Научная статья на тему 'Совершенствование методов оперативно-розыскной деятельности в современных условиях цифровой трансформации'

Совершенствование методов оперативно-розыскной деятельности в современных условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскные мероприятия / деятельность / компьютерная информация / мониторинг / Интернет / информационно-телекоммуникационная сеть / преступления / operational and search measures / activity / computer information / monitoring / Internet / information and telecommunications network / crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равиль Гарифуллаевич Искалиев

Актуальность в условия цифровизации вопросов совершенствования методов оперативно-розыскных мероприятий, как показывает оперативно-розыскная практика и документирование преступлений в цифровой среде, представляют собой особую проблему для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о необходимости своевременного дополнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части некоторых оперативно-розыскных мероприятий. Предложенные изменения в статье 6 данного Закона в дальнейшем позволят совершенствовать вопросы противодействия преступности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равиль Гарифуллаевич Искалиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the methods of operational and search activities in the modern digital transformation

Relevance in the context of digitalization of issues of improvement of methods of operational and search activities, as shown by the operational practice and documentation of crimes in the digital environment, is a particular problem for economic security units and counteracting corruption of internal affairs authorities. Conducted research, the author concluded that it is necessary to supplement the Federal law «On operational investigative activities» part of some operational and search measures. The proposed changes in article 6 of the FA Federal law «On operational investigative activities», in the future will allow to improve in the fight against crime in the digital environment.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов оперативно-розыскной деятельности в современных условиях цифровой трансформации»

Закон и право. 2023. № 12. С. 201-207. Law and legislation. 2023;(12):201-207.

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-201-207 EDN: https://elibrary.ru/DLRDCA

NIION: 1997-0063-12/23-723 MOSURED: 77/27-001-2023-12-923

Совершенствование методов оперативно-розыскной деятельности в современных условиях цифровой трансформации

Равиль Гарифуллаевич Искалиев,

Академия управления МВД России, Москва, Россия, isk74ravil@gmail.com, ОИСЮ 0000-0000-0000-0000

Аннотация. Актуальность в условия цифровизации вопросов совершенствования методов оперативно-розыскных мероприятий, как показывает оперативно-розыскная практика и документирование преступлений в цифровой среде, представляют собой особую проблему для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации.

В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о необходимости своевременного дополнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части некоторых оперативно-розыскных мероприятий. Предложенные изменения в статье 6 данного Закона в дальнейшем позволят совершенствовать вопросы противодействия преступности в современных условиях.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, деятельность, компьютерная информация, мониторинг, Интернет, информационно-телекоммуникационная сеть, преступления.

Для цитирования: Искалиев Р.Г. Совершенствование методов оперативно-розыскной деятельности в современных условиях цифровой трансформации // Закон и право. 2023. № 12. С. 201—207. М1р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-201-207 ЕБЫ: https://elibrary.ru/DLRDCA

Original article

Improving the methods of operational and search activities in the modern digital transformation

Ravil G. Iskaliev

Management Academy of the Ministry of interior of Russia, Moscow,

Russia, isk74ravil@gmail.com, ORCID 0000-0000-0000-0000

Abstract. Relevance in the context of digitalization of issues of improvement of methods of operational and search activities, as shown by the operational practice and documentation of crimes in the digital environment, is a particular problem for economic security units and counteracting corruption of internal affairs authorities.

Conducted research, the author concluded that it is necessary to supplement the Federal law «On operational investigative activities» part of some operational and search measures. The proposed changes in article 6 of the FA Federal law «On operational investigative activities», in the future will allow to improve in the fight against crime in the digital environment.

Key words: operational and search measures, activity, computer information, monitoring, Internet, information and telecommunications network, crime.

For citation: Iskaliev R.G. Improving the methods of operational and search activities in the modern digital transformation // Law and legislation. 2023;(12):201—207. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-201-207 EDN: https://elibrary.ru/DLRDCA

© Искалиев Р.Г. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности представляет собой эксклюзивное, инновационное и в достаточной степени молодое правовое образование, ключевую роль в котором играет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД)1. Молодость и инноваци-онность названного нормативного правового акта привела к тому, что несмотря на его небольшой объем (всего 23 статьи) в него достаточно часто вносятся изменения.

Например, в первом Законе об ОРД 1992 г. в ст. 6 было зафиксировано 12 оперативно-розыскных мероприятий, после принятия Федерального закона об ОРД 1995 г. их стало 14, а в настоящее время мы наблюдаем дополнительное — 15-е оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации». И это, по нашему мнению, не предел, о чем мы будем говорить ниже.

Дополнение Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 ст. 6 ФЗ об ОРД 15-м оперативно-розыскным мероприятием (далее — ОРМ) (получение компьютерной информации) свидетельствует о заинтересованности законодателя в расширении арсенала инструментов оператив-

Анализ статистических данных показывает, что полумиллионный объем преступности в сфере информационных технологий не может найти адекватный ответ со стороны правоохранительных органов. Одна из причин сложившейся ситуации связана с отсутствием достаточных оперативных возможностей по документированию фактов данной преступной деятельности.

1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (послед. ред.) // http://www.consultant.ru/

ных подразделений, в том числе подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК), по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий.

Как показывает оперативно-розыскная практика, противодействие (документирование) так называемым компьютерным преступлениям представляет собой особую проблему для подразделений ЭБиПК. В подтверждение наших слов приведем цифры статистики.

В истекшем году доля преступлений, совершаемых с использованием банковских карт, информационно -телекоммуникационной сети Интернет, средств мобильной связи и компьютерной техники достигла 25,8% от общего количества зарегистрированных преступлений. При этом динамика ежегодного прироста фиксируется последние несколько лет.

Как показывают сухие данные ФКУ «ГИАЦ МВД России», запрошенные нами в процессе исследования, несмотря на снижение темпов прироста данных преступлений, общее их количество вызывает вопросы у общественности, связанные с эффективностью противодействия данным криминальным проявлениям (см. табл.).

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Как было указано выше, ст. 6 ФЗ об ОРД предусматривает 15 оперативно-розыскных мероприятий. Каждое оперативно-розыскное мероприятие отвечает за свой познавательный сегмент, и в гносеологическом плане любой объект объективной действительности должен (может) быть изучен с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности при наличии на то оснований, изложенных в ст. 7 названного Закона. Мы не случайно под определенным сомнением использовали синтагму

Таблица

Количество и темпы прироста преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий

Год Количество преступлений Темп прироста, проц. Направлено в суд, проц.

2018 174 674 — —

2019 294 490 68,5 —

2020 510 396 73,4 16,3

2021 517 722 1,4 21,5

2022 515 750 -0,4 27,3

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

«должен или может», так как видим в существующей гносеологической схеме пробелы, не позволяющие наступательно вести борьбу с экономическими преступлениями и коррупцией.

Например, анализируемый Федеральный закон предусматривает проведение исследования предметов и документов как «непроцессуальное криминалистическое, научно-техническое или иное исследование объектов, полученных в результате других оперативно-розыскных мероприятий, проводимое с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц» [11]. При этом объекты непроцессуального исследования описаны предельно четко — предметы и документы. Как же поступить с информаций, которая несет на себе следы преступления, вместе с тем не имеет материального, пространственного (объемного) воплощения.

Мы имеем ввиду следы, которые образуются при совершении так называемых компьютерных преступлений: с использованием банковских карт, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средств мобильной связи и компьютерной техники и др., полученные в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Получение компьютерной информации». Как мы докажем ниже на основе анализа легальных нормативных правовых документов, принятых в Российской Федерации, компьютерная информация не может быть отнесена ни к одному из вышеизложенных объектов, ни к предметам, ни к документам.

Так, в примечании № 1 к ст. 272 Уголовного кодекса Российской Федерации под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

В свою очередь в Соглашении о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий (подписано 28 сентября 2018 г. в г. Душанбе; ратифицировано 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 237-Ф3 «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий») компьютерная информация — это информация, находящаяся в памяти компьютерной системы, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию компьютерной системы, или передающаяся по каналам связи.

Налицо диссонанс правовой системы: исследование компьютерной информации — объективная потребность оперативно-розыскной практики, позволяющая своевременно документировать противоправную деятельность злоумышленников, но в качестве объектов исследования она не предусмотрена, точнее, не предусмотрено ее специфическое проявление как объекта познания. А это, в свою очередь, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, порождает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения норм закона из-за его неточности, неясности и неопределенности. А это в свою очередь ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 № 3-П, от 06.04.2004 № 7-П, от 20.12.2011 № 29-П, от 14.01.2016 № 1-П и др.).

Именно поэтому мы не можем согласиться с авторами учебного пособия «Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» в том, что несущие на себе следы преступления компьютерные программы являются объектами оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов» [8, с. 85].

С учетом изложенного мы полагаем, что специфика объекта исследования — компьютерная информация требует корректировки оперативно-розыскного закона в части внесения изменений ч. 1 ст. 6 Федерального закона об ОРД и добавления нового объекта исследования в оперативно-розыскное мероприятие — «Исследование предметов, документов и компьютерной информации».

Таким образом, логичным продолжением оперативно-розыскного мероприятия «Сбор образцов для сравнительного исследования» является исследование предметов и документов, а оперативно-розыскного мероприятия «Получение компьютерной информации» — исследование компьютерной информации.

Наше предложение о внесение подобных изменений в оперативно-розыскной закон было учтено и нашло свое воплощение в проекте федерального закона «О внесении изменений в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», который разработан по инициативе МВД России (исх. 1/823 от 31.01.2022), поддержанной решением заместителя Председа-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023

теля Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 6 апреля 2021 года2.

Вместе с тем у ряда ученых возникли сомнения по поводу необходимости и обоснованности подобный предложений (С.Л. Нудель, A.C. Емельянов), которые посчитали, что предложение о дополнении перечня объектов исследования, осуществляемого в рамках закрепленного в п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов», путем включения в него такого объекта, как «компьютерная информация» может повлечь возникновение проблемы разграничения данного оперативно-розыскного мероприятия с получением компьютерной информации3. По мнению вышеназванных экспертов, оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации» (п. 15 ч. 1 ст. 6) не ограничивается исключительно действиями по получению информации, но и может быть связано с дальнейшим ее использованием, включающим ее изучение (исследование), анализ и т.д. На основе этого делается предложение о необходимости интеграции проектируемого изменения в п. 15 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД и изложить его в следующей редакции: «Получение и исследование компьютерной информации».

Нам представляется, что данная позиция уязвима по нескольким основаниям.

Во-первых, получение компьютерной информации как оперативно-розыскное мероприятие направлено на обнаружение и фиксацию компьютерной информации, которая может быть использована для подготовки и проведения других оперативно-розыскных мероприятий, решение о необходимости и целесообразности проведения которых зависят от факта получения наличной компьютерной информации.

Во-вторых, получение компьютерной информации согласно нормативным предписаниям оперативно-розыскных органов проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел. В свою очередь, исследование компьютерной информации тре-

2 Письмо аппарата Правительства РФ от 09.04.2021 № П4-23321.

3 Заключение на проект федерального закона «О внесении

изменения в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (исх. 02.09.2021 № 01-12/776).

бует не технических усилий от оперативно-розыскных органов, а экспертных.

В-третьих, компьютерная информация, подлежащая исследованию, может быть получена и путем проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, таких, как: проверочная закупка, оперативный эксперимент, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.д. В этом случае предлагаемое интегрирование в одно оперативно-розыскное мероприятие и получение и исследование компьютерной информации опять поставит перед оперативными сотрудниками вопрос о возможности исследования компьютерной информации.

Продолжая исследовать вопросы комплексного подхода к документированию экономических преступлений, вернемся к теме получения компьютерной информации в целях изобличения преступников, совершающих преступления в рассматриваемой сфере. В качестве проблемного вопроса при документировании преступлений экономической и коррупционной направленности сотрудниками экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации указаны (отметили более 67% респондентов) сложности получения информации при использовании в противоправной деятельности так называемых «удаленных рабочих столов», которые расположены на серверах, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации либо в облачных хранилищах данных (в том числе и за рубежом).

Как отмечается исследователями4, в случае изъятия в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий средства коммуникации информация из облачного хранилища (удаленного сервера), доступ к которой обеспечивается посредством данного устройства, может быть дистанционно уничтожена иными участниками противоправной деятельности. А это, по мнению сотрудников ЭБиПК, во-первых, приводит к утрате части доказательной базы (отметил 81% респондентов), а, во-вторых, как следствие предыдущего пункта — вызывает затруднения у следователей на начальных стадиях уголовного процесса и влечет затруднения в доказывании

4 Приложение к письму Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации о рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» (исх. 011-48124 от 16.07.2021).

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

в судебном процессе (считает каждый второй опрошенный).

Для решения данного вопроса мы воспользовались экспертным мнением и провели глубинное интервьюирование руководителей ЭБиПК, проходивших повышение квалификации в Академии управления МВД России. В результате были определены два основных направления выхода из проблемной ситуации, проанализированные сквозь призму оперативно-розыскной деятельности. Первое связано с необходимостью постоянного мониторинга сети Интернет в оперативных целях, а второе — с возможностью удаленного доступа к компьютеру (серверу) злоумышленника с установкой и без установки программного обеспечения и оборудования.

Рассмотрим два этих предложения последовательно и более подробно, скоординировав их с предметом собственного исследования.

Необходимо отметить, что предложение о постоянном мониторинге сети Интернет в оперативных целях было озвучено на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СРГ, на котором было предложено внедрить в правовые системы стран Содружества новое оперативно-розыскное мероприятие — «мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем»5.

В соответствии со ст. 1 Модельного закона «мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем — получение сведений, необходимых для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, и их фиксация путем наблюдения с применением специальных технических средств за характеристиками электромагнитных и других физических полей, возникающих при обработке информации в информационных системах и базах данных и ее передаче по сетям электрической связи, компьютерным сетям и иным телекоммуникационным системам».

Вместе с тем рассматриваемое предложение в Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» нельзя назвать новацией, так как они опирались на исследования, проведенные современными учеными: А.Л. Осипенко, О.А. Сук-мановым, Р.Г. Налбандяном, В.О. Давыдовым, В.И. Куватовым и другими, которые в своих на-

5 Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят постановлением на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 06.12.1997 № 10-12) // URL: https:// base.garant.ru/2569039/ (Дата обращения: 05.03.2022)

учных работах обосновывают важность данного оперативно-розыскного мероприятия для решения задач оперативно-розыскной деятельности в современных условиях [см., напр., 4; 5; 6; 1; 3].

Несмотря на единодушное понимание необходимости использования мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей и систем в оперативно-розыскных целях, перечисленные выше ученые расходятся во мнении относительно необходимости внесения изменений в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Одни склонны понимать мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем как самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие [9; 2], другие считают, что его реализация возможна посредством нового оперативно-розыскного мероприятия «Получение компьютерной информации» и рассматривают мониторинг как его самостоятельный вид [3, с. 137], третьи полагают, что мониторинг — это совокупность оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наведение справок, непосредственное наблюдение и др.) [10, с. 366].

Проанализировав доводы вышеперечислен -ных ученых по данному вопросу, изучив мнение сторонников этих трех позиций, мы приходим к мнению, что мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем должен рассматриваться как самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие.

На наше мнение оказала значительное влияние позиция А.В. Серова и А.С. Дубинина, которые в своей фундаментальной работе отмечают, что «мониторинг предполагает систематическую деятельность или как минимум является продолжительным во времени, что прямо противоположно сути оперативно-розыскного мероприятия «получение компьютерной информации» и не соответствует основаниям для проведения ОРМ, предусмотренных Ф3 «Об ОРД» [9, с. 174].

Кроме того, полагаем, что использование чувственных методов познания объективной действительности посредством оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наведение справок, непосредственное наблюдение и др.) не заменят рассматриваемый нами мониторинг. Полагаем, что он приобретает самостоятельность за счет использования программного обеспечения, позволяющего «как значительно экономить человеческие ресурсы, так и эффективно увеличить охват соответствующей информации» [5, с. 14], а также позволяет решать задачи борьбы с экономическими преступлениями: контролировать

LAW & LEGISLATION • 12-2023

анонимные финансовые потоки, выявлять подозрительные сделки, устанавливать способы легализации криминальных доходов и т.д.

Еще одним принципиальным отличием рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия от так называемых чувственных оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наблюдение, наведение справок и др.) заключается в том, что с его помощью оперативно-розыскные органы получают «доступ к цифровым данным, недостижимым при использовании иных, более простых способов, не предполагающих преодоление противодействия со стороны подозреваемого» [7, с. 73]. Совокупность вышеперечисленных обстоятельств определяет сущностное различие между оперативно-розыскным мероприятием «получение компьютерной информации» и предлагаемым нами «мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем».

В процессе интервьюирования руководители ЭБиПК обратили внимание, что на современном этапе развития цифровых способов взаимных расчетов между хозяйствующими субъектами и гражданами видится необходимость создания и законодательного закрепления механизмов контроля в режиме реального времени электронных взаиморасчетов со стороны субъектов ОРД для предотвращения возможных преступных проявлений в экономической деятельности со стороны недобросовестных предпринимателей и граждан.

Рассматривая возможные варианты развития законодательства в области контроля электронных взаиморасчетов, на наш взгляд, необходимо законодательное закрепление и детальная проработка механизма идентификации электронной единицы расчета. Анализируя правоприменительную практику, мы приходим к выводу, что подразделения ЭБиПК зачастую сталкиваются с проблемами документирования процесса вывода доходов, полученных преступным путем, в том числе на счета банковских учреждений, расположенных в оффшорных юрисдикци-ях, и движения денежных средств в ходе совершения преступных транзакций.

Для решения указанной проблемы видится необходимость цифровой «метки» денежной единицы для ее идентификации в общем потоке транзакций. Мы считаем, что реализация данной процедуры возможна при закреплении ее в ФЗ об ОРД как самостоятельного ОРМ — «контроль данных в информационно-телекоммуникационных сетях и системах». Предлагаемое ОРМ позволит отслеживать представляющие оперативный интерес транзакции лиц, подозреваемых

или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжкого и особого тяжкого преступления, проведение которого будет допускаться на основании судебного решения.

В результате проведенного нами опроса большинство (79,7%) сотрудников подразделений ЭБиПК высказались в пользу необходимости дополнительного инструмента документирования преступлений экономической направленности, совершаемых с использованием ИКТ, и дополнения ОРМ в ФЗ об ОРД (например, «контроль данных в информационно-телекоммуникационных сетях и системах», что позволит отслеживать представляющие оперативный интерес транзакции).

«Контроль данных в информационно-телекоммуникационных сетях и системах» в ст. 6 ФЗ об ОРД предлагается рассматривать как «ОРМ, в рамках которого производится негласное установление уникального идентификационного цифрового кода (цифровой метки) на электронные данные и дальнейшая их фиксация путем наблюдения с применением специальных технических средств за характеристиками электромагнитных и других физических полей, возникающих при обработке информации в информационных системах и базах данных и ее передаче по сетям электрической связи, компьютерным сетям и иным телекоммуникационным системам».

Полагаем, что анализируемые предложения, а именно, предложение, связанное с необходимостью расширить перечень оперативно-розыскных мероприятий за счет «мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей и систем» и «контроля информационно-телекоммуникационных сетей и систем» должны быть реализованы, но в одном ОРМ, объединяющим мониторинг и контроль — «мониторинг и контроль данных в информационно-телекоммуникационных сетях и системах».

Для повышения эффективности документирования противоправной деятельности сотрудниками ЭБиПК необходимо внести в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ изменения, изложив ее в следующей редакции:

«5. Исследование предметов, документов и компьютерной информации».

«16. Мониторинг и контроль данных в информационно-телекоммуникационных сетях и системах».

Список источников

1. Давыдов В.О. Актуальные проблемы противодействия информационному экстремизму в

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

России // Гос. служба: науч.-полит. журнал. 2012. № 6 (80). С. 61—63.

2. Кутузов A.B. Оперативно-розыскной мониторинг сети Интернет как элемент противодействия преступлениям экстремистской направленности // Вестник КГУ. 2020. № 2. С. 235—241.

3. Налбандян Р.Г. Получение компьютерной информации как новая категория оперативно -розыскного законодательства // Проблемы экономики и юрид. практики. 2018. № 1. С. 136—138.

4. Осипенко А.Л. Новое оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления // Вестник Воронежского ин-та МВД России. 2016. № 3. С. 83—90.

5. Осипенко А.Л. Новые технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации: правовые проблемы и перспективы внедрения // Вестник Воронежского ин-та МВД России. 2015. № 2. С. 13—19.

6. Осипенко А.Л. Перспективы использования информационно-аналитических технологий в оперативно-розыскной деятельности // Общество и право. 2018. № 4 (66). С. 80—87.

7. Осипенко А.Л. Теоретические и правовые вопросы применения специального программного обеспечения при раскрытии преступлений // Общество и право. 2021. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учеб. пособие / Под ред. А.Е. Чечетина. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

9. Серов A.B., Дубинин А. С. Получение компьютерной информации как самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие // Вестник Воронежского ин-та МВД России. 2018. № 3. C. 170—175.

10. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2018.

11. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2022.

References

1. Davydov V.O. Current problems of countering information extremism in Russia // Public Service: science and policy journal. 2012. № 6 (80). Pp. 61—63.

2. Kutuzov A. V. Operative-search monitoring of the Internet as an element of countering extremist crimes // Bulletin of KGU. 2020. № 2. Pp. 235—241.

3. Nalbandyan R.G. Obtaining computer information as a new category of operational legislation // Problems of economics and legal practice. 2018. № 1. Pp. 136—138.

4. Osipenko A.L. New operational investigative event «Obtaining computer: information» content and basics of implementation // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 3. Pp. 83—90.

5. Osipenko A.L. New technologies for obtaining and analyzing operational investigative information: legal problems and prospects for implementation // Bulletin of the voronezh institute of the ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 2. Pp. 13—19.

6. Osipenko A.L. Prospects for the use of information and analytical technologies in operational investigative activities // Society and law. 2018. № 4 (66). Pp. 80—87.

7. Osipenko A.L. Theoretical and legal issues of the use of special software in the detection of crimes // Society and law. 2021. № 3.

8. Basic operational and investigative activities of the internal affairs agencies: training manual / Edited by A.E. Chechetin. Khabarovsk: RIO DVJI of the Ministry of internal affairs of Russia, 2014.

9. Serov A.V., Dubinin A.S. Obtaining computer information as an independent operational and investigative activity // Bulletin of the Voronezh institute of the Ministry of internal affairs of Russia. 2018. № 3. Pp. 170—175.

10. The theory of operative-search activity: Textbook / Edited by K.K. Goryainova, V.S. Ov-chinsky, G.K. Sinilov. M.: INFRA-M, 2018.

11. Federal Law «On Operative-Search Activity»: scientific and practical comment / Edited by A.E. Chechetin. Barnaul: Barnaul Jurid. in-te of the Ministry of internal affairs of Russia, 2022.

Информация об авторе

Искалиев Р.Г. — кандидат юридических наук, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности

Статья поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Iskaliev R.G. — candidate of law, associate professor at the department of organization of operational and intelligence activities

The article was submitted 25.09.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.