УДК 377 Т.А. Дуброва, Н.А. Дмитриевская,
ВАК 08.00.07 ’
ринц 14.37.00, 06.77.64 О.В. Шулаева
Совершенствование навыков владения ИКТ в процессе повышения квалификации безработных граждан: опыт, проблемы, влияние на трудоустройство
Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практической деятельности в различных секторах экономики увеличивает уровень требований к ИКТ-компетентности работников. Проведенные исследования в различных странах (США, Великобритания) демонстрируют высокую степень влияния ИКТ-компетентности на результаты трудоустройства. Обучение безработных по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации, проведенное в МЭСИ в период 2010-2011 гг., содержало большой объем учебной нагрузки, направленной на освоение как общих, так и профессиональных ИКТ-навыков. Результат опроса по итогам обучения продемонстрировал высокий уровень реинтеграции безработных в рынок труда, взаимосвязанный с возросшим уровнем ИКТ-компетентности слушателей, прошедших обучение.
Ключевые слова: ИКТ-компетенции, обучение безработных, влияние ИКТ-компетентности на трудоустройство.
IMPROVING OF THE ICT SKILLS IN TRAINING OF THE UNEMPLOYED:
EXPERIENCE, PROBLEMS, THE IMPACT ON EMPLOYMENT OUTCOMES
The wide diffusion of ICT in various sectors increases the requirements for ICT competence of employers. The studies in different countries (USA, UK) show a high degree of influence of ICT skills on the employment outcomes. Trainingfor the unemployed conducted in MESI in 2010-2011 contained a large scale of both general and professional ICT skills. The survey on the training results demonstrated a high level of reintegration of the unemployed in the labor market, interconnected with their increased level of ICT competence.
Keywords: ICT competence, training for the unemployed, impact of ICT competence for employment
Введение
Сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России продолжает динамично развиваться, предоставляя широкий спектр услуг государственным организациям, коммерческим компаниям и бизнес-структурам, различным слоям населения. Развитие сектора ИКТ способно стать мощным фактором роста конкурентоспособности экономики, повышения качества жизни и благосостояния населения. В связи с этим в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации поставлена задача к 2015 г.
войти в число двадцати ведущих стран мира в международных рейтингах, связанных с уровнем развития информационного общества.
Анализ положения России в международных рейтингах свидетельствует о положительной динамике, внедрении информационнокоммуникационных технологий в различных сферах, однако по многим позициям сохраняется отставание от экономически развитых стран. По мнению экспертов, дальнейшему внедрению ИКТ в России будет способствовать формирование благоприятного бизнес-климата, совершенствова-
ние законодательного регулирования и конкурентной среды, устранение административных барьеров.
В то же время для современного сектора ИКТ в России характерны определенные диспропорции, связанные с несбалансированностью развития отдельных сегментов рынка. Например, наблюдается различный уровень развития мобильной и фиксированной связи, существует разная степень распространения мобильного и фиксированного широкополосного доступа (ШПД) к интернету и т.д. Серьезной проблемой является значительная дифференциация в раз-
Татьяна Абрамовна Дуброва
д.э.н., профессор кафедры Математической статистики и эконометрики Тел. 8 (495) 442-24-11 Эл. почта: [email protected], Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) www.mesi.ru
Tatiana A. Dubrova
Doctor of Science, Professor, Department of Mathematical Statistics and Econometrics Tel. 8 (495) 442-24-11 E-mail: [email protected], Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) www.mesi.ru
Наталия Алексеевна Дмитриевская
к.э.н., директор Института Экономики и Финансов Тел. 8 (495) 442-24-11 Эл. почта: [email protected], Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) www.mesi.ru
Natalia A. Dmitrievskaia
Candidate of Science, Director of Institute of Economics and Finance Tel. 8 (495) 442-24-11 E-mail: [email protected] Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) www.mesi.ru
витии региональных рынков услуг ИКТ, сопряженная с территориальной неоднородностью социальноэкономического развития, с наличием существенных диспропорций в развитии сельских регионов и регионов с преобладанием городского населения. Наиболее успешно услуги ИКТ внедряются в экономически развитых регионах, крупных городах и мегаполисах с высоким уровнем концентрации трудовых и финансовых ресурсов, высокими доходами. Однако дополнительной проблемой, наряду с региональным «цифровым разрывом», является «цифровое неравенство» различных категорий населения. Эта проблема связана с меньшей доступностью компьютеров и современных услуг сектора ИКТ для людей с низким уровнем доходов, для населения старшего возраста, для безработных граждан, лишенных в силу определенных обстоятельств возможностей овладения ИКТ-навыками на рабочих местах, в процессе практической деятельности. Повышение уровня ИКТ-компетентности менее защищенных слоев населения становится социально значимой задачей, решение которой должно опираться на многогранное сотрудничество государства, бизнес-сообщества, научнообразовательных организаций.
В связи с этим большой практический интерес представляет анализ и обобщение опыта реализации программ переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, содержащих учебные блоки, направленные на совершенствование навыков владения ИКТ. Такой проект был успешно реализован в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) (в рамках целевой Программы содействия занятости населения города Москвы на 2010 и 2011 годы [1, 2]). При разработке программ переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в области бухгалтерского учета в МЭСИ было уделено пристальное внимание модулю формирования и совершенствования ИКТ-навыков обучающихся. В ходе реализации проекта также ставилась задача по-
лучения аналитической информации, отражающей влияние улучшения навыков использования ИКТ на трудоустройство, повышение самооценки профессионального уровня обучающихся. Значительный интерес представляет обобщение полученного опыта проведения тренингов по повышению ИКТ-навыков в разноуровневых группах, а также анализ возможностей использования дистанционных технологий в процессе обучения.
1. Обзор эмпирических исследований влияния навыков владения ИКТ на занятость и трудовую карьеру
Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий и их внедрение в практическую деятельность во многих секторах экономики инициирует высокую потребность как в базовых навыках работы на компьютере, так и в знании специального программного обеспечения, используемого на предприятиях и в организациях. Р.И. Капе-люшников называет компьютерную и интернет-грамотность инновационной формой человеческого капитала, представляющую «универсальную ценность вне зависимости от сферы занятости работников» и повышающую «способность индивидов успешно адаптироваться к изменениям в технологической и экономической среде» [3, с. 55].
Я. Карклиньш, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации, подчеркивает, что в современных условиях «все чаще люди, не имеющие возможности применения средств ИКТ, должных знаний или навыков в сфере их использования, обладающие недостаточным уровнем информационной грамотности, оказываются в значительной мере уязвимыми» [4].
В работе Е.А. Авраамовой и
О.Н. Вершинской [5] отмечается, что «включенность в мир ИКТ -это новый ресурс, обладание которым дает возможность занять более выгодную позицию и определяет социальный статус человека в целом».
Оксана Вячеславовна Шулаева
заместитель директора Института Экономики и Финансов Тел. 8 (495) 442-24-11 Эл. почта: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) www.mesi.ru
Oksana V. Shulaeva
Vice-Director of Institute of Economic and Finance Tel. 8 (495) 442-24-11 E-mail: [email protected] Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) www.mesi.ru
Таблица 1.
Профессиональное обучение безработных граждан в России, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости
Вид программы Число безработных граждан, прошедших профессиональное обучение, чел.
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 20і0 г.
нервоначальное обучение іі708і іі38і9 98835 99883 і36745 і55і46
переподготовка і27752 П5649 і08348 П7736 і95533 223288
повышение квалификации 49і65 45288 43375 4і605 6і344 7і299
Источник: Труд и занятость в России. 20іі: Стат. сб. / Росстат - M., 20іі. - 637c.
Данные табл. 1 наглядно иллюстрируют рост под влиянием кризиса «масштабности» профессионального обучения безработных, состоявших на учете в государственных учреждениях службы занятости в России, в 2009-2010 гг. (по данным Роструда).
Для решения проблемы занятости населения, снижения напряженности на региональных рынках труда в России реализуются образовательные программы и проекты, финансируемые из средств федерального и местных бюджетов. Программы профессионального обучения безработных могут быть направлены на первоначальное обучение, повышение уровня квалификации или переподготовку по новой специальности, что должно способствовать их дальнейшему трудоустройству.
Наиболее динамично в этот период развивалось обучение по программам переподготовки безработных граждан (темпы ро-
ста числа прошедших обучение в 2009 и 2010 гг. превысили соответственно 180 и 206% по отношению к 2007 г.) (рис. 1), а удельный вес этого вида программ дополнительного профессионального обучения приблизился к 50%.
Образовательные программы для безработных, как правило, носят многоплановый характер, наряду с курсами, связанными с развитием профессиональных навыков, могут включать блоки, способствующие улучшению навыков поиска работы (сбора информации о рынке труда и имеющихся вакансиях), навыков самопрезентации на рынке труда, открытия и ведения собственного бизнеса.
Большое значение в таких образовательных программах приобретают курсы, направленные на повышение уровня навыков владения ИКТ, играющих немаловажную роль на современном рынке труда.
В исследованиях зарубежных и отечественных специалистов вид-
Рис. 1. Темпы роста числа безработных граждан, состоявших на учете в государственных учреждениях службы занятости и прошедших профессиональное обучение, по отношению к 2007 г, %
ное место отводится анализу процессов формирования и развития ИКТ-компетентности у различных групп населения, а также оцениванию ее влияния на занятость и успешность трудовой карьеры.
Основными направлениями таких исследований являются:
• определение спектра основных навыков владения ИКТ и их роли в преодолении цифрового неравенства на различных уровнях;
• оценивание влияния ИКТ-навыков на занятость, заработную плату, карьеру;
• выявление эффективных технологий обучения навыкам владения ИКТ в различных целевых аудиториях: безработных, людей старшего возраста и т.п.
На основе экспериментального исследования М. Бланко и Ф. Лопез Боо, построенного на анализе рынка труда в двух латиноамериканских городах - Буэнос-Айресе и Боготе, был сделан вывод о повышении вероятности отклика со стороны работодателей при наличии в резюме кандидата информации об имеющихся ИКТ-навыках [6].
Т. Тейлор и Д. Рос на основе опыта обучения старшего поколения информационным технологиям сформулировали основные принципы и технологии, которые способствуют высоким учебным результатам для этого типа аудитории. Среди них: менторинг, тьюто-ринг, важность правильного темпа занятий, наглядная визуальная поддержка учебного процесса, атмосфера уважения в классе и др. [7]. Эти рекомендации были учтены и получили дальнейшее развитие при организации учебного процесса для различных групп населения в МЭСИ (например, для пенсионеров по программе «Технологии информационного общества», для безработных граждан по программе Департамента труда и занятости населения г. Москвы).
Исследование трудоустройства безработных, прошедших обучение на курсах повышения квалификации с изучением ИКТ в 2007-
2008 гг. в штате Вашингтон в США, выполненное М. Гарридо и др. [8], свидетельствует о благоприятном
влиянии таких программ обучения на реинтеграцию безработных в рынок труда, даже на фоне признаков экономического спада. После обучения были выявлены высокие результаты трудоустройства (58%), взаимосвязанные с уровнем владения ИКТ. Среди трудоустроившихся выпускников программы отмечен рост заработной платы на 20% по сравнению с их средней заработной платой до участия в программах. Исследователями определены два важных фактора, оказывающих значимое влияние на рост заработной платы, - уровень ИКТ-навыков и частота использования ИКТ на рабочем месте. Авторами установлено положительное влияние обучения на рост самооценки среди выпускников программ, повышение уверенности в своих силах, даже если они не трудоустроились [8].
Эти выводы согласуются с результатами анализа проекта, реализованного в 2000 г. Министерством образования и занятости Великобритании, в результате которого онлайн-обучение компьютерным навыкам прошли более 50 тыс. чел. [9]. В исследовании также сделан вывод о росте уверенности в себе и своих силах среди обучаемых, кроме того, из числа безработных выпускников курса в последующие месяцы трудоустроилась половина и работа 52% из них была связана с использованием компьютера.
В исследовании [10], авторы (И.П. Цапенко и С.Б. Шапош-ник) ссылаются на выводы, полученные в результате обследований населения в рамках европейского проекта BISER (Benchmarking the Information Society: e-Europe Indicators for European Regions): «Владение навыками ИКТ играет немаловажную роль при получении работы безработными и улучшении профессиональных позиций работниками».
Исследования отечественных ученых, направленные на анализ влияния навыков владения ИКТ на занятость, зарплату и развитие карьеры, в основном опираются на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ, RLMS).
Е.А. Авраамова, О.Н. Вершинская [5] рассматривают модели адаптационного поведения населения, направленного на решение проблемы обеспеченности материальными ресурсами, на создание условий для поддержания или повышения уровня жизни. На основе анализа данных РМЭЗ делается вывод, что информационно-активная группа населения характеризуется более успешными стратегиями адаптационного поведения, демонстрируя большую уверенность в трудоустройстве в случае потери работы, высокую уверенность в своем профессионализме, в целом занимая активную позицию на рынке труда.
Представленные в 2007 г. результаты исследования С.Ю. Рощи-на [11, с. 25], полученные с помощью данных РМЭЗ, подтверждают, что «владение компьютерными технологиями приносит существенную экономическую отдачу на микроуровне. Оно способствует повышению вероятности занятости, нахождения работы, повышает заработную плату». При этом автор указывает [11, с. 26], что, не наблюдая значительных гендерных различий в освоении компьютерной техники, можно сказать, что для женщин экономическая отдача от владения компьютерными технологиями больше, чем для мужчин. Общий вывод проведенного исследования заключается в том, что «...отдача от компьютерных навыков сопоставима с вкладом высшего или среднего специального образования. Владение компьютерными технологиями имеет самостоятельную значимость как одна из важных компонент современного образования».
Р.И. Капелюшников и А.Л. Лукьянова, продолжая исследование данных РМЭЗ, делают выводы, согласующиеся с предыдущими результатами: навыки работы с компьютером, в среде Интернет открывают доступ к наиболее высокооплачиваемой, привлекательной работе. По оценкам авторов [12, с. 76], «при прочих равных условиях работники, использующие компьютер в «производственных целях», зарабатывают примерно на 30% больше, чем те, кто им не пользуется или пользуется исключитель-
Таблица 2.
Динамика численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости
Показатели Годы
2007 2008 2009 2Q1Q
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года), тыс. человек: - Российская Федерация і553,0 і52і,8 2і47,4 і589,4
- Центральный федеральный округ і79,9 і96,7 357,2 256,4
- г Москва 22,7 22,9 59,9 46,3
Темпы роста численности безработных (по отношению к предыдущему году), %: - Российская Федерация 89,2 98,0 і4і,і 74,0
- Центральный федеральный округ 82,8 і09,3 і8і,6 7і,8
- г Москва 66,8 і00,9 26і,6 77,3
Источник: Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб. / Росстат - М., 2011. - 637с.; расчеты авторов.
но в «потребительских» целях. Еще больший эффект дает пользование интернетом: те, кто пользуется им на своих рабочих местах, зарабатывают на 40-45% больше, чем те, кто им не пользуется».
Проведенный обзор свидетельствует о том, что в отечественных работах недостаточное внимание уделяется анализу эффективности программ профессионального обучения безработных (как первоначального обучения, так и повышения уровня квалификации или переподготовки по новой специальности), содержащих ИКТ-компоненты. Вместе с тем в исследованиях зарубежных специалистов отводится значительная роль этому направлению исследований. Особый интерес представляет оценка эффективности как реализованных программ обучения безработных в целом, так и блока, направленного на повышение ИКТ-компетентности, в период острой фазы кризиса. Получение такой аналитической информации будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений по адаптации определенных групп населения к потребностям рынка труда.
2. Повышение ИКТ-компетентности в программе обучения безработных: опыт МЭСИ
Мировой финансовый кризис, остро проявившийся в 20082009 гг., существенно увеличил
количество безработных в г. Москве. Так, согласно данным Департамента труда и занятости населения г. Москвы, количество зарегистрированных безработных в конце
2009 г. было в 2,6 раза больше, чем годом ранее [13]. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. темпы роста числа безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, для Российской Федерации в целом и Центрального федерального округа были значительно ниже соответствующего значения для столицы. В конце 2010 г. было зафиксировано снижение безработицы по сравнению с 2009 г.: в г. Москве - примерно на 23%, в ЦФО - более чем на 28%, в России в целом - на 26% (табл. 2).
Для снижения напряженности на рынке труда была принята Программа содействия занятости населения города Москвы на 2010, а затем и на 2011 год [1, 2].
В рамках реализации этой программы МЭСИ выиграл конкурс на переподготовку и повышение квалификации безработных граждан в 2010 и 2011 гг. Всего за период 2010-2011 гг. в МЭСИ прошло обучение 795 граждан.
В современных условиях большая роль при подготовке специалистов экономического и финансового профиля отводится обучению навыкам владения ИКТ.
Согласно стандарту третьего поколения подготовки бакалавров-
экономистов, одной из необходимых компетенций является использование для решения аналитических и исследовательских задач современных технических средств и информационных технологий.
В сфере бухгалтерского учета обучение навыкам ведения электронного документооборота и работы в специальных бухгалтерских программах является составным элементом системы повышения квалификации дипломированных бухгалтеров. Это нашло отражение, например, в «Единой системе спецкурсов повышения квалификации» Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Следует учитывать, что часто для бухгалтеров старшего поколения, имеющих солидный стаж работы, неумение использовать современное программное обеспечение по автоматизации бухгалтерского учета является серьезным ограничением при трудоустройстве.
При разработке учебного блока, направленного на совершенствование ИКТ-навыков обучающихся, учитывались две категории пользователей, согласно классификации ОЭСР [14, с. 219]:
• продвинутые пользовате-
ли - высокий уровень ИКТ-компетентности, используют в работе специальное программное обеспечение, специфичное для конкретных отраслей, сфер деятельности и т.п. Но при этом ИКТ не является их основной профессией или сферой деятельности;
• базовые пользователи - применяют стандартное программное обеспечение (не специфичное) (MS Word, Excel, Outlook, PowerPoint), необходимое в современной жизни. И также как и для первой категории пользователей, ИКТ не является их основной профессией или сферой деятельности. Соответственно в учебные программы были включены два вида учебных модулей для развития ИКТ-компетентности: базовый -продукты MS Office для бухгалтера и специальный - практикум в 1С. Удельный вес ИКТ-модулей в программах обучения составил
Рис. 2. Распределение обучающихся по результатам самооценки уровня владения ИКТ-навыками (до начала программы), %
12-25% (в зависимости от продолжительности программы обучения). Кроме того, в учебном процессе использовались ИКТ-инструменты: электронная почта для общения слушателей и администрации, распространения учебной информации, электронные учебники.
Последовательно направляемые в МЭСИ группы обучаемых формировались Заказчиком, при этом преподаватели курсов ИКТ-модулей столкнулись с необходимостью работать с контингентом учащихся, обладающих различным уровнем ИКТ-компетентности.
Для решения задачи поддержания высокого качества обучения в разноуровневой и разновозрастной группе были применены следующие технологии: разработка программы курса для разноуровневой аудитории; пошаговое решение задач в программных средах с проекцией на доску; применение учебно-методических материалов для лабораторного практикума, ориентированного на различные уровни сложности, и широкое использование электронных учебников; наличие в аудитории ассистентов - помощников преподавателя из студентов Университета; предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы после занятий в компьютерных классах Университета с консультацией преподавателя; использование дополнительных занятий. Комплексное применение перечисленных средств показало достаточно высокую эффективность.
3. Анализ результативности программы обучения безработных и трудоустройства
Для формирования информационной базы исследования в ходе реализации проекта были применены следующие методы сбора данных:
• входной опрос обучающихся об уровне знаний и опыте работы в сфере бухгалтерского учета, об уровне навыков владения ИКТ;
• мониторинг текущей успеваемости;
• анкетирование по окончании программы, включающее оценку степени удовлетворенности обучением, самооценку изменения уровня ИКТ-компетентности;
• телефонное интервью в январе 2012 г., позволившее получить данные о трудоустройстве и результаты оценивания слушателями влияния навыков владения ИКТ на трудоустройство.
В рамках исследования было получено и обработано 716 анкет, заполненных участниками программы.
Среди участников высок удельный вес женщин (85,4%). У большинства - диплом о высшем или незаконченном высшем образовании (83,6%), у остальных - среднее профессиональное. Возраст - от 19 до 60 лет, средний возраст - 38 лет. Распределение по возрастным интервалам следующее: наименьшее число респондентов попало в интервалы «24 года и менее» - 8% и «50 лет и более» - 12%, далее - с шагом в пять лет (от 25 до 49 лет) респонденты распределились до-
статочно равномерно, в каждом интервале примерно 15-17%. Все учащиеся на момент начала обучения являлись безработными, длительность зарегистрированной безработицы: менее 3 месяцев - 8,4%, от 3 до 5 месяцев - 25,9%, от 6 до 11 месяцев - 37,3%, 12 месяцев и более - 28,4%. До начала обучения 63% респондентов оценили собственный уровень владения ИКТ-навыками как недостаточный, нуждающийся в улучшении (рис. 2).
Отмечается существенная взаимосвязь между оценкой необходимости улучшения ИКТ-компетенций и возрастом участников программы. Так, молодые учащиеся чувствуют себя уверенными в этой области, активно ис-пользуясовременныеинформационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни. Анализ показал, что 70% респондентов в возрастном интервале «24 года и менее» указали, что их уровень ИКТ-компетентности не нуждается в улучшении.
Данные демонстрируют убывание таких ответов по мере перехода к более старшим возрастным группам (рис. 3) - среди респондентов возраста «45 лет и более» менее У (только 23%) указывают на то, что они обладают достаточным уровнем владения ИКТ-навыков и не испытывают необходимости в их улучшении. Эти данные согласуются с результатами исследования, проведенного Р.И. Капелюшнико-вым [3, с. 132].
При заполнении анкеты слушателям также был задан вопрос об их предпочтении при выборе формы обучения: очной или дистанционной. Только 7% респондентов ответили, что предпочли бы заниматься в дистанционном режиме, остальные выбрали вариант очного обучения, отметив важность дистанционных форм обучения в дополнении к традиционным. Это может свидетельствовать, с одной стороны, о низком уровне навыка самостоятельной работы, с другой - о высокой потребности социализации у этой категории обучающихся.
Информатизация общества, повышение навыков владения
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
□ не требуется повышение уровня владения ИКТ-навыками ш требуется повышение уровня владения ИКТ- навыками
Рис. 3. Распределение обучающихся по результатам самооценки уровня владения ИКТ-навыками с учетом их возраста, %
информационно-коммуникационными технологиями населения находят свое отражение в основных способах поиска работы. Исследование показало, что среди обучаемых до начала учебы наиболее популярным был самостоятельный поиск работы с помощью интернет-ресурсов, предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и имеющихся вакансиях. Более 83% респондентов отметили использование этого способа при поиске работы.
Значительная часть имела опыт обращения в службы занятости при поиске вакансий, около половины предпринимали попытки найти работу с помощью информации, представленной в печатных изданиях (газетах, журналах), лишь у 11% имелся опыт обращения в кадровые агентства (рис. 4). Традиционный способ поиска работы с помощью друзей, знакомых и родственников использовали примерно 40% опрошенных.
В ходе анализа была выявлена взаимосвязь между степенью популярности поиска работы с помощью интернет-ресурсов и возрастом респондентов, обусловленная меньшим использованием этого способа в старших возрастных группах.
Несмотря на реализацию разнообразных программ, направленных на профессиональное обучение безработных, в настоящее время отсутствуют единые методологические подходы к оценке эффективности этих программ как в це-
лом, так и отдельных модулей и блоков дисциплин. В связи с этим большое значение в исследовании отводилось анализу данных об изменении самооценки уровня ИКТ-компетентности безработных граждан, полученных на основе анкетирования по окончании программы обучения. Среди респондентов, указавших ранее на необходимость повышения уровня ИКТ-навыков, 93,4% отметили его улучшение, причем 52,6% из них отметили значительное улучшение, в то время как 6,6% не заметили улучшений к лучшему.
Также о качестве обучения, уровне развития профессиональных компетенций может свидетельствовать показатель трудоустройства выпускников программ, а анализ вклада ИКТ-навыков в трудоустройство может прово-
диться на основе мнений респондентов (их самооценки). Для оценки трудоустройства выпускников программы в январе 2012 г. было проведено телефонное интервью. Было получено 717 откликов выпускников курсов (379 выпускников 2010 г. и 338 - 2011 г.). Таким образом, с момента окончания обучения и до интервью прошло от 1,5 лет (первый выпуск - летом 2010 г.) до нескольких недель (выпуск - декабрь 2011 г.).
Влияние ИКТ-навыков на трудоустройство устанавливалось на основе самооценки выпускников программ по пятибалльной системе. Согласно полученным данным выпускники демонстрируют высокий процент трудоустройства -76,5% для выпускников 2010 г. и 53,6% - для выпускников 2011 г. Среднее время нахождения работы по окончании обучения - 3 месяца для выпускников 2010 г. и 2,4 месяца - для 2011 г.
Трудоустроенные выпускники оценили достаточность полученного уровня ИКТ-навыков как 4,0 (выпуск 2011 г.) и 3,9 (выпуск
2010 г.) по пятибалльной шкале. Влияние базового и специального ИКТ-модулей на результаты трудоустройства оценены как 3,8 и 3,4 для выпускников 2010 г. и 3,9 и 3,4 - для выпускников 2011 г. соответственно. Данные свидетельствуют о высокой оценке выпускниками программ вклада «компьютерной грамотности» в трудоустройство.
Рис. 4. Популярность способов поиска работы до начала учебы (процент респондентов, использовавших перечисленные способы поиска работы)
Заключение
ИКТ-навыки являются инновационной формой человеческого капитала, повышая шансы индивида на трудоустройство, карьерные перспективы и рост заработной платы. Анкетирование безработных граждан, проходивших обучение в МЭСИ, продемонстрировало высокую заинтересованность обучаемых в совершенствовании навыков использования компьютера и современных программных средств.
В рамках оценивания эффективности учебных программ был проведен анализ результатов обучения на основе анкетирования прошедших обучение и показателей их трудоустройства. Результаты трудоустройства выпускников программ могут являться одной из компонент комплексной оценки качества обучения, позволяя оценить более долгосрочные результаты учебного процесса по сравнению с оценкой удовлетворенности обучением, проводимой
сразу по окончании курса. Проведенное анкетирование по самооценке вклада ИКТ-навыков в трудоустройство продемонстрировало высокую значимость этой компоненты учебного курса в трудоустройстве прошедших обучение. Вместе с тем стоит отметить, что самооценка выпускников программ не является объективным показателем и система оценки качества обучения нуждается в дальнейшем совершенствовании инструментария.
Литература
1. Программа содействия занятости населения города Москвы на 2010 г. - URL: http://mosopen.ru/ document/1199_pp_2009-11-03 (дата обращения 01.12.12).
2. Программа содействия занятости населения города Москвы на 2011 г. - URL: http://mosopen.ru/document/2_ pp_2011-01-17 (дата обращения 01.12.12).
3. Капелюшников Р.И. Эволюция человеческого капитала в России в 1990-2000 гг. // Российский работник: образование, профессия, квалификация / под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. - М: Издательский дом ВШЭ, 2011. - 574 с.
4. Карклиньш Я. Позитивные последствия использования ИКТ становятся все более очевидными // Информационное общество. - 2011. - Вып. 1. - С. 2-10.
5. Авраамова Е.А., Вершинская О.Н. Домашний компьютер как ресурс социально-экономической адаптации // Информационное общество. - 2001. - Вып. 5. - С. 44-49.
6. Blanco, M., Lopez, F. Boo. ICT Skills and Employment: A Randomized Experiment// IZA Discussion Paper No. 5336. - URL: http://ssrn.com/abstract=1716131 (дата обращения 01.12.12).
7. Taylor, T., Rose, J. Bridging the divide: older learners and new technologies // AVTEC conference, 2005. - URL: https://avetra.org.au/documents/PA028Taylor.pdf (дата обращения 01.12.12).
8. Garrido, M., Rothschild, C., Oumar, T. Technology for employability in Washington State: The role of ICT training on the employment, compensation and aspirations of low-skilled, older, and unemployed workers. Seattle: Technology & Social Change group, University of Washington, 2009. - URL: https://digital.lib.washington.edu/ researchworks/ bitstream/handle/1773/16298/TASCHA_WashingtonState_2009.pdf? sequence=1 (дата обращения 01.12.12).
9. An evaluation of UK online computer training. BMRB Social research in conjunction with ECOTEC. February 2002. - URL: https://www.education.gov.uk/ publications/eOrderingDownload/RB329.pdf (дата обращения 01.12.12).
10. Цапенко И.П., Шапошник С.Б. Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве // Информационное общество. - 2006. - Вып. 2-3. - С. 12-27.
11. Рощин С.Ю. Влияние владения компьютерными технологиями на поиск работы, занятость и заработную плату: Препринт WP15/2007/04. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 52с.
12. Капелюшников Р.И., Лукьянова Л.А. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). - М: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 196 с.
13. Департамент труда и занятости населения г. Москвы (2011). Труд и занятость населения Москвы: статистический сборник. - URL: http://www.labor.ru/templates/userpic/trudizaniatost_170x240mm_new.pdf (дата обращения 01.12.12).
14. OECD Information Technology Outlook 2004. - URL: http://www.oecd.org/dataoecd/22/18/37620123.pdf (дата обращения 01.12.12).