Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕМА В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕМА В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ОБЪЕМ И ПЛОСКОСТЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ / ОПОРНЫЕ ТОЧКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаев Станислав Алексеевич

Данная статья содержит краткий обзор исторических предпосылок и характерных особенностей развития методов обучения изображению объема на плоскости. Также, в статье содержится научно-методическое обоснование необходимости развития и совершенствования методов и приемов интерпретации реальных объектов в условно-плоскостное изображение, претендующее на некий образ подобия с реальными формами. В связи с чем, обретает особую актуальность проблема развития профессионального художественного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей. В ходе изучения классических и современных исследований проблемы становления и совершенствования методов объемно-конструктивного рисунка автором выявлены определенные закономерности и компоненты. Эти закономерности необходимы для эффективного развития способности анализировать и выявлять в реальных объектах специфическую информацию. Эта информация становится опорой в построении условного подобия объемов и форм (объемно-конструктивный рисунок). Анализ трудов, посвященных развитию методов и приемов интерпретации, реально воспринимаемых объемов и форм в их условное изображение, позволил определить направление и характер педагогических воздействий в целях эффективного решения проблемы активизации процесса осмысленного, целенаправленного восприятия и изображения. Автор настаивает на том, что осведомленность студентов в методологии изображения напрямую является фактором успешного обучения академическому рисунку. Поскольку, таким образом повышается уровень осмысленности и целенаправленности процесса изображения. При этом объемно конструктивный рисунок, в силу специфики своих методов и приемов, занимает особое место в процессе развития осознанного целенаправленного восприятия и изображения. Рассматривая объект с разных сторон, ученик обогащает свои знания о натуре. Распространенной ошибкой является то, что рисующий, как правило, воспринимает объект с одной точки. В данном случае, упускается из виду основной методологический постулат рисования, изображать не только то, что мы видим, но и то, что мы понимаем в изображаемом объекте. В кратком исследовании выявлены предпосылки развития способности к трансформации объектов восприятия в условное плоскостное изображение (объемно-конструктивный рисунок). Автор пришел к заключению, что процесс выполнения студентами краткосрочных упражнений, направленных на развитие специальных способностей художника должен сопровождаться педагогическими установками, стимулирующими активность и направленность восприятия студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаев Станислав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF METHODS FOR TRANSFER OF VOLUME IN ACADEMIC DRAWING

This article contains a brief overview of the historical background and characteristic features of the development of methods for teaching the image of volume on a plane. Also, the article contains a scientific and methodological justification for the need to develop and improve the methods and techniques for interpreting real objects into a conditionally planar image, which claims to be a kind of image of similarity with real forms. In this connection, the problem of developing professional artistic perception among students of artistic and pedagogical specialties acquires particular relevance. In the course of studying classical and modern studies of the problem of the formation and improvement of the methods of volumetric-constructive drawing, the author revealed certain patterns and components. These patterns are necessary for the effective development of the ability to analyze and identify specific information in real objects. This information becomes a support in the construction of a conditional similarity of volumes and shapes (volume-constructive drawing). An analysis of the works devoted to the development of methods and techniques of interpretation, actually perceived volumes and forms in their conditional image, made it possible to determine the direction and nature of pedagogical influences in order to effectively solve the problem of activating the process of meaningful, purposeful perception and image. The author insists that students' awareness of the methodology of the image is directly a factor in the successful teaching of academic drawing. Because, in this way, the level of meaningfulness and purposefulness of the image process increases. At the same time, a volumetric constructive drawing, due to the specifics of its methods and techniques, occupies a special place in the process of developing conscious, purposeful perception and image. By examining an object from different angles, the student enriches his knowledge of nature. A common mistake is that the painter, as a rule, perceives the object from one point. In this case, the main methodological postulate of drawing is overlooked, to depict not only what we see, but also what we understand in the depicted object. In a brief study, the prerequisites for the development of the ability to transform objects of perception into a conditional planar image (volume-constructive drawing) are revealed. The author came to the conclusion that the process of students performing short-term exercises aimed at developing the special abilities of the artist should be accompanied by pedagogical guidelines that stimulate the activity and orientation of the student's perception.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕМА В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ»

необходимости поддерживать связь университета с учителями для планирования и осуществления профориентационной деятельности.

Кроме традиционных мероприятий, проводимых в рамках «Единого методического дня», для всех участников была проведена экскурсия в Технопарк. Экскурсия организовывалась таким образом, чтобы все участники Фестиваля смогли ознакомиться с имеющимся в Технопарке оборудованием и задать интересующие их вопросы. Были показаны лаборатории технопарка и их возможности для обучения студентов педагогических направлений подготовки. В это же время для всех желающих проходило несколько мастер-классов: по робототехнике, 3D моделированию и VR/AR технологиям в образовании. Стоит отметить большую заинтересованность учителей, активное участие в обсуждении возможностей Технопарка для обучения студентов, проектной деятельности школьников и повышения профессиональной квалификации действующих педагогов.

После проведения мероприятия участникам было предложено оставить свои отзывы. Вот некоторые из них:

• «Очень хорошо были организованы экскурсии, такие познавательные и увлекательные! Эти экскурсии были изюминкой программы, позволили отвлечься от работы в аудитории, и узнать много нового. У нас студенты были в восторге! Учителя задавали много вопросов».

• «Коллеги были приятно удивлены тому, как университет преобразился всего за год. Особенно впечатлил Технопарк и возможности его лабораторий для образовательных целей».

Стоит отметить, что во время проведения Фестиваля некоторые участники интересовались, как можно школьникам поработать с оборудованием Технопарка, когда и какие курсы повышения квалификации и мастер-классы планируются на базе Технопарка. Это указывает на высокий проявленный интерес участников Фестиваля к новым возможностям университета.

Выводы. Таким образом, в статье рассмотрены основные методы, применяемые Благовещенским ГПУ для профессиональной ориентации школьников на получение педагогических профессий: день открытых дверей с деловой игрой «Тест-драйв в педагогическом», конференция школьников «Человек в современном информационном пространстве», Фестиваль «Единый методический день». Показано, что включение в программу традиционно проводимых университетом мероприятий по профессиональной ориентации существенно увеличивает как у школьников, так и у педагогов Амурской области интерес к Благовещенскому ГПУ и к педагогическим направлениям подготовки в частности.

Литература:

1. Абрамова, Н.А. Развитие профориентационной работы кафедры в условиях конкурентной среды вуза / Н.А. Абрамова, С.Н. Архипова, Е.Н. Корнилова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №1(68). - С. 76-78.

2. Курбатова, А. С. Роль педагогических ВУЗов в решении проблемы рациональной организации профориентационной работы / А.С. Курбатова, С.А. Зайцева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - №3(32). - С. 118-120.

3. Мальцев, А.В. Профориентация в современной школе: взгляд учителя / А.В. Мальцев, Т.И. Касьянова, О.В. Закревская // Образование: вызовы нового времени. - 2021. - №4. - С. 206-218.

4. Никулина, Ю.Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона / Ю.Н. Никулина // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - №4. - С. 1263-1280.

5. Панина, С.В. Довузовская профориентация на педагогические профессии / С.В. Панина А.Ю., Николаева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №4(77). - С. 143-145.

6. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития / С.Н. Чистякова, В.И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №4. - С. 171-176.

7. Career guidance problem as a systemic problem in Russian society / A.S. Kurbatova, I.B Bicheva, N.V. Ivanova [et al] // Revista inclusions. - 2020. - V.7 - P. 158-173.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Минаев Станислав Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕМА В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ

Аннотация. Данная статья содержит краткий обзор исторических предпосылок и характерных особенностей развития методов обучения изображению объема на плоскости. Также, в статье содержится научно-методическое обоснование необходимости развития и совершенствования методов и приемов интерпретации реальных объектов в условно-плоскостное изображение, претендующее на некий образ подобия с реальными формами. В связи с чем, обретает особую актуальность проблема развития профессионального художественного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей. В ходе изучения классических и современных исследований проблемы становления и совершенствования методов объемно-конструктивного рисунка автором выявлены определенные закономерности и компоненты. Эти закономерности необходимы для эффективного развития способности анализировать и выявлять в реальных объектах специфическую информацию. Эта информация становится опорой в построении условного подобия объемов и форм (объемно-конструктивный рисунок). Анализ трудов, посвященных развитию методов и приемов интерпретации, реально воспринимаемых объемов и форм в их условное изображение, позволил определить направление и характер педагогических воздействий в целях эффективного решения проблемы активизации процесса осмысленного, целенаправленного восприятия и изображения. Автор настаивает на том, что осведомленность студентов в методологии изображения напрямую является фактором успешного обучения академическому рисунку. Поскольку, таким образом повышается уровень осмысленности и целенаправленности процесса изображения. При этом объемно конструктивный рисунок, в силу специфики своих методов и приемов, занимает особое место в процессе развития осознанного целенаправленного восприятия и изображения. Рассматривая объект с разных сторон, ученик обогащает свои знания о натуре. Распространенной ошибкой является то, что рисующий, как правило, воспринимает объект с одной точки. В данном случае, упускается из виду основной методологический постулат рисования, изображать не только то, что мы видим, но и то, что мы понимаем в изображаемом объекте. В кратком исследовании выявлены предпосылки развития способности к трансформации объектов восприятия в условное плоскостное изображение (объемно-конструктивный рисунок). Автор пришел к заключению, что процесс выполнения студентами краткосрочных упражнений, направленных на развитие специальных способностей художника должен сопровождаться педагогическими установками, стимулирующими активность и направленность восприятия студента.

Ключевые слова: осознанное изображение, линейная перспектива, объем и плоскость, интерпретация, целенаправленное восприятие, пространственное мышление, целостное восприятие, художественное видение, опорные точки изображения.

Annotation. This article contains a brief overview of the historical background and characteristic features of the development of methods for teaching the image of volume on a plane. Also, the article contains a scientific and methodological justification for the need to develop and improve the methods and techniques for interpreting real objects into a conditionally planar image, which claims to be a kind of image of similarity with real forms. In this connection, the problem of developing professional artistic perception among students of artistic and pedagogical specialties acquires particular relevance. In the course of studying classical and modern studies of the problem of the formation and improvement of the methods of volumetric-constructive drawing, the author revealed certain patterns and components. These patterns are necessary for the effective development of the ability to analyze and identify specific information in real objects. This information becomes a support in the construction of a conditional similarity of volumes and shapes (volume-constructive drawing). An analysis of the works devoted to the development of methods and techniques of interpretation, actually perceived volumes and forms in their conditional image, made it possible to determine the direction and nature of pedagogical influences in order to effectively solve the problem of activating the process of meaningful, purposeful perception and image. The author insists that students' awareness of the methodology of the image is directly a factor in the successful teaching of academic drawing. Because, in this way, the level of meaningfulness and purposefulness of the image process increases. At the same time, a volumetric constructive drawing, due to the specifics of its methods and techniques, occupies a special place in the process of developing conscious, purposeful perception and image. By examining an object from different angles, the student enriches his knowledge of nature. A common mistake is that the painter, as a rule, perceives the object from one point. In this case, the main methodological postulate of drawing is overlooked, to depict not only what we see, but also what we understand in the depicted object. In a brief study, the prerequisites for the development of the ability to transform objects of perception into a conditional planar image (volume-constructive drawing) are revealed. The author came to the conclusion that the process of students performing short-term exercises aimed at developing the special abilities of the artist should be accompanied by pedagogical guidelines that stimulate the activity and orientation of the student's perception.

Key words: conscious image, linear perspective, volume and plane, interpretation, purposeful perception, spatial thinking, holistic perception, artistic vision, image reference points.

Введение. Вопрос подготовки квалифицированных художников-педагогов, владеющих эффективными методиками обучения студентов академическому рисунку актуален на современном этапе развития общества. Важнейшими аспектами профессиональной подготовки будущих художников-педагогов выступают качество и уровень развития способности анализировать и выявлять информацию, позволяющую создавать условное изображение, способное убеждать в иллюзии пространства и объемных форм.

Проблема интерпретации объема на плоскости не нова. Уже в наскальных культовых рисунках людей, мы видим стремление древнего художника передать на плоскости, доступными ему средствами, важную информацию; о пространстве, масштабе, форме, пропорциях. Впоследствии эти навыки развивались и дополнялись новыми техническими приемами и со временем, оформились в определенные методы адекватного изображения реальных объектов и пространства.

В наше время, каждый педагог понимает, что для успешного и эффективного обучения изобразительному искусству, учащимся необходимо знать теоретические основы изобразительной грамоты. Уделяя особое внимание объемно-конструктивному, структурному изображению объектов, их анализу, учащийся развивается в направлении осмысленного рисования, развивая необходимые основы профессионального восприятия и изображения. Данная проблема, осмысленного научного подхода в обучении рисунку, весьма актуальна для участников образовательного процесса на художественно-педагогических профилях. «Рисование... такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать.» - писал выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков. Искусство рисования - удивительный процесс, в котором художник становится «иллюзионистом», изображая трехмерное пространство на плоскости листа [11, С. 334].

Актуальность данного исследования состоит в том, что все большее влияние новых средств визуальной коммуникации, появление новых цифровых технологий, предлагающих возможности простого и эффектного копирования любого материала, в любой технике, оказывают серьезное негативное воздействие, не только на начинающих любителей искусства. Немалая часть профессионалов, в наше время, использует подобные приемы и технологии, причем, не только как легкую и быструю форму заработка, но также, и в процессе обучения основам изобразительного искусства. Как следствие, это ведет к заметному снижению уровня профессиональной подготовки художников и педагогов.

Изложение основного материала статьи. Известно, что воспринимать абсолютно все человек не в состоянии. Из этого следует, что рисующий, вынужден в процессе восприятия выявлять и отбирать определенные значимые закономерности в изображаемом объекте. Для достижения выразительного непротиворечивого графического образа достаточно знать особенности инвариантов (постоянных). По мере упражнений и тренировок, восприятие учащихся становится более чувствительным, неясные до этого детали становятся более отчетливыми, заметными. В связи с этим, вопрос методологии становится ключевым в практике обучения изобразительному искусству. Один из наиболее значительных трудов Альбрехта Дюрера посвящен учению о пропорциях человеческого тела и особую ценность для обучения рисунку представляет разработанный Дюрером метод обобщения («обрубовки») формы. Этот метод Дюрера, по сей день, является одним из наиболее эффективных методов обучения осмысленному рисованию с натуры, основой обучения объемно-конструктивному академическому рисунку.

Серьезного внимания заслуживает, проверенная временем методика обучения рисунку А.П. Сапожникова («Курс рисования»,1834 г.). Значение метода А.П. Сапожникова в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, основой метода, является анализ формы. Помимо, непосредственно навыков рисования, предложенный Сапожниковым метод «проволочного каркаса» эффективно способствовал развитию пространственного восприятия и мышления. Этой цели служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм предметов, их перспективное видоизменение и основную конструкцию. «Бывшая поставленная рядом и в том же повороте с гипсовою головою, служащей для образца, она может пояснить перспективное изменение частей, ее составляющих» [10, С. 156]. По учебнику А.П. Сапожникова в России, училось рисовать ни одно поколение воспитанников реальных училищ и кадетских корпусов. Как известно, многие русские офицеры хорошо рисовали, а некоторые стали известными художниками (П.А. Федотов, В.В. Верещагин).

Несомненный интерес, для преподавателей и учащихся, представляет научное исследование А.И. Иконникова, посвященное проблемам обучения объемно-конструктивному академическому рисунку на художественных факультетах педагогических вузов. Педагог отмечает, что используя метод «обрубовки», можно с легкостью найти стыки форм, опорные точки, почувствовать и понять конструкцию. Благодаря данному методу студент имеет возможность при минимальном

количестве академических часов понять конструктивные закономерности натуры; как одна форма вставляется или переходит в другую, какова конструкция всей формы, опорные пункты модели. Линии должны быть связаны друг с другом. На рисунке линия может передавать как выступ, так и уступ. Главную информацию несут не сами линии, а их пересечения. Так как рисование с натуры не является копированием, то учащемуся достаточно только передать инварианты, вынесенные сознанием.

С начальных этапов обучения академическому рисунку, педагогу необходимо подчеркивать роль метода обобщения в изображении. С этой целью необходимо обратить внимание на методику Д.Н. Кардовского, где педагог настраивал обучающихся на выявление в натуре геометрических форм (нос - призма, ограниченная четырьмя плоскостями). После комплексного перевода натуры в геометрический вид можно переходить к деталям. Данный метод помогает находить структурные и конструктивные закономерности в натуре, «поставить глаз» студента. При изображении сложного объекта зачастую бывает затруднительно сразу отобразить всю форму в законченном виде. Увидеть, прочувствовать и понять конструкцию предметов поначалу, бывает очень сложно. Поэтому будет оправдана целесообразность использования различных упрощений формы и в восприятии, и в изображении. «Изучающий рисунок должен в своей работе руководствоваться формой», - говорил Д.Н. Кардовский [7, С. 97].

Методы обучения рисунку П.П. Чистякова представляют особый интерес и значение, поскольку он вырастил целую плеяду выдающихся русских художников (И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Е. Савинский, Д.Н. Кардовский).

Из воспоминаний Д.Н. Кардовского, известно, что П.П. Чистяков советовал не заниматься отделкой, а все внимание направлять на конструктивное содержание натуры. Он требовал рисовать конструктивные наброски с натуры, целью которых было передать характер движения форм. В целом получается «ящикообразная» форма в тоне. Первое упражнение по изучению законов рисунка Чистяков называет упражнением на изображение «линии на плоскости» и «линии в пространстве». Это упражнение, повторенное обязательно несколько раз, «пока не станет ясна задача», развивалось последующими заданиями, в которых уже ставилась задача передачи определенной материальной формы. Первые из них заключались в изображении всего лишь карандаша. Рисование головы П.П. Чистяков считал одним из важнейших этапов обучения. Всякий объем, как трактует его Чистяков, ограничен плоскостями, каждая из которых занимает свое особое положение. Их определение в натуре и последующее перенесение на бумагу и есть построение формы («плоскости лепят форму»). Кроме того, впечатление объемности создается светотеневыми отношениями, а это значит, что построение формы нужно вести, сразу определяя плоскости в тоне.

Стоит отметить, что, благодаря свойствам восприятия, видов инвариантов в изображении достаточно много, так как учащиеся не могут воспринимать мир отдельно (вид сзади, спереди, сверху), а видят окружающий мир целостно и постоянно.

Ориентирование по координатам - этот прием подразумевает применение горизонтали и вертикали при работе над рисунком. Прием часто используется в самом начале работы, но вполне возможна периодическая проверка изображения по этим координатам и на последних этапах. Точность ориентировки по вертикали и горизонтали напрямую зависит от расположения плоскости и кадра листа бумаги, а также расположения самого художника. На восприятие координат влияют такие моменты, как движение и наклон изображаемой натуры, распределение масс формы, направление линий контура, неожиданные перспективные ракурсы. Все это следует не забывать на начальном этапе работы. Часто только на завершающем этапе работы студенты замечают свои ошибки и погрешности.

Метод сравнения универсален. Он включает в себя различные виды сравнений; сопоставление пропорций, изучение светотеневых законов. Этот древнейший метод применялся еще в Древнем Египте. Метод сравнения основывается на постоянном сопоставлении изображаемой натуры со своим собственным рисунком, сравнением объектов изображения с другими предметами и анализ их отдельных составных частей.

Чтобы решить проблему преодоления «плоскостности» изображения пятен и линий на листе бумаги, нужно тщательно изучить форму предмета и его положение в пространстве. Поэтому, в академическом рисунке необходим конструктивно-пространственный анализ объекта: то есть выявить форму, взаиморасположение частей и целого в пространстве. Использование метода конструктивно-пространственного анализа помогает неопытному художнику лучше изучить изображаемый предмет.

Компоненты конструктивно-пространственного анализа:

1. Сравнение натуры с геометрическими телами.

2. Изучение законов линейной перспективы.

3. Изучение пластической анатомии человека и животных, пластики линейных форм.

В основе многообразия форм предметного мира лежит небольшая группа геометрических тел - шар, призма, пирамида, конус и прочие многогранные фигуры. Чтобы точнее изобразить конструкцию и объемную форму предмета, его необходимо сопоставить, с геометрическими телами, расчленить и затем обобщить. Так обобщение очень помогает в определении большого света и большой тени в рисунке после детальной проработки в стадии обобщения.

Метод образного анализа самый точный, имеющий преимущество перед другими методами изображения объема. В академическом рисунке художника образ играет существенную роль. Развитие образного восприятия, творческого подхода к рисованию с натуры является базисом реалистичного рисунка. Курс академического рисунка ставит своей целью не только развитие художественного вкуса и образного мышления у студентов, но и овладение методом образного анализа натуры. Если вести речь о целостности изображения, о завершенности рисунка, о подходе к решению образной задачи, то метод образного анализа будет перерастать в метод образного обобщения. Под этим определением понимается процесс образного мышления, который приводит к выделению общего, существенного в явлениях, к познанию объективных закономерностей действительности в художественной форме. Образное решение рисунка сильно зависит от техники рисования и изобразительных материалов, поэтому их выбирают в зависимости от задуманного образного решения.

С понятием образа в работах над портретом, а именно изображением человека с натуры, художник сталкивается постоянно. Поэтому, решая задачи учебного рисунка, одновременно необходимо развивать в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, характер. Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее в целом. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте. Развивать этот навык «объемного представления» помогают рисование по памяти и воображению. «Важное значение для желающего овладеть рисунком имеет всестороннее изучение и передача предметов не только с натуры, но и по памяти и воображению», - утверждает художник-педагог В.А. Петров. [9, С. 88].

Грубой ошибкой начинающих художников является не структурированность работы над изображением. Данную мысль полностью раскрывает А.И. Иконников: «Процесс изобразительной деятельности заключается в общих чертах в последовательном решении ряда конкретных задач. В каждый данный момент студент должен мысленно, а затем и при

помощи карандаша ответить на тот или иной вопрос, поставленный им самим или вытекающий непосредственно из особенностей натуры. Только на этой основе может успешно осуществляться активное познание студентом действительности и успешно выполняться изобразительная, творческая деятельность» [3, С. 48]. Неоспоримым мнением педагога является то, что без целесообразности в работе теряется смысл познания, что влияет на итоговое качество работы и рисунка. Перед началом практической деятельности учащийся обязан знать теоретические основы перспективы, пластической анатомии, светотени, на начальном уровне. Разнообразные задания будут способствовать углублению, обогащению знаний, развитию точных навыков. В начале работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения. Здесь особое внимание следует уделять связи головы с шеей и плечевым поясом, без чего сложно добиться правильного пластического построения. В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь рисовальщик идет путем анализа, детализации. В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.

Обязательными терминами, необходимыми для понимания при работе с натуры в академическом рисунке, должны быть: цель, структура, методы изображения, перспектива, освещение, образ. Необходимо также знать графические приемы, способствующие передаче иллюзии пространства и объема изображаемого в целом, иметь представление о том, как с помощью тени передать округлость предмета, выступающие поверхности. У профессионального художника формируется образ представления не только видимых поверхностей натуры, но и невидимых, что способствует более адекватному изображению. Все объемные предметы должны «выныривать из пространства» [3, С. 59], а для достижения данного результата процесс изображения должен быть осознанным, целенаправленным, свободным от пассивного натуралистического срисовывания.

Выводы. Исследование методов изображения, реально воспринимаемого объема и пространства на изобразительной плоскости, средствами объемно-конструктивного рисунка, позволяет сделать вывод о том, что рисование с натуры дает возможность осмыслить принципы построения объемной формы на двухмерной плоскости, развивает объемно-пространственные представления.

Важным аспектом на пути совершенствования методики обучения объемно-конструктивному рисунку, является проблема интеграции специальных дисциплин; рисунка, скульптуры и пластической анатомии.

Отметим, что в познании объема предметов большую роль играют навыки скульптурной деятельности. Педагогам известен факт необходимой наглядности на занятиях, а объемная натура дает более полноценную информацию о себе. Важным моментом является обучение студентов навыкам работы с предоставленной информацией (смотреть на натуру с нескольких точек, сопоставлять и сравнивать, находить опорные точки, смотреть на натуру в целом, и уделять ей достаточное количество времени). Знание методов изображения объемно-конструктивного рисунка, способствует точному выбору поставленной задачи. Трудно не согласиться с утверждением педагога И.А. Башкатова о том, что «интеграция различных дисциплин в художественно-педагогическом образовании значительно стимулирует познавательную и творческую деятельность обучаемых, а также формирует целостное представление об изображаемом объекте. Таким образом, очевидно, что, выявление неиспользованных резервов, существующих в интеграционном процессе специфических изобразительных и выразительных средств рисунка, скульптуры и пластической анатомии является актуальной проблемой современной дидактики художественно-педагогического образования» [2, С. 5].

Убедительно звучит утверждение педагога А.И. Иконникова - «Мы считаем, что для педагогической практики обучения учебному рисунку на художественно-графических факультетах педвузов важно понимание законов психологии, психической жизни, а не просто знание фактов или описание тех или иных психических процессов или качеств учащегося» [4. С. 4].

Художественная педагогика, рассматривает в основном вопросы профессиональной подготовки художника. Необходимость перестройки обыденного восприятия студента на целостное художественное восприятие выпадает из образовательных задач художников-педагогов, или же решается ими попутно, не получая при этом должного научно-теоретического и методического оснований. Современные достижения в области художественной педагогики, психологии творчества, художественной практики, новые веяния в искусстве, обуславливают разработку современных подходов в обучении и модернизации процесса развития целостного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей. «Целостное восприятие действительности, в современной интерпретации, выступает основным принципом изобразительного искусства, позволяющим одновременно и синкретично воспринимать предметы изображения и само изображение в их единстве и взаимообусловленности, многообразии форм, качеств и свойств» [8, С. 277].

Следует особо подчеркнуть, что указанные выше специальные навыки изобразительной деятельности формируются, и эффективно развиваются, в процессе рисования с натуры.

Литература:

1. Антилогова, Л.Н. Совершенствование методики обучения объемно-конструктивному академическому рисунку студентов художественно-графических факультетов вузов / Л.Н. Антилогова, А.И. Иконников // Омский научный вестник. -2012. - №3(109). - С. 213-218.

2. Башкатов, И.А. Интеграция специальных дисциплин (рисунка, скульптуры и пластической анатомии) в процессе художественно-педагогического образования.: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Башкатов Иван Александрович. -Омск, 2018.

3. Иконников, А.И. Проблемы обучения объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов / А.И. Иконников. - Хабаровск: пед. ин-т, 1990.

4. Иконников, А.И. Учебный рисунок: [монография] / А.И. Иконников. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017.

5. Кардовский, Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию / Д.Н. Кардовский - М.: Искусство, 1938.

6. Минаев, С.А. Особенности формирования целостного восприятия у студентов художественно-графических факультетов при обучении академическому рисунку (психолого-физиологический аспект проблемы). [Текст] / С.А. Минаев // Омский научный вестник. - 2010. - №5(91). - С. 177-181.

7. Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка / Н.Г. Ли - М.: Эксмо, 2008.

8. Павленкович, О.Б. Развитие целостного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей (статья) / О.Б. Павленкович, С.А. Минаев // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 4. - С. 275-279.

9. Петров, В.А. Вопрос применимости классических методик преподавания в наши дни / В.А. Петров // Проблемы академического рисунка в современной системе образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-28 окт. 2016, г. Омск / Омск. гос. технич. ун-т, Институт дизайна и технологий. - Омск: ОмГТУ, 2016. - С. 87-93.

10. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / А.П. Сапожников. - М.: ЭКСМО, 2013.

11. Филиппова, Л.С. Применение принципа «от общего к частному» в подготовке начинающего художника к пленэрной практике» / Л.С. Филиппова // Историческая и социально-образовательная мысль. - Выпуск № 6-2. - Т.7. - 2015.

Педагогика

УДК 371.3:808.5

кандидат филологических наук, доцент Мокренцов Денис Сергеевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВАЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития языковых способностей обучающихся. Представлены основные способы обогащения словарного запаса обучающегося речевыми средствами. Определяются пути формирования нормативной речи, в процессе системного и грамотного изучения родного языка.

Ключевые слова: языковые способности, языковая норма, словарный запас, языковая единица, развитие речи.

Annotation. The article discusses the features of the development of language abilities of students. The main ways of enriching the learner's vocabulary with speech means are presented. The ways of formation of normative speech in the process of systematic and competent study of the native language are determined.

Key words: language abilities, language norm, vocabulary, language unit, speech development.

Введение. Эффективность речевого развития обучающихся в значительной мере зависит от учета данных современной психологии и психолингвистики. Структура речевой деятельности включает в себя четыре фазы: ориентирование, планирование, реализацию, контроль.

Содержание работы по формированию коммуникативных умений включает в себя обогащение языковых средств обучающихся. В работе над обогащением обучающихся языковыми средствами условно выделяются три направления: 1) обогащение обучающихся словами, их значениями и формами; 2) обогащение обучающихся грамматическими конструкциями; 3) формирование умения пользоваться языковыми средствами в речевой практике.

Организация учебно-научного общения должна опираться на положение методики обучения языку, целью которой является формирование у обучающихся умений и навыков выделять, понимать значение языковых единиц-носителей концептов и коммуникативно оправданно использовать их в собственной речевой практике.

Также в методике уже определились и основные принципы по развитию речи. К таким принципам относятся: единство развития речи и мышления, связь устной и письменной речи, связь работы по развитию речи с изучением теоретических разделов учебной программы, связь развития речи с изучением литературы и других предметов.

Изложение основного материала статьи. Развитие языковых способностей обучающихся.

Любая деятельность требует от человека ряда взаимосвязанных способностей. Способности - это «устойчивые индивидуальные психологические особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности» [5, С. 410]. Языковые способности связаны с особенностями различных психических процессов (особенности фонемного слуха, скорость реакции на речевую ситуацию, чувство эстетичной оценки выразительных средств языка и др.), которые происходят в психике человека и формируются на базе его эмоционально-волевых качеств (образная память, обобщенное восприятие языковых явлений в единстве значения и формы, быстрое и широкое обобщение лингвистических понятий и тому подобное).

В современной психолингвистике в структуре языковых способностей выделяются такие компоненты, как мягкость наследования, тонкость чувства языка, словесная память, скорость усвоения и практическое использование языкового материала [4, С. 237]. Кроме названных компонентов языковых способностей выделяются языковая наблюдательность, воображение, соответствующие знания, умения и навыки и, в частности, так называемое лингвистическое мышление, образная память (запоминание образных выражений, высказываний), образное мышление (склонность к языковой метафоризации), способность к творческой и выразительной речи. Если правильно организована необходимая деятельность для развития языковых способностей, то под воздействием обучения и воспитания они будут формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Если не будет условий для формирования и развития языковых способностей, этот процесс может не состояться. Слабое развитие одних способностей может быть компенсировано за счет развития других, а также может быть переборот настойчивым трудом, напряжением творческих сил.

Способности зависят от знаний, умений и навыков из родного языка, но в то же время знание, умение и навыки зависят от способностей к усвоению родного языка, от качества учебы и индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Например, в процессе приобретения лингвистических знаний, умений и навыков развиваются такие языковые способности, как гибкость умственных процессов в лингвистической деятельности над языковым материалом, способность к быстрому и широкому обобщению лингвистических понятий, отношений между ними и действий с ними. В то же время при наличии хорошей лингвистической и речевой памяти успешно развиваются способности к словесно-логическому способу действия, овладение знаниями, умениями и навыками в сфере родного языка происходит легче, быстрее и более успешно.

Большую роль в развитии языковых способностей играют естественные предпосылки, однако «учеба и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности» [4, С. 239]. Вот почему, относительно учебных способностей, говорят об учебных возможностях, которые характеризуют общие умственные способности к усвоению учебной программы, и о специальных способностях, которые проявляются в процессе обучения родному языку и стимулируют или замедляют влияние на развитие умения осмыслено воспринимать и строить устный и письменный текст, опираясь на языковое чувство, речевую память, богатые языковые ассоциации, интуитивную реакцию на отклонение от нормы, систему интуитивных представлений о функционировании лингвистических единиц разного уровня (фонетического, лексического, грамматического), тонкую дифференциацию языковых единиц в речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.