Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты налогового регулирования банковской деятельности'

Теоретико-методологические аспекты налогового регулирования банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БАНКИ / НАЛОГИ / ПРИБЫЛЬ / НДС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / МЕТОДОЛОГИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / STATE / BANKS / TAXES / PROFIT / VAT (VALUE-ADDED TAX) / STATE REGULATION / TAX MECHANISM / TAXATION METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керимова Амина Агаларовна

В современных условиях одним из наиболее действенных механизмов государственного регулирования экономики являются налоги. Налоговое регулирование позволяет государству при любой экономической конъектуре концентрировать в своих руках финансовые ресурсы. Для развития методологии налогообложения важное значение имеет вопрос об экономической целесообразности освобождения банковских операций от НДС. Любое освобождение ведет к фискальным потерям государства. Важнейшим в налоговом механизме России являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TAX ON BANKING

Taxes are the most effective mechanism of economy state regulation. Taxes regulating can concentrate financial resources of the state at any economical conditions. Economic feasibility of banking activities exemptions from value-added tax is one of the most important questions of taxation methodology development. All exemptions are the reason fiscal losses of the state. The profit tax and value added tax are the most important in Russian taxes mechanism.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты налогового регулирования банковской деятельности»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

КЕРИМОВА A.A.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современных условиях одним из наиболее действенных механизмов государственного регулирования экономики являются налоги. Налоговое регулирование позволяет государству при любой экономической конъектуре концентрировать в своих руках финансовые ресурсы. Для развития методологии налогообложения важное значение имеет вопрос об экономической целесообразности освобождения банковских операций от НДС. Любое освобождение ведет к фискальным потерям государства. Важнейшим в налоговом механизме России являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

KERMOVA A.A.

THEORETIC-METHODOLOGICAL ASPECTS OF BANKS ACTIVITY

TAX REGULATION

Taxes are the most effective mechanism of economy state regulation. Taxes regulating can concentrate financial resources of the state at any economical conditions. Economic feasibility of banking activities exemptions from value-added tax is one of the most important questions of taxation methodology development. All exemptions are the reason fiscal losses of the state. The profit tax and value added tax are the most important in Russian taxes mechanism.

Ключевые слова: государство, банки, налоги, прибыль, НДС, государственное регулирование, налоговый механизм, методологии налогообложения.

Keywords: state, banks, taxes, profit, VAT (value-added tax), state regulation, the tax mechanism, taxation methodology.

Государственное регулирование является необходимым условием существования и развития любой страны на современном этапе. Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, определяющих условия функционирования субъектов хозяйствования. Одним из наиболее действенных механизмов государственного регулирования экономики страны являются налоги.

Исследования показали, что на этапе становления рыночных отношений налогам придавалось в определенной мере гипертрофированное значение. Однако регулирующая функция налогов, являясь производной от фискальной, находится в определенном соподчинении с ней. Исторически основ-

ной задачей налогов является формирование доходов государства, что полно -стью соответствует их экономическому содержанию. Необходимо разумное сочетание объективных функций налогов, учитывающее специфику этапов экономического развития.

Налоговое регулирование позволяет государству при любой экономической конъюнктуре концентрировать в своих руках финансовые ресурсы, благодаря чему у властей появляется возможность значительно влиять на экономическое развитие страны на каждом этапе ее развития. Именно посредством налогового регулирования реализуется субъективная деятельность государства в лице органов государственной и исполнительной власти по использованию объективных возможностей налогов способствовать развитию индивидуального и общественного производства.

В реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности исключительная роль отводится банковской системе страны.

Развитие банковской деятельности - необходимое условие функционирования механизма рыночного хозяйства, поскольку банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику макропроцессов.

Банки являются, как правило, достаточно устойчивыми и крупными налогоплательщиками, что обусловлено законодательно установленными требованиями к уровню капитализации и ликвидности кредитных организа-ций.

Несмотря на кризисные явления в банковской сфере в 2009 году, увеличились соотношения большинства ключевых показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике и ВВП. В первую очередь это было обусловлено существенным снижением номинальной величины ВВП. Отношение активов банковского сектора к ВВП, по сравнению с 2008 годом, увеличилось на 7,7 процентного пункта и достигло 75,3%, что является самым высоким значением для банковской системы России за весь период наблюдений. Вместе с тем по этому показателю Россия значительно отстает от развитых стран, так, например, в Великобритании он составляет 400%, во Франции - 335%, в Германии - 196%.

Отношение капитала банковского сектора к ВВП составило 11,8%, превысив уровень 2008 года на 2,6 процентного пункта.

Основным источником формирования ресурсной базы кредитных организаций по итогам 2009 года были вклады физических лиц. Отношение объема вкладов к ВВП увеличилось на 4,9 процентного пункта - до 19,2% (доля в пассивах банковского сектора составила 25,4% против 21,1% в 2008 году). Отношение депозитов нефинансовых организаций к ВВП увеличилось на 2 процентных пункта - до 14,0%. В структуре активов банковского сектора в 2009 году, как и годом ранее, доминировали кредиты. Отношение совокупного объема выданных кредитов к ВВП выросло на 2,8 процентного пункта - до 50,8%. В то же время их доля в совокупных активах банковского сектора со-

кратилась на 3,5 процентного пункта и составила 67,4%. Отношение кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП увеличилось на 1,4 процентного пункта - до 41,3%. Наиболее высокими темпами росли объемы вложений в долевые ценные бумаги, но их объем в соотношении с ВВП остался незначительным (около 1%).

Прибыль действующих кредитных организаций за 2009 год сократилась на 49,9% (в 2008 году прибыль по сравнению с предыдущим годом, снизилась на 19,4%) и составила 205,1 млрд. рублей (за 2008 год - 409,2 млрд. рублей).

Удельный вес прибыльных кредитных организаций снизился с 94,8 до 88,7%; соответственно увеличилась (с 5,1 до 11,3%) доля убыточных кредитных организаций (а их количество - с 56 до 120). Убытки действующих кредитных организаций составили в 2009 году 79,8 млрд. рублей (в 2008 году - 37,8 млрд. руб-

2400

1800 1500

-1500 —1800 -2100

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

м Чистый процентный доход

Чистый доход от операций по купле-продаже ценных бумаг и их переоценки

Чистый доход от операций с иностранной валютой и валютными ценностями, включая курсовые разницы Чистые комиссионные доходы Чистые прочие доходы

Чистый расход от операций по купле-продаже ценных бумаг и их переоценки Ш Созданные резервы на возможные потери за минусом восстановленных Расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации — Прибыль до налогообложения

Рис. 1. Факторы формирования прибыли по банковскому сектору.

В 2009 году у кредитных организаций резко снизилась рентабельность

активов - до 0,7%, а рентабельность капитала - до 4,9% (в 2008 году эти показатели составляли 1,8 и 13,3% соответственно). За год показатели рентабельности активов снизились у 699 банков, или 66,1% действующих кредитных организаций, а рентабельности капитала - у 737 банков, или 69,7% соответственно.

В структуре факторов формирования финансового результата (см. рисунок 1.) сокращение прибыли в 2009 году было обусловлено в первую очередь значительным ростом расходов на формирование резервов на возможные потери по ссудам.

Исследование взаимодействия налоговой и банковской систем позволило установить наличие между ними достаточно устойчивой связи на разных этапах построения рыночных отношений. Исследование и систематизация теоретико-методологических подходов к роли банков в социально-экономическом развитии страны позволили выделить факторы, оказавшие влияние на становление и тенденции реформирования налоговой системы:

❖ направления развития банковской системы, в том числе организационно-правовые формы создаваемых и действующих банков;

❖ специфика банковских операций и технологий;

❖ процессы, происходящие в экономике, которые затрагивают интере-сы государства и на которые можно оказать влияние через банки, в том числе инфляция, обращение иностранной валюты, масштабы наличного оборота и формы безналичных расчетов, др.

Отмеченные факторы находят отражение в таких направлениях налоговой политики в отношении банков, как:

❖ изменение общего уровня налоговой нагрузки на банковский сектор (в т.ч. через налоговые ставки, состав расходов для целей налогообложения);

❖ установление особого порядка формирования налоговой базы по отдельным налогам;

❖ введение (отмена) специальных налогов или освобождений (льгот) по отдельным доходам и операциям;

❖ модификация характера отношений между налоговыми органами и банками.

Процесс взаимодействия банковской и налоговой систем отличается многогранностью и временами противоречив. В последние два десятилетия налоговое регулирование характеризовалось разнонаправленностью действия (сдерживающее, стимулирующее, нейтральное) и различием видов проявления (опережающее, опаздывающее и своевременное).

Анализ эволюции взаимосвязи налоговой и банковской систем показывает, что, в отличие от традиционной оценки налогообложения банков как исключительно фискального инструмента государственной политики, на этапе построения рыночных отношений оно носило в значительной мере регулирующий характер. Потребности становления банковской системы стали объективной основой более благоприятного налогового климата в отношении отдельных банковских продуктов. В комплексе с другими мерами налоговые

преференции способствовали вовлечению денежных потоков в банковскую сферу, соответственно, формированию пассивов отечественных банков как центрального звена, обеспечивающего цивилизованные денежно-кредитные отношения в стране, в противовес практике использования «денежных суррогатов».

Вместе с тем стимулирование одних видов деятельности банков сочеталось в налоговой политике государства с дестимулированием других. Так, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, сдерживал развитие спекулятивных операций с валютой. Применение данного «нерыночного» налога позволяло, кроме того, восполнить фискальную составляющую в налогообложении банков, потери которой были связаны со снижением налоговой нагрузки на банковские операции, в которых была заинтересована российская экономика.

Имели место и некоторые просчеты в налоговой политике, выражавшиеся в стремлении решить фискальные задачи наиболее доступным в то время способом - увеличением налоговой нагрузки на высокорентабельные сферы. Высокий уровень налоговых изъятий за счет «оборотных налогов», не учитывающих банковскую специфику, не способствовал полному декларированию и капитализации банковской прибыли: завышались общие издержки банковской деятельности, тормозился процесс внедрения международных стандартов финансовой отчетности. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ при проведении выборочного обследования деловой активности банков выявил, что среди факторов, препятствующих деятельности банков, 54% руководителей выделили недостаток собственного капитала и неэффективную налоговую политику.

Налоговое регулирование в отношении банковской сферы имеет специфику, обусловленную значительной степенью самостоятельности функционирования банковской системы, в центре которой стоит ЦБ РФ. Можно выделить следующие базовые положения формирования методологии налогообложения банков:

❖ налоговые инструменты должны иметь явно выраженный косвенный характер влияния при преимущественном значении прямых форм государственного и гражданско-правового регулирования деятельности банков со стороны уполномоченных органов, что обусловлено объективными общественно-экономическими причинами, нашедшими выражение в специфике роли банковской системы в экономике страны, основных направлений деятельности банков;

❖ механизм исчисления налоговой базы по отдельным налогам должен учитывать специфику экономического содержания доходов и операций банков, а также меры, предпринимаемые для регулирования их деятельности органами, законодательно и нормативно определяющими требования к функционированию банковской системы;

❖ необходим эффективный контроль за налоговыми платежами банков в бюджет, ибо независимость банков в оперативной профессиональной деятельности не означает отсутствия государственного контро-

ля, в т.ч. со стороны налоговых органов за выполнением кредитными организациями законодательства РФ по налогам и сборам.

Исследование общих теоретических положений налогового регулирования позволило обосновать два определяющих принципа осуществления налогового регулирования: принцип комплексности (применение мер налогового регулирования следует увязывать с иными формами государственного регулирования с учетом целей и интересов субъектов хозяйствования) и принцип своевременности (изменения в налогообложении должны соответствовать структурным преобразованиям, новациям в нормативной базе и системе контроля за деятельностью субъектов налогообложения), обеспечивающих эффективность деятельности налогоплательщиков.

Группировка совокупности налоговых мер государственного регулирования деятельности банков дает возможность определить специфику области распространения их воздействия. Кроме двух традиционно выделяемых направлений в назначении налоговых инструментов в отношении банков (развитие банковской системы в целом, а также отдельных видов банковской деятельности) выделяется третье: воздействие на поведение других налогоплательщиков - клиентов банков. При этом оно постепенно стало превращаться в барьер для построения равных конкурентных условий развития разных сфер деятельности. Именно это стало причиной корректировки содержания налоговых инструментов в контексте общих тенденций развития налоговой политики начала двухтысячных (отказ от обложения НДС процентов по займам в денежной форме, включение в налоговую базу процентных выплат по корпоративным долговым ценным бумагам для всех эмитентов и др.).

Обобщение результатов анализа третьей сферы налогового воздействия подтвердило вывод о целесообразности придания налоговым преференциям характера прямого действия, что также соответствует принципам экономии и определенности налогообложения. Налоговые преференции в части стимулирования кредитных вложений более эффективны, если предоставлять их непосредственно субъектам малого предпринимательства, а не банкам. Преференция организациям, занимающимся инновационной деятельностью, в виде отнесения на расходы уплаты процентов по кредитам в фактическом объеме без действующих ограничений, будет, с одной стороны, способствовать расширению их деятельности, а с другой - косвенно содействовать финансовой устойчивости банков.

Безусловно, основную роль в регулировании банковской деятельности играет налог на прибыль. Налог на прибыль коммерческих банков с 01.01.2009 года снижен с 24% до 20% , из них 2,0 % зачисляется в федеральный бюджет и 18,0 % в бюджет субъектов Российской федерации. Коммерческие банки в РФ значительно отличаются как по масштабам прибыли, так и по величине активов и собственного капитала. Мы считаем, что все это обуславливает возможность использования прогрессивной шкалы при налогообложении прибыли коммерческих банков в РФ.

В связи с этим целесообразно для целей налогообложения прибыли дифференцировать банки в соответствии с финансовыми результатами дея-

тельности кредитных организаций - показателями балансовой прибыли, величины капитала и величины активов. Подобная дифференциация позволит предложить систему налогообложения прибыли, более приближенную к результатам и масштабам деятельности кредитных организаций, а также за счет крупнейших налогоплательщиков в данной сфере увеличить поступления по налогу в целом. При этом мелкий банковский бизнес и его интересы будут соблюдены более чем достаточно за счет более низкой ставки налога на прибыль по сравнению с крупнейшими и иными банками.

В коммерческих банках отсутствует база для определения теоретически и законодательно установленного объекта обложения налогом на добавленную стоимость, а именно самой добавленной стоимости, поскольку большая часть тарифов за услуги банков не основывается на калькуляции ее себестоимости. Относительно высокая доля НДС в налоговых платежах банков имеет место в условиях, когда банковские операции (кроме инкассации), согласно ст. 149 НК РФ, освобождены от обложения НДС. Одной из причин сложившейся структуры налоговой нагрузки является значительный объем «небанковских» услуг (посреднические операции, в т.ч. с ценными бумагами, трастовые и др.).

Для развития методологии налогообложения важное значение имеет вопрос об экономической целесообразности освобождения банковских операций от НДС. Любое освобождение ведет к фискальным потерям государства, но оно же преследует и определенную цель с позиции осуществления налогового регулирования. Среди российских экономистов существует мнение, что освобождение банковских операций от НДС стимулирует развитие банковской деятельности, так как снижается цена банковских услуг. Другие исходят из рассуждений о том, что большинство банковских операций экономически и юридически не может быть отнесено к понятию услуга (товар, работа), соответственно, нет законодательно установленного объекта налогообложения НДС.

На наш взгляд, освобождение от НДС операций, совершаемых банками, с позиции преимущественного значения принципа экономии в налогообложении, выражающемся в эффективности налогового контроля, приведет к относительному уменьшению поступлений в бюджет при достаточно суще -ственном сокращении расходов на администрирование освобождения. Особую актуальность данный подход имеет в отношении тех операций, которые технологически обусловлены и взаимосвязаны с банковскими, например, по валютным операциям в части посреднических сделок.

С 2010 года произошел переход от уплаты ЕСН по ставке 26% к страховым взносам в социальные внебюджетные фонды. С 2011 года ставка страховых взносов возрастет до 34%.

Таким образом, важнейшими в налоговом механизме России с точки зрения поступлений в бюджет являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

Из этих двух налогов основное регулирующее воздействие несет налог на прибыль. Наиболее значимыми методами налогового регулирования явля-

ются: дифференциация ставки налога; изменение налоговых льгот и скидок (в частности, полное или частичное освобождение от налога, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм); изменение порядка расчета налогооблагаемой базы и т.д. Применяя данные методы, государство может воздействовать на банки и предприятия, направляя их деятельность в выгодное для него русло.

_Литература_

1. Налоговый кодекс РФ, 4.1, от 31 июля 1998г. (с изм. и доп.).

2. Налоговый кодекс РФ, 4.2, от 5 августа 2000 (с изм. и доп.).

3. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование коммерческих банков России. - М.: Цифровичок, 2009.

4. Гончаренко Л.И. Налогообложение коммерческих банков: теория и методология. - М.: Проспект, 2008.

5. Гусев В.В. Новые направления реформирования налоговой системы России// Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке, 2005, №7.

6. Кацашвили Н.И. Реформирование законодательной базы в сфере совершенствования взаимоотношений коммерческих банков с налоговой системой. «Вестник налоговый», №2, 2009г.

7. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 году. -М.: Типография Новости, 2010.

8. Смирнов Е.Е. Новые акценты в регулировании налоговой политике // Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке, 2007, №9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.