DOI: 10.12737/23479
Шабанова М.М., д-р экон. наук, проф., Атуева Э.Б., канд. экон. наук, доц., Гасанова Н.М., канд. экон. наук, доц. Дагестанский государственный технический университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
enara555@yandex. ™
Анализ мировой практики показывает, что успех инновационной деятельности компаний во многом зависит от всестороннего, глубокого изучения инвестором жизненного цикла проекта, проведения тщательной оценки и экономического обоснования инвестиционного проекта в строительстве. На сегодняшний день в России в управлении инвестициями строительства существует острая необходимость усиления инновационной направленности, поскольку инновационное развитие строительной отрасли способствует экономическому и социальному подъему страны в целом. Однако существуют определенные проблемы с привлечением инвестиций с инновационной направленностью в строительную сферу и, прежде всего, это связанно с высокими рисками применения новых технологий, отсутствием необходимого уровня квалификации работников, длительным процессом внедрения. Для определения привлекательности инвестиций с инновационной направленностью экономисты применяют различные подходы к оценке. В данном исследовании проводится анализ существующих методик оценки инновационно-инвестиционных проектов в строительстве, выявляются недостатки и предлагаются меры по их устранению.
Ключевые слова: экономика, строительство, инновационно-инвестиционная политика, проектирование, предпринимательство, оценка эффективности проекта.
Введение. Строительство выступает одной из важнейших и крупных отраслей, связанных с макроэкономической политикой страны и регионов. Из всех отраслей экономики строительство отличают первостепенная роль и особое значение, поскольку результатом его функционирования становится множество государственных, частных, жилых, промышленных и иных зданий и сооружений. Показатель развития страны во многом зависит именно от состояния строительной отрасли.
Сегодня все больше внимания уделяется экономической эффективности отрасли строительства.
Аспект совершенствования существующей системы организации инновационно-
инвестиционной деятельности предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях экономики является довольно важной для строительной сферы. Оценка состояния экономики Республики Дагестан отражает определенные специфические проблемы инвестиционной активности в отрасли строительства в динамике последних лет. В законодательных актах федерального и регионального уровней постоянно отмечается необходимость усиления инвестиционного процесса с инновационной направленностью в сфере строительства, тем не менее значительных результатов в данном сегменте рынка в регионе пока не наблюдается.
Текущие тенденции развития экономики Дагестана, характеризующиеся отсутствием достаточного инвестиционного притока по ряду направлений, обусловлены более разумным, нежели раньше, подходом со стороны потенциальных инвесторов к оценке рентабельности реализации того или иного проекта, особенно в случаях применения нетрадиционных подходов, решений, новых идей и материалов. Подобные тенденции характерны и для строительной отрасли. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость анализа существующих и разработки новых методик оценки эффективности инновационных проектов в сфере строительства [15].
Республика Дагестан - один из регионов России, нуждающийся в динамичных изменениях, обладающий определенным потенциалом для реализации инвестиционных и инновационных проектов.
На уровне ведомств республики, ответственных за развитие отрасли строительства, имеют место недоработки в обосновании важности реализации подготавливаемых региональных инвестиционно-строительных проектов. Составляющими элементами подобной оценки выступает поиск направлений повышения экономической эффективности проектов, требующих дальнейшего развития и совершенствования. Также отсутствуют разработанные пути
снижения инвестиционного риска и повышения инвестиционного потенциала региона. Указанные факторы и определяют направления, требующие научных исследований.
Первостепенное значение для руководства республики имеет максимальное увеличение значимости инвестиционно-строительного проектирования, что является особенно актуальным в тех условиях, когда строительная отрасль ориентируется на интенсивный путь развития. Рычаги инвестиционной политики республики сегодня почти все сконцентрированы на уровне Агентства по предпринимательству и инвестициям РД. И основной задачей Агентства является увеличение величины валового регионального продукта, производимого предпринимателями и инвесторами в Республике Дагестан. В Реестр инвестиционных проектов республики входят 62 проекта на сумму более 202 млрд рублей. [7] В Дагестане реализуется восемь инвестиционных проектов в сфере строительства на сумму более 27 млрд 400 млн рублей, сообщили РИА «Дагестан» в Минстрое РД. В 2015 году в республике реализовано 11 инвестиционных проектов на общую сумму 17 млрд 159 млн. рублей. В рамках реализации данных проектов создано 770 рабочих мест. Сегодня отрасль объединяет более 4 тысяч предприятий и организаций. В республике одновременно ведется строительство более 15 тысяч объектов, в том числе порядка 760 многоэтажных жилых домов, 304 объекта общественного назначения, 26 объектов инфраструктуры, более 20 объектов спортивно-оздоровительного назначения и т.д. Все это говорит о том, что потребность республики в инвестициях в строительство и увеличение производимой строительной продукции из года в год только возрастает [7, 10].
Руководство республики определило перспективы развития инновационных конкурентоспособных производств строительной продукции, что является главной целью каждого реализуемого в республике инвестиционного проекта в данной сфере. Здесь предусмотрено дальнейшее инновационное развитие деятельности завода по производству гипса и гипсосодержащих материалов стоимостью 1 млрд 700 млн рублей, из которых значительная доля (более 1 млрд рублей) - привлекаемые внебюджетные средства; строительство цементного завода стоимостью 21 млрд рублей - в силу высоких потребностей в республике в цементе и его импортом из Ирана. Также завершена реализация еще одного инвестиционного проекта ООО «Евроре-сурс» по выпуску цемента. В Махачкале завершена реконструкция завода ОАО «Завод железобетонных конструкций» - «Стройдеталь» в
рамках реализации инвестиционного проекта «Комплексная производственная установка для изготовления сборных элементов домов» с участием немецкой фирмы ЕРС Engineering Consulting. Мощности завода после реализации проекта позволят выпускать сборные элементы жилых домов экономического класса на 60 тысяч квадратных метров жилья в год. [6] Недавно открыт завод ООО «Мараби» по производству и реализации керамической и гранитной плитки -масштабное инновационное предприятие, позволяющее удовлетворить потребности в данной продукции не только региона. Продукция завода «Мараби» будет поставляться в регионы СКФО, а также в Москву. В планах - поставки в Казахстан и Азербайджан [9].
Для поддержки инвестиционных проектов и размещения их в местах с готовой инфраструктурой, в республике проведена значительная работа по созданию 16 инвестиционных площадок. Также создано два индустриальных парка: парк «Тюбе» в Кумторкалинском районе и частный индустриальный парк «Кристалл Сити» в Каспийске. В Дагестане в настоящее время полностью сформирована законодательная база по поддержке и защите инвестиционной деятельности. В частности, принят закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан». В соответствии с ним осуществляется государственная поддержка в форме налоговых льгот на срок до пяти лет, субсидирование части процентной ставки по привлекаемому банковскому кредиту, предоставление государственных гарантий в обеспечении возврата заемных средств, привлекаемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов, льгот при аренде объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан, а также предоставление нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. Указанные формы государственной поддержки предусмотрены для инвестиционных проектов, получивших статус приоритетного инвестиционного проекта Республики Дагестан. Также предоставляется государственная поддержка в форме финансирования разработки бизнес-планов и компенсации части затрат на разработку проектно-сметной документации инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в приоритетных отраслях экономики республики. Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность республики, являются выгодное географическое положение и важнейшее геополитическое значение для России, высокая обеспеченность республики собственными энер-
гоносителями (электроэнергия, нефть, газ), развитая транспортная инфраструктура (железнодорожный транспорт, автомобильные магистрали федерального значения, международный аэропорт, морской порт, трубопроводные сети -участие в функционировании транспортных коридоров Север-Юг и Восток-Запад). Помимо этого, Дагестан привлекает инвесторов наличием нормативно-правовой базы, обеспечивающей необходимые условия для инвестиционной деятельности, наличием свободных земель сельскохозяйственного значения, производственных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой, высоким природно-ресурсным потенциалом (значительные запасы невостребованных минерально-сырьевых ресурсов, углеводородного сырья - нефти и газа). Среди факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность, также можно назвать высокий ту-ристско-рекреационный потенциал (морское побережье, горные и предгорные районы, концентрация бальнеологических ресурсов на небольшой территории), наличие квалифицированной рабочей силы и экономически активного населения, развитая сеть высших и средних специальных образовательных учреждений, обладающих научно-исследовательским потенциалом и высокая обеспеченность республики связью и телекоммуникациями. В настоящее время в республике разработано огромное количество инвестиционных проектов, львиная доля которых приходится на сферу промышленности и агропромышленный сектор [13].
Порядка 200 млн рублей получит Республика Дагестан на поддержку малого и среднего предпринимательства [14].
Важно отметить, что масштабы инвестиций в строительную отрасль РД в 2015 году составили около 124 млрд. рублей (для сравнения, в 2014 году рост составил 6,6 %), что является лучшим показателем в СКФО, а по стране республика занимает 14-е место среди всех субъектов РФ.
Кроме этого, производство строительных материалов, изделий и конструкции в прошлом году выросло на 12,4 %. В данной сфере в прошлом году также был реализован ряд инвестиционных проектов [8].
Методика. Важно определение привлекательности инвестиций в инновационном строительстве на основе разработки подхода, основанного на совокупности факторов, а также проведение оценки эффективности инвестиционно-инновационного проектирования в данной отрасли.
Основная часть. В современной научной литературе в последнее время все больше вни-
мания уделяется вопросам оценки и обоснованности инвестиционных предпринимательских проектов в строительной отрасли. Это можно обусловить такими факторами, как недостаточность финансовых ресурсов, которыми обладают субъекты предпринимательства, с одной стороны, и повышенным вниманием к требованиям обоснованности рыночной и иной стоимости объектов недвижимости, с другой.
Процессу реализации инновационных и инвестиционных процессов в строительной сфере сопутствуют определенные проблемы [5]:
- отсутствие стремления проектировщиков, строителей, архитекторов применять в своей работе современные инновационные технологии (это объясняется повышенным риском применения новых технологий без необходимого нормативно-технического и законодательного закрепления);
- низкий уровень квалификации сотрудников предприятия в области инновационного менеджмента;
- длительность процесса внедрения инноваций и их низкая оплата в отрасли строительства.
Отрицательно сказывается на прилив инвестиций инновационного характера в строительную сферу также административные барьеры и коррупция на всех этапах строительства; низкое качество используемых в строительстве материалов (большинство из которых выполнено по устаревшим ГОСТам и СНИПам или без их учета).
Неблагоприятно к инновациям в инвестиционном проектировании в строительной отрасли настроены и потребители, поскольку они боятся любых изменений в данной сфере и предпочитают традиционные технологии строительства.
Отсутствует мотивация к инновационному прорыву и у застройщиков. В условиях, когда спрос превышает предложение, они способны продать даже самую низкокачественную строительную продукцию и выручить от продажи немалые деньги.
По данным обследования деловой активности строительных организаций, проведенному в 2014 году, индекс предпринимательской уверенности в строительстве в IV квартале 2014 года составил 1 %. В то время как в 2012 году он составлял 2,5 %. Резко сократилась и численность занятых в строительстве. В 2015-2016 году эти тенденции продолжились. [2]
Для инновационно-инвестиционного стар-тапа в предпринимательстве в строительной сфере, в первую очередь, необходимы экономические стимулы, налоговые льготы, гранты, суб-
сидии. На инновационную атмосферу в инвестиционном проектировании может повлиять умеренное государственное воздействие, которое могло бы снять нормативные барьеры, а также повлиять на предубеждения против инновационных внедрений в инвестиционное проектирование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов РФ, имеющих право на получение господдержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры
Государственная поддерж
индустриальных парков и технопарков» [11] определены виды государственной поддержки из федерального бюджета на финансирование мероприятий по созданию индустриального (промышленного) парка в целях подведения к границе частного промышленного парка сетей инженерной инфраструктуры, технологического присоединения (подключения) к объектам электросетевого хозяйства, строительства объектов инфраструктуры, инженерной подготовки в границах земельного участка (табл. 1) [4].
Таблица 1
индустриальных парков
Вид государственной поддержки Объем и источник господдержки
Субсидии субъектам на возмещение затрат, связанных с созданием инфраструктуры индустриальных парков находящихся в государственной собственности. 100% налога на прибыль организаций, 50 % НДС, 50 % акцизов на автомобили и мотоциклы, а также 50 % ввозных таможенных пошлин.
Субсидии в целях возмещения части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат на уплату процентов по кредитам, полученным российскими организациями - специализированными управляющими компаниями, осуществляющими деятельность по управлению индустриальным парком. Объем субсидирования процентной ставки по кредиту (доля от ставки рефинансирования ЦБ РФ) - 90 %. Предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор инвестиционных проектов, предусматривающих, в том числе капитальное строительство объектов инфраструктуры и промышленности.
Субсидии субъектам РФ на софинансирование обязательств бюджетов субъектов РФ по предоставлению субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры индустриальных парков, понесенных в 2014 - 2020 годах. Компенсация части затрат на реализацию инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры, понесенных в 2014 - 2020 годах, и на осуществление бюджетных инвестиций субъектов РФ в объекты госсобственности, относящиеся к инфраструктуре индустриальных парков.
В инвестиционном строительстве для оптимальной реализации проектов необходимо конкретное обоснование эффективности внедрения инноваций для того, чтобы быть уверенным в том, что сумма инвестируемых финансовых средств не превысит желаемого дохода от инвестиций.
На решение инвестора о начале инвестиционного проекта в строительстве влияет большое количество внешних и внутренних факторов и связанные с ними риски: социальный, потребительский, экологический, кадровый, финансовый, производственный и другие. Каждый из указанных факторов характеризуется совокупностью показателей, которые определяют инвестиционную привлекательность проектов.
Таким образом, на этапе экономических отношений ученые-экономисты для определения привлекательности инвестиций в инновационном строительстве применяют подход, основанный на совокупности общественно-политических, социальных, природных, хозяйственных и психологических факторов. Данная методика оценки эффективности инвестиционно-инновационного проектирования основыва-
ется на использовании интегрального показателя эффективности инвестиционно-инновационного строительства [3].
ЭИИВ = (К х Ln + L2n) / £ Ь , (1)
1=1
где ИИК - интегральный показатель оценки эффективности инновационно-инвестиционных вложений в строительство; Кь Кп - показатели экологические, экономические, социальные и др.; Ll, - веса показателей.
Интервал частных показателей колеблется от 0 до 10 000. Таким образом, чем выше показатель ЭИИВ, тем более привлекательной является отрасль выбранного региона.
Однако данная методика оценки имеет определенный недостаток, связанный с отсутствием фактических данных по отрасли, информации в сравнении привлекательности одного региона над другими, рискованности одного региона по сравнению с другими, причем разница может быть как незначительной, так и достаточно весомой.
Современные ученые-экономисты и аналитики, изучив данную методику, предложили
альтернативный вариант оценки эффективности инновационно-инвестиционной привлекательности проекта, как формулу, состоящую из рисковой и экономической составляющей.
ИИП = ЭС х (1 - РС), (2)
где ИИП - показатель инновационно-инвестиционной привлекательности строительства; РС - рисковая составляющая; ЭС - экономическая составляющая [6].
Показатель ЭС рассчитывается как отношение прибыли от инвестиций в инновационный проект к сумме вложенных средств. Рисковая составляющая необходима для оценки величины уровня риска от внедрения инноваций.
Указанная методика оценки включает в себя как количественные, так и качественные показатели. Для расчета рисковой составляющей все количественные показатели группируются по степени влияния их на величину инвестиций в основной капитал, таким образом, отбираются наиболее значимые величины. С целью сопоставления количественных и качественных показателей и возможности их дальнейшего использования формируется шкала баллов, которая позволяет каждому показателю присвоить соответствующий весовой коэффициент.
Таким образом,
ИП > 0,4 - высокая инвестиционная привлекательность строительства;
0,2< ИП< 0,4 - инвестиционная привлекательность выше среднего;
0,1 < ИП< 0,2 - средняя инвестиционная привлекательность проекта;
0,05< ИП<0,1 - привлекательность инвестиционного проекта ниже среднего;
ИП< 0,05 - низкая инвестиционная привлекательность.
Наличие возможности сравнения инвестиционной привлекательности различных регионов является важнейшим преимуществом указанного метода оценки, однако существует и определенный недостаток, связанный с первостепенной значимостью инвестиционной составляющей над инновационной.
Следовательно, изучение предлагаемых методик оценки инновационно-инвестиционного строительства показывает, что в процессе проведения оценки существуют определенные сложности, связанные с использованием труднодоступной информации, сложностью расчетов, противоречивостью результатов оценки проведенных разными методиками.
При этом можно отразить следующие основные недостатки:
- используемые показатели носят как количественный, так и качественный характер, что усложняет процедуру расчета;
- различное толкование термина «инновационно-инвестиционная привлекательность » проекта;
- отсутствие достаточной обоснованности принципов агрегирования отобранных для оценки совокупности показателей;
- сложности в обосновании выбранных методик оценки [1].
Также необходимо отметить отсутствие регулярности в проведении оценки.
Выводы. Следовательно, недостатки методик оценки инновационно-инвестиционных проектов в строительстве являются толчком для разработки новых подходов к оценке инновационных проектов в сфере строительства, которые учитывали бы фактор времени, а также риски и месторасположение. Такая методика оценки позволит учитывать как пространственно-временные факторы, так и предполагаемые риски и потери организаций, принимающих участие в финансировании, экспертизе, разработке и реализации инновационных проектов.
Ориентирование основной функции инвестиций на повышение уровня рентабельности продаж создает определенный импульс разработки технологий прорыва, но которые считаются не перспективными из-за высокой капитализации проектов.
На уровне ответственных за инвестиции ведомств республики важно четко поставить задачи по поддержке и развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности в Республике Дагестан, развитию самозанятости населения, повышению роли малого и среднего предпринимательства в экономике Дагестана. По-прежнему немалая роль должна уделяться и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительстве инвестиционных объектов. У республики имеется в запасе еще не реализованный потенциал. В процессе реализации данного курса можно добиться увеличения налоговых поступлений от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в республиканский бюджет, снижения количества безработных граждан. Важно проводить комплексный анализ состояния предпринимательской и инвестиционной активности в Дагестане [12].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авилова И.П., Жариков И.С., Товстий В.П. О содержательной основе ставки дисконтирования метода NPV // Экономика и предпринимательство. 2013. №12. Ч. 1. С. 641-643.
2. Атуева Э.Б., Дусилаева Х.М., Шабанова М.М. Приоритетные направления развития жилищно-коммунального хозяйства. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2015; 38(3). С. 141-147.
3. Исламутдинов В.Ф. Универсальный подход к оценке эффективности и отбору инновационных проектов // Проблемы современной экономики. 2012. №3.
4. Мейланов И.М., Эсетова А.М. Основные направления повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2015; 38(3). С. 192-202.
5. Рыкова М.А., Авилова И.П., Байдина О.В. К вопросу о совершенствовании понятийно-методологического аппарата инвестиционной деятельности в недвижимости. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 588-590.
6. Шнайдер В.В. Методологические аспекты инвестиционного анализа// Вектор науки ТГУ. 2012. №2.
7. http://www.r1adagestan.rU/news/economy/b asЫr_magomedov_dagestan_oЫadaet_bolsЫm_pot ents1alom_dlya_razv1t1ya_predpr1n1matelstva_1_1nv est1ts1onnoy_deyatelnost1/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2016 г.)
8. http://www.riadagestan.ru/news/tourism_ev ents/vosem_investproektov_v_sfere_stroitelstva_na _obshchuyu_summu_bolee_27_milliardov_rubley_r ealizuetsya_v_dagestane/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 18.10.2016 г).
9. http://wishmaster2.livejournal.com/1185627 .html [Электронный ресурс] (дата обращения: 29.11.2016г.)
10.http://www.advis.ru/php/view_news.php?id =43DBF 8AA-A2AB-E64A-A36F-FD96F835E637 [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.12.2016г.)
11.http://base.garant.ru/70785652/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.11.2016г.)
12.http://investrd.e-dag.ru/info/item/2 [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.12.2016г.)
13.http://investrd.e-dag.ru/info/3 Башир Магомедов: «Дагестан обладает большим потенциалом для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности» [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.12.2016г.)
14.http://investrd.e-dag.ru/info/3 Дагестан получит 200 млн. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.12.2016г.)
15.http://vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/Kornilov.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.12.2016г.)
Shabanova M.M., Atueva E.B., Gasanova N.M.
THE DEVELOPMENT OF THE METHODS OF ASSESSING INNOVATION AND INVESTMENT IN BUSINESS BUILDING PROJECTIONS
Analysis of the world practice shows that success of innovation activities of companies is largely dependent on a comprehensive, in depth study of the investment project for construction. Today in Russia in the investment management of the construction there is an urgent need to the strengthen the innovative orientation, as the innovative development of the construction industry contributes to the economic and social recovery of the whole country. But there are some problems with attracting investment of innovation oriented to the construction industry and, above all, it is connected with high risks of new technologies, the absence of the required level of qualification of workers, long-term process of implementation. To determine the attractiveness of investments innovative oriented economists have taken different approaches to the evaluation. In this study, an analysis of existing evaluation methods of innovation and investment projects in building, identifies shortcomings and proposes measures to address them.
Key words: economy, building, innovation and investment policy, business projects, designing projection, evaluation of the project.
Шабанова Мадина Мухидиновна, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления.
Дагестанский государственный технический университет.
Адрес: Россия, 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, E-mail: [email protected]
Атуева Энара Бадурсултановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического развития, маркетинга и бизнеса.
Дагестанский государственный технический университет.
Адрес: Россия, 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, E-mail: [email protected]
Гасанова Наида Мухудадаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии
Дагестанский государственный технический университет.
Адрес: Россия, 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, E-mail: [email protected]