Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ СПОРТ / РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАССОВОГО СПОРТА / КРАЙНИЙ СЕВЕР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крылова А.Т., Круглова Т.Э., Мяконьков В.Б.

Цель исследования - выявить ресурсные возможности муниципальных образований Крайнего Севера для развития массового спорта. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение научной литературы и нормативно-правовых документов, корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное наблюдение позволило выделить три фактора, которые объясняют в совокупности более 88% дисперсии исходных показателей развития массового спорта в этих муниципальных образованиях: инфраструктурное обеспечение объектами спорта, в том числе с плоскостными спортивными сооружениями в сельской местности; кадровое обеспечение отрасли специалистами физической культуры и спорта; инфраструктурное обеспечение объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом. На основании выделенных факторов муниципальные образования Крайнего Севера были классифицированы на три группы в соответствии с уровнем развития массового спорта. В первый кластер вошли 38 МО Крайнего Севера, характеризуются достаточным количеством кадров физической культуры и спорта, но самым слабым развитием инфраструктурного обеспечения объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом. Во второй кластер вошли 94 муниципальные образования Крайнего Севера, которые характеризуются развитием ниже среднего уровня всех трех факторов. В третий кластер вошло пять МО Крайнего Севера, которые характеризуются высоким уровнем развития инфраструктурного обеспечения объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом, а также средним уровнем развития спортивной инфраструктуры в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крылова А.Т., Круглова Т.Э., Мяконьков В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MASS SPORTS IN THE MUNICIPALITIES OF THE FAR NORTH IN TERMS OF RESOURCE PROVISION

Objective of the study was to identify the resource opportunities of the municipalities of the Far North for the development of mass sports. Methods and structure of the study. Analysis and generalization of scientific literature and legal documents, correlation analysis, factor analysis, cluster analysis. Results of the study and their discussion. The observation made it possible to identify three factors that together explain more than 88% of the dispersion of the initial indicators of the development of mass sports in these municipalities: infrastructural provision of sports facilities, including those with flat sports facilities in rural areas; staffing the industry with specialists in physical culture and sports; infrastructure provision of urban and recreational infrastructure facilities adapted for physical culture and sports. Based on the identified factors, the municipalities of the Far North were classified into 3 groups in accordance with the level of development of mass sports. The first cluster included 38 municipalities of the Far North, characterized by a sufficient number of physical culture and sports personnel, but the weakest development of infrastructure provision with urban and recreational infrastructure facilities adapted for physical culture and sports. Cluster 2 includes 94 municipalities of the Far North, which are characterized by below-average development of all three factors. Cluster 3 includes 5 municipalities of the Far North, which are characterized by a high level of development of infrastructure provision with urban and recreational infrastructure facilities adapted for physical culture and sports, as well as an average level of development of sports infrastructure in rural areas.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК/UDC 796.06

Поступила в редакцию 02.12.2022 г.

Информация для связи с автором: a.krylova@lesgaft.spb.ru

Аспирант А.Т. Крылова1

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Э. Круглова1 Доктор психологических наук, профессор В.Б. Мяконьков1 1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

DEVELOPMENT OF MASS SPORTS IN THE MUNICIPALITIES OF THE FAR NORTH IN TERMS OF RESOURCE PROVISION

Postgraduate student A.T. Krylova1

PhD, Associate Professor T.E. Kruglova1

Dr. Psych., Professor V.B. Myakonkov1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить ресурсные возможности муниципальных образований Крайнего Севера для развития массового спорта. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение научной литературы и нормативно-правовых документов, корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное наблюдение позволило выделить три фактора, которые объясняют в совокупности более 88% дисперсии исходных показателей развития массового спорта в этих муниципальных образованиях: инфраструктурное обеспечение объектами спорта, в том числе с плоскостными спортивными сооружениями в сельской местности; кадровое обеспечение отрасли специалистами физической культуры и спорта; инфраструктурное обеспечение объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом. На основании выделенных факторов муниципальные образования Крайнего Севера были классифицированы на три группы в соответствии с уровнем развития массового спорта. В первый кластер вошли 38 МО Крайнего Севера, характеризуются достаточным количеством кадров физической культуры и спорта, но самым слабым развитием инфраструктурного обеспечения объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом.

Во второй кластер вошли 94 муниципальные образования Крайнего Севера, которые характеризуются развитием ниже среднего уровня всех трех факторов.

В третий кластер вошло пять МО Крайнего Севера, которые характеризуются высоким уровнем развития инфраструктурного обеспечения объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом, а также средним уровнем развития спортивной инфраструктуры в сельской местности.

Ключевые слова: массовый спорт, развитие массового спорта, проблемы развития массового спорта, Крайний Север.

Abstract

Objective of the study was to identify the resource opportunities of the municipalities of the Far North for the development of mass sports. Methods and structure of the study. Analysis and generalization of scientific literature and legal documents, correlation analysis, factor analysis, cluster analysis.

Results of the study and their discussion. The observation made it possible to identify three factors that together explain more than 88% of the dispersion of the initial indicators of the development of mass sports in these municipalities: infrastructural provision of sports facilities, including those with flat sports facilities in rural areas; staffing the industry with specialists in physical culture and sports; infrastructure provision of urban and recreational infrastructure facilities adapted for physical culture and sports. Based on the identified factors, the municipalities of the Far North were classified into 3 groups in accordance with the level of development of mass sports. The first cluster included 38 municipalities of the Far North, characterized by a sufficient number of physical culture and sports personnel, but the weakest development of infrastructure provision with urban and recreational infrastructure facilities adapted for physical culture and sports. Cluster 2 includes 94 municipalities of the Far North, which are characterized by below-average development of all three factors. Cluster 3 includes 5 municipalities of the Far North, which are characterized by a high level of development of infrastructure provision with urban and recreational infrastructure facilities adapted for physical culture and sports, as well as an average level of development of sports infrastructure in rural areas.

Keywords: mass sports, development of mass sports, problems of development of mass sports, Far North.

Введение. Территории Крайнего Севера имеют важное экономическое значения для всей страны, в части добычи

полезных ископаемых и биоресурсов, занимая около 70% от всей территории России [1]. Однако сегодня существует

проблема оттока трудоспособного населения, причиной которого является слабо развития социальная сфера, в том числе сфера физической культуры и спорта, в части доступного массового спорта.

Цель исследования - выявить ресурсные возможности муниципальных образований Крайнего Севера для развития массового спорта.

Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен анализ и обобщение научной литературы и нормативно-правовых документов, корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ. Эмпирический материал состоит из 134 показателей развития физической культуры и спорта по формам федеральных статистичеких наблюдений в 137 муниципальных образованиях Крайнего Севера.

Результаты исследования и их обсуждение. На территориях Крайнего Севера существует отставание в достижении показателей развития массового спорта от среднероссийских, это указывает на наличие управленческих проблем в этой сфере. В среднем по всем муниципальным образованиям Крайнего Севера значение показателя «доля, граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» за 2020 г. составило 40,62% (среднероссийский 45,4%), а за 2021 год - 42,9% (среднероссийский 49,4%) [2, 3]. Хотя нельзя не оставить без внимания следующие муниципальные образования, в которых значение этого показателя выше среднероссийского (Пуровский, Салехард, Муравленко, Мурманск, Лабытнанги, Кемский, Провиденский, Красноселькуп-ский, Усть-Алданский, Губкинский, Горный, Чукотский, Беломорский, Курильский, Северо-Курильский, Южно-Курильский,

Plot of Means for Each Cluster

6 -,-I-г

Variables -e- Cluster 3

Кластерный анализ (средние значения каждого фактора для каждого из трех кластеров)

Охинский, Новый Уренгой, Монгун-Тайгинский, Ногликский, Нарьян-Мар, Ижемский), но такие муниципальные образования в явном меньшинстве.

В ходе корреляционного анализа были определены показатели, которые в наибольшей степени влияют на развитие массового спорта и связаны с увеличением доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом»: численность кадров физической культуры и спорта в сельской местности; численность кадров физической культуры и спорта с высшим образованием;

Таблица 1. Значения коэффициентов корреляции между показателем доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, и показателями кадрового обеспечения муниципальных образований Крайнего Севера в 2020 г. (выделены значения, статистически значимо отличающиеся от нуля, п=130)

Показатель доли населения, систематически занимающегося ФКиС Обеспеченность кадрами ФКиС Обеспеченность специалистами сельской местности Обеспеченность специалистами с высшим образованием Обеспеченность специалистами в возрасте 31-60 лет

Всего 0,368*** - 0,390*** 0,339***

Население в сельской местности 0,481*** 0,906*** 0,424*** 0,419***

Примечание: «*» - коэффициент корреляции достоверен, P-Value <0,05; «**» - коэс эфициент корреляции достоверен, P-Value <0,01; «***» -

коэффициент корреляции достоверен, Р^а1ие <0,01; «-» - коэффициент корреляции недостоверен, Р^а1ие >0,05. Таблица 2. Матрица факторных нагрузок

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Показатель Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Численность кадров ФКиС в сельской местности 0,398 0,814 -0,120

Численность кадров ФКиС с высшим образованием -0,059 0,945 -0,004

Численность кадров ФКиС в возрасте 31-60 лет -0,038 0,935 0,021

Кол-во спортивных сооружений в сельской местности 0,960 0,146 0,082

ЕПС в сельской местности 0,938 0,177 0,111

Кол-во плоскостных спортивных сооружений 0,817 -0,162 0,167

Кол-во площадок с тренажерами 0,148 0,013 0,955

Общее кол-во объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом 0,121 -0,068 0,952

Дисперсия показателей, объясняемая зависимостью от факторов (Ехр1^аг) 2,669 2,514 1,879

Доля общей дисперсии показателей, объясняемая зависимостью от факторов (Рф.ТоА) 0,334 0,314 0,235

78

http://www.teoriya.ru

№2 • 2023 Февраль | February

численность кадров физической культуры и спорта в возрасте 31-60 лет (табл. 1).

Кроме вышеперечисленного, использовались показатели развитости спортивной инфраструктуры, которые хоть и не показали высоких значений коэффициентов корреляции, но, по мнению исследователей, влияют на развитие массового спорта [2, 5]: количество спортивных сооружений в сельской местности; ЕПС спортивной инфраструктуры в сельской местности; количество плоскостных спортивных сооружений; количество площадок с тренажерами; общее количество объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом.

Был произведен факторный анализ, в результате которого выявлены три фактора, объясняющие в совокупности более 88% дисперсии исходных показателей (табл. 2).

Анализ данных табл. 2 позволяет сформулировать три фактора, которые в основном влияют на развитие массового спорта в муниципальных образованиях Крайнего Севера:

Фактор 1 - инфраструктурное обеспечение объектами спорта, в том числе с плоскостными спортивными сооружениями в сельской местности;

Фактор 2 - кадровое обеспечение отрасли специалистами физической культуры и спорта;

Фактор 3 - инфраструктурное обеспечение объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом. Далее для классификации муниципальных образовании в соответствии с этими факторами использован кластерный анализ, который представлен на рисунке.

В результате исследования установлено, что все муниципальные образования Крайнего Севера можно объединить в три группы, где каждая группа характеризуется схожим уровнем развития ресурсного обеспечения, в соответствии с тремя факторами, полученными в ходе факторного анализа.

В первый кластер вошли 38 МО Крайнего Севера, что составляет 27,7% от всех муниципалитетов Крайнего Севера. Они характеризуются достаточной обеспеченностью кадров физической культуры и спорта, но самым слабым развитием инфраструктурного обеспечения объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленными для занятий физической культурой и спортом, в том числе недостаточно плоскостных сооружений, а в сельской местности и спортивных сооружений разных видов. Основные проблемы: недостаточное количество объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом, в том числе площадок с тренажерами; недостаточный уровень развития инфраструктуры в сельской местности.

В третий кластер вошли пять МО Крайнего Севера, что составляет 3,6% от всех муниципалитетов Крайнего Севера. Эти территории характеризуются высоким уровнем развития инфраструктурного обеспечения объектами городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленными для занятий физической культурой и спортом, а также средним уровнем развития спортивной инфраструктуры в сельской местности, основная проблема: недостаточное кадровое обеспечение отрасли, в том числе уровень образования кадров.

Во второй кластер вошли остальные 94 муниципальные образования Крайнего Севера, что составляет 68,6%. Они характеризуются развитием ниже среднего уровня всех трех факторов. Основные проблемы в развитии этих муниципали-

тетов: недостаточное количество объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом, в том числе площадок с тренажеров и других плоскостных сооружений; недостаточное кадровое обеспечение отрасли, в том числе уровень образования кадров. Дополнительной проблемой муниципальных образований второго кластера, но только для территорий сельской местности, является недостаточный уровень развития инфраструктуры.

Вывод. Таким образом, муниципальные образования Крайнего Севера были классифицированы на три группы, в основу этой классификации заложены факторы ресурсного обеспечения отрасли (кадровая и инфраструктурная). Для каждой группы дана подробная характеристика и выделены актуальные проблемы развития массового спорта. Это позволяет в дальнейшем определить векторы развития массового спорта и строить эффективную управленческую практику в этих муниципалитетах, повышая уровень развития социальной сферы. Литература

1. Каспарьян Ж. Э. Историческая ретроспектива исследований проблемы разработки и реализации социальной политики в условиях Кольского Севера: к постановке проблемы / Ж. Э. Каспарьян // Труды Кольского научного центра РАН. - 2014. - № 2 (21). - 50 с.

2. Мяконьков В. Б. Модели развития и управления системой занятий физической культурой и массовым спортом с использованием инфраструктуры рекреационных, парковых и иных досуговых зон / В. Б. Мяконьков, С. И. Росенко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 4. - С. 66-68.

3. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2020 год [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации. URL: https://clck.ru/V4Kn8 (дата обращения: 16.07.2021).

4. Сведения о физической культуре и спорте (форма № 1-ФК) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_52009/a7626489140598e1e561aefd76 2fba443783cd82/ (дата обращения: 01.01.2021).

5. Ширков Ю. А. Развитие спортивной инфраструктуры в малонаселенных федеральных округах РФ как фактор повышения социально-экономического развития / Ю. А. Ширков // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - № 4 (37). URL: https://www. innov.ru/science/economy/razvitie-sportivnoy-infrastruktury-/

References

1. Kasparyan Zh.E. Istoricheskaya retrospektiva issledovaniy problemy razrabotki i realizatsii sotsialnoy politiki v usloviyakh Kolskogo Severa: k postanovke problemy [Historical retrospective of research into the problem of development and implementation of social policy in the conditions of the Kola North: to the formulation of the problem]. Trudy Kolskogo nauchnogo tsentra RAN. 2014. No. 2 (21). 50 p.

2. Myakonkov V.B., Rosenko S.I. Modeli razvitiya i upravleniya sistemoy zanyatiy fizicheskoy kulturoy i massovym sportom s ispolzovaniyem infrastruktury rekreatsionnykh, parkovykh i inykh dosugovykh zon [Models of development and management of the system of physical culture and mass sports using the infrastructure of recreational, park and other leisure zones]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 4. pp. 66-68.

3. Otchet o khode realizatsii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye fizicheskoy kultury i sporta» za 2020 god [Report on the implementation of the state program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports" for 2020] [Electronic resource]. Ministry of Sports of the Russian Federation. Available at: https://clck.ru/V4Kn8 (date of access: 07.16.2021).

4. Svedeniya o fizicheskoy kulture i sporte (forma № 1-FK) [Information about physical culture and sports (form No. 1-FK)] [Electronic resource]. Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52009/a7626489140598e1e561aefd762f-ba443783cd82/ (date of access: 01.01.2021).

5. Shirkov Yu.A. Razvitiye sportivnoy infrastruktury v malonaselennykh federalnykh okrugakh RF kak faktor povysheniya sotsialno-ekonomi-cheskogo razvitiya [Development of sports infrastructure in sparsely populated federal districts of the Russian Federation as a factor in increasing socio-economic development]. Innov: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2018. No. 4 (37). Available at: https://www.innov.ru/science/ economy/razvitie-sportivnoy-infrastruktury-/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.