Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ / ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГОСИСТЕМА БЕЛАРУСИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорина Татьяна Геннадьевна, Прусов С.

ЦЕЛЬ. Рассмотреть существующую методологию оценки цифровой трансформации энергетики Беларуси. Дать количественную оценку существующих значений критериев оценки и их нормативную прогнозную величину. Предложить трансформированные походы к оценке цифровой трансформации и учету эффективности мероприятий по её реализации. МЕТОДЫ. Для осуществления анализа использованы методы сравнения и математического прогнозирования с использование теории вероятности. РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье приводится оценка целесообразности использования существующих подходов к анализу эффективности цифровой трансформации белорусской энергосистемы с существующими и прогнозными нормативными их значениями. Предложен авторский подход к проведению данной оценки в условиях трансформации объединенной энергосистемы Беларуси. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Предложенный подход позволит комплексно учесть как технические, так и экономические факторы реализации мероприятий по цифровой трансформации в электроэнергетике с возможностью последующего ранжирования проектов по эффективности их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зорина Татьяна Геннадьевна, Прусов С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY FOR ASSESSING THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE UNITED ENERGY SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS

HE PURPOSE. To consider the existing methodology for assessing the digital transformation of the Belarusian energy sector. To give a quantitative assessment of the existing values of the evaluation criteria and their normative forecast value. To propose transformed approaches to assessing digital transformation and taking into account the effectiveness of measures for its implementation. METHODS. To carry out the analysis, the methods of comparison and mathematical forecasting using probability theory were used. RESULTS. The article provides an assessment of the feasibility of using existing approaches to analyzing the effectiveness of the digital transformation of the Belarusian energy system with their existing and projected normative values. The author's approach to carrying out this assessment in the context of the transformation of the unified energy system of Belarus is proposed. CONCLUSION. The proposed approach will allow us to comprehensively take into account both technical and economic factors of the implementation of digital transformation measures, with the possibility of subsequent ranking of projects according to the effectiveness of their implementation.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 620.9

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т.Г. Зорина, С.Г. Прусов

Институт энергетики Национальной академии наук Беларуси, Республика Беларусь

Резюме: ЦЕЛЬ. Рассмотреть существующую методологию оценки цифровой трансформации энергетики Беларуси. Дать количественную оценку существующих значений критериев оценки и их нормативную прогнозную величину. Предложить трансформированные походы к оценке цифровой трансформации и учету эффективности мероприятий по её реализации. МЕТОДЫ. Для осуществления анализа использованы методы сравнения и математического прогнозирования с использование теории вероятности. РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье приводится оценка целесообразности использования существующих подходов к анализу эффективности цифровой трансформации белорусской энергосистемы с существующими и прогнозными нормативными их значениями. Предложен авторский подход к проведению данной оценки в условиях трансформации объединенной энергосистемы Беларуси. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Предложенный подход позволит комплексно учесть как технические, так и экономические факторы реализации мероприятий по цифровой трансформации в электроэнергетике с возможностью последующего ранжирования проектов по эффективности их реализации.

Ключевые слова: цифровая трансформация, эффективность мероприятий, объединенная энергосистема Беларуси.

IMPROVING THE METHODOLOGY FOR ASSESSING THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE UNITED ENERGY SYSTEM OF THE REPUBLIC OF

BELARUS

TG. Zorina, S.G. Prusov

Institute of Energy of the National Academy of Sciences of Belarus, Republic of Belarus

Abstract: THE PURPOSE. To consider the existing methodology for assessing the digital transformation of the Belarusian energy sector. To give a quantitative assessment of the existing values of the evaluation criteria and their normative forecast value. To propose transformed approaches to assessing digital transformation and taking into account the effectiveness of measures for its implementation. METHODS. To carry out the analysis, the methods of comparison and mathematical forecasting using probability theory were used. RESULTS. The article provides an assessment of the feasibility of using existing approaches to analyzing the effectiveness of the digital transformation of the Belarusian energy system with their existing and projected normative values. The author's approach to carrying out this assessment in the context of the transformation of the unified energy system of Belarus is proposed. CONCLUSION. The proposed approach will allow us to comprehensively take into account both technical and economic factors of the implementation of digital transformation measures, with the possibility of subsequent ranking ofprojects according to the effectiveness of their implementation.

Keywords: digital transformation; efficiency of measures; united energy system of Belarus.

Введение

Электроэнергетика Республики Беларусь представляет собой естественную монополию, объединяющую все стадии энергетического производства: генерацию, передачу и распределение. При этом отдельные генерирующие установки субъектов

хозяйствования, вырабатывающие избыточную энергию для собственных нужд, отпускают её организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго» для последующей продажи конечным потребителям (промышленным и бытовым).

Начиная с 2006 г. в энергетической отрасли Беларуси проводились отдельные мероприятия, связанные с её цифровизацией. Однако они на протяжении длительного времени носили несистемный характер и реализовывались как отдельные программы с узкоспециализированным направлением.

Примером таких мероприятий, осуществляемых в объединенной энергосистеме Беларуси (далее ОЭС), является реализация «Программы модернизации средств учета электрической энергии до 2023 года», в рамках которой осуществляется замена индукционных приборов учета электрической энергии на электронные для возможности последующего их объединения в систему АСКУЭ.

В остальных случаях речь идет об отдельных мероприятиях, среди которых можно назвать, автоматизацию бизнес-процессов на платформах 1С Предприятие и SAP, построение элементов системы управления электрическими сетями Smart Gird, построение системы автоматического регулирования частоты и перетоков мощности ОЭС Беларуси, построение системы АСКУЭ и многие другие.

Ведется работа по совершенствованию нормативно-технической документации. Введены в действие:

- ТКП 609-2017 «Автоматизация распределительных электрических сетей напряжением 0,4-10 кВ» (2017 г.);

- стандарт предприятия ГПО «Белэнерго» СТП 33240.20.117-18 «Цифровые подстанции. Требования к проектированию» (2018 г.).

При этом исследований, посвященных методологии оценки уровня цифровизации энергетики Беларуси, практически не существовало до настоящего времени.

Существующие Методы оценки цифровой трансформации, применяемые в ОЭС Беларуси

Начиная с 2015 г. в Республике Беларусь в различных отраслях национальной экономики вопросам цифровой трансформации стало уделяться всё больше внимание. Так в 2015 г. на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 3.11.2015 г. №26 была утверждена стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 -2022 гг.

В энергетической отрасли комплексные программы отсутствовали вплоть до 2021 г. Методология оценки уровня цифровизации появилась после утверждения приказом ГПО «Белэнерго» от 09.04.2021 г. №75 «О некоторых вопросах цифровой трансформации государственного производственного объединения ГПО «Белэнерго» «Стратегии информатизации и цифровой трансформации государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» на период 2021-2025 годы». Кроме того, данным приказом предусмотрено утверждение:

1) Плана мероприятий по реализации Стратегии информатизации и цифровой трансформации ГПО «Белэнерго» на период 2021-2025 годы;

2) Источников и объемов финансирования Стратегии с НДС;

3) 16 показателей (индексов) [1] в разрезе 6 энергосистем и в целом по ГПО «Белэнерго» на 1.01.2020 г. и целевого ориентира до 2025 г. Обоснование данных показателей и целевые значения в вышеуказанной Стратегии отсутствуют.

Приведем методологию их расчета.

1. Доля цифровых подстанций 35 кВ и выше рассчитывается по формуле:

А - k

Асэ1 -

n

где: к - количество цифровых подстанций 35 кВ и выше; п - общее количество подстанций 35 кВ и выше.

В целом по ГПО «Белэнерго» значение данного показателя составляет на 01.01.2020 г. 0,002. При общем количестве подстанций в количестве 1 380 шт. цифровых подстанций всего 3. К 2025 г. планируется увеличить количество цифровых подстанций до 7 шт., при общем снижении их количества до 1 344 шт. Соответственно значение данного показателя должно составить 0,007.

2. Степень автоматизации распределительных электрических сетей 0,4 - 10кВ рассчитывается по формуле:

Асэ2 "

У4 к

¿—И=1 '

4

где: Асэ2 - степень автоматизации распределительных электрических сетей;

кг - внедрена автоматизированная система диспетчерского управления и автоматизированная система планирования и управления ресурсами предприятия (организации);

к2 - осуществляется автоматическое управление переключениями при возникновении повреждений участков электрической сети;

к3 - внедрена интеллектуальная система поддержи принятия решений, включающая автоматический цифровой сбор данных и последующую динамическую аналитику в режиме реального времени, результаты (цифровой актив) используются руководством предприятия для принятия оперативных и оптимальных решений;

к4 - создана экосистема предприятия, в которой все процессы управления и мониторинга электрических сетей формируются и реализуются автоматически (при необходимости, некоторые из них утверждаются или корректируются руководством предприятия, несущим ответственность за последствия принятого и реализованного управленческого решения).

При Асэ2 = 0 автоматизированные распределительные электрические сети отсутствуют.

Таблица 1

Прогноз выполнения показателя степени автоматизации распределительных электрических сетей 0,4 - 10кВ в разрезе РУП-облэнерго и в целом по ГПО «Белэнерго»

Обоз начен ие РУП-облэнерго Всего по ГПО «Белэнерго»

Брест Витебск Гомель Гродно Минск Могилев

на 1.01.2020 г.

к, 1 1 1 0 0 0,5 0,6

к? 1 1 1 1 0,5 0,9

0 0 0 0 0 0 0,0

1 1 1 0 0 0,5 0,6

Асэ2 0,75 0,75 0,50 0,25 0,25 0,38 0,52

на конец 2025 г.

К 1 1 0 1 1 0,5 0,5

к2 1 1 1 1 1 0,5 0,5

к3 1 0 0 0,67

к4 1 0,5 0,5

Асэ2 0,50 0,50 0,25 0,75 0,50 0,38 0,5

3. Доля объектов энергетической отрасли, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии межгосударственных межсистемных перетоков и генерации

А 3=-

сэ3

п

где: к - количество объектов энергетической отрасли, интегрированных в АСКУЭ ММПГ; п - общее количество объектов энергетической отрасли.

На 1.01.2020 г. данное соотношение составляет 1. Все 226 объектов энергетической отрасли интегрированы в АСКУЭ ММПГ. На конец 2025 г. также планируется выполнение данного индекса при увеличении общего количество объектов до 234 шт.

4. Доля объектов энергетической отрасли, интегрированных в региональную автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии рассчитывается по формуле:

А 4 = -

сэ 4

п

где: к - количество объектов энергетической отрасли, интегрированных в региональную АСКУЭ; п - общее количество объектов энергетической отрасли.

Исходные данные для расчета указанного индекса на 1.01.2020 г. и на конец 2025 г. представлены на рисунке 2 и 3.

РУП «Брестэнерго» 80

60

РУП РУП

40 29

«Могилевэнерго» ^ 40 ^д «Витебскэнерго»

62

РУП «Минскэнерго»

/0 д

32

РУП

31 «Гомельэнерго»

РУП

«Гродноэнерго» Ш на 1.01.2020 г. • На конец 2025 г.

Рис. 1. Количество объектов энергетической отрасли интегрированных АСКУЭ ММПГ на 1.01.2020 г., на конец 2025 г.

Fig.1. The number of objects in the energy industry of integrated ASKUE MMPG as of01.01.2020, at the end of2025

1400 1200

1000

800

600

400

200

РУП РУП РУП РУП РУП РУП ГПО "Белэнерго"

"Брестэнерго" "Витебскэнерго" "Гомельэнерго" "Гродноэнерго" "Минскэнерго" "Могилевэнерго"

общее количество объектов энергетической отрасли

■ количество объектов энергетической отрасли, интегрированных в региональную АСКУЭ

Рис. 2. Доля объектов энергетической отрасли на Fig. 2. The share of facilities in the energy sector as 1.01.2020 г. of01.01.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

"Брестэнерго" "Витебскэнерго" "Гомельэнерго" "Гродноэнерго" "Минскэнерго" "Могилевэнерго"

■ общее количество объектов энергетической отрасли

■ количество объектов энергетической отрасли, интегрированных в региональную АСКУЭ

Рис. 3. Доля объектов на конец 2025 г.

Fig. 3. Share of facilities at the end of2025 102

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

РУП "Брестэнерго" РУП РУП РУП РУП РУП ГПО "Белэнерго"

"Витебскэнерго" "Гомельэнерго" "Гродноэнерго" "Минскэнерго" "Могилевэнерго"

I Доля промышленных и приравненным к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВ-А и выше, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии на 1.01.2020 г.

Доля промышленных и приравненным к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВ-А и выше, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии на конец 2025 г.

Рис. 4. Прогноз изменения показателя доли Fig. 4. Forecast of changes in the indicator of the объектов энергетической отрасли, share of energy facilities integrated into the regional

интегрированных в региональную automated system for monitoring and metering of

автоматизированную систему контроля и учета electrical energy электрической энергии

5. Доля промышленных и приравненным к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВ-А и выше, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии, которая рассчитывается:

к

Асэ5 =-П

где: к - количество промышленных и приравненных к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВА и выше, интегрированных в АСКУЭ;

п - общее количество промышленных и приравненных к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВА и выше.

В расчете данного показателя наряду с предприятиями РУП-облэнерго участвуют прочие субъекты хозяйствования, хотя их доля весьма незначительна в целом по Белорусской энергетической системе.

Текущие значения данного показателя и его прогнозные величины представлены в таблице 2.

Таблица 2

Доля промышленных и приравненным к ним потребителей, с присоединенной мощностью 250 кВ-А и

Субъект хозяйствования На 1.01.2020 г. На конец 2025 г. Отклонение

k n k n k n

РУП «Брестэнерго» 187 5542 0,03 227 5508 0,04 40 -34 0,01

РУП «Витебскэнерго» 277 581 0,48 186 543 0,34 -91 -38 -0,14

РУП «Гомельэнерго» 169 407 0,42 524 616 0,85 355 209 0,43

РУП «Гродноэнерго» 300 777 0,39 473 789 0,60 173 12 0,21

РУП «Минскэнерго» 871 1622 0,54 886 1637 0,54 15 15 0

РУП «Могилевэнерго» 143 528 0,27 152 528 0,29 9 0 0,02

Прочие 1952 9462 0,21 4 5 0,8 -1948 -9457 0,59

ГПО «Белэнерго» 3458 15049 0,23 3820 9626 0,4 362 -5423 0,17

6. Доля бытовых потребителей, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии, рассчитывается по формуле:

_ к

Асэ6 = ~ П

где: к - количество бытовых потребителей, интегрированных в автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии;

п - общее количество бытовых потребителей электроэнергии.

Значение данного показателя на 1.01.2020 г. и на конец 2025 г. представлен на рисунке 5.

1,2

0,8

0,6

0,4

0,2

0,538

РУП "Брестэнерго" РУП РУП РУП РУП "Минскэнерго" РУП Прочие ГПО "Белэнерго"

"Витебскэнерго" "Гомельэнерго" "Гродноэнерго" "Могилевэнерго"

на 1.01.2021 г.

на конец 2025 г.

Рис. 5. Доля бытовых потребителей, Fig. 5. The share of household consumers integrated интегрированных в автоматизированную систему into the automated control and metering system for контроля и учета электрической энергии electrical energy

7. Доля энергоисточников, оснащенных автоматизированной системой управления технологическими процессами, рассчитывается:

_ к

П

где: к - количество энергоисточников, оснащенных АСУ ТП;

п - общее количество энергоисточников.

1,2

1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

0,53

0,64

0,63

0,41

0,44 0,44

0,45

0,39 0,41

РУП РУП РУП РУП РУП РУП Прочие ГПО "Белэнерго"

"Брестэнерго" "Витебскэнерго" "Гомельэнерго" "Гродноэнерго" "Минскэнерго" "Могилевэнерго"

на 1.01.2021 г.

на конец 2025 г.

Рис. 6. Доля энергоисточников, оснащенных Fig. 6. The share of energy sources equipped with an автоматизированной системой управления automated process control system as of 01.01.2020 технологическими процессами на 1.01.2020 г. и and at the end of2025

1

0

1

на конец 2025 г.

8. Степень автоматизации контроля сотрудников.

Данный показатель рассчитывается на основании следующего соотношения:

А _ к

лкс 4

где: к - значение экспертной оценки степени автоматизации контроля, рассчитанной по следующей шкале:

- 0 - автоматизация функций контроля сотрудников отсутствует;

- 1 - внедрена система автоматического учета рабочего времени (прибытия - убытия) сотрудников;

- 2 - внедрена автоматическая система контроля местонахождения (присутствия на рабочем месте) сотрудников;

- 3 - внедрена автоматическая система учета времени полезной деятельности сотрудников;

- 4 - внедрена автоматическая система учета результативности деятельности сотрудников.

Значение показателей на 1.01.2020 г. и конец 2025 г. представлена на рисунке 7.

РУП "Брестэнерго" 1

ГПО"Белэнерго"

Прочие

РУП

"Могилевэнерго"

РУП

"Витебскэнерго"

РУП

'Гомельэнерго"

РУП

"Гродноэнерго"

РУП "Минскэнерго" -на 1.01.2021 г. -на конец 2025 г.

Рис. 7. Степень автоматизации контроля Fig. 7. The degree of automation of employee control сотрудников на 1.01.2020 г. и на конец 2025 г. по as of 01.01.2020 and at the end of 2025 for the IES ОЭС

9. Доля объектов энергетической отрасли, оснащенных автоматизированной системой контроля качества электроэнергии

А _ к

Афк 2 _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п

где: к - количество энергетических объектов, оснащенных автоматизированной системой контроля качества электроэнергии; п - общее количество энергетических объектов.

Таблица 3

Доля объектов энергетической отрасли, оснащенных автоматизированной системой контроля качества

Субъект хозяйствования На 1.01.2020 г. На конец 2025 г. Отклонение

k n Афк2 K n Афк2 k n Афк2

РУП «Брестэнерго» 242 242 1 242 242 1 0 0 0

РУП «Витебскэнерго» 22 229 0,1 37 229 0,2 15 0 0,1

РУП «Гомельэнерго» 14 250 0,1 14 250 0,1 0 0 0

РУП «Гродноэнерго» 14 35 0,4 29 52 0,6 15 17 0,2

РУП 82 233 0,4 118 233 0,5 36 0 0,1

«Минскэнерго»

РУП «Могилевэнерго» 0 0 - 0 0 - 0 0 -

Прочие 1 4 0,3 1 4 0,3 0 0 0

ГПО «Белэнерго» 325 1076 0,3 441 1093 0,4 116 17 0,1

10. Степень автоматизации документооборота. При расчете данного показателя, изначально все организации для возможности включения в данный перечень должны иметь положительный ответ на вопрос подключения субъекта хозяйствования к СДМО. При наличии положительного ответа расчет осуществляется по формуле:

Ь/

А

СМДО

2

где: Ь - количество мест в офисе, подключенных к системе внутреннего электронного документооборота;

а - укажите количество рабочих мест в офисе. По ГПО «Белэнерго» значение данного индикатора:

- на 1.01.2020 г. - 0,26;

- на конец 2025 г. прогнозируется - 0,26.

11. Доля взаимодействий с иностранными (международными) компаниями, реализованных путем электронного документооборота. Расчёт осуществляется аналогично многим иным индикаторам по формуле:

А - к

АМЭ -

п

где: к - количество иностранных (международных) компаний, с которыми осуществляется взаимодействие с помощью электронного документооборота;

п - общее количество иностранных (международных) компаний, с которыми осуществляется взаимодействие.

В Стратегии информатизации и цифровой трансформации государственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» на период 2021 - 2025 годы данный показатель не рассчитывается, что не вполне оправдано, поскольку многие РУП-обэнерго осуществляют взаимодействия со значительным количеством как минимум поставщиков основного технологического оборудования, приобретаемого для модернизации белорусской энергетической системы.

12. Степень автоматизации принятия решений рассчитывается следующим образом:

У4 к

¿-и-1 '

апр

3

где: к.1 - экспертный оценочный ответ на каждый из 4-х вопросов с выставлением ответов по следующей шкале (максимум 3 балла):

- 0 - не автоматизирована;

- 0,5 - используется электронная нормативно-справочная информация;

- 0,5 - используется пассивная СППР, позволяющая собирать и структурировать информацию, необходимую для принятия решения;

- 1 - используется активная СППР, выполняющая анализ имеющейся информации и формирующая возможные варианты решений;

- 1 - используется кооперативная СППР, позволяющая изменять, пополнять или улучшать возможные решения, предлагаемые системой, затем посылая их в систему для проверки.

Значения данного показателя в разрезе РУП-облэнерго представлены в таблице 4.

Таблица 4

Прогноз выполнения показателя Степень автоматизации принятия решений

РУП-облэнерго

Обозначен ие Брест Витебск Гомель Гродно Минск Могилев Прочие ГПО «Белэнерго»

на 1.01.2020 г.

4 ь ¡=1 2 2 0,5 0,5 1 - 1 2

АПР 0,67 0,67 0,17 - 0,33 0,33 0,67

на конец 2025 г.

4 ¡=1 0,5 2 2 2 0 1 - 1

Апр 0,17 0,67 0,67 0,67 - 0,33 0,42

Отклонение

4 ь ;=1 -1,5 0 1,5 1,5 -1 - - -1

АПР -0,5 0 0,5 - - 0,33 -0,33 -0,25

13. Наличие системы, позволяющей оценивать качество продукции, качество обслуживания в режиме онлайн/ размещение предприятия на общей платформе оценки качества продукции, качества обслуживания

По сути, при оценке данного показателя используется бинарное значение 0 или 1 при ответе на вопрос: «Размещена ли ваша организация (предприятие) на общей онлайн-платформе оценки качества продукции, качества обслуживания (к таким платформам можно отнести качество-услуг.бел, Google Мой бизнес и др.)

I 0 - нет

И Hi-*

Таблица 5

Прогноз выполнения показателя Степень автоматизации принятия решений

РУП-облэнерго

т к с ь о к в е ГПО

Обозначение с и & б и н л е £ н « О с К я (-Н Прочие «Белэнерго»

W и m о 1-4 р 1-4 Ми о Мо

на 1.01.2020 г.

И 0 0 1 1 0 1 0,29 0

на конец 2025 г.

И 0 0 1 1 0 1 0,38 0

14. Степень информатизации взаимодействующих организаций в «Стратегии информатизации и цифровой трансформации государственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» на период 2021 - 2025 годы» предлагается считать на основе следующего соотношения:

А - к п

где: к - сумма баллов, полученных субъектами хозяйствования, при ответе на вопрос «Есть ли возможность у информационных систем предприятия (организации) предоставить удаленный доступ в рамках их компетенции следующим заинтересованным сторонам, выберите все подходящие варианты (если несколько, то просуммировать)». п - общее количество баллов.

Для расчета величины к опрашиваются следующие типы контрагентов: поставщики - 1 балл; потребители - 1 балл; компетентные органы - 1 балл; общественные организации

- 1 балл; сервисные службы - 1 балл.

Таблица 6

_Степень информатизации взаимодействующих организаций_

РУП-облэнерго

т к с ь о к в е ГПО

Обозначение с и р б и н л е 5! н « о с к я 1-е Прочие «Белэнерго»

Б и В о Г р Г Ми о Мо

на 1.01.2020 г.

к 2 1 0 5 0 1

АВО

на конец 2025 г.

п 2 1 0 1 0 1

Аво

15. Доля закупок, проведенных на электронных торговых площадка рассчитывается по формуле:

А - к

Апз -

п

где: к - Количество закупок, проведенных на электронных торговых площадках; п - общее

количество проведенных закупок.

Таблица 7

Доля закупок, проведенных на электронных торговых площадках

Субъект хозяйствования На 1.01.2020 г. На конец 2025 г. Отклонение

к п к п к п

РУП «Брестэнерго» 1183 1347 0,88 1183 1347 0,88 0 0 0

РУП «Витебскэнерго» 1443 1598 0,90 201 596 0,34 -1242 -1002 -0,56

РУП «Гомельэнерго» 158 616 0,26 458 509 0,9 300 -107 0,64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РУП «Гродноэнерго» 9 447 0,02 20 500 0,04 11 53 0,02

РУП «Минскэнерго» 1296 1823 0,71 1296 1823 0,71 0 0 0

РУП «Могилевэнерго» 521 1105 0,47 800 1200 0,67 279 95 0,2

Прочие 934 2607 0,36 984 1868 0,53 50 -739 0,17

ГПО «Белэнерго» 6164 11422 0,54 4942 7843 0,63 -1222 -3579 0,09

16. Наличие доступа у сотрудников к информационным ресурсам локальной и глобальной сети определяется по следующей шкале:

- 0 - доступ у сотрудников к информационным ресурсам локальной и глобальной сети отсутствует;

- 1 - доступ имеется только к внутренним ресурсам сети организации;

- 2 - доступ имеется к информационным ресурсам локальной и глобальной сети. При этом следует отметить, что отдельные элементы и аналогичные подходы

можно встретить в мировой практике [2]. Предложенный в «Стратегии информатизации и цифровой трансформации государственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» на период 2021 - 2025 годы» методический подход, построенный на основе индикативных показателей, по нашему мнению, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Совершенствование методологии оценки цифровой трансформации ОЭС По мнению авторов применяемая методология нуждается в следующих доработках.

- изменения методики расчета отдельных индикаторов. Поскольку в существующей трактовке в результате реализации предложенных мероприятий (таблица 1) происходит их ухудшение. Вместе с тем, на её реализацию планируется направить около 250 млн. долл. США;

- установления нормативных значений показателей;

- формирования единого агрегированного (интегрального) индекса степени информационной трансформации белорусской энергетической системы для возможности оценки качественного и количественного роста показателей уровней автоматизации, информатизации и цифровизации в энергетике.

Поскольку с учетом предложенных в Стратегии индикаторов и их размерностью формирование интегрального индекса является проблематичным, по мнению авторов, в настоящее время целесообразно осуществлять оценку степени информационной трансформации на основе следующего подхода.

Во-первых, регламентировать общие методические принципы оценки эффективности цифровой трансформации ОЭС Беларуси, включающие разработку:

- стратегических задач цифровой трансформации;

- подходов к оценке затрат на цифровую трансформацию;

- подходов к оценке результатов и эффективности цифровой трансформации;

- подходов к оценке межотраслевых эффектов (синергетических эффектов и эффектов экстерналии «каннибализма» одних проектов за счёт реализации других);

- походов к оценке иных эффектов (социальных, экологических).

Во-вторых, определить состав индикаторов.

В-третьих, разработать алгоритм ранжирования проектов (мероприятий) для включения в дорожные карты, предусматривающих с одной стороны достижение целевого индикатора реализации дорожной карты и как следствие стратегической задачи, и с другой стороны получение заданного эффекта (экономического, социального, экологического и иного, описанного в разделе характеристика результатов).

В качестве экономического эффекта с учетом различного срока действия проектов предлагается использование показателя величины сравнительного эквивалентного годового дохода (СЕАА) всей программы [3, 4].

Применение данного подхода позволит получить экономический эффект в виде снижения среднеотпускных тарифов не менее чем на 5%, рассчитанных в сопоставимых условиях

Алгоритм оценки цифровой трансформации ОЭС Беларуси проиллюстрируем на рисунке 8.

Рис. 8. Алгоритм оценки уровня цифровой Fig. 8 Algorithm for assessing the level of digital трансформации ОЭС Беларуси transformation of the UPS of Belarus

В качестве стратегических задач по цифровой трансформации ОЭС Беларуси, по мнению авторов [5, 6], могут выступать следующие задачи:

1. обеспечение бесперебойности поставок электроэнергии потребителям;

2. снижение уровня аварийности на объектах электроэнергетики;

3. снижение производственного травматизма и смертности в электроэнергетике;

4. повышение качества поставляемых потребителю электроэнергии и тепла;

5. сокращение уровня вредных выбросов при производстве электроэнергии и тепла;

6. повышение экономической эффективности производственных процессов в электроэнергетике;

7. сдерживание роста ценовой нагрузки на потребителя;

8. эффективное импортозамещение, программного обеспечения, оборудования и услуг, связанных с цифровыми технологиями в электроэнергетике;

9. повышение эффективности конечного использования электроэнергии;

10. повышение конкурентоспособности белорусских цифровых технологий в сфере электроэнергетики;

11. создание и развитие научных школ и образовательных центров для подготовки специалистов по работе с цифровыми технологиями.

Для оценки результатов решения каждой из перечисленных задач цифровой трансформации целесообразно ввести один или несколько количественно оцениваемых индикаторов. В зависимости от решаемой стратегической задачи, для оценки ее результатов могут применяться: производственные и экономические индикаторы, оба вида индикаторов.

Также необходимо провести оценку предлагаемых индикаторов на предмет их возможности (реалистичности) расчета на основании существующих статистических данных, либо необходимости разработки дополнительных форм отчетности, а также степени воздействия цифровой трансформации непосредственно на достижение показателя вне зависимости от других влияющих факторов.

Основные проблемы цифровой трансформации в электроэнергетики

Остановимся ещё на нескольких важных аспектах, связанных с цифровой трансформацией, а именно:

1) вопросы кибербезопасности, которые весьма актуальны для электроэнергетики, и многими авторами относятся к безусловным отрицательным последствиям цифровизации экономики, и необходимостью увеличения затрат на защиту данных [8, с.28]. Кибербезопасность является критической проблемой для всей инфраструктуры, в т.ч. и энергетической, поскольку всё больше устройств становятся взаимосвязанными. Это касается абсолютно всех автоматизированных систем энергетической отрасли: щитов управления, электрических и коммуникационных сетей связи и т.п. Например, безопасность новых систем связи, в значительной степени, зависит от механизмов аутентификации, авторизации и шифрования [9]. Эти механизмы должны быть включены во все уровни стека протоколов, от физического до прикладного уровней. Энергоснабжающие организации могут повысить безопасность систем связи с помощью технологий проводной связи, таких как брандмауэров, виртуальных частных сетей и безопасности интернет-протокола (IPsec). Безопасность может быть повышена также за счёт механизмов безопасности более высокого уровня, таких как «безопасная оболочка» (англ. Secure Shell - SSH) и протокола защиты транспортного уровня (англ. Transport Layer Security - TLS) [10, с .68 - 69]. Аналогичным образом можно рассмотреть и другие составные элементы информационной системы.

При этом в Республики Беларусь отсутствуют научно-обоснованные критерии, методы оценки экономических последствий цифровой трансформации с точки зрения возможных негативных последствий, вызванных киберпреступлениями в энергетической сфере. Данная тема требует дальнейшего углубленного изучения.

2) вопросы, связанные с единой системой управления состоянием энергетического оборудования. Концепция единой информационной системы управления состоянием энергетического оборудования основывается на подходах, методах и требованиях теории иерархических многоуровневых, многоцелевых и многоэшелонных систем, к которым относится отрасль электроэнергетика, представляющая собой сложную иерархическую многоуровневую и многоцелевую социотехническую систему, а также основанных на ней прикладных разработок в области электроэнергетики [11, 12, 13].

Для построения архитектуры системы, схемы и правил взаимодействия в рамках единого индустриального интернета необходимо учитывать следующие принципы [14]:

- централизация и иерархичность системы управления единой энергосистемой -подчиненность субъектов низшего уровня верхним и перевод части управленческих бизнес -процессов на более высокий уровень управления;

- непрерывность цепочки создания продуктов энергосистемы - последовательность преобразования сырья, поставляемого из технических систем поставщиков кинетическую энергию пара (воды), механическую энергию вращения роторов энергооборудования,

энергию электромагнитного поля и другие энергетические ресурсы, передаваемые потребителям;

- многоуровневость единого индустриального интернета - наличие различных уровней (информационного, коммуникационного, инфраструктурно -телекоммуникационного) системы единого индустриального интернета, направленных на сбор, анализ, преобразование сигналов информации о состоянии оборудования в управленческие воздействия, направленные на достижение целей субъектов системы.

Зарубежный и отечественный опыт внедрения подобных систем показывает, что особое внимание должно быть уделено вопросам интегрируемости технологических компонентов системы. А именно, необходимо тестирование внедряемых устройств на функциональное соответствие стандартам. Поскольку это тестирование представляет само по себе достаточно сложную задачу, для ее решения необходимо создание специального сертификационного центра, который мог бы осуществлять в полном объеме тестирование на соответствие стандарту любых устройств.

Другим важным фактором является высокая стоимость технических средств, реализующих новую технологию. Как правило, на первых этапах развития технологии разрабатываются специализированные приборы, наиболее полно реализующие потенциал новых подходов. При этом немалые затраты на разработку закладываются в конечную стоимость разработанных устройств, а так как на начальном этапе о крупносерийном производстве таких приборов говорить не приходится, получается типичный для внедрения новых технологий замкнутый круг: дорого, так как малая серия, и малая серия, потому что дорого.

Третьим фактором, сдерживающим развитие подобных систем, является фрагментарность существующего оборудования. Эта неравномерность в развитии приборного парка проявляется при проектировании реальных систем. Приборы либо частично осуществляют функции, требуемые для реализации системы, либо не реализуют совсем.

3) вопросы, связанные с созданием единой общеотраслевой нормативно-правовой базы и её кибербезопасности. Часто компании, предлагая свои проекты реализации систем автоматизации, руководствуются субъективным мнением по их построению, что влечет за собой проблемы интеграции оборудования в реальных условиях на объекте электроэнергетики вплоть до полной информационной несовместимости компонентов системы и, как итог, экономическую и техническую нецелесообразность внедрения новых технологий [15], а также вопросы кибербезопасности. Подтверждением актуальности данной темы служат исследования [16, 17].

Заключение

Реализация предложенного алгоритма оценки степени цифровой трансформации ОЭС Беларуси позволит более комплексно подойти к формализованной (количественно измеряемой) оценки цифровизации с различных её аспектов: технологической, экономической, социальной, экологической и др. Кроме того, реализация мероприятий, представленных в Стратегии с учетом трансформации методического подхода к отбору мероприятий с т.з. анализа их эффективности на основе единого агрегированного показателя повысит эффективность функционирования ГПО «Белэнерго», качество оказания энергетических услуг, удовлетворенность потребителей и будет способствовать устойчивому энергетическому развитию Республики Беларусь.

Не менее важной для исследования темой служит анализ экономических последствий цифровой трансформации, связанной как с киберпреступлениями, так и с системой управления состоянием энергетического оборудования.

Литература

1. Стратегия информатизации и цифровой трансформации государственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» на период 2021-2025 годы: приказ ГПО «Белэнерго» от 9.04.2021 г. №75. Бизнес-инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2020.

2. Ковалев М.М., Головенчик Г.Г. Цифровая экономика шанс для Беларуси : моногр. / Минск : Изд. центр БГУ, 2018. 327, [4] с.

3. Прусов, С.Г. Оценка эффективности инвестиционных проектов в электроэнергетике: моногр. Минск: Мисанта, 2016. 228 с.

4. Прусов С.Г. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта с учетом анализа рисков. Минск: Бестпринт. 2018. 183 с.

5. Зорина Т.Г. Формирование стратегии устойчивого энергетического развития: монография. Минск: Мисанта. 2016. 332 с.

6. Камоцкая, Н.И. Энергетическая безопасность Республики Беларусь в условиях международной интеграции. Белорусский национальный технический университет. Минск : Право и экономика, 2019. 180 с.

7. Измерение и оценка результатов и эффектов цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса // Источник [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https://in.minenergo.gov.ru/upload/iblock/29a/29a0484ea0e4bd272252a486a80f2c32.pdf. Дата доступа: 15.04.2021.

8. Роман, М. Инновационные мегатренды: цифровая экономика и тенденции её развития // Экономика, финансы, управление. 2021. №6 (247). С. 25-28.

9. Busom N., Sebe F., Petrlic R., et al. Efficient smart metering based on homomorphic encryption // Computer Communications. 2016. V. 82. pp. 95-101.

10. Большев В.Е., Виноградов, А.В. Перспективные коммуникационные технологии для автоматизации сетей электроснабжения // Вестник КГЭУ. 2019. №2 (42). С. 65-82.

11. Воропай Н.И., Подковальников С.В., Труфанов В.В. Обоснование развития электроэнергетических систем: Методология, модели, методы, их использование. Новосибирск: Наука, 2015. 448 с.

12. Дементьев В.Т., Ерзин А.И., Ларин Р.М., и др. Задачи оптимизации иерархических структур. Новосибирск: Издательство Новосибирск. университета, 1996. 105 с.

13. Минаева Ю.В. Математическая модель оптимизации иерархических многоуровневых систем производственного типа // Вестник Дагестанского государственного технического университета. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. Т. 45. № 2. С.140-148. .doi: 10.21822/2073-6185-2018-45-2-140-148.

14. Месарович М., Макои Я.Д. Такахара Теория иерархических многоуровневых систем / под ред. Г.С. Поспелова. М.: Мир, 1973. 343 с.

15. Шубина С.К., Логачева А.Г. Концепция единой системы управления состоянием энергетического оборудования // Вестник КГЭУ. 2019. № 2 (42). С. 24-37.

16. Armin J., Thompson Kijewski P., B. Ariu D., et al. Cybercrimes in the economic sphere // Источник [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: (PDF) 2020 Cybercrime Economic Costs: No Measure No Solution (researchgate.net) Дата доступа: 17.06.2021.

17. Sviatun, A.V., Gonchruk, O.V., Chernysh, R., Kuzmenko, O., Kozych, I.V. Combating cybercrime: economic and legal aspects // Источник [Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа:https://www.researchgate.net/publication/351740010_Combating_Cybercrime_Economic _and_Legal_Aspects/ Дата доступа: 17.06.2021

Авторы публикации

Зорина Татьяна Геннадьевна - д-р экон. наук, доцент, заведующий сектором «Экономика энергетики» Института энергетики Национальной академии наук Беларуси.

Прусов С.Г. - канд., экон., наук, ведущий научный сотрудник сектора «Экономика энергетики» Института энергетики Национальной академии наук Беларуси.

References

1. The strategy of informatization and digital transformation of the state association of the electric power industry «Belenergo» for the period 2021 - 2025: order of the State Production Association «Belenergo» dated April 9, 2021, No. 75 // Business-info [Electronic resource] / Professional Legal Systems LLC, National Center legal information of the Republic of Belarus. -Minsk, 2020.

2. Kovalev M. Digital Economy a Chance for Belarus: monograph. Publishing house. center of BSU, 2018. 327, [4] p.

3. Prusov S. Evaluation of the efficiency of investment projects in the electric power industry: monograph. Misanta, 2016. 228 p.

4. Prusov S. Development of a business plan for an investment project taking into account risk analysis. Bestprint, 2018. 183 p.

5. Zorina T. Formation of a sustainable energy development strategy: monograph. Misanta, 2016. 332 p.

6. Kamotskaya N. Energy security of the Republic of Belarus in the context of international integration. Belarusian National Technical University. Law and Economics, 2019. 180 p.

7. Measurement and evaluation of the results and effects of digital transformation of the fuel and energy complex. Source [Electronic resource]. 2019. Access mode: https: //in.minenergo.gov.ru/upload/iblock/29a/29a0484ea0e4bd272252a486a80i2c32.pdf - Access date: 15.04.2021.

8. Roman M. Innovative megatrends: digital economy and trends of its development. Economics, finance, management. 2021. 6 (247):25-28.

9. Busom N, Sebe F, Petrlic R, et al. Efficient smart metering based on homomorphic encryption. Computer Communications. 2016. 82:95-101.

10. Bolshev V, Vinogradov A. Perspective communication technologies for automation of power supply networks. Bulletin of KSPEU. 2019. 2 (42): 65-82.

11. Voropay N, Podkovalnikov S, Trufanov V. Justification of the development of electric power systems: Methodology, models, methods, their use. Nauka. 2015. 448 p.

12. Dementyev V, Erzin A, Larin R, Shamardin Yu. Optimization problems for hierarchical structures. Publishing House. University, 1996. 105 p.

13. Minaeva Yu. Mathematical model of optimization of hierarchical multilevel systems of production type. Bulletin of the Dagestan State Technical University. TECHNICAL SCIENCE. 2018. 45.2:140-148.

14. Mesarovich M. Theory of hierarchical multilevel systems. Mir, 1973. 343 p.

15. Shubina S, Logacheva A. The concept of a unified control system for the state of power equipment Bulletin of KSPEU. 2019. 2 (42):24 - 37.

16. Armin J, Thompson, Kijewski P, Ariu D, Giasinto G, Roli F. Cybercrimes in the economic sphere. Source [Electronic resource]. 2021. Access mode: (PDF) 2020 Cybercrime Economic Costs: No Measure No Solution (researchgate.net) Access date: 17.06.2021.

17. Sviatun A, Gonchruk O, Chernysh R, Kuzmenko O, Kozych I. Combating cybercrime: economic and legal aspects. Source [Electronic resource]. 2021. Access mode: https://www.researchgate.net/publication/351740010_Combating_Cybercrime_Economic_and_Le gal_Aspects/ Access date: 17.06.2021

Authors of the publication Tat'yana G. Zorina - National Academy of Sciences of Belarus (Minsk, Belarus). Prusov S.G. - National Academy of Sciences of Belarus (Minsk, Belarus).

Получена 14.10.2021г

Отредактирована 23.10.2021г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принята 25.10.2021г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.