Научная статья на тему 'Совершенствование методов обеспечения экономической безопасности рыбной промышленности'

Совершенствование методов обеспечения экономической безопасности рыбной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экономическая безопасность / незаконная добыча / водные биологические ресурсы / экономические преступления / методы обеспечения экономической безопасности / рыбная промышленность / economic security / illegal mining / aquatic biological resources / economic crimes / methods of ensuring economic security / fishing industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солобнева Мария Владимировна, Сащенко Анна Юрьевна

Данная статья носит прикладной характер и основана на анализе состояния экономической безопасности рыбной промышленности региона. Одно из важнейших направлений экономической безопасности в рыбной отрасли – это борьба с незаконным выловом водных биологических ресурсов. Целью данной статьи является разработка мероприятий по совершенствованию методов обеспечения экономической безопасности рыбной промышленности. Авторами произведён анализ технико-экономических показателей рыбопромышленной отрасли в динамике за 10 лет, а также проанализирована динамика преступлений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов на территории Дальневосточного федерального округа, доказано отрицательное влияние роста правонарушений на экономическую безопасность региона. В работе рассмотрены приемы и методы, используемые предприятиями при совершении экономических правонарушений в рыбной отрасли, среди которых превышение квот на вылов водных биологических ресурсов, незаконная реализация водных биологических ресурсов, злоупотребление налоговыми льготами, сокращение затрат на экологическую безопасность, продажа неучтенной продукции, сокрытие зарплат российскими рыбодобывающими предприятиями, невозвращение в Россию валютной выручки от реализации морепродуктов, продажа рыбной продукции через фиктивных посредников др. Данная работа вносит вклад в обеспечение экономической безопасности региона, благодаря авторской системе отслеживания количества выловленных водных биологических ресурсов. В работе авторами предложен инновационный проект по контролю количества вылова водных биологических ресурсов «Тралл». Данный проект, разработанный авторами, позволяет сократить преступления, совершаемые по статье 256 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также авторами представлен организационно-экономический механизм предложенных мероприятий по совершенствованию методов противодействия преступлениям в рыбной промышленности. В заключении, авторами произведена оценка влияния предложенных рекомендаций на экономическую безопасность Дальневосточного федерального округа. Доказано, что показатели, характеризующие экономическое положение региона улучшатся в динамике при снижении преступности в рыбной промышленности. Данная статья будет интересна исследователям, изучающим проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере рыбной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving methods and mechanisms for ensuring economic security of the fishing industry

This scientific article of applied nature is based on an analysis of the state of economic security of the fishing industry in the region. One of the most important areas of economic security in the fishing industry is the fight against illegal procurement (catching) of aquatic biological resources (ABR). The purpose of the article is to develop measures to improve methods for ensuring economic security in the fishing industry. The authors analyzed in detail the economic and technological indicators of the fishing industry of the Far Eastern Federal District over a 10-year period, and proved the negative impact of the increase in crime on the economic security of the region. The authors analyzed the dynamics of crimes in the field of illegal procurement of ABR in the Far Eastern Federal District. The work examines the techniques and methods used by enterprises when committing economic offenses in the fishing industry, including exceeding ABR catching quotas, illegal ABR sale, abuse of tax benefits, reducing environmental safety costs, etc. The work contributes to the literature on the issue of ensuring economic security of the region, thanks to the authors’ system for tracking the amount of ABRs caught. The project developed by the authors makes it possible to reduce crimes committed under Art. 256 of the Criminal Code of the Russian Federation. The authors also presented the organizational and economic mechanism of the proposed measures to improve methods of combating crimes in the fishing industry. In conclusion, the authors assessed the impact of the proposed recommendations on the economic security of the Far Eastern Federal District. They proved that the indicators characterizing the economic situation of the region improve over time, with a decrease in crime in the fishing industry. The article will be of interest to researchers studying the problems of ensuring economic security in the fishing industry.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов обеспечения экономической безопасности рыбной промышленности»

П-Economy. 2024, Том 17, № 1. С. 126-142.

^ П-Economy. 2024, Vol. 17, No. 1. Pp. 126-142._

Экономическая безопасность Economic safety

Научная статья УДК 332.1

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.17109

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

М.В. Солобнева н , А.Ю. Сащенко

Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, Российская Федерация

е mariam_vladimirovna@mail.ru

Аннотация. Данная статья носит прикладной характер и основана на анализе состояния экономической безопасности рыбной промышленности региона. Одно из важнейших направлений экономической безопасности в рыбной отрасли — это борьба с незаконным выловом водных биологических ресурсов. Целью данной статьи является разработка мероприятий по совершенствованию методов обеспечения экономической безопасности рыбной промышленности. Авторами произведён анализ технико-экономических показателей рыбопромышленной отрасли в динамике за 10 лет, а также проанализирована динамика преступлений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов на территории Дальневосточного федерального округа, доказано отрицательное влияние роста правонарушений на экономическую безопасность региона. В работе рассмотрены приемы и методы, используемые предприятиями при совершении экономических правонарушений в рыбной отрасли, среди которых превышение квот на вылов водных биологических ресурсов, незаконная реализация водных биологических ресурсов, злоупотребление налоговыми льготами, сокращение затрат на экологическую безопасность, продажа неучтенной продукции, сокрытие зарплат российскими рыбодобывающими предприятиями, невозвращение в Россию валютной выручки от реализации морепродуктов, продажа рыбной продукции через фиктивных посредников др. Данная работа вносит вклад в обеспечение экономической безопасности региона, благодаря авторской системе отслеживания количества выловленных водных биологических ресурсов. В работе авторами предложен инновационный проект по контролю количества вылова водных биологических ресурсов «Тралл». Данный проект, разработанный авторами, позволяет сократить преступления, совершаемые по статье 256 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также авторами представлен организационно-экономический механизм предложенных мероприятий по совершенствованию методов противодействия преступлениям в рыбной промышленности. В заключении, авторами произведена оценка влияния предложенных рекомендаций на экономическую безопасность Дальневосточного федерального округа. Доказано, что показатели, характеризующие экономическое положение региона улучшатся в динамике при снижении преступности в рыбной промышленности. Данная статья будет интересна исследователям, изучающим проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере рыбной промышленности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, незаконная добыча, водные биологические ресурсы, экономические преступления, методы обеспечения экономической безопасности, рыбная промышленность

Для цитирования: Солобнева М.В., Сащенко А.Ю. (2024) Совершенствование методов обеспечения экономической безопасности рыбной промышленности. П-Economy, 17 (1), 126—142. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.17109

© Солобнева М.В., Сащенко А.Ю., 2024. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Research article [?£Т®

DOI: https://doi.org/10.18721/JE.17109

IMPROVING METHODS AND MECHANISMS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE FISHING INDUSTRY

M.V. Solobneva H , A.Yu. Sashchenko

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation H mariam_vladimirovna@mail.ru

Abstract. This scientific article of applied nature is based on an analysis of the state of economic security of the fishing industry in the region. One of the most important areas of economic security in the fishing industry is the fight against illegal procurement (catching) of aquatic biological resources (ABR). The purpose of the article is to develop measures to improve methods for ensuring economic security in the fishing industry. The authors analyzed in detail the economic and technological indicators of the fishing industry of the Far Eastern Federal District over a 10-year period, and proved the negative impact of the increase in crime on the economic security of the region. The authors analyzed the dynamics of crimes in the field of illegal procurement of ABR in the Far Eastern Federal District. The work examines the techniques and methods used by enterprises when committing economic offenses in the fishing industry, including exceeding ABR catching quotas, illegal ABR sale, abuse of tax benefits, reducing environmental safety costs, etc. The work contributes to the literature on the issue of ensuring economic security of the region, thanks to the authors' system for tracking the amount of ABRs caught. The project developed by the authors makes it possible to reduce crimes committed under Art. 256 of the Criminal Code of the Russian Federation. The authors also presented the organizational and economic mechanism of the proposed measures to improve methods of combating crimes in the fishing industry. In conclusion, the authors assessed the impact of the proposed recommendations on the economic security of the Far Eastern Federal District. They proved that the indicators characterizing the economic situation of the region improve over time, with a decrease in crime in the fishing industry. The article will be of interest to researchers studying the problems of ensuring economic security in the fishing industry.

Keywords: economic security, illegal mining, aquatic biological resources, economic crimes, methods of ensuring economic security, fishing industry

Citation: Solobneva M.V, Sashchenko A.Yu. (2024) Improving methods and mechanisms for ensuring economic security of the fishing industry. TC-Economy, 17 (1), 126—142. DOI: https://doi. org/10.18721/JE.17109

Введение

Актуальность исследования

Актуальность данной статьи заключается в необходимости решения проблемы обеспечения экономической безопасности рыбной промышленности, в которой в последнее время преобладает криминогенная ситуация. Экономическая безопасность страны сегодня является одной из самых острых проблем, которая привлекает к себе внимание специалистов самых разных профилей, в том числе и правоохранительные органы. В первую очередь, это обусловлено тем фактом, что экономика является стержневой сферой, обеспечивающей жизнеспособность других сфер экономики. С точки зрения национальной безопасности, экономика является наиболее уязвимым звеном в экономике страны, поэтому обеспечение ее безопасного функционирования — одна из приоритетных задач спецслужб и органов правопорядка.

Объектом исследования выступают рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, правоохранительные и контролирующие органы по обеспечению экономической безопасности.

© Solobneva M.V., Sashchenko A.Yu., 2024. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Предметом исследования в работе является анализ экономической безопасности рыбной промышленности Дальневосточного Федерального округа.

Литературный обзор

Данная статья базируется на исследованиях Савичева А.А., Золотаревой О.В., Облакова А.А., Гусаренко Д.М., Ширинкиной Е.С., Наумовой Н.М. и др.

Так, Савичев А.А. в статье «Незаконная добыча водных биологических ресурсов: криминологический аспект» обосновывает необходимость включения в причинный комплекс незаконного вылова гидробионтов недостаточного развития аквакультуры как деятельности по разведению водных биологических объектов в специальной искусственно созданной среде обитания. Автором предложена система организационных, социально-экономических, правовых и административно-политических мер противодействия незаконной добыче водных биологических ресурсов [11].

Золотарева О.В. в статье «Влияние субъективной стороны состава на квалификацию незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов» рассматривает проблемы, связанные с определением особенностей субъективной стороны браконьерского вылова водных биологических ресурсов, их влияние на квалификацию и достижение целей наказания. На основе проведенного анализа делает вывод о возможности совершения незаконной добычи рыбы, водных животных и растений только с прямым умыслом [5].

Облаков А.А. и Гусаренко Д.М. в статье «Проблемы правового регулирования порядка обращения с незаконно добытыми водными биологическими ресурсами при выявлении и расследовании преступлений» доказывают, что уничтожение вещественных доказательств, выловленных водных биологических ресурсов, приводит к ухудшению доказательной базы в следственном процессе, нарушению конституционных гарантий обеспечения права собственности, нарушению принципа презумпции невиновности. Авторами предлагаются пути обеспечения выполнения задач уголовного судопроизводства в рассматриваемой сфере [10].

Ширинкина Е.С. в статье «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов: проблемы квалификации (по материалам Дальневосточного федерального округа)» подвергает всестороннему анализу основные проблемы, возникающие при квалификации преступного деяния по составу статьи 256 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за незаконную добычу водных биологических ресурсов. В статье автором используется актуальная судебная практика. В ходе рассмотрения сущности проблем квалификации статьи 256 УК РФ, автор предлагает наиболее эффективные пути их решения [18].

Наумова Н.М. в статье «Охрана водных биологических ресурсов и экономическая безопасность России» рассматривает экономическую безопасность РФ, выявляет проблемы в сфере незаконного вылова водных биологических ресурсов. Автором предполагается пересмотреть положения ст. 256 УК РФ в части определения стоимостного предела, признающего деяние преступным [8].

Цель исследования

Целью данной работы является совершенствование методов обеспечения экономической безопасности рыбой промышленности.

Методы и материалы

В процессе разработки данного исследования авторами были использованы методы статистического, системного анализа и синтеза, так же использован сравнительный подход. В качестве информационной базы были исследованы материалы, опубликованные в научных изданиях и научной литературе, статьи печатных и электронных источников, данные, размещенные на сайтах Территориального управления федерального агентства по рыболовству, Всероссийского научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии, Росстата и др.

Результаты и обсуждение

Экономическая безопасность играет важную роль в развитии рыбной промышленности. Она охватывает широкий спектр вопросов, включая защиту прав собственности, обеспечение стабильности цен на рынке, применение эффективных методов управления, защиту от финансовых рисков и обеспечение социальной защиты работников [8].

Одним из наиболее значимых аспектов экономической безопасности в рыбной промышленности является борьба с незаконным рыболовством.

Угроза безопасности рыбоперерабатывающего комплекса обусловлена рядом причин:

— Приватизация привела к распаду отраслевого баланса, разделению предприятий на мелкие самостоятельные предприятия, которые не имеют достаточного финансирования для развития своего бизнеса;

— Проблема изношенности судов, около половины из которых не выработало нормативного срока эксплуатации и подлежит списанию;

— Утрачен государственный контроль над рыбопромышленным комплексом, который ранее находился в федеральной собственности;

— Государство не осуществляет должного контроля за деятельностью рыболовов;

— В последнее время наблюдается постоянный рост экспорта наиболее ценной и высокорентабельной продукции;

— В России и за рубежом осуществляется браконьерская ловля рыбы;

— Ускоряется криминализация российского рыбного промысла, который становится все более прибыльным по сравнению с незаконным оборотом наркотиков;

— Рыбодобывающие компании переориентируются на иностранных покупателей, а основной объем продаж с них идет на внешний рынок;

— Незаконная торговля, контрабанда валютной продукции, неучтенный вывоз заграницу и реализация на таможне валютоемкой морской продукции, уклонение от налогов и пошлин;

— Передача функций по контролю и надзору за рыбными ресурсами Федеральной пограничной службе Российской Федерации (ФПС РФ) не улучшила их эффективность, а наоборот, привела к нарушениям со стороны чиновников. При этом расходы ФПС на содержание созданных в составе ФПС РФ региональных инспекторов по охране водных ресурсов возросли вдвое;

— Слабо охраняется морская граница, пограничные формирования не оснащены техникой и горючими материалами, отсутствуют финансы.

Результаты анализа полученной информации позволяют сделать вывод, что данные угрозы экономической безопасности в рыбном секторе в сочетании с современными методами и интенсивностью промышленного рыболовства в условиях несовершенств законодательной базы наносят значительный урон биологическим ресурсам морей России. Это также ухудшает экологическую, экономическую и политическую ситуацию в стране.

Методы играют важную роль в обеспечении экономической безопасности рыбной промышленности. Они включают в себя законодательную базу, регулирующую вопросы лицензирования, контроля качества, обмена информацией и др. Такие методы могут снизить риски для бизнеса и повысить уровень доверия между участниками рынка.

Для обеспечения экономичной безопасности в рыбной промышленности используются следующие методы:

1. Мониторинг ресурсов. Систематический сбор информации о количестве и состоянии рыбных запасов и других морских биоресурсов. Для этого могут использоваться различные способы реализации данного метода, например, установление квот на вылов, введение лицензий на рыболовство, а также совершенствование системы наблюдения за выловом рыбы.

2. Регулирование добычи, установление квот на добычу рыбы, контроль за размерами рыб, запрещение ловли рыбы в период нереста.

3. Контроль за обработкой и хранением, предполагает контроль за соблюдением санитарных условий при обработке и хранении рыбы во время транспортировки и на складах. Для этого может использоваться введение сертификации продукции, а также качественного контроля на всех этапах производства.

4. Защита от незаконной добычи. Данный метод предполагает борьбу с браконьерством и нелегальной добычей рыбы, установление жестких наказаний за нарушение законодательства.

5. Развитие аквакультуры, разведение рыб в искусственных условиях для снижения нагрузки на природные ресурсы и повышения уровня их воспроизводства.

6. Сотрудничество между странами, предполагает организацию международного сотрудничества и обмена информацией о состоянии ресурсов и охранных мерах.

7. Развитие туризма, развитие морского туризма и экотуризма для поддержания экологической стабильности рыбных ресурсов.

8. Разработка государственной политики в области рыбного хозяйства и рыбопромышленности, включающей в себя меры по регулированию рынка рыбных продуктов и защите прав потребителей.

9. Развитие инфраструктуры рыбного промысла, включая строительство и модернизацию портов, судов, складов и других сооружений.

10. Укрепление системы контроля и надзора за производством, транспортировкой и реализацией рыбных продуктов, включая внедрение механизмов отслеживания продуктов от их происхождения до потребителя.

11. Формирование стабильного и конкурентоспособного рынка рыбных продуктов, включая развитие торговых цепей и создание условий для появления новых игроков на рынке.

12. Разработка и внедрение инновационных технологий в рыбном хозяйстве и рыбопромышленности для повышения эффективности производства и решения экологических проблем.

13. Содействие развитию кооперации в рыбном хозяйстве для повышения эффективности производства и увеличения доли малого и среднего бизнеса на рынке.

14. Установление и поддержание международных стандартов качества и безопасности рыбных продуктов и сотрудничество с другими странами в области рыболовства и рыбопромышленности.

Для дальнейшего исследования будем опираться на два основополагающих метода обеспечения экономической безопасности рыбной промышленности, а именно: регулирование добычи водных биологических ресурсов и защита от незаконной добычи.

Таким образом, рыбная индустрия является важной отраслью государства, но сталкивается с рядом экономических и экологических проблем. Для обеспечения экономичной безопасности в рыбной промышленности необходимо использовать различные методы, включая контроль за выловом рыбы, повышение контроля за переработкой рыбы и обеспечение экологической безопасности [6].

Рыбная промышленность Дальнего Востока России является одной из крупнейших в стране и представляет собой важный элемент региональной экономики. Она занимается добычей, переработкой и экспортом различных видов рыб и морепродуктов, включая лосося, треску, камбалу, сельдь, крабов, устриц и другие [3].

Рассмотрим структуру добычи водных биологических ресурсов на территории Дальневосточного федерального округа.

Согласно данным Федерального агентства по рыболовству, на Дальневосточный бассейн приходится основной объем планового улова водных биологических ресурсов в России на освоение общих допустимых уловов и квот — 73%; и на рекомендованные — 76%:.

По сравнению с 2021 годом в ДФО объем освоения общих допустимых уловов и квот снизился на 0,9%, рекомендованных, напротив, увеличился на 24%.

1 Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству. - Электронный ресурс. https://fish.gov.ru/

Рис. 1. Соотношение фактического вылова водных биологических ресурсов и планового (квоты и рекомендованные объемы) в России за 2022 г. Fig. 1. Ratio of actual to panned ABR catching (quotas and recommended volumes) in Russia for 2022

■ Улов

Рис. 2. Соотношение фактического вылова водных биологических ресурсов и планового на территории Дальневосточного бассейна за 2022 г.

Fig. 2. Ratio of actual to panned ABR catching in the Far Eastern basin for 2022

Соотношение фактического вылова водных биологических ресурсов и планового на территории РФ за 2022 год отображено на рис. 1.

Соотношение фактического вылова водных биологических ресурсов и плановых (квоты и рекомендованные объемы) на территории Дальневосточного бассейна за 2022 год представлено на рис. 2.

Таким образом, из рис. 1 и 2 сделаем вывод, что на территории Российской Федерации, в том числе и на Дальнем Востоке согласно документам и отчетам об уловах демонстрируется не-довылов водных биологических ресурсов, то есть нереализованность плановых утвержденных квот. Так в 2022 году плановый вылов превысил фактический на 13%, что является негативным фактором [13].

По данным Главного информационного центра МВД РФ в 2022 году примерно треть от общего числа зарегистрированных в округе правонарушений, совершаемых в отношении водных биоресурсов по статье 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» относится к категории преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации. Противодействие организованной преступности на Дальнем Востоке является приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел. На основании вышеизложенного проведем анализ преступности, связанной с незаконным выловом водных биологических ресурсов на территории ДФО. Динамика преступлений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов за 2013—2022 гг. в ДФО отображена на рис. 3.

Таким образом, исходя из рис. 3, в динамике за 10 лет, а именно с 2013 года по 2022 год в Дальневосточном федеральном округе было зарегистрировано 12 171 преступление в сфере незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Также наблюдается нестабильная динамика количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, совершенные в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов. Так, в 2013 году данный показатель составил 918, в 2014 году показатель равен 974 (рост на 6,1%), в 2015 году показатель равен 1013 (рост на 4%), в 2016 году данный показатель составил 1 194 (рост на 17,7%), в 2017 году — 1 221 (рост на 2,3%), в 2018 году — 1 297 (рост на 6,2%),

2000

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Количество преступлений в сфере незаконной добьтнп ВЕР Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности

Рис. 3. Динамика преступлений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов за 2013—2022 гг. в Дальневосточном бассейне Fig. 3. Dynamics of crimes in the field of illegal ABR procurement for 2013—2022 in the Far Eastern basin

1500 1000 500

ULLLLlhii

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 ■ 4. 1 ст. 256УКРФ 4. 3 ст. 256 УКРФ

Рис. 4. Структура преступной деятельности по незаконной добыче водных биологических ресурсов в динамике за 10 лет в ДФО Fig. 4. Structure of criminal activity in the illegal ABR procurement over 10 years in the Far Eastern Federal District

в 2019 году - 1 037 (снижение на 20,1%), в 2020 году - 1056 (рост на 1,8%), в 2021 году - 882 (снижение на 16,5%). Таким образом, на протяжении 10 лет наблюдается снижение количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за рассматриваемые преступления на 11,32%2.

Стоит отметить, что число зарегистрированных за последние 10 лет преступлений в рассматриваемой сфере и число выявленных лиц, привлеченных к уголовной ответственности, демонстрирует разрыв в сторону уменьшения последнего, а это свидетельствует о том, что не по каждому факту выявляются лица, совершившие преступления в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов [15].

Структура преступной деятельности по незаконной добыче ВБР в динамике за 10 лет, в ДФО по статье 256 УК РФ представлена на рис. 4.

Доля выявляемых преступлений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов, совершенных в крупном и особо крупном размере, за анализируемый период составляет 31,2% от общего количества выявляемых преступлений, от 9 364 преступлений, 0,2%, совершенных организованной группой или преступным сообществом3.

Количество преступлений, совершаемых в рыбной промышленности на территории ДФО за 2013-2022 гг. представлено в табл. 1.

Незаконная добыча водных биологических ресурсов повлекла за собой ряд экономических правонарушений. Рассмотрим приемы и методы совершения экономических правонарушений рыбопромышленными предприятиями:

1. Продажа рыбопромысловых предприятий зарубежным фирмам без учета в бухгалтерии, при этом выручка остается на счетах руководителей и учредителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Официальный сайт Территориального управления федерального агентства по рыболовству. - Электронный ресурс. http://www.moktu.ru//

Таблица 1. Количество преступлений, совершаемых в рыбной промышленности на территории ДФО Table 1. Number of fishing industry crimes committed in the Far Eastern Federal District

Регион Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Сахалинская область 437 482 336 510 430 455 334 393 383 372

Камчатский край 248 301 257 195 307 411 241 262 249 251

Республика Бурятия 141 184 204 148 222 305 238 223 200 247

Приморский край 116 139 146 114 157 178 130 171 150 163

Хабаровский край 127 117 183 201 141 141 127 206 79 142

Магаданская область 28 38 31 25 52 42 38 23 46 37

Республика Саха (Якутия) 3 4 6 7 8 5 18 12 12 11

Чукотский АО 4 6 9 3 13 12 8 5 7 4

Забайкальский край 1 3 5 2 2 8 19 7 1 12

Амурская область 0 0 1 1 0 0 1 0 2 1

Еврейская АО 0 0 1 2 0 0 0 1 0 0

Итого 1105 1274 1179 1208 1332 1557 1154 1303 1129 1240

2. Реализация морских биоресурсов, добываемых в Тихоокеанском бассейне по выданным российским предприятиям бесплатным квотам, за пределы России из районов промысла иностранными компаниями под прикрытием заключенных ими договоров простого товарищества о совместной деятельности.

3. Производство рыбопромысловых ресурсов в Камчатском заливе по бесплатно полученным российскими предприятиями квотам за пределами России под прикрытием договоров о простом товариществе, по которым российские предприятия предоставляют иностранным компаниям не только право добычи, но также и лицензию на промысел.

4. Производство рыбопродукции, добытой предприятиями в России через компании, которые зарегистрированы в заграничных офшорах.

5. Производство рыбопродукции для внутреннего рынка через нелегальных посредников.

Рассмотрим способы сокрытия дохода от налогов Дальневосточными рыбопромышленными предприятиями:

1. Превышение объемов квот, выделенных на вылов морских и речных биоресурсов в исключительных экономических зонах, которые трудно отслеживать и пресекать по причине слабой материально-технической обеспеченности управлений рыбной охраны, морских пограничных частей (ФПС) России.

2. Большое количество морских обитателей вылавливают для научных целей. Теоретически научные промыслы могут быть направлены на изучение миграции рыб и морских млекопитающих, а также для испытаний новых видов рыболовных снастей. В то же время, результаты исследований могут быть интересны судовладельцу, получившему «научное жилье».

3. Превышение фактически добытой продукции над квотами.

4. В последнее время в России все чаще применяются договоры о сотрудничестве с иностранными компаниями по вылову рыбы.

5. Сокрытие зарплат российскими рыбодобывающими предприятиями. Большинство предприятий, занимающихся рыбопереработкой, не показывают реальные фонды оплаты труда, а занижают их в 20—30 раз (в основном это компании с большим количеством добытой рыбы).

6. Невозвращение в Россию валютной выручки от реализации морепродуктов за счет занижения объемов и стоимости реализации продукции иностранным фирмам.

Вышеописанные схемы как правило используются для ухода от налогов при осуществлении внешнеэкономической деятельности [12].

На внутреннем рынке наиболее распространены следующие способы неуплаты налогов:

1. Регистрация предприятий не по месту основной деятельности, что препятствует своевременному отслеживанию объемов получаемых доходов.

2. Продажа рыбной продукции через фиктивных посредников.

3. Предприятие-производитель может создать коммерческую структуру на базе коммерческих структур без разделения финансовой деятельности, а также посреднические организации для неуплаты недоимок.

4. Занижение налоговой базы: неполный учет объемов реализованных товаров и услуг, сокрытие прибыли от реализации (работ, услуг) путем необоснованного включения их в состав расходов предприятия; завышение затрат на финансирование за счет доходов, остающихся у предприятия.

5. Продажа неучтенной продукции.

Практика применения налогового законодательства и проведение проверок его соблюдения показывает, что в рыбопромышленном комплексе имеют место большинство традиционных способов уклонения от уплаты налогов, однако существует и ряд специфических приемов, используемых рыболовными компаниями для извлечения незаконной прибыли:

1. Реализация морепродуктов непосредственно с промысловых участков без учета операций по экспорту или внесению искаженных сведений в бухгалтерский учет.

2. Научный промысел, в котором большое количество морских обитателей выловлено для коммерческих целей.

3. Заключение договоров о совместном ведении деятельности с зарубежными предприятиями, которые имеют рыбопромысловые суда и получают квоту на добычу морепродукта, а бухгалтерский учет ведется иностранным юридическим лицом.

4. Скрытие сумм, выплаченных работнику, путем искусственного занижения заработной платы (фиктивные договора).

5. Невозвращаемость в Россию валюты, полученной от реализации морских продуктов, путем размещения средств на счетах подставных фирм за пределами РФ (например, оффшорные зоны).

6. Открытие российскими промысловыми компаниями фирм за границей для хранения валютных накоплений в банках РФ.

7. Фиктивное банкротство компаний, занимающихся добычей и переработкой морской биомассы.

8. Продажа рыбной продукции в России через незаконные предприятия посреднических структур (фиктивные компании).

9. Снижение налоговой базы для предприятий, реализующих продукцию за пределами России [12].

Несмотря на существование спутниковой системы «Гонец» для мониторинга рыболовецкого флота, Дальневосточные рыбодобывающие компании нашли способы обхода системы «Гонец»:

1. Один из способов обхода системы «Гонец» заключается в использовании судов с поддельными номерами.

2. Другой способ обхода системы заключается в использовании технических ухищрений, таких как установка на судне специального оборудования для нарушения работы системы «Гонец» [14].

Несмотря на все усилия правоохранительных органов, проблема обхода системы «Гонец» продолжает существовать.

Был разработан проект «Тралл», который представлен в табл. 2. Он призван обеспечить более эффективный контроль за рыболовством в российской экономической зоне, предотвращать незаконный вылов рыбы и сохранять биоресурсы морских водных пространств России.

Таблица 2. Проект для отслеживания количества вылова водных биологических ресурсов «Тралл» Table 2. Trail Project for tracking the amount of ABR caught

№ п/п Название проекта, который будет включен в федеральную программу Проект для отслеживания количества вылова ВБР «Тралл»

1 Геолокация реализации проекта Дальневосточный Федеральный округ

2 Руководитель проекта Назначенный руководитель

3 Заказчик Государственные органы власти

4 Исполнители Государственные органы власти

5 На базе каких федеральных, региональных программ разработана Развитие рыбохозяйственного комплекса

6 Контролирующие органы Государственные органы власти

Программа для снижения незаконно выловленных водных биологических ресурсов «Тралл» будет включать в себя следующие компоненты, отображенные в табл. 3.

Таблица 3. Компоненты, которые будет включать система «Тралл» Table 3. Components of Trail System

Компонент Описание Детализация

Датчики веса и количества вылова, установленные на борту судна Связаны с компьютерной системой, которая автоматически записывает данные о каждом улове Установка на соответствующих элементах судна датчиков давления, ультразвуковых датчиков, гидроакустических датчиков, датчиков фото- и видеонаблюдения, датчиков температуры и солености

GPS-навигаторы и другое оборудование для определения местоположения судна и места вылова Эти данные будут включены в отчеты об уловах Замена используемой спутниковой системы для отслеживания местоположения судов «Гонец» на разрабатываемую Роскосмосом инновационную спутниковую систему «Сфера»

Инновационная система идентификации рыбы, попадающей в трал Эти данные будут включены в отчеты об уловах Инновационная система идентификации рыбы, которая будет использоваться для отслеживания видов рыб, которые попадают в трал

Компьютерный софт для анализа данных о вылове Позволяет отслеживать фактическую деятельность рыбодобываю-щих предприятий Инновационное оборудование для судов рыбопромыслового флота

Цифровизация рыбной промышленности Для отчетности перед уполномоченными органами и партнерами по бизнесу [1] В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» должна произойти цифровизация рыбной отрасли4

Разберем детально каждый компонент программы «Тралл».

4 Информационные материалы о национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». - Электронный ресурс. -Режим доступа: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 01.05.2023).

1. Датчики веса и количества вылова, установленные на борту траулера. Существуют различные типы датчиков для определения количества вылова биологических ресурсов и видов водных ресурсов для рыболовецких траулеров. Их виды и стоимость отображена в табл. 4.

Таблица 4. Виды датчиков и их стоимость Table 4. Types of sensors and their cost

Вид датчика Описание Примерная стоимость за 1 шт., руб.

Датчики давления Электронные приборы, которые предназначены для измерения давления воды на различных глубинах 180 000

Ультразвуковые датчики Электронное устройство, которое использует ультразвуковые волны для измерения глубины воды под дном судна 450 000

Гидроакустические датчики Электронное устройство, которое используется для обнаружения и локализации подводных объектов 3 820 000

Датчики фото-и видео-наблюдения Используются для контроля за процессом ловли рыбы, сохранности трофеев и принятия решений о дальнейшей стратегии работы судна 120 000

Датчики температуры Электронные устройства, предназначенные для измерения температуры воды в море, океане или другом водоеме, где работает траулер 150 000

Датчик солености Электронные приборы, которые используются для определения солености воды в море 120 000

Трубка лага Датчик скорости судна, который используется в рыбодобывающих судах для определения скорости перемещени 1 200 000

Итого 6 040 000

Таким образом, стоимость покупки пяти видов датчиков на один траулер будет составлять 6 040 000 руб.

Конечная стоимость будет определяться исходя из параметров и размеров судна, стоимости постановки в ДОК. Стоимость может варьироваться в пределах 20% в сторону увеличения или уменьшения от представленной суммы.

Разберем процесс и стоимостное выражение установки каждого вида датчика на судоремонтном заводе АО «Восточная верфь». Представим расчет установки датчика давления на ры-бодобывающие суда заводом АО «Восточная Верфь». По остальным датчикам был произведен аналогичный расчет.

Таким образом, стоимость установки пяти датчиков с учетом их стоимости на одно рыболовецкое судно будет составлять 18 551 000 руб.

Стоимость работ по оснащению траулеров рыбодобывающего флота ДФО комплектом датчиков: датчик давления, ультразвуковой датчик, гидроакустический датчик, датчик фото- и видеонаблюдения и датчик температуры и солености исходя из цен, предоставленных АО «Восточная верфь», количества рыбодобывающих судов ДФО составит: 2 676 274 000 руб.

2. Навигаторы и другое оборудование для определения местоположения судна и места вылова.

Для системы навигации используется спутниковая система «Гонец», но согласно программам развития Дальнего Востока планируется перейти на инновационную спутниковую систему «Сфера» [4].

Система «Сфера» обеспечивает более точную и актуальную информацию о местонахождении рыбодобывающих судов, более широкий диапазон действия и более полное покрытие морских

пространств. Стоимость запусков спутников и реализации внедрения системы устанавливается Роскосмосом.

3. Инновационная система идентификации рыбы, которая будет использоваться для отслеживания видов рыб, которые попадают в трал [7].

Система идентификации рыбы — это комплекс технологий и методов, который позволяет определять вид рыбы на основании ее физиологических, морфологических и генетических характеристик [16].

4. Компьютерный софт для анализа данных о вылове.

На судах, занимающихся выловом ВБР, используются компьютерные программы и софт для анализа данных о вылове, отраженные в табл. 6.

Таблица 5. Процесс установки датчика давления на рыбодобывающие суда заводом АО «Восточная Верфь» Table 5. The process of installing a pressure sensor on fishing vessels by the Joint Stock Company "Vostochnaya Verf"

Наименование операции Описание операции Стоимость работ, руб.

Подъем корабля на стапель палубу Проведение доковой операции с помощью плав дока 800 000

Подготовка корпуса в месте установки датчика, вырез технологического отверстия Чистка корпуса в месте установки от нарастаний на корпусе судна, шлифовка поверхности, подготовка к грунтовке и окраса используемой поверхности 700 000

Изготовление и установка фланцевого герметичного соединения для опускаемой части датчика Использование токарных станков, сварка фланца соединения для опускаемой части датчика, набивка смазочных реагентов в него 150 000

Установка опускаемого оборудования с датчиками на корпус корабля, проверка на герметичность Установка опускаемого оборудования с датчиком, проверка герметичности флецевого соединения 200 000

Грунтовочные работы Нанесение специальных грунтовых реагентов на листы стали 100 000

Установка софт оборудования Установка системы выдачи данных, поступающих от датчика, установка ПО 900 000

Установка кабельных трасс Установка и дефектация кабельных трасс 500 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение испытательных работ Испытательные работы. 150 000

По состоянию на декабрь 2023 года, все приложения работают в исправном режиме.

5. Цифровизация рыбной промышленности.

Программа цифровизации рыбной промышленности будет предполагать внедрение современных информационных технологий для повышения эффективности работы отрасли [2].

Таким образом, если реализовать все этапы и собрать воедино наработки научных центров, инновационные технологии в один проект под названием «Тралл», то Дальний Восток сведет к минимуму правонарушения в области рыбной промышленности.

Далее оценим влияние предложенных рекомендаций на экономическую безопасность Дальневосточного Федерального округа.

Прогнозируемая динамика преступлений после внедрения проекта «Тралл» отображена на рис. 5.

Спрогнозируем структуру преступной деятельности по незаконной добыче водных биологических ресурсов в динамике за 10 лет, в ДФО по статье 256 УК РФ (рис. 6) с учетом уменьшения преступлений на 20% ежегодно.

Рис. 5. Прогнозируемая динамика преступлений после внедрения проекта «Тралл» Fig. 5. Predicted dynamics of crimes after the implementation of Trall Project

Рис. 6. Прогнозная динамика преступлений по незаконной добыче водных биологических ресурсов в динамике за 10 лет, в ДФО по статье 256 УК РФ Fig. 6. Forecast dynamics of crimes related to illegal ABR procurement over 10 years, in the Far Eastern Federal District under Article 256 of the Criminal Code of the Russian Federation

Таблица 6. Компьютерные программы и софт для анализа данных о вылове рыбы [17] Table 6. Computer programs and software for analyzing fish catching data

Приложение Описание Разрешено/запрещено использование в условиях санкций

FishStat Plus Приложение, которое используется для сбора, обработки и анализа данных о вылове рыбы по всему миру Разрешено использование

SeaDataNet Система управления и распространения морских данных, которая включает в себя широкий спектр данных о вылове ВБР Разрешено использование

Fishbase Онлайн-база данных, содержащая информацию о более чем 34 000 видов рыб и более чем 323 000 образцов их жизненного цикла Разрешено использование

E.U. Data Collection Framework Компьютерная программа, используемая для сбора, обработки и анализа данных о вылове рыбы в рамках Европейского союза Разрешено использование

Таким образом, исходя из проведенных расчетов, преступления, квалифицируемые по ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» по части 1 сократятся в динамике за 10 лет на 83%, по части 3 на 80%.

1. Производство рыбной продукции.

Сокращение преступлений может повысить эффективность использования ресурсов рыбной промышленности, увеличить объемы вылова водных биологических ресурсов и улучшить качество производимой готовой продукции.

Рис. 7. Прогнозное соотношение фактического вылова водных биологических ресурсов и планового в России на 2025 г. Fig. 7. Forecast ratio of actual to planned ABR procurement in Russia for 2025

Рис. 8. Прогнозное соотношение фактического вылова водных биологических ресурсов

и планового в Дальневосточном бассейне на 2025 г. Fig. 8. Forecast ratio of actual to planned ABR procurement in the Far Eastern basin for 2025

Плановое соотношение фактического вылова водных биологических ресурсов и планового на территории РФ и Дальневосточного бассейна за 2025 год отображено на рис. 7 и 8 соответственно. Прогнозируемое увеличение реализации квот составляет 10%.

Прогнозное соотношение фактического вылова водных биологических ресурсов и планового объёма в России на 2025 год отображено на рис. 8.

Таким образом, при снижении преступлений по незаконной добыче, у предприятий средством увеличения дохода будет не реализация водных биологических ресурсов, добытых незаконным путем, а вылов и реализация в пределах квот.

Заключение

Таким образом, экономическая безопасность является важным фактором для устойчивого развития рыбной промышленности. Она охватывает широкий спектр вопросов, таких как защита прав собственности, обеспечение стабильности цен на рынке, применение эффективных методов управления и контроля, защита от финансовых рисков и обеспечение социальной защиты работников.

Одно из важнейших направлений экономической безопасности в рыбной промышленности — это борьба с незаконным выловом водных биологических ресурсов.

В процессе написания данной работы, нами:

1. Выявлены методы экономической безопасности в рыбной промышленности, среди которых: мониторинг ресурсов, регулирование добычи, контроль за обработкой и хранением, защита от незаконной добычи и др. Детально были рассмотрены два метода, это — регулирование добычи и защита от незаконной добычи водных биологических ресурсов.

2. Произведён анализ технико-экономических показателей рыбопромышленной отрасли в динамике за 10 лет.

3. Рассмотрены преступления в рыбной промышленности в динамике за 10 лет, и сделан вывод, что в РФ и на территории Дальневосточного федерального округа преобладают преступления, квалифицируемые по статье 256 УКРФ «незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов. Которые являются мотивом для ряда преступлений экономического характера,

по сбыту незаконно выловленных ВБР. Данная проблема является актуальной и требует незамедлительного решения. Государственные органы интенсивно борются с уровнем преступности в рыбной промышленности, разрабатывая Федеральные программы [9].

4. Был предложен проект по контролю количества вылова водных биологических ресурсов «Тралл».

5. Разработаны и просчитаны мероприятия для реализации данного проекта. Так же составлен организационно-экономический механизм предложенных мероприятий по совершенствованию методов противодействия преступлениям в рыбной промышленности.

6. Для оценки предложенных мероприятий, были составлены прогнозные значения показателей уровня экономической безопасности рыбной промышленности.

Таким образом, подводя итог, можно сделать общий вывод: поставленная цель была достигнута. Проблема, выдвинутая нами, является острой, актуальной и требующей решения. При реализации предложного проекта «Тралл», снизятся динамика преступлений в рыбной промышленности и тем самым улучшится экономическая безопасности Дальневосточного федерального округа.

Направления дальнейших исследований

На наш взгляд особенно актуальными направлениями исследований являются следующие тематики:

1. Исследования, направленные на развитие инновационных технологий и методов, которые в дальнейшем позволят сократить незаконную добычу водных биологических ресурсов.

2. Исследования, направленные на изучение предпосылок незаконной добычи водных биологических ресурсов, необходимо изучить какие факторы мотивируют предприятия на незаконный вылов водных биологических ресурсов, что является причинами незаконного вылова. Данное направление позволит разработать модели и стратегии по разрешению конфликтных ситуаций в секторе рыбной промышленности и тем самым сократить незаконную добычу водных биологических ресурсов.

3. Немаловажным направлением для дальнейших исследований является социальный сектор. Изучение данного сектора включает в себя исследование культурных и социальных факторов, влияющих на незаконный вылов водных биологических ресурсов. Необходимо изучить мотивацию местных сообществ и населения в борьбе с незаконным выловом водных биологических ресурсов. При детальном анализе данного сектора, и выявлении проблем, возможно разработать мероприятия и общественные программы для повышения осведомлённости граждан о существующих проблемах и замотивировать население на принятие мер по защите водных биологических ресурсов от незаконного вылова.

4. Также немаловажным является изучение интеграции РФ с другими странами. То есть необходимо развить международное сотрудничество по борьбе с незаконным выловом водных биологических ресурсов.

СПИСОКИСТОЧНИКОВ

1. Бухт Р., Хикс Р. (2018) Определение, концепция и измерение цифровой экономики. Вестник международных организаций, 13 (2), 143—172.

2. Грибанов Ю.И. (2021) Ключевые аспекты теории и методологии цифровой трансформации социально-экономических систем. Вестник Алтайской академии экономики и права, 2—1, 83—89.

3. Ермакова И.Н., Михеева Н.Б., Хандогина Д.С. (2018) Методические подходы к оценке уровня экономической безопасности сельскохозяйственного предприятия. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 4 (10), 43—54.

4. Завиваев Н.С. (2022) Внедрение информационных технологий в управление сельскохозяйственными организациями. Вестник НГИЭИ, 1 (128), 82—94.

5. Золотарева О.В. (2020) Влияние субъективной стороны состава на квалификацию незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Развитие научного знания в глобализирующемся мире. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 93—97.

6. Карсунцева О.В., Буркина Т.А. (2020) Промышленный комплекс в контексте обеспечения экономической безопасности региона. Вестник евразийской науки, 5 (12).

7. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. (2018) Формирование цифровой экономики России: проблемы, риски, перспективы. Вестник ИЭ РАН, 5, 9—21.

8. Наумов И.В., Дубровская Ю.В., Козоногова Е.В. (2020) Цифровизация промышленного производства в регионах России: пространственные взаимосвязи. Экономика региона, 16 (3), 896-910.

9. Наумова Н.М. (2019) Охрана водных биологических ресурсов и экономическая безопасность России. Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, 11 (2), 549-555.

10. Облаков А.А., Гусаренко Д.М. (2016) Проблемы правового регулирования порядка обращения с незаконно добытыми водными биологическими ресурсами при выявлении и расследовании преступлений. Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права, 3, 69-77.

11. Савичев А.А (2023) Незаконная добыча водных биологических ресурсов: криминологический аспект. Виктимология, 1, 89-100.

12. Сащенко А.Ю., Солобнева М.В. (2023) Методы противодействия преступности как способ экономической безопасности рыбохозяйственного комплекса (на примере Дальневосточного федерального округа). Экономическая и информационная безопасность цифровых интеллектуальных экосистем, монография, 163-214.

13. Сащенко А.Ю., Солобнева М.В., Слепченко И.С. (2023) Разработка и внедрение мотива-ционной модели для сотрудников на предприятиях рыбохозяйственного комплекса. Экономика и предпринимательство, 4 (153), 1099-1104.

14. Сащенко А.Ю., Солобнева М.В. (2023) Совершенствование методов противодействия преступности в рыболовстве. Интеллектуальная инженерная экономика и индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ). Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 615-619.

15. Скобцова А.С. (2021) Вопросы оценки экономической безопасности государства. Санкт-Петербургский научный вестник, 1 (10), 10.

16. Центр финансовых инноваций «Сколково». [online] Available at: https://www.skolkovo.ru/ researches/indeks-cifrovaya-rossiya/. [Accessed 03.11.2023].

17. Чупахин В. (2017) Оборудование предприятий и судов рыбной промышленности. М.: Пищевая промышленность, 492.

18. Ширинкина Е.С. (2023) Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов: проблемы квалификации (по материалам Дальневосточного Федерального округа). Академическая публицистика, 11 (2), 596-616.

REFERENCES

1. Bukht R., Khiks R. (2018) Opredelenie, kontseptsiya i izmerenie tsifrovoi ekonomiki. Vestnik mezh-dunarodnykh organizatsii, 13 (2), 143-172.

2. Gribanov Yu.I. (2021) Klyuchevye aspekty teorii i metodologii tsifrovoi transformatsii sotsial'no-ekonomicheskikh sistem. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki iprava, 2-1, 83-89.

3. Ermakova I.N., Mikheeva N.B., Khandogina D.S. (2018) Metodicheskie podkhody k otsenke urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti sel'skokhozyaistvennogo predpriyatiya. Sotsial'no-ekonomicheskii i gumanitarnyizhurnalKrasnoyarskogo GAU, 4 (10), 43-54.

4. Zavivaev N.S. (2022) Vnedrenie informatsionnykh tekhnologii v upravlenie sel'skokhozyaistvennymi organizatsiyami. Vestnik NGIEI, 1 (128), 82-94.

5. Zolotareva O.V. (2020) Vliyanie sub"ektivnoi storony sostava na kvalifikatsiyu nezakonnoi dobychi (vylova) vodnykh biologicheskikh resursov. Razvitie nauchnogo znaniya v globaliziruyushchemsya mire. Sbornik nauchnykh trudovpo materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 93—97.

6. Karsuntseva O.V, Burkina T.A. (2020) Promyshlennyi kompleks v kontekste obespecheniya eko-nomicheskoi bezopasnosti regiona. Vestnik evraziiskoi nauki, 5 (12).

7. Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. (2018) Formirovanie tsifrovoi ekonomiki Rossii: problemy, riski, pers-pektivy. Vestnik IE RAN, 5, 9-21.

8. Naumov I.V., Dubrovskaya Yu.V, Kozonogova E.V (2020) Tsifrovizatsiya promyshlennogo proiz-vodstva v regionakh Rossii: prostranstvennye vzaimosvyazi. Ekonomika regiona, 16 (3), 896-910.

9. Naumova N. M. (2019) Okhrana vodnykh biologicheskikh resursov i ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii. Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti, obshchestva, gosudarstva: problemy i puti obespecheniya. Materialy ezhegodnoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 11 (2), 549-555.

10. Oblakov A.A., Gusarenko D.M. (2016) Problemy pravovogo regulirovaniya poryadka obrashcheni-ya s nezakonno dobytymi vodnymi biologicheskimi resursami pri vyyavlenii i rassledovanii prestuplenii. Vestnik Khabarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki iprava, 3, 69-77.

11. Savichev A.A. (2023) Nezakonnaya dobycha vodnykh biologicheskikh resursov: kriminologicheskii aspekt. Viktimologiya, 1, 89-100.

12. Sashchenko A.Yu., Solobneva M.V. (2023) Metody protivodeistviya prestupnosti kak sposob eko-nomicheskoi bezopasnosti rybokhozyaistvennogo kompleksa (na primere Dal'nevostochnogo federal'no-go okruga). Ekonomicheskaya i informatsionnaya bezopasnost' tsifrovykh intellektual'nykh ekosistem, mono-grafiya, 163-214.

13. Sashchenko A.Yu., Solobneva M.V., Slepchenko I.S. (2023) Razrabotka i vnedrenie motivatsionnoi modeli dlya sotrudnikov na predpriyatiyakh rybokhozyaistvennogo kompleksa. Ekonomika ipredprinima-tel'stvo, 4 (153), 1099-1104.

14. Sashchenko A.Yu., Solobneva M.V. (2023) Sovershenstvovanie metodov protivodeistviya prestupnosti v rybolovstve. Intellektual'naya inzhenernaya ekonomika i industriya 5.0 (EKOPROM). Sbornik trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Sankt-Peterburg, 615-619.

15. Skobtsova A.S. (2021) Voprosy otsenki ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva. Sankt-Peter-burgskii nauchnyi vestnik, 1 (10), 10.

16. Tsentr finansovykh innovatsii «Skolkovo». [online] Available at: https://www.skolkovo.ru/research-es/indeks-cifrovaya-rossiya/. [Accessed 03.11.2023].

17. Chupakhin V. (2017) Oborudovanie predpriyatii i sudov rybnoi promyshlennosti. M.: Pishchevaya promyshlennost', 492.

18. Shirinkina E.S. (2023) Nezakonnaya dobycha (vylov) vodnykh biologicheskikh resursov: problemy kvalifikatsii (po materialam Dal'nevostochnogo Federal'nogo okruga). Akademicheskaya publitsistika, 11 (2), 596-616.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT AUTHORS

СОЛОБНЕВА Мария Владимировна

E-mail: mariam_vladimirovna@mail.ru

Maria V. SOLOBNEVA

E-mail: mariam_vladimirovna@mail.ru

САЩЕНКО Анна Юрьевна

E-mail: saschenko.ayu@dvfu.ru Anna Yu. SASHCHENKO

E-mail: saschenko.ayu@dvfu.ru https://orcid.org/0000-0002-7682-5768

Поступила: 22.12.2023; Одобрена: 23.02.2024; Принята: 26.02.2024. Submitted: 22.12.2023; Approved: 23.02.2024; Accepted: 26.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.