Методология и технология профессионального образования
Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 285 — 288. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):285 — 288.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 796/799
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-285-288 NIION: 2007-0062-4/24-211
EDN: https://elibrary.ru/TRESPG MOSURED: 77/27-004-2024-04-411
Совершенствование методики занятий по физическому воспитанию со студентами основной группы здоровья ГИЭФПТ
Игорь Сергеевич Москаленко1, Игорь Алексеевич Шмыгельский2, Юрий Иванович Шульгов3
1 2 Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Россия 3 Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия, [email protected]
3 offiс[email protected]
Аннотация. Организация учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от других дисциплин, изучаемых в АОУ ВО ЛО «ГИЭФПТ», которые накладывают свой отпечаток на проведение занятий и содержание предмета «Физическая культура».
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, физические качества, двигательные навыки Для цитирования: Москаленко И.С., Шмыгельский И.А., Шульгов Ю.И. Совершенствование методики занятий по физическому воспитанию со студентами основной группы здоровья ГИЭФПТ // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 285 — 288. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-285-288. EDN: https://elibrary.ru/TRESPG.
METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
Improving the methodology of physical education classes with students of the main health group of the GIEFPT
Igor S. Moskalenko1, Igor A. Shmygelsky2, Yuri I. Shulgov3
1 2 State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Russia 3 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, [email protected]
3 off^[email protected]
Abstract. The organization of the educational process in physical education has a number of characteristic features that distinguish it from other disciplines studied at the GIEFT, which leave their mark on the conduct of classes and the content of the subject "Physical Culture".
Keywords: physical education of students, physical qualities, motor skills
For citation: Moskalenko I.S., Shmygelsky I.A., Shulgov Yu.I. Improving the methodology of physical education classes with students of the main health group of the GIEFT // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):285-288. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-285-288. EDN: https://elibrary.ru/TRESPG.
Введение. Согласно п. 28 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности», для проведения практических занятий по физической культуре и спорту
формируются учебные группы с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Необходимые условия медицинского осмотра для допуска
© Москаленко И.С., Шмыгельский И.А., Шульгов Ю.И., 2024
2024 / № 4 Education. Science. Scientific personnel
285
лиц к занятиям физической культурой и спортом регламентируются Приказом № 1144н.
Большинство студентов посещают занятия по физическому воспитанию в основной медицинской группе здоровья. Поэтому совершенствованию процесса физического воспитания в данной группе должно уделяться особенно пристальное внимание.
Ряд авторов свидетельствуют, что многие студенты при выполнении контрольных программных нормативов показывают низкие результаты, а при сдаче нормативов комплекса ГТО испытывают большие трудности [1—3].
Цель исследования. Мы провели исследования, основной задачей которых было установление влияния занятий по физическому воспитанию с различным распределением времени на обучение технике физических упражнений и развитие физических качеств на организм студентов основной медицинской группы.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали три группы студентов ГИЭФПТ в течение 2022/23 и 2023/24 учебных годов. Занятия по физическому воспитанию проводились два раза в неделю по 2 часа.
Первая группа (42 студента) посещала занятия по физическому воспитанию, на которых около 50% времени уделялось развитию физических качеств. У второй группы (43 студента) около 30% времени отводилось формированию двигательных навыков и развитию физических качеств — около 70% . Половину времени, выделенного на развитие физических качеств, занимали упражнения, развивающие быстроту, остальное время — способствующие овладению другими физическими качествами. Третья группа (43 студента) занимались по расписанию второй группы, однако с большим акцентом на развитие выносливости.
Программный материал проходили все три группы, но при планировании для второй и третьей групп уменьшилось время обучения гимнастическим упражнениям и метанию гранаты по сравнению с первой группой и увеличивалось время, уделяемое во второй группе бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину с разбега и играм, а в третьей группе — бегу на средние дистанции, кроссовому бегу и лыжной подготовке.
Один раз в месяц устанавливались плотность и физиологическая нагрузка занятий. В начале первого и в конце первого и второго курсов контролировался уровень физической подготовленности. При определении физической работоспособности и функциональной деятельности сер-
дечно-сосудистой и дыхательной систем применялись следующие методы: степ-тест PWC150 (по формуле Карпмана), Гарвардский степ-тест, максимальное потребление кислорода (МПК), окси-гемометрические исследования. В конце экспериментального периода определяли анаэробную лактатную работоспособность (по количеству молочной кислоты после соревновательного бега на дистанцию 500 м), алактатную мощность и газообмен при выполнении стандартной физической нагрузки.
Результаты исследования. При анализе занятий по физическому воспитанию, проведенных с исследуемыми группами, установлено, что общая их плотность у первой группы равнялось 90,75%, у второй — 94,60%, у третьей — 96,43%, моторная плотность занятий в первой группе в среднем была меньше, чем во второй и третьей группах (соответственно 56,02%, 73,12% и 79,65%). Объяснению и показу в первой группе уделялось 17,45% времени занятия, во второй — 8,35% и в третьей — 5,80% . На перестроения и простой больше времени израсходовали студенты первой группы — 18,20%, чем второй и третьей — 10,97% и 7,90% соответственно. Это связано с тем, что на занятиях со студентами второй и третьей групп меньше внимания обращалось на обучение технике физических упражнений. Кроме того, большая часть указаний и объяснений давалась во время выполнения физических упражнений.
Во всех группах физиологическая нагрузка занятий по семестрам постепенно возрастала.
Физическая подготовленность студентов во всех группах повышалась неравномерно и неодинаково успешно (табл. 1). Скоростные качества исследуемых нами студентов оказались весьма низкими: в конце второго курса контрольные нормативы в беге на 100 м не могли выполнить 97,62% студентов первой группы, 46,51% — второй и 48,84% — третьей.
Результаты Гарвардского степ-теста, степ-теста PWC150 и МПК показали превосходство студентов второй и третьей групп. 14,33% студентов первой группы на конечном этапе испытаний не смогли выполнить заданную нагрузку, а у большинства из них частота пульса в конце нагрузки повысилась до 200 уд/мин.
Оксигемометрические исследования показали, что у студентов третьей группы и частично второй лучше приспособляемость организма к гипоксии. У них также быстрее шли восстановительные процессы после задержки дыхания до отказа.
ы о ы
Таблица 1. Динамика физической подготовленности
о ш
сл о
о ф
со о (Б"
■о
ф
СП
о
Этап исследования
Упражнения и показатели Группа Начальный Промежуточный Конечный Прирост показателей г Р
1 17,60 + 0,13 16,90 + 0,08 17,28 + 0,10 0,32 2,00 < 0,05
Бег на 100 м, сек. 2 17,12 + 0,10 16,29 + 0,07 16,01 + 0,08 1,11 8,54 < 0,001
3 17,15 + 0,15 16,26 + 0,10 16,10 + 0,07 1,05 6,36 < 0,001
1 118,95 + 1,08 114,33 + 0,73 117,02 + 0,85 1,93 1,41 > 0,05
Бег на 500 м, сек. 2 118,23 + 1,02 111,76 + 0,86 109,09 + 0,73 9,14 7,23 < 0,001
3 118,32 +1,27 108,18 + 0,97 105,23 + 0,95 13,9 8,28 < 0,001
1 166,33 + 1,74 179,30 + 1,40 174,31 + 1,63 7,98 3,35 < 0,001
Прыжок в длину с места, см 2 166,58 + 1,23 189,16 + 1,52 189,53 +1,58 22,95 11,47 < 0,001
3 166,07 + 1,65 190,35 +1,87 190,44 + 1,26 24,37 11,71 < 0,001
Сгибание разгибание рук в упоре лежа, количество раз 1 3,81 +0,46 5,43 + 0,27 7,50 + 0,38 3,69 6,15 < 0,01
2 4,56 + 0,46 7,32 + 0,37 10,44 + 0,44 5,88 9,18 < 0,001
3 4,14 + 0,20 7,21 +0,31 12,58 + 0,44 8,44 10,96 < 0,001
Прыжок в длину с разбега, см 1 294,30 + 2,93 332,45 + 2,80 322,36 + 3,06 28,06 6,60 < 0,001
2 301,00 + 2,46 350,53 + 2,17 352,18 + 1,28 51,18 18,47 < 0,001
3 300,00 + 2,67 350,74 + 2,58 355,39 + 2,47 55,39 15,22 < 0,001
Экскурсия грудной клетки, см 1 6,66 + 0,18 6,50 + 0,17 6,45 + 0,13 0,21 0,95 > 0,05
2 6,81 +0,18 7,14 + 0,17 7,86 + 0,15 1,05 5,00 < 0,001
3 5,51 + 0,20 7,26 + 0,14 7,91 +0,10 1,40 6,36 < 0,001
1 2974 62 3116 48 3160 42 186 2,48 < 0,05
ЖЕЛ, см3 2 3018 76 3307 87 3486 68 468 4,59 < 0,001
3 3000 58 3472 60 3709 43 709 9,82 < 0,001
1 571,83+ 14,03 604,20+ 18,80 605,20+ 18,80 33,77 1,50 > 0,05
pwc 150 2 580,27+ 11,07 661,9+0 18,11 706,47+ 17,53 126,20 6,09 < 0,001
3 570,92+ 17,20 682,80+ 17,94 783,88+ 22,77 212,96 7,46 < 0,001
1 2,31 0,05 2,49 0,06 2,58 0,07 0,27 3,14 < 0,01
мпк 2 2,39 0,04 2,78 0,06 2,86 0,05 0,47 7,34 < 0,001
3 2,34 0,07 2,83 0,07 2,99 0,05 0,65 7,56 < 0,01
ф
ч о 1а О Ь О
-I
20
Ф X X
о ь о
-I □
"О
о -8-
ф г» г»
О X 0) ь т X
о
о о*
"О
0) ы
о ш 0) X 5 а
14) 00
После соревновательного бега на 500 м усту-дентов первой группы в венозной крови было 89,09 мг/% молочной кислоты, второй группы — 107,27, третьей — 136,73. Это свидетельствует о самой большой анаэробно-гликолитичес-кой производительности энергии студентов третьей группы, несколько меньше — второй, еще меньше — первой.
Анаэробно-алактатная мощность мышц оказалась самой большой у студентов второй группы — 1,076 кгм/сек/кг, у студентов третьей группы она равнялась 1,023 кгм/сек/кг, от них с достоверной разницей отставала первая группа — 0,925 кгм/сек/кг.
При выполнении стандартной физической нагрузки студентов всех трех групп потребляли почти одинаковое количество кислорода, но кислородный пульс у них был различен: в первой группе — 9,30 мл, во второй — 11,24 мл и в третьей — 12,52. Адаптация к физической нагрузке и восстановление после нее лучше у студентов третьей группы.
Физическая подготовленность, работоспособность, функциональная деятельность аппарата кровообращения и дыхания студентов при двухразовых 2-часовых занятиях по физическому воспитанию в неделю повышается быстрее у тех студентов, которые на данных занятиях около 65% времени уделяют развитию физических качеств и около 35% — формированию двигательных навыков. Наиболее эффективны упражнения, развивающие выносливость.
Выводы. В ряде случаев физическая подготовленность студентов, особенно скоростные качества, отстают от программных контрольных нормати-
вов и требований комплекса ГТО. При двухразовых занятиях в неделю в институте она развивается мало. Видимо, развитию быстроты больше времени должно уделяться в школьном возрасте.
На занятиях по физическому воспитанию со студентами основной медицинской группы около 70% времени рекомендуется уделять развитию физических качеств. Количество упражнений, требующих сложного технического исполнения, целесообразно уменьшить.
Список источников
1. Коваленко В.Н., Москаленко И.С., Демеш ВЛ. Самостоятельная физическая тренировка с оздоровительной направленностью студентов / / Теория и практика физической культуры. 2018. № 9. С. 48—50.
2. Москаленко И.С., Шмыгельский ИЛ., Богданов В.В. Оценка динамики формирования двигательных качеств и пути совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию в вузе // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 148—151.
References
1. Kovalenko V.N., Moskalenko I.S., Demesh V.P. Independent physical training with a wellness orientation of students / / Theory and practice of physical culture. 2018. No. 9. pp. 48—50.
2. Moskalenko I.S., Shmygelsky I A., Bogdanov V.V. Assessment of the dynamics of the formation of motor qualities and ways to improve the educational process of physical education in higher education / / Psychology and pedagogy of official activity. 2023. Nq. 4. p. 148—151.
Информация об авторах
И.С. Москаленко — заведующий кафедрой физической культуры Государственного института экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук, доцент;
И.А. Шмыгельский — старший преподаватель кафедры физической культуры Государственного института экономики, финансов, права и технологий;
Ю.И. Шульгов — старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Вологодского института права и экономики ФСИН.
Information about the authors I. S. Moskalenko — Head of the Department of Physical Culture of the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
I. A. Shmygelsky — Senior Lecturer of the Department of Physical Culture of the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology;
Yu.I. Shulgov — Senior lecturer at the Department of Combat and Tactical Special Training of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 19.09.2024; одобрена после рецензирования 21.10.2024; принята к публикации 21.11.2024. The article was submitted 19.09.2024; approved after reviewing 21.10.2024; accepted for publication 21.11.2024.