г. занимались 75,729 млн. человек, что составляет примерно 53% населения, в то время как в 2022 г. этот показатель составлял 69,829 млн. человек [16]. Предполагается, что в 2024 г. спорт будет нормой жизни для 55% граждан России, хотя в рамках Указа о национальных целях развития России до 2030 гг. поставлена задача увеличения доли граждан, систематически занимающихся ФКиС, до 70% [23]. Во Всероссийский реестр объектов спорта включены 7 781 объектов спорта на 28.06.2024 г. По данным статистического учета 1-ФК и ФГИС «Спорт» на 16.07.2024 г., в стране имеется 361 903 спортивных сооружения, а также 6 683 объекта спорта включены во Всероссийский реестр спорта [29, 30]. Соответственно, ключевым условием достижения данных целей становится наличие доступной и соответствующей спросу спортивной инфраструктуры, строительство многофункциональных спортивных объектов. Так, в развитых странах спортивные сооружения считаются важной частью политики общественного здравоохранения, направленной на повышение уровня физической активности населения и укрепление здоровья [28, 11]. Анализ статистики отражает недостаточную обеспеченность населения спортивной инфраструктурой: в 2019 г. она составила 56%, а в 2022 г. — 60,2% [20]. В рамках заседания Совета по развитию физической культуры и спорта в октябре 2023 г. Министр спорта РФ отметил уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями в 63,3% и подчеркнул, что спортивная инфраструктура — это не только спор-
тивные здания. Это объекты, сооружения, это инвентарь, оборудование, инженерные и спортивные технологии и эксплуатация объектов» [22]. Такой подход актуален и требует совершенствования нормативно-правовой базы. Важно отметить, что развитие инфраструктуры ФКиС является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития, что нашло отражение в согласованности принципов в документах Стратегии развития физической культуры и спорта в России до 2030 и 2035 гг. (рисунок 1).
Действующие нормативно-правовые акты позволяют сформировать базу, регулирующую создание, модернизацию и эксплуатацию спортивных сооружений, характеризующих специализацию спортивных объектов. Их корректное применение и постоянное совершенствование необходимо для развития и содержания качественной и доступной спортивной инфраструктуры, объединяющей спортивные объекты страны. Следует отменить, что термин «инфраструктура» находит отражение в законодательстве России, охватывая разнообразные объекты и системы, призванные обеспечить жизнедеятельность общества и экономику страны. В нормативно-правовых актах данное понятие трактуется в зависимости от сферы регулирования. На рисунке 2 представлены основные определения инфраструктуры в законодательных актах.
Налоговый кодекс (ст. 275.1) к объектам социально-культурной сферы относит объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории, базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта, объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения [10]. В Законе о спорте используется термин «инфраструктура объектов спорта» (пп. 1 п.10 ст.37 Закона о спорте), в Федеральном законе № 540-ФЗ от 27.11.2023 «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» — «объекты спортивной инфраструктуры» [5, 7]. Однако Закон о спорте не содержит определения объектов спортивной инфраструктуры. Региональное законодательство также может вводить свои определения. В частности, Законом Санкт-Петербурга от 14.12.2009 г. № 532105 «Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта»
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
лЕ
Обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан
Перспективный рост рынка спортивной продукции для массового спорта в связи с тенденциями развития спортивной инфраструктуры и стремлением населения РФ к
здоровому образу жизни
Совершенствование нормативов обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры, их материально-технического оснащения с учетом особенностей развития
различных видов спорта
Стимулирование НИР, направленных на локализацию полного жизненного цикла лучших образцов и практик спортивной индустрии, на создание новых изделий, устройств и
технологий.
УЕ
Совершенствование подхода к управлению спортивной инфраструктурой, в том числе на
этапах планирования, проектирования и эксплуатации.
>
Формирование карты инфраструктурной обеспеченности сферы ФКиС, создание единого информационного центра, содержащего данные о состоянии объектов спортивной инфраструктуры, предоставляемых на них услугах и ФСО
Создание условий для увеличения доли российской спортивной продукции на внутреннем и
внешнем рынках
Увеличение доли доступных спортивных сооружений в субъектах Российской Федерации
для лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения
_
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Рисунок 1 - Сбалансированность принципов и задач в стратегических документах развития физической культуры и спорта РФ Figure 1 - Balance of principles and objectives in strategic documents for the development of physical culture and sports in the Russian Federation
определяется инфраструктура физической культуры и спорта как комплекс объектов спорта, в том числе спортивных сооружений, крытых и открытых площадок, спортивных снарядов, используемых гражданами для занятий физической культурой, а также субъектами физкультурно-спортивной деятельности для осуществления своей деятельности» [9]. В п. 1 ст.37 Закона о спорте установлено, что объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры [5].
Следует отметить, что в нормативно-правовых актах используется понятие «объектов социальной инфраструктуры», но определение
этому понятию не дано. В Градостроительном кодексе РФ к социальной инфраструктуре относятся объекты социального и коммунально-бытового назначения. Элементы социальной инфраструктуры содержатся в «Перечне объектов социальной инфраструктуры» [21]. К ним относят и «площадки для занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, оборудованные площадки для занятий спортом, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны». Синтез положений нормативно-правовых актов позволяет утверждать, что к объектам социальной инфраструктуры относятся объекты образования, здравоохранения,
Федеральный закон
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)
Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)
Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024)
Понятие
Объекты транспортной инфраструктуры
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее -инфраструктура)
Промышленная инфраструктура
Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-! «О космической деятельности» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
Технологическая инфраструктура
Космическая инфраструктура
Охотничья инфраструктура
Критическая информационная инфраструктура
Определение
Комплекс объектов, включая транспортные средства, пути сообщения, станции, терминалы, предназначенные для осуществления перевозок пассажиров и грузов
Включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование
Совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности
Совокупность объектов недвижимого имущества и оборудования, необходимых для осуществления научно-технической деятельности или инновационной деятельности
Совокупность технических средств, сооружений и систем, используемых для реализации космической деятельности. Включает в себя космодромы, центры и пункты управления полетами космических объектов и т. д.
Относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры
Информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры
Рисунок 2 - Понятия инфраструктуры в законодательных актах РФ
Figure 2 - Concepts of infrastructure in legislative acts of the Russian Federation
социального обеспечения, культуры, торгово-бытового назначения, физической культуры и массового спорта [12]. На рисунке 3 структурированно представлен перечень объектов социальной инфраструктуры на основании свода правил. Таким образом, спортивная инфраструктура является частью социальной инфраструктуры и включает в себя как объекты спорта или части таких объектов, благоустроенные участки территорий для спортивно-оздоровительных занятий. Согласно Закону о спорте, объект спорта — это объект недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества. Однако существуют объекты, не обладающие свойством капитальности, но функционально решающие те же задачи для потребителя. Поэтому создание быстровозводимых мобильных спортивных мини-объектов как бы не предусмотрено или огра-
ничено существующими градостроительными требованиями.
Как показал анализ, объекты спорта воспринимаются заинтересованными сторонами как более широкое понятие, включающее в себя не только спортивные сооружения, но и другие элементы инфраструктуры, используемые для спортивной деятельности. Это могут быть открытые спортивные площадки, тренировочные базы, легкоатлетические дорожки и т.п. Важно отметить, что размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами.
В свою очередь, важно соотношение понятий объектов спорта и спортивных сооружений. Спортивные сооружения — это специально оборудованные здания или комплексы, предназначенные только для проведения спортивных
Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры (ч. 1. ст. 37)
П. 3 ст. 42 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного закона
Назначение объектов
• Туристические учреждения
• Санаторно-курортные учреждения
• Учреждения воспитания и образования
• Учреждения отдыха и туризма
• Спортивные учреждения
• Учреждения по предоставлению услуг связи и информационных услуг
• Иные учреждения и организации, связанные с обеспечением жизнедеятельности
и обслуживанием населения
Назначение объектов
• Жилые помещения (многоквартирные дома)
• Социальные учреждения
• Медицинские учреждения
• Бытовые учреждения
• Культурно-зрелищные учреждения
• Торговые учреждения
• Кредитно-финансовые учреждения
• Банки
• Гостиницы
Комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей • Нужды для бытовой, досуговой деятельности, развития и поддержания здоровья людей
Объекты социальной инфраструктуры
• Объекты образования
• Объекты здравоохранения
• Объекты социальной защиты
• Объекты культуры
• Объекты физкультуры и спорта
• Объекты торговли и услуг
• Гостиницы
Объекты и территории
для обслуживания
населения
Соответствие
современным
социальным,
гигиеническим
и градостроительным
требованиям
в том числе:
Объекты социальной инфраструктуры предоставляют различным социально-демографическим группам населения, в том числе МГН, услуги повседневного, периодического и эпизодического спроса
П. 9.1.2 установлен Перечень объектов социальной инфраструктуры повседневного и периодического спроса для проектирования жилых микрорайонов, в котором в том числе указаны:
• детско-юношеские спортивные школы
• помещения
для физкультурно-оздоровительных занятий (спортивно-тренажерные залы повседневного обслуживания)
• спортивные залы общего пользования
• бассейны (открытые и закрытые общего пользования)
• Объекты капитального строительства и части объектов
• Предприятия и организации здравоохранения, образования
• Предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом населения
• Предприятия розничной торговли, общественного питания
• Спортивно-оздоровительные организации
• Учреждения правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, банки)
Благоустроенные участки территории
• Для спортивно-оздоровительных занятий
• Для культурно-досутовых занятий
Рисунок 3 - Объекты социальной инфраструктуры Figure 3 - Social infrastructure facilities
Ледовая арена
Многофункциональный спортивный комплекс с универсальными спортивными залами
Плоскостное спортивное сооружение
Тир спортивный закрытый
Манеж легкоатлетический
Спортивные сооружения
Объекты спорта
Пример
___- v
Ледовая арена
Овал конькобежный
Многофункциональный спортивный комплекс
(физкультурно- оздоровительный комплекс)
Площадка спортивная
Тир стрелковый
Манеж легкоатлетический крытый специализированный с длиной дорожки 200 метров
Овал конькобежный
Крытая универсальная с катком 30x61 м с тренировочной ледовой площадкой
Крытая трансформируемая для кёрлинга
Рисунок 4 - Пример «спортивных сооружений» и «объектов спорта» Figure 4 - Example of "sports facilities" and "sports venues"
Таблица - Динамика количества спортивных сооружений в 2021-2023 гг. Table - Dynamics of the number of sports facilities in 2021-2023
Год 2021 2022 2023 Прирост за 2019-2023 в %
Всего 346 239 353 494 361 903 12,13%
По форме собственности:
Федеральная собственность 11 955 3,45% 12 104 3,42% 12 208 3,37% 6,42%
Региональная собственность 43 476 12,56% 45 080 12,75% 46 583 12,87% 18,15%
Муниципальная собственность 255 000 73,65% 259 291 73,35% 264 462 73,08% 8,59%
Иная форма собственности 35 808 10,34% 37 019 10,48% 38 650 10,68% 36,02%
мероприятий, занятия физической культурой и спортом, культурных мероприятий и для обслуживания данных мероприятий (ч.8 ст.37 ФЗ-329). На рисунке 4 нами представлен пример этого соотношения понятий «спортивных сооружений» и «объектов спорта» в соответствии со сводом правил 332.1325800.2017 и Приказом от 25 февраля 2016 года № 172 «Об утверждении классификатора объектов спорта» [19, 25]. Таким образом, объект спорта охватывает все элементы, связанные со спортивной деятельностью, и выступает родовой дефиницией. Спортивные сооружения являются его частью, представляя собой видовое понятие. Текущая нормативно-правовая база в области регулирования спортивной инфраструктуры содержит все аспекты стратегического развития, создания, эксплуатации, модернизации и финансирования спортивных объектов. Разработан комплекс регламентов и форм отчетности по уровням отраслевого управления. Результаты действующих регламентов отражаются в базе данных формы 1-ФК, в которой учитывают спортивные сооружения с учетом городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленной для занятий ФКиС всех форм собственности, предназначенные для учебно-тренировочных и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивных мероприятий. Учитываются действующие, находящиеся на реконструкции и капитальном ремонте, отдельно стоящие или входящие в состав комплексных сооружений, отвечающие правилам соревнований по видам спорта, имеющие
паспорта или учетные карточки (плоскостные спортивные сооружения), зарегистрированные в установленном порядке» [29]. Их анализ представлен агрегированно в таблице. Как видим, наибольший прирост наблюдается в категории «иная форма собственности», что свидетельствует о заинтересованности со стороны негосударственных инвесторов в создании объектов спортивной инфраструктуры. При этом понятие «иные формы собственности», которое встречается в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ [1] и в п. 1 ст. 212 ГК РФ [4], не уточняется. Подразумевается, что это формы, не являющиеся предметом государственной, муниципальной, региональной собственности. Возможные примеры иной формы собственности: частная, коллективная, акционерная, общественных или религиозных организаций. Их разделение также желательно учитывать для более полной аналитики. Вместе с тем п. 2 ст.27 Закона о спорте установлено, что «объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спор-тивных организаций, или физических лиц». Таким образом, принимая во внимание, что объект спорта включает в том числе и спортивные сооружения, полагается, что иная форма собственности в данном случае — это собственность юридических лиц, физкультурно-спор-тивных организаций или физических лиц. Проведенный анализ важен также в разработке моделей финансирования объектов спортивной
инфраструктуры, особенно государственно-частного партнерства (ГЧП). В документах Правительства РФ отмечается, что ГЧП является эффективным инструментом развития спортивной инфраструктуры и повышения качества ее функционирования. Интересен опыт ГЧП в развитии инфраструктурного обеспечения сферы ФКиС Китая, нормативно-правовая база которого разработана детально, а для инвесторов в сфере спорта предусмотрены специальные дифференцированные налоговые льготы и преференции [31]. В этой связи важно отметить значение контроля деятельности юридических и физических лиц в соответствии с нормами законодательства по регламентам ФСО и владельцев объектов спортивной инфраструктуры и данных бухгалтерского и управленческого учетов. В п. 2 ст. 5 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» установлено, что активы являются одним из объектов бухгалтерского учета экономического субъекта [8]. Таким образом, плательщиком налога является собственник, а не балансодержатель.
С точки зрения повышения эффективности управленческого учета совершенствование системы сбалансированных показателей оценки развития спортивной инфраструктуры и внедрение соответствующих запросам инструментов цифровой аналитики, содержащих проактивную качественную составляющую, становится важным направлением развития отраслевого менеджмента. В раках государственных заданий для научно-исследовательских центров на сегодняшний день разработан ряд технических заданий с целью создания методологии по сбору статистических данных и формированию баз данных по объектам спортивной инфраструктуры. Поэтому одной из главных задач на текущий момент является цифровизация и повышение качества сбора статистических данных для создания прозрачной и эффективной системы управления в области физической культуры и спорта. Поэтому следует отдельно остановиться на статусе объекта спорта как недвижимого имущества, которое может состоять из отдельных объектов недвижимости со своими свидетельствами о регистрации права собственности. При этом с целью получения выгоды проводятся мероприятия по формированию земельных участков под каждый объект недвижимости с
проведением работ по межеванию и постановке на кадастровый учет. Это позволяет менять вид разрешенного использования земельного участка с последующей возможностью строительства, например, спортивного комплекса. Однако судебная практика показывает, что суды придерживаются позиции, что спортивный объект или сооружение может представлять собой единый объект, который состоит из объединенных общим функциональным назначением разнородных элементов. Это имеет существенное значение в разработке нормативно-правовой основы деятельности спортивных кластеров.
Постановлением Президиума ВАС РФ № 17085/12 от 28.05.2013 по делу № А32-29673/2011 [14] определено, что стадион следует рассматривать как единое спортивное сооружение, которое состоит из земельного участка, обустроенного особым образом и предназначенного для спортивных игр (футбольное поле и мини-футбольное поле), а также объектов недвижимости вспомогательного назначения. Как мы видим, понятийный аппарат здесь отличается от принятых законодательных актов, приведенных выше. Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 6200/10 [15] определено, что сооружение может представлять собой единый объект, который состоит из объединенных общим функциональным назначением разнородных элементов и предназначен для удовлетворения не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности потребностей граждан. К подобным сооружениям относятся стадионы, включающие специально оборудованные площадки для занятий различными видами спорта и вспомогательную инфраструктуру при них — объекты недвижимости и иные элементы. Неоднозначно толкуется спортивное сооружение: с одной стороны, как элемент спортивного объекта, с другой — как комплекс объектов спорта. В 2023 г. состоялось заседания Совета по физической культуре и спорту. В ходе заседания было поручено доработать рекомендации по строительству плоскостных сооружений и некапитальных многофункциональных комплексов в качестве нормы градостроительного проектирования. Также было решено обеспечить разработку и утверждение методики расчета потребности населения в спортивных объектах для некапитальных
сооружений, размещаемых на территории муниципальных образований.
В целом, необходимо уделять особое внимание вопросам уточнения понятийного аппарата и приведения норм законодательства о физической культуре и спорте, связанных с созданием и эксплуатацией спортивных объектов, в соответствие с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В перспективе нормативно-правовое регулирование должно учитывать современные вызовы и тенденции, такие как цифровизация, экологическая устойчивость и инклюзивность. Это позволит создавать адаптивную и конкурентно-способную спортивную инфраструктуру, способную удовлетворять потребности населения
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации: - [сайт]. -URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 09.04.2024). - Текст: электронный.
2. Всероссийский реестр объектов спорта: - URL: https://www.minsport.gov.ru/activity/government-reguLation/vserossijskij-reestr-obektov-sporta/ (Дата обращения:10.05.2024). - Текст: электронный
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ: (ред. от 25.12.2023) - [сайт].
- URL: https://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (дата обращения: 09.04.2024). - Текст: электронный.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.21994 №51-ФЗ: (ред. от 25.12.2023): - [сайт].
- URL: https://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_ LAW_51040/ (дата обращения: 09.04.2024). - Текст: электронный.
5. Закон РФ от 04.12.2007 №329 (ред. от 12.06.2024) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: - [сайт]. - URL: https://www.consuLtant. ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (Дата обраще-ния:10.05.2024). - Текст: электронный.
6. Закон РФ от 30.12.2009 №384 (последняя редакция) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: - [сайт]. - URL: https://www.consuLtant. ru/document/cons_doc_LAW_95720/ (Дата обраще-ния:10.05.2024). - Текст: электронный.
7. Закон РФ от 27.11.2023 №540-ФЗ (последняя редакция) Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»:
- [сайт]. - URL: https://www.consuLtant.ru/document/ cons_doc_LAW_462891/ (Дата обращения:10.05.2024).
- Текст: электронный.
8. Закон РФ от 06.12.2011г №402-ФЗ (последняя редакция) «О бухгалтерском учете»: - [сайт]. - URL: https:// www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (Дата обращения:10.05.2024). - Текст: электронный.
в условиях меняющейся социальной и экономической среды.
Внесение изменений в законодательные акты, регулирующие управление спортивной инфраструктурой, необходимо для создания правовой основы единого цифрового реестра, которая позволит четко определить статус единого цифрового реестра, его функции и назначение. Внедрение цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры является важным шагом в направлении создания прозрачной и эффективной системы управления ФКиС. Такой реестр обеспечит централизованный доступ к актуальной информации об объектах, что не только оптимизирует процесс планирования и принятия решений, но и будет способствовать эффективности адресного распределения бюджетных средств на поддержание и модернизацию объектов спорта.
9. Закон Санкт-Петербурга от 14.12.2009 г. № 532-105 «Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта»: - [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/891822509 (Дата об-ращения:10.05.2024). - Текст: электронный.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года № 146-ФЗ: - [сайт]. - URL: https:// www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 09.04.2024). - Текст: электронный.
11. Национальная медицинская библиотека. Спортивное сооружение в Китае: качественное исследование: - [сайт]. URL: https://www.ncbi.nLm.nih.gov/pmc/ articLes/PMC9672562/ (дата обращения: 10.05.2024). - Текст: электронный.
12. Постановление Правительства РФ № 1050 от 01.10.2015 г. «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов»: - [сайт]. - URL: https://base.garant. ru/71207226/ (Дата обращения:10.05.2024). - Текст: электронный.
13.Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 12.12.2023) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»: - [сайт]. - URL: https://www.consuLtant. ru/document/cons_doc_LAW_100466/ (Дата обраще-ния:10.05.2024). - Текст: электронный.
14. Постановление Президиума ВАС РФ № 17085/12 от 28.05.2013 по делу № А32-29673/2011: - [сайт]. -URL: https://www.consuLtant.ru/cons/cgi/onLine.cgi?r eq=doc&base=ARB&n=359129#e0BFtIUs9Gpr64D01 (Дата обращения:10.05.2024). - Текст: электронный
15. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 6200/10: - [сайт]. - URL: https://base.garant. ru/1798459/ (Дата обращения:10.05.2024). - Текст: электронный.
16. Показатели развития физической культуры и спорта в 2023 г.: - [сайт]. - URL: https://minsport.gov.ru/ documents/1337/ (Дата обращения:10.05.2024). -Текст: электронный.
17. Приказ Минспорта России от 19.08.2021 № 649 «О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры»: [сайт]. - URL: https://www.consuLtant.ru/ document/cons_doc_LAW_396565/ (дата обращения 27.04.2024). - Текст: электронный.
18. Приказ Минстроя России от 27.12.20219 №987 и пр. Минстроя России от 27.12.20219 №1128 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры»:
- [сайт]. - URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/53942/ (дата обращения 27.04.2024). - Текст: электронный.
19. Министерство спорта Российской Федерации от 25 февраля 2016 года № «Об утверждении классификатора объектов спорта»: - [сайт]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/420365741 (дата обращения 27.04.2024). - Текст: электронный.
20. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года»: - [сайт]: - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения: 10.05.2024). - Текст: электронный.
21. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2021 г. № 1486-р «Об утверждении перечня объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых в соответствии с абзацем вторым подпункта 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы»« [сайт]: - URL: http://pubLication. pravo.gov.ru/document/0001202106040025 (Дата об-ращения:10.05.2024). - Текст: электронный.
22. Стенограмма заседания Совета по развитию физической культуры и спорта 19 октября 2023 года: - [сайт].
- URL URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения: 19.05.2024). - Текст: электронный.
23. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р.: [сайт]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/566430492?marker=6580IP (дата обращения: 10.02.2022). - Текст: электронный.
24. Свод правил 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»:- [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200102572/ titl.es/7D00K9/ (Дата обращения:10.05.2024). - Текст: электронный.
25. Свод правил 332.1325800.2017 «Спортивные сооружения. Правила проектирования» :- [сайт]. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/16404/ (Дата обращения: 10.05.2024). - Текст: электронный.
26. Свод правил 476.1325800.2020 «Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов»:-[сайт]. - URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/73525/ (Дата обращения:10.05.2024). - Текст: электронный.
27. Счетная палата РФ. Статическая информация: официальный сайт. - [сайт]. - URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 19.05.2024). - Текст: электронный.
28. Сюэ, Ханхан и Дэниел С. Мейсон. 2019. Стадионные игры в предпринимательских городах Китая: государственный проект. Журнал глобального спортивного менеджмента,4(2):185-209 doi:10.1080/24704067.20 18.1531246.
29. Министерство спорта РФ. Статическая информация: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://minsport.gov.ru/activity/ mass-sport/statisticheskaya-informacziya/ (дата обращения: 19.05.2024). - Текст: электронный.
30. Цифровые сервисы в сфере физической культуры и спорта. ФГИС «Спорт»: - [сайт]. - URL: https://sportrf.gov. ru (Дата обращения: 10.05.2024). - Текст: электронный.
31. Цюй, К., Гао, В., Фенг, В., и др. Барьеры, связанные с общественным использованием спортивных сооружений в Китае: качественное исследование. BMC Public Health 22, 2112 (2022). https://doi.org/10.1186/ s12889-022-14441-w.
REFERENCES:
1. Constitution of the Russian Federation: - [website]. - URL: http://www.constitution.ru (date of reference: 09.04.2024). - Text: electronic.
2. All-Russian register of sports facilities: - URL: https:// www.minsport.gov.ru/activity/government-regulation/ vserossijskij-reestr-obektov-sporta/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: electronic.
3. Town-planning code of the Russian Federation of 29.12.2004 N190-FZ: (as amended on 25.12.2023) -[website]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ (date of reference: 09.04.2024). -Text: electronic.
4. Civil Code of the Russian Federation of 30.11.21994 N51-FZ: (as amended on 25.12.2023): - [website]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_51040/ (date of reference: 09.04.2024). - Text: electronic.
5. Law of the Russian Federation of 04.12.2007 № 329 (as amended on 12.06.2024) «On physical culture and sport in the Russian Federation»: - [website]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: electronic.
6. Law of the Russian Federation of 30.12.2009 № 384 (latest edition) «Technical regulations on the safety of buildings and constructions»: - [website]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: electronic.
7. Law of the Russian Federation of 27.11.2023 № 540-FZ (latest edition) Federal law «On the federal budget for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026»: -[website]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_462891/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: electronic.
8. Law of the Russian Federation of 06.12.2011g № 402-FZ (latest edition) «On Accounting»: - [website]. -
URL: https://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_ LAW_122855/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: electronic.
9. Law of St. Petersburg of 14.12.2009 No. 532-105 «On the Fundamentals of St. Petersburg's Policy in the Field of Physical Culture and Sports»: - [website]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/891822509 (date of reference: 10.05.2024). - Text: electronic.
10. Tax Code of the Russian Federation (TC RF) July 31, 1998 № 146-FZ: - [website]. - URL: https://www.consuLtant. ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (date of reference: 09.04.2024). - Text: electronic.
11. National Medical Library. Sports facility in China: a qualitative study: - [website]. URL: https://www.ncbi.nLm. nih.gov/pmc/articLes/PMC9672562/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: electronic.
12. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1050 of 01.10.2015. «On approval of requirements for programs of comprehensive deveLopment of sociaL infrastructure of settlements, municipal districts, urban districts»): -[website]. - URL: https://base.garant.ru/71207226/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: electronic.
13. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 10, Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation № 22 of 29.04.2010 (as amended on 12.12.2023) «On some issues arising in judicial practice in resolving disputes reLated to the protection of ownership and other proprietary rights». - [website]. - URL: https://www.consuLt-ant.ru/document/cons_doc_LAW_100466/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: eLectronic.
14. ResoLution of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation № 17085/12 of 28.05.2013 on the case № A32-29673/2011: - [website].
- URL: https://www.consuLtant.ru/cons/cgi/onLine.cgi? req=doc&base=ARB&n=359129#e0BFtIUs9Gpr64D01 (date of reference: 10.05.2024). - Text: eLectronic
15. ResoLution of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 20.10.2010 № 6200/10:
- [website]. - URL: https://base.garant.ru/1798459/ (Date of reference: 10.05.2024). - Text: eLectronic.
16. Indicators of physicaL cuLture and sports deveLopment in 2023: - [website]. - URL: https://minsport.gov.ru/ documents/1337/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: eLectronic.
17. Order of the Ministry of Sports of Russian Federation of 19.08.2021 № 649 «On the recommended standards and norms of provision of the popuLation with sports infrastructure faciLities». [website]. - URL: https://www. consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_396565/ (date of reference: 27.04.2024). - Text: eLectronic.
18. Order of the Ministry of Construction of Russian Federation of 27.12.20219 N987, etc. Ministry of Construction of Russian Federation from 27.12.20219 N1128. On approvaL of methodoLogicaL recommendations for the improvement of pubLic and yard territories by means of sports and chiLdren's pLay infrastructure: - [website].
- URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/53942/ (date of reference: 27.04.2024). - Text: eLectronic.
19. Ministry of Sports of the Russian Federation from February 25, 2016 № 172 «On approvaL of the cLassifier of sports faciLities»: - [website]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/420365741 (date of reference: 27.04.2024). -Text: eLectronic.
20. Order of the Government of the Russian Federation of 24.11.2020 № 3081-r «On approvaL of the Strategy for the deveLopment of physicaL cuLture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030»: - [website]: - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74866492/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: eLectronic.
21. Order of the Government of the Russian Federation of June 2, 2021, No. 1486-r «On approvaL of the List of sociaL infrastructure faciLities, design documentation for the construction, reconstruction of which in accordance with the second paragraph of subparagraph 7.1 of ArticLe 11 of the FederaL Law 'On EnvironmentaL Expert Review' is not an object of state environmentaL expertise» [website]: - URL: http://pubLication.pravo.gov. ru/document/0001202106040025 (date of reference: 10.05.2024). - Text: eLectronic.
22. Transcript of the meeting of the CounciL for the deveLopment of physicaL cuLture and sports on October 19, 2023: - [website]. - URL URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/566430492 (Date of reference: 19.05.2024). - Text: eLectronic.
23. Strategy for the deveLopment of physicaL cuLture and sport in the Russian Federation for the period untiL 2030 approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 № 3081-r: [website]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492? marker=6580IP (date of reference: 10.02.2022). - Text: eLectronic
24. Code of ReguLations 136.13330.2012 «BuiLdings and structures. GeneraL provisions of design taking into account accessibiLity for peopLe with disabiLities «:- [website].- URL: https://docs.cntd.ru/document/1200102572/ titLes/7DO0K9/ (Date of circuLation: 10.05.2024). - Text: eLectronic.
25. Code of ReguLations 332.1325800.2017 «Sports faciLities. Design ruLes»:- [website]. - URL: https://www.minstroyrf. gov.ru/docs/16404/ (date of reference: 10.05.2024). -Text: eLectronic.
26. Code of ReguLations 476.1325800.2020 «Territories of urban and ruraL settLements. RuLes of pLanning, buiLding and improvement of residentiaL microdistricts «:- [website]. - URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/73525/ (date of reference: 10.05.2024). - Text: eLectronic.
27. Accounts Chamber of the Russian Federation. Static information: officiaL site. - [website]. - URL: https://ach. gov.ru (date of reference: 19.05.2024). - Text: eLectronic.
28. Xue, Hanhan, and DanieL S. Mason. 2019. Stadium games in entrepreneuriaL cities in China: a government project. JournaL of GLobaL Sport Management, 4(2):185-209Doi:10.1080/24704067.2018.1531246.
29. Ministry of Sports of the Russian Federation. Static information: officiaL website. - Moscow. - Updated within twenty-four hours. - URL: https://minsport.gov.ru/ac-tivity/mass-sport/statisticheskaya-informacziya/ (date of reference: 19.05.2024). - Text: eLectronic.
30. DigitaL services in the sphere of physicaL cuLture and sport. FGIS «Sport»: - [website]. - URL: https://sportrf. gov.ru (Date of reference: 10.05.2024). - Text: eLectronic.
32. Xiu, 0., Gao, W., Feng, W., et aL. Barriers associated with pubLic use of sports faciLities in China: a quaLitative study. BMC PubLic HeaLth 22, 2112 (2022). https://doi. org/10.1186/s12889-022-14441-w.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Вишнякова Ольга Николаевна (Vishnyakova 01да NikoLaevna) - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в спорте; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; е-таН: [email protected], ORCID: 0000-0003-3989-2002. Рендикова Римма Ринатовна (Rendikova Rimma Rinatovna) - преподаватель кафедры экономики и управления в спорте; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; е-таН: [email protected], ORCID: 0000-0002-2568-0431.
• Поступила в редакцию 14 июля 2024 г.
• Принята к публикации 31 июля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Вишнякова, О.Н. Совершенствование нормативно-правового регулирования развития спортивной инфраструктуры / О.Н. Вишнякова, Р.Р. Рендикова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 3. - С. 242-253. Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-242-253.
FOR CITATION
Vishnyakova O.N., Rendikova R.R. Improvement of normative-legal regulation of sports infrastructure development. Science and sport: current trends, 2024, vol. 12, no. 3. - pp. 242-253. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-123-242-253.