Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация; эффективность мероприятий; объединенная энергосистема Беларуси / digital transformation; efficiency of measures; united energy system of Belarus.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорина Татьяна Геннадьевна, Прусов Станислав Геннадьевич

ЦЕЛЬ. Рассмотреть существующую методологию оценки цифровой трансформации энергетики Беларуси. Дать количественную оценку существующих значений критериев оценки и их нормативную прогнозную величину. Предложить трансформированные походы к оценке цифровой трансформации и учету эффективности мероприятий по её реализации. МЕТОДЫ. Для осуществления анализа использованы методы сравнения и математического прогнозирования с использование теории вероятности. РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье приводится оценка целесообразности использования существующих подходов к анализу эффективности цифровой трансформации белорусской энергосистемы с существующими и прогнозными нормативными их значениями. Предложен авторский подход к проведению данной оценки в условиях трансформации объединенной энергосистемы Беларуси. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Предложенный подход позволит комплексно учесть как технические, так и экономические факторы реализации мероприятий по цифровой трансформации в электроэнергетике с возможностью последующего ранжирования проектов по эффективности их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зорина Татьяна Геннадьевна, Прусов Станислав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY FOR ASSESSING THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE UNITED ENERGY SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS

THE PURPOSE. To consider the existing methodology for assessing the digital transformation of the Belarusian energy sector. To give a quantitative assessment of the existing values of the evaluation criteria and their normative forecast value. To propose transformed approaches to assessing digital transformation and taking into account the effectiveness of measures for its implementation. METHODS. To carry out the analysis, the methods of comparison and mathematical forecasting using probability theory were used. RESULTS. The article provides an assessment of the feasibility of using existing approaches to analyzing the effectiveness of the digital transformation of the Belarusian energy system with their existing and projected normative values. The author's approach to carrying out this assessment in the context of the transformation of the unified energy system of Belarus is proposed. CONCLUSION. The proposed approach will allow us to comprehensively take into account both technical and economic factors of the implementation of digital transformation measures, with the possibility of subsequent ranking of projects according to the effectiveness of their implementation.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 620.9

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т.Г. Зорина, С.Г. Прусов

Институт энергетики Национальной академии наук Беларуси, Республика Беларусь

Резюме: ЦЕЛЬ. Рассмотреть существующую методологию оценки цифровой трансформации энергетики Беларуси. Дать количественную оценку существующих значений критериев оценки и их нормативную прогнозную величину. Предложить трансформированные походы к оценке цифровой трансформации и учету эффективности мероприятий по её реализации. МЕТОДЫ. Для осуществления анализа использованы методы сравнения и математического прогнозирования с использование теории вероятности. РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье приводится оценка целесообразности использования существующих подходов к анализу эффективности цифровой трансформации белорусской энергосистемы с существующими и прогнозными нормативными их значениями. Предложен авторский подход к проведению данной оценки в условиях трансформации объединенной энергосистемы Беларуси. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Предложенный подход позволит комплексно учесть как технические, так и экономические факторы реализации мероприятий по цифровой трансформации в электроэнергетике с возможностью последующего ранжирования проектов по эффективности их реализации.

Ключевые слова: цифровая трансформация; эффективность мероприятий; объединенная энергосистема Беларуси.

IMPROVING THE METHODOLOGY FOR ASSESSING THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE UNITED ENERGY SYSTEM OF THE REPUBLIC

OF BELARUS

TG. Zorina, SG. Prusov

Institute of Energy of the National Academy of Sciences of Belarus, Republic of Belarus

Abstract: THE PURPOSE. To consider the existing methodology for assessing the digital transformation of the Belarusian energy sector. To give a quantitative assessment of the existing values of the evaluation criteria and their normative forecast value. To propose transformed approaches to assessing digital transformation and taking into account the effectiveness of measures for its implementation. METHODS. To carry out the analysis, the methods of comparison and mathematical forecasting using probability theory were used. RESULTS. The article provides an assessment of the feasibility of using existing approaches to analyzing the effectiveness of the digital transformation of the Belarusian energy system with their existing and projected normative values. The author's approach to carrying out this assessment in the context of the transformation of the unified energy system of Belarus is proposed. CONCLUSION. The proposed approach will allow us to comprehensively take into account both technical and economic factors of the implementation of digital transformation measures, with the possibility of subsequent ranking ofprojects according to the effectiveness of their implementation.

Keywords: digital transformation; efficiency of measures; united energy system of Belarus.

Введение

Электроэнергетика Республики Беларусь представляет собой естественную монополию, объединяющую все стадии энергетического производства: генерацию, передачу и распределение. При этом отдельные генерирующие установки субъектов хозяйствования, вырабатывающие избыточную энергию для собственных нужд, отпускают её организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго» для последующей продажи конечным потребителям (промышленным и бытовым).

27

Начиная с 2006 г. в энергетической отрасли Беларуси проводились отдельные мероприятия, связанные с её цифровизацией. Однако они на протяжении длительного времени носили несистемный характер и реализовывались как отдельные программы с узкоспециализированным направлением.

Примером таких мероприятий, осуществляемых в объединенной энергосистеме Беларуси (далее ОЭС), является реализация «Программы модернизации средств учета электрической энергии до 2023 года», в рамках которой осуществляется замена индукционных приборов учета электрической энергии на электронные для возможности последующего их объединения в систему АСКУЭ.

В остальных случаях речь идет об отдельных мероприятиях, среди которых можно назвать, автоматизацию бизнес-процессов на платформах 1С Предприятие и SAP, построение элементов системы управления электрическими сетями Smart Gird, построение системы автоматического регулирования частоты и перетоков мощности ОЭС Беларуси, построение системы АСКУЭ и многие другие.

Ведется работа по совершенствованию нормативно-технической документации. Введены в действие:

- ТКП 609-2017 «Автоматизация распределительных электрических сетей напряжением 0,4-10 кВ» (2017 г.);

- стандарт предприятия ГПО «Белэнерго» СТП 33240.20.117-18 «Цифровые подстанции. Требования к проектированию» (2018 г.).

Методы оценки цифровой трансформации ОЭС Беларуси

Начиная с 2015 г. в Республике Беларусь в различных отраслях национальной экономики вопросам цифровой трансформации стало уделяться всё больше внимание. Так в 2015 г. на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 03.11.2015 г. № 26 была утверждена стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 - 2022 гг.

В энергетической отрасли комплексные программы отсутствовали вплоть до 2021 г. Методология оценки уровня цифровизации появилась после утверждения приказом ГПО «Белэнерго» от 09.04.2021 г. №75 «О некоторых вопросах цифровой трансформации государственного производственного объединения ГПО «Белэнерго» «Стратегии информатизации и цифровой трансформации государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» на период 2021-2025 годы». Кроме того, данным приказом предусмотрено утверждение:

1) Плана мероприятий по реализации Стратегии информатизации и цифровой трансформации ГПО «Белэнерго» на период 2021-2025 годы;

2) Источников и объемов финансирования Стратегии с НДС;

3) 16 показателей (индексов) в разрезе 6 энергосистем и в целом по ГПО «Белэнерго» на 01.01.2020 г. и целевого ориентира до 2025 г. (табл. 1) [1]. Обоснование данных показателей и целевые значения в вышеуказанной Стратегии отсутствуют.

При этом следует отметить, что отдельные элементы и аналогичные подходы можно встретить в мировой практике [2].

Индексы цифровизации электроэнергетической отрасли по состоянию на 01.01.2020 и их прогноз на 2025 г._

Наименование показателя Обозначение Период РУП-облэнерго Прочие Всего по ГПО "Белэнерго"

Брест Витебск Гомель Гродно Минск Могилев

Доля цифровых подстанций 35 кВ и выше

Общее количество подстанций 35 кВ и выше; п 01.01.2020 232 216 250 167 312 203 0 1 380

2025 188 216 250 171 318 203 0 1 344

Количество цифровых подстанций 35 кВ и выше; к 01.01.2020 0 0 2 1 0 0 0 3

2025 0 0 2 6 0 1 0 9

Доля цифровых подстанций 35 кВ и выше. 01.01.2020 0 0 0,008 0,006 0 0 - 0,002

2025 0 0 0,008 0,035 0 0,005 - 0,007

Степень автоматизации распределительных электрических сетей 0,4 - 10кВ

Автоматизированные распределительные электрические сети отсутствуют; 01.01.2020 -

2025

Внедрена автоматизированная система диспетчерского управления и автоматизированная система планирования и управления ресурсами предприятия (организации); к (1) 01.01.2020 1 1 1 0 0 0,5 - 0,6

2025 1 1 0 1 1 0,5 - 0,8

Осуществляется автоматическое управление переключениями при возникновении повреждений участков электрической сети; кг (1) 01.01.2020 1 1 1 1 0,5 - 0,9

2025 1 1 1 1 1 0,5 - 0,9

Внедрена интеллектуальная система поддержи принятия решений, включающая автоматический цифровой сбор данных и последующую динамическую аналитику в режиме реального времени, результаты (цифровой актив) используются руководством предприятия для принятия оперативных и оптимальных решений; кз (1) 01.01.2020 0 0 0 0 0 0 - 0

2025 1 0 0 - 0,5

Создана экосистема предприятия, в которой все процессы управления и мониторинга электрических сетей формируются и реализуются автоматически (при необходимости, некоторые из них утверждаются или корректируются руководством предприятия, несущим ответственность за последствия принятого и реализованного управленческого решения); ¿4 (1) 01.01.2020 1 1 1 0 0 0,5 - 0,6

2025 1 0,5 - 0,5

Степень автоматизации распределительных электрических сетей. 01.01.2020 0,75 0,75 0,5 0,25 0,25 0,38 - 0,52

2025 0,5 0,5 0,25 0,75 0,5 0,38 - 0,67

Доля объектов энергетической отрасли, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии межгосударственных межсистемных перетоков и генерации

Общее количество объектов энергетической отрасли; п 01.01.2020 28 39 32 31 55 41 - 226

2025 29 39 32 31 62 41 - 234

Количество объектов энергетической отрасли, интегрированных в АСКУЭ ММПГ; к 01.01.2020 28 39 32 31 55 41 - 226

2025 29 39 32 31 62 41 - 234

Доля объектов энергетической отрасли, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии межгосударственных межсистемных перетоков и генерации. 01.01.2020 1 1 1 1 1 1 - 1

2025 1 1 1 1 1 1 - 1

Доля объектов энергетической отрасли, интегрированных в региональную автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии

Общее количество объектов энергетической отрасли; п 01.01.2020 194 190 250 156 261 177 1228

2025 187 190 250 160 269 177 - 1233

Количество объектов энергетической отрасли, интегрированных в региональную АСКУЭ; к 01.01.2020 194 186 124 156 53 177 890

2025 187 190 250 160 269 177 - 1233

Доля объектов энергетической отрасли, интегрированных в региональную автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии. 01.01.2020 1 0,98 0,5 1 0,2 1 0,72

2025 1 1 1 1 1 1 - 1

Доля промышленных и приравненным к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВ^А и выше, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии

Общее количество промышленных и приравненных к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВА и выше; п 01.01.2020 5 542 581 407 777 1622 528 9462 15049

2025 5508 543 616 789 1637 528 5 9 626

Количество промышленных и приравненных к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВА и выше, интегрированных в АСКУЭ; к 01.01.2020 187 277 169 300 871 143 1 952 3458

2025 227 186 524 473 886 152 4 3 820

Доля промышленных и приравненным к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВ-А и выше, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии. 01.01.2020 0,03 0,48 0,42 0,39 0,54 0,27 0,21 0,23

2025 0,04 0,34 0,85 0,6 0,54 0,29 0,8 0,4

Доля бытовых потребителей, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии

Общее количество бытовых потребителей электроэнергии; п 01.01.2020 646066 589735 68 646 53 402 1 629985 523 896 4611730 9688651

2025 668000 593 000 709266 554146 1 629985 550 000 - 4 691 397

Количество бытовых потребителей, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии; к 01.01.2020 104865 129 000 162519 87 716 1 629985 183 551 2297636 4818377

2025 115217 129 000 709266 234216 886 000 450 000 - 2 523 699

Доля бытовых потребителей, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии. 01.01.2020 0,16 0,22 0,24 0,16 1 0,35 0,498 0,49

2025 0,172 0,218 1 0,423 0,544 0,82 - 0,538

Доля энергоисточников, оснащенных автоматизированной системой управления технологическими процессами

Общее количество энергоисточников; п 01.01.2020 10 80 170 48 48 323 323

2025 11 80 0 15 185 48 - 529

Количество энергоисточников, оснащенных АСУ ТП; к 01.01.2020 369 36 60 21 21 134 134

2025 11 36 0 8 118 30 - 207

Доля энергоисточников, оснащенных автоматизированной системой управления технологическими процессами. 01.01.2020 0,9 0,45 0,35 0,44 0,44 0,41 0,41

2025 1 0,45 - 0,53 0,64 0,63 - 0,39

Степень автоматизации контроля сотрудников

Оцените степень автоматизации контроля сотрудников по шкале: 01.01.2020 1 1 2 2 1 1 1 1

0 - автоматизация функций контроля сотрудников отсутствует;

1 - внедрена система автоматического учета рабочего времени (прибытия - убытия) сотрудников;

2 - внедрена автоматическая система контроля местонахождения (присутствия на рабочем месте) сотрудников; 2025 2 1 2 2 1 1 1 1

3 - внедрена автоматическая система учета времени полезной деятельности сотрудников;

4 - внедрена автоматическая система учета результативности деятельности сотрудников.

Степень автоматизации контроля сотрудников 01.01.2020 0,25 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,16 0,21

2025 0,25 0,5 0,5 0,25 0,25 0,25 0,35 0,21

Доля объектов энергетической отрасли, оснащенных автоматизированной системой контроля качества электроэнергии

Общее количество энергетических объектов; п 01.01.2020 242 229 250 35 233 0 4 1076

2025 242 229 250 52 233 0 4 1093

Количество энергетических объектов, оснащенных автоматизированной системой контроля качества электроэнергии; к 01.01.2020 242 22 14 14 82 0 1 325

2025 242 37 14 29 118 0 1 441

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля объектов энергетической отрасли, оснащенных автоматизированной системой контроля качества электроэнергии. 01.01.2020 1 0,1 0,1 0,4 0,4 - 0,3 0,3

2025 1 0,2 0,1 0,6 0,5 - 0,3 0,4

Степень автоматизации документооборота

Предприятие (организация) подключено к СМДО; Да/нет 01.01.2020 да да Да да да да - 0

2025 да да да да да да - 0

На предприятии (организации) установлена система внутреннего электронного документооборота (если «да», то укажите количество рабочих мест в офисе (а) и количество мест в офисе, подключенных к системе внутреннего электронного документооборота (Ь)); а 01.01.2020 2578 3467 2314 5505 3193 - 17 057

2025 2628 0 3467 2400 5510 3193 - 17 198

Ь 01.01.2020 1200 492 1470 2050 2385 1116 - 8 713

2025 1230 492 1470 2150 2415 1116 - 8 873

Степень автоматизации документооборота. 01.01.2020 0,23 - 0,21 0,44 0,22 0,17 - 0,26

2025 0,23 - 0,21 0,45 0,22 0,17 - 0,26

Доля взаимодействий с иностранными (международными) компаниями, реализованных путем электронного документооборота

Количество иностранных (международных) компаний, с которыми осуществляется взаимодействие с помощью электронного документооборота; - 01.01.2020 0 0 0 0 0 0 - 0

2025 0 0 0 0 0 0 - 0

Общее количество иностранных (международных) компаний, с которыми осуществляется взаимодействие. - 01.01.2020 0 0 0 0 0 0 - 0

2025 0 0 0 0 0 0 - 0

Доля взаимодействий с иностранными (международными) компаниями, реализованных путем электронного документооборота 01.01.2020 - - - - - - - -

2025 - - - - - - - -

Степень автоматизации принятия решений

Оцените степень цифровизации предприятия по шкале: 01.01.2020 2 2 0,5 0,5 1 1 2

- 0 - не автоматизирована;

- 0,5 - используется электронная нормативно-справочная информация;

- 0,5 - используется пассивная СППР, позволяющая собирать и структурировать информацию, необходимую для принятия решения; 2025 0,5 2 2 2 0 1 1

- 1 - используется активная СППР, выполняющая анализ имеющейся информации и формирующая возможные варианты решений;

- 1 - используется кооперативная СППР, позволяющая изменять, пополнять или улучшать возможные решения, предлагаемые системой, затем посылая их в систему для проверки.

Степень автоматизации принятия решений. 01.01.2020 0,67 0,67 0,17 - 0,33 0,33 0,67

2025 0,17 0,67 0,67 0,67 - 0,33 0,42

Наличие системы, позволяющей оценивать качество продукции, качество обслуживания в режиме онлайн/ размещение предприятия на общей платформе оценки качества продукции, качества обслуживания

Размещена ли ваша организация (предприятие) на общей онлайн-платформе оценки качества продукции, качества обслуживания (к таким платформам можно отнести качество-услуг бел, Google Мой бизнес и др.) 01.01.2020 0 0 1 1 0 1 0,29 0

2025 0 0 1 1 0 1 0,38 0

Степень информатизации взаимодействующих организаций

Есть ли возможность у информационных систем предприятия (организации) предоставить удаленный доступ в рамках их компетенции следующим заинтересованным сторонам, выберите все подходящие варианты (если несколько, то просуммировать). поставщики -1 01.01.2020 2 1 0 5 0 1

потребители -1

компетентные органы - 1

общественные организации -1 2025 2 1 0 1 0 1

сервисные службы - 1

Степень информатизации. 01.01.2020 - - - - - - -

2025 - - - - - - -

Доля закупок, проведенных на электронных торговых площадках

Общее количество проведенных закупок. - 01.01.2020 1347 1598 616 447 1823 1105 2607 11422

2025 1347 596 509 500 1823 1200 1868 7843

Количество закупок, проведенных на электронных торговых площадках. - 01.01.2020 1183 1443 158 9 1296 521 934 6164

2025 1183 201 458 20 1296 800 984 4942

Доля закупок, проведенных на электронных торговых площадках. - 01.01.2020 0,88 0,9 0,26 0,02 0,71 0,47 0,36 0,54

2025 0,88 0,34 0,9 0,04 0,71 0,67 0,53 0,63

Наличие доступа у сотрудников к информационным ресурсам локальной и глобальной сети

Оцените степень доступности к информационным ресурсам локальной и глобальной сети у сотрудников, по шкале: 01.01.2020 2 2 2 2 2 2 2 2

- 0 - доступ у сотрудников к информационным ресурсам локальной и глобальной сети отсутствует;

- 1 - доступ имеется только к внутренним ресурсам сети организации; 2025 2 2 2 2 2 2 2 2

- 2 - доступ имеется к информационным ресурсам локальной и глобальной сети.

Наличие доступа у сотрудников к информационным ресурсам локальной и глобальной сети. - 01.01.2020 1 1 1 1 1 1 1 1

2025 1 1 1 1 1 1 1 1

Совершенствование методологии оценки цифровой трансформации OЭС

Предложенный в «Стратегии информатизации и цифровой трансформации государственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» на период 2021 - 2025 годы» методический подход, построенный на основе индикативных показателей, по нашему мнению, нуждается в дальнейшем совершенствовании в части:

- Изменения методики расчета отдельных индикаторов. Поскольку в существующей трактовке в результате реализации предложенных мероприятий (таблица 1) происходит их ухудшение. Вместе с тем, на её реализацию планируется направить около 250 млн. долл. США;

- Установления нормативных значений показателей;

- Формирования единого агрегированного (интегрального) индекса степени информационной трансформации белорусской энергетической системы для возможности оценки качественного и количественного роста показателей уровней автоматизации, информатизации и цифровизации в энергетике.

Поскольку с учетом предложенных в Стратегии индикаторов и их размерностью формирование интегрального индекса является проблематичным, по мнению авторов, в настоящее время целесообразно осуществлять оценку степени информационной трансформации на основе следующего подхода.

Во-первых, регламентировать общие методические принципы оценки эффективности цифровой трансформации ОЭС Беларуси, включающие разработку:

- Стратегических задач цифровой трансформации;

- Подходов к оценке затрат на цифровую трансформацию;

- Подходов к оценке результатов и эффективности цифровой трансформации;

- Подходов к оценке межотраслевых эффектов (синергетических эффектов и эффектов экстерналии «каннибализма» одних проектов за счёт реализации других);

- Походов к оценке иных эффектов (социальных, экологических).

Во-вторых, определить состав индикаторов.

В-третьих, разработать алгоритм ранжирования проектов (мероприятий) для включения в дорожные карты, предусматривающих с одной стороны достижение целевого индикатора реализации дорожной карты и как следствие стратегической задачи, и с другой стороны получение заданного эффекта (экономического, социального, экологического и иного, описанного в разделе характеристика результатов).

В качестве экономического эффекта с учетом различного срока действия проектов предлагается использование показателя величины сравнительного эквивалентного годового дохода (СЕАА) всей программы [3, 4].

Алгоритм оценки цифровой трансформации ОЭС Беларуси проиллюстрирован на рисунке 1.

Стратегические

Характеристика результатов

Дорожные карты по достижению задач

Нормативное

инди каторов

I

Измеряемый

реализации

Эффективность

(индикаторы)

Алгоритм ранжирования мероприятий для включения е дорожную карту

Измеряемые

эффективности

Рис.1 Алгоритм оценки уровня цифровой Fig. 1 Algorithm for assessing the level of digital трансформации ОЭС Беларуси transformation of the ECO of Belarus

В качестве стратегических задач по цифровой трансформации ОЭС Беларуси, по мнению авторов [5, 6], могут выступать следующие задачи:

1. Обеспечение бесперебойности поставок электроэнергии потребителям;

2. Снижение уровня аварийности на объектах электроэнергетики;

3. Снижение производственного травматизма и смертности в электроэнергетике;

4. Повышение качества поставляемых потребителю электроэнергии и тепла;

5. Сокращение уровня вредных выбросов при производстве электроэнергии и тепла;

6. Повышение экономической эффективности производственных процессов в электроэнергетике;

7. Сдерживание роста ценовой нагрузки на потребителя;

8. Эффективное импортозамещение, программного обеспечения, оборудования и услуг, связанных с цифровыми технологиями в электроэнергетике;

9. Повышение эффективности конечного использования электроэнергии;

10. Повышение конкурентоспособности белорусских цифровых технологий в сфере электроэнергетики;

11. Создание и развитие научных школ и образовательных центров для подготовки специалистов по работе с цифровыми технологиями.

Для оценки результатов решения каждой из перечисленных задач цифровой трансформации целесообразно ввести один или несколько количественно оцениваемых индикаторов. В зависимости от решаемой стратегической задачи, для оценки ее результатов могут применяться: производственные и экономические индикаторы, оба вида индикаторов.

Также необходимо провести оценку предлагаемых индикаторов на предмет их возможности (реалистичности) расчета на основании существующих статистических данных, либо необходимости разработки дополнительных форм отчетности, а также степени воздействия цифровой трансформации непосредственно на достижение показателя вне зависимости от других влияющих факторов (табл. 2).

Таблица 2

Шкалы оценки индикаторов цифровой трансформации

Реалистичность расчета значения индикатора на основании статистических данных (критерий ф) Шкала Объективность интерпретации результатов цифровой трансформации (критерий а) Шкала

нереально оценить индикатор из-за сложности сбора первичной информации и (или) сложности моделирования 0 индикатор в большей степени учитывает влияние не цифровых технологий, а других факторов 0,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при условии формировании новых статистических форм отчетности (государственных, ведомственных) 0,33 индикатор преимущественно отражает влияние цифровых технологий, но частично зависит и от других факторов 0,66

есть возможность оценки индикатора в рамках существующих, но не раскрываемых публично форм отчетности (государственных, ведомственных) 0,66 индикатор зависит исключительно от цифровых технологий 1

есть возможность оценки индикатора в рамках публично раскрываемой информации 1

Значения шкал установлено авторами с использованием подходов, изложенных в источнике [7].

Методология оценки цифровой трансформации белорусской энергетической системы с использованием предлагаемого подхода на основе первых 8 стратегических задач цифровой _трансформации_

Стратегическая задача цифровой трансформации Индикатор Алгоритм расчета Корректировка индикатора Примечание Критерий экономической эффективности реализации задачи

критерий ф критерий а

1.Обеспечение бесперебойности поставок электроэнергии потребителям Средняя частота отключений электроснабжения (ХА/И), в т.ч. вызванные киберпреступлениями Рассчитывается в процентах к базовому году1 как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» фидерам сетевых филиалов к среднему значению в целом по электросетевому хозяйству 0,66 0,66 В настоящее время мониторинг ведется в рамках ведомственной отчетности РУП-облэнерго. В перспективе необходимо закрепление в формах статистической отчетности для всех организаций Г СЕЛА =\ ' max где i - порядковый номер стратегической задачи (от 1 до 8)

Средняя продолжительность отключений электроснабжения (ХАЮТ), в т.ч. вызванные киберпреступлениями 0,66 0,66

Средняя продолжительность отключения одного потребителя (САШ!), в т.ч. вызванные киберпреступлениями 0,66 0,66

Предельный экономический ущерб от нарушения электроснабжения, в т.ч. вызванные киберпреступлениями Требует специальных технико-экономических расчетов по среднему значению по «цифровизированным» фидерам сетевых филиалов к среднему значению в целом по электросетевому хозяйству 0 0,66 Данный индикатор напрямую связан с индикатором ХА1О1

2. Снижение уровня аварийности на объектах электроэнергетики Среднее число аварий в расчете на единицу установленной мощности генерирующих объектов Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» генерирующим объектам к среднему значению в целом по генерации 0,66 0,66 Мониторинг вышеуказанных показателей должен осуществляться в отношении объектов2 до 3 или 6 МВт установленной мощности. Менее 3 или 6 МВт не производится Г ^о СЕЛА- = 1 max

Средняя длительность аварийного простоя единицы установленной мощности генерирующих объектов 0,66 0,66

1 В качестве базового года во всех расчетах индикаторов предлагается использовать 2020 г.

2 Критерий в 6 МВт установлен с учетом отнесения объектов к «малой энергетики» в соответствии с ранее действовавшим постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.04.1997 г. №400 «О развитии малой и нетрадиционной энергетики». В настоящее время отменено. С учетом мониторинга существующих генерирующих источников организаций ГПО «Белэнерго», по мнению авторов, данный критерий целесообразно снизить до 3 МВт установленной электрической мощности.

Среднее число аварий в системах централизованного теплоснабжения (СЦТС) Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» СЦТС к среднему значению в целом по статистически, наблюдаемым СЦТС 0,33 0,66 Статистика отсутствует, целесообразно разработать статистическую отчетность для городов с населением более 10 000 чел.

Средняя длительность устранения аварий в СЦТС 0,33 0,66

Среднее число аварий в расчете на условную единицу электросетевого оборудования Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» объектам электросетевого хозяйства к среднему значению в целом по электросетевому 0,66 0,66 Мониторинг вышеуказанных показателей осуществляться в отношении объектов системообразующих сетей напряжением 220 - 750 кВ и распредсетей 110 кВ

Средняя длительность аварийного простоя условной единицы электросетевого оборудования хозяйству 0,66 0,66 Для объектов распределительных сетей 0,4-10 и 35 кВ мониторинг не производится, решается в рамках реализации стратегической задачи №1

3.Снижение производственного травматизма и смертности в электроэнергетике Среднее число работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» генерирующим объектам к среднему значению в целом по генерации. Рассчитывается на единицу установленной мощности 0,66 0,66 Для расчета показателя используется данные статистической отчетности 1 -т (травматизм), утвержденной постановлением национального статистического комитета Республики Беларусь от 13.06.2016 Не рассчитывается, учитывается в доле лимита на финансирование программы по цифровой трансформации

Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» объектам сетевого хозяйствах к среднему значению в целом по электросетевому хозяйству. Рассчитывается на условную единицу электросетевого оборудования 0,66 0,66 г. №64. Альтернативным вариантом является расчет показателя LTIFR (lost time injury frequency rate). Данный показатель измеряется на 1 млн. отработанных человеко-часов. По мнению, специалистов РАН РФ преимущество данного показателя

Среднее число работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» генерирующим объектам к среднему значению в целом по генерации. Рассчитывается на единицу установленной мощности 0,66 0,66 является одновременное влияние 2-х факторов: 1. Снижение нормативной численности в результате внедрения цифровой трансформации; 2. повышение безопасности самих объектов ремонта, диагностики, модернизации и т.п.

Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» объектам сетевого хозяйствах к среднему значению в целом по электросетевому хозяйству. Рассчитывается на условную единицу электросетевого оборудования 0,66 0,66

4. Повышение качества поставляемых потребителю электроэнергии и тепла Время работы БЭС нормативной частотой тока (50±0,05) Гц, минут за календарный год Рассчитывается в процентах к базовому году 1 0,33 Отслеживается оперативно-диспетчерским управлением ГПО «Белэнерго» Не рассчитывается, учитывается в доле лимита на финансирование программы по цифровой трансформации

Количество случаев недопустимого отклонения температуры/давления в СЦТС Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» СЦТС к среднему значению в целом по статистически, наблюдаемым СЦТС 0,33 0,66 Статистика отсутствует, целесообразно разработать статистическую отчетность для городов и городских поселков с населением более 10 000 чел., а также разработать величину научно-обоснованного отклонения от заданных параметров

5. Сокращение уровня вредных выбросов при производстве электроэнергии и тепла Удельная величина выбросов (по группам загрязняющих веществ) на единицу отпущенной электроэнергии Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение значения данного показателя на «цифровизированных» генерирующих объектах ТЭЦ и КЭС к значению в целом по генерирующим объектам ТЭЦ и КЭС. 0,66 0,66 В рамках РУП-облэнерго данную величину возможно определить на основании ведомственной отчетности и статистической отчетности 1-воздух (Минприроды) утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.12.2019 г. №122 Г СЕЛА.= [^ max

Удельная величина экологических платежей (включая плату за углерод -при ее введении), приходящаяся на единицу отпущенной электроэнергии 0,66 0,66

Удельная величина выбросов (по группам загрязняющих веществ) на единицу отпущенного тепла Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение значения данного показателя по «цифровизированным» котельным к значению в целом по статистическим охваченных мониторингом котельным. 0,33 0,66

Удельная величина экологических платежей (включая плату за углерод -при ее введении), приходящаяся на единицу отпущенной тепловой энергии 0,33 0,66

6. Повышение экономической эффективности производственных процессов в электроэнергетике Удельный расход топлива на единицу отпущенной электроэнергии ТЭЦ и КЭС Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» генерирующим объектам к среднему значению в целом по генерации. 0,66 0,66 Рассчитывается на основании данных ведомственной отчетности организаций ГПО «Белэнерго» и организаций ЖКХ. Значение индикатора должно стремиться к 0. Г СЕАА- = [^ max

Удельный расход топлива на единицу отпущенной тепловой энергии Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение значения данного показателя по «цифровизированным» котельным к значению в целом по статистическим охваченных мониторингом котельным. 0,66 0,66

Удельная величина потерь электроэнергии в электрических сетях, в процентах от объемов электроэнергии, поступивших в сеть Рассчитывается в процентах к базовому году как отношение среднего значения данного показателя по «цифровизированным» объектам сетевого хозяйствах к среднему значению в целом по электросетевому хозяйству. 0,66 0,66

7. Сдерживание роста ценовой нагрузки на потребителя Тцсн Соотношение темпов изменения среднегодовых удельных топливных затрат генерирующих объектов ТЭЦ, КЭС и котельных к темпам изменения среднеотпускного тарифа на электроэнергию и тепловую энергию по субъектам хозяйствования. 0,66 0,66 Учитывая, что в структуре затрат БЭС затраты на топливо на технологические цели составляют до 80%. Рассчитывается в целом по БЭС Показатель должен стремиться к 1.

8. Эффективное импортозамещение, программного обеспечения и услуг, связанных с цифровыми технологиями в электроэнергетике, а также оборудования V ' ицт Доля импорта в суммарном объеме закупок предприятиями электроэнергетики следующих видов технологического оборудования: - САУ и АСУ ТП, - систем РЗА, - средств связи. 1 1 Отсутствует. Необходимо введение показателя в ведомственную отчетность Г > 0 СЕЛА- = Г max

9. Повышение эффективности конечного использования электроэнергии Электроемкость ВВП Рассчитывается в процентах к базовому году 1 Оценивается экспертно Рассчитывается в целом по Республике Беларусь Интегральный эффект всех предыдущих показателей, при условии: 8 Г > 0 у СЕЛА. =\ max

10. Повышение конкурентоспособности белорусских цифровых технологий в сфере электроэнергетики Удельный вес экспорта ГТ услуг в сфере электроэнергетики к общему объему экспорта услуг Рассчитывается в процентах к базовому году 1 1 Требуется введение статистической отчетности Не рассчитывается, показатель оценивается межстрановым сопоставлением

11. Создание и развитие научных школ и образовательных центров для подготовки специалистов по работе с цифровыми технологиями Удельный вес специалистов, получивших образование (прошедших переподготовку) по специальностям ГТ профиля в среднем на 1000 жителей. Рассчитывается в процентах к базовому году 1 1 Требуется введение статистической отчетности Не рассчитывается, показатель оценивается межстрановым сопоставлением

Примечание: величина СЕАА; = Х"=1 СЕААу

где:] - номер мероприятия (проекта) из совокупности набора проектов п, причем обязательным условием является выполнение условия] < п.

Основные проблемы цифровой трансформации в электроэнергетики

Остановимся ещё на нескольких важных аспектах, связанных с цифровой трансформацией, а именно:

1) Вопросы кибербезопасности, которые весьма актуальны для электроэнергетики, и многими авторами относятся к безусловным отрицательным последствиям цифровизации экономики, и необходимостью увеличения затрат на защиту данных [8, с.28]. Кибербезопасность является критической проблемой для всей инфраструктуры, в т.ч. и энергетической, поскольку всё больше устройств становятся взаимосвязанными. Это касается абсолютно всех автоматизированных систем энергетической отрасли: щитов управления, электрических и коммуникационных сетей связи и т.п. Например, безопасность новых систем связи, в значительной степени, зависит от механизмов аутентификации, авторизации и шифрования [9]. Эти механизмы должны быть включены во все уровни стека протоколов, от физического до прикладного уровней. Энергоснабжающие организации могут повысить безопасность систем связи с помощью технологий проводной связи, таких как брандмауэров, виртуальных частных сетей и безопасности интернет-протокола (IPsec). Безопасность может быть повышена также за счёт механизмов безопасности более высокого уровня, таких как «безопасная оболочка» (англ. Secure Shell - SSH) и протокола защиты транспортного уровня (англ. Transport Layer Security - TLS) [10, с .68 - 69]. Аналогичным образом можно рассмотреть и другие составные элементы информационной системы.

При этом в Республики Беларусь отсутствуют научно-обоснованные критерии, методы оценки экономических последствий цифровой трансформации с точки зрения возможных негативных последствий, вызванных киберпреступлениями в энергетической сфере. Данная тема требует дальнейшего углубленного изучения.

2) Вопросы, связанные с единой системой управления состоянием энергетического оборудования. Концепция единой информационной системы управления состоянием энергетического оборудования основывается на подходах, методах и требованиях теории иерархических многоуровневых, многоцелевых и многоэшелонных систем, к которым относится отрасль электроэнергетика, представляющая собой сложную иерархическую многоуровневую и многоцелевую социотехническую систему, а также основанных на ней прикладных разработок в области электроэнергетики [11, 12, 13].

Для построения архитектуры системы, схемы и правил взаимодействия в рамках единого индустриального интернета необходимо учитывать следующие принципы [14]:

- Централизация и иерархичность системы управления единой энергосистемой -подчиненность субъектов низшего уровня верхним и перевод части управленческих бизнес-процессов на более высокий уровень управления;

- Непрерывность цепочки создания продуктов энергосистемы - последовательность преобразования сырья, поставляемого из технических систем поставщиков кинетическую энергию пара (воды), механическую энергию вращения роторов энергооборудования, энергию электромагнитного поля и другие энергетические ресурсы, передаваемые потребителям;

- Многоуровневость единого индустриального интернета - наличие различных уровней (информационного, коммуникационного, инфраструктурно -телекоммуникационного) системы единого индустриального интернета, направленных на сбор, анализ, преобразование сигналов информации о состоянии оборудования в управленческие воздействия, направленные на достижение целей субъектов системы.

Зарубежный и отечественный опыт внедрения подобных систем показывает, что особое внимание должно быть уделено вопросам интегрируемости технологических компонентов системы. А именно, необходимо тестирование внедряемых устройств на функциональное соответствие стандартам. Поскольку это тестирование представляет само по себе достаточно сложную задачу, для ее решения необходимо создание специального сертификационного центра, который мог бы осуществлять в полном объеме тестирование на соответствие стандарту любых устройств.

Другим важным фактором является высокая стоимость технических средств, реализующих новую технологию. Как правило, на первых этапах развития технологии разрабатываются специализированные приборы, наиболее полно реализующие потенциал новых подходов. При этом немалые затраты на разработку закладываются в конечную стоимость разработанных устройств, а так как на начальном этапе о крупносерийном производстве таких приборов говорить не приходится, получается типичный для внедрения новых технологий замкнутый круг: дорого, так как малая серия, и малая серия, потому что дорого.

Третьим фактором, сдерживающим развитие подобных систем, является фрагментарность существующего оборудования. Эта неравномерность в развитии приборного парка проявляется при проектировании реальных систем. Приборы либо частично осуществляют функции, требуемые для реализации системы, либо не реализуют совсем.

3) Вопросы, связанные с созданием единой общеотраслевой нормативно-правовой базы. Часто компании, предлагая свои проекты реализации систем автоматизации, руководствуются субъективным мнением по их построению, что влечет за собой проблемы интеграции оборудования в реальных условиях на объекте электроэнергетики вплоть до полной информационной несовместимости компонентов системы и, как итог, экономическую и техническую нецелесообразность внедрения новых технологий [15].

Заключение

Реализация предложенного алгоритма оценки степени цифровой трансформации ОЭС Беларуси позволит более комплексно подойти к формализованной (количественно измеряемой) оценки цифровизации с различных её аспектов: технологической, экономической, социальной, экологической и др. Кроме того, реализация мероприятий, представленных в Стратегии с учетом трансформации методического подхода к отбору мероприятий с т.з. анализа их эффективности на основе единого агрегированного показателя повысит эффективность функционирования ГПО «Белэнерго», качество оказания энергетических услуг, удовлетворенность потребителей и будет способствовать устойчивому энергетическому развитию Республики Беларусь.

Не менее важной для исследования темой служит анализ экономических последствий цифровой трансформации, связанной как с киберпреступлениями, так и с системой управления состоянием энергетического оборудования. Подтверждением актуальности данной темы служат исследования [16, 17].

Литература

I.Стратегия информатизации и цифровой трансформации государственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» на период 2021-2025 годы : приказ ГПО «Белэнерго» от 9.04.2021 г. №75 // Бизнес-инфо / ООО «Профессиональные правовые системы», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2020. 2. Ковалев М.М., Головенчик Г.Г. Цифровая экономика - шанс для Беларуси: моногр. / Минск : Изд. центр БГУ, 2018. № 327. 4 с.

3. Прусов, С.Г. Оценка эффективности инвестиционных проектов в электроэнергетике: моногр. Минск :Мисанта, 2016. 228 с.

4. Прусов, С.Г. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта с учетом анализа рисков. Минск: Бестпринт, 2018. 183 с.

5. Зорина Т.Г. Формирование стратегии устойчивого энергетического развития: монография. Минск: Мисанта, 2016. 332 с.

6. Камоцкая Н.И. Энергетическая безопасность Республики Беларусь в условиях международной интеграции под науч. ред. С.С. Полонник; Белорусский национальный технический университет. Минск : Право и экономика, 2019. 180 с.

7. Измерение и оценка результатов и эффектов цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса // Режим доступа: https://in.minenergo.gov.ru/upload/iblock/29a/29a0484ea0e4bd272252a486a80f2c32.pdf. Дата доступа: 15.04.2021.

8. Роман, М. Инновационные мегатренды : цифровая экономика и тенденции её развития // Экономика, финансы, управление. 2021. №6 (247). С. 25-28.

9. Busom, N., Sebe, F., Petrlic, R., et al. Efficient smart metering based on homomorphic encryption // Computer Communications. 2016. V. 82. pp. 95-101.

10. Большев, В.Е., Виноградов, А.В. Перспективные коммуникационные технологии для автоматизации сетей электроснабжения // Вестник КГЭУ. 2019. №2 (42). С. 65-82.

II. Воропай Н.И., Подковальников С.В., Труфанов В.В. Обоснование развития электроэнергетических систем: Методология, модели, методы, их использование. Новосибирск: Наука, 2015. 448 с.

12. Дементьев, В.Т., Ерзин, А.И., Ларин Р.М. Задачи оптимизации иерархических структур. Новосибирск: Издательство Новосибирского университет, 1996. 105 с.

13. Минаева Ю.В. Математическая модель оптимизации иерархических многоуровневых систем производственного типа // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2018. Т. 45. №2. С.140-148.

14. Месарович М., Макои Д., Такахара Я. Теория иерархических многоуровневых систем / под ред. Г.С. Поспелова. М.: Мир, 1973. 343 с.

15. Шубина С.К., Логачева, А.Г. Концепция единой системы управления состоянием энергетического оборудования // Вестник КГЭУ. 2019. №2 (42). С. 24-37.

16. Armin J., Thompson Kijewski, P., B. Ariu, D., et al. Cybercrimes in the economic sphere // Источник [Электронный ресурс].2021. Режим доступа: (PDF) 2020 Cybercrime Economic Costs: No Measure No Solution (researchgate.net). Дата доступа: 17.06.2021.

17. Sviatun A.V., Gonchruk O.V., Chernysh., et al. Combating cybercrime: economic and legal aspects //. 2021. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/351740010_Combating_Cybercrime_Economic_and_Le gal_Aspects. _Дата доступа: 17.06.2021.

Авторы публикации

Зорина Татьяна Геннадьевна - д-р экон. наук, доцент, Институт энергетики Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь.

Прусов Станислав Геннадьевич -канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник сектора «Экономика энергетики» Института энергетики Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь.

References

1. Strategy of informatization and digital transformation of the state Association of electric power industry «Belenergo» for the period 2021-2025: order of the State Enterprise» Belenergo «dated 9.04.2021 No. 75. Business-info. LLCProfessional Legal Systems, National Center for Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2020.

2. Kovalev M.M., Golovenchik G.G. Digital economy-a chance for Belarus: monograph. Minsk: Publishing Center of BSU. 2018. № 327. 4 p.

3. Prusov S.G. Evaluation of the effectiveness of investment projects in the electric power industry: monogr. Minsk: Misanta, 2016. 228 p.

4. Prusov S.G. Development of a business plan for an investment project taking into account risk analysis. Minsk: Bestprint, 2018. 183 p.

5. Zorina T.G. Formation of a strategy for sustainable energy development: monograph. Minsk: Misanta. 2016. 332 p.

6. Kamotskaya N. I. Energy security of the Republic of Belarus in the conditions of international integration under the scientific editorship of S. S. Polonnik. Belarusian National Technical University. Minsk : Law and Economics, 2019. 180 p.

7. Measurement and evaluation of the results and effects of the digital transformation of the fuel and energy complex. Access mode: https://in.minenergo.gov.ru/upload/iblock/29a/29a0484ea0e4bd272252a486a80f2c32.pdf. Access date: 15.04.2021.

8. Roman M. Innovative megatrends : digital economy and its development trends. Economics, finance, management. 2021;6 (247):25-28.

9. Busom, N., Samo, F., Petrlik, R., etc. Effective intelligent measurement based on homomorphic encryption. Computer Communications. 2016;82:95-101.

10. Bolshev VE, Vinogradov AV. Promising communication technologies for automation of power supply networks. Bulletin of the KSPEU. 2019;2 (42):65-82.

11. Voropai NI, Podkovalnikov SV, Trufanov VV. Justification of the development of electric power systems: Methodology, models, methods, their use. Novosibirsk: Nauka, 2015. 448 p.

12. Dementyev VT, Erzin AI, Larin RM. Problems of optimization of hierarchical structures. Novosibirsk: Novosibirsk University Publishing House, 1996. 105 p.

13. Minaeva YuV. Mathematical model of optimization of hierarchical multilevel production-type systems. Bulletin of the Dagestan State Technical University. Technical sciences. 2018;45(2):140-148. doi: 10.21822/ 2073-6185-2018-45-2-140-148.

14. Mesarovich M, Makoi D, Takahara Ya. Theory of hierarchical multilevel systems. ed. by G. S. Pospelov. M.: Mir, 1973. 343 p.

15. Shubina SK, Logacheva AG. The concept of a unified state management system for power equipment. Bulletin of the KSEU. 2019;2 (42):24-37.

16. Armin J, Thompson Kievsky P, B. Aryu D, etc. Cybercrime in the economic sphere. <url>. 2021. Access mode: (PDF) The economic Costs of Cybercrime in 2020: No measure, No solution (researchgate.net). Access date: 17.06.2021.

17. Svyatun AV, Gonchruk OV. Chernysh et al. Fighting cybercrime: economic and legal aspects 2021. Access mode: https://www.researchgate.net/publication/351740010_Combating_Cybercrime_Economic_and_Le gal_Aspects. Access date: 17.06.2021.

Authors of the publication

Tatyana G. Zorina - Institute of Energy of the National Academy of Sciences of Belarus, Republic of Belarus.

Stanislav G. Prusov - Institute of Energy of the National Academy of Sciences of Belarus, Republic of Belarus.

Получено 22 июня 2021г.

Отредактировано 29 июня 2021г.

Принято 01 июля 2021г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.