Научная статья на тему 'Совершенствование муниципального финансового контроля в условиях повышения эффективности бюджетных расходов'

Совершенствование муниципального финансового контроля в условиях повышения эффективности бюджетных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ / БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / MUNICIPAL FINANCIAL CONTROL / MANAGEMENT OF MUNICIPAL FUNDS / THE MUNICIPAL UNIT BUDGET / PRODUCTIVITY AND EFFICIENCY OF EXPENSES OF THE MUNICIPAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин А. В., Терентьева В. В.

В связи с предстоящей реализацией комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления, нашедшего отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года, требуется правильная организация деятельности органов муниципального финансового контроля, что предопределяет необходимость выработки новых подходов к созданию и развитию органов внутреннего муниципального финансового контроля и созданию действенного механизма контроля за целевым, эффективным и результативным расходованием средств бюджетов муниципальных образований.A number of interconnected measures to make the whole government system more efficient are to be taken.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

These measures are stated in the Program of rising of efficiency of budgetary expenses for the period till 2012. To implement this Program the correct organization of activity of bodies for municipal financial control is required. Thus, it is necessary to find new approaches to creation and development of bodies of internal municipal financial control, as well as creation of the effective control mechanism over a target, effective and productive expenditure of budget funds of municipal units.

Текст научной работы на тему «Совершенствование муниципального финансового контроля в условиях повышения эффективности бюджетных расходов»

Бабурин А.В.

Начальник Отделения

по Железнодорожному району

Муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону

Эл.почта: kafedra [email protected]

Терентьева В.В.

к.э.н., доцент кафедры «Финансы»

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл.почта: kafedra [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

В связи с предстоящей реализацией комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления, нашедшего отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года, требуется правильная организация деятельности органов муниципального финансового контроля, что предопределяет необходимость выработки новых подходов к созданию и развитию органов внутреннего муниципального финансового контроля и созданию действенного механизма контроля за целевым, эффективным и результативным расходованием средств бюджетов муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, управление

муниципальными финансовыми ресурсами, бюджет муниципального образования, результативность и эффективность расходов муниципального бюджета.

Одним из важных направлений реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года, утвержденной Правительством РФ, является совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля, поскольку переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, а также появление новых объектов контроля (отчетности о выполнении государственных (муниципальных) заданий, анализа и оценки эффективности использования бюджетных средств с точки зрения достижения поставленных задач и показателей) требуют комплексного реформирования его системы[3].

Интересным представляется проведение анализа действующей системы организации государственного (муниципального) финансового контроля. Нормативно-правовым обеспечением реализации контроля являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной

палате РФ», Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» и др.

Бюджетный кодекс РФ (Глава 26) устанавливает, что в России осуществляется государственный и муниципальный финансовый контроль за государственными (муниципальными) финансовыми ресурсами[1].

В настоящее время организация государственного (муниципального) финансового контроля охватывает все уровни бюджетной системы Российской Федерации. Быстро развивается правовое обеспечение ГМФК на региональном уровне. Например, в трех субъектах РФ [Саха (Якутия), Волгоградская и Нижегородская области] даже приняты свои Законы «О государственном финансовом контроле». Активно работает исполнительная власть: в целом ряде регионов приняты Положения о финансовом контроле, реализуемом органами исполнительной власти, утверждены стандарты финансового контроля исполнительной власти, действуют координационные советы[5].

Развивается финансовый контроль и на местном уровне. В большинстве муниципальных образований, в том числе и в г. Ростове-на-Дону, созданы контрольно-счетные органы[4]. Всего их восемь тысяч, а в 2009-2010 годах их было менее тысячи.

Тем не менее, по мнению многих ученых и экономистов, в настоящее время еще остается много острых и нерешенных проблем в области организации муниципального финансового контроля. Федеральным законом от 6.10.2003 г. №1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы власти муниципального образования возложены полномочия по проведению муниципального финансового контроля. Однако нет четкого разъяснения, что следует понимать под муниципальным финансовым контролем, кто наделен правом его организации и проведения.

Изучение законодательной базы по исследуемому вопросу позволило утверждать, что муниципальный финансовый контроль является

самостоятельным звеном общегосударственного финансового контроля, имеющим свой объект, цель, задачи и методы организации, поскольку органы местного самоуправления в Российской Федерации избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования. Они наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [2]. Однако на законодательном уровне нет четкого разъяснения, что же является формой и методом проведения контроля как основными элементами контроля.

В настоящее время действует законодательная база, разграничивающая полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по реализации внешнего и внутреннего контроля (Таблица 1)

Таблица 1

Правовое регулирование государственного (муниципального)

финансового контроля

Уровень бюджетной системы Внешний финансовый контроль Внутренний финансовый контроль

1 2 3

Для всех уровней бюджетной системы Лимская декларация руководящих принципов контроля, принята IX Конгрессом ИНТОСАИ в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ -

Федеральный Закон о Счетной палате РФ Положение о Росфиннадзоре, его территориальных органах

Региональный Законы субъектов РФ о контрольно-счетном органе Правовые акты органов исполнительной власти субъектов, устанавливающие порядок осуществления финансового контроля

Местный Решения органов местного самоуправления (ОМС) о контрольно-счетном органе Правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие порядок осуществления финансового контроля

Анализируя данные таблицы 1, необходимо отметить, что тех нормативно-правовых актов, которые указаны, недостаточно для того, чтобы

избежать параллелизма и дублирования в деятельности органов внутреннего и внешнего контроля.

В частности, на местном уровне до сих пор юридически не решен вопрос о разделении муниципального финансового контроля на внешний и внутренний, осуществляемый соответственно органами финансового контроля, образованными законодательными (представительными) органами местного самоуправления, а также созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований).

В этой связи предлагается проведение комплексных мероприятий по совершенствованию финансового контроля, в том числе муниципального контроля, которые позволят адаптировать действующую систему к новым условиям хозяйствования.

Прежде всего, необходимо привести в соответствие действующие нормы бюджетного законодательства. Ввести в законодательство понятие муниципального финансового контроля, под которым следует понимать совокупность действий муниципальных органов власти и управления, наделенных контрольными функциями по поводу организации и проведения контроля за формированием, распределением и эффективным и рациональным использованием муниципальных финансовых ресурсов, а также финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, получающих финансовую помощь из муниципального бюджета.

Требуется разграничение полномочий органов власти, выполняющих муниципальный контроль, пересмотр объектов, форм и методов проведения контроля. Для достижения этой цели реформирования системы государственного (муниципального) финансового контроля Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, предлагается провести разграничение форм и методов контроля, а также ввести 5 новых форм (См. рис.1)

На сегодняшний день в большинстве регионов и муниципальных

образований эффективно функционирует система внешнего финансового контроля, при этом очень слабо развита система внутреннего финансового контроля: в некоторых регионах и муниципальных образованиях у отдельных органов исполнительной власти (местного самоуправления) порой полностью отсутствуют подразделения, осуществляющие внутренний финансовый контроль.

бюджетный аудит - - 4

Г формы контроля 1

к

н

о

о

X

X

о

и

ей

СО

н

к

ч

га

н

к

ч

к

н

о

о

X

ю

к

£ * и

-е-

-е-

СП

о

X

ч

и

*

ч

2

ю

СҐ

н

к

ч

га

Г

методы контроля

проверка,

обследова-

ние

мониторинг,

оценка

эффектив-

ности

проверка бюджетной отчетности и годового отчета об исполнении бюджета

3

X «

Л

ч

и

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

СР

ей

и

ч

и

СР

с

Л

X

н

*

ч

2

ю

Л

ч

о

СР

н

X

о

и

СР

о

зК —

3 2 4

2 £

ІУ ц « *

ей

X

<и § 2’ О Ю X

СР

н

X

о

и

санкциониРование

опеРаций,

контроль

бюджетных

обязательств

Рис.1. Формы и методы организации государственного (муниципального)

финансового контроля Причина этого — отсутствие четкого разграничения полномочий между внешним и внутренним контролем, наличие значительных пробелов в законодательстве и, самое главное, отсутствие единой методологии и квалифицированных кадров для выполнения контрольно-ревизионных мероприятий в необходимом объеме.

В контексте изменений в системе муниципального финансового

контроля необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств. Определение предметов и объектов контроля (Рис.2, 3) позволит органам муниципальной власти проводить мероприятия по контролю, не дублируя их другими контролирующими органами, разграничить полномочия по проведению контрольных мероприятий.

*— —^

Учредитель

бюджетного

учреждения

^— —')

Рис.2. Система внутреннего муниципального контроля за деятельностью

бюджетных учреждений При этом следует учитывать при проведении контроля, что юридические и физические лица, не являющиеся казенными учреждениями и получающие средства из бюджета в виде кредитов, субсидий, регулируются не бюджетным законодательством, а договором

о предоставлении соответствующих субсидий и кредитов.

Внедрение этого подхода означает перемещение основного бремени ответственности за нецелевое использование средств из бюджета, бюджетных кредитов, гарантий, субсидий с субъектов частного сектора на участников бюджетного процесса.

Кроме того, необходимо уточнение роли и функций контролирующих органов, созданных в муниципалитетах. Требуется также расширение участия контрольных органов в оценке результативности расходования

бюджетных ресурсов. Если раньше объектом контроля была просто финансово-хозяйственная деятельность получателей бюджетных средств, то теперь внимание следует сосредоточить на результатах, достижении программных целей, эффективности расходования средств; на создании единых стандартов проведения государственного (муниципального) финансового контроля за эффективным использованием государственных (муниципальных) финансовых ресурсов.

Рис.3. Предметы и объекты внутреннего муниципального контроля в условиях реализации программы повышения эффективности бюджетных

расходов

Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года предусмотрено также усовершенствование правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства, в рамках которого необходимо:

- установить закрытый перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства;

- увязать определенные факты его нарушения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер;

- установить административные наказания за каждое нарушение бюджетного законодательства.

В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в бюджетное законодательство и КоАП РФ.

Таким образом, реализация указанных направлений обеспечит успешное развитие муниципального финансового контроля в рамках проводимой бюджетной реформы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Федеральный закон от 31.07.98г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» с изм. и доп. СПС «Гарант».

2. Закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». СПС «Гарант».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010

№ 1101-р. Об утверждении Программы Правительства Российской

Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года http: //www. minfin.ru -Официальный сайт Министерства финансов РФ.

4. Решение Ростовской-на-Дону городской думы от 11.04.2005г. «Положение о Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону». СПС «Гарант».

5. Артамонов В.А. Государственный и муниципальный финансовый контроль: старт реформы //Бюджет. -2011. -№1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.