Научная статья на тему 'Совершенствование модели корпоративного управления в акционерном обществе с государственным участием'

Совершенствование модели корпоративного управления в акционерном обществе с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
925
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / ПРАВЛЕНИЕ / НЕЗАВИСИМЫЙ ДИРЕКТОР / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / JOINT-STOCK COMPANY / BOARD OF DIRECTORS / MANAGEMENT BOARD / INDEPENDENT DIRECTOR / SOCIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Ольга Александровна

В статье рассматриваются проблемы корпоративного управления в АО с государственным участием и предлагаются пути их решения. С одной стороны, АО с участием государства характеризуются концентрированным акционерным капиталом, с другой стороны, целью их деятельности является удовлетворение публичных и общественных интересов. Это позволяет прийти к выводу о том, что модель управления в таких АО можно назвать моделью корпоративной социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Model of Corporate Governance in a Publicly Owned Joint-Stock Company

The article deals with the problems of corporate governance in a publicly owned joint-stock company and proposes the ways of their solution. On the one hand, the publicly owned joint-stock company is characterized by the concentrated share capital. On the other hand, the purpose of their activity is to satisfy public and social interests. This fact enables to conclude that the model of governance in such joint-stock companies can be called a model of corporate social responsibility.

Текст научной работы на тему «Совершенствование модели корпоративного управления в акционерном обществе с государственным участием»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 14

Вып. 3

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

О. А. Макарова*

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

В любой экономической системе корпоративное управление должно отвечать на основной вопрос: каковы цели и задачи деятельности корпорации и для чьей пользы она работает?

В зависимости от того, каким интересам отдается приоритет — интересам государства, собственника, всех заинтересованных третьих лиц (так называемых «стейкхол-деров» (stakeholders)) — и какие цели преследует АО, используется та или иная модель корпоративного управления. При этом надо иметь в виду следующее. Во-первых, нет и не может быть какой-либо универсальной, единой модели корпоративного управления; более того, все модели корпоративного управления не являются взаимоисключающими, а отдельные элементы различных из них могут образовывать смешанные модели; во-вторых, в любой стране модель корпоративного управления может меняться в зависимости от изменения приоритетов в управлении, обусловленных изменениями социально-экономических условий. Вместе с тем необходимо понимать, что существующие модели корпоративного управления не просто формы, которые с легкостью можно было бы поменять. Любая модель корпоративного управления несет определенные культурные и социальные ценности, и в любом случае она должна соответствовать особенностям конкретного региона, страны и даже самой компании.

Как известно, в ходе приватизации и последующего перераспределения акций масштабы государственного сектора в России существенно сократились. Однако государство остается в числе крупнейших собственников. По состоянию на январь 2012 г. Российская Федерация является акционером 2933 акционерных обществ.1 Несмотря на относительно небольшое количество акционерных обществ с государственным участием (SOE — State Owned Enterprise или GOC — government owned corporation),2

* Макарова Ольга Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ; е-mail: moamoa@mail.ru

© О. А. Макарова, 2013

1 Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом — rosim.ru.

2 По состоянию на 1 декабря 2012 г. в ЕГРЮЛ зарегистрировано 172 249 акционерных обществ (включая открытые и закрытые АО) (http://www.nalog.ru). При использовании аббревиатуры SOE

3

такие АО имеют важное значение для экономики страны. Это обусловлено прежде всего тем, что АО, в которых государство сохраняет свое участие, являются, как правило, стратегическими и имеют особое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, развития научно-технического потенциала, а также предоставляют общественные блага для всего населения страны (транспорт, связь, энергетика и др.).

Вопрос о совершенствовании модели управления в АО с государственным участием приобретает особое значение в современных условиях в связи с тем, что в ближайшие годы планируется сокращение доли участия РФ в уставных капиталах целого ряда АО с государственным участием. Так, Распоряжением Правительства РФ от 20 июня 2012 г. № 1035-р «О внесении изменений в раздел I прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы»3 определен перечень крупнейших ОАО с государственным участием, находящиеся в федеральной собственности акции которых в 2012-2013 гг. будут приватизированы. К таким ОАО отнесены: ОАО «Современный коммерческий флот» (50 % минус 1 акция, прекращение участия РФ в уставном капитале планируется до 2016 г.); «Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации» (7,58 % минус 1 акция); «Банк ВТБ» (25,5 % минус 1 акция; прекращение участия РФ в уставном капитале планируется до 2016 г.); ОАО «Росагролизинг» (49,9 % минус 1 акция; прекращение участия РФ в уставном капитале планируется до 2016 г.); «РОСНАНО» (уменьшение доли РФ до 90 % путем выпуска и размещения дополнительных акций в 2012 г.); ОАО «Российские железные дороги» (25 % минус 1 акция).

Кроме того, до 2016 г. планируется сокращение доли участия РФ в уставных капиталах ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть"» (до 75 % плюс 1 акция); «Федеральная сетевая компания ЕЭС» (до 75 % плюс 1 акция); «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского» (до 75 % плюс 1 акция); «Объединенная судостроительная корпорация» (до 50 % плюс 1 акция) и «Объединенная авиастроительная корпорация» (до 50 % плюс 1 акция). Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться Правительством РФ с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов в случаях, предусмотренных решениями Правительства РФ.4

Таким образом, наряду с государством-акционером в таких ОАО появляются частные инвесторы-акционеры, имеющие свои собственные цели и интересы. Понятно, что, обладая контролирующими пакетами акций, государство будет определять основные направления развития ОАО с участием государства, но в таком случае частные инвесторы должны быть осведомлены о целях государства и их интересы в управлении и принятии стратегически важных решений должны также обеспечиваться. В противном случае, не имея достаточной информации о целях государства и возможности влиять через управление на принимаемые решения, они не будут заинтересованы в инвестировании средств в развитие таких ОАО. Поэтому особое значение приобретает обеспечение интересов как государства, так и частных инвесторов, что осуществляется через создание эффективной системы корпоративного управления.

(State Owned Enterprise) имеются в виду не только АО, на 100 % принадлежащие государству, но и АО смешанной формы собственности, где государство является одним из акционеров.

3 СЗ РФ. 2012. № 27. Ст. 3774.

4 http://government.ru/gov/results/19431/ 23.07.2012

4

Вместе с тем компании с государственным участием характеризуются недостаточным уровнем корпоративного управления и сталкиваются с целым рядом системных проблем.

Одна из проблем — это двойственность и противоречивость положения государства как регулятора и акционера крупных компаний с государственным участием. С одной стороны, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Рос-имущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. С другой стороны, оно же осуществляет полномочия собственника, в том числе права акционера (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти или государственные корпорации).

Другая проблема — это недостаточное нормативное правовое обеспечение корпоративного управления БОЕ. Дело в том, что порядок реализации государством прав акционера, принятия решений в сфере управления АО регламентирован исключительно подзаконными нормативными правовыми актами. Среди них: Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 (с изменениями на 31 декабря 2010 г.) «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")» (далее — Положение об управлении акциями № 738);5 Постановление Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» (с изменениями на 31 декабря 2010 г);6 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями».7

Процедуры принятий решений по вопросам повестки дня общих собраний акционеров, по выдвижению кандидатов в органы управления АО, по формированию позиции государства-акционера, регламентированные указанными нормативными актами, длительны и бюрократизированы. Значительное время тратится на согласование позиций вовлеченных ведомств, представляющих интересы государства как акционера. Фактически решения по многим вопросам деятельности АО принимаются за пределами совета директоров и общего собрания акционеров.

Проблемой остается недостаточная мотивация и ответственность лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием. Идея о замене государственных служащих в советах директоров профессиональными поверенными государства и независимыми директорами при всей ее прогрессивности остается недостаточно реализованной в силу отсутствия ясных требований к кандидатам в совет директоров с точки зрения их квалификации и профессионализма. Остаются неясными также сами критерии отбора, а также оценки эффективности их деятельности в совете директоров.

5 СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 5073; 2008. № 31. Ст. 3742; 2009. № 3. Ст. 379; № 50. Ст. 6095.

6 Там же. 1999. № 42. Ст. 5034; 2010. № 34. Ст. 4481.

7 Там же. 2011. № 3. Ст. 550.

5

При определении модели корпоративного управления в АО с государственным участием необходимо прежде всего учитывать цели, которые преследует государство, участвуя в капитале того или иного АО.

На практике все государства сталкиваются с проблемами определения целей БОЕ. Зачастую перед АО ставится несколько целей, между которыми сложно установить приоритетность, особенно когда они являются конфликтующими.

В результате в некоторых странах (например, Корее и Турции) создана сложная система выработки решений о целях БОЕ. В Турции БОЕ готовят программные предложения, содержащие основные цели компании и меры, направленные на их достижение, которые подаются в правительство. Эти программы рассматриваются и корректируются государственным казначейством и государственным комитетом по планированию. Финальная версия каждой программы утверждается советом министров и публикуется в официальном издании. Таким образом, подготовленные программы рассматриваются в качестве законодательных актов.

В других странах (например, Австралии и Франции) сделан выбор в пользу контрактов. Контракты заключаются индивидуально с каждым БОЕ и юридически обязывают их достигать цели, которые государство определило контрактом. В отдельных случаях менеджеры БОЕ вправе выдвигать собственные предложения по содержанию корпоративного плана. Таким образом, контракт становится результатом соглашения между менеджментом и государством (зачастую в лице парламента или правительства).8

Акционерные общества с участием государства, являясь коммерческими организациями, имеют целью своей деятельности получение прибыли. Но получение прибыли не является единственной целью их деятельности. Такие АО учреждаются в целях выполнения общественно-полезных функций и удовлетворения общественных потребностей. Для этого достаточно ознакомиться с уставами, например, таких АО, как ОАО «РЖД» (устав утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 (с изменениями на 15 июля 2010 г.),9 ОАО «Атомэнергопром»,10 ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»,11 ОАО «СО ЕЭС».12

Иными словами, АО с участием государства имеют двоякую цель. С одной стороны, являясь коммерческими организациями, они стремятся получать прибыль, с другой стороны, имея контролирующим либо единственным акционером государство, они выполняют публичные задачи государства, предоставляя общественные блага и выполняя общественно полезные функции.

И. Т. Тарасов на этот счет отмечал следующее: «Акционерные компании нередко преследуют такие предприятия, выполнение которых значительно облегчает задачу правительства, как, например, железнодорожное дело, судоходство, сухопутное сообщение и т. п., приобретая, таким образом, значение как бы органов управления,

8 Авдашева С. Б., Долгопятова Т. Г., Пляйнес Х. Корпоративное управление в АО с государственным участием: российские проблемы в контексте мирового опыта. Препринт WP1/2007/01. М., 2007. С. 9, 11.

9 СЗ РФ. 2003. № 39. Ст. 3766.

10 Постановление Правительства РФ от 6 июля 2007 г. № 432 «Об утверждении устава ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс"» // СЗ РФ. 2007. № 29. Ст. 3708.

11 Официальный сайт ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» — oaoosk.ru

12 Официальный сайт ОАО «СО ЕЭС» — www.so-ups.ru

6

и отвергать услуги, оказываемые в этом отношении акционерными компаниями государству, едва ли возможно. Это свойство акционерных компаний преследовать цели, имеющие государственное, публичное значение, послужило основанием... разделить все акционерные компании на хозяйственные и правительственные».13 Соответственно цели государства в АО отличны от целей частных инвесторов; те SOE, в отношении которых государство не располагает целями, отличными от целей частного инвестора, должны быть приватизированы.

Специальные цели и задачи акционерного общества с участием государства должны быть изложены не только в уставе общества, но и в особом документе, принимаемом специально для АО с участием государства. Этот документ может называться по-разному: корпоративный план, корпоративная декларация, корпоративное соглашение и т. п.

Существуют по крайней мере четыре институциональные опции подобного документа: 1) включение специальных целей в устав АО; 2) заключение договора между ответственным государственным органом (Росимуществом или Правительством РФ) и АО; 3) распоряжение Правительства РФ; 4) договор между акционерами, включая и государство,14 в АО с участием государства.

Суть корпоративного плана (соглашения) в том, что в нем должны определяться стратегические цели АО с участием государства. Исходя из этих целей осуществляется и управление в таком АО: определяется состав совета директоров и оценивается качество его работы с точки зрения эффективности достижения целей государства. Применительно к целям государства разрабатывается и договор с руководителем (директором) АО, работа которого также оценивается в зависимости от достижения таких целей государства.

Модель корпоративного управления в АО с государственным участием имеет два основополагающих начала. Первое — выполнение такими АО социально значимых и общественно полезных целей. Второе — баланс интересов акционера-государства и частных акционеров в АО.

Поскольку целью АО с участием государства является удовлетворение общественно значимых публичных интересов, а не только самих акционеров в получении прибыли, корпоративное управление в таком АО должно быть ориентировано на удовлетворение интересов всего общества. Иными словами, такая модель управления является социально ориентированной, или, иначе, моделью социальной ответственности.

Учитывая, что интересы частных инвесторов и интересы государства могут быть различными, система корпоративного управления в АО с участием государства должна быть сориентирована на обеспечение баланса интересов данных групп участников.

Это может быть достигнуто путем, во-первых, минимизации бюрократических процедур принятия решений в АО с государственным акционером. Система управления в SOE в рамках системы государственного управления должна быть в большей степени централизована. Вопросы управления (структура и полномочия советов директоров, дивидендная политика, раскрытие информации, IPO, выпуск облигаций, деятельность государственных представителей) должны быть сосредоточены в рамках одного ведомства — Федерального агентства по управлению государственным имуществом или

13 Тарасов И. Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000. С. 163.

14 Авдашева С. Б., Долгопятова Т. Г., Пляйнес Х. Корпоративное управление в АО с государственным участием: российские проблемы в контексте мирового опыта. С. 43.

7

Министерства экономического развития РФ. При этом необходимо четко разграничить функции государства как акционера и как регулятора.

Во-вторых, баланс интересов различных групп участников корпоративных отношений: акционеров, совета директоров, менеджеров — в любом АО и в АО с государственным акционером в частности достигается в результате четкого разграничения надзорных (контрольных) и менеджерских (управленческих) функций.

В рамках своеобразного треугольника корпоративного управления менеджеры получают определенную власть над акционерами в результате отделения функции управления капиталом от его собственника. Поэтому возникает необходимость третьего звена — совета директоров, который еще бы и контролировал менеджеров. При этом функции сторон четко очерчены.15

Следует сказать, что существующая модель функционирования совета директоров и исполнительного органа АО, закрепленная акционерным законом, не отвечает в полной мере международным стандартам и правилам корпоративного управления.

Одна из существующих проблем — присутствие в советах директоров членов исполнительного органа, а также лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Как известно, в соответствии с Законом об АО директор (генеральный директор) не может быть председателем совета директоров, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 66 ФЗ «Об акционерных обществах». Вместе с тем каких-либо препятствий для того, чтобы директор (генеральный директор) вошел в состав совета директоров, не установлено. С одной стороны, присутствие его в совете директоров способствует большей информированности совета директоров о работе исполнительного органа. С другой стороны, присутствие директора как единоличного исполнительного органа может оказывать влияние на членов совета директоров: он может доминировать над ними, навязывая свои взгляды и свою волю.

Российский акционерный закон допускает, что члены коллегиального исполнительного органа могут входить в состав совета директоров АО и не могут составлять более 1/4 состава совета директоров общества.

Во многих российских АО собственники (контролирующие акционеры или группа аффилированных акционеров) сами руководят финансово-хозяйственной деятельностью АО, т. е. практически являются менеджерами. Часто они же входят в состав совета директоров. Получается, что углы треугольника корпоративного управления стремятся к центру, и треугольник превращается в точку, в которой соединяются акционеры, директора и менеджеры. Иными словами, контролеры и те, чью деятельность необходимо контролировать, совпадают, и в результате важнейшая функция совета директоров — надзор за деятельностью менеджеров — остается нереализованной, а система корпоративного управления становится крайне неустойчивой.16

Соответственно в целях повышения степени независимости совета директоров от исполнительных органов необходимо запретить участие членов коллегиального исполнительного органа в составе совета директоров. Такой подход соответствует европейским и международным принципам корпоративного управления о четком разграничении контрольных и управленческих функций.

15 Михайлов Д. М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ): Учеб.-практ. пособие. М., 2010. С. 146.

16 Там же. С. 146.

8

Другая проблема, существующая в АО с участием государства, связана с тем, что практическое «слияние» членов совета директоров и менеджеров приводит к тому, что совет директоров занимается главным образом выполнением менеджерских обязанностей, игнорируя функцию стратегического управления.

Исполнительный орган — орган управления — управленческое звено АО, занимающееся руководством текущей деятельностью. Совет директоров — орган управления, который решает вопросы стратегического управления. К сожалению, российские АО уделяют недостаточно внимания вопросам стратегии и долгосрочного развития бизнеса.

В-третьих, первостепенное значение для эффективного управления в АО с государственным участием имеет определение четких и прозрачных механизмов формирования совета директоров с ясной процедурой отбора кандидатов, определением их квалификации и оценкой эффективности их деятельности в совете директоров. На уровне закона следует определить случаи, когда в советы директоров входят государственные служащие. Также закон должен предусмотреть количественное соотношение профессиональных поверенных государства и независимых директоров в совете директоров АО с государственным акционером.

Необходимо определиться с порядком своевременного и полного информирования независимых директоров о сути директив, по которым голосуют профессиональные поверенные. Более того, акционерный закон характеризуется недостаточной регламентацией функций, обязанностей и прав не только независимых директоров, но и вообще членов совета директоров.

Существующая проблема — вопрос подготовки и обучения профессиональных поверенных и независимых директоров, а также их ответственности за качество управления. Например, Нью-Йоркская фондовая биржа требует, чтобы в состав совета директоров публичной компании входил хотя бы один директор, обладающий опытом в области бухгалтерского учета или финансового менеджмента, который должен войти в комитет по аудиту.

В большинстве стран ОЭСР БОЕ (по крайней мере, крупнейшие) имеют специализированные комитеты в советах директоров, основная функция которых — обеспечить повышение профессионального уровня принимаемых решений.

Вообще качество работы совета директоров в конечном счете зависит от компетенции его членов. Соблюдение баланса между независимостью и профессионализмом членов совета директоров — это вопрос исключительной важности. Найти независимого директора, который обладал бы к тому же и достаточным опытом и знаниями для эффективного участия в управлении и мог бы адекватно оценить действия и планы менеджмента, нелегко даже в европейских компаниях. В России поиск одновременно независимых и профессиональных директоров требует еще больших усилий.

Российский акционерный закон не устанавливает требований к профессиональным знаниям и профессиональной подготовке кандидатов для голосования по выборам в соответствующие органы общества, в том числе и в совет директоров.17

Вместе с тем представляется, что профессиональные требования для профессиональных поверенных как представителей государства должны быть определены

17 Исключением являются специальные законы об АО в банковской и страховой сферах, а также об инвестиционных фондах.

9

в нормативных правовых актах с учетом специфики сферы деятельности таких АО. В связи с этим представляется необходимым внедрить практику подтверждения профессионального уровня представителей государства в советах директоров (в области корпоративного управления, корпоративных финансов, финансового менеджмента и финансовой отчетности, корпоративного права). Организация специальной системы краткосрочной подготовки и методических семинаров для государственных представителей позволит повысить как их профессиональную квалификацию, так и понимание целей государства в конкретных АО с государственным участием.

В результате достижения поставленных целей можно будет говорить о том, что в АО с государственным участием сложилась модель корпоративной социальной ответственности как своеобразная модель корпоративного управления, характерная для акционерных обществ с концентрированной собственностью и присутствием среди крупных акционеров государства, целью деятельности которых является удовлетворение интересов всего населения.

Статья поступила в редакцию 20 марта 2013 г.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.