Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы ценообразования / государственный оборонный заказ / раздельный учёт затрат / нормативный метод ценообразования / порядок согласования отклонений / военная приёмка / служебная тайна в области обороны / pricing methods / state defense order / separate cost accounting / regulatory pricing method / procedure for approving deviations / military acceptance / official secrets in the field of defense

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Голованов

В современных условиях особую значимость приобретает расширение перечня методов ценообразования на продукцию государственного оборонного заказа, с учётом требований ведения раздельного учёта и обоснования отклонений при формировании фактической себестоимости. В статье рассмотрены основные положения нормативных правовых актов в области ценообразования на продукцию государственного оборонного заказа. В дополнение к методам определения цены, предусмотренным Положением о государственном регулировании цен, автором предложено использовать методы нормативного подхода, позволяющим формировать фактическую себестоимость по отклонениям от нормативного значения. Приводится пример функционирования организационного механизма внесения коррективов в конструкторско-технологическую документацию и согласования изменений с военной приёмкой. Рассмотрены три перечня статей учёта затрат, расходов: предусмотренные Российской системой бухгалтерского учёта, Налоговым кодексом, а также предусмотренные приказом Министерства промышленности и торговли и утверждённого им Порядка. При этом отмечается, что методика раздельного учёта затрат является приложением к приказу руководителя предприятия по учётной политике, что требует от хозяйствующих субъектов соблюдения законодательства о служебной тайне в области обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.А. Голованов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF PRICING METHODS FOR PRODUCTS OF THE STATE DEFENSE ORDER

In modern conditions, the expansion of the list of pricing methods for products of the state defense order, taking into account the requirements of separate accounting and justification of deviations in the formation of the actual cost, is of particular importance. The article discusses the main provisions of regulatory legal acts in the field of pricing for products of the state defense order. In addition to the methods of determining the price provided for by the Regulation on state Regulation of Prices, the author suggests using the methods of a normative approach that allow to form the actual cost using deviations from the normative value. An example of the functioning of an organizational mechanism for making adjustments to design and technological documentation and coordinating changes with military acceptance is given. Three lists of cost accounting items are considered: those provided for by the Russian Accounting System, the Tax Code, as well as those provided for by the order of the Ministry of Industry and Trade and the Procedure approved by it. At the same time, it is noted that the methodology of separate cost accounting is an appendix to the order of the head of the enterprise on accounting policy, which requires business entities to comply with the legislation on official secrets in the field of defense.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

А.А. Голованов, канд. экон. наук, старший преподаватель

Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOL10.24412ШП-0450-2023-10-1-108-Ш

Аннотация. В современных условиях особую значимость приобретает расширение перечня методов ценообразования на продукцию государственного оборонного заказа, с учётом требований ведения раздельного учёта и обоснования отклонений при формировании фактической себестоимости.

В статье рассмотрены основные положения нормативных правовых актов в области ценообразования на продукцию государственного оборонного заказа. В дополнение к методам определения цены, предусмотренным Положением о государственном регулировании цен, автором предложено использовать методы нормативного подхода, позволяющим формировать фактическую себестоимость по отклонениям от нормативного значения. Приводится пример функционирования организационного механизма внесения коррективов в конструкторско-технологическую документацию и согласования изменений с военной приёмкой.

Рассмотрены три перечня статей учёта затрат, расходов: предусмотренные Российской системой бухгалтерского учёта, Налоговым кодексом, а также предусмотренные приказом Министерства промышленности и торговли и утверждённого им Порядка. При этом отмечается, что методика раздельного учёта затрат является приложением к приказу руководителя предприятия по учётной политике, что требует от хозяйствующих субъектов соблюдения законодательства о служебной тайне в области обороны.

Ключевые слова: методы ценообразования, государственный оборонный заказ, раздельный учёт затрат, нормативный метод ценообразования, порядок согласования отклонений, военная приёмка, служебная тайна в области обороны.

В современных условиях особую значимость приобретает расширение перечня методов ценообразования на продукцию государственного оборонного заказа, с учётом требований ведения раздельного учёта и обоснования отклонений при формировании фактической себестоимости.

Основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу определены Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [1, ст. 1].

В соответствии с [1] Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. № 1465 предусмотрены следующие методы опре-

деления цены [2, п. 2]: затратный метод; метод индексации базовой цены; метод индексации по статьям базовых затрат; метод сравнимой цены; метод анализа рыночных индикаторов.

По мнению автора, вышеприведённый перечень методов необходимо дополнить методами нормативного подхода при определении цены. Суть этих методов состоит в «формировании цены на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен) и в рамках известных нормативных правовых актов (методик, директив, постановлений, законов и т.п.); формирование цен в рамках нормативного механизма осуществляется одним из следующих методов: нормативным, параметрическим или нормативно-параметрическим» [3, с. 56].

Методы нормативного ценообразования, в свою очередь, диктуют и принципиально иные подходы к калькулированию себестоимости. Начиная с 1990-х гг., система калькулирования себестоимости для целей бухгалтерского учёта эволюционировала в рамках Российской системы бухгалтерского учёта (РСБУ) и получила окончательное оформление с утверждением нового Плана счетов бухгалтерского учёта. Несколько позже завершился процесс формирования себестоимости, исчисляемой для целей налогообложения. Так как бухгалтерский и налоговый виды учёта не совпадают, то в приказе предприятия по учётной политике на очередной календарный год указанные виды учёта затрат (для целей бухгалтерского учёта) и расходов (для целей налогового учёта) рассматриваются отдельно. В частности, в разделе бухгалтерского учёта, согласно РСБУ, рассматриваются 5 видов затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты [4, с. 59]. В разделе налогового учёта, согласно статье 253 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматриваются 4 вида расходов: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.02.2019 г. № 334 утверждён Порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа [5] (далее - Порядок). В отличие от РСБУ и НК РФ, данным нормативным правовым актом предусмотрено 10 статей калькуляции [5, п. 1]: материальные затраты; затраты на оплату труда; страховые взносы на обязательное социальное страхование; затраты на подготовку и освоение производства; затраты на специальную технологическую оснастку; специальные затраты; затраты на командировки; прочие прямые затраты; затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ; затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями.

Это значит, что калькулирование себестоимости методами нормативного ценообразования должно учитывать, с одной стороны, требования РСБУ и НК РФ, а, с другой, - требования приказа Минпром-торга № 334 и утверждённого им Порядка.

Методика распределения затрат между объектами калькулирования при использовании нормативного метода рассматривается в классических учебниках и учебных пособиях по экономике предприятия. «Нормативный метод предполагает:

а) расчёт себестоимости по нормам расхода трудовых и материальных затрат;

б) выявление отклонений от норм за рассматриваемый период;

в) расчёт фактической себестоимости с учётом отклонений» [4, с. 46].

Преимущества нормативного метода калькулирования себестоимости проявляются, прежде всего, при расчёте фактической себестоимости в условиях раздельного учёта затрат, предусмотренного действующим законодательством. Так, согласно 275-ФЗ исполнитель обязан вести «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту» и представлять «государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации» [1, ст. 8, ч. 2, пп. 16]. Следовательно, любое отклонение от нормы расхода материалов, согласованное с головным исполнителем (например, использование стали тонколистовой толщиной 1,5 мм вместо стали толщиной 1,4 мм, предусмотренной конструкторской документацией), будет оформлено одним извещением, в котором будет указан индекс пересчёта норм расхода материалов по данной позиции (1,5/1,4) по всем контрактам. Такое извещение, с приложением к нему расчётов-обоснований, будет принято военной приёмкой по всем контрактам, исполненным в рамках срока действия извещения.

Возвращаясь к приказу руководителя предприятия по учётной политике, необходимо отметить, что методика раздельного учёта затрат является приложением к этому приказу, при этом при подготовке

методики, а также при представлении хо- ках) военной продукции (товаров, работ, зяйствующими субъектами сведений го- услуг) и ее номенклатуре, перечне, объе-ловному исполнителю и/или проверяю- мах, ценовых параметрах, местах ее по-щим необходимо строго соблюдать требо- ставки (с указанием дислокации или без вания Приказа Министра обороны РФ от него, наименования воинских частей), 17.01.2022 г. № 22 [6]. Согласно п. 285 объемах финансирования, кодах бюджет-упомянутого приказа «сведения о заклю- ной классификации (направлениях исполь-ченных государственных контрактах (до- зования бюджетных средств)» включены в говорах, соглашениях) и их проектах, до- Перечень сведений Вооруженных Сил кументах-основаниях для оплаты, предме- Российской Федерации, подлежащих отне-те государственного контракта (договора, сению к служебной тайне в области обо-соглашения), производителях (поставщи- роны [6, п. 285].

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70291366/ (дата обращения: 25.10.2023).

2. Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. № 1465 (в ред. от 12.08.2023 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/555865999?marker=65A0IQ (дата обращения: 25.10.2023).

3. Романенко И.В. Ценообразование // Экономика. Бизнес. Право. - 2017. - № 1-3 (21). - С. 52-76.

4. Романенко И.В. Экономика предприятия. Практическое пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. - 171 с.

5. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.02.2019 г. № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» (в ред. от 25.08.2022 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/542644331 (дата обращения: 25.10.2023).

6. Приказ Министра обороны РФ от 17.01.2022 г. № 22 «Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403486222/ (дата обращения: 25.10.2023).

THE IMPROVEMENT OF PRICING METHODS FOR PRODUCTS OF THE STATE

DEFENSE ORDER

A.A. Golovanov, Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer

Military Training and Research Center of the Navy "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov" (Russia, St. Petersburg)

Abstract. In modern conditions, the expansion of the list of pricing methods for products of the state defense order, taking into account the requirements of separate accounting and justification of deviations in the formation of the actual cost, is ofparticular importance.

The article discusses the main provisions of regulatory legal acts in the field of pricing for products of the state defense order. In addition to the methods of determining the price provided for by the Regulation on state Regulation of Prices, the author suggests using the methods of a normative approach that allow to form the actual cost using deviations from the normative value. An example of the functioning of an organizational mechanism for making adjustments to design and technological documentation and coordinating changes with military acceptance is given.

Three lists of cost accounting items are considered: those provided for by the Russian Accounting System, the Tax Code, as well as those provided for by the order of the Ministry of Industry and Trade and the Procedure approved by it. At the same time, it is noted that the methodology of separate cost accounting is an appendix to the order of the head of the enterprise on accounting policy, which requires business entities to comply with the legislation on official secrets in the field of defense.

Keywords: pricing methods, state defense order, separate cost accounting, regulatory pricing method, procedure for approving deviations, military acceptance, official secrets in the field of defense.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.