Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПО КАТЕГОРИЯМ И УГОДЬЯМ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кипа Людмила Викторовна, Письменная Елена Вячеславовна, Шопская Наталья Борисовна

Анализируемая работа содержит вопросы и проблемы в управлении земельными ресурсами на территории Ставропольского края и РФ, опыт управления земельными ресурсами,реформы проводимые в России и за рубежом: Франции, Дании, Италии Испании, Норвегии. Опыт земельных отношений зарубежных стран необходимо учитывать и создавать и разрабатывать свою научно обоснованную систему регулирования и управления земельными ресурсами.Analyzed the work contains questions and problems in the management of land resources in the Stavropol Territory and the Russian Federation, the experience of a land administration reform carried out in Russia and abroad: France, Denmark, Italy, Spain, Norway. Experience of land relations of foreign countries must be taken into account and to establish and develop its sciencebased regulatory system and land management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кипа Людмила Викторовна, Письменная Елена Вячеславовна, Шопская Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»

Вестник АПК ,,

Науки о земле -; № 1(17), 2015 1

УДК 332.33(470.630)

Кипа Л. В., Письменная Е. В., Шопская Н. Б., Шевченко Д. А., Лошаков А. В.

Kipa L. V., Pismennaya E. V., Shopskaya N. B., Shevchenko D. A., Loshakov A. V.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

LAND ADMINISTRATION STAVROPOL TERRITORY

Анализируемая работа содержит вопросы и проблемы в управлении земельными ресурсами на территории Ставропольского края и РФ, опыт управления земельными ресурсами,реформы проводимые в России и за рубежом: Франции, Дании, Италии Испании, Норвегии.

Опыт земельных отношений зарубежных стран необходимо учитывать и создавать и разрабатывать свою научно обоснованную систему регулирования и управления земельными ресурсами.

Ключевые слова: площадь земельного фонда, государственный кадастр недвижимости, деятельность по осуществлению государственного земельного надзора, распределение земель по категориям и угодьям, земельные отношения.

Analyzed the work contains questions and problems in the management of land resources in the Stavropol Territory and the Russian Federation, the experience of a land administration reform carried out in Russia and abroad: France, Denmark, Italy, Spain, Norway.

Experience of land relations of foreign countries must be taken into account and to establish and develop its science-based regulatory system and land management.

Keywords: Land Fund, the state cadastre of real estate activity in the implementation of the state land supervision, land distribution by category and land, land relations.

Кипа Людима Викторовна -

старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастра Ставропольский государственный университет Тел: (8652) 71-72-50 E-mail:sgaukadastr26@mail.ru

Письменная Елена Вячеславовна -

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры землеустройства и кадастра Ставропольский государственный аграрный университет Тел: (8652) 71-72-50 E-mail: vitko2004@mail.ru

Шопская Наталья Борисовна -

ассистент кафедры землеустройства и кадастра Ставропольский государственный университет Тел: (8652) 71-72-50 sh_nb@mail.ru

Kipa Lydmila Victorovna -

Lecturer of Land Management and Cadastre,

Stavropol State

Agrarian University,

Tel. (8652) 71-72-50

E-mail:sgaukadastr26@mail.ru

Pismennaya Elena Vyacheslavovna -

Ph.D in Agriculture

Docent of Land Management and Cadastre,

Stavropol State

Agrarian University

Tel. (8652) 71-72-50

E-mail: vitko2004@mail.ru

Shopskaya Nataliya Borisovna -

Assistant of Land Management and Cadastre, Stavropol state agrarian university, Tel. (8652) 71-72-50 E-mail: sh_nb@mail.ru

Площадь земельного краевого фонда в административных границах Ставропольского края по состоянию на 01.01.2013 года составляет 6616 тыс. га.

Состав Краевого земельного фонда подразделяется между 26 административными районами и 10 городами краевого подчинения.

Площадь земельного фонда 600 га на территории Ставропольского края использует Карачаево-Черкесской Республика [1].

Государственный учет земель в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой исторически принято осуществлять по категориям земель и земельным угодьям [2].

По обобщению сведений, предоставленных территориальными отделами Управления Рос-реестра по Ставропольскому краю о распреде-

лении земель по категориям, по Ставропольскому краю представлена информация, согласно которой по состоянию на 01.01.2012 года в крае сформировалась следующая структура земельного фонда.

В мировой практике управления земельной собственностью накоплен значительный опыт регулирования земельных отношений, что дает возможность учета существующей методики при формировании основ и экономических механизмов управления земельными ресурсами в условиях становления в России экономики смешанного типа.

Преобразования в Российской Федерации по вопросам земельных отношений должны учитывать экономические, организационно-правовые, социальные основы новых земельных отношений.

92.35%

■ Земли сельскохозяйственного назначения

■ Земли населенных пунктов

Земли промышленности и иного специального назначения

■ Земли особо охраняемых территорий и объектов Земли лесного фонда

Земли водного фонда

Земли чапаса_

Рисунок 1 - Распределение земельного фонда Ставропольского края по категориям земель на 1 января 2012 года

Опыт земельных отношений зарубежных стран необходимо учитывать и создавать и разрабатывать свою научно-обоснованную систему регулирования и управления земельными ресурсами.

Мгновенный переход к рыночным отношениям в 1992 г показал, что в Российской Федерации остро стоит проблема управления земельными ресурсами. Главное - создать для этого соответствующие экономические условия [2].

Корень проблемы заключается в ответственности собственника, из которой возникают (или не возникают) его мотивации по созданию экономических способов управления своей собственностью и механизмов извлечения дохода из своей собственности.

Решение этой проблемы начинается с того, что собственник (государство) обязан определить объекты и субъекты управления государственной собственностью и оценить объекты управления согласно законодательству РФ.

В противном случае у нас сохранится инерция безответственного разбазаривания зе-

мельных ресурсов, а не управление земельным фондом как собственностью в рыночной экономике.

Россия мало знала личностей, которые так пеклись о ее экономическом и политическом развитии. Но такие люди были и одним из немногих представителей плеяды выдающихся деятелей Российской империи является Петр Аркадьевич Столыпин.

Отчасти они правы, хотя, по утверждению их оппонентов, если углубиться в статистику развития сельского хозяйства Росси, начиная с 1905 по 1913 год, то можно убедиться в том, что наблюдался его стабильный рост. Об этом тоже говорят убедительные факты, с которыми очень сложно спорить. Согласно статистическим данным, положительные итоги аграрной реформы Столыпина были в том, что, начиная с 1905 года, каждый год закупка сельскохозяйственной техники увеличивалась примерно в два или три раза. В 1913 году производство зерна на 1/3 превышало суммарные сборы Америки, Канады, Аргентины. Уже в 1912 году Россия продала за границу 15 миллионов тонн отборного зерна. От поставок коровьего масла в Англию страна получала в два раза больше денег, чем от годовых доходов золотых приисков, расположенных в Сибири. Эти цифры и факты свидетельствуют о том, что итоги аграрной реформы Столыпина существенны и убедительны [3].

Учитывая практику использования земельных участков с обоснованными методами землеустройства в ФРГ законодательное регулирование оборота земель сельскохозяйственного не допускает дробление земельных участков и в дальнейшем перевод и изменением целевого назначения и разрешенного вида использования.

Тем самым обеспечивается развитие высокоэффективного агропромышленного производства в интересах общества.

Продажа сельскохозяйственных угодий в странах Швеции, Франции, Италии, Испании, Норвегии проводится исключительно под развитие сельскохозяйственного производства.

Таблица 1 - Распределение земель Ставропольского края по категориям в 2010 и 2011 годах

№ п/п Наименование категорий земель Площадь, тыс. га

2012 г. 2011 г. Разница 2012 г. - 2011 г. (+, -)

1 Земли сельскохозяйственного назначения 6109,8 6110,5 - 0,7

2 Земли населенных пунктов 244 243,8 + 0,2

3 Земли промышленности и иного назначения 54,2 53,9 + 0,3

4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 0,3 0,1 + 0,2

5 Земли лесного фонда 114,1 114,1 0

6 Земли водного фонда 55,6 55,6 0

7 Земли запаса 38 38,0 0

Итого земель в административных границах 6616 6616 -0,7 +0,7

в

: № 1(17), 2015

Науки о земле

193

При этом к покупателю устанавливаются требования по ведению эффективной деятельности в сельском хозяйстве и его профессиональные возможности, наличие капитала на развитие производства.

Во Франции вопрос о приобретении земельных участков с целью перепродажи регулируется особыми требованиями. В частности земельные участки должны использоваться исключительно по целевому назначению. Данная практика способствует сохранению земель сельскохозяйственного назначения. Для предотвращения спекуляции земельными участками, расположенными в пригородных зонах при покупке вводится высокие налоги на прибыль.

В Италии применяется практика принудительной сдаче в аренду земель другому арендатору, в случае если установлено, что арендатор не использует их должным образом(снижается плодородие, установлены нарушения в использовании земель, не своевременно уплачивается арендная плата, показатели урожайности ниже средних по региону, деятельность сельскохозяйственного производства эффективности), при использовании признана нерентабельной).

В Дании в основном преобладают хозяйства семейного типа [4].

При необходимости увеличения размера хозяйства устанавливаются требования, в результате которых собственник обязан доказать необходимость увеличения дополнительных площадей. на укрупнение специальными и обоснованными расчетами, необходимостью развития сельскохозяйственного производства в данной местности.

В случае наличия нескольких претендентов преимущество отдается арендаторам, производство которых расположено в непосредственной близости. Обязательным условием предоставления земельных участков как в собственность так и в аренду является постоянное проживание в данной местности.

В мировой практике наработана практика применения земельных судов.

Последние структурные изменения - учли предание правовым спорам в системе земельных отношений функций арбитражному суду в переходной экономике Структурные изменения экономики требуют в субъектах с большим процентом земельной площади(собственности) вовлеченной в товарный оборот иметь специализированное подразделение судебной практики - Земельный суд края.

Создание эффективных механизмов получения дохода от управления собственностью является ключевым моментом в экономике свободного рынка.

Механизм регулирования правовых отношений землевладельцев и арендаторов в различных станах заметно различаются определенными по условиями по составлению договоров аренды, размеров и форм арендной платы, по методикам расчетов арендной платы в зависимости от условий и места расположения зе-

мельных участков, баллов плодородия, рынка сбыта продукции, в зависимости от политика построенных земельных отношений по расчета, критериям, предъявляемым к арендаторам, а также применяемым мерам государственной поддержки оборота земель в аренде, правовым гарантиям арендаторов.

Чтобы управление собственностью в условиях рыночной экономики приносило доход очень важно определить направления в использовании земельными ресурсами.

Ввиду специфики правовых отношений многие развитые государства имеют разветвленную правовую структуру учитывающую особенности использования земель в различных климатических условиях и даже рельефных особенностях (пастбищных угодий).

При развитии территорий должно учитываться особенности регионов их экономические показатели и получение доходов в бюджет региона.

В условиях становления в России экономики смешанного типа они не могут быть едиными на всю страну.

Для более эффективного управления земельными ресурсами необходимо создать институты земельных отношений, в том числе земельную политику сельскохозяйственного назначения с учетом перспективы развития страны.

Одной из проблем управления земельными ресурсами является землеустройство и территориальное планирование, которые являются основным механизмом в регулировании земельных отношений.

На территории Ставропольского края отсутствует специализированная организация по землеустройству, которая должна выполнять функции по решению технических, экономических и юридически обоснованных мероприятий по землеустройству.

Основные виды землеустроительных работ должны выполняться специализированными государственными проектными организациями.

Практика показывает, что основные виды землеустроительных работ должны обязательно финансироваться государством, и в государство должно систематически контролировать использование земель посредством систематизированного мониторинга.

Относительно проектирования землеустроительных работ должна проводится грамотная политика государства, которая способствует экономическому росту производства сельскохозяйственной продукции за счет использования земель.

В связи с переходом к рыночным отношениям в землеустройстве возник ряд проблем, необходимым условием решения которых является грамотная политика со стороны государства относительно проектирования, организации и финансирования землеустроительных работ, а также относительно подготовки и переподготовки кадров для осуществления деятельности в данной области.

Разрозненное управление земельными ресурсами в том числе и ведению государственного кадастра недвижимости кадастровыми инженерами привело к многочисленным земельным спорам и неразрешимым судебным делам в сфере оборота земель, затрудняет организацию цивилизованного земельного рынка и не позволяет обеспечить со стороны государства гарантии прав земельной собственности.

Особые требования при управлении земельными ресурсами следует предъявлять претендентам на получение земельных участков. Это и профессиональная подготовка, опыт работы в сфере сельскохозяйственного производства, учитывать наличие финансирования для ведения производства.

Анализируя результаты проведения кадастровой оценки земель различных категорий о необоснованном увеличении кадастровой стоимости в том числе и на территории Ставропольского края, зачастую проведенную специалистами совершенно других регионов, существует определенное мнение специалистов различных уровней о том, что в Российской Федерации необходимо Национального бюро оценки, выполняющего систематическую государственную оценку земель в целях налогообложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными заказчиками которой должны быть муниципальные образования для повышения ответственности за уровень развития территорий органов местного самоуправления.

В области осуществления государственного земельного надзора в требуется увеличить штрафы за нарушение земельного законодательства.

Для эффективного управления земельными ресурсами существует необходимость в проведении инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения с учетом качественных характеристик, показателей и баллов плодородия [5].

Основной важнейшей проблемой для эффективного управления земельными ресурсами земель всех категорий необходимо актуализировать картографическую основу и устранить порочное явление «картографического голода», обеспечив таким образом все уровни исполнительной власти доброкачественной картографической основой.

В связи со стремительным ростом застройки в черте городов и населенных пунктов необходимо провести работы по выделению особо ценных и качественных земель, и установить ограничения по включению их под застройку и развитие населенных пунктов, их индивидуальных особенностей.

Для снижения коррупционности предоставления права на застройку наименее ценных сельскохозяйственных угодий целесообразно разработать механизм продажи и перевода сельскохозяйственных угодий под застройку ,установить требования к застройке земельных участков, предусматривающие ряд критериев, в том числе тип постройки, способ строитель-

ства, площадь земельного участка, отводимого под улицы, школы, детские сады.

История создания государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, уходит в дореволюционную Россию. Предшественник государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, представляя собой архив, возник во второй половине XVIII века, как крупнейшее учреждение, хранящее документацию по межеванию земель [6].

В настоящее время подобный архив имеет наименование - Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Пополняется фонд данных землеустройства за счет того, что лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в фонд данных землеустройства. Это установлено Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Землеустроительная документация, включенная в фонд данных землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации [7].

В 2011 году была проведена инвентаризация ГФД по результатам которой наличие единиц хранения землеустроительной документации в государственном фонде данных насчитывает 994 522 ед., в т. ч.: документы в бумажном виде -989 263 ед., в электронном виде - 5259 ед.

Проблемным вопросом в сфере землеустройства представляет вопрос об установлении порядка наблюдения за проведением землеустройства до завершения работ по землеустройству, что значительно препятствует проведению контроля. До настоящего времени не разработан нормативный документ регулирующий порядок и последовательность процедур на этапе выполнения работ по землеустройству [8].

В настоящий период Государственный земельный контроль(надзор)проводится различными органами: кроме органов Росреестра его осуществляют органы Росприроднадзора, Рос-сельхознадзора.

За 2013 год Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществлено 8025 проверок соблюдения земельного законодательства на общей площади 278250,56 га, 6516 из общего количества проведенных проверок - 6516 плановые.

Всего в ходе проведенных проверок в действиях физических, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей Отделом государственного земельного контроля Управления Росреестра выявлено 4599 нарушений законодательства (за 2010 год -2456 нарушений законодательства).

Увеличение показателей деятельности по осуществлению государственного земельного надзора на территории Ставропольского

в

: № 1(17), 2015

Науки о земле

195

края в части выявленных нарушений земельного законодательства произошло засчет взаимодействия с органами кадастрового учета: филиалами и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, филиалами на территории районов и городов структурных подразделений ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Ставропольскому краю, ГУП СК «Край-техинвентаризация», организационных мероприятий, проведенных администрациями муниципальных образований Ставропольского края по муниципальному контролю [9].

Частью взаимодействия по выявлению нарушений является информация, получаемая и предоставляемая из отделов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая права объектов проверки [10].

Неотъемлемой частью по осуществлению государственного земельного надзора являются результаты землеустроительных работ в виде землеустроительных дел государственным фондом данных, полученных в результате землеустройства на территории Ставропольского края при составлении планов проведения проверок физических, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В рамках взаимодействия со службой судебных приставов и контроля за взысканием административных штрафов, наложенных по постановлениям государственных инспекторов по использованию и охране земель, постановлениям мировых судей по протоколам, составленным государственными инспекторами по использованию и охране земель, увеличился показатель осуществления государственного земельного контроля в части взыскания штрафов.

Госземинспекторами по Ставропольскому краю в 2013 году оформлено и передано на рассмотрение 2400 материалов по нарушениям земельного законодательства, вынесено 3686 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, 145 предупреждений о возможном прекращении прав на землю (исполнено 7), 26 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (исполнено 13). В отношении 2271 лиц (171 - юридических лиц, 1741 - физических лиц, 359 - должностных лиц и индивидуальных предпринимателей) возбуждены дела об административных правонарушениях по нарушениям земельного законодательства. Устранено 1632 нарушений земельного законодательства на площади 33901,97 га.

Литература:

1. Шевченко Д. А. Комплекс мер по охране земель и улучшению состояния аг-роландшафтов северо-западной части Ставропольской возвышенности : дис. ... канд. с.-х. наук . Ставрополь, 2004. 271 с.

2. Эффективность использования земель Ставропольского края / Е. В. Федосеева, О. Н. Полянская, Ю. В. Миргородская, Ю.

B. Никогосян, А. Н. Есаулко // Инновационные процессы в АПК / РуДн. М., 2013.

C. 450-452.

3. Земельный кадастр / А. А. Варламов, П. В. Клюшин, Е. В. Витько, А. С. Цыганков,

References:

1. Shevchenko DA set of measures to protect the land and improve agricultural landscapes north-western part of the hill Ctavropolskoy : Dis. ... Cand. agricultural Sciences. Stavropol, 2004. 271 pp.

2. The effectiveness of the land use of the Stavropol Territory / EV Fedoseyev, O. Polyanskaya Mirgorodskaya V., V. Nikoghosyan An Esaulkov // Innovative processes in AIC / People's Friendship University. M., 2013. S. 450-452.

3. Land Registry / AA Varlamov, PV Klyushin EV Vitko, A. Tsygankov, VD Ogarev, OA

В. Д. Огарев, О. А. Подколзин, Е. В. Кирьянова. Ставрополь, 2005. 80 с.

4. Современные проблемы землеустройства, земельного кадастра, мониторинга земель / О. А. Подколзин, А. В. Лошаков, Е. В. Письменная, Д. А. Шевченко, В. А. Стукало, Н. Ю. Хасай, С. Г Лагун, Л.

B. Кипа, В. Г Римша, С. И. Лопатин, Н. Б. Шопская, М. С. Жихарева, А. Ю. Перов, С.

C. Ткаченко. Ставрополь, 2010.

5. Хозяйственное освоение территории Предкавказья (конец XVIII-XIX вв.) / Е. В. Письменная, О. А. Подколзин, Л. В. Кипа, Н. Б. Шопская // Применение современных ресурсосберегательных инновационных технологий в АПК. Ставрополь, 2013. С.180-183.

6. Итоги обследования деградированных земель северо-западной части ставропольской возвышенности и предложения по их охране / Д. А. Шевченко, А. Н. Есаулко, Л. Т. Кретов, А. Ю. Перов // Вестник АПК Ставрополья, 2013. № 1 (9). С. 32-35.

7. Развитие геодезии и картографии на Северном Кавказе / Н. Б. Шопская, Д. А. Шевченко, С. С. Ткаченко, Л. Т. Кретов, С.

B. Одинцов // Научно-обоснованные системы земледелия: теория и практика : сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф., приуроченной к 80-лет. юбилею В. М. Пенчукова / СтГАУ. Ставрополь, 2013.

C.261-264.

8. Современная картография / О. А. Под-колзин, А. В. Колмыков, Н. Б. Шопская, И. А. Халин, С. В. Одинцов, Э. Д. Гурская // Аграрная наука, творчество рост : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / СтГАУ. Ставрополь, 2014. С. 9094.

9. Письменная Е. В. Правовые аспекты организации устойчивого развития аграрных территорий Ставропольского края // Вестник АПК Ставрополья, 2013. № 4 (12). С. 194-198.

10. Седых Н. В. Ткаченко С. С. Шопская Н. Б. Инвентаризация земельного фонда Ко-чубеевского района по категориям земель // Аграрная наука, творчество, рост : сб. науч. тр. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. Секция фак. агрономического и защиты растений «Применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК» (Ставрополь, 8-14 февраля 2013 г.) / СтГАУ Ставрополь, 2013. С.205-208.

11. Passport of the evaluated area as a basis of the improvement of the state evaluation of agricultural land / O. Podkolzin, M. Zhihareva, S. Odintsov, A. Perov, I. Khalin // Вестник АПК Ставрополья, 2014. № 1 S. С. 116118.

Podkolzin, EV Kiryanov. Stavropol, 2005. 80 p.

4. Modern problems of land management, land cadastre, land monitoring / OA Podkolzin, AV mule, EV Written DA Shevchenko VA Stukalo, NY Khasay, S. G. Lagoon L. Bale, VG Rimsha, SI Lopatin, NB Sheppard, MS Zhikhareva, AJ Perov, SS Tkachenko. Stavropol, 2010.

5. The economic development of the territory Ciscaucasia (the end of XVIII-XIX centuries.) / EV Written OA Podkolzin, L. Bale, NB Sheppard resursosberegatelnyh // The use of modern innovative technologies in agriculture. Stavropol, 2013. S.180-183.

6. The results of the survey of degraded lands north-western part of the Stavropol height and proposals for their protection / DA Shevchenko AN Esaulkov, LT Creteil AY Perov // Herald of agribusiness Stavropol, 2013. № 1 (9). S. 32-35.

7. Development of Surveying and Mapping in the North Caucasus / NB Sheppard, D. Shevchenko, S. Tkachenko, LT Creteil SV Odintsov //Evidence-based farming systems: theory and practice : Sat. scientific. tr. based on scientific and practical. Conf., dedicated to the 80 years. anniversary VM Penchukova / SSAU. Stavropol, 2013. pp 261-264.

8. Modern cartography / OA Podkolzin, AV Kolmykov, NB Sheppard, IA Hulin, SV Odintsov, ED Gurskaya // Agricultural science, creative growth: Sat. scientific. tr. Materials Intern. scientific and practical. Conf. / SSAU. Stavropol, 2014. S. 90-94.

9. Written EV Legal aspects of the organization of sustainable agricultural development in the Stavropol region // Herald of agribusiness Stavropol, 2013. № 4 (12). Pp 194-198.

10. Grizzly NV Tkachenko S. Sheppard NB inventory of land fund Kochubeevsky area by categories of land // Agricultural science, creativity, growth: Sat. scientific. tr. Materials III International. scientific and practical. Conf. Section factor. Agronomy and Plant Protection "Application of modern resource of innovative technologies in agriculture" (Stavropol, February 8-14, 2013) / SSAU. Stavropol, 2013. pp 205-208.

11. Passport of the evaluated area as a basis of the improvement of the state evaluation of agricultural land / O. Podkolzin, M. Zhihareva, S. Odintsov, A. Perov, I. Khalin // Herald of agribusiness Stavropol, 2014. № 1 S. S. 116118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.