Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЗОВАЯ НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ЛЬГОТНЫЕ УСЛОВИЯ / НАЛОГОВЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ВОЗМОЖНОСТЬ СОКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сильвестрова Тамара Яковлевна, Гурова Славяна Юрьевна, Кузьмина Екатерина Сергеевна

В статье осуществлен анализ особенностей налогообложения банков в зарубежных странах. Актуальность статьи обусловлена тем, что банки нуждаются в дополнительных механизмах поддержки государства для обеспечения более доступных банковских продуктов для бизнеса. Создание продуктивного предприятия - сложный и затратный процесс, в связи с этим многие организации нуждаются в банковском кредитовании. Следовательно, банковская деятельность должна осуществляться максимально прозрачно, при этом сопровождаться эффективной системой налогообложения. Для оптимизации налогообложения в России предложено обратить внимание на позитивный опыт развитых европейских государств. Авторами рассматриваются такие механизмы, как перенос убытка на последующие налоговые периоды; адаптация налоговой ставки под банковскую организацию; снижение ставки налогового бремени для банков, осуществляющих специфические операции; реализация адаптированной налоговой системы в банковском секторе; создание резервных отчислений на случай возможного риска; возможность принятия решения о типе налогового учета. Опираясь на опыт экономически развитых стран, авторы приходят к выводу, что, налогообложение кредитных организаций стоит рассматривать со стороны государственного регулирования, а стержневым аспектом налогового регулирования банковской деятельности должно стать не жесткое давление на банки с помощью налогов, а взаимовыгодное сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TAXATION OF BANKS: FOREIGN EXPERIENCE

The article analyzes the peculiarities of taxation of banks in foreign countries. The relevance of the article is due to the fact that banks need additional state support mechanisms to provide more affordable banking products for business. Creating a productive enterprise is a complex and costly process, and therefore many organizations need bank loans. Therefore, banking activities should be carried out as transparently as possible, while being accompanied by an effective taxation system. To optimize taxation in Russia, it is proposed to pay attention to the positive experience of developed European countries. The authors consider such mechanisms as the transfer of losses to subsequent tax periods; adaptation of the tax rate for a banking organization; reduction of the tax burden rate for banks performing specific operations; implementation of an adapted tax system in the banking sector; creation of reserve deductions in case of possible risk; the possibility of making a decision on the type of tax accounting. Based on the experience of economically developed countries, the authors come to the conclusion that taxation of credit institutions should be considered from the side of state regulation, and the core aspect of tax regulation of banking activities should not be severe pressure on banks with taxes, but mutually beneficial cooperation.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 33.336.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Т.Я. Сильвестрова, С.Ю. Гурова, Е.С. Кузьмина

В статье осуществлен анализ особенностей налогообложения банков в зарубежных странах. Актуальность статьи обусловлена тем, что банки нуждаются в дополнительных механизмах поддержки государства для обеспечения более доступных банковских продуктов для бизнеса. Создание продуктивного предприятия - сложный и затратный процесс, в связи с этим многие организации нуждаются в банковском кредитовании. Следовательно, банковская деятельность должна осуществляться максимально прозрачно, при этом сопровождаться эффективной системой налогообложения.

Для оптимизации налогообложения в России предложено обратить внимание на позитивный опыт развитых европейских государств. Авторами рассматриваются такие механизмы, как перенос убытка на последующие налоговые периоды; адаптация налоговой ставки под банковскую организацию; снижение ставки налогового бремени для банков, осуществляющих специфические операции; реализация адаптированной налоговой системы в банковском секторе; создание резервных отчислений на случай возможного риска; возможность принятия решения о типе налогового учета.

Опираясь на опыт экономически развитых стран, авторы приходят к выводу, что, налогообложение кредитных организаций стоит рассматривать со стороны государственного регулирования, а стержневым аспектом налогового регулирования банковской деятельности должно стать не жесткое давление на банки с помощью налогов, а взаимовыгодное сотрудничество.

Ключевые слова: налогообложение банков; банковская деятельность; базовая налоговая ставка; льготные условия; налоговые издержки; возможность сокращения налоговой нагрузки.

T.Ya. Silvestrova, S.Yu. Gurova, E.S. Kuzmina. IMPROVING THE TAXATION OF BANKS: FOREIGN EXPERIENCE

The article analyzes the peculiarities of taxation of banks in foreign countries. The relevance of the article is due to the fact that banks need additional state support mechanisms to provide more affordable banking products for business. Creating a productive enterprise is a complex and costly process, and therefore many organizations need bank loans. Therefore, banking activities should be carried out as transparently as possible, while being accompanied by an effective taxation system.

To optimize taxation in Russia, it is proposed to pay attention to the positive experience of developed European countries. The authors consider such mechanisms as the transfer of losses to subsequent tax periods; adaptation of the tax rate for a banking organization; reduction of the tax burden rate for banks performing specific operations; implementation of an adapted tax system in the banking sector; creation of reserve deductions in case of possible risk; the possibility of making a decision on the type of tax accounting.

Based on the experience of economically developed countries, the authors come to the conclusion that taxation of credit institutions should be considered from the side of state regulation, and the core aspect of tax regulation of banking activities should not be severe pressure on banks with taxes, but mutually beneficial cooperation.

Keywords: taxation of banks; banking activity; basic tax rate; preferential conditions; tax costs; the possibility of reducing the tax burden.

В зарубежных странах стимулирование банковской деятельности и создание комфортных условий налогообложения имеет высокую значимость и находится под пристальным контролем государства. К примеру, налогообложение банковского сектора в Соединенных Штатах Америки (далее - США) имеет следующие особенности:

- при обложении налогами обязательно учитывается специфика данного сектора экономики;

- при расчете совокупного дохода не учитываются проценты по кредитам, амортизационные расходы, стоимость аренды и ремонта, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проценты по

50

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 3(49)

просроченной задолженности, расходы на благотворительность, выплату заработной платы и другие виды расходов [6].

Сокращение объема налоговых выплат может произойти с учетом появления определенных расходов (например, просроченного платежа) или, напротив, при получении определенных видов доходов. При возникновении таких обстоятельств взимается минимальная налоговая ставка в размере 20 % налогооблагаемого дохода и У суммы, по которой балансовый доход превышает налогооблагаемый доход.

В США базовая налоговая ставка находится на уровне 35 % от дохода, однако ставка является дифференцированной. Она установлена на уровне 15-39 % и коррелируется в зависимости от годового дохода банка. Развитые и крупные системы банков выплачивают более высокие налоговые выплаты. Параллельно с этим банки, ориентированные на выполнение функций, необходимых для развития государства (к примеру, социального направления), осуществляют налоговые выплаты на льготных условиях.

В ряде штатов система налогообложения осуществляется на основе полученной прибыли. Такая система позволяет снизить объем налоговых выплат в банках штатов. Также следует отметить, что далеко не везде осуществляется налогообложение по прогрессивным ставкам. Есть системы, в рамках которых банки оплачивают определенную сумму, чтобы получить лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Рассматривая особенности налогообложения в США, можно сделать вывод, что расхождение в законодательстве различных штатов существенно усложняет оптимизацию системы налогообложения. Так, например, в Мичигане, Вашингтоне и Техасе собственники банков выплачивают налог на валовый доход, а в Вирджинии и Нью-Хемпшире - налог на полученную прибыль и валовый доход. Обязательному налогообложению также подлежат различные акции. Любые ценные бумаги представляют интерес с позиции налогообложения.

Под ценными бумагами в США следует понимать:

- векселя;

- акции;

- корпоративные облигации.

При этом муниципальные и государственные бумаги могут не облагаться налогом, или предлагаются льготные условия для их обладателя. При применении стандартных условий в рамках системы налогообложения банку необ-

ходимо уплатить 30 % своих доходов в пользу государства. Именно благодаря перспективной системе налогообложения крупные банки охотно участвуют в государственных проектах и реализуют социально значимую линию деятельности.

Если оценивать показатели Европейских стран, то по объективным показателям наиболее высокое налогообложение в банковском секторе предусмотрено в Германии. Ставки налогов находятся на следующем уровне: налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 15 %, имущественный налог - 0,6 %, налог на полученный доход - от 10 % до 15 % [7].

При объединении Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии в единое государство было предложено выплачивать, помимо основной ставки налога на доходы организации, дополнительный взнос, ориентированный на развитие более слабых отраслей государства функционирования экономики Германии как единого целого. При расчете объема дохода организации необходимо сначала учесть расходы предприятия. Из выручки минусуют расходы на заработную плату с учетом платежей, направленных в различные фонды, затрат на приобретение лицензии, транспортных услуг, затрат на привлечение сторонних организаций. На основе вышеперечисленных трат формируется налоговая база. Основным источником получения прибыли выступает земельный налог. Затем объем доходов организации подвергается налоговым издержкам в объеме 45 %.

Следует выделить и другие важные направления системы налогообложения Германии, а именно налог на капитал в размере 0,2 % и промысловый налог на доход в размере 5 %.

Для определения размера налоговой базы рассчитывается балансовая стоимость активов банков. Степень увеличения активов, рост капитала также подлежит налогообложению в размере 5 %. Исключение составляет прибыль, полученная при реализации ценных бумаг.

Система налогообложения Германии также следит за операциями с ценными бумагами. От продажи ценных бумаг и акций государство получает доход в виде налоговых выплат. В таких условиях принято расценивать прибыль непосредственно самого банка в размере разницы между стоимостью ценных бумаг при продаже и их балансовой стоимостью [1].

Во Франции отдают предпочтение системе косвенного налогообложения, где ведущее место занимает НДС [3]. Ставка НДС составляет 18,6 %. В качестве прямых налогов во Франции можно выделить подоходные налоги

с физических лиц и налог на прибыль организации [5].

Налог на прибыль во Франции составляет 33,3 %, при возрастании стоимости долгосрочного капитала необходимо выплатить еще 18 %.

С позиции банковского сектора экономики во Франции наибольший интерес представляют следующие налоговые выплаты:

- профессиональный налог в размере 18 % от фонда оплаты труда;

- 8 % от стоимости аренды;

- 16 % от стоимости оборудования, необходимого для работы.

В рамках вопроса продажи ценных бумаг власти Франции отказались прорабатывать льготные условия для организаций. Если ценные бумаги приобретаются с привлечением заемных средств, процентная ставка по займу может быть компенсирована за счет налогообложения. Но при этом должны быть реализованы два важных условия: проценты по займу не выше 7, а объем займов не должен превышать 150 % акций банка.

Рассмотрев особенности налогообложения банковского сектора экономики некоторых зарубежных стран, можно отметить, что принятая в США система налогообложения ориентирована в большей степени на поддержание на плаву небольших банков. Для крупных банков предусмотрена более высокая процентная ставка по налогам. Также следует отметить, что в случае, если банк осуществляет социально значимые программы, возможны послабления в вопросе выплате налогов. Кредитование частных лиц в США осуществляется благодаря льготам и компенсациям при определении налогового балласта.

Для налоговой системы Германии более характерно применение механизмов стимулирования прямых инвестиций. Существующая система налогообложения ориентирована на то, чтобы банки задействовали большее количество денежных средств на собственное развитие и расширение сети. Для прибыли, направленной на развитие организации, существует льготная система налогообложения.

Особенностью налогообложения во Франции выступает отсутствие НДС для определенных финансовых операций.

Опираясь на проведенный анализ, можно сделать вывод, что и в России, и за рубежом государство заинтересовано в реализации банковской деятельности. В каждом государстве предусмотрены особые механизмы поддержки банковской сферы:

- допускается перенос убытка на последующие налоговые периоды;

- налоговая ставка адаптируется под банковскую организацию. Предусмотрено снижение ставки для банков, осуществляющих важную социальную деятельность; разделение доходов и расходов на те, которые облагаются налогами, и те, которые не облагаются, поддержка небольших банков и ориентир на их дальнейшее развитие;

- коррекция налоговой базы организации, снижение налогового бремени для банков, осуществляющих специфические операции. Реализация адаптированной налоговой системы в банковском секторе. Возможность создания резервных отчислений на случай риска;

- особенности метода учета, возможность принятия решения о типе налогового учета. Для банка возможно использование метода начисления и кассового метода.

Наибольший интерес из вышеперечисленного представляют налоговая система в целом и налоговая ставка как отдельный компонент. Ежегодные изменения, вносимые в существующую налоговую систему, - прямой путь к нарушению налогового взаимодействия. Это создает дополнительные слабые места, а именно сложность формирования стабильной налоговой базы и вынужденное изменение правовой базы для реализации налогообложения в банковском секторе.

Для оптимизации системы налогообложения в России следует обратить внимание на позитивный опыт развитых европейских государств. Наибольший интерес представляют следующие механизмы:

1. Дифференциация налоговых выплат в зависимости от возраста и степени развитости организации (банка). При этом крупные сети оплачивают налоги по более высокой ставке, чтобы уравновесить минимальный уровень налогов для сравнительно молодых банков. Также важно предоставлять льготные условия кредитным организациям, ориентированным на развитие и готовым вкладывать свои капиталы.

2. Возможность налоговых каникул для коммерческих банков. Также можно предложить снижение налоговой нагрузки путем уменьшения налоговой ставки на долгосрочный период (не менее 2-х лет). С учетом развития банковского сектора эти меры принесут больший эффект и доходность.

3. Введение НДС для всех банковских операций. Этот тип налога покрывается конечным потребителем, а доходы от его получения возможно направить на развитие банковского сектора. Так или иначе, грамотная налоговая политика способствует увеличению доходов государства.

52

Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 3(49)

С учетом того что российские банки демонстрируют более низкие показатели работы, чем зарубежные, необходимо вмешательство в банковскую деятельность со стороны государства. Следует перенимать позитивный опыт других государств и выстраивать банковскую систему с ориентиром на дальнейший рост и развитие каждого структурного элемента.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что налогообложение кредитных организаций стоит рассматривать со стороны государственного регулирования, а стержневым аспектом налогового регулирования банковской деятельности должно стать не жесткое давление на банки с помощью налогов, а взаимовыгодное сотрудничество.

Список литературы

1. Богославец Т.Н. Особенности налоговой системы Германии // Вестник Омского ун-та. Серия «Экономика». 2010. № 4. С. 177-181.

2. Воронова М.А. Особенности налогообложения российских коммерческих банков // Научный журнал. 2017. № 5 (18). С. 57-59.

3. Зотиков Н.З. Налоговая система Франции, ее особенности // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. № 6. URL: https://esj.today/ pdf/17ecvn620.pdf (дата обращения: 18.08.2022).

4. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Т.Я. Сильвестровой. М.: ИНФРА-М, 2020. 531 с.

5. Налоговые системы зарубежных стран // Бухгалтер и закон. 2007. № 10 (106). С. 26-32.

6. Служба внутренних доходов Соединен-

ных Штатов Америки: офиц. сайт правительства. URL: http://www.irs.gov (дата обращения: 18.08.2022).

7. Федеральное центральное ведомство Германии по налогам: офиц. сайт. URL: http://www. bzst.de/DE/Home/home_node.html (дата обращения: 18.08.2022).

References

1. Bogoslavets T.N. Osobennosti nalogovoj siste-my Germanii [Features of the German tax system] // Vestnik Omskogo un-ta. Seriya «Ekonomika». 2010. № 4. S.177-181.

2. VoronovaM.A. Osobennosti nalogooblozheni-ya rossijskikh kommercheskikh bankov [Peculiarities of taxation of Russian commercial banks] // Nauchnyj zhurnal. 2017. № 5 (18). S. 57-59.

3. Zotikov N.Z. Nalogovaya sistema Frantsii, ee osobennosti [The French tax system, its features] // Vestnik evrazijskoj nauki. 2020. T. 12. № 6. URL: https://esj.today/pdf/17ecvn620.pdf (Accessed 18.08.2022).

4. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]: uchebnik / pod red. T.Ya. Silvestrovoj. M.: INFRA-M, 2020. 531 s.

5. Nalogovye sistemy zarubezhnykh stran // Bukhgalter i zakon. 2007. № 10 (106). S. 26-32.

6. Sluzhba vnutrennix dokhodov Soedinennykh Shtatov Ameriki: ofits. sajt praviteFstva. URL: http://www.irs.gov (Accessed 18.08.2022).

7. Federalnoe tsentraFnoe vedomstvo Germanii po nalogam: ofits. sajt. URL: http://www. bzst.de/DE/Home/home_node.html (Accessed 18.08.2022).

СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и информационных технологий. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@ruc.su.

ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail. ru.

КУЗЬМИНА Екатерина Сергеевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: st956107@ruc.su.

SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Candidate of Economics, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Economics and Information Technology. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@ruc.su.

GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Marketing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru.

KUZMINA, Ekaterina Sergeevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: st956107@ruc.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.