Научная статья на тему 'Современная организация внутреннего муниципального финансового контроля'

Современная организация внутреннего муниципального финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / ВНУТРЕННИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ / THE MUNICIPAL BUDGET / THE MUNICIPAL TASK / INTERNAL MUNICIPAL FINANCIAL CONTROL / CONTROL OF THE MUNICIPAL TASK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин Анатолий Владимирович, Терентьева Вера Викторовна

В настоящее время органы муниципальной власти стали обладать большими пра-вами и обязанностями в организации управления местными финансами, в том числе проведения муниципального контроля за эффективным их использованием. Однако изучение законодательной и нормативной базы позволило утверждать о том, что до настоящего время не определено место муниципального финансового кон-троля в системе общегосударственного финансового контроля, четко не обозначены задачи, цель и принципы организации муниципального финансового контроля, не сформирована система органов муниципального контроля. Отсутствие на законодательном уровне основ организации муниципального фи-нансового контроля требует не только организационных мер, но и определения его места и роли в условиях проводимой в стране бюджетной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now municipal authority bodies began to possess the big rights and duties in the man-agement organization the local finance, including carrying out of municipal control over their effective use. However studying of legislative and standard base has allowed to assert that before the present time isn't defined a place of municipal financial control in system of nation-wide fi-nancial control, problems, the purpose and principles of the organization of municipal finan-cial control accurately aren't designated, the system of bodies of municipal control isn't gener-ated. Absence at legislative level of bases of the organization of municipal financial control demands not only organizational measures, but also definition of its place and a role in the conditions of budgetary reform carried out in the country.

Текст научной работы на тему «Современная организация внутреннего муниципального финансового контроля»

А.В.Бабурин, В.В.Терентьева

СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация

В настоящее время органы муниципальной власти стали обладать большими правами и обязанностями в организации управления местными финансами, в том числе проведения муниципального контроля за эффективным их использованием.

Однако изучение законодательной и нормативной базы позволило утверждать о том, что до настоящего время не определено место муниципального финансового контроля в системе общегосударственного финансового контроля, четко не обозначены задачи, цель и принципы организации муниципального финансового контроля, не сформирована система органов муниципального контроля.

Отсутствие на законодательном уровне основ организации муниципального финансового контроля требует не только организационных мер, но и определения его места и роли в условиях проводимой в стране бюджетной реформы.

2011 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

Now municipal authority bodies began to possess the big rights and duties in the management organization the local finance, including carrying out of municipal control over their effective use.

However studying of legislative and standard base has allowed to assert that before the present time isn't defined a place of municipal financial control in system of nation-wide financial control, problems, the purpose and principles of the organization of municipal financial control accurately aren't designated, the system of bodies of municipal control isn't generated.

Absence at legislative level of bases of the organization of municipal financial control demands not only organizational measures, but also definition of its place and a role in the conditions of budgetary reform carried out in the country.

Ключевые слова

Бюджет муниципального образования, муниципальное задание, внутренний муниципальный финансовый контроль, контроль муниципального задания

Key words

The municipal budget, the municipal task, internal municipal financial control, control of the municipal task.

В рамках проводимой Правительством Российской Федерации бюджетной реформы внедряются новые для российской практики финансовые инструменты — государственные (муниципальные) задания и государственные (муниципальные) программы [4]. В этих условиях происходит переосмысление роли финансового контроля, задачи которого постепенно выходят за рамки традиционных форм, повышается необходимость его реформирования.

Требуется разграничение полномочий органов власти, выполняющих муниципальный контроль, пересмотр объектов, форм и методов проведения контроля.

Муниципальный финансовый контроль реализуется главным образом в регламентированной законодательством деятельности органами исполнительной власти, органами местных администраций муниципальных образований. Согласно Бюджетному кодексу РФ каждый уровень бюджетной системы имеет право создавать собственные контрольные органы для проведения

внешнего и внутреннего муниципального контроля[1].

Для осуществления внешнего аудита за бюджетным процессом в муниципальном образовании, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, ст. 38 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [2] предусмотрено образование контрольного органа муниципального образования (Счетная палата), который осуществляет финансовый контроль в следующих формах:

□ предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете;

□ текущий контроль - в ходе

рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комиссий законодательных

органов;

□ последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 11 апреля 2005-го года принято положение «О Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону», согласно которому Контрольносчетная палата является постоянно действующим органом внешнего финансового контроля, образуемым Ростовской-на-Дону городской Думой и ей подот-четным[6].

Основными задачами Контрольно-счетной палаты являются:

□ организация и осуществление контроля за исполнением бюджета города, расходованием средств целевых бюджетных фондов;

□ контроль за организацией по-

ступления средств в бюджет города, полученных от распоряжения и управления муниципальной

собственностью;

□ проведение финансовой экс-

пертизы и подготовка заключений по проекту бюджета и иным вопросам бюджетно-финансовой политики и

совершенствования бюджетного процесса в городе Ростове-на-Дону.

Изучение нормативной базы органов власти, уполномоченных проводить внешний муниципальный контроль показало, что в ней отсутствуют (нет четкого обоснования) основные элементы контроля: объекты и методы. Так, в Решении о Контрольно-счетной палате г. Ростова-на-Дону определяются основные задачи, цель, принципы осуществления контроля, направления деятельности, полномочия, но не обозначены объекты контроля и методы его проведения, что затрудняет механизм его проведения, не исключает дублирования функций контроля с другими органами власти, не отражает эффективности проведения контроля.

Внутренний аудит исполнения местных бюджетов осуществляют: финансовый орган муниципального образования, главные распорядители, распорядители средств местного бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовые органы осуществляют: финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств местного бюджета, а главные распорядители и распорядители средств местного бюджета контролируют соблюдение получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В настоящее время в Ростове-на-Дону функции финансового органа власти выполняет созданное Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 18 февраля 1998 года №70 Муниципальное казначейство, которое руководствуется Положением «О муниципальном учреждении «Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону»[5]. Согласно данному положению Муниципальное казначейство как муниципальный орган от имени администрации города проводит единую политику по формированию, исполнению бюджета города. Наряду с другими задачами на него возложено осуществление контрольно-ревизионной деятельности по рациональному и целевому расходованию денежных средств муниципальной казны города, выделяемых предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности.

Согласно положению Муниципальное казначейство осуществляет три основных этапа контроля - предварительный, текущий и последующий за исполнением бюджета города и целевых бюджетных фондов.

Исследование показало, что на сегодняшний день в большинстве регионов и муниципальных образований эффективно функционирует система внешнего финансового контроля, при этом очень слабо развита система внутреннего финансового контроля: в некоторых регионах и муниципальных обра-

зованиях у отдельных органов исполнительной власти (местного самоуправления) порой полностью отсутствуют подразделения, осуществляющие внутренний финансовый контроль.

Причина этого — отсутствие четкого разграничения полномочий между внешним и внутренним контролем, наличие значительных пробелов в законодательстве и, самое главное, отсутствие единой методологии и квалифицированных кадров для выполнения контрольно-ревизионных мероприятий в необходимом объеме.

В контексте проводимой бюджетной реформы в системе муниципального финансового контроля, в том числе внутреннего контроля необходимо принять меры по повышению его качества и надежности.

Положения действующего федерального закона №83-ФЗ [3] привели к

изменению статуса действующих бюджетных учреждений. С 2012-го года все учреждения, находившиеся в статусе бюджетных, должны будут преобразоваться в казенные, бюджетные и автономные, что приведет к изменению их правового статуса, имущественных отношений и введению нового механизма финансирования - субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

В этой связи требуется построение новой системы органов муниципального финансового контроля, а также определение предметов и объектов контроля (Рис.1, 2), что позволит органам муниципальной власти проводить мероприятия по контролю, не дублируя их с другими контролирующими органами, разграничить полномочия по проведению контрольных мероприятий.

Рис.1. Система органов внутреннего муниципального контроля деятельности муниципальных учреждений

Так, при проведении контроля следует учитывать, что юридические и физические лица, не являющиеся казенными учреждениями и получающие средства из бюджета в виде кредитов,

субсидий, регулируются не бюджетным законодательством, а договором о предоставлении соответствующих субсидий и кредитов.

Внедрение этого подхода означа-

ет перемещение основного бремени ответственности за нецелевое использование средств из бюджета, бюджетных

кредитов, гарантий, субсидий с субъектов частного сектора на участников бюджетного процесса.

предметы 1 (( объекты

_ J j 1 контроля

субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, выделенные из бюджета

=► уставная деятельность, государственное (муниципальное задание) 4=

субсидии на иные цели

план

финансово-хозяйственной деятельности

=► бюджетные инвестиции 4=

=► имущество доходы от предпринимательской

и иной приносящей доход

!=► публичная доступность деятельности

Рис.2. Предметы и объекты внутреннего муниципального контроля в условиях реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов

Кроме того, необходимо уточнение роли и функций контролирующих органов, созданных в муниципалитетах. Требуется также расширение участия контрольных органов в оценке результативности расходования бюджетных ресурсов. Если раньше объектом контроля была просто финансовохозяйственная деятельность получателей бюджетных средств, то теперь внимание следует сосредоточить на результатах, достижении программных целей, эффективности расходования средств; на создании единых стандартов проведения муниципального финансового контроля

за эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов.

Таким образом, организация эффективного контроля за деятельностью учреждения становится одним из ключевых условий успешной реализации Закона № 83-ФЗ[3] и должна стать противовесом той свободе, которую получают учреждения в новых условиях. Контроль должен осуществляться по ряду направлений: за совершением

крупных сделок; за выполнением государственного (муниципального) задания; за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, за использова-

нием имущества, переданного учреждению в оперативное управление. Одно из самых важных направлений — контроль за вновь возникаемой кредиторской задолженностью, мониторинг которой должен осуществляться не реже, чем один раз в квартал.

Библиографический список

1.Федеральный закон от 31.07.98г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» с изм. и доп. СПС «Гарант»

2.Закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». СПС «Гарант»

3.Федеральный закон от 08.05.2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». СПС «Гарант»

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р. Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012-го года http://www.minfin.ru -Официальный сайт Министерства финансов РФ.

5. Решение Ростовской-на-Дону Городской Думы от 18.02.1998 г. №70 «Положение о Муниципальном учреждении «Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону». СПС «Гарант»

6. Решение Ростовской-на-Дону Город-

ской Думы от 11.04.2005г. «Положение о Контрольно-счетной палате города Ростова-на-Дону». СПС «Гарант»

Bibliographic list

1. The federal law from 31.07.98г. №145-ФЗ «Budgetary code of the Russian Fed-eration» changed and added SPS "Guarantor".

2. The law of the Russian Federation from 10/6/2003 № 131-FZ «About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation». SPS "Guarantor".

3. The federal law from 5/8/2010 №83-ФЗ «About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with perfection of a legal status of the state (municipal) establishments». SPS"Guarantor".

4. The order of the Government of the Russian Federation from 6/30/2010 № 1101 -p/ About the statement of the Program of the Government of the Russian Federation on increase of efficiency of budgetary expenses on the period till 2012 year http://www.minfin.ru the-official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation.

5. The decision of the Rostov-on-donu Municipal duma from 2/18/1998 №70 «Position about Municipal authority« Municipal exchequer of a city of Rostov-on-Don ». Union of Right Forces" Guarantor"

6. The decision of the Rostov-on-don by municipal duma from 11.04.2005г. «Position about Controlo-audit chamber of a city of Rostov-on-Don». SPS"Guarantor".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.