Научная статья на тему 'Развитие ИКТ-компетентности специалиста в условиях дополнительного образования'

Развитие ИКТ-компетентности специалиста в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ADDITIONAL EDUCATION / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина Наталья Анатольевна

В условиях информатизации общества существенно изменяются условия труда специалистов различных областей профессиональной деятельности. Высокий уровень ИКТ-компетентности становится конкурентозначимым преимуществом при отборе претендентов на рынке труда. Дополнительное образование в области информационных технологий позволяет специалисту выстроить собственную траекторию развития ИКТ-компетентности, предлагая эффективные формы обучения и сертификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забелина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of ICT Competence of Specialists in Additional Education

Working conditions of specialists in various fields of professional activity are changing considerably in the period of society's informatization. A high level of information and communication competence is of great advantage in the selection of candidates for the job market. Additional education in the sphere of informational technologies makes it possible for specialists to build their own trajectory of e-development, offering effective forms of training and certification.

Текст научной работы на тему «Развитие ИКТ-компетентности специалиста в условиях дополнительного образования»

УДК 378 ББК 74.202

Н. А. Забелина

г. Чита, Россия

Развитие ИКТ-компетентности специалиста в условиях дополнительного образования

В условиях информатизации общества существенно изменяются условия труда специалистов различных областей профессиональной деятельности. Высокий уровень ИКТ-компетентности становится конкурентозначимым преимуществом при отборе претендентов на рынке труда. Дополнительное образование в области информационных технологий позволяет специалисту выстроить собственную траекторию развития ИКТ-компетентности, предлагая эффективные формы обучения и сертификацию.

Ключевые слова: компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, дополнительное образование, сертификация.

N. A. Zabelina

Chita, Russia

The Development of ICT Competence of Specialists in Additional Education

Working conditions of specialists in various fields of professional activity are changing considerably in the period of society’s informatization. A high level of information and communication competence is of great advantage in the selection of candidates for the job market. Additional education in the sphere of informational technologies makes it possible for specialists to build their own trajectory of e-development, offering effective forms of training and certification.

Keywords: competence, information and communication competence, additional education, certification.

В XXI в. информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали важнейшими факторами, влияющими на развитие общества. В 2008 г. принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», целью которой является повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сферы жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [3]. Достижение показателей, запланированных Стратегией, повлекло значительное изменение условий труда многих специалистов в связи с развитием областей применения ИКТ- технологий.

Информационное общество предъявляет высокие требования к профессионализму современных специалистов. Согласно российской социологической энциклопедии, специалист - это работник, профессионально занятый квалифицированным умственным трудом, требующим высшего или среднего специального образования [2, с. 529]. В зависимости от степени сложно-

сти умственного труда различают специалистов наивысшей (высококвалифицированные кадры науки, искусства, системы управления и др.), высокой (инженеры, агрономы, врачи, учителя старших классов школы, юристы, журналисты, экономисты и др.) и средней (техники, фельдшеры, учителя младших классов, воспитатели детских садов, библиотекари и др.) квалификации. В зависимости от уровня ответственности труда выделяют специалистов-руководителей и специалистов-исполнителей.

Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством образования и науки РФ разработаны квалификационные требования к федеральным государственным служащим и государственным гражданским служащим субъектов РФ в области использования информационных технологий. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты [1].

Требования по использованию ИКТ-технологий ко всем категориям разбиты на три

© Н. А. Забелина, 2011

203

уровня: «базовый», «расширенный» и «специальный».

Квалификационные требования уровня «Базовый» обязательны для всех категорий и включают следующие модули:

• аппаратное и программное обеспечение;

• компьютерные сети и Интернет;

• общие понятия об информационной безопасности;

• навыки работы в операционной системе;

• основы офисных технологий (работа с электронной почтой, текстовый редактор, электронные таблицы, работа с базами данных, подготовка презентаций, планировщики персональной деятельности).

Дополнительными квалификационными требованиями уровня «Базовый» являются:

• современные информационные технологии в государственных органах;

• правовые аспекты в сфере информационных технологий.

Вспомогательные квалификационные требования уровня «Расширенный» включаются в квалификационный экзамен в соответствии с особенностями и сложностью работ, возложенных на государственных служащих любых категорий, и включают:

• управление электронной почтой;

• текстовый редактор;

• электронные таблицы;

• работа с базами данных;

• подготовка презентаций;

• планирование и управление персональной и групповой деятельностью.

Специализированные квалификационные требования уровня «Специальный» формируются с учётом функциональных обязанностей и специфики работы государственных служащих любых категорий конкретного государственного органа, функциональные обязанности которых предполагают работу со специальным программным обеспечением, используемым в данном государственном органе.

Таким образом, представленные квалификационные требования к специалистам предполагают различные уровни сформированности ИКТ-компетентности. Результаты констатирующего эксперимента, проведённого со служащими специальностей (ИТ-специалисты, экономисты, работники образования и т. п.), показали недостаточный уровень сформированности ИКТ-компетентности. При этом будем понимать под ИКТ-компетентностью специалиста способ-

ность решать задачи в своей профессиональной области, правильно используя там, где необходимо, широко применяемые в данной области общепользовательские и профессиональные средства ИКТ.

Рассмотрим подробнее результаты констатирующего эксперимента. В Забайкальском государственном университете проводилось тестирование слушателей, обучавшихся по программе «Основы компьютерной грамотности» (Digital Literacy) при работе по проекту «Твой курс: Повышение компьютерной грамотности» в рамках комплексной инициативы Microsoft «Твой курс» и желающих проверить собственный уровень знаний в области ИКТ. Протестировано более 1000 человек (специалистов в разных областях профессиональной деятельности, выпускников вузов, выпускников школ). При учёте возраста высокий уровень ИКТ-грамотности был выявлен у специалистов в возрасте 20-30 лет, низкий -у специалистов старше 35 лет.

Полученные результаты можно объяснить следующим образом. Стремительное развитие ИКТ-технологий требует от современного специалиста постоянного самосовершенствования и мобильности. Сертификация компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности позволят специалисту подтвердить квалификацию. Изменение квалификационных требований к специалисту в условиях информатизации приводят к тому, что работники со стажем более 15 лет оказываются в невыгодном положении на рынке труда.

Таким образом, сегодня стоит проблема формирования ИКТ-компетентности у специалистов со стажем работы более 15 лет и развития ИКТ-компетентности в условиях постоянного усовершенствования ИКТ-технологий, что возможно в рамках дополнительного образования. Была поставлена задача определения путей эффективного развития ИКТ-компетентности у специалистов различных областей профессиональной деятельности. Анализ результатов поискового эксперимента показал, что основными путями развития ИКТ-компетентности могут быть различные формы дополнительного образования.

Необходимость дополнительного образования обусловлена динамикой социального и научно-технического процесса, переменами в содержании и характере труда, в общественной деятельности людей. В настоящее время значение дополнительного образования усиливается

происходящей структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста.

Дополнительное образование рассматривается как элемент непрерывного образования, обеспечивающего процесс роста общего и профессионального потенциала личности в течение жизни и предусматривающего вариативность образования, многообразие типов образовательных учреждений и педагогических технологий.

Распространённой формой дополнительного образования является обучение в свободное время. В системе повышения квалификации дополнительное образование осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. В настоящее время эффективным является дистанционное образование. Занятия в системе дополнительного образования под руководством преподавателей или тьютеров сочетаются с самообразованием.

Дополнительное образование позволяет находить собственный путь развития, используя современные эффективные технологии обучения, например дистанционное образование. Перед специалистом стоит задача проектирования собственного развития, профессионального и карьерного роста.

ИКТ-технологии позволяют получить доступ к образовательным ресурсам как дистанционных образовательных учреждений, так и к проектам лидеров мировой ИТ-индустрии. ИКТ-компетентность специалиста поможет ему построить собственную траекторию образования. Рассмотрим некоторые возможные траектории развития ИКТ-компетентности специалиста в рамках дополнительного образования.

Комплексная инициатива «Твой курс» объединяет в себе все программы и проекты Microsoft, направленные на повышение компьютерной грамотности и развитие информационных навыков. Базовый курс «Основы компьютерной грамотности» предназначен для знакомства с компьютерными технологиями пользователей любого возраста — от школьников до людей пожилого возраста, и особенно полезен взрослым,

желающим развить свои компьютерные навыки для трудоустройства. Курс объединяет видеолекции, анимацию, тексты, специальные тренажёры и игры. Курс можно найти по адресу www. prosto .tvoy-kurs.ru.

Инициатива Microsoft «Партнерство в образовании» направлена на повышение уровня владения ИТ-технологиями среди работников образования и выпускников в различных регионах страны. Организованы порталы www.it-n.ru («Сеть творческих учителей») и www.e-teaching. ru.

Такой же поддержкой обладают и специалисты в области ИТ-технологий, при этом у них есть возможность сдать квалификационные экзамены и подтвердить уровень своей компетенции сертификатами, в том числе и международного образца. Например, учебные центры Microsoft IT Academy помогут максимально развить ИТ-навыки, овладеть компьютерными технологиями в совершенстве и пройти сертификацию.

Другие специальности менее поддержаны системами повышения квалификации. В такой ситуации повышение ИКТ-компетентности зависит от уровня организации, где работает специалист, и его личностных качеств. Крупные организации и предприятия имеют возможность закупать новейшее оборудование, программное обеспечение и обучать своих специалистов, что не всегда приемлемо для малых предприятий. В результате чего многие специалисты повышают уровень ИКТ-компетентности самостоятельно в условиях дополнительного образования. Например, экономисту необходимо изучить специализированные программы, для чего он выбирает курсы производителя соответствующего программного обеспечения.

Таким образом, проблема формирования и развития ИКТ- компетентности специалиста может быть решена в рамках дополнительного образования с использованием современных технологий обучения, проектирования образовательной траектории специалиста с учетом профессиональной сферы деятельности и его лично стно-психологиче ских особенно стей.

Список литературы

1. Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 27 дек. 2005 г. № 147. «Об утверждении квалификационных требований к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Рос-

сийской Федерации в области использования информационных технологий». URL: http:// www.izh.ru/res_ru/0_value_76908_1720.doc (дата обращения 8.09.2011).

2. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. 672 с.

3. Стратегия развития информационного общества в Российской федерации. Утверждена Президентом Рос. Федер. В. Путиным 7 фев. 2008 г. № Пр-212. URL: http://www.scrf. gov.ru/documents/90.html (дата обращения 8.09.2011).

Рукопись поступила в редакцию 11.09. 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.