Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ СБЫТОВЫХ НАДБАВОК ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ СБЫТОВЫХ НАДБАВОК ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК / НЕЗАВИСИМАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЭТАЛОННАЯ СБЫТОВАЯ НАДБАВКА / ЭТАЛОННАЯ НЕОБХОДИМАЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА / МЕТОД СРАВНЕНИЯ АНАЛОГОВ / УНИФИЦИРОВАННАЯ ВЕЛИЧИНА ЗАТРАТ / ПРЕДЕЛЬНАЯ ГРАНИЦА ЭТАЛОННЫХ ЗАТРАТ / КОТЛОВАЯ СБЫТОВАЯ НАДБАВКА / GUARANTEED SUPPLIER / DEFAULT SUPPLIER / LAST RESORT SUPPLIER / CONSUMER / REFERENCE SALES MARKUP / REFERENCE GROSS REVENUE REQUIRED / METHOD OF ANALOGS COMPARISON / UNIFORM COST / UNIFIED COSTS VALUE / BENCHMARK COSTS LIMIT / BENCHMARK COSTS MARGIN / BOILER SALES MARKUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрей Диана Аркадьевна, Павленок Андрей Александрович, Нестулаева Диана Рустамовна

В статье рассматриваются результаты использования различных методов расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, в том числе метода сравнения аналогов («эталонных» затрат). Авторами предложены подходы к совершенствованию метода сравнения аналогов при расчете эталонных сбытовых надбавок, позволяющие снизить их величину на основе установления предельной границы эталонных затрат по региону по каждой группе и подгруппе потребителей, а также на основе единых котловых эталонных сбытовых надбавок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF METHODS OF REGULATION OF SALES MARKUPS OF GUARANTEED SUPPLIERS

The article discusses the results of using various methods for calculating sales markups of guaranteed (default) suppliers, including the method of analogs comparison (“benchmark” costs). The approaches to improving the method of analogs comparison when calculating benchmark sales markups proposed which make it possible to reduce markups value on the basis of setting the maximum limit of benchmark costs for the region for each group and subgroup of consumers, as well as on the basis of unified boiler benchmark sales markups.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ СБЫТОВЫХ НАДБАВОК ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ»

УДК 338.5

Совершенствование методов регулирования сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков

Фрей Д.А.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики в энергетике и промышленности Национально исследовательского университета «МЭИ» (Москва)

Павленок А.А.

Аспирант кафедры экономики в энергетике и промышленности Национально исследовательского университета «МЭИ» (Москва)

■ __

Нестулаева Д. Р.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Казанского государственного энергетического университета, ^ доцент кафедры экономики организации

Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматриваются результаты использования различных методов расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, в том числе метода сравнения аналогов («эталонных» затрат). Авторами предложены подходы к совершенствованию метода сравнения аналогов при расчете эталонных сбытовых надбавок, позволяющие снизить их величину на основе установления предельной границы эталонных затрат по региону по каждой группе и подгруппе потребителей, а также на основе единых котловых эталонных сбытовых надбавок.

Ключевые слова: гарантирующий поставщик, независимая энергосбытовая компания, потребитель, эталонная сбытовая надбавка, эталонная необходимая валовая выручка, метод сравнения аналогов, унифицированная величина затрат, предельная граница эталонных затрат, котловая сбытовая надбавка.

Эффективные и взаимовыгодные расчеты между энергосбытовых компаний, с которыми у них заклю-участниками рынков электрической энергии в Рос- чены договоры энергоснабжения (купли-продажи). сийской Федерации - один из самых важных и об- Энергосбытовые компании играют ключевую роль в суждаемых вопросов в настоящее время. Отношения электроэнергетике, так как они обеспечивают приток субъектов в современной электроэнергетической от- денежных средств производителям электрической расли РФ являются далеко не совершенными, и в них энергии и сетевым организациям, а также выступают есть масса вопросов, которые требуют обсуждения и гарантом стабильного функционирования электросовершенствования. На розничном рынке электриче- энергетической отрасли [1].

ской энергии (далее - РРЭ) потребители оплачивают За ведение энергосбытовой деятельности энер-

потребленную ими электрическую энергию в адрес госбытовые компании получают вознаграждение, 40

являющееся надбавкой к цене, по которой потребители оплачивают потребленную ими электрическую энергию. В настоящее время в РФ энергосбытовые компании разделяются на гарантирующих поставщиков (далее - ГП) и независимые энергосбытовые компании (далее - НЭСК).

В отношении энергосбытовых компаний - гарантирующих поставщиков сбытовые надбавки устанавливаются региональными органами тарифного регулирования в сфере электроэнергетики (далее - РЭК) [2] и ранжируются по группам и подгруппам потребителей электрической энергии. Величина сбытовой надбавки ГП должна учитывать в себе возмещение затрат гарантирующего поставщика на ведение энергосбытовой деятельности, а также соответствующую норму прибыли [1]. Размер сбытовых надбавок НЭСК в настоящее время не регулируется требованиями нормативно-правовых актов РФ, а диктуется рыночными условиями.

В течение нескольких последних лет методические указания по определению сбытовых надбавок ГП изменялась несколько раз, в июле 2018 г. были изменены принципы регулирования: до этого методика строилась на принципе возмещения экономически обоснованных затрат ГП, а после - на принципе возмещения «эталонных» затрат ГП.

По результатам исследования по фактическим данным о размерах сбытовых надбавок ГП можно сделать вывод о существенном влиянии методики определения сбытовых надбавок на прибыльность деятельности ГП и на размер конечной цены на электрическую энергию для потребителей. Необходимо отметить, что обе методики имеют существенные недостатки.

Целью регулирования энергосбытовой деятельности является недопущение значительного роста цен на электрическую энергию для конечных потребителей, в том числе на основе контроля доходов ГП. В то же время необходимо обеспечить эффективное функционирование субъектов энергосбытовой деятельности на энергорынках как важного звена цепочки поставки электрической энергии потребителям. Таких образом, выбор метода регулирования и конкретная применяемая методика расчетов сбытовых надбавок определяют получение необходимых результатов.

Применение метода экономически обоснованных затрат

Метод экономически обоснованных затрат предполагает, что на соответствующий период тарифного регулирования ГП обязаны подавать к возмещению только те затраты, которые обеспечивают ведение энергосбытовой деятельности и соответствуют затратам, нормативно разрешенным к учету в необходимой валовой выручке регулируемого субъекта. При установлении сбытовых надбавок РЭКи принимают меры, направленные на исключе-

ние из расчетов экономически необоснованных расходов ГП [3].

К экономически необоснованным расходам ГП могут относиться расходы, выявленные на основании анализа данных о статистической или бухгалтерской отчетности за соответствующий период тарифного регулирования, а также расходы, выявленные на основании анализа материалов о деятельности ГП. К таким расходам могут быть отнесены:

- расходы ГП в предыдущем периоде тарифного регулирования, не связанные с выполнением регулируемой деятельности и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

- расходы, учтенные при установлении регулируемых сбытовых надбавок и фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые сбытовые надбавки [4].

Для ГП, функционирующих в субъектах РФ, объединенных в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) и объединенных в неценовые зоны ОРЭМ, характерны свои особенности определения сбытовых надбавок [5].

Рассмотрим расчет сбытовых надбавок ГП в отношении «прочих потребителей» - юридических лиц, составляющих по объему полезного отпуска электрической энергии наибольшую долю потребителей в структуре поставок электрической энергии ГП, расположенных на территориях субъектов РФ, объединенных в ценовые зоны ОРЭМ [5].

На основании ранее действующей методики экономически обоснованных затрат сбытовые надбавки для потребителей, относящихся к группе «прочие потребители», определялись в виде формулы (1), как процент от цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность исходя из доходности продаж ГП, дифференцированной по подгруппам потребителей [6].

СНЩ;=ДПМ х КГ х цэм (1)

где: СН(гРрк~ сбытовая надбавка для 7-ой подгруппы группы «прочие потребители», соответствующая /-тому виду цены на электрическую энергию и (или) мощность к-го ГП, руб./кВтч или руб./кВт;

ДП - доходность продаж, определяемая в отношении 7-ой подгруппы группы «прочие потребители» к-го ГП, %;

КкР - коэффициент параметров деятельности ГП, определяемый в отношении группы «прочие потребители» к-го ГП;

тт э(м)

Ц / к) -/-ый вид цены на электрическую энергию и (или) мощность к-го ГП, руб./кВтч или руб./кВт. /-ый вид цены на электрическую энергию и (или) мощность к-го ГП определяется в отношении расчетного периода для каждой ценовой категории.

Процент от цены на электрическую энергию (мощность) принимался равным произведению до-

ходности продаж ГП в отношении каждой подгруппы группы «прочие потребители» и коэффициента, отражающего влияние региональных параметров деятельности ГП на величину сбытовой надбавки в отношении группы «прочие потребители» [6].

Значение сбытовой надбавки тем выше, чем выше будут ее составляющие, поэтому при использовании данной методики ГП заинтересованы в увеличении стоимости покупаемой ГП электрической энергии и мощности, что противоречит интересам потребителей. В практике дел, находящихся на рассмотрении в ФАС России, присутствуют дела, где ГП умышленно покупали электрическую энергию на ОРЭМ по более высокой цене. Такие действия приводили к повышению цен для всех покупателей ОРЭМ. На основании представленных фактов можно сделать вывод, что рассматриваемый метод расчета сбытовых надбавок ГП не учитывает баланс интересов ГП и потребителей, а использовался для получения дополнительных доходов ГП.

Одним из вариантов решения такой проблемы могло бы послужить установление сбытовых надбавок ГП в виде фиксированной величины в рублях за 1 кВтч, что больше не мотивировало бы ГП закупать электрическую энергию на ОРЭМ по высокой цене.

С 1 июля 2018 г. была принята методика установления сбытовых надбавок ГП на основании «эталонных» затрат. Внедрение новых принципов регулирования сбытовых надбавок требует исследования влияния их использования на достижение целей регулирования электроэнергетики.

Применение метода сравнения аналогов («эталонных» затрат)

Об эталонной сбытовой надбавке для ГП в регулирующих органах РФ речь начала заходить еще в 20112012 гг. Использование в расчетах за электрическую энергию сбытовых надбавок, определенных по новой методике, было установлено с 1 июля 2018 г. [7].

К основным задачам, которые ставились при переходе к новым принципам определения сбытовых надбавок, можно отнести:

- стимулирование ГП к повышению эффективности их деятельности и к повышению их конкурентоспособности на РРЭ;

- исключение зависимости сбытовых надбавок ГП от цены закупки электрической энергии и мощности;

- создание единого на Федеральном уровне механизма определения сбытовых надбавок, который лишал бы местные РЭК права определять сбытовые надбавки ГП с высокой долей своей самостоятельности.

Новый метод регулирования предполагает расчёт сбытовых надбавок ГП, исходя из эталонной величины затрат на одну точку поставки электрической энергии, и их выражение в рублях за кВтч, а не в виде формулы, как было ранее при использовании метода экономически обоснованных затрат [8].

При определении эталонной необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ГП для расчета эталонных сбытовых надбавок учитываются следующие расходы:

- экономически обоснованные расходы, связанные с ведением энергосбытовой деятельности в качестве ГП по соответствующим группам и подгруппам потребителей;

- эталоны затрат ГП;

- неподконтрольные расходы ГП, включающие амортизацию основных средств, налоги, капитальные вложения из прибыли в соответствии с инвестиционной программой, внереализационные расходы на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности сетевых организаций;

- выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от ведения деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования;

- недополученные (излишне полученные) доходы, связанные с отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учитываемой при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска электрической энергии, связанного с принятием на обслуживание потребителей электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования [8].

Эталонная выручка ГП рассчитывается РЭК субъектов РФ, исходя из:

- эталонных затрат ГП, установленных в зависимости от масштаба, территориальных и иных характеристик деятельности ГП;

- количества точек поставки на розничном рынке, распределенных по группам и подгруппам потребителей и сетевым организациям с учетом данных, предоставленных ГП и сетевыми организациями, определяемым новой методикой расчета сбытовых надбавок ГП;

- прогноза объемов потребления электрической энергии по группам и подгруппам потребителей и прогноза объемов потерь сетевых организаций, в соответствии со сводным прогнозным балансом производства электрической энергии;

- прогнозов цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую потребителям или сетевым организациям;

- величины неподконтрольных расходов ГП [9].

Значения эталонов затрат ГП для каждой из

групп и подгрупп потребителей ГП определяются в виде следующих составляющих:

Переменные - определяемые в процентах от валовой выручки ГП от продажи электрической энергии по соответствующей группе и подгруппе потребителей, величина которых зависит от стоимости поставляемой электрической энергии, отражающие следующие статьи расходов:

- расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания соответствующего размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей электрической энергии (при этом под достаточным размером оборотного капитала понимается величина не более одной двенадцатой части валовой выручки от продажи электрической энергии каждой группы и подгруппы потребителей за базовый период регулирования);

- расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в размере 1,5 % от валовой выручки от продажи электрической энергии потребителям [9];

Постоянные затраты - затраты в рублях на одну точку поставки электрической энергии на розничном рынке, отражающие следующие статьи расходов:

- расходы на оплату труда сотрудников ГП;

- на содержание помещений;

- на печать и доставку документов;

- на колл-центры, занимающиеся обслуживанием потребителей;

- на сбор и обработку показаний приборов учета;

- на обеспечение возможности потребителю внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии различными способами [9].

Значения эталонов затрат ГП дифференцируются по субъектам РФ. К эталонным затратам применяются региональные коэффициенты (с учётом удалённости) и коэффициенты масштаба (чем больше точек поставок у гарантирующего поставщика, тем ниже коэффициент).

Преимущества и недостатки использования метода сравнения аналогов для ГП

При использовании метода сравнения аналогов ГП могут управлять своими фактическими затратами на ведение энергосбытовой деятельности таким образом, что, сокращая свои фактические затраты в сравнении с эталонными, ГП могут оставлять у себя сэкономленные средства.

Для ГП появляется гарантированная предпринимательская прибыль в размере 1,5 % от необходимой валовой выручки ГП, рассчитанной как общая планируемая выручка от реализации электрической энергии, уменьшенная на величину стоимости сетевой и инфраструктурной составляющих [7].

В эталонной сбытовой надбавке учитываются как постоянные затраты, так и переменные, связанные с обслуживанием заёмных средств и созданием резервов по сомнительным долгам.

На основании анализа тарифных решений РЭК в 2018-2019 гг. можно сделать вывод о том, что за счет использования новой методики установленные сбытовые надбавки ГП в сравнении со сбытовыми надбавками ГП за прошлые периоды выросли у 69 из 77 крупнейших ГП [10]. Данный рост сбытовых надбавок прежде всего произошел из-за принятых

нормативов «эталонных затрат». Такие тарифные решения улучшили результаты деятельности ГП.

Однако необходимо отметить, что рост установленных эталонных сбытовых надбавок стимулирует развитие конкуренции на РРЭ и заставляет конечных потребителей все сильнее задумываться об альтернативных вариантах покупки электрической энергии - переходе на обслуживание к независимым энергосбытовым компаниям. На фоне роста сбытовых надбавок ГП НЭСК начинают получать конкурентное преимущество по цене при прочих равных условиях поставки электрической энергии. При повышении осведомленности потребителей о возможности изменения поставщика электрической энергии, при установлении эталонных сбытовых надбавок на текущем уровне, у ГП возникает высокий риск потери своих основных потребителей.

Преимущества и недостатки использования метода сравнения аналогов для потребителей

Сбытовые надбавки устанавливаются в рублях за кВтч, а не в виде сложной формулы, что существенно упрощает для потребителей понимание происхождения и применения сбытовой надбавки при формировании счета за электрическую энергию. Однако последовавший рост сбытовых надбавок является для потребителей отрицательным результатом использования методики.

Отсутствие прозрачности формирования размеров нормативов «эталонных» затрат, на основании которых рассчитываются сбытовые надбавки, дают повод для сомнений в эффективности эталонного метода регулирования, который планируется к внедрению в других сегментах электроэнергетической отрасли (например, для сетевых организаций). Возможность установления завышенных нормативов затрат - и из-за недостаточности или искажения исходных данных, и из-за отсутствия механизмов проведения экспертизы их достоверности - создает поле для возможного лоббирования интересов заинтересованными сторонами и, следовательно, снижает прозрачность тарифного регулирования в целом [11].

В настоящее время многие потребители электрической энергии из-за неосведомленности о возможности перехода от ГП к НЭСК, у которых сбытовые надбавки могут быть гораздо ниже, являются заложниками применяемых методов тарифного регулирования и вынуждены оплачивать высокие сбытовые надбавки ГП в структуре конечной цены на электрическую энергию.

Совершенствование метода сравнения аналогов

Действующие методические указания по расчету бытовых надбавок ГП методом сравнения аналогов описывают алгоритм расчета сбытовых надбавок ГП в единой логике с применением нормативов эталонов затрат для всех ГП на территории соответствующих субъектов РФ. Нормативы применяемых эталонных затрат определяются в зависимости от

той группы масштаба деятельности ГП (10 групп), к которой будет отнесен соответствующий ГП. Отнесение к группе масштаба деятельности осуществляется на основании расчета приведенного количества точек поставки ГП.

Для первой группы масштаба деятельности предусмотрены наибольшие нормативы постоянных эталонных затрат ГП на обслуживание одной точки поставки, а для десятой группы масштаба деятельности предусмотрены наименьшие нормативы эталонных затрат. Эталонная НВВ ГП распределяется на плановый объем поставки электрической энергии по рассчитанному приведенному количеству точек поставки. Дифференциация ГП на группы масштаба деятельности учитывает эффект масштаба, тем не менее данная дифференциация не позволяет учитывать индивидуальные особенности деятельности ряда гарантирующих поставщиков. То есть не исключаются случаи, когда при большом количестве точек поставки, но с малым планируемым объемом электрической энергии, относительно большая величина эталонных затрат распределяется на относительно малый объем. В результате даже внутри одного региона несколько ГП могут получать существенно отличающиеся сбытовые надбавки.

В подтверждение существующих отличий установленных сбытовых надбавок ГП на территории одного субъекта РФ приведем пример. Рассмотрим установленные сбытовые надбавки для ГП на территории Свердловской области (табл. 1). Наибольшие сбытовые надбавки у АО «ОТЭК».

Сбытовые надбавки рассчитаны, исходя из эталонных затрат для каждого ГП и, согласно методике, учитывают особенности его деятельности, но получившийся результат вызывает вопросы у потребителей. Например, если потребитель мощностью менее 670 кВт во втором полугодии должен оплачивать сбытовую надбавку в адрес АО «ОТЭК» в размере 2,88604 руб./кВтч, то почему он должен оставаться у этого ГП, когда может перейти к ГП с более низкой ценой как к НЭСК, где сбытовая надбавка будет еще ниже.

Для исключения подобных результатов и выравнивания сбытовых надбавок на территории одного субъекта РФ предлагается два варианта совершенствования метода сравнения аналогов.

Предложение 1: Ввести выравнивание рассчитанных сбытовых надбавок по каждому ГП, по каждой группе и подгруппе потребителей, с эталонными сбытовыми надбавками ГП, имеющего в регионе максимальную величину полезного отпуска электроэнергии на одну точку поставки по соответствующей группе и подгруппе потребителей. Таким образом определяется верхняя предельная величина затрат на сбытовую деятельность по каждой группе и подгруппе потребителей в регионе, следовательно, устанавливаются минимальные сбытовые надбавки.

Для этого при расчете сбытовых надбавок на территории соответствующего субъекта РФ необходимо выполнение следующего алгоритма:

1. ГП направляют всю необходимую информацию в РЭК в соответствии с действующими требованиями.

2. По полученной от всех ГП информации РЭК определяет для каждой группы и подгруппы потребителей того ГП, по эталонной сбытовой надбавке которого в последующем будет определяться предельная величина эталонной сбытовой надбавки соответствующей группы и подгруппы потребителей. Критерием для отбора ГП является наибольшее значение величины полезного отпуска электрической энергии за год на одну точку поставки соответствующей группы и подгруппы потребителей из всех рассматриваемых ГП.

3. В отношении всех ГП РЭК проводит расчет эталонных сбытовых надбавок согласно действующей методики сравнения аналогов для каждой группы и подгруппы потребителей соответственно.

4. Для каждой группы и подгруппы потребителей РЭК определяет предельную величину эталонной сбытовой надбавки. Для этого РЭК отбирает эталонные сбытовые надбавки, которые получились в отношении ГП, соответствующих критерию п. 2. Отобранные сбытовые надбавки будут являться

предельными ве-

Таблица 1

Сбытовые надбавки ГП в 2020 г. (Свердловская область), руб.

Прочие потребители

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гарантирующий поставщик 1 полугодие 2 полугодие

№ < 670 кВт от 670 кВт до 10 МВт > 10 МВт < 670 кВт от 670 кВт до 10 МВт > 10 МВт

руб./кВтч

1 ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» 0,47000 0,18382 0,18382 0,49321 0,16440 0,16440

2 АО «ЕЭнС» 0,37513 0,14034 0,12504 0,43643 0,15170 0,14548

3 АО «ОТЭК» 0,64418 0,21473 0,21473 2,88604 1,03803 0,96201

4 АО «НЭК» 0,69252 0,23084 0,23084 1,67469 0,67395 0,55832

5 Средняя по региону 0,54546 0,19243 0,18861 1,37259 0,50702 0,45755

личинами эталонных сбытовых надбавок для каждой группы и подгруппы потребителей.

5. РЭК проводит сравнение получившихся эталонных сбытовых надбавок по каждому ГП с соответствующими предельными

величинами эталонных сбытовых надбавок по каждой группе и подгруппе потребителей. РЭК определяет для каждого ГП эталонные сбытовые надбавки по принципу не превышения эталонной сбытовой надбавки рассматриваемого ГП предельной величины эталонной сбытовой надбавки для соответствующей группы и подгруппы потребителей;

6. По результатам расчета РЭК устанавливает для каждого ГП эталонные сбытовые надбавки, не превышающие предельные эталонные сбытовые надбавки в целом по региону.

Вывод по предложению 1

Предложенный вариант совершенствования метода сравнения аналогов позволит избежать высокой дифференциации сбытовых надбавок по региону, как можно видеть на примере Свердловской области. ГП, для которых установленные надбавки не будут позволять получить компенсацию затрат на ведение своей энергосбытовой деятельности, будут еще сильнее мотивированы к пересмотру своих затрат. Они будут вынуждены повышать эффективность организации своей работы или же будут вынуждены уйти с рынка, передав свою зону деятельности другому ГП.

Предложение 2: Распространить метод сравнения аналогов в целом на весь субъект РФ. Для этого необходимо устанавливать единые котловые эталонные сбытовые надбавки для каждой группы и подгруппы потребителей, которые будут применяться для любого потребителя на территории соответствующего субъекта РФ, независимо от того, с каким ГП у потребителя заключен договор энергоснабжения (купли-продажи) - аналогично применению единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Затем собранные с потребителей денежные средства в качестве компенсации затрат по сбытовой деятельности распределять между ГП региона по индивидуальным сбытовым надбавкам.

Для реализации данного предложения при расчете сбытовых надбавок на территории соответствующего субъекта РФ необходимо выполнение действий в следующей последовательности:

1. ГП направляют все необходимую информацию в РЭК в соответствии с действующими требованиями;

2. По полученной от ГП информации в соответствии с действующей методикой определения эталонных сбытовых надбавок методом сравнения аналогов РЭК определяет эталонную НВВ по каждому ГП, затем суммирует все полученные эталонные НВВ и получает общий котел эталонных НВВ;

3. На основании котла эталонных НВВ РЭК определяет и устанавливает единые котловые эталонные сбытовые надбавки для соответствующей группы и подгруппы потребителей на территории субъекта РФ;

4. РЭК рассчитывает и устанавливает индивидуальные эталонные сбытовые надбавки для соответствующей группы и подгруппы потребителей по каждому ГП, на основании которых будут перераспределяться котловые денежные средства, собранные с потребителей;

5. РЭК осуществляет контроль расчетов между ГП в регионе по индивидуальным эталонным сбытовым надбавкам, что бы все ГП получили определенную для них индивидуальную эталонную НВВ.

Вывод по предложению 2

Предложенный вариант расчета сбытовых надбавок ГП также позволит избежать значительной дифференциации сбытовых надбавок по регионам. При введении единых котловых сбытовых надбавок ГП на территории субъекта РФ будут также продолжать функционировать и получать эталонную НВВ в полном объеме. При этом эталонные сбытовые надбавки для потребителей будут едины для всего региона и ниже по отдельным ГП за счет выравнивания через усреднение эталонных НВВ по плановому объему потребления электрической энергии в целом по региону.

Заключение

Действующие в настоящее время на территории РФ эталонные сбытовые надбавки по большинству ГП являются высокими. Такая ситуация мотивирует потребителей электрической энергии переходить на обслуживание к НЭСК, и в худшем для ГП случае, без принятия каких-либо изменений по совершенствованию метода сравнения аналогов при расчете сбытовых надбавок ГП, не исключен полный уход потребителей, за исключением населения, на обслуживание к НЭСК. Это создает риски снижения стабильности обслуживания населения, банкротства ГП.

Предложенные варианты совершенствования метода сравнения аналогов через внедрение выравнивания или перераспределения индивидуальных эталонных затрат по каждому ГП в рамках одного субъекта РФ между всеми потребителями региона позволило бы приблизиться к балансу интересов потребителей и поставщиков электроэнергии в границах региона.

Также необходимо отметить, что высокие сбытовые надбавки можно рассматривать как стимул для развития конкуренции на РРЭ. У ГП есть возможность выходить за границы своей зоны сбытовой деятельности в качестве НЭСК. Они могли бы использовать создаваемые секторы энергорынков через формирование конкурентных преимуществ - управление спросом на электрическую энергию и мощность, уход от потребления электрической энергии в пиковые часы загрузки единой энергосистемы - для развития рынков и достижения своих стратегических целей.

Литература:

1. Горяева К.А. Энергосбытовая отрасль России: специфика и экономические особенности // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 3. - URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/85EVN315.pdf

2. Бушуев С.А., Виноградов К.А., Виноградов П.К. и др. Современная рыночная электроэнергетика Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Бар-кина. - М.: Изд-во «Перо», 2017. - 530 с.

3. Аглиуллина Э.Р. Проблемы формирования цены за электроэнергию в современных условиях // Символ науки. - 2016. - № 9. - С. 15-18.

4. Ломейко А.А., Новикова О.В. Методика установления сбытовых надбавок гарантирующим поставщикам как основной фактор конкуренции на рынке // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого: Сб. трудов конференции. - СПб., 2015. - С. 128-130.

5. Наумкин Р.Б. Ценообразование на розничном рынке электроэнергии и мощности // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2014. - № 6. - С. 121-127.

6. Приказ ФСТ России от 30 октября 2012 г. № 703-э «Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков» (утратил силу) // СПС Гарант.

7. Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 г. № 1016 «О частичном изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» // СПС Гарант.

8. Постановление Правительства РФ от 21.07.2017 г. № 863 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов и признании утратившим силу абзаца второго пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178» // СПС Гарант.

9. Приложение к Приказу ФАС России от 21 ноября 2017 г. № 1554/17 «Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» // СПС Гарант.

10. Мозговая О.О., Шеваль Ю.В. Установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков методом сравнения аналогов: снижение или рост // Вестник университета. - 2019. - № 12. -С. 119-125.

11. Мозговая О.О., Шеваль Ю.В., Кузнецов В.В. Эталонный метод регулирования как путь к повышению эффективности деятельности гарантирующих поставщиков // Вестник Евразийской науки. - 2019. - № 5. - URL: URL:https://esj. today/PDF/77ECVN519.pdf.

Improvement of Methods of Regulation of Sales Markups of Guaranteed Suppliers

Frey D.A., Pavlenok A.A.

National Research University «Moscow Power Engineering Institute»

Nestulaeva D.R.

Kazan State Power Engineering University, Kazan (Volga Region) Federal University

The article discusses the results of using various methods for calculating sales markups of guaranteed (default) suppliers, including the method of analogs comparison ("benchmark" costs). The approaches to improving the method of analogs comparison when calculating benchmark sales markups proposed which make it possible to reduce markups value on the basis of setting the maximum limit of benchmark costs for the region for each group and subgroup of consumers, as well as on the basis of unified boiler benchmark sales markups.

Key words: guaranteed supplier, default supplier, last resort supplier, consumer, reference sales markup, reference gross revenue required, method of analogs comparison, uniform cost, unified costs value, benchmark costs limit, benchmark costs margin, boiler sales markup.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.